Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 5
1.1. Определение понятия природно-ресурсный потенциал 5
1.2 Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан 10
1.3 Минеральные ресурсы 16
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЗУЧЕНИЮ ПРИРОДНО¬
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 22
2.1 Школьные кружки, экскурсии, проекты 22
2.2 Метод школьных проектов по изучению природных ресурсов
Республики Татарстан 30
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 35
3.1 Общие сведения о школьном проекте 35
3.2. Школьный проект по изучению природных ресурсов Республики
Татарстан 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 5
1.1. Определение понятия природно-ресурсный потенциал 5
1.2 Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан 10
1.3 Минеральные ресурсы 16
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЗУЧЕНИЮ ПРИРОДНО¬
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 22
2.1 Школьные кружки, экскурсии, проекты 22
2.2 Метод школьных проектов по изучению природных ресурсов
Республики Татарстан 30
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 35
3.1 Общие сведения о школьном проекте 35
3.2. Школьный проект по изучению природных ресурсов Республики
Татарстан 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Исследование категории природно-ресурсного потенциала продиктовано необходимостью приведения методологии оценки, учета и управления природными ресурсами в соответствие с экономическими реалиями и потребностями общества.
Природно-ресурсный базис современного развития Республики Татарстан, формирования структуры и специализации ее экономики составляют минерально-сырьевые ресурсы, прежде всего стратегические ресурсы нефти; земельные, водные и лесные ресурсы. Кроме того, имеются незначительные в экономическом отношении биологические (рыбные, охотничье-промысловые) и растительные ресурсы, которые могут рассматриваться как предпосылки развития малого бизнеса. Минерально - сырьевые, главным образом нефть, земельные и водные ресурсы в настоящее время и в долгосрочной перспективе составляют основу формирования конкурентного преимущества региона. В то же время необходимо отметить, что возможности природно-ресурсного потенциала региона как фактора экстенсивного наращивания территориальной конкурентоспособности практически исчерпаны, исключение в этом отношении составляют лишь земельные ресурсы. Основное значение приобретает рационализация и повышение эффективности использования природных ресурсов на основе проведения ресурсосберегающей политики.
Назначение изучения географии сейчас видится в формулировании различных законов и выработке теорий и принципов, касающихся территориальных аспектов деятельности человека на планете. В области методологии география гораздо более открыта, чем общественные или естественные науки.
Современные географические исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан в школе способствуют становлению области знания, изучающего особенности субъективного восприятия школьниками с различных аспектов их местообитания, включая представления о природных ресурсах и экологии. Кроме того, новое направление географических исследований связано с изучением территориальных аспектов благосостояния и социальной справедливости.
Цель - исследование природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Объект исследования: Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по изучению природно-ресурсного потенциала.
Задачи: проанализировать, охарактеризовать, исследовать
- определить понятия природно-ресурсного потенциала.
- исследовать природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
- проанализировать формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по исследованию природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
- охарактеризовать реализацию проекта исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Природно-ресурсный базис современного развития Республики Татарстан, формирования структуры и специализации ее экономики составляют минерально-сырьевые ресурсы, прежде всего стратегические ресурсы нефти; земельные, водные и лесные ресурсы. Кроме того, имеются незначительные в экономическом отношении биологические (рыбные, охотничье-промысловые) и растительные ресурсы, которые могут рассматриваться как предпосылки развития малого бизнеса. Минерально - сырьевые, главным образом нефть, земельные и водные ресурсы в настоящее время и в долгосрочной перспективе составляют основу формирования конкурентного преимущества региона. В то же время необходимо отметить, что возможности природно-ресурсного потенциала региона как фактора экстенсивного наращивания территориальной конкурентоспособности практически исчерпаны, исключение в этом отношении составляют лишь земельные ресурсы. Основное значение приобретает рационализация и повышение эффективности использования природных ресурсов на основе проведения ресурсосберегающей политики.
Назначение изучения географии сейчас видится в формулировании различных законов и выработке теорий и принципов, касающихся территориальных аспектов деятельности человека на планете. В области методологии география гораздо более открыта, чем общественные или естественные науки.
Современные географические исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан в школе способствуют становлению области знания, изучающего особенности субъективного восприятия школьниками с различных аспектов их местообитания, включая представления о природных ресурсах и экологии. Кроме того, новое направление географических исследований связано с изучением территориальных аспектов благосостояния и социальной справедливости.
Цель - исследование природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Объект исследования: Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по изучению природно-ресурсного потенциала.
Задачи: проанализировать, охарактеризовать, исследовать
- определить понятия природно-ресурсного потенциала.
- исследовать природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
- проанализировать формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по исследованию природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
- охарактеризовать реализацию проекта исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе не только рассмотрены основные компоненты природной среды, определяющие природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан, а так же более подробно изучена классификация природных ресурсов. Совокупность всех возможностей, запасов, средств, источников, которые рассматриваются в естественном состоянии и могут быть использованы с целью достижения определенного результата представляют собой природно-ресурсный потенциал.
В связи с дуалистической природы понятия "природные ресурсы", что отражает их естественное происхождение, с одной стороны, и экономической, экономическое значение, разработаны и широко применяются в литературе, несколько классификаций:
- классификация природных ресурсов по происхождению;
- классификация по видам хозяйственного использования;
- классификация по признаку исчерпаемости; - классификация по критерию использования.
Исследован природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
На территории Татарстана расположены 273 месторождения общераспространенных полезных ископаемых; около 200 нефтяных месторождений. Почвенный покров представлен комбинацией типов, подтипов, видов и разновидностей почвы. Лесов относительно много, в связи с чем Татарстан отличается разнообразием представителей флоры и фауны.
Выявлено, что в среднем звене осуществляется подробное изучение регионального аспекта в различных сферах: в географии, экономике, культуре и др. В 9-м классе предполагается постепенный переход от эмоционально-образного к рациональному обучению на основе методов конкретных наук, в том числе метода научного исследования.
Региональный компонент распределяется по базисным предметам федеральных программ: гуманитарные (история, граждановедение, литература, МХК), естественнонаучные (физическая и экономическая география, биология, экология).
В ходе работы был предложен проект «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан».
Метод проектов - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Данный проект предполагает изучение - с учетом различных принципов и подходов - не только географии региона (рельефа, климата, флоры, фауны и т.д.), но и формирование системы знаний о взаимосвязи истории родного края с особенностями его экономического развития, формирование представлений о состоянии природных ресурсов и их рекреационном потенциале, приобретение учащимися знаний по экологии и безопасности жизни в регионе.
В ходе реализации проекта предусмотрено проведение историко-этнографических, географических, экологических исследований и наблюдений, трудовой практики по озеленению.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проектная деятельность, реализуемая педагогом на уроках географии и во внеурочной работе, стимулирует развитие личности обучающегося, активизирует его познавательную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами, позволяет получить навыки творческой деятельности, расширяет общий кругозор, формирует у обучающихся научные представления об окружающем мире. Происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Эти навыки являются необходимыми для последующей успешной работы, самореализации личности как профессионала.
Таким образом, можно говорить о том, что использование метода проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно ориентированного подхода способствует самоопределению личности.
Кроме того, выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения, предусмотренного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учёт интересов, склонностей и способностей учащихся. Система профильного обучения содействует созданию условий для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Проектная деятельность старшеклассников способствует преемственности между школой и ВУЗом.
Использование проектного метода на уроках географии является эффективным при условии, если педагог владеет современными технологиями обучения с учётом обновления содержания географического образования и индивидуальных особенностей обучающихся.
В связи с дуалистической природы понятия "природные ресурсы", что отражает их естественное происхождение, с одной стороны, и экономической, экономическое значение, разработаны и широко применяются в литературе, несколько классификаций:
- классификация природных ресурсов по происхождению;
- классификация по видам хозяйственного использования;
- классификация по признаку исчерпаемости; - классификация по критерию использования.
Исследован природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
На территории Татарстана расположены 273 месторождения общераспространенных полезных ископаемых; около 200 нефтяных месторождений. Почвенный покров представлен комбинацией типов, подтипов, видов и разновидностей почвы. Лесов относительно много, в связи с чем Татарстан отличается разнообразием представителей флоры и фауны.
Выявлено, что в среднем звене осуществляется подробное изучение регионального аспекта в различных сферах: в географии, экономике, культуре и др. В 9-м классе предполагается постепенный переход от эмоционально-образного к рациональному обучению на основе методов конкретных наук, в том числе метода научного исследования.
Региональный компонент распределяется по базисным предметам федеральных программ: гуманитарные (история, граждановедение, литература, МХК), естественнонаучные (физическая и экономическая география, биология, экология).
В ходе работы был предложен проект «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан».
Метод проектов - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Данный проект предполагает изучение - с учетом различных принципов и подходов - не только географии региона (рельефа, климата, флоры, фауны и т.д.), но и формирование системы знаний о взаимосвязи истории родного края с особенностями его экономического развития, формирование представлений о состоянии природных ресурсов и их рекреационном потенциале, приобретение учащимися знаний по экологии и безопасности жизни в регионе.
В ходе реализации проекта предусмотрено проведение историко-этнографических, географических, экологических исследований и наблюдений, трудовой практики по озеленению.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проектная деятельность, реализуемая педагогом на уроках географии и во внеурочной работе, стимулирует развитие личности обучающегося, активизирует его познавательную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами, позволяет получить навыки творческой деятельности, расширяет общий кругозор, формирует у обучающихся научные представления об окружающем мире. Происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Эти навыки являются необходимыми для последующей успешной работы, самореализации личности как профессионала.
Таким образом, можно говорить о том, что использование метода проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно ориентированного подхода способствует самоопределению личности.
Кроме того, выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения, предусмотренного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учёт интересов, склонностей и способностей учащихся. Система профильного обучения содействует созданию условий для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Проектная деятельность старшеклассников способствует преемственности между школой и ВУЗом.
Использование проектного метода на уроках географии является эффективным при условии, если педагог владеет современными технологиями обучения с учётом обновления содержания географического образования и индивидуальных особенностей обучающихся.
Подобные работы
- Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и его развитие в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и его развитие в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН:
РАЗЛИЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКИХ И ГИС-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДКАМЬЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВОДООБЕСПЕЧЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЗДАНИЕ ГИС-КАРТЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ туристско-рекреационных ресурсов республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017



