Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по УК РФ
|
Введение 3
Глава первая. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 8
§2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств 31
§3. Зарубежное законодательство об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 42
Глава вторая. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного
либо двух или более лиц 55
§2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения 61
Глава третья. Назначение наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 68
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Глава первая. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 8
§2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств 31
§3. Зарубежное законодательство об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 42
Глава вторая. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного
либо двух или более лиц 55
§2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения 61
Глава третья. Назначение наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 68
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Одна из наиболее значимых остросоциальных проблем современности в развитых странах - проблема безопасности на автомобильных дорогах. Российская Федерация не исключение. За всю историю вследствие автокатастроф погибло более 50 миллионов человек.
Ежегодно согласно статистике ООН автокатастрофы приводят к летальным исходам около полутора миллиона человек, более 11 миллионов получают тяжкие увечья. Сотрудники Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) утверждают, что через ближайшие 10-12 лет показатель смертности в результате автокатастроф превзойдет показатель СПИДа, ВИЧа, туберкулеза, малярии. На сегодняшний день количество жертв автокатастроф превышает количество жертв военных операций, стихийных бедствий и прочих происшествий.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". При таком подходе к вопросу возникает особый интерес к проблематике прав личности не только как к объекту в практическом, но и в теоретическом смысле. Совокупность прав личности безусловно включает такие права как право на жизнь и здоровье. Именно два этих фундаментальных начала задают тенденцию государственной политики в целом, а также является стержнем, вокруг которого создаются нормативно-правовые акты, обеспечивающие защиту этих и иных прав.
Итак, государство обязано создавать безопасные, насколько это возможно, условия жизни человека, при которых риск заболеваний или смерти стремится к нулю. Как показывает законодательная практика европейских стран, а также США и Канады, для этого государство выделяет правовые сферы, где возможно появление того или иного риска, а затем разрабатывает комплекс мероприятий, направленный на снижение вероятности проявления негативных последствий, а там, где это возможно - до полного уничтожения такого рода проблем.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает массу подобных сфер и всячески создает эффективные механизмы защиты. Одной из таких проблемных сфер в 21 веке - сфера дорожного движения. На наш взгляд это обусловлено обильностью автомобилистов и мотоциклистов на автостраде вследствие относительной финансовой доступности транспортных средств, а также фактора коррупции в процессе сдачи экзаменов на право вождения транспортных средств. Среди прочих опасных факторов можно выделить неудовлетворительное состояние дорог, низкий уровень подготовки, а зачастую алкогольное или наркотическое опьянение водителей. За последние 7 лет был отмечен высокий показатель смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий.
В следующей таблице мы приводим динамику с 2009-2015 г. в РФ.
Г од, (апрель) ДТП Погибло (человек) Ранено (человек)
2009 48 858 6 531 60 846
2010 46 070 5 430 57 477
2011 44 400 5 781 55 684
2012 48 900 6 285 62 529
2013 46 404 5 856 59 617
2014 49 208 6 459 62 214
2015 46 361 5 714 58 484
По данным СМИ, наиболее незащищенные и уязвимые участники дорожного движения - пешеходы. Так например за последние 7 лет число таковых погибших в ДТП возросло на 30%. На наш взгляд, такая обстановка вызвана достаточно низким уровнем дисциплины участников дорожного движения.
Исследуя статистические показатели травматизма вследствие ДТП, можно утверждать, что количество оных год от года растет в геометрической прогрессии. Одним из важнейших факторов смертности на дороге является низкокачественная, несвоевременная оказанная медицинская помощь. К такому выводу пришел еще в 2006 году доктор медицинских наук Бодров В.А. В одной из своих работ он отмечает, что общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
По официальной информации ДОБДД МВД РФ, за 2014 год в Российской Федерации произошло 33911 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 4204 человека, а 43216 получили ранения. 2038 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В результате этих ДТП 367 человек погибли, а 2938 получили ранения. За первые три месяца 2015 года произошло 4067 ДТП с участием детей, в которых 117 детей погибли, а 3256 получили ранения.
К наиболее распространенным причинам ДТП науковеды и практики относят следующие:
- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25 % ДТП)
- превышение установленной скорости движения (17 % ДТП)
- нарушение правил обгона (15 % ДТП)
- нарушение правил маневрирования (9 % ДТП)
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, до прибытия в лечебное учреждение погибает 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП .
Самый опорный инструмент управления, призванный снизить количество факторов преступных атак на жизнь и здоровье человека в сфере дорожного движения, это Уголовный Кодекс РФ. А именно статья 264 УК РФ. Надо сказать, что после введения Федерального Закона от 13.02.2015г. за №20 данная статья подверглась существенным изменениям. Новшество, которое внес данный ФЗ дифференцирует уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в том случае, если такое деяние было совершено в состоянии опьянения. Однако на практике существует масса неясностей, в связи с чем при судебном разрешении споров возникают проблемы с неоднозначной квалификацией данного деяния. Именно эти обстоятельства и послужили основой для написания настоящей работы, ибо данная проблема актуальна не только в теоретическом осмыслении, но и в практическом смысле.
Итак, цель настоящей работы проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Чтобы достигнуть указанную цель, нами были разработаны и поставлены следующие задачи:
- определить объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- изучить субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- использовать сравнительно-правовой (компаративистский) метод в изучении зарубежного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать характеристику уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, совершенное лицом в состоянии опьянения;
- проанализировать особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть;
- дать понятия и цели наказания; раскрыть сущность уголовного наказания в осуществлении уголовной политики государства;
- выявить особенности назначения наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Ежегодно согласно статистике ООН автокатастрофы приводят к летальным исходам около полутора миллиона человек, более 11 миллионов получают тяжкие увечья. Сотрудники Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) утверждают, что через ближайшие 10-12 лет показатель смертности в результате автокатастроф превзойдет показатель СПИДа, ВИЧа, туберкулеза, малярии. На сегодняшний день количество жертв автокатастроф превышает количество жертв военных операций, стихийных бедствий и прочих происшествий.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". При таком подходе к вопросу возникает особый интерес к проблематике прав личности не только как к объекту в практическом, но и в теоретическом смысле. Совокупность прав личности безусловно включает такие права как право на жизнь и здоровье. Именно два этих фундаментальных начала задают тенденцию государственной политики в целом, а также является стержнем, вокруг которого создаются нормативно-правовые акты, обеспечивающие защиту этих и иных прав.
Итак, государство обязано создавать безопасные, насколько это возможно, условия жизни человека, при которых риск заболеваний или смерти стремится к нулю. Как показывает законодательная практика европейских стран, а также США и Канады, для этого государство выделяет правовые сферы, где возможно появление того или иного риска, а затем разрабатывает комплекс мероприятий, направленный на снижение вероятности проявления негативных последствий, а там, где это возможно - до полного уничтожения такого рода проблем.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает массу подобных сфер и всячески создает эффективные механизмы защиты. Одной из таких проблемных сфер в 21 веке - сфера дорожного движения. На наш взгляд это обусловлено обильностью автомобилистов и мотоциклистов на автостраде вследствие относительной финансовой доступности транспортных средств, а также фактора коррупции в процессе сдачи экзаменов на право вождения транспортных средств. Среди прочих опасных факторов можно выделить неудовлетворительное состояние дорог, низкий уровень подготовки, а зачастую алкогольное или наркотическое опьянение водителей. За последние 7 лет был отмечен высокий показатель смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий.
В следующей таблице мы приводим динамику с 2009-2015 г. в РФ.
Г од, (апрель) ДТП Погибло (человек) Ранено (человек)
2009 48 858 6 531 60 846
2010 46 070 5 430 57 477
2011 44 400 5 781 55 684
2012 48 900 6 285 62 529
2013 46 404 5 856 59 617
2014 49 208 6 459 62 214
2015 46 361 5 714 58 484
По данным СМИ, наиболее незащищенные и уязвимые участники дорожного движения - пешеходы. Так например за последние 7 лет число таковых погибших в ДТП возросло на 30%. На наш взгляд, такая обстановка вызвана достаточно низким уровнем дисциплины участников дорожного движения.
Исследуя статистические показатели травматизма вследствие ДТП, можно утверждать, что количество оных год от года растет в геометрической прогрессии. Одним из важнейших факторов смертности на дороге является низкокачественная, несвоевременная оказанная медицинская помощь. К такому выводу пришел еще в 2006 году доктор медицинских наук Бодров В.А. В одной из своих работ он отмечает, что общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
По официальной информации ДОБДД МВД РФ, за 2014 год в Российской Федерации произошло 33911 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 4204 человека, а 43216 получили ранения. 2038 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В результате этих ДТП 367 человек погибли, а 2938 получили ранения. За первые три месяца 2015 года произошло 4067 ДТП с участием детей, в которых 117 детей погибли, а 3256 получили ранения.
К наиболее распространенным причинам ДТП науковеды и практики относят следующие:
- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25 % ДТП)
- превышение установленной скорости движения (17 % ДТП)
- нарушение правил обгона (15 % ДТП)
- нарушение правил маневрирования (9 % ДТП)
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, до прибытия в лечебное учреждение погибает 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП .
Самый опорный инструмент управления, призванный снизить количество факторов преступных атак на жизнь и здоровье человека в сфере дорожного движения, это Уголовный Кодекс РФ. А именно статья 264 УК РФ. Надо сказать, что после введения Федерального Закона от 13.02.2015г. за №20 данная статья подверглась существенным изменениям. Новшество, которое внес данный ФЗ дифференцирует уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в том случае, если такое деяние было совершено в состоянии опьянения. Однако на практике существует масса неясностей, в связи с чем при судебном разрешении споров возникают проблемы с неоднозначной квалификацией данного деяния. Именно эти обстоятельства и послужили основой для написания настоящей работы, ибо данная проблема актуальна не только в теоретическом осмыслении, но и в практическом смысле.
Итак, цель настоящей работы проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Чтобы достигнуть указанную цель, нами были разработаны и поставлены следующие задачи:
- определить объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- изучить субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- использовать сравнительно-правовой (компаративистский) метод в изучении зарубежного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать характеристику уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, совершенное лицом в состоянии опьянения;
- проанализировать особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть;
- дать понятия и цели наказания; раскрыть сущность уголовного наказания в осуществлении уголовной политики государства;
- выявить особенности назначения наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Итак, подводя итоги можно заключить: преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств относятся к числу широко распространенных видов неосторожных преступлений. Одновременно с этим их особая общественная опасность обусловлена не только широкой распространенностью, но и тем, что аварии на транспорте, главным образом автомобильном, по количеству человеческих жертв и масштабам травматизма значительно превышают аналогичные последствия любых других преступлений, ставящих под угрозу жизни и здоровье человека. Существенен и имущественный ущерб, причиняемый преступными нарушениями правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена в ст. 264 УК РФ. Как мы выяснили, непосредственным объектом этого преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпевших.
Предметом преступления являются механические транспортные средства, за исключением мопедов с рабочим объемом двигателя не более 50 см3, имеющих возможность развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.
Объективная сторона преступления выражается: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека; причиной связи между деянием и последствием.
Субъект данного преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В исключительных случаях фактический возраст может быть выше, так как к управлению отдельными видами транспорта допускаются только лица более старшего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управляющего транспортным средством, по отношению к наступившим последствиям, хотя само нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть как умышленным, так и вследствие неосторожности. Но в целом это преступление неосторожное.
В настоящей работе были проанализированы нормы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в законодательных актах зарубежных стран. Касательно зарубежного законодательства проанализирована большая озабоченность государств и общества в охране безопасности дорожного движения. Мы пришли к выводу, что уголовное законодательство многих развитых стран использует конструкцию формального состава для установления уголовно-правового запрета в сфере безопасности дорожного движения. Логично вытекает, что в уголовных законодательствах этих стран криминализируется уже сам факт создания опасности для жизни и здоровья в результате управления транспортным средством.
Отдельные статьи имеют много оценочных, не всегда конкретных и ясных понятий, которые не соответствуют уголовно-правовой теории, а иногда и практическим моментам.
Особое внимание уделено пресечению управления транспортным средством в состоянии опьянения. Так, к примеру, в Литовской Республике высокое содержания алкоголя в крови наказывается лишением прав на три года. В некоторых странах предусмотрено пожизненное лишение управления транспортным средством, - Дания, Норвегия.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. Как показывает практика, основными видами дорожно-транспортных
происшествий в России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство.
На сегодняшний день в России принимаются программа, направленные на снижение смертности на автодорогах. Они подразумевают весомый вклад средств в развитие и создание новой, усовершенствованной технической базы дорожной отрасли. Внимание государственной комиссии по разработке этой программы сконцентрировано на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. По нашему мнению подобный подход должен лежать в основе национального долгосрочного метода по обеспечению безопасности дорожного движения. Возможно это станет опорным пунктом для принятия новых нормативно-правовых актов, призванных для усовершенствования законодательства в сфере ДТП.
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена в ст. 264 УК РФ. Как мы выяснили, непосредственным объектом этого преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпевших.
Предметом преступления являются механические транспортные средства, за исключением мопедов с рабочим объемом двигателя не более 50 см3, имеющих возможность развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.
Объективная сторона преступления выражается: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека; причиной связи между деянием и последствием.
Субъект данного преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В исключительных случаях фактический возраст может быть выше, так как к управлению отдельными видами транспорта допускаются только лица более старшего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управляющего транспортным средством, по отношению к наступившим последствиям, хотя само нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть как умышленным, так и вследствие неосторожности. Но в целом это преступление неосторожное.
В настоящей работе были проанализированы нормы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в законодательных актах зарубежных стран. Касательно зарубежного законодательства проанализирована большая озабоченность государств и общества в охране безопасности дорожного движения. Мы пришли к выводу, что уголовное законодательство многих развитых стран использует конструкцию формального состава для установления уголовно-правового запрета в сфере безопасности дорожного движения. Логично вытекает, что в уголовных законодательствах этих стран криминализируется уже сам факт создания опасности для жизни и здоровья в результате управления транспортным средством.
Отдельные статьи имеют много оценочных, не всегда конкретных и ясных понятий, которые не соответствуют уголовно-правовой теории, а иногда и практическим моментам.
Особое внимание уделено пресечению управления транспортным средством в состоянии опьянения. Так, к примеру, в Литовской Республике высокое содержания алкоголя в крови наказывается лишением прав на три года. В некоторых странах предусмотрено пожизненное лишение управления транспортным средством, - Дания, Норвегия.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. Как показывает практика, основными видами дорожно-транспортных
происшествий в России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство.
На сегодняшний день в России принимаются программа, направленные на снижение смертности на автодорогах. Они подразумевают весомый вклад средств в развитие и создание новой, усовершенствованной технической базы дорожной отрасли. Внимание государственной комиссии по разработке этой программы сконцентрировано на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. По нашему мнению подобный подход должен лежать в основе национального долгосрочного метода по обеспечению безопасности дорожного движения. Возможно это станет опорным пунктом для принятия новых нормативно-правовых актов, призванных для усовершенствования законодательства в сфере ДТП.
Подобные работы
- Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств по УК РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств по Уголовному кодексу
Российской Федерации
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2023 - Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатаций транспортных средств (ст.264 УК РФ) (Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019



