Социально-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения в образовательной организации (Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска, Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование .
База исследования: МКОУ «Георгиевская СОШ» (Алтайский край, Локтевский р-н, с Георгиевка).
Выборка: 30 детей подросткового возраста – учащиеся 5-8 классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и сущность социально-педагогического сопровождения 7
1.2 Особенности воспитания подростков с девиантным поведением 12
1.3 Этапы социально-педагогической работы по сопровождению подростков девиантного поведения в процессе воспитания 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение склонности подростков к девиантному поведению и содержания социально-педагогической работы с ними 27
2.2 Разработка и апробация программы социально- педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в школе 32
2.3 Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
База исследования: МКОУ «Георгиевская СОШ» (Алтайский край, Локтевский р-н, с Георгиевка).
Выборка: 30 детей подросткового возраста – учащиеся 5-8 классов, из них 15 мальчиков и 15 девочек.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и сущность социально-педагогического сопровождения 7
1.2 Особенности воспитания подростков с девиантным поведением 12
1.3 Этапы социально-педагогической работы по сопровождению подростков девиантного поведения в процессе воспитания 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1 Изучение склонности подростков к девиантному поведению и содержания социально-педагогической работы с ними 27
2.2 Разработка и апробация программы социально- педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в школе 32
2.3 Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Девиантное поведение как социально-педагогическое феномен требует тщательного исследования. Современная социальная педагогика требует разработки и внедрения в практику новых подходов к организации воспитательной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении. Одним из средств такой работы является социально-педагогическое сопровождение.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований по организации работы с девиантными подростками, малоисследованным остается вопрос организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в условиях образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» определена в трудах И. В. Лебедевой, О. Л. Нечипорук, А. И. Поповой, В. Е. Яковченко и др. Проблема изучения причин и факторов девиантного поведения подростков раскрыта в работах М. А. Ковальчук, Т. Т. Ламакиной, М. Раттер и др. Методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования описаны Е. В. Кузнецовой, Е. В. Мочановой, Д. Н. Патласовой, А. В. Соловьевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков и отсутствием системы по данной проблеме в работе практикующих социальных педагогов.
Проблема исследования: каким образом организовать социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков в организациях образования.
Цель исследования: изучить теоретически апробировать практически систему социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: система социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков будет эффективным, если:
- будут учтены причины девиантного поведения подрстков;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждому подростку с девиантным поведением;
- будут созданы специальные условия для успешной социализации девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и понятие социально-педагогического сопровождения.
2. Изучить особенности воспитания подростков с девиантным поведением.
3. Охарактеризовать этапы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
4. Разработать и апробировать программу социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
5. Проанализировать эффективность разработанной программы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в эмпирическом исследовании.
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к социально-педагогическому сопровождению – Е. В. Кузнецовой, Н. Н. Никулиной, А. И. Поповой и др.;
- подходами к причинам и факторам девиации подростков – Т. Т. Ламакиной, М. Раттер, И. А. Рудаковой и др.;
- подходами к организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования – М. В. Харникова, И. П. Фуфаевой, В. Е. Яковченко и др.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных. Обработка результатов производилась в программе SPSS 13.0.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований по организации работы с девиантными подростками, малоисследованным остается вопрос организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в условиях образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «социально-педагогическое сопровождение» определена в трудах И. В. Лебедевой, О. Л. Нечипорук, А. И. Поповой, В. Е. Яковченко и др. Проблема изучения причин и факторов девиантного поведения подростков раскрыта в работах М. А. Ковальчук, Т. Т. Ламакиной, М. Раттер и др. Методы и приемы организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования описаны Е. В. Кузнецовой, Е. В. Мочановой, Д. Н. Патласовой, А. В. Соловьевой и др.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков и отсутствием системы по данной проблеме в работе практикующих социальных педагогов.
Проблема исследования: каким образом организовать социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков в организациях образования.
Цель исследования: изучить теоретически апробировать практически систему социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Объект исследования: социально-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования: система социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования.
Гипотеза исследования: социально-педагогическое сопровождение девиантных подростков будет эффективным, если:
- будут учтены причины девиантного поведения подрстков;
- сопровождение будет строиться на основе индивидуального подхода к каждому подростку с девиантным поведением;
- будут созданы специальные условия для успешной социализации девиантных подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и понятие социально-педагогического сопровождения.
2. Изучить особенности воспитания подростков с девиантным поведением.
3. Охарактеризовать этапы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
4. Разработать и апробировать программу социально-педагогического сопровождения девиантных подростков.
5. Проанализировать эффективность разработанной программы социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в эмпирическом исследовании.
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к социально-педагогическому сопровождению – Е. В. Кузнецовой, Н. Н. Никулиной, А. И. Поповой и др.;
- подходами к причинам и факторам девиации подростков – Т. Т. Ламакиной, М. Раттер, И. А. Рудаковой и др.;
- подходами к организации социально-педагогического сопровождения девиантных подростков в организациях образования – М. В. Харникова, И. П. Фуфаевой, В. Е. Яковченко и др.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных. Обработка результатов производилась в программе SPSS 13.0.
Склонность к девиантному поведению обычно характерна детям подросткового возраста. Девиантное поведение – это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Для того, чтобы девиация не закрепилась как норма в поведении подростка, необходима специальная профилактическая работа. Одной из форм работы социального педагога является социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.
Проведенный анализ научно-теоретической литературы дает возможность социально-педагогическое сопровождение связывать с формированием определенных черт и качеств личности, которые бы способствовали позитивной социализации индивида, снижению склонности к девиантному поведению. Социально-педагогическое сопровождение определяется как комплекс индивидуальных или коллективных мер, направленных на личность и ее окружение, с целью недопущения развития негативных тенденций в поведении несовершеннолетних, формирования социально-положительных черт и качеств, и нейтрализации негативного воздействия социума, и переориентацию личности в процессе перевоспитания. Социально-педагогическое сопровождение девиантного поведения детей в общеобразовательном учебном заведении должно рассматриваться как отдельное направление социально-педагогической деятельности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено Эмпиричсекое исследование. На констатирующем этапе эмпирического исследования было выявлено 3 подростка группы-риска, которые склоны к девиантным формам поведения. Также было выявлено 19 подростков, у которых девиантное поведение носит ситуативный характер.
На основании результатов констатирующего этапа эмпирического исследования было разработано и апробировано социально-педагогическое сопровождение по профилактике девиантного поведения у подростков. Социально-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков на основе ценностных ориентаций личности строилось на принципах социально-педагогического тренинга, который закрепляет и формирует навыки межличностных отношений, с целью развития личности подростка. Общей целью занятий являлось профилактика девиантного поведения, реагирование на негативные эмоции, обучение конструктивным формам общения, формирование позитивного мышления. Методы социально-педагогического тренинга были направлены на развитие коммуникативных способностей подростка, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. В тренинговых группах вырабатывались и корректируовались нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивалась способность подростка гибко реагировать на ситуацию. Также проводилась индивидуальная консультативная работа с подростками группы-риска, организовывалось взаимодействие с педагогами и родителями по проблеме профилактике и снижения девиантного поведения у подростков.
Результаты контрольного этапа позволяют заключить, что организованное социально-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику девиантного поведения подростков, эффективно. Выявленные статистически значимые различия показывают, что, если на констатирующем этапе в группе риска было 3 мальчиков-подростков, то на контрольном этапе в группе риска остался 1 подросток. На констатирующем этапе 19 подростков имели ситуативную предрасположенность к девиантному поведению, на контрольном этапе таких подростков только 2. С данной группой подростков необходимо продолжать социально-педагогическое сопровождение.
Итак, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Для того, чтобы девиация не закрепилась как норма в поведении подростка, необходима специальная профилактическая работа. Одной из форм работы социального педагога является социально-педагогическое сопровождение подростков, склонных к девиантному поведению.
Проведенный анализ научно-теоретической литературы дает возможность социально-педагогическое сопровождение связывать с формированием определенных черт и качеств личности, которые бы способствовали позитивной социализации индивида, снижению склонности к девиантному поведению. Социально-педагогическое сопровождение определяется как комплекс индивидуальных или коллективных мер, направленных на личность и ее окружение, с целью недопущения развития негативных тенденций в поведении несовершеннолетних, формирования социально-положительных черт и качеств, и нейтрализации негативного воздействия социума, и переориентацию личности в процессе перевоспитания. Социально-педагогическое сопровождение девиантного поведения детей в общеобразовательном учебном заведении должно рассматриваться как отдельное направление социально-педагогической деятельности.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено Эмпиричсекое исследование. На констатирующем этапе эмпирического исследования было выявлено 3 подростка группы-риска, которые склоны к девиантным формам поведения. Также было выявлено 19 подростков, у которых девиантное поведение носит ситуативный характер.
На основании результатов констатирующего этапа эмпирического исследования было разработано и апробировано социально-педагогическое сопровождение по профилактике девиантного поведения у подростков. Социально-педагогическое сопровождение профилактики девиантного поведения подростков на основе ценностных ориентаций личности строилось на принципах социально-педагогического тренинга, который закрепляет и формирует навыки межличностных отношений, с целью развития личности подростка. Общей целью занятий являлось профилактика девиантного поведения, реагирование на негативные эмоции, обучение конструктивным формам общения, формирование позитивного мышления. Методы социально-педагогического тренинга были направлены на развитие коммуникативных способностей подростка, умение адекватно воспринимать себя и окружающих. В тренинговых группах вырабатывались и корректируовались нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, развивалась способность подростка гибко реагировать на ситуацию. Также проводилась индивидуальная консультативная работа с подростками группы-риска, организовывалось взаимодействие с педагогами и родителями по проблеме профилактике и снижения девиантного поведения у подростков.
Результаты контрольного этапа позволяют заключить, что организованное социально-педагогическое сопровождение, направленное на профилактику девиантного поведения подростков, эффективно. Выявленные статистически значимые различия показывают, что, если на констатирующем этапе в группе риска было 3 мальчиков-подростков, то на контрольном этапе в группе риска остался 1 подросток. На констатирующем этапе 19 подростков имели ситуативную предрасположенность к девиантному поведению, на контрольном этапе таких подростков только 2. С данной группой подростков необходимо продолжать социально-педагогическое сопровождение.
Итак, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Социально-педагогическое сопровождение детей с девиантым поведением из семей в тяжелой жизненной ситуации (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЙ ПОДРОСТКОВ
ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социальной компетентности у подростков в образовательном учреждении
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социально-педагогическая работа с малолетними преступниками (Методика и технология работы социального педагога, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество детей-сирот как направление добровольческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022



