ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав 7
§ 1. Понятие и виды лекарственных средств 7
§2. Законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности 17
Глава 2. Порядок обращения лекарственных средств в Российской Феде-рации: отдельные аспекты правового регулирования 29
§ 1. Разработка и клинические исследования лекарственных средств 29
§2. Реклама лекарственных средств 42
§3. Реализация лекарственных средств. 48
Глава 3. Особенности защиты интеллектуальной собственности при об-ращении лекарственных средств как объектов гражданских прав 53
§ 1. Взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарствен¬ных средств и защиты интеллектуальной собственности 53
§2. Специфика защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств 58
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Глава 1. Общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав 7
§ 1. Понятие и виды лекарственных средств 7
§2. Законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности 17
Глава 2. Порядок обращения лекарственных средств в Российской Феде-рации: отдельные аспекты правового регулирования 29
§ 1. Разработка и клинические исследования лекарственных средств 29
§2. Реклама лекарственных средств 42
§3. Реализация лекарственных средств. 48
Глава 3. Особенности защиты интеллектуальной собственности при об-ращении лекарственных средств как объектов гражданских прав 53
§ 1. Взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарствен¬ных средств и защиты интеллектуальной собственности 53
§2. Специфика защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств 58
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность темы. Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По данным Отчета Министерства здравоохранения и социального развития за 2014 год, всего зарегистрировано в Российской Федерации 2619 млн. лекарственных средств, из них: 1624 млн. лекарственных средств, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, 1454 млн. лекарственных средств не производятся в Российской Федерации .
Как отмечается в Приказе Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» , весьма значительным является потенциал роста фармацевтического рынка: ежегодный рост составляет не менее 10 - 12% в год в рублях с 2003 года. В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации достигнет 400 - 500 млрд. рублей к 2011 году и 1000 - 1500 млрд. рублей к 2020 году (конечная стоимость для потребителей).
В то же время в России инвестиционная привлекательность фармацевтического сектора не слишком велика: вложения в фармотрасль составляют в среднем около 0,2% от общего ежегодного объема инвестиций в промышленность России , что объясняется далеко не всегда совершенной норматив-ной правовой базой и недостаточным обеспечением интересов участников правоотношений в сфере обращения лекарственных средств, в том числе охраной исключительных прав на новые лекарственные средства, их наименования. При обращении лекарственных средств объем возникающих исключительных прав может быть весьма многообразен, начиная от патентных и авторских прав и заканчивая правами на средства индивидуализации и секреты производства (ноу-хау).
Регистрация новых лекарственных средств порождает не только проблемы обеспечения прав их разработчиков и иных правообладателей, но и определение правового положения тех участников гражданского оборота, которые не вкладывают в их создание интеллектуального труда, а регистрируют и вводят в гражданский оборот воспроизведенные лекарственные средства, определяемые в зарубежном законодательстве как дженерики (генерики, генерические лекарственные средства) и являющиеся не менее важными в реализации населением страны права на здоровье. Необходим баланс интересов, в основе которого должен лежать адекватный механизм правового регулирования.
В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос правовой регламентации обращения лекарственных средств в гражданском обороте. В российском законодательстве данный механизм закреплен весьма поверхностно Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и не соответствует международным соглашениям, к которым Российская Федерация присоединилась в рамках вступления во Всемирную Торговую Организацию, прежде всего Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Разрешение спорных вопросов правоприменительного характера требуют серьезного научного подхода, результатом которого должно быть комплексное исследование лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Степень разработанности проблемы. Монографические исследования, посвященные правовому регулированию обращения лекарственных средств, до настоящего времени отсутствуют. Изучению отдельных проблем правовой регламентации отношений по поводу лекарственных средств как объектов гражданских прав, а также оборота лекарственных средств, посвящены труды следующих ученых-юристов: Н.Г. Балибардина, В.А. Внукова, Г.М. Гивчия, В.В. Маслов, А.В. Мелихов, М.И. Милушин, А.А. Мохов, С.В. Нагорная, Н.В. Путило, С.А. Севрюк, Р.У. Хабриев и др. Некоторые вопросы обеспечения исключительных прав в области фармацевтики рассматриваются в работах Э.П. Гаврилова, С.П. Гришаева, М.С. Дашян, В.И.Еременко, Л.П.Зуйковой, В.А.Мещерякова, В.В.Орловой, Л.А. Трахтенгерц, Ю.В. Трунцевского. В диссертационных исследованиях в основном были затронуты общие гражданско-правовые проблемы фармацевтики , оборота лекарственных средств .
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, а также комплекс проблем, касающихся специфики лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостных представлений о лекарственных средствах как объектах гражданских прав.
Основные задачи работы:
1) раскрыть понятие и изучить виды лекарственных средств;
2) изучить законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности;
3) охарактеризовать процесс разработки и клинических исследований лекарственных средств;
4) рассмотреть особенности рекламы лекарственных средств;
5) проанализировать правовое регулирование реализации лекарственных средств;
6) выявить взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарственных средств и защиты интеллектуальной собственности;
7) проанализировать специфику защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой, и апробированные юридической практикой, как формально-логический, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.
Структура дипломной работы определена ее целью и задачами: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе дана общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав. Во второй главе осуществлен анализ отдельных аспектов правового регулирования порядка обращения лекарственных средств в Российской Федерации. В рамках второй главы обобщены проблемы охраны интеллектуальной собственности в отношении лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Как отмечается в Приказе Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» , весьма значительным является потенциал роста фармацевтического рынка: ежегодный рост составляет не менее 10 - 12% в год в рублях с 2003 года. В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации достигнет 400 - 500 млрд. рублей к 2011 году и 1000 - 1500 млрд. рублей к 2020 году (конечная стоимость для потребителей).
В то же время в России инвестиционная привлекательность фармацевтического сектора не слишком велика: вложения в фармотрасль составляют в среднем около 0,2% от общего ежегодного объема инвестиций в промышленность России , что объясняется далеко не всегда совершенной норматив-ной правовой базой и недостаточным обеспечением интересов участников правоотношений в сфере обращения лекарственных средств, в том числе охраной исключительных прав на новые лекарственные средства, их наименования. При обращении лекарственных средств объем возникающих исключительных прав может быть весьма многообразен, начиная от патентных и авторских прав и заканчивая правами на средства индивидуализации и секреты производства (ноу-хау).
Регистрация новых лекарственных средств порождает не только проблемы обеспечения прав их разработчиков и иных правообладателей, но и определение правового положения тех участников гражданского оборота, которые не вкладывают в их создание интеллектуального труда, а регистрируют и вводят в гражданский оборот воспроизведенные лекарственные средства, определяемые в зарубежном законодательстве как дженерики (генерики, генерические лекарственные средства) и являющиеся не менее важными в реализации населением страны права на здоровье. Необходим баланс интересов, в основе которого должен лежать адекватный механизм правового регулирования.
В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос правовой регламентации обращения лекарственных средств в гражданском обороте. В российском законодательстве данный механизм закреплен весьма поверхностно Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и не соответствует международным соглашениям, к которым Российская Федерация присоединилась в рамках вступления во Всемирную Торговую Организацию, прежде всего Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Разрешение спорных вопросов правоприменительного характера требуют серьезного научного подхода, результатом которого должно быть комплексное исследование лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Степень разработанности проблемы. Монографические исследования, посвященные правовому регулированию обращения лекарственных средств, до настоящего времени отсутствуют. Изучению отдельных проблем правовой регламентации отношений по поводу лекарственных средств как объектов гражданских прав, а также оборота лекарственных средств, посвящены труды следующих ученых-юристов: Н.Г. Балибардина, В.А. Внукова, Г.М. Гивчия, В.В. Маслов, А.В. Мелихов, М.И. Милушин, А.А. Мохов, С.В. Нагорная, Н.В. Путило, С.А. Севрюк, Р.У. Хабриев и др. Некоторые вопросы обеспечения исключительных прав в области фармацевтики рассматриваются в работах Э.П. Гаврилова, С.П. Гришаева, М.С. Дашян, В.И.Еременко, Л.П.Зуйковой, В.А.Мещерякова, В.В.Орловой, Л.А. Трахтенгерц, Ю.В. Трунцевского. В диссертационных исследованиях в основном были затронуты общие гражданско-правовые проблемы фармацевтики , оборота лекарственных средств .
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, а также комплекс проблем, касающихся специфики лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостных представлений о лекарственных средствах как объектах гражданских прав.
Основные задачи работы:
1) раскрыть понятие и изучить виды лекарственных средств;
2) изучить законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности;
3) охарактеризовать процесс разработки и клинических исследований лекарственных средств;
4) рассмотреть особенности рекламы лекарственных средств;
5) проанализировать правовое регулирование реализации лекарственных средств;
6) выявить взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарственных средств и защиты интеллектуальной собственности;
7) проанализировать специфику защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой, и апробированные юридической практикой, как формально-логический, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.
Структура дипломной работы определена ее целью и задачами: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе дана общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав. Во второй главе осуществлен анализ отдельных аспектов правового регулирования порядка обращения лекарственных средств в Российской Федерации. В рамках второй главы обобщены проблемы охраны интеллектуальной собственности в отношении лекарственных средств как объектов гражданских прав.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Лекарственные средства представляют собой объекты исключительно-го права и охраняются с помощью норм законодательства об изобретениях, секретах производства (ноу-хау), товарных знаках, объектах авторского права. Лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Лекарственные средства относятся к категории движимых, потребляемых и делимых вещей, обладающих родовыми свойствами (признаками), по общему правилу ограниченно оборотоспособных. Определенная часть лекарственных средств может быть отнесена к источникам повышенной опасности (например: сильнодействующие и ядовитые лекарства; наркотические и психотропные вещества, используемые в медицине; лекарства, проходящие клинические испытания). Кроме того, лекарственные средства можно делить: на патентованные и непатентованные (в зависимости от защищенности патентным законодательством), рецептурные и безрецептурные (в зависимости от порядка отпуска гражданину). Как и любой товар, лекарственные средства имеют свои наименования (словесное обозначение), которые могут охранять¬ся как средство индивидуализации товаров. Этот вопрос регулируется ГК РФ, ФЗ «О лекарственных средствах» и другими нормативными актами.
Обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.
Все отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется путем:
1) государственной регистрации лекарственных средств;
2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.
Лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом контроля качества лекарственных средств (прошли государственную регистрацию). Государственной регистрации подлежат новые лекарственные средства; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных средств; лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; воспроизведенные лекарственные средства. Государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей. Допускается применение незарегистрированных лекарственных средств при клинических исследованиях лекарственных средств.
Вновь разрабатываемые лекарственные средства нуждаются в доклинических и клинических испытаниях. Доклинические исследования лекарственных средств проводятся организациями-разработчиками лекарственных средств по утвержденному плану с ведением протокола и составлением отчета, в которые заносятся результаты доклинических исследований лекарственных средств. По результатам доклинических исследований организация-разработчик лекарственных средств выдает заключение о возможности проведения в дальнейшем клинических исследований лекарственных средств. В соответствии с международными правилами допускается проведение доклинических исследований лекарственных средств на животных. Клинические испытания проводятся только в государственных лечебных или научно-исследовательских учреждениях. Правовую основу проведения клинических исследований лекарственного средства составляют следующие документы: 1) решение федерального органа контроля качества лекарственных средств о проведении клинических исследований лекарственного средства; 2) договор о проведении клинических исследований лекарственного средства между учреждением здравоохранения и организацией-разработчиком лекарственного средства.
В качестве предложений по совершенствованию действующего законодательства сформулируем следующие.
1. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что регистрация товарного знака для обозначения лекарственного средства и регистрация лекарственного средства с торговым наименованием для целей использования, имеющая значение для определения того обозначения, под которым будет использоваться лекарственное средство, не имеют прямой взаимосвязи в законодательстве. Законодатель не соотносит право на использование в качестве наименования лекарственного средства, зарегистрированного в качестве товарного знака, и право разработчика использовать торговое наименование лекарственного средства, зарегистрированного для целей использования, и не устанавливает преимущества одного права над другим при регистрации.
Необходимо предусмотреть создание единой информационной базы данных федеральных органов исполнительной власти о зарегистрированных наименованиях лекарственных средств и автоматической регистрации в качестве товарного знака для лекарственных средств, наименование которых зарегистрировано Минздравсоцразвития России, с предварительной экспертизой товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Кроме того, представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» преимущество того наименования, которое зарегистрировано в качестве товарного знака, и запрет на регистрацию для целей использования такого наименования без согласия обладателя исключительного права.
2. Проблема возможности регистрации в Российской Федерации в качестве товарного знака международного непатентованного наименования, что противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, мо¬жет быть решена путем изложения п. 2 ст. 1483 ГК РФ в новой редакции: «2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не до¬пускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; 4) международное непатентованное наименование для лекарственных средств; 5) обозначения, сходные до степени смешения с эле¬ментами, указанными в подпунктах 1-4 настоящего пункта. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа».
3. Норма, введенная в ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об об-ращении лекарственных средств», не соответствует ст. 39.3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а имен-но охрана лекарственных средств при регистрации не связана с использованием в их составе новых химических веществ. Вместо введения запрета на разглашение информации о результатах доклинических и клинических исследований лекарственных средств ввести запрет на регистрацию воспроизведенных лекарственных средств без согласия разработчика, в отношении которого зарегистрировано оригинальное лекарственное средство.
Лекарственные средства представляют собой объекты исключительно-го права и охраняются с помощью норм законодательства об изобретениях, секретах производства (ноу-хау), товарных знаках, объектах авторского права. Лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Лекарственные средства относятся к категории движимых, потребляемых и делимых вещей, обладающих родовыми свойствами (признаками), по общему правилу ограниченно оборотоспособных. Определенная часть лекарственных средств может быть отнесена к источникам повышенной опасности (например: сильнодействующие и ядовитые лекарства; наркотические и психотропные вещества, используемые в медицине; лекарства, проходящие клинические испытания). Кроме того, лекарственные средства можно делить: на патентованные и непатентованные (в зависимости от защищенности патентным законодательством), рецептурные и безрецептурные (в зависимости от порядка отпуска гражданину). Как и любой товар, лекарственные средства имеют свои наименования (словесное обозначение), которые могут охранять¬ся как средство индивидуализации товаров. Этот вопрос регулируется ГК РФ, ФЗ «О лекарственных средствах» и другими нормативными актами.
Обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.
Все отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется путем:
1) государственной регистрации лекарственных средств;
2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.
Лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом контроля качества лекарственных средств (прошли государственную регистрацию). Государственной регистрации подлежат новые лекарственные средства; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных средств; лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; воспроизведенные лекарственные средства. Государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей. Допускается применение незарегистрированных лекарственных средств при клинических исследованиях лекарственных средств.
Вновь разрабатываемые лекарственные средства нуждаются в доклинических и клинических испытаниях. Доклинические исследования лекарственных средств проводятся организациями-разработчиками лекарственных средств по утвержденному плану с ведением протокола и составлением отчета, в которые заносятся результаты доклинических исследований лекарственных средств. По результатам доклинических исследований организация-разработчик лекарственных средств выдает заключение о возможности проведения в дальнейшем клинических исследований лекарственных средств. В соответствии с международными правилами допускается проведение доклинических исследований лекарственных средств на животных. Клинические испытания проводятся только в государственных лечебных или научно-исследовательских учреждениях. Правовую основу проведения клинических исследований лекарственного средства составляют следующие документы: 1) решение федерального органа контроля качества лекарственных средств о проведении клинических исследований лекарственного средства; 2) договор о проведении клинических исследований лекарственного средства между учреждением здравоохранения и организацией-разработчиком лекарственного средства.
В качестве предложений по совершенствованию действующего законодательства сформулируем следующие.
1. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что регистрация товарного знака для обозначения лекарственного средства и регистрация лекарственного средства с торговым наименованием для целей использования, имеющая значение для определения того обозначения, под которым будет использоваться лекарственное средство, не имеют прямой взаимосвязи в законодательстве. Законодатель не соотносит право на использование в качестве наименования лекарственного средства, зарегистрированного в качестве товарного знака, и право разработчика использовать торговое наименование лекарственного средства, зарегистрированного для целей использования, и не устанавливает преимущества одного права над другим при регистрации.
Необходимо предусмотреть создание единой информационной базы данных федеральных органов исполнительной власти о зарегистрированных наименованиях лекарственных средств и автоматической регистрации в качестве товарного знака для лекарственных средств, наименование которых зарегистрировано Минздравсоцразвития России, с предварительной экспертизой товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Кроме того, представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» преимущество того наименования, которое зарегистрировано в качестве товарного знака, и запрет на регистрацию для целей использования такого наименования без согласия обладателя исключительного права.
2. Проблема возможности регистрации в Российской Федерации в качестве товарного знака международного непатентованного наименования, что противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, мо¬жет быть решена путем изложения п. 2 ст. 1483 ГК РФ в новой редакции: «2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не до¬пускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; 4) международное непатентованное наименование для лекарственных средств; 5) обозначения, сходные до степени смешения с эле¬ментами, указанными в подпунктах 1-4 настоящего пункта. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа».
3. Норма, введенная в ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об об-ращении лекарственных средств», не соответствует ст. 39.3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а имен-но охрана лекарственных средств при регистрации не связана с использованием в их составе новых химических веществ. Вместо введения запрета на разглашение информации о результатах доклинических и клинических исследований лекарственных средств ввести запрет на регистрацию воспроизведенных лекарственных средств без согласия разработчика, в отношении которого зарегистрировано оригинальное лекарственное средство.
Подобные работы
- Правовые проблемы принудительного лицензирования в сфере обращения лекарственных средств
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Животные как объекты гражданских прав
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Реализация мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными средствами как фактор повышения качества жизни пожилых (НИР, Университет «Дубна»)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Изобретения в сфере фармации и условия их патентоспособности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА РФ ОТ ИМПОРТА
НЕКАЧЕСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Организация контроля качества лекарственных средств в Российской Федерации (Фармация)
Курсовые работы, фармакология . Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018



