Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №87178

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование .
База исследования: МКОУ «Георгиевская СОШ» (Алтайский край, Локтевский р-н, с Георгиевка).
Выборка: 30 детей подросткового возраста – учащиеся 5-8 классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и сущность социально-педагогического сопровождения 7
1.2 Особенности воспитания подростков с девиантным поведением 12
1.3 Этапы социально-педагогической работы по сопровождению подростков девиантного поведения в процессе воспитания 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение склонности подростков к девиантному поведению и содержания социально-педагогической работы с ними 27
2.2 Разработка и апробация программы социально- педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в школе 32
2.3 Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63

Девиантное поведение как социально-педагогическое феномен требует тщательного исследования. Современная социальная педагогика требует разработки и внедрения в практику новых подходов к организации воспитательной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении. Одним из средств такой работы является социально-педагогическое сопровождение.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований по организации работы с девиантными подростками, малоисследованным остается вопрос организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в условиях образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» определена в трудах И. В. Лебедевой, О. Л. Нечипорук, А. И. Поповой, В. Е. Яковченко и др. Проблема изучения причин и факторов девиантного поведения подростков раскрыта в работах М. А. Ковальчук, Т. Т. Ламакиной, М. Раттер и др. Методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования описаны Е. В. Кузнецовой, Е. В. Мочановой, Д. Н. Патласовой, А. В. Соловьевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков и отсутствием системы по данной проблеме в работе практикующих социальных педагогов.
Проблема исследования: каким образом организовать социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков в организациях образования.
Цель исследования: изучить теоретически апробировать практически систему социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: система социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков будет эффективным, если:
- будут учтены причины девиантного поведения подрстков;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждому подростку с девиантным поведением;
- будут созданы специальные условия для успешной социализации девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и понятие социально-педагогического сопровождения.
2. Изучить особенности воспитания подростков с девиантным поведением.
3. Охарактеризовать этапы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
4. Разработать и апробировать программу социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
5. Проанализировать эффективность разработанной программы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в эмпирическом исследовании.
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к социально-педагогическому сопровождению – Е. В. Кузнецовой, Н. Н. Никулиной, А. И. Поповой и др.;
- подходами к причинам и факторам девиации подростков – Т. Т. Ламакиной, М. Раттер, И. А. Рудаковой и др.;
- подходами к организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования – М. В. Харникова, И. П. Фуфаевой, В. Е. Яковченко и др.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных. Обработка результатов производилась в программе SPSS 13.0.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Склонность к девиантному поведению обычно характерна детям подросткового возраста. Девиантное поведение – это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Для того, чтобы девиация не закрепилась как норма в поведении подростка, необходима специальная профилактическая работа. Одной из форм работы социального педагога является социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.
Проведенный анализ научно-теоретической литературы дает возможность социально-педагогическое сопровождение связывать с формированием определенных черт и качеств личности, которые бы способствовали позитивной социализации индивида, снижению склонности к девиантному поведению. Социально-педагогическое сопровождение определяется как комплекс индивидуальных или коллективных мер, направленных на личность и ее окружение, с целью недопущения развития негативных тенденций в поведении несовершеннолетних, формирования социально-положительных черт и качеств, и нейтрализации негативного воздействия социума, и переориентацию личности в процессе перевоспитания. Социально-педагогическое сопровождение девиантного поведения детей в общеобразовательном учебном заведении должно рассматриваться как отдельное направление социально-педагогической деятельности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено Эмпиричсекое исследование. На констатирующем этапе эмпирического исследования было выявлено 3 подростка группы-риска, которые склоны к девиантным формам поведения. Также было выявлено 19 подростков, у которых девиантное поведение носит ситуативный характер.
На основании результатов констатирующего этапа эмпирического исследования было разработано и апробировано социально-педагогическое сопровождение по профилактике девиантного поведения у подростков. Социально-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков на основе ценностных ориентаций личности строилось на принципах социально-педагогического тренинга, который закрепляет и формирует навыки межличностных отношений, с целью развития личности подростка. Общей целью занятий являлось профилактика девиантного поведения, реагирование на негативные эмоции, обучение конструктивным формам общения, формирование позитивного мышления. Методы социально-педагогического тренинга были направлены на развитие коммуникативных способностей подростка, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. В тренинговых группах вырабатывались и корректируовались нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивалась способность подростка гибко реагировать на ситуацию. Также проводилась индивидуальная консультативная работа с подростками группы-риска, организовывалось взаимодействие с педагогами и родителями по проблеме профилактике и снижения девиантного поведения у подростков.
Результаты контрольного этапа позволяют заключить, что организованное социально-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику девиантного поведения подростков, эффективно. Выявленные статистически значимые различия показывают, что, если на констатирующем этапе в группе риска было 3 мальчиков-подростков, то на контрольном этапе в группе риска остался 1 подросток. На констатирующем этапе 19 подростков имели ситуативную предрасположенность к девиантному поведению, на контрольном этапе таких подростков только 2. С данной группой подростков необходимо продолжать социально-педагогическое сопровождение.
Итак, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.04.2022 г.)
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 3 июля 1998 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 июля 1998 г. (с изм. от 02 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 12.04.2022 г.)
3. Белоглазова, Е. Н. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением [Текст] / Е. Н. Белоглазова // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №7. – С. 4-22.
4. Бубнова, И. С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей [Текст] / И. С. Бубнова // Педагогический имидж. – 2019. Т. 13. – № 2 (43). – С. 202-212.
5. Булавина, Е. О. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма подростков [Текст] / Е. О. Булавина // В книге : Молодежь XXI века : образование, наука, инновации. Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях. –Новосибирск, 2020. – С. 199-200.
6. Быковская, Т. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростка с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения [Текст] / Т. Е. Быковская // Социально-педагогическая поддержка ребенка: матер. междун. научно-практ. конф. / под общ. ред. А. В. Иванова. – Москва : АПКиППРО, 2009. – С. 282.
7. Вершинина, Е. Н. Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков (из опыта работы) [Текст] / Е. Н. Вершинина // В сборнике : Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. сборник материалов городских Педагогических чтений. – Казань, 2016. – С. 31-35.
8. Власова, Е. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением: теоретико-методологический аспект [Текст] / Е. А. Власова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2016. – № 3 (7). – С. 31-36.
9. Гарашкина, Н. В. Социально-педагогические технологии в работе с детьми группы риска [Текст] / Н. В. Гарашкина // В сборнике : Технологии социальной работы с молодежью. Материалы VI межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием. Под научной редакцией Н. Ф. Басова. – 2018. – С. 167-174.
10. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением [Текст] / И. А. Дроздецкая // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. – № 2 (12). – С. 135-140.
11. Ефимов, А. А. К вопросу об основных принципах и особенностях социально-педагогической работы с несовершеннолетними [Текст] / А. А. Ефимов // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 1 (86). – С. 32-34.
12. Залетова, К. Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением [Текст] / К. Г. Залетова // В сборнике : Психологически безопасная образовательная среда : проблемы проектирования и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. –2019. – С. 298-301.
13. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей [Текст] / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Москва : Пропилеи, 2013. – 196 c.
14. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
15. Зуева, В. Ю. Этапы социально-педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков группы риска [Текст] / В. Ю. Зуева // В сборнике : Педагогическая наука и современное образование. доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. – Санкт-Петербург, 2021. – С. 129-133.
16. Жданова, М.А. Технологические аспекты разработки социально-педагогическим программ поддержки и сопровождения ребенка в ситуации риска [Текст] / М. А. Жданова // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Мат-лы XVIII Межд. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева. – Санкт-Петербург : Изд-во Раздел ii. идеи воспитания и социализации в современных исследованиях РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 363-367.
17. Жулина, Е. В. Специфика работы социального педагога с подростками из малообеспеченных семей [Текст] / Е. В. Жулина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2020. – № 3 (53). – С. 158-164.
18. Иванова, И. П. Социально-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением [Текст] / И. П. Иванова // В сборнике : Проблемы психологии и социальной педагогики. – Чебоксары, 2017. – С. 32-35.
19. Кейра, Ф. Характеры и нравственное воспитание [Текст] / Ф. Кейра. – Москва : Либроком, 2015. – 136 c.
20. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. А. Клейберг. – Москва : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.
21. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. – Москва : Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 286 c.
22. Ковригина, О. Ю. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения [Текст] / О. Ю. Ковригина // В сборнике : Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 112-116.
23. Кравченко А. В. Как преодолеть виктимное поведение [Текст] / А. В. Кравченко // Не будь зависим – скажи «Нет!»: наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 6. – С. 30-36.
24. Кузнецова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение социализации подростков в аспекте гармонизации детско-родительских отношений [Текст] / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 233-236.
25. Кумарина, Г. Профилактика деструктивного поведения детей в системе школьного образования [Текст] / Г. Кумарина // Коррекционно-развивающее образование. – 2014. – №2. – С. 3-14.
26. Лаврешкин, Н. В. Опыт психологического сопровождения проекта «Помощники спасателей» [Текст] / Н. В. Лаврешкин // Психология и право. – 2020. – Т. 10. № 2. – С. 127-139.
27. Ламакина, Т. Т. Подросток с девиантным поведением [Текст] / Т. Т. Ломакина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2014. – 112 с.
28. Лебедева, И. В. Социально-педагогическая работа с детьми из проблемных семей в условиях сельского клуба [Текст] / И. В. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 2 (56). – С. 53-60.
29. Личко, А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков [Текст] / А. Личко. – Москва : Апрель Пресс-Москва, 1999. – 320 с.
30. Минц, Н. А. Социология девиантного поведения : учебное пособие / Н. А. Минц [Текст]. – Николаев : Изд-во ЧГУ им. Петра Могилы, 2009. – 244 с.
31. Молчанова, Е. В. Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков [Текст] / Е. В. Молчанова // European Social Science Journal. – 2018. – № 8. – С. 342-347.
32. Нечипорук, О. Л. Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / О. Л. Нечипорук // Трибуна ученого. – 2021. – № 6. – С. 454-460.
33. Никулина, Н. Н. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних : летняя кампания [Текст] / Н. Н. Никулина // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 55-60.
34. Палехина, М. С. Конструкторско-интеллектуальные игры для подростков с девиантным поведением : методические разработки [Текст] / М. С. Палехина // Работа социального педагога в школе и микрорайоне. – 2014. – №6. – С. 27-50.
35. Панкова, И. В. В ладу с законом [Текст] / И. В. Панкова // Не будь зависим – скажи «Нет!» : наркотикам, алкоголю, курению, игромании. – 2019. – № 2. – С. 22-27.
36. Патласова, Д. Н. Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением [Текст] / Д. Н. Патласова // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 323-327.
37. Пирманов, А. М. Девиантное поведение подростков как социальное явление в современном обществе [Текст] / А. М. Пирманов // В сборнике : Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 510-514.
38. Повякель, Н. И. Теория социального научения (Дж.Роттер) [Текст] / Н. И. Повякель [Психология личности: Словарь-справочник]. – Киев : Рута, 2001. – 320 с.
39. Погорельцева, А. А. Социально-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» [Текст] / А. А. Погорельцева // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 327-331.
40. Попова, А. И. Социально-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением [Текст] / А. И. Попова // В сборнике : Башкатовские чтения : «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». материалы шестнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. – 2016. – С. 26-30.
41. Раттер, М. Помощь трудным детям: [пер. с англ. / Общ. ред. А. С. Спиваковской; предисл. А. В. Баженовой и А. Я. Варга] [Текст] / М. Раттер. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 424 с.
42. Рудакова, И. А. Девиантное поведение [Текст] / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевкая. – Москва : Феникс, 2017. – 160 c.
43. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
44. Соловьева, А. В. Социально-педагогическое сопровождение подростков из неблагополучных семей [Текст] / А. В. Соловьева // В сборнике : Молодой ученый : вызовы и перспективы. сборник статей по материалам ХI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Красовская Н. Р. – 2016. – С. 47-56.
45. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска : региональный аспект [Текст] : моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – Москва : ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. – 224 с.
46. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения [Текст] / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 455 с.
47. Харников, М. В. Региональный опыт социальной профилактики противоправного поведения подростков [Текст] / М. В. Харников // В сборнике : Нравственное воспитание в современном мире : психологический и педагогический аспект. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 116-118.
48. Филимонов, С. П. Особенности межведомственного взаимодействия при социально-педагогическом сопровождении подростков, находящихся в социально опасном положении [Текст] / С. П. Филимонов // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. – С. 303-308.
49. Фуфаева, И. П. Социально-педагогическое сопровождение разрешения конфликтов в подростковой среде / И. П. Фуфаева // В сборнике : Концепция «общества знаний» в современной науке. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 151-155.
50. Яковченко, В. Е. Социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к суицидальному поведению [Текст] / В. Е. Яковченко // В сборнике : Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник материалов I-й научно-практической конференции. – 2018. –С. 340-344.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ