ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 5
1.1. Определение понятия природно-ресурсный потенциал 5
1.2 Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан 10
1.3 Минеральные ресурсы 16
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЗУЧЕНИЮ ПРИРОДНО¬
РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 22
2.1 Школьные кружки, экскурсии, проекты 22
2.2 Метод школьных проектов по изучению природных ресурсов
Республики Татарстан 30
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА 35
3.1 Общие сведения о школьном проекте 35
3.2. Школьный проект по изучению природных ресурсов Республики
Татарстан 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. Исследование категории природно-ресурсного потенциала продиктовано необходимостью приведения методологии оценки, учета и управления природными ресурсами в соответствие с экономическими реалиями и потребностями общества.
Природно-ресурсный базис современного развития Республики Татарстан, формирования структуры и специализации ее экономики составляют минерально-сырьевые ресурсы, прежде всего стратегические ресурсы нефти; земельные, водные и лесные ресурсы. Кроме того, имеются незначительные в экономическом отношении биологические (рыбные, охотничье-промысловые) и растительные ресурсы, которые могут рассматриваться как предпосылки развития малого бизнеса. Минерально - сырьевые, главным образом нефть, земельные и водные ресурсы в настоящее время и в долгосрочной перспективе составляют основу формирования конкурентного преимущества региона. В то же время необходимо отметить, что возможности природно-ресурсного потенциала региона как фактора экстенсивного наращивания территориальной конкурентоспособности практически исчерпаны, исключение в этом отношении составляют лишь земельные ресурсы. Основное значение приобретает рационализация и повышение эффективности использования природных ресурсов на основе проведения ресурсосберегающей политики.
Назначение изучения географии сейчас видится в формулировании различных законов и выработке теорий и принципов, касающихся территориальных аспектов деятельности человека на планете. В области методологии география гораздо более открыта, чем общественные или естественные науки.
Современные географические исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан в школе способствуют становлению области знания, изучающего особенности субъективного восприятия школьниками с различных аспектов их местообитания, включая представления о природных ресурсах и экологии. Кроме того, новое направление географических исследований связано с изучением территориальных аспектов благосостояния и социальной справедливости.
Цель - исследование природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Объект исследования: Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
Предмет исследования: формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по изучению природно-ресурсного потенциала.
Задачи: проанализировать, охарактеризовать, исследовать
- определить понятия природно-ресурсного потенциала.
- исследовать природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
- проанализировать формы и методы организации внеучебной деятельности школьников по исследованию природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
- охарактеризовать реализацию проекта исследования природно-ресурсного потенциала Республики Татарстан.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе не только рассмотрены основные компоненты природной среды, определяющие природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан, а так же более подробно изучена классификация природных ресурсов. Совокупность всех возможностей, запасов, средств, источников, которые рассматриваются в естественном состоянии и могут быть использованы с целью достижения определенного результата представляют собой природно-ресурсный потенциал.
В связи с дуалистической природы понятия "природные ресурсы", что отражает их естественное происхождение, с одной стороны, и экономической, экономическое значение, разработаны и широко применяются в литературе, несколько классификаций:
- классификация природных ресурсов по происхождению;
- классификация по видам хозяйственного использования;
- классификация по признаку исчерпаемости; - классификация по критерию использования.
Исследован природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан.
На территории Татарстана расположены 273 месторождения общераспространенных полезных ископаемых; около 200 нефтяных месторождений. Почвенный покров представлен комбинацией типов, подтипов, видов и разновидностей почвы. Лесов относительно много, в связи с чем Татарстан отличается разнообразием представителей флоры и фауны.
Выявлено, что в среднем звене осуществляется подробное изучение регионального аспекта в различных сферах: в географии, экономике, культуре и др. В 9-м классе предполагается постепенный переход от эмоционально-образного к рациональному обучению на основе методов конкретных наук, в том числе метода научного исследования.
Региональный компонент распределяется по базисным предметам федеральных программ: гуманитарные (история, граждановедение, литература, МХК), естественнонаучные (физическая и экономическая география, биология, экология).
В ходе работы был предложен проект «Природно-ресурсный потенциал Республики Татарстан».
Метод проектов - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Данный проект предполагает изучение - с учетом различных принципов и подходов - не только географии региона (рельефа, климата, флоры, фауны и т.д.), но и формирование системы знаний о взаимосвязи истории родного края с особенностями его экономического развития, формирование представлений о состоянии природных ресурсов и их рекреационном потенциале, приобретение учащимися знаний по экологии и безопасности жизни в регионе.
В ходе реализации проекта предусмотрено проведение историко-этнографических, географических, экологических исследований и наблюдений, трудовой практики по озеленению.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что проектная деятельность, реализуемая педагогом на уроках географии и во внеурочной работе, стимулирует развитие личности обучающегося, активизирует его познавательную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, способствует развитию интеграционных связей между школьными предметами, позволяет получить навыки творческой деятельности, расширяет общий кругозор, формирует у обучающихся научные представления об окружающем мире. Происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Эти навыки являются необходимыми для последующей успешной работы, самореализации личности как профессионала.
Таким образом, можно говорить о том, что использование метода проектов при обучении географии, как одной из педагогических технологий личностно ориентированного подхода способствует самоопределению личности.
Кроме того, выполнение школьных исследовательских проектов отвечает концепции профильного обучения, предусмотренного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Профильный уровень обучения ориентирован на более полный учёт интересов, склонностей и способностей учащихся. Система профильного обучения содействует созданию условий для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Проектная деятельность старшеклассников способствует преемственности между школой и ВУЗом.
Использование проектного метода на уроках географии является эффективным при условии, если педагог владеет современными технологиями обучения с учётом обновления содержания географического образования и индивидуальных особенностей обучающихся.
1. Атлас мира. - М .: ООО «ЭКОМ-ПРЕСС», 2014
2. Березовский П.В. Экономическая оценка вторичных минеральных ресурсов. СПГИ (ТУ), СПб, 2011. С.34.
3. Буланов С.В. Роль картографии в формировании географической культуры школьников./ Сб.: Географическое краеведение: Материалы III Всероссийской научно - практической конференции по географическому краеведению. - Владимир: ВГПУ, 2011. - С. 12 - 19.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010
5. Водные и лесные ресурсы республики Татарстан. http://xn--
80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=15322. Режим доступа: 26.02.2016 г.
6. Гайсин И.Т., Саубанова Л.И. 34 урока по географии Татарстана:
интегрированный подход. - Казань: 2013. - 115 с.
7. География в цифрах. 6-10 кл.: Справочное пособие /Авт.сост.
В.В.Климанов, О.А.Климанова. - М.: Дрофа, 2013. - 128 с.
8. География Республики Татарстан: Учеб. пособие для 8-9 кл. сред. общеобразоват. шк. /А.С. Тайсин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Казань: Магариф, 2012. - 247 с.: с ил.
9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 2012 - 112с.
10. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук// География в школе, № 4, 2010.
11. Деревяко И.П. Анализ воспроизводственных процессов в системе устойчивого развития/ Проблемы современной экономики, № 2(26), 2010 ), www.rae.ru
12. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе // «Вербум - М». - М., 2011.
13. Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможня Е.А. Методика и технология обучения географии. Москва, АСТ «Астрель», 2014 г.
14. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах - М.: «Московский лицей», - 2012, 312 с.
15. Знакомство с Россией. Режим доступа: http://www.ru-
regions.ru/?page_id=17. Режим доступа: 26.02.2016 г.
16. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.
17. Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии// География в школе. - 2015. - №2
18. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара МИПКРО. - М., 2011.
19. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. М., 2012.
20. Начальный курс географии в схемах и таблицах / Ж.М. Якубович. - Мн.: ООО «Юнипресс», 2012. - 96 с.
21. Нестандартные уроки. Народные промыслы. Издательство «Учитель» Волгоград., 2013
22. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании// География в школе. - 2012. - №6
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
24. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе. - 2011. №1 Режим доступа:
http://tatarstan.ru/about/geography.htm. 26.02.2016 г.
26. Педагогические технологии. Методические рекомендации. - Ярославль, 2012.
27. Природно-рекреационный потенциал республики Татарстан / В.П. Сидоров, В.А. Рубцов, С.А. Шабалина, Г.Н. Булатова // Вестник Удмурт. ун¬та. - 2013. - № 6-3. - С. 152-161.
28. Пухова У.М. Пухова У.М. «Природный капитал как часть
составляющего природных ресурсов» // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 2 - С. 130-132 URL:
www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7782264
29. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник, М., 2012 г. 319 с.
30. Республика Татарстан 2015. Статистический сборник. Казань, 2016. С. 158
31. Республика Татарстан: краткий географический справочник /авт.-сост. И.Т.Гайсин, Р.Р. Денмухаметов, О.В. Зяблова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 134 с.
32. Розанов Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению. // География в школе. - 2014. - №7
33. Свободный словарь терминов.ййр://’№№Шегшт.Ьрозб.ги/риЬ1/17-1-0- 15235
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2011. - 256 с.
35. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: «Аркти», 2014
36. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2011
37. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6-10 класс. М.: АРКТИ, 2011.
38. Степанов Е.Н., Амосенок Л.Н.., Горелик И.Ф. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. М.: «Сфера ГЦ». - 2013.
39. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Изд-е 7-е. - Киев: Радьянска школа, 1981. С.188, 195
40. Сухоруков В.Д., Финаров Д.П. Методика обучения географии: предметный аспект. // География в школе. - 2014. №4
41. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами, сгруппированные по классам, для подготовки к единому государственному экзамену по географии / сост. Н.В. Болотникова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 88 с.
42. Фаткутдинов З.М. Афоризмы и максимы или откровения XX века. Казань: Таткнигоиздат, 2011. С. 220
43. Федеральное агентство по недропользованию. ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» http://www.tfipfo.ru/index.php/prirodnye-resursy/mineralno-syrevaya-baza/respublika-tatarstan.Режим доступа: 26.02.2016 г.
44. Хусаинов З.А. Методика обучения географии и экологии Республики Татарстан. 2-е переработанное и дополненное издание., 2013.
45. Чанова М.В. Анализ зарубежного и отечественного опыта
использования метода проектов: исторический аспект - М., 2013
46. Чернов В.Г. География в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2012. - 96 с.
47. Шурыгина А.Г., Носков Т.С. Программа курса «Экология родного края». // География в школе. - №3. - 2006.
48. Щенев В.А. Урок географии в системе личностно ориентированного обучения. // География в школе. - 2015. -№5
49. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. - Волгоград: Учитель, 2012. - 154 с.
50. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.2. Региональная характеристика мира: Поурочные планы на основе учебника В. П. Максаковского / Авт.-сост. О.И.Ануфриева. - Волгоград: Учитель, 2014. - 231 с.
51. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного
69 образования. - М., 2012.
52. Millennium Ecosystem Assessment. Ecosystems and Human Wellbeing:
Synthesis. Island Press, Washington, DC. 2015/
http: //www.maweb .org/en/Reports .aspx#
53. www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?word_id=28093&rating=false&lastQ ueried=false