Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №87282

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2013
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность нравственного воспитания школьников 6
1.2 Особенности нравственного воспитания младших
школьников 12
1.3 Психолого-педагогические условия нравственного воспитания
младших школьников 20
Выводы 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Программа реализации психолого-педагогических условий
нравственного воспитания младших школьников 37
2.3 Анализ результатов опытно - экспериментальной
работы 43
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, поэтому так важно именно в этом возрасте уделять нравственному воспитанию особое значение.
Для решения задач обучения и воспитания младших школьников учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.И. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что наиболее успешно формирование нравственной культуры будет происходить при следующих условиях:
- в содержание педагогического процесса будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
- будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
- будет реализована программа по развитию нравственности младших школьников во внеклассное время.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность нравственного воспитания школьников.
2. Охарактеризовать особенности нравственного воспитания младших школьников.
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия
нравственного воспитания младших школьников.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по реализации нравственного воспитания младших школьников.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, обобщение опыта работы.
Базой исследования явилась МБОУ «Красногорская СОШ» г. Мамадыш.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что в нем проведен многоаспектный анализ сущности, содержания и объема понятия «нравственное воспитание», выявлены психолого-педагогические условия формирования нравственной культуры учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные психолого-педагогические условия нравственного воспитания младших школьников могут быть успешно использованы и в других типах школ с некоторыми коррективами.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В опытно-экспериментальной работе на тему «Психолого - педагогические условия нравственного воспитания младших школьников» на первом этапе работы мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной теме. В результате мы пришли к ряду выводов, которые изложим ниже.
Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Специфическая особенность процесса нравственного воспитания - его длительность и непрерывность, а результаты его отсрочены во времени. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям.
Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы.
Выделяют различные формы нравственного воспитания младших школьников, в зависимости от количества воспитанников - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. В процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью нравственное воспитания младших школьников посредством реализации психолого-педагогических условий.
Исследование психолого-педагогических условий нравственного воспитания младших школьников проводилось в конце октября 2012 года на базе МБОУ «Красногорской СОШ» г. Мамадыш среди учеников 2-х классов.
В исследовании принимали участие 50 младших школьников в возрасте от 8 до 9 лет. Ученики 2 А в количестве 25 учеников составили экспериментальную группу, а ученики 2 Б контрольную группу.
Нравственное развитие школьников мы оценивали по 3 компонентам - когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Цель: выявить поведенческий компонент нравственного развития.
В результате констатирующей диагностики по итогам трех методик мы сделали заключение о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной средний.
Исходя из результатов эксперимента мы выявили необходимость проведения в экспериментальной группе работы по повышению уровня нравственной воспитанности. Для этого на формирующем этапе мы реализовали психолого-педагогические условия, предусматривающие использование различных форм и методов нравственного воспитания, и также реализовали программу, включающую цикл занятий, направленных на развитие нравственности младших школьников через игры, беседы, этюды, рассказы и др.
После реализации формирующего эксперимента мы провели контрольную диагностику, состоящую из трех методик. По ее результатам мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у школьников из экспериментальной группы преобладает средне-низкий уровень нравственной воспитанности, а в контрольной группе средний уровень нравственной воспитанности.
Статистически-значимые различия были обнаружены в уровне нравственной воспитанности экспериментальной группы по всем трем методикам. Статистически значимых различий в уровне воспитанности в показателях контрольной группы не обнаружено.
Это дает нам право утверждать что наша гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы: М., 2004.- 293 с.
2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996. - 241 с.
3. Аристотель Сочинения в 4-х томах. Т 4 - М.: 2004. - 185 с.
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание. Педагогика. 1999. №4.
С. 14-16.
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. - 164 с.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992. - 175 с.
7. Болотина Л.Р. Избранные Педагогические Сочинения. - М., 1988. - 138 с.
8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997. - 241 с.
9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000. - 218 с.
10. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988. - 159 с.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989. - 173 с.
12. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания // Педагогика. 2007. №5. С. 12-17.
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития. - М.,2000. -174 с.
14. Воспоминания, размышления, беседы Лайтес Н. /под ред. Жуковой А.С. . - М., 2010. - 184 с.
15. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 2002. - 194 с.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.,2005. - 184 с.
17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии.
- СПб., 2006. - 284 с.
18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004. - 174 с.
19. Даль В.И. Толковый словарь. - М.: 2005. - 294 с.
20. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. - М., 2004. - 293 с.
21. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика» // Народное образование. 2003. № 9-10. С. 12-16.
22. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //Педагогика. 2008. №7.С. 13-19.
23. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 2009. - 129 с.
24. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. М., 2008. - 194 с.
25. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 184 с.
26. Крайг Грейс. Психология развития. - СПб.,2002. - 203 с.
27. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.- СПб., 2000. - 84 с.
28. Краткий словарь по философии. - М.,2002. - 294 с.
29. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 103 с.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.- М., 2004. - 204 с.
31. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России.
- М.: Просвещение, 2006. - 291 с.
32. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - 133 с.
33. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2006. - 192 с.
34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. В 7-ми т. - М.,
1979. - 194 с.
35. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2004.- 450 с.
36. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985. -294 с.
37. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001. - 210 с.
38. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 241 с.
39. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000. - 204 с.
40. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. 2002. № 4. С. 13-18.
41. Ницше Сочинение в 2-х томах - М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998. - 184 с.
42. Нравственное воспитание личности школьника /под ред. Я.И. Колдунова.- Калуга, 2007. - 210 с.
43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. - М: 2002. - 201 с.
44. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.,2001. - 203 с.
45. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 2009. - 204 с.
46. Педагогика / под ред. Э. Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 2002. - 201 с.
47. Педагогика школы /под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2008. - 104 с.
48. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2006. - 283 с.
49. Попов Л.А. Этика. - М., 2008. - 194 с.
50. Психология и педагогика /под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 2007. - 204 с.
51. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. 2001. №6. С. 13-18.
52. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 175 с.
53. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 291 с.
54. Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М., 2006. - 193 с.
55. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976. - 164 с.
56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2012. - 285 с.
57. Средства воспитания (методический подход) // Классный руководитель. 2002. № 3. С. 39-42.
58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. - 193 с.
59. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное // Сельская школа. 2002. № 1. С. 7-9.
60. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. 2007. №6. С. 13-17.
61. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983. - 139 с.
62. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 194 с.
63. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1993. - 193 с.
64. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2002. - 295 с.
65. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания // Классный руководитель. 2001. № 3. С. 15-19.
66. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 2006. - 138 с.
67. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 293 с.
68. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. № 4. С. 14-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ