Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ С.Т. РОМАНОВСКОГО

Работа №87295

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы71
Год сдачи2013
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ 7
1.1. Концепт и концептосфера «цвета» 7
1.2. Колоративная лексика как универсальная категория 10
1.3. Функциональное распределение содержательной базы колоративной
лексики 16
Выводы по главе 25
ГЛАВА 2. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
КОЛОРАТИВОВ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ С.Т.РОМАНОВСКОГО 27
2.1. Структурный анализ колоративов 27
2.2. Лексико-грамматические структуры колоративов 33
2.3. Функциональные особенности колоративов в детских рассказах
С.Т. Романовского 53
Выводы по главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность данного исследования определяется все возрастающим вниманием к творческой личности С.Т. Романовского, а также отсутствием в лингвистике научных работ, посвященных описанию колоративной лексики детских рассказов этого автора. Цветовой пласт этих произведений остается неисследованным, в то время как работа над его изучением позволяет открыть множество интерпретаций, характерных для художественного видения автора.
В произведениях С.Т. Романовского, обращенных к детям, широко представлены все основные цвета и их оттенки. Многообразие цветового поля позволяет усилить эмоциональное воздействие на читателя. Кроме того, богатое цветовое пространство может выступать дополнительной степенью свободы для творчества С.Т. Романовского, позволяя передавать через колоративную лексику более яркие и сформированные художественные образы.
Цветообозначение исследовалось лингвистами в разных аспектах, как правило, с установкой на формирование семантического поля колоративов. Если фиксация в словарях всех сложных колоративов достаточно проблематична, то изучение и описание основных колоративов, используемых автором, и указывающих на сочетание различных цветов не только возможно, но и необходимо. Колоративы используются в различных значениях, позволяя автору раскрыть красоту окружающего мира и многообразие связей в нем. Из всех физических качеств цвет является одной из важнейших, наиболее очевидных и ярких характеристик объектов окружающего мира. Цветовая палитра рассматривается как один из смысловых параметров, имеющий содержательное значение для организации поиска значимых вербальных и невербальных компонентов в содержательно интегративных художественных текстах. Изучение колоративной базы художников слова является важнейшим и перспективным направлением современной лингвистики.
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и во многом через цвет. Цветовые ассоциации и символы вошли в наше сознание, а колоративы, теряя собственно цветовое значение, стали приобретать расширенные характеристики.
Под колоративной лексикой мы понимаем слова, в структуре лексического значения которых есть сема цвета. Совокупность всех языковых единиц, передающих цветовую семантику в творчестве писателя, образует идиостилевое цветовое поле.
Колоративы, то есть слова, обозначающие цвет, представляют собой весьма распространенное и функционально значимое явление, поскольку цвет сопровождает нас всюду, и окружающий мир мы, как правило, воспринимаем во всей его цветовой гамме. Естественно это явление отражено в лексике русского языка и, как следствие, активно изучается лингвистами.
Проблема колоративной лексики раскрыта в работах Н.Б. Бахилиной [21], А.П. Василевича [24, 25], Р.М. Фрумкиной [66, 67], В.В. Колесова [37], B. В. Краснянского [40], М. Купера [44] и других исследователей. Творчеству C. Т. Романовского посвящены работы Л. Бычковой [23], Л. Пахомовой [49], И. Андреева [19], Р. Мустафина [47].
Цель исследования заключается в системном описании колоративной лексики в языке детских рассказов С.Т. Романовского и определении связей цветового представления окружающего мира в соответствии с цветообозначениями автора.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Изучить понятие колоративности в современном языкознании;
2. Рассмотреть функциональное распределение содержательной базы колоративной лексики;
3. Выявить принадлежность и характеристику колоративных элементов в детских рассказах С.Т. Романовского;
4. Определить доминирующие типы цветообразований и их колоративное значение в текстовом поле писателя.
Материалом для исследования послужили тексты детских рассказов С.Т. Романовского. Из них методом сплошной выборки было извлечено 317 примеров употребления лексем, содержащих в своём значении архисему «цвет», 147 из которых были отнесены к ключевым элементам цветового диапазона, рассмотрению подлежали существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Объектом настоящего исследования являются слова, в структуре лексического значения которых имеется сема цвета.
Предмет исследования представлен описанием поля цветозначений в авторском видении мира С.Т. Романовского.
Методы исследования: лингвистическое наблюдение и описание, структурно-семантический метод, семный и лингвистический анализ, а также элементы статистического исчисления.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования колоративов в детских рассказах С.Т. Романовского дают возможность расширить лингвистические представления об особенностях этой группы слов, многообразии её функционирования в художественной речи, особенностях употребления её в художественном пространстве С.Т. Романовского.
Практическая значимость исследования обеспечивается её теоретическими итогами, связанными с рассмотрением колоративной лексики в текстах. Итоги проведённого исследования способствуют объяснению специфики значений цветослов в детских рассказах. Полученные результаты могут быть использованы для изучения картины мира других писателей, а также при исследовании иных аспектов творчества С.Т. Романовского, выводы будут полезны при анализе художественных текстов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава исследования посвящена теоретическим основам изучения колоративной лексики. Во второй главе осуществляется лексико-грамматический и структурный анализ колоративов в детских рассказах С.Т. Романовского. Список использованной литературы содержит 74 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследованных текстах С.Т. Романовского методом сплошной выборки было извлечено 317 примеров употребления лексем, содержащих в своём значении архисему «цвет», 147 из которых были отнесены к ключевым элементам цветового диапазона, рассмотрению подлежали существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Адъективные структуры в исследуемых текстах встречались наиболее часто - 198 раз, субстантивные структуры используются 98 раз. Реже встречаются глагольные цветообозначения - 76 раз, а так же наречные структуры - 21 раз.
Зрительное восприятие для человека является одним из основных каналов поступления информации об окружающей действительности. К важнейшим составляющим зрительной картины мира относится цветовая картина мира. Цвет в восприятии человека - это неотъемлемая характеристика визуально воспринимаемых явлений и объектов окружающего мира, которая играет значимую роль в познании действительности.
Концепт цвета - это сложная ментальная единица, существующая в сознании человека, закрепляющая весь его предшествующий опыт путем сравнения и сопоставления, а также ассоциирования цвета с предметами окружающего мира; либо единица, отражающая универсальное, общечеловеческое восприятие предметов и событий через цвет, характеризующийся определенной направленностью.
В произведениях С.Т. Романовского, обращенных к детям, широко представлены все основные цвета и их оттенки. К одним из наиболее часто используемых в цветовой палитре произведений С.Т. Романовского относятся белый и красный цвета, при этом они приобретают различную смысловую нагрузку. Так, эти цветообозначения, с одной стороны, могут указывать лишь на колористический признак тех или иных объектов окружающего мира, а могут и нести в себе эмоционально-оценочный компонент.
Так, например, Буско - не просто белый конь. Он особенный и поэтому цвет у него бусый, а не серый. Лопата не просто белая, а белая от постоянной тяжелой работы. Кресты с растопыренными концами несут в себе черный цвет, как символ близкой погибели.
Ключевые цветовые элементы являются смысловыми доминантами, объединяющими ряды структурно, лексически и семантически подчиненных синонимов. По частотности и значимости в детских рассказах С.Т. Романовского наиболее важными являются также обозначения чёрного цвета, как элемента ахроматической колоративной базы.
Приблизительно равную значимость в детских рассказах С.Т. Романовского обретают зеленый, желтый и синий цвета. Зеленый применяется в качестве главного цвета живой природы. Желтый и его оттенки связываются с солнцем и солнечным светом. Синий становится колоративным показателем свободы, воды и движения. Многообразие значений колоративной лексики позволяет говорить о богатстве когнитивных творческих образов автора.
Большинство колоративов в детских рассказах С.Т. Романовского участвуют и в создании образов природы. В качестве используемых колоративов, обозначающих различные оттенки цветов в природе, выступают как простые, так и сложные единицы, содержащие в своем значении сравнение с иными объектами, обладающими в мироощущении автора сходными цветовыми характеристиками.
В большей части колоративная лексика С.Т. Романовского представлена прилагательными. Преобладание адъективных цветообозначений в текстах детских рассказов обусловлено тем, что именно прилагательное как часть речи, обозначающая признак и свойства предметов, а также явлений, выражает эмоцию и поэтику окружающей живой и неживой природы. Адъективные элементы, возглавляемые именем прилагательным, формируют и объединяют цветослова в лексико-семантические группировки, в основания содержания которых входит категория цвета.
Цветовое восприятие связано с порождением текста. Описание воздействия отдельных цветов на человека позволяет говорить, что цвет может определенным образом влиять на физическое и душевное состояние читателя: он вызывает чувство веселья или печали, легкости или тяжести, тепла или холода.
Колоративная лексика в детских рассказах С.Т. Романовского является выразителем эмоциональной, эстетической и смысловой нагрузки текстов.
Автор избегает плоских цветообозначений. Так, серый цвет в его произведениях обращается в изголуба-серый, серо-голубой и даже бусый. В качестве материала для создания цвета С.Т. Романовский использует самые разные элементы - золото, серебро, малину и ржавь. Так на страницах детских рассказов появляются золотые кольца и золотые цветы, серебряный дым и серебряные ивы, ржавый трактор и малиновые плавники. Фантазия автора делает колоративное поле полем для творческих исканий.



1. Романовский С.Т. Александр Невский: рассказ. - М.: Детская
литература, 2010. - 16 с.
2. Романовский С.Т. Гусиный остров. Рассказы и повесть. - М.:
Детская литература, 1971. - 142 с.
3. Романовский С.Т. Зеркало в старинном особняке. Рассказы о
пионерах. - М: Детская литература, 1983. - 24 с.
4. Романовский С.Т. Молчаливое озеро. - М.: Детская литература, 1991. - 124 с.
5. Романовский С.Т. Синяя молния. - М.: Детская литература,1987.- 95 с.
Словари и энциклопедии
6. СД - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - М.: Русский язык, 2000. - 732 с.
7. СК - Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб.: «Норинт», 2008. - 412 с.
8. СОШ - Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1996. - 329 с.
9. СРЯ - Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1980-1984. - 154 с.
10. ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. - М., Л., 1950-1965. - 290 с.
11. СУ - Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000. - 371 с.
12. Захарченко E.H., Комарова Л.Н., Нечаева И.В. Новый словарь иностранных слов. - М., 2003. - 234 с.
13. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М., 1996. - 245 с.
14. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка: В 2 т. - М., 1958. - 327 с.
15. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. - М.: Дрофа, 1997. - 543 с.
16. Современный толковый словарь русского языка / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.: Астрель, 2006. - 1168 с.
17. Тришин В.Н. Словарь синонимов ASIS, 2010. - 289 с.
18. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс.
М.Р. Фасмер. 1964 -1973. - 439 с.
Основная литература
19. Андреев И. Как жить по совести: о С.Т. Романовском // Вечер Елабуги. - 2004. - №64. - 89 с.
20. Бабенко Л.Г. Обозначение эмоций в языке и речи: Учеб.
пособие. - Свердловск: Изд-во УрГУ. - 1986. - 98 с.
21. Бахилина Н.Б. Ослепительно-рыжий, безнадежно рыжий.../
Русская речь/. - 1975. - №5. - 125 с.
22. Брагина A.A. Неологизмы в русском языке. - М.: Изд-во
«Просвещение», 1993. - 224 с.
23. Бычкова Л. Круг жизни С. Романовского // Новая Кама. 1998. - № 140. - 97 с.
24. Василевич А.П. «Психологическая значимость» слов- цветообозначений в разных языках. Экспериментальные исследования психолингвистов. - М., 1982. - 142 с.
25. Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. - М., 1987. - 141 с.
26. Вендина Т.И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков// Славянский альманах, М., 1998. - 324 с.
27. Виноградов В.В. О языке художественной литературы./ В.В.Виноградов. - М.: Гослитиздат, 1959. - 655 с.
28. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове./ В.В.Виноградов. - Л.: Учпедгиз, 1947. - 784 с.
29. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое. / В.Г.Гак// Метафора в языке и в тексте. - М.: Наука, 1998. - 111 с.
30. Гёте И.В. К учению о цвете /хроматика/ - В кн: Избранные сочинения по естествознанию. - М. - Л.: АН СССР, 1957. - 354 с.
31. Геренин В. Вид и семантика русского глагола. - М., 1990. - №2. - 145 с.
32. Джумаев Д. Семантика прилагательных цвета в современном русском языке (в сопоставлении с туркменским). АКД. - М., 1979. - 132 с.
33. Диброва Е.И, Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. - 146 с.
34. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М.: Изд-во МГУ. - 1958. - 448 с.
35. Канаев И.И. Гете как естествоиспытатель. - Л., 1970. - 156 с.
36. Кезина C.B. История цветообозначений в русском языке: Учебно-методическое пособие по спецкурсу - Пенза, 2000. - 176 с.
37. Колесов В.В. Свет и цвет в «Слове о полку Игореве». 800 лет: Сборник. - М.: Сов.писатель, 1986. - 220 с.
38. Корсунская Т.Г., Фридман. Х.Х., Черемисова М.И. О системе цветообозначений в русском, английском и немецком языках// Уч. Зап. ГПИИЯ им. Добролюбова, вып.25 - Горький, 1963. - 134 с.
39. Косых Е.А. Система цветообозначений в русском языке (к созданию публикации «Русской энциклопедии цвета»)./Вестник БГПУ: Гуманитарные науки. - Вып.2. - 2002. - 124 с.
40. Краснянский В.В. Представление цветовых сложений в однотомном толковом словаре русского языка// Семантика языковых единиц: доклады V Международной конференции, - М., 1996. - 175 с.
41. Кузнецова H.H. Лексические средства создания экспрессивности. Оренбург, 2009. - 246 с.
42. Кульпина В.Г. Лингвистика цвета. - М., 2001. - 470 с.
43. Кульпина В.Г. Характер человека сквозь призму цвета./ Россия и Запад: диалог культур. - М., 1996. - 147 с.
44. Купер М. Как понимать язык цвета. - М., 2004. - 134 с.
45. Лыков А.Г. Современная русская лексикология. Русское окказиональное слово. - М.: Высшая школа. - 1976. - 119 с.
46. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека.// Проблема цвета в психологии./ Отв. ред. Н.Н.Корж А.А.Митькин. - М.: Наука, 1993. - 207 с.
47. Мустафин Р. «У каждого героя своя чудинка»: о С.Т.
Романовском // Вечер Елабуги. 2007. - № 67.
48. Озхан Ф. Лексико-семантические группы прилагательных со значением цвета в русском и турецком языках (лингво-культурологический аспект)// И.А. Бодуэн де Куртене: ученый, учитель, личность/ Красноярский государственный университет; Под ред. Т.М. Григорьевой. - Красноярск, 2000. - 169 с.
49. Пахомова Л. Добрый и светлый // Вечер Елабуги. - 2006. - № 47. - 83 с.
50. Попова З.Д. Лексическое значение в аспекте знаковой теории языка./ Аспекты лексического значения. - Воронеж: ВГУ, 1982. - 145 с.
51. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека//
Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. -М.,1988.- 164 с.
52. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Под ред. Б.А. Серебренникова. - М., 1988. - 216 с.
53. Руделев В.Г. Динамическая теория частей речи русского языка./ Вестник Тамб. ун-та. - 1996. - Вып.1. - 183 с.
54. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц,
2002. - 163 с.
55. Соловьев С.М. Цвет, число и русская словесность./ Знание - сила, 1971. - 154 с.
56. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения./ Филологические науки, 1997. - №2. - 187 с.
57. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Типы китайской символики в языке и культуре// Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1998. - 147 с.
58. Таджибаев Б.Б. Семантика отадъективных словообразовательных цепочек: (на материале имен прилагательных со значением цвета). / Актуальные проблемы русского словообразования. - Ташкент, 1985. - 167 с.
59. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986. - 144 с.
60. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов, обуч. по специальности «Лингвистика и межкультур, коммуникация». - М.: Изд-во Моск. унта, 2004. - 121 с.
61. Тобурокова В.М. К вопросу о специфичности цветообозначений в профессиональной речи. - М., 2000. - 124 с.
62. Томашевский Б.В. Стилистика. - Л., 1983. - 148 с.
63. Уфимцева А.А. Лексическая номинация (первичная нейтральная) Языковая номинация. Виды наименований / Под ред. Б.А. Серебренникова. - М.: Наука, 1977. - 154 с.
64. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография // ВЯ. - 1957. - № 4. - 174 с.
65. Фомина B.C. Семантика цветообозначений как объект исследования и изучения// IV международный симпозиум по лингвострановедению: Тез. докл. и сообщ. - М., 1994. - 275 с.
66. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа./Отв. ред. В.Н. Телия. - М., 1984. - 143 с.
67. Фрумкина Р.М., Михеев А.В., Мостовая А.Д., Рюмина Н.А. Семантика и категоризация. - М.: Наука, 1991. - 155 с.
68. Ханпира Э.И. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании// Развитие словообразования современного русского языка. - М.: Наука, 1986. - 164 с.
69. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы современной речи // Стилистические исследования на материале современного русского языка. - М.: Наука, 1972. - 154 с.
70. Чеснокова С.Н. Семантико-словообразовательный анализ группы глаголов цветового значения в русском языке. - М., 1989. - 116 с.
71. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. В 3 ч.,
ч.2. Словообразование. Морфология. - 2-е изд., испр. и доп. -М.:
«Просвещение», 1987. - 256 с.
72. Шаронов B.B. Свет и цвет. - М., 1961. - 198 с.
73. Шемякин Ф.Н. К вопросу об отношении наглядного слова и наглядного образа (цвет и его название) // «Известия» АПН РСФСР, вып. 113, - М., 1960. - 127 с.
74. Якубова Х.Я. Ядро цветовых прилагательных в русском и узбекском языках и принципы его выделения при сопоставительно-типологическом изучении // Лексические единицы русского языка и их изучение. - Ташкент: ТГПИ, 1980. - 133 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ