ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о договоре аренды транспортных средств 6
1.1. Понятие и правовая природа договоре аренды транспортных средств 6
1.2. Источники правового регулирования договоре аренды транспортных
средств 15
1.3. Стороны договора аренды транспортных средств 19
1.4. Виды договора аренды транспортных средств 25
Глава 2. Содержание договора аренды транспортных средств 31
2.1. Существенные условия договора аренды транспортных средств 31
2.2. Заключение и форма договора аренды транспортных средств 41
Глава 3. Исполнения договора аренды транспортных средств 48
3.1. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств.. .48
3.2. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение
договора аренды транспортных средств 58
Заключение 65
Список использованных источников литературы и нормативно-правовых актов
Глава 1. Общие положения о договоре аренды транспортных средств 6
1.1. Понятие и правовая природа договоре аренды транспортных средств 6
1.2. Источники правового регулирования договоре аренды транспортных
средств 15
1.3. Стороны договора аренды транспортных средств 19
1.4. Виды договора аренды транспортных средств 25
Глава 2. Содержание договора аренды транспортных средств 31
2.1. Существенные условия договора аренды транспортных средств 31
2.2. Заключение и форма договора аренды транспортных средств 41
Глава 3. Исполнения договора аренды транспортных средств 48
3.1. Права и обязанности сторон по договору аренды транспортных средств.. .48
3.2. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение
договора аренды транспортных средств 58
Заключение 65
Список использованных источников литературы и нормативно-правовых актов
Актуальность темы исследования. Транспортная отрасль - одна из крупнейших отраслей хозяйства, важнейшая часть производственной и социальной инфраструктуры. Все интенсивнее развиваются такие виды транспорта, как водный, железнодорожный, автомобильный и воздушный. За последние два десятилетия произошли фундаментальные изменения в формировании правовой базы данной отрасли. В Гражданском кодексе РФ выделен отдельный параграф «Аренда транспортных средств», в Кодексе торгового мореплавания РФ появилась глава «Договор фрахтования судна на время» (тайм-чартер), а в Кодексе внутреннего водного транспорта РФ - гл. 10.
Модернизация гражданского законодательства требует, в том числе и решения проблем, связанных с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон по договору аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
В теории гражданского права не в полной мере раскрыты проблемы, связанные с установлением правовой природы отдельных разновидностей договора аренды транспортных средств: тайм-чартер, димайз-чартер; недостаточно представлено соотношение смежных договоров: аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, аренды транспортных средств с целью бытового (потребительского) использования.
В доктрине (как в теории, так и в законодательстве) возникают вопросы при определении субъектного состава данного договора. По сей день ведутся споры относительно того, должны ли участники арендных отношений обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Также в законодательстве содержатся пробелы относительно
классификации договора аренды транспортных средств в зависимости от предоставляемых услуг по предоставлению аренды: транспортных средств. На практике возникают сложности при приеме на работу организацией, которая осуществляет деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с водителем и иным работником. Ведутся споры относительно того, какими нормами будут регулироваться данные отношения: нормами гражданского или нормами трудового законодательства. Учитывая тесное взаимодействие отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов в области аренды транспортных средств (в сфере морского, речного, воздушного транспорта), необходимо осуществить детальный анализ соответствующего зарубежного законодательства, принять во внимание положительный опыт правоприменения, сформированные теоретические правовые конструкции.
Таким образом, актуальность темы настоящей дипломной работы актуальна и практически значима.
Степень разработанности темы. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия, в рамках исследований вопрос аренды транспортных средств с различных позиций анализировался Д.С. Левенсоном («Договор аренды транспортных средств», 1960 г.), А.Г. Калпиным («Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы», 1989 г.). В 90-х гг. обозначенные вопросы исследовал Е.В. Вавилин («Аренда транспортных средств», 1999 г.). За последнее время было значительно обновлено гражданское законодательство, сформировалась иная правоприменительная практика, при этом новых исследований не появилось.
Цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является формирование комплексного представления о договоре аренды транспортных средств.
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
дать понятие договора аренды транспортных средств;
определить правовую природу договора аренды транспортных средств;
исследовать источники правового регулирования договора аренды транспортных средств;
установить субъектный состав данного договора в зависимости от целевого использования;
выявить основные исторические тенденции формирования института аренды транспортных средств;
рассмотреть понятие, предмет и существенные условия договора аренды транспортных средств;
дать характеристику правам и обязанностям сторон в договоре аренды транспортных средств охарактеризовать положение участников арендных отношений;
исследовать институт ответственности сторон по договору аренды транспортных средств;
Нормативной базой исследования послужили нормы российского и за-рубежного гражданского законодательства, международные правовые акты. Глубокому анализу подвергались основные законы, кодифицированные и специальные нормативные акты, регулирующие договор аренды транспортных средств.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых, которые использовались при формулировании теоретических положений и практических рекомендаций: Т.Е. Абовой, А.А. Ананьевой, В.К. Андреева, К.М. Арсланова, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, К.Ф. Егорова, В.С. Ема, Г.Г. Иванова, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Калпина, Г.В. Колодуба, О.Г. Курноскиной, В.А. Савельева, Л.В. Санниковой, А.Е. Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и др.
Структура дипломной работы обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Модернизация гражданского законодательства требует, в том числе и решения проблем, связанных с юридическим нормированием прав и обязанностей сторон по договору аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
В теории гражданского права не в полной мере раскрыты проблемы, связанные с установлением правовой природы отдельных разновидностей договора аренды транспортных средств: тайм-чартер, димайз-чартер; недостаточно представлено соотношение смежных договоров: аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, аренды транспортных средств с целью бытового (потребительского) использования.
В доктрине (как в теории, так и в законодательстве) возникают вопросы при определении субъектного состава данного договора. По сей день ведутся споры относительно того, должны ли участники арендных отношений обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Также в законодательстве содержатся пробелы относительно
классификации договора аренды транспортных средств в зависимости от предоставляемых услуг по предоставлению аренды: транспортных средств. На практике возникают сложности при приеме на работу организацией, которая осуществляет деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с водителем и иным работником. Ведутся споры относительно того, какими нормами будут регулироваться данные отношения: нормами гражданского или нормами трудового законодательства. Учитывая тесное взаимодействие отечественных и зарубежных хозяйствующих субъектов в области аренды транспортных средств (в сфере морского, речного, воздушного транспорта), необходимо осуществить детальный анализ соответствующего зарубежного законодательства, принять во внимание положительный опыт правоприменения, сформированные теоретические правовые конструкции.
Таким образом, актуальность темы настоящей дипломной работы актуальна и практически значима.
Степень разработанности темы. Начиная с 60-х гг. прошлого столетия, в рамках исследований вопрос аренды транспортных средств с различных позиций анализировался Д.С. Левенсоном («Договор аренды транспортных средств», 1960 г.), А.Г. Калпиным («Договор фрахтования судна (чартер) как институт морского права: теоретические и практические проблемы», 1989 г.). В 90-х гг. обозначенные вопросы исследовал Е.В. Вавилин («Аренда транспортных средств», 1999 г.). За последнее время было значительно обновлено гражданское законодательство, сформировалась иная правоприменительная практика, при этом новых исследований не появилось.
Цель и задачи дипломной работы. Целью дипломной работы является формирование комплексного представления о договоре аренды транспортных средств.
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
дать понятие договора аренды транспортных средств;
определить правовую природу договора аренды транспортных средств;
исследовать источники правового регулирования договора аренды транспортных средств;
установить субъектный состав данного договора в зависимости от целевого использования;
выявить основные исторические тенденции формирования института аренды транспортных средств;
рассмотреть понятие, предмет и существенные условия договора аренды транспортных средств;
дать характеристику правам и обязанностям сторон в договоре аренды транспортных средств охарактеризовать положение участников арендных отношений;
исследовать институт ответственности сторон по договору аренды транспортных средств;
Нормативной базой исследования послужили нормы российского и за-рубежного гражданского законодательства, международные правовые акты. Глубокому анализу подвергались основные законы, кодифицированные и специальные нормативные акты, регулирующие договор аренды транспортных средств.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых, которые использовались при формулировании теоретических положений и практических рекомендаций: Т.Е. Абовой, А.А. Ананьевой, В.К. Андреева, К.М. Арсланова, В.В. Витрянского, Б.М. Гонгало, К.Ф. Егорова, В.С. Ема, Г.Г. Иванова, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Калпина, Г.В. Колодуба, О.Г. Курноскиной, В.А. Савельева, Л.В. Санниковой, А.Е. Шерстобитова, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и др.
Структура дипломной работы обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Подводя итоги.
1. Аренда транспортных средств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на:
договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем, по которому арендодатель предоставляет его арендатору во временное владение и пользование за плату и при этом оказывает своими силами услуги по управлению им и технической эксплуатации;
аналогичный договор, но без экипажа и предоставления дополнительных услуг
2. В связи с эволюцией различных видов транспорта и расширением
круга участников гражданских правоотношений законодатель выделил договор аренды транспортных средств в § 3 гл. 34 ГК РФ, предусмотрев конструкцию "предоставить ... во временное владение и пользование", а в КТМ РФ «предоставить ... в пользование на определенный срок». Следует дополнить ст. 632 ГК РФ и ст. 198 КТМ РФ и предусмотреть конструкцию «предоставить ... во временное владение и пользование или во временное пользование».
3. Установлено, что отношения субъектов будут регулироваться раз-личными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является извлечение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ.
4. Доказано, что если два физических лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, заключают договор аренды транспортных средств с экипажем, то данные отношения регулируются нормами § 1 гл. 34 ГК РФ, а предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации — нормами гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
5. Установлено, что при заключении договора димайз-чартер отношения сторон, когда предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование, будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК РФ), а отношения по управлению и технической эксплуатации транспортного средства - нормами гл. 39 ГК РФ.
Кроме того, на договор димайз-чартер распространяются правила соответствующих транспортных кодексов: КТМ РФ, КВВТ РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов.
6. Договор аренды транспортных средств заключается в простой письменной форме, предусмотренной ГК РФ. Хотя на такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда, распространяются правила о государственной регистрации (так как они относятся к недвижимому имуществу), при заключении договора аренды транспортных средств нормы п. 2 ст. 609 ГК РФ не применяются.
7. В договоре аренды транспортных средств большинство обязанностей по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии закреплено в законодательстве и является обязательным не только для арендодателя, но и для собственника имущества (например, собственник транспортного средства обязан проходить технический осмотр через определенный период времени).
8/ При сдаче в аренду транспортных средств с экипажем ответственность за вред, причинённый третьим лицам, несёт арендодатель, являющийся владельцем транспортного средства — источника повышенной опасности и осуществляющий управление им. Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причинённый ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК РФ и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла потерпевшего, вследствие которых причинён ущерб.
При аренде транспортных средств без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В этой связи ответственность за вред, причинённый транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несёт арендатор в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ. По истечении срока действия договора аренды транспортных средств транспортное средство возвращается арендодателю.
1. Аренда транспортных средств — один из видов арендных отношений, основывающийся на договоре аренды транспортных средств, который подразделяется на:
договор аренды транспортного средства (фрахтования на время) с экипажем, по которому арендодатель предоставляет его арендатору во временное владение и пользование за плату и при этом оказывает своими силами услуги по управлению им и технической эксплуатации;
аналогичный договор, но без экипажа и предоставления дополнительных услуг
2. В связи с эволюцией различных видов транспорта и расширением
круга участников гражданских правоотношений законодатель выделил договор аренды транспортных средств в § 3 гл. 34 ГК РФ, предусмотрев конструкцию "предоставить ... во временное владение и пользование", а в КТМ РФ «предоставить ... в пользование на определенный срок». Следует дополнить ст. 632 ГК РФ и ст. 198 КТМ РФ и предусмотреть конструкцию «предоставить ... во временное владение и пользование или во временное пользование».
3. Установлено, что отношения субъектов будут регулироваться раз-личными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Если стороны являются физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является извлечение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то в данном случае будут применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ.
4. Доказано, что если два физических лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, заключают договор аренды транспортных средств с экипажем, то данные отношения регулируются нормами § 1 гл. 34 ГК РФ, а предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации — нормами гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).
5. Установлено, что при заключении договора димайз-чартер отношения сторон, когда предоставляется транспортное средство во временное владение и пользование, будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК РФ), а отношения по управлению и технической эксплуатации транспортного средства - нормами гл. 39 ГК РФ.
Кроме того, на договор димайз-чартер распространяются правила соответствующих транспортных кодексов: КТМ РФ, КВВТ РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов.
6. Договор аренды транспортных средств заключается в простой письменной форме, предусмотренной ГК РФ. Хотя на такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, воздушные суда, распространяются правила о государственной регистрации (так как они относятся к недвижимому имуществу), при заключении договора аренды транспортных средств нормы п. 2 ст. 609 ГК РФ не применяются.
7. В договоре аренды транспортных средств большинство обязанностей по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии закреплено в законодательстве и является обязательным не только для арендодателя, но и для собственника имущества (например, собственник транспортного средства обязан проходить технический осмотр через определенный период времени).
8/ При сдаче в аренду транспортных средств с экипажем ответственность за вред, причинённый третьим лицам, несёт арендодатель, являющийся владельцем транспортного средства — источника повышенной опасности и осуществляющий управление им. Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причинённый ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК РФ и другими положениями гл. 59 ГК РФ. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Основанием освобождения от ответственности может служить в таких случаях лишь наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла потерпевшего, вследствие которых причинён ущерб.
При аренде транспортных средств без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В этой связи ответственность за вред, причинённый транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несёт арендатор в соответствии с правилами гл. 59 ГК РФ. По истечении срока действия договора аренды транспортных средств транспортное средство возвращается арендодателю.
Подобные работы
- ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Виды договора аренды транспортного средства
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Договор аренды транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности договора аренды транспортных средств
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по
управлению и технической эксплуатации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Договор аренды транспортных средств с предоставлением и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (Калужский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Договор аренды транспортного средства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ДОГОВОР АРЕНДЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



