Ликвидация юридических лиц по законодательству Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Общие положения о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации 6
1.1. Понятие и юридическая сущность ликвидации юридического лица 6
1.2. Соотношение ликвидации и иных форм прекращения деятельности
юридического лица 12
1.3. Развитие законодательства о ликвидации юридического лица в России и за рубежом 17
Глава 2. Основания ликвидации юридического лица 31
2.1. Основания добровольной ликвидации юридических лиц 31
2.2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц 40
Глава 3. Порядок и последствия ликвидации юридического лица 54
3.1. Порядок ликвидации юридического лица 54
3.2. Последствия ликвидации юридического лица 60
3.3. Проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.. 65
Заключение 73
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Глава 1. Общие положения о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации 6
1.1. Понятие и юридическая сущность ликвидации юридического лица 6
1.2. Соотношение ликвидации и иных форм прекращения деятельности
юридического лица 12
1.3. Развитие законодательства о ликвидации юридического лица в России и за рубежом 17
Глава 2. Основания ликвидации юридического лица 31
2.1. Основания добровольной ликвидации юридических лиц 31
2.2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц 40
Глава 3. Порядок и последствия ликвидации юридического лица 54
3.1. Порядок ликвидации юридического лица 54
3.2. Последствия ликвидации юридического лица 60
3.3. Проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.. 65
Заключение 73
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Актуальность исследования. С первого сентября 2014 года вступили в силу положения федерального закона от 5 мая 2014 года №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Этим законом было существенно изменено правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Важность данных вопросов для субъектов экономической деятельности, значительная степень новации многих положений, которые включены теперь в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (далее - ГК РФ), обусловили необходимость детального рассмотрения новых положений ГК РФ в целях их практического применения. В данной связи проведение комплексного фундаментального исследования, посвященного изучению вопросов ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации представляется своевременным и актуальным как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения.
Необходимо отметить, что значительной спецификой обладает ликвидационная процедура при банкротстве, осуществляемая в соответствии с п. 4 ст. 61 ГК, ст. 65 ГК РФ и федеральным законом от 26 октября 2002 г № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). В частности, одной из особенностей этой процедуры является участие в ней арбитражного суда и соответственно применения норм АПК РФ. В силу того, что проблемы несостоятельности юридических лиц являются темой самостоятельного исследования, мы не будем рассматривать их в магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Проблемам ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации в цивилистической науке уделялось достаточно внимания. Некоторые аспекты рассматриваемой тематики в той или иной мере рассматривались в исследованиях таких авторов, как Н.А. Агешкина, Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк, А.В. Габов, С.В. Гландин, Р.Т. Мифтахутдинов, А.В. Барков, В.Г. Голубцов, А.А. Кузнецов, Д.В. Новак, Е.В. Нода, Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко, Р.И. Сайфуллин, А.Ш. Хабибуллина, М.Ю. Челышев, М.А. Шаповалов, Н.М. Ишлек (Бородина), В.Ю. Миронов и др.
Объект исследования - общественные отношения, затрагивающие вопросы ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают гражданское законодательство; научные изыскания по теме исследования; материалы судебной практики.
Целью работы является выработка целостного представления об институте ликвидации юридического лица по законодательству Российской Федерации на основе комплексного анализа научной доктрины, судебной практики и гражданского законодательства.
В соответствии с указанной целью автор ставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить юридическую сущность ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать проблемы соотношения ликвидации и иных форм прекращения юридического лица;
- проанализировать соотношение проблем ликвидации в России и за рубежом;
- рассмотреть основания добровольной и принудительной ликвидации юридического лица;
- изучить порядок и последствия ликвидации юридического лица;
- выявить проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук и гражданского права в частности диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Нормативную основу исследования составляет действующее гражданское законодательство Российской Федерации, судебная практика, относящаяся к рассматриваемой проблематике.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (библиографии). Первая глава посвящена изучению общих положений о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации. Во второй главе рассмотрены основания ликвидации юридического лица. Третья глава посвящена порядку, последствиям ликвидации и проблемам защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
Важность данных вопросов для субъектов экономической деятельности, значительная степень новации многих положений, которые включены теперь в Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (далее - ГК РФ), обусловили необходимость детального рассмотрения новых положений ГК РФ в целях их практического применения. В данной связи проведение комплексного фундаментального исследования, посвященного изучению вопросов ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации представляется своевременным и актуальным как с научно-теоретической, так и с прикладной точек зрения.
Необходимо отметить, что значительной спецификой обладает ликвидационная процедура при банкротстве, осуществляемая в соответствии с п. 4 ст. 61 ГК, ст. 65 ГК РФ и федеральным законом от 26 октября 2002 г № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). В частности, одной из особенностей этой процедуры является участие в ней арбитражного суда и соответственно применения норм АПК РФ. В силу того, что проблемы несостоятельности юридических лиц являются темой самостоятельного исследования, мы не будем рассматривать их в магистерской диссертации.
Степень разработанности проблемы. Проблемам ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации в цивилистической науке уделялось достаточно внимания. Некоторые аспекты рассматриваемой тематики в той или иной мере рассматривались в исследованиях таких авторов, как Н.А. Агешкина, Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк, А.В. Габов, С.В. Гландин, Р.Т. Мифтахутдинов, А.В. Барков, В.Г. Голубцов, А.А. Кузнецов, Д.В. Новак, Е.В. Нода, Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко, Р.И. Сайфуллин, А.Ш. Хабибуллина, М.Ю. Челышев, М.А. Шаповалов, Н.М. Ишлек (Бородина), В.Ю. Миронов и др.
Объект исследования - общественные отношения, затрагивающие вопросы ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации.
Предметом исследования выступают гражданское законодательство; научные изыскания по теме исследования; материалы судебной практики.
Целью работы является выработка целостного представления об институте ликвидации юридического лица по законодательству Российской Федерации на основе комплексного анализа научной доктрины, судебной практики и гражданского законодательства.
В соответствии с указанной целью автор ставил перед собой следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить юридическую сущность ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации;
- проанализировать проблемы соотношения ликвидации и иных форм прекращения юридического лица;
- проанализировать соотношение проблем ликвидации в России и за рубежом;
- рассмотреть основания добровольной и принудительной ликвидации юридического лица;
- изучить порядок и последствия ликвидации юридического лица;
- выявить проблемы защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук и гражданского права в частности диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Нормативную основу исследования составляет действующее гражданское законодательство Российской Федерации, судебная практика, относящаяся к рассматриваемой проблематике.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (библиографии). Первая глава посвящена изучению общих положений о ликвидации юридических лиц по законодательству Российской Федерации. Во второй главе рассмотрены основания ликвидации юридического лица. Третья глава посвящена порядку, последствиям ликвидации и проблемам защиты прав кредиторов при ликвидации юридического лица.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Проблема ликвидации юридического лица является актуальной во все времена. Понятие ликвидации можно вывести исходя из толкования норм п. 1 ст. 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности, без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Фактически происходит отождествление прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица.
Мы согласны с точкой зрения А.Ш. Хабибуллиной, которая считает, что ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Взяв за основу данное определение, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ об исключении организации.
Для описания режимов ликвидации существуют довольно несистемные правила в п. 2 - 4 ст. 61 ГК РФ. В остальных статьях ГК РФ относительно ликвидации (исключая ст. 65 ГК РФ о ликвидации в процессе банкротства) описываются, как можно понять из их конструкции, общие для всех режимов ликвидации правила. Хотя на самом деле, в большей степени правила рассчитаны именно на добровольную ликвидацию; в результате такое регулирование приводит к тому, что:
а) ни один вид ликвидации в законодательстве не описан системно;
б) если добровольная ликвидация по большей части в ее регулировании умещается в основном в положения ГК РФ, то принудительная регулируется еще дополнительно отдельными федеральными законами;
в) ликвидация в процессе банкротства регулируется полностью федеральным законодательством о банкротстве.
Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации никак не разграничивают правовые режимы ликвидации.
Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. По нашему мнению, добровольной является ликвидация, в основание которой лежит волеизъявление участников либо уполномоченного органа юридического лица, не нарушающего закона и законных интересов участников гражданского оборота.
Принудительная ликвидация - это ликвидация на основании решения суда, которое выносится в случае нарушений закона либо интересов третьих лиц, в случае если они носят неустранимый характер.
Юридические лица, указанные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, когда ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Судебная практика признает исключение недействующего юридического лица «специальным основанием прекращения юридического лица». Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Мы согласны с точкой зрения Баранова А.Н., о том, что «это спорная позиция, ведь по своему результату и последствиям прекращение существования юридического лица - «исключение» есть не что иное, как принудительная ликвидация, только со специфическим правовым режимом» .
В основном, все проблемы в правоприменительной практике возникают из-за общего подхода, который был реализован при описании оснований ликвидации в действующем ГК РФ, расположив все основания ликвидации в одной статье. Подход этот ущербный, он должен быть изменен - тогда и будет наведен порядок в описании ликвидации, а именно:
а) должна быть выделена отдельная статья, в которой будет дано определение ликвидации и указаны ее возможные правовые режимы: добровольная, принудительная, в процессе банкротства (возможно, и еще какие-то);
б) каждый правовой режим должен быть описан в отдельной статье по принципу: основания, порядок, последствия, и для каждого правового режима должно быт свое индивидуальное описание: для добровольной ликвидации оно будет наиболее полным и детальным, для банкротства будет иметь вид отсылки к специальным законам; будут, естественно, ссылки и на общие для всех режимов положения;
в) часть статей должен носить общий характер (удовлетворение требований кредиторов, вопросы субсидиарной ответственности и иные вопросы, связанные с правопреемством).
Предложенное построение правового регулирования ликвидации в ГК РФ поможет логично и понятно описать ликвидацию, чего, на наш взгляд, разработчики проекта ГК РФ добились не в полной степени.
Указание в ст. 61 ГК РФ в качестве оснований добровольной ликвидации истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, представляется неверным. Ведь при наступлении соответствующего факта (истечение срока, достижение цели) может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создастся ситуация, схожая с той, которую в праве именуют «вынужденная ликвидация»: основания для дальнейшего существования юридического лица утрачены.
Исходя из этого основания для добровольной ликвидации в действующем ГК РФ должно быть выделено отдельное основание для добровольной ликвидации юридического лица, сформулированное следующим образом: решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, если в установленный законом срок указанными лицами не будет принято решение о продлении срока существования юридического лица или об установлении новой цели. В ГК РФ можно установить также примерный срок для принятия такого рода решения, общий для юридических лиц всех форм, видов и типов. В таком регулировании, с нашей точки зрения, больше стройности, к тому же оно закрывает «белые пятна» в регулировании добровольной ликвидации.
Что касается обязанностей участников (учредителей). Сама идея возложить такую обязанность, сомнения не вызывает. А почему бы и нет: создал организацию, участвуешь в ней, то и не забудь позаботиться о ее закрытии. Однако такая логика может "сработать" в организациях с небольшим числом участников, но вот как она будет работать для обществ, в числе которых сотни тысяч акционеров? Подумали ли разработчики как будет реализовываться? Механизм ее применения в части ликвидации не решен в ГК РФ. И что получится: применять этот механизм должны будут ликвидаторы, которых эти же участники и будут назначать! Это приведет к тому, что нормальные контролирующие участники просто будут менять ликвидаторов с завидной регулярностью!
Действующий Кодекс таких случаев не указывает вообще, словно этого явления не существует. ГК РФ как главный документ должен устанавливать все основные правила и либо определять содержательно все основные нормы, либо показывать "развилки" в регулировании, указывая, куда "смотреть" участникам отношений.
Пункт 3 ст. 61 проекта ГК РФ указывает, что "юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях, либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной организацией, фондом или религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, отсутствия у нее обособленного имущества (абзац второй пункта 4 статьи 50), а также в иных случаях, предусмотренных законом".
Концептуально, с нашей точки зрения, следует отметить необходимость не просто описания детального порядка принудительной ликвидации, но и описания его в отдельной статье. Первый вопрос здесь состоит в том, какой порядок принудительной ликвидации использовать - судебный и (или) административный. Как видно, ГК РФ не указывает прямо на административный порядок, однако фактически легализует его, используя отсылку к закону, где именно такой порядок и установлен.
Порядок ликвидации юридического лица не является совершенным. Устранению подлежит проблема исчерпывающего характера перечня сведений, составляющих содержание ликвидационного баланса. Этот перечень должен быть сформулирован как открытый.
Также п. 5 ст. 63 ГК РФ допускает возможность выплаты кредиторам только в денежной форме. Мы считаем, что должны быть реализована возможность выплаты в натуральной форме. Изучение зарубежного опыта по выплате кредиторам представляет большой интерес. Так в Британских Виргинских островах, выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица возможно не только в денежной, но и в натуральной форме. Такое положение в гражданском законодательстве Российской Федерации отсутствует. Мы считаем необходимым перенять опыт Британских Виргинских островов.
Организация считается прекратившей свое существование с даты, следующей за датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Статья 64.1 «Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица» является новеллой отечественного гражданского законодательства.
По своему содержанию она направлена на создание гарантий для кредитора в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование его или уклонения от рассмотрения такого требования, а также на создание легальных механизмов для привлечения к ответственности членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), действия (бездействие) которых привели к возникновению убытков. В целом, законодатель не улучшил само положение кредитора, который пострадал в случае действий ликвидационной комиссии (отказа удовлетворить требование кредитора) или ее бездействия (уклонения от рассмотрения требований): такой кредитор по-прежнему «довольствуется» остатками имущества. Однако ГК РФ предоставил кредитору возможность взыскать свои убытки с лиц, которые своими действиями (бездействием) причинили убытки.
Противодействие фиктивным организациям не теряет актуальности, что подтверждается в том числе и последними изменениями в Законе о регистрации. Для более эффективного осуществления данной деятельности, на наш взгляд, требуется разработка на основе имеющегося положительного опыта и выявленной проблематики и последующее внедрение соответствующих алгоритмов в деятельность налоговых органов. При этом может быть использован положительный опыт разработок ФНС России и ВАС России относительно механизма ликвидации организаций при использовании недостоверных сведений об адресе регистрации.
Кроме того, исходя из логики произошедших изменений в законодательстве (в связи с принятием п. 4.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации) в скором времени на уровне ФНС России должен быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий при регистрации организаций и контроле за достоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также порядок использования результатов этих мероприятий.
Проблема ликвидации юридического лица является актуальной во все времена. Понятие ликвидации можно вывести исходя из толкования норм п. 1 ст. 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности, без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Фактически происходит отождествление прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица.
Мы согласны с точкой зрения А.Ш. Хабибуллиной, которая считает, что ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Взяв за основу данное определение, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ об исключении организации.
Для описания режимов ликвидации существуют довольно несистемные правила в п. 2 - 4 ст. 61 ГК РФ. В остальных статьях ГК РФ относительно ликвидации (исключая ст. 65 ГК РФ о ликвидации в процессе банкротства) описываются, как можно понять из их конструкции, общие для всех режимов ликвидации правила. Хотя на самом деле, в большей степени правила рассчитаны именно на добровольную ликвидацию; в результате такое регулирование приводит к тому, что:
а) ни один вид ликвидации в законодательстве не описан системно;
б) если добровольная ликвидация по большей части в ее регулировании умещается в основном в положения ГК РФ, то принудительная регулируется еще дополнительно отдельными федеральными законами;
в) ликвидация в процессе банкротства регулируется полностью федеральным законодательством о банкротстве.
Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации никак не разграничивают правовые режимы ликвидации.
Действующее законодательство не дает определения добровольной ликвидации. По нашему мнению, добровольной является ликвидация, в основание которой лежит волеизъявление участников либо уполномоченного органа юридического лица, не нарушающего закона и законных интересов участников гражданского оборота.
Принудительная ликвидация - это ликвидация на основании решения суда, которое выносится в случае нарушений закона либо интересов третьих лиц, в случае если они носят неустранимый характер.
Юридические лица, указанные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, когда ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.
Судебная практика признает исключение недействующего юридического лица «специальным основанием прекращения юридического лица». Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Мы согласны с точкой зрения Баранова А.Н., о том, что «это спорная позиция, ведь по своему результату и последствиям прекращение существования юридического лица - «исключение» есть не что иное, как принудительная ликвидация, только со специфическим правовым режимом» .
В основном, все проблемы в правоприменительной практике возникают из-за общего подхода, который был реализован при описании оснований ликвидации в действующем ГК РФ, расположив все основания ликвидации в одной статье. Подход этот ущербный, он должен быть изменен - тогда и будет наведен порядок в описании ликвидации, а именно:
а) должна быть выделена отдельная статья, в которой будет дано определение ликвидации и указаны ее возможные правовые режимы: добровольная, принудительная, в процессе банкротства (возможно, и еще какие-то);
б) каждый правовой режим должен быть описан в отдельной статье по принципу: основания, порядок, последствия, и для каждого правового режима должно быт свое индивидуальное описание: для добровольной ликвидации оно будет наиболее полным и детальным, для банкротства будет иметь вид отсылки к специальным законам; будут, естественно, ссылки и на общие для всех режимов положения;
в) часть статей должен носить общий характер (удовлетворение требований кредиторов, вопросы субсидиарной ответственности и иные вопросы, связанные с правопреемством).
Предложенное построение правового регулирования ликвидации в ГК РФ поможет логично и понятно описать ликвидацию, чего, на наш взгляд, разработчики проекта ГК РФ добились не в полной степени.
Указание в ст. 61 ГК РФ в качестве оснований добровольной ликвидации истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, представляется неверным. Ведь при наступлении соответствующего факта (истечение срока, достижение цели) может возникнуть ситуация, когда органы управления (участники) не будут принимать решение о ликвидации. То есть создастся ситуация, схожая с той, которую в праве именуют «вынужденная ликвидация»: основания для дальнейшего существования юридического лица утрачены.
Исходя из этого основания для добровольной ликвидации в действующем ГК РФ должно быть выделено отдельное основание для добровольной ликвидации юридического лица, сформулированное следующим образом: решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, если в установленный законом срок указанными лицами не будет принято решение о продлении срока существования юридического лица или об установлении новой цели. В ГК РФ можно установить также примерный срок для принятия такого рода решения, общий для юридических лиц всех форм, видов и типов. В таком регулировании, с нашей точки зрения, больше стройности, к тому же оно закрывает «белые пятна» в регулировании добровольной ликвидации.
Что касается обязанностей участников (учредителей). Сама идея возложить такую обязанность, сомнения не вызывает. А почему бы и нет: создал организацию, участвуешь в ней, то и не забудь позаботиться о ее закрытии. Однако такая логика может "сработать" в организациях с небольшим числом участников, но вот как она будет работать для обществ, в числе которых сотни тысяч акционеров? Подумали ли разработчики как будет реализовываться? Механизм ее применения в части ликвидации не решен в ГК РФ. И что получится: применять этот механизм должны будут ликвидаторы, которых эти же участники и будут назначать! Это приведет к тому, что нормальные контролирующие участники просто будут менять ликвидаторов с завидной регулярностью!
Действующий Кодекс таких случаев не указывает вообще, словно этого явления не существует. ГК РФ как главный документ должен устанавливать все основные правила и либо определять содержательно все основные нормы, либо показывать "развилки" в регулировании, указывая, куда "смотреть" участникам отношений.
Пункт 3 ст. 61 проекта ГК РФ указывает, что "юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях, либо деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной организацией, фондом или религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, отсутствия у нее обособленного имущества (абзац второй пункта 4 статьи 50), а также в иных случаях, предусмотренных законом".
Концептуально, с нашей точки зрения, следует отметить необходимость не просто описания детального порядка принудительной ликвидации, но и описания его в отдельной статье. Первый вопрос здесь состоит в том, какой порядок принудительной ликвидации использовать - судебный и (или) административный. Как видно, ГК РФ не указывает прямо на административный порядок, однако фактически легализует его, используя отсылку к закону, где именно такой порядок и установлен.
Порядок ликвидации юридического лица не является совершенным. Устранению подлежит проблема исчерпывающего характера перечня сведений, составляющих содержание ликвидационного баланса. Этот перечень должен быть сформулирован как открытый.
Также п. 5 ст. 63 ГК РФ допускает возможность выплаты кредиторам только в денежной форме. Мы считаем, что должны быть реализована возможность выплаты в натуральной форме. Изучение зарубежного опыта по выплате кредиторам представляет большой интерес. Так в Британских Виргинских островах, выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица возможно не только в денежной, но и в натуральной форме. Такое положение в гражданском законодательстве Российской Федерации отсутствует. Мы считаем необходимым перенять опыт Британских Виргинских островов.
Организация считается прекратившей свое существование с даты, следующей за датой внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Статья 64.1 «Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица» является новеллой отечественного гражданского законодательства.
По своему содержанию она направлена на создание гарантий для кредитора в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование его или уклонения от рассмотрения такого требования, а также на создание легальных механизмов для привлечения к ответственности членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), действия (бездействие) которых привели к возникновению убытков. В целом, законодатель не улучшил само положение кредитора, который пострадал в случае действий ликвидационной комиссии (отказа удовлетворить требование кредитора) или ее бездействия (уклонения от рассмотрения требований): такой кредитор по-прежнему «довольствуется» остатками имущества. Однако ГК РФ предоставил кредитору возможность взыскать свои убытки с лиц, которые своими действиями (бездействием) причинили убытки.
Противодействие фиктивным организациям не теряет актуальности, что подтверждается в том числе и последними изменениями в Законе о регистрации. Для более эффективного осуществления данной деятельности, на наш взгляд, требуется разработка на основе имеющегося положительного опыта и выявленной проблематики и последующее внедрение соответствующих алгоритмов в деятельность налоговых органов. При этом может быть использован положительный опыт разработок ФНС России и ВАС России относительно механизма ликвидации организаций при использовании недостоверных сведений об адресе регистрации.
Кроме того, исходя из логики произошедших изменений в законодательстве (в связи с принятием п. 4.3 ст. 9 Закона о государственной регистрации) в скором времени на уровне ФНС России должен быть разработан нормативный правовой акт, регламентирующий основания, условия и способы проведения проверочных мероприятий при регистрации организаций и контроле за достоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также порядок использования результатов этих мероприятий.
Подобные работы
- РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ликвидация юридического лица
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОВАЯ МОДЕЛЬ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы регистрации и ликвидации организаций (Московский Университет им. Витте)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Актуальные проблемы ликвидации юридических лиц в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица как основание прекращения его деятельности в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Ликвидация корпоративных юридических лиц
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021



