ВВЕДЕНИЕ 3
1 . Теоретическое исследование гендерных различий в проявлении вредных привычек 7
1.1 Концепции формирования вредных привычек 7
1.2 Гендерные концепции в социальной теории 14
1.3. Влияния гендерных различий в
проявлении вредных привычек студентов 19
2. Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлении вредных привычек у студентов 27
2.1.. Описание методики исследования 27
2.2 Программа исследования 33
2.3. Описание результатов исследования 39
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение
Актуальность проблемы исследования. Проблема вредных привычек не нова, изучалась многими учеными и стала поистине междисциплинарной. Интерес общества и исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития, а чаще всего в студенческой среде, юноши и девушки пробуют сигареты, алкоголь и т.п.
Курение одна из основных причин, влияющая на ухудшение здоровья подростков, и связана с ростом заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения и онкологических патологий.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более одной трети населения являются курильщиками.
По мнению большинства россиян (от 64% до 79%), грызть ногти, карандаш или ручку, сплёвывать на пол, ковырять в носу, использовать мат и другие нецензурные выражения, «слова-паразиты», постоянно опаздывать, - всё это вредные привычки.
Самая распространённая среди россиян вредная привычка - это курение, 72% респондентов отмечают, что она есть у кого-либо из их близких, друзей, коллег по работе.
Две трети респондентов (63%) признают, что у них лично имеется как минимум одна, а то и больше вредных привычек. Четвёртая часть опрошенных либо не имела таких привычек вовсе (14%), либо успела от них избавиться (11%). Мужчинам более свойственно признаваться, что у них есть вредные привычки, чем женщинам (75% и 54%); более того, к абсолютно безгрешным («вредных привычек у меня никогда не было») себя относят только 6% мужчин и значительно больше - 21% - женщин.
Понятие «гендер» позволяет сделать процесс научного гуманитарного познания человека более глубоким, открывает новые возможности для понимания сложной природы человеческого поведения, индивидуальных особенностей личности и механизмов ее социализации. Пол - одна из первых категорий, через которую человек осмысляет себя как индивидуальность и познает мир окружающих его людей[6].
Теоретическая и эмпирическая основа исследования. Проблема гендерности изучалась многими социологами. В частности, И. Н. Тартаковскя анализирует различные аспекты отношений между полами, а также процессы создания и изменения моделей мужественности и женственности.3 И. А. Жеребкина в рамках традиционных научных теорий рассматривает гендерные исследования с точки зрения социальных проблем пола5. Но, тем не менее, мало изучалось влияние гендерных различий в проявлении вредных привычек у человека.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных ВЦИОМом6, а также конкретного социологического исследования, проведенного автором данной дипломной работы.
Объект исследования: студенты КФУ.
Предмет исследования: гендерные различия в проявлении вредных привычек студентов КФУ (на примере табакокурения).
Цель: формирование гендерной модели вредных привычек у студентов Казанского Федерального Университета (на примере табакокурения)
На основании выше изложенного задачами дипломного исследования являются:
1. Рассмотрение теоретико-методологических основ анализа работ отечественных и зарубежных социологов по обозначенной проблеме.
2. Охарактеризовать социально-психологические особенности личности и гендерных различий в проявлении вредных привычек студентов КФУ.
3. Подобрать адекватные методики для эмпирического исследования гендерных особенностей в проявлении вредных привычек студентов.
4. Провести эмпирическое исследование гендерных особенностей в проявлении вредных привычек студентов (на примере студентов КФУ).
Гипотеза исследования: Существуют гендерные различия в проявления вредных привычек у студентов КФУ. К ним можно отнести причины, побуждающие студентов курить, отношение к курящим студентам разного пола.
Методологическая база исследования представлена теорией социального конструирования в изучении гендерного аспекта формирования вредных привычек у студентов. Согласно Здравомысловой Е., Темкиной А, гендерный аспект связан с предписанными обществом нормами мужского и женского поведения.9 Также в исследовании применен системный анализ, позволяющий обнаружить общее и особенное в социальной (гендерной динамике) вредных привычек у студентов, раскрыть специфику их становления и выявить тенденции их дальнейшей эволюции.
При изучении гендерности и исследовании вредных привычек студентов нами использовались следующие эмпирические методы исследования: анкетный опрос и методы обработки эмпирического материала. Проведен статистический анализ информации, подсчитаны линейные распределения (частотные таблицы) по всем параметрам и подсчитаны перекрестные таблицы.
Теоретическая значимость исследования. Выводы и заключения исследования являются теоретическим основанием для дальнейших исследований формирования и проявления вредных привычек у студентов Казанского Федерального Университета или в аналогичных учебных заведениях.
Практическая значимость. Полученные данные могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции возникновения вредных привычек в условиях высшего образования.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В ходе теоретического анализа работ отечественных и зарубежных социальных психологов было прослежено две тенденции в подходе к изучению проблемы вредных привычек - психологическая и социальная. Существует множество взглядов на вредные привычки, мы в своем исследовании придерживались идеи о том, что большинство людей испытывают потребность проявить вредную привычку эпизодически, принимая его как нечто естественное. Но закрепившиеся вредные
привычки начинают раздражать человека и постепенно либо уничтожает его жизненные силы, либо человек адаптируется к этим привычкам. По данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ большинство респондентов считают курение самой распространенной из вредных привычек.
В современном научном знании существует множество подходов к изучению понятия гендер. Мы остановились на трех социальных теориях. Согласно, структурно - функциональному анализу гендерный подход означает усвоение уже существующих гендерных схем через процесс социализации. В рамках теории социального конструирования это понятие связано с нормами мужского и женского поведения в обществе.
Таким образом, гендер может пониматься как социальная роль (женская или мужская), как социокультурный конструкт и как особый социальный институт.
Изучая механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в общеобразовательном процессе, не может игнорировать тот факт, что ряд профессий сегодня почти на представлен либо женщинами, либо мужчинами. Профессиональное воздействие на представителей разных полов - девочек и мальчиков оказывают преимущественно женщины (воспитатели - женщины; учителя - женщины), которые сами являются носителями определенных гендерных стереотипов и установок. Это определяет актуальность и значимость рассмотрения гендерных особенностей субъектов учебно-воспитательного процесса для теории и практики социальной психологии.
Гендерная социализация является частью общего процесса социализации, таким образом, она включает в себя два взаимосвязанных процесса. Во-первых, это усвоение индивидом социального опыта, психосексуальных установок и ценностных ориентаций, определенных способов поведения и деятельности, присущих представителям того или другого пола. Во-вторых, это процесс формирования полового самосознания (половой идентичности).
Для решения задач, поставленных в дипломной работе было проведено прикладное социологическое исследование методом анкетного опроса. В нем приняли участие 175 студентов Казанского Федерального Университета. После сбора и кодировки
информации будет проведен статистический анализ, подчитаны линейные распределения (частотные таблицы) по всем параметрам и подсчитаны перекрестные таблицы.
Доля курильщиков, а также причины, побуждающие мужчин и женщин к курению различны. Женщины отмечают эффекты социального влияния: влияние окружения, курение помогает налаживать контакты, мужчины преимущественно отмечают, что курение дает им уверенность в себе.
В целом разница между юношами и девушками, как в проявлении вредных привычек, отношения к своим вредным привычкам, так и в переживании эмоций, вызванных, проявлением вредных привычек не существует, что, возможно, объясняется как возрастными особенностями студентов, так и принадлежностью к одной социальной среде. Студенты переносят тяжело наличие у себя вредной привычки, независимо от гендерных различий.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что существуют гендерные различия в проявления вредных привычек у студентов КФУ, к ним можно отнести причины, побуждающие студентов курить, отношение к курящим студентам разного пола, подтверждена частично.
В целом, по отношению к своим вредным привычкам и переживаниям наличия этих вредных привычек у себя различий между юношами и девушками не выявлено.
1) Аберкромби, Н. и др. Социологический словарь/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004- 620 с.
2) Брайдотти Р. Половое различие как политический проект номадизма // Хрестоматия феминистических текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Спб. Буланин, 2000. С. 224, 225
3) Введение в гендерные исследования. Ч. Е Учебное пособие/ под ред. И.
А. Жеребкиной - Харьков: СПб, 2001.- 708с.
4) Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Под ред. Е.И.Покровского. - М., 1989.
5) Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. С. 11¬45, 217-284.
6) Гамезо М.В., Герасимов B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
7) Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие- 2-е изд., перераб. и доп. - М: Флинта, 2005. - 384с.
8) Гурко Т. А. Гендерная социология// Социология в России. Под ред. В.
А. Ядова. М.: «На Воробьевых» совместно с Институтом социологии РАН, 1996.
С. 169
9) Здравомыслова Е, Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998, №3-4. С. 177-182
10) Здравомыслова Е., Темкина А. Введение. Феминистский перевод: текст, автор, дискурс// Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Е.
Здравомысловой и А. Темкиной. СПб. Буланин, 2000. С. 18
11) Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. СПб., 1998.188-202с.
12) Коломенский Я.JI. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000.
13) Кон И.С. Психология половых различий //Вопросы психологии. 1981.№2.; Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
14) Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 1999.
15) Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978. С.50
16) Основы социально-психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов:
Н.Н.Богомолова, А.А.Бодалев, Р.Б.Гительмахер и др. / Под общей ред.
А.А.Бодалева и А.Н.Сухова. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 421 с
17) Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 480с.
18) Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола//Хрестоматия феминистических текстов. Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Спб. Буланин, 2000. С. 89- 139
19) Соблазны курения: Как противостоять им. // Семья и школа, 1997.—№3.
20) Социальная феминология. Учебное пособие. Иваново, 1998.- 305с.
21) Тартаковская И. Н. Гендерная социология,- М: «Вариант», 2005. - 368с.
22) Ушакин С. A. «Gender»: полезная категория для научной
карьеры?// Гендерная история: Pro et Contra. СПб. : Российский
госпедуниверситет им. А. И. Герцена. Кафедра всеобщей истории.
2000. С. 34-39
23) Хараш А.У. Психология одиночества // Педология / новый век. №4, 2000 г
24) Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: «Добросвет»
2001.-596с.
25) «НАШИ ПРИВЫЧКИ - ВРЕДНЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ» http://wciom.m/mdex.php?id=459&uid=10030[ицы
26) Почему курение представляет
проблему?
http:www.who.int/entity/mediacentre/news/releases/201l/wntd_20110530/г и/ - 40к (20.03.2012)
27) Цифры и факты
http://www.kpfu.m/main page?p sub=6067(12.05.2012)
28) «СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РОССИЯН: