Введение 3
Глава первая. Уголовно-правовая характеристика состава нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 8
§2. Субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств 31
§3. Зарубежное законодательство об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 42
Глава вторая. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
§1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного
либо двух или более лиц 55
§2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения 61
Глава третья. Назначение наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 68
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Одна из наиболее значимых остросоциальных проблем современности в развитых странах - проблема безопасности на автомобильных дорогах. Российская Федерация не исключение. За всю историю вследствие автокатастроф погибло более 50 миллионов человек.
Ежегодно согласно статистике ООН автокатастрофы приводят к летальным исходам около полутора миллиона человек, более 11 миллионов получают тяжкие увечья. Сотрудники Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization) утверждают, что через ближайшие 10-12 лет показатель смертности в результате автокатастроф превзойдет показатель СПИДа, ВИЧа, туберкулеза, малярии. На сегодняшний день количество жертв автокатастроф превышает количество жертв военных операций, стихийных бедствий и прочих происшествий.
Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". При таком подходе к вопросу возникает особый интерес к проблематике прав личности не только как к объекту в практическом, но и в теоретическом смысле. Совокупность прав личности безусловно включает такие права как право на жизнь и здоровье. Именно два этих фундаментальных начала задают тенденцию государственной политики в целом, а также является стержнем, вокруг которого создаются нормативно-правовые акты, обеспечивающие защиту этих и иных прав.
Итак, государство обязано создавать безопасные, насколько это возможно, условия жизни человека, при которых риск заболеваний или смерти стремится к нулю. Как показывает законодательная практика европейских стран, а также США и Канады, для этого государство выделяет правовые сферы, где возможно появление того или иного риска, а затем разрабатывает комплекс мероприятий, направленный на снижение вероятности проявления негативных последствий, а там, где это возможно - до полного уничтожения такого рода проблем.
Уголовный кодекс Российской Федерации включает массу подобных сфер и всячески создает эффективные механизмы защиты. Одной из таких проблемных сфер в 21 веке - сфера дорожного движения. На наш взгляд это обусловлено обильностью автомобилистов и мотоциклистов на автостраде вследствие относительной финансовой доступности транспортных средств, а также фактора коррупции в процессе сдачи экзаменов на право вождения транспортных средств. Среди прочих опасных факторов можно выделить неудовлетворительное состояние дорог, низкий уровень подготовки, а зачастую алкогольное или наркотическое опьянение водителей. За последние 7 лет был отмечен высокий показатель смертности вследствие дорожно-транспортных происшествий.
В следующей таблице мы приводим динамику с 2009-2015 г. в РФ.
Г од, (апрель) ДТП Погибло (человек) Ранено (человек)
2009 48 858 6 531 60 846
2010 46 070 5 430 57 477
2011 44 400 5 781 55 684
2012 48 900 6 285 62 529
2013 46 404 5 856 59 617
2014 49 208 6 459 62 214
2015 46 361 5 714 58 484
По данным СМИ, наиболее незащищенные и уязвимые участники дорожного движения - пешеходы. Так например за последние 7 лет число таковых погибших в ДТП возросло на 30%. На наш взгляд, такая обстановка вызвана достаточно низким уровнем дисциплины участников дорожного движения.
Исследуя статистические показатели травматизма вследствие ДТП, можно утверждать, что количество оных год от года растет в геометрической прогрессии. Одним из важнейших факторов смертности на дороге является низкокачественная, несвоевременная оказанная медицинская помощь. К такому выводу пришел еще в 2006 году доктор медицинских наук Бодров В.А. В одной из своих работ он отмечает, что общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
По официальной информации ДОБДД МВД РФ, за 2014 год в Российской Федерации произошло 33911 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 4204 человека, а 43216 получили ранения. 2038 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. В результате этих ДТП 367 человек погибли, а 2938 получили ранения. За первые три месяца 2015 года произошло 4067 ДТП с участием детей, в которых 117 детей погибли, а 3256 получили ранения.
К наиболее распространенным причинам ДТП науковеды и практики относят следующие:
- управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии (25 % ДТП)
- превышение установленной скорости движения (17 % ДТП)
- нарушение правил обгона (15 % ДТП)
- нарушение правил маневрирования (9 % ДТП)
По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, до прибытия в лечебное учреждение погибает 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП .
Самый опорный инструмент управления, призванный снизить количество факторов преступных атак на жизнь и здоровье человека в сфере дорожного движения, это Уголовный Кодекс РФ. А именно статья 264 УК РФ. Надо сказать, что после введения Федерального Закона от 13.02.2015г. за №20 данная статья подверглась существенным изменениям. Новшество, которое внес данный ФЗ дифференцирует уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств в том случае, если такое деяние было совершено в состоянии опьянения. Однако на практике существует масса неясностей, в связи с чем при судебном разрешении споров возникают проблемы с неоднозначной квалификацией данного деяния. Именно эти обстоятельства и послужили основой для написания настоящей работы, ибо данная проблема актуальна не только в теоретическом осмыслении, но и в практическом смысле.
Итак, цель настоящей работы проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Чтобы достигнуть указанную цель, нами были разработаны и поставлены следующие задачи:
- определить объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- изучить субъективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- использовать сравнительно-правовой (компаративистский) метод в изучении зарубежного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
- дать характеристику уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, совершенное лицом в состоянии опьянения;
- проанализировать особенности уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть;
- дать понятия и цели наказания; раскрыть сущность уголовного наказания в осуществлении уголовной политики государства;
- выявить особенности назначения наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Итак, подводя итоги можно заключить: преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств относятся к числу широко распространенных видов неосторожных преступлений. Одновременно с этим их особая общественная опасность обусловлена не только широкой распространенностью, но и тем, что аварии на транспорте, главным образом автомобильном, по количеству человеческих жертв и масштабам травматизма значительно превышают аналогичные последствия любых других преступлений, ставящих под угрозу жизни и здоровье человека. Существенен и имущественный ущерб, причиняемый преступными нарушениями правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств предусмотрена в ст. 264 УК РФ. Как мы выяснили, непосредственным объектом этого преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье потерпевших.
Предметом преступления являются механические транспортные средства, за исключением мопедов с рабочим объемом двигателя не более 50 см3, имеющих возможность развивать максимальную скорость не более 50 км/ч.
Объективная сторона преступления выражается: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека; причиной связи между деянием и последствием.
Субъект данного преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В исключительных случаях фактический возраст может быть выше, так как к управлению отдельными видами транспорта допускаются только лица более старшего возраста.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управляющего транспортным средством, по отношению к наступившим последствиям, хотя само нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть как умышленным, так и вследствие неосторожности. Но в целом это преступление неосторожное.
В настоящей работе были проанализированы нормы нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в законодательных актах зарубежных стран. Касательно зарубежного законодательства проанализирована большая озабоченность государств и общества в охране безопасности дорожного движения. Мы пришли к выводу, что уголовное законодательство многих развитых стран использует конструкцию формального состава для установления уголовно-правового запрета в сфере безопасности дорожного движения. Логично вытекает, что в уголовных законодательствах этих стран криминализируется уже сам факт создания опасности для жизни и здоровья в результате управления транспортным средством.
Отдельные статьи имеют много оценочных, не всегда конкретных и ясных понятий, которые не соответствуют уголовно-правовой теории, а иногда и практическим моментам.
Особое внимание уделено пресечению управления транспортным средством в состоянии опьянения. Так, к примеру, в Литовской Республике высокое содержания алкоголя в крови наказывается лишением прав на три года. В некоторых странах предусмотрено пожизненное лишение управления транспортным средством, - Дания, Норвегия.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения относится к наиболее приоритетным задачам развития страны. Как показывает практика, основными видами дорожно-транспортных
происшествий в России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство.
На сегодняшний день в России принимаются программа, направленные на снижение смертности на автодорогах. Они подразумевают весомый вклад средств в развитие и создание новой, усовершенствованной технической базы дорожной отрасли. Внимание государственной комиссии по разработке этой программы сконцентрировано на системном подходе, который предполагает разработку комплексных мер, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. По нашему мнению подобный подход должен лежать в основе национального долгосрочного метода по обеспечению безопасности дорожного движения. Возможно это станет опорным пунктом для принятия новых нормативно-правовых актов, призванных для усовершенствования законодательства в сфере ДТП.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст.
2954; 2011. - №11. - Ст. 1495.
3. Уголовный Кодекс РСФСР (утв. Законом РСФСР от 27.10.1960) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591 (утратил силу).
4. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Российская газета. - 2011. - № 5654
5. Федеральный закон от 27.12.2009 № 377-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие уложений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» // Российская газета. - 2009. - № 253; 2011. - № 278.
6. Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 252; 2011. - №278.
7. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О безопасности дорожного движения" //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 169785/
8. Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
9. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097) / http://www.consultant.ru/popular/pdd/82_1.html
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 №25 (ред.
от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» /
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108992/
11. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (с изм. от 17.11.2011) «Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного вреда здоровью человека» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 35. - Ст. 4308; 2011. - № 47. - Ст. 6664.
12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 N 194н (ред. от 18.01.2012) "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Российская газета. - 2008. - № 188; СПб КонсультантПлюс.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред.
от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а так же с из неправомерным завладением без цели хищения. //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 108992/
14. Уголовный кодекс Грузии. Принят 22 июля 1999 г., введен в действие с 1 июня 2000 г. Тбилиси, 22 июля 1999 г., N 2287-вс//http://law.edu.ru/norm/norm. asp?normID=1241370;
2. Судебная практика
15. Дело N М/22-4464 Ухтинского городского суда. Обзор кассационной практики по уголовным делам за сентябрь 2011 года (подготовлен Верховным Судом Республики Коми) // СПС КонсультантПлюс.
16. Обзор Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - № 11.
17. Обзор судебной практики Верховного суда республики Татарстан (II квартал 2015 года) по уголовным делам.
18. Обзор судебной практики Верховного суда республики Татарстан (III квартал 2015 года) по уголовным делам.
19. Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2009 №6-ДП09-5 //
Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2010. - № 3
20. Определение Пермского краевого суда от 08.02.2012 по делу N 22-746 // СПС КонсультантПлюс
21. Постановление Президиума Липецкого областного суда от 23.02.2002 //Бюллетень Верховного Суда РФ. -2003. - № 4.
22. Постановление Президиума Пермского облсуда от 14.08.1998. //
Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - № 5.
3. Юридическая научная литература.
23. Антонян Ю.М.. Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 19%. - С. 49.
24. Борзенко Г.Н. Бланкетные ли диспозиции статей УК о причинения вреда здоровью? // Законность. - 2007. - № 12. - С. 16.
25. Бурлаков В.Н. Сложные вопросы квалификации транспортных преступлений // Известия вузов. Правоведение. - 2009.- № 1. - С. 59.
26. Вермель И.Г., Грицаенко П.П. О причинении вреда здоровью в свете положений нового Уголовного кодекса РФ // Судебно-медицинская экспертиза. - 1997. - №2. - С. 23.
27. Владимиров В.А. Организация и производство осмотра места дорожно-транспортного происшествия, связанного с наездом транспортного средства на пешехода.- Самара: СГУ,2006. - С. 181-184.
28. Галюкова М. Правила определения степени тяжести вреда здоровью человека // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 33.
29. Гринберг М.С. Состояние опьянения и субъективная сторона
автотранспортных преступлений Совершенствование правовых мер борьбы с преступностью: Межвузовский тематический сб. -
Владивосток, 1986. - С. 72; Коробеев А. Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Советская юстиция. - 1987. - № 19. - С. II; Иванова О.А.
Ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения: теория и практика // Актуальные проблемы юридической науки и практики. Тезисы докладов научн. конференции. Ч. 2. - Пермь, 2004. - С. 23: Бабанов А.С. Уголовно-правовая оценка управления автотранспортом в состоянии опьянения // Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 4. - С. 152.
30. Дмитриев С.Н. Проблемы освидетельствования водителей автотранспортных средств на предмет выявления признаков опьянения // Закон и право. - 2002. - № 9. - С. 28.
31. Домахин С.А. Ответственность за преступления на автотранспорте. Вопросы квалификации нарушений правил движения работниками автотранспорта. - М.: Юрид. лит., 1956. - С. 51.
32. Дугужев У.М. Юридические науки. 2006. N 3 // www.teoria-
practica.ru/index.php.
33. Жулев В.И. Транспортные преступления. - М.: Спарк, 2001. С. 79
34. Замосковцев П.В. О многообъектности преступных посягательств. В кн. Проблемы борьбы с преступностью: сборник научных трудов / Иркутский гос. ун-т, Омская высшая школа милиции МВД СССР; отв. исполн. В.И. Летучих. - Омск: Изд-во Омской высшей школы милиции МВД СССР, 1979. - С. 68.
35. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России: Особенная часть: Учебник. - М.: Юрист, 1996. - С. 335.
36. Климкин В.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и их квалификация. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. С 15.
37. Козаченко И.Я. Уголовное право: Особенная часть: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1997. - С. 537.
38. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010. - С. 1020.
39. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С. 998.
40. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. 7-е изд., перераб. доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С. 575.
41. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.И. Чучаева. - 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. - С. 155.
42. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С. 649.
43. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. В.М. Лебедев.7-е изд. Перераб. и доп. - М.: Юрайт-Изд, 2007. - С.649.
44. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - С. 1003.
45. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с
постатейными материалами. / Под ред. С.И. Никулина. - М.:
«Менеджер№, «Юрайт», 2000. - С. 639.
46. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Постатейный. - Изд. 12-е, перераб и доп. / Отв. ред. В.М. Лебедев. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - С 99.
47. Коробеев А.И. Транспортные преступления. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2003. - С. 120.
48. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2003. С. 34.
49. Коробеев А.И. Уголовная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Советская юстиция. 1987. - № 19. - С. 11.
50. Коробеев АюИю Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 11. - С. 43.
51. Корчева З.Г. Некоторые вопросы квалификации транспортных преступлений // Правоведение. - № 3. - с. - 155-157.
52. Кругликов Л.Л., Васильевский А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - С. 185.
53. Куринов Б.А. Автотранспортные преступления (Квалификация и наказание). М.: Юрид. лит-ра, 1970. - С. 20.
54. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - С. 197.
55. Курс уголовного права. Том I. Обшая часть. Учение о преступлении / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. И М. Тяжковой. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. - С. 202.
56. Лесниевски-Костарева Т.А. Дифференциация уголовной
ответственности. Теория и законодательная практика. - М.: Норма. 2000. - С. 228.
57. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных нарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. - СПб.: Питер, 2003. - С. 44.
58. Марогулова И.Л. Уголовный кодекс РФ (тексты, комментарий). - М.: Норма, 1996. - С. 140.
59. Назаренко В.Г. Уголовно-релевантные психические состояния лиц, совершивших преступления и общественно опасные деяния: Монография. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - С. 176.
60. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской
Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное
толкование. Постатейный, Под ред. Г.М. Резника. - М.: Волтерс
Клувер. 2005. - С. 88.
61. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / под ред. М.В. Лебедева. - М.: НОРМА, 2005. - С. 622.
62. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 18 - 25; Уголовное право Соединенных Штатов Америки. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1986.
63. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Указ. соч.: Примерный уголовный кодекс (США). М., 1969; www.susanin.com/thema.phtml.
64. Осадчий Н.В. Уголовно-правовые средства обеспечения безопасности дорожного движения: проблемы теории и практики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 10.
65. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт, 1996. - С. 478.
66. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под ред. В.А. Алферова и В.А. Федорова. - М.: Лига Разум, 1998. - С. 23.
67. Российская газета. 2003. 9 октября.
68. Самодурова В.Г. Участники дорожного движения как субъект преступлений против безопасности движения транспорта // Транспортное право. - 2008. - № 2. - С. 45.
69. Ситдикова О.Д. Уголовный кодекс Российской Федерации:
психологический комментарий (постатейный). - М.: КОНТРАКТ,
Волтер Клуверс, 2009. - С. 187.
70. Сундуров, Талан. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник. Под редакцией д.ю.н., профессора Сундурова, д.ю.н. профессора Талан М.В. Из-во Статут.-С- 582
71. Словарь по уголовному праву / отв. ред. проф. А.В. Наумов. - М.: БЕК, 1997. - С. 529.
72. Спасенников Б. Спасенников С. Определение понятия «опьянение» в уголовном праве // Уголовное право. - 2007. - № 4. - С. 71.
73. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 1. - Тула: Автограф. 2001. - С. 380.
74. Ткачев В. Субъективная сторона преступлений на автотранспорте. // Правоведение. - 1968. -№ 6. - С. 118.
75. Тяжкова И.М. Неосторожное преступление с источников повышенной опасности / И.М. Тяжкова; под ред. Я.С. Комиссарова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - С. 80.
76. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. Н.Г. Кадникова. - М.: Книжный мир, 2006. - С. 640.
77. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юрист, 2002. С. 157.
78. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева - М: ИНФРА- М: КОНТРАКТ, 2005. - С. 395.
79. Уголовное право Соединенных Штатов Америки. М., 1986.
80. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. 3-е изд., изм. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - С. 65.
81. Уголовный кодекс ФРГ. М., 2001.
82. Шарапов Р., Коновалов А. Понятие вреда здоровью в условиях правовой дезориентации судебно-медицинской экспертизы живых лиц,, Уголовное право. - 2007. - № 1. - С. 127.
83. Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве: Монография. - СПб.: Изд-во «Юридический Центр-Пресс», 2001. - С. 116.
84. Шелудяков А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями против безопасности дорожного движения и эксплуатации автотранспорта: Дис. ... канд. юр. Наук. М., 2002. - С. 106.
4.Статистические данные с интернет-порталов
85. Данные с официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития России // http://www.rosminzdrav.ru/
86. Данные с официального сайта ГИБДД РФ //https: //www.gibdd.ru/stat/