Субъективные права потребителя на качество и безопасность товаров, работ и услуг
|
Введение 3
Глава 1. Субъективные права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг: общая характеристика 6
1.1. Нормативное регулирование прав потребителей: история развития и
современное состояние 6
1.2. Понятия субъективных прав потребителя на надлежащее качество и
безопасность товаров, работ и услуг 11
Глава 2. Содержание отдельных видов субъективных прав потребителя 16
2.1. Содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество
товаров 16
2.2. Содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество
работ и услуг 20
2.3. Содержание субъективного права потребителя на безопасность товаров,
работ и услуг 28
Глава 3. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг. Защита прав потребителя при нарушении требований о безопасности товаров, работ, услуг 33
3.1. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров
ненадлежащего качества 33
3.2. Субъективное право потребителя на защиту при некачественном
выполнении работ и оказании услуг 41
3.3. Субъективное право потребителя на компенсацию морального вреда при
продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг 46
3.4. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров,
выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности 54
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Глава 1. Субъективные права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг: общая характеристика 6
1.1. Нормативное регулирование прав потребителей: история развития и
современное состояние 6
1.2. Понятия субъективных прав потребителя на надлежащее качество и
безопасность товаров, работ и услуг 11
Глава 2. Содержание отдельных видов субъективных прав потребителя 16
2.1. Содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество
товаров 16
2.2. Содержание субъективного права потребителя на надлежащее качество
работ и услуг 20
2.3. Содержание субъективного права потребителя на безопасность товаров,
работ и услуг 28
Глава 3. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг. Защита прав потребителя при нарушении требований о безопасности товаров, работ, услуг 33
3.1. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров
ненадлежащего качества 33
3.2. Субъективное право потребителя на защиту при некачественном
выполнении работ и оказании услуг 41
3.3. Субъективное право потребителя на компенсацию морального вреда при
продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг 46
3.4. Субъективное право потребителя на защиту при продаже товаров,
выполнении работ и оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности 54
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий отечественным производителям для выпуска продукции и оказания услуг высокого качества являлось постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса изменялись, отражая характер экономики. Решение этой задачи достигалось путем улучшения качества сырья, материалов и комплектующих изделий, совершенствования технологического процесса производства и производственного контроля за качеством и безопасностью продукции. Немаловажная роль при этом отводилась правовым средствам обеспечения качества и безопасности продукции через установление порядка нормирования государственных требований к качеству и безопасности продукции, осуществление государственного контроля за соблюдением государственных требований, введение эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.
Государство на различных этапах развития экономики использовало различные формы государственного регулирования качества и безопасности, соответствующие системы организации государственного контроля, применяло различные меры гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Содержание и характер этих мер отражали определенный этап развития народного хозяйства страны и стоящие перед ним задачи.
Развитие правового регулирования качества товаров, эволюция законодательства, регулирующего принципы и порядок утверждения требований к качеству товаров, осуществление государственного контроля за его соблюдением показывают, что значение качества товаров в процессе государственного регулирования всегда оставалось очень важным показателем.
Однако, несмотря на государственный контроль за качеством производимой в стране продукции, в настоящее время имеет место
недобросовестное отношение некоторых производителей и продавцов к обязанностям по предоставлению товаров и услуг, соответствующим установленным требованиям. Не вызывает сомнения, что предоставление некачественных услуг всегда приводит к неблагоприятным последствиям.
Именно по этой причине вопросы защиты прав потребителей представляются весьма важными.
Актуальность темы исследования подчеркивается еще и тем, что в период развития рыночной экономики спектр предлагаемых на потребительском рынке услуг чрезвычайно широк. Это предполагает постоянное внимание законодателя к данной проблеме, в том числе путем своевременного принятия новых нормативно-правовых актов и совершенствования уже имеющихся.
Таким образом, цель настоящей работы состоит в том, чтобы провести комплексный анализ содержания субъективных права потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг. На достижение поставленной цели направлено выполнение следующих взаимосвязанных задач:
- дать общую характеристику права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг;
- исследовать содержание отдельных видов субъективных прав потребителя;
- проанализировать право потребителя на защиту при продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг.
Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, регулирующие взаимодействие на рынке оказания услуг и производителей продукции, а также потребителями. Предмет исследования - субъективные права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг.
Вопросы развития и регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей рассматривались в трудах различных ученых. Среди авторов, 4
разрабатывающих данный вопрос, можно назвать Я.Е. Парция, Я.В. Вольвач, С.Н. Ревину, А.В. Селянина, Т. Ашиткова, М. Маматова, В.П. Мозолина, В.В. Артемова, И.Е. Горину, Б. Журбина.
Информационно теоретическую основу дипломной работы составили:
- нормативно правовые акты. Главным образом это - Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) , Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей, Закон) ;
- учебная и специальная литература;
- материалы судебной практики и статистики.
В методологическом отношении исследование опирается на системный и структурно-функциональный подход к анализу предметной области исследования. Кроме того, в нашем исследовании мы будем использовать следующие частнонаучные методы - исторический, сравнительный и статистический.
Структура дипломной работы представлена введением, где обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, тремя главами, заключением, где делаются выводы по работе и списка использованной литературы.
Государство на различных этапах развития экономики использовало различные формы государственного регулирования качества и безопасности, соответствующие системы организации государственного контроля, применяло различные меры гражданской, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Содержание и характер этих мер отражали определенный этап развития народного хозяйства страны и стоящие перед ним задачи.
Развитие правового регулирования качества товаров, эволюция законодательства, регулирующего принципы и порядок утверждения требований к качеству товаров, осуществление государственного контроля за его соблюдением показывают, что значение качества товаров в процессе государственного регулирования всегда оставалось очень важным показателем.
Однако, несмотря на государственный контроль за качеством производимой в стране продукции, в настоящее время имеет место
недобросовестное отношение некоторых производителей и продавцов к обязанностям по предоставлению товаров и услуг, соответствующим установленным требованиям. Не вызывает сомнения, что предоставление некачественных услуг всегда приводит к неблагоприятным последствиям.
Именно по этой причине вопросы защиты прав потребителей представляются весьма важными.
Актуальность темы исследования подчеркивается еще и тем, что в период развития рыночной экономики спектр предлагаемых на потребительском рынке услуг чрезвычайно широк. Это предполагает постоянное внимание законодателя к данной проблеме, в том числе путем своевременного принятия новых нормативно-правовых актов и совершенствования уже имеющихся.
Таким образом, цель настоящей работы состоит в том, чтобы провести комплексный анализ содержания субъективных права потребителей на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг. На достижение поставленной цели направлено выполнение следующих взаимосвязанных задач:
- дать общую характеристику права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг;
- исследовать содержание отдельных видов субъективных прав потребителя;
- проанализировать право потребителя на защиту при продаже товаров ненадлежащего качества, при некачественном выполнении работ и оказании услуг.
Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, регулирующие взаимодействие на рынке оказания услуг и производителей продукции, а также потребителями. Предмет исследования - субъективные права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, работ и услуг.
Вопросы развития и регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей рассматривались в трудах различных ученых. Среди авторов, 4
разрабатывающих данный вопрос, можно назвать Я.Е. Парция, Я.В. Вольвач, С.Н. Ревину, А.В. Селянина, Т. Ашиткова, М. Маматова, В.П. Мозолина, В.В. Артемова, И.Е. Горину, Б. Журбина.
Информационно теоретическую основу дипломной работы составили:
- нормативно правовые акты. Главным образом это - Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) , Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей, Закон) ;
- учебная и специальная литература;
- материалы судебной практики и статистики.
В методологическом отношении исследование опирается на системный и структурно-функциональный подход к анализу предметной области исследования. Кроме того, в нашем исследовании мы будем использовать следующие частнонаучные методы - исторический, сравнительный и статистический.
Структура дипломной работы представлена введением, где обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, тремя главами, заключением, где делаются выводы по работе и списка использованной литературы.
В России законодательство о защите прав потребителей получило развитие совсем недавно. Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже продолжительное время.
Проблема защиты прав потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.
На сегодняшний день Закон о защите прав потребителей - основной законодательный акт, регулирующий правоотношения в данной области.
Кроме того, законодательство по защите прав потребителей составляет ГК РФ. Приоритетное значение перед отечественным законодательством имеют нормы международного права.
Значение законодательства в области защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина, но также в повышении ответственности производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию 61
страны.
Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке.
Законодательством определен перечень правонарушений, влекущих ответственность продавца.
На сегодняшний день основные меры по защите прав потребителей при продаже товара сводятся к следующему.
Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец должен своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация, предоставляемая покупателю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью.
Товар, приобретаемый потребителем, должен отвечать определенным стандартам качества, установленным законодательством, в том числе специальным нормам.
В случае нарушения продавцом прав потребителя при продаже товара последний вправе по своему выбору требовать от продавца выполнения следующих действий:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи.
Как было отмечено в исследовании, российской законодательство о защите прав потребителей является одним из самых жестких. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей продавец несет материальную, административную, в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Большую роль в исполнении законодательства о защите прав потребителей имеют государственные и общественные организации, призванные в соответствии со своей компетенцией вести контроль за качеством производимого товара (предоставляемых услуг), а также соблюдением прав потребителей при их реализации.
Несмотря на то, что законодательство в рассмотренной нами сфере довольно детально проработано, в исследовании мы отметили ряд проблемных моментов.
В ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определены критерии, позволяющие отнести пищевую продукцию к категории некачественной и опасной, которая не подлежит реализации, утилизируется и уничтожается. В качестве таких критериев названы:
- несоответствие пищевых продуктов требованиям нормативных документов;
- наличие явных признаков недоброкачественности;
- несоответствие представленной информации и наличие обоснованных подозрений об их фальсификации;
- отсутствие или истечение установленных сроков годности;
- отсутствие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами.
Таким образом, не вполне ясны критерии отнесения той или иной продукции к качественной (некачественной) и безопасной (опасной) для потребителя.
В работе отмечено, что зарубежный потребитель государственных услуг, рассматривая государство как производителя специфических услуг в рамках социального контракта, делегируемых ему обществом, создал мощный механизм общественных институтов, сдерживающих стремление государства увеличить свое влияние на граждан любой ценой. Данные институты выражаются в создании неформальных правил и общественных организаций, осуществляющих независимый контроль за качеством работы государственных структур по оказанию услуг гражданам. В первую очередь это выразилось в формировании стандартов обслуживания граждан.
В данном контексте применение подобной практики в России позволило бы значительно снизить влияние бюрократической направленности при формировании стандартов качества оказания публичных услуг.
В качестве одной из важнейших мер, направленных на совершенствование механизма защиты прав потребителей, в том числе и при оказании им публичных услуг, следует указать на законодательное закрепление применения процедуры медиации при защите прав потребителей. Внедрение данной процедуры будет также способствовать и широкому развитию общественного движения в защиту прав потребителей, усилению роли общественных организаций, которые смогут законодательно применять медиацию как один из механизмов защиты прав потребителей, в том числе и при оказании гражданам публичных услуг.
Проблема защиты прав потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.
Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном уровне.
На сегодняшний день Закон о защите прав потребителей - основной законодательный акт, регулирующий правоотношения в данной области.
Кроме того, законодательство по защите прав потребителей составляет ГК РФ. Приоритетное значение перед отечественным законодательством имеют нормы международного права.
Значение законодательства в области защиты прав потребителей не только в усилении социальных гарантий гражданина, но также в повышении ответственности производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию 61
страны.
Долгие годы потребитель фактически был лишен возможности защитить свои права. Действовавший ГК РСФСР не препятствовал потребителю обратиться в суд в случае нарушения его прав со стороны недобросовестного продавца (изготовителя, исполнителя). Однако в то время не существовало универсального механизма защиты прав потребителей, а предусмотренный советским гражданским законодательством порядок был слишком громоздок, и, следовательно, неэффективен.
В настоящее время граждане имеют реальную возможность отстоять свои права как в судебном, так и внесудебном порядке.
Законодательством определен перечень правонарушений, влекущих ответственность продавца.
На сегодняшний день основные меры по защите прав потребителей при продаже товара сводятся к следующему.
Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Продавец должен своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация, предоставляемая покупателю, должна обладать необходимой полнотой и достоверностью.
Товар, приобретаемый потребителем, должен отвечать определенным стандартам качества, установленным законодательством, в том числе специальным нормам.
В случае нарушения продавцом прав потребителя при продаже товара последний вправе по своему выбору требовать от продавца выполнения следующих действий:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- расторжения договора купли-продажи.
Как было отмечено в исследовании, российской законодательство о защите прав потребителей является одним из самых жестких. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей продавец несет материальную, административную, в некоторых случаях и уголовную ответственность.
Большую роль в исполнении законодательства о защите прав потребителей имеют государственные и общественные организации, призванные в соответствии со своей компетенцией вести контроль за качеством производимого товара (предоставляемых услуг), а также соблюдением прав потребителей при их реализации.
Несмотря на то, что законодательство в рассмотренной нами сфере довольно детально проработано, в исследовании мы отметили ряд проблемных моментов.
В ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определены критерии, позволяющие отнести пищевую продукцию к категории некачественной и опасной, которая не подлежит реализации, утилизируется и уничтожается. В качестве таких критериев названы:
- несоответствие пищевых продуктов требованиям нормативных документов;
- наличие явных признаков недоброкачественности;
- несоответствие представленной информации и наличие обоснованных подозрений об их фальсификации;
- отсутствие или истечение установленных сроков годности;
- отсутствие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами.
Таким образом, не вполне ясны критерии отнесения той или иной продукции к качественной (некачественной) и безопасной (опасной) для потребителя.
В работе отмечено, что зарубежный потребитель государственных услуг, рассматривая государство как производителя специфических услуг в рамках социального контракта, делегируемых ему обществом, создал мощный механизм общественных институтов, сдерживающих стремление государства увеличить свое влияние на граждан любой ценой. Данные институты выражаются в создании неформальных правил и общественных организаций, осуществляющих независимый контроль за качеством работы государственных структур по оказанию услуг гражданам. В первую очередь это выразилось в формировании стандартов обслуживания граждан.
В данном контексте применение подобной практики в России позволило бы значительно снизить влияние бюрократической направленности при формировании стандартов качества оказания публичных услуг.
В качестве одной из важнейших мер, направленных на совершенствование механизма защиты прав потребителей, в том числе и при оказании им публичных услуг, следует указать на законодательное закрепление применения процедуры медиации при защите прав потребителей. Внедрение данной процедуры будет также способствовать и широкому развитию общественного движения в защиту прав потребителей, усилению роли общественных организаций, которые смогут законодательно применять медиацию как один из механизмов защиты прав потребителей, в том числе и при оказании гражданам публичных услуг.
Подобные работы
- Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАДЛЕЖАЩЕЕ КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Особенности надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Права потребителей при выполнении работ (оказании
услуг) и их защита в гражданском законодательстве РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНТРАКТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



