Введение 3
Глава 1. Общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав 7
§ 1. Понятие и виды лекарственных средств 7
§2. Законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности 17
Глава 2. Порядок обращения лекарственных средств в Российской Феде-рации: отдельные аспекты правового регулирования 29
§ 1. Разработка и клинические исследования лекарственных средств 29
§2. Реклама лекарственных средств 42
§3. Реализация лекарственных средств. 48
Глава 3. Особенности защиты интеллектуальной собственности при об-ращении лекарственных средств как объектов гражданских прав 53
§ 1. Взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарствен¬ных средств и защиты интеллектуальной собственности 53
§2. Специфика защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств 58
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Актуальность темы. Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. По данным Отчета Министерства здравоохранения и социального развития за 2014 год, всего зарегистрировано в Российской Федерации 2619 млн. лекарственных средств, из них: 1624 млн. лекарственных средств, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, 1454 млн. лекарственных средств не производятся в Российской Федерации .
Как отмечается в Приказе Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» , весьма значительным является потенциал роста фармацевтического рынка: ежегодный рост составляет не менее 10 - 12% в год в рублях с 2003 года. В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации достигнет 400 - 500 млрд. рублей к 2011 году и 1000 - 1500 млрд. рублей к 2020 году (конечная стоимость для потребителей).
В то же время в России инвестиционная привлекательность фармацевтического сектора не слишком велика: вложения в фармотрасль составляют в среднем около 0,2% от общего ежегодного объема инвестиций в промышленность России , что объясняется далеко не всегда совершенной норматив-ной правовой базой и недостаточным обеспечением интересов участников правоотношений в сфере обращения лекарственных средств, в том числе охраной исключительных прав на новые лекарственные средства, их наименования. При обращении лекарственных средств объем возникающих исключительных прав может быть весьма многообразен, начиная от патентных и авторских прав и заканчивая правами на средства индивидуализации и секреты производства (ноу-хау).
Регистрация новых лекарственных средств порождает не только проблемы обеспечения прав их разработчиков и иных правообладателей, но и определение правового положения тех участников гражданского оборота, которые не вкладывают в их создание интеллектуального труда, а регистрируют и вводят в гражданский оборот воспроизведенные лекарственные средства, определяемые в зарубежном законодательстве как дженерики (генерики, генерические лекарственные средства) и являющиеся не менее важными в реализации населением страны права на здоровье. Необходим баланс интересов, в основе которого должен лежать адекватный механизм правового регулирования.
В связи с этим особого внимания заслуживает вопрос правовой регламентации обращения лекарственных средств в гражданском обороте. В российском законодательстве данный механизм закреплен весьма поверхностно Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» и не соответствует международным соглашениям, к которым Российская Федерация присоединилась в рамках вступления во Всемирную Торговую Организацию, прежде всего Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Разрешение спорных вопросов правоприменительного характера требуют серьезного научного подхода, результатом которого должно быть комплексное исследование лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Степень разработанности проблемы. Монографические исследования, посвященные правовому регулированию обращения лекарственных средств, до настоящего времени отсутствуют. Изучению отдельных проблем правовой регламентации отношений по поводу лекарственных средств как объектов гражданских прав, а также оборота лекарственных средств, посвящены труды следующих ученых-юристов: Н.Г. Балибардина, В.А. Внукова, Г.М. Гивчия, В.В. Маслов, А.В. Мелихов, М.И. Милушин, А.А. Мохов, С.В. Нагорная, Н.В. Путило, С.А. Севрюк, Р.У. Хабриев и др. Некоторые вопросы обеспечения исключительных прав в области фармацевтики рассматриваются в работах Э.П. Гаврилова, С.П. Гришаева, М.С. Дашян, В.И.Еременко, Л.П.Зуйковой, В.А.Мещерякова, В.В.Орловой, Л.А. Трахтенгерц, Ю.В. Трунцевского. В диссертационных исследованиях в основном были затронуты общие гражданско-правовые проблемы фармацевтики , оборота лекарственных средств .
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, а также комплекс проблем, касающихся специфики лекарственных средств как объектов гражданских прав.
Целью выпускной квалификационной работы является формирование целостных представлений о лекарственных средствах как объектах гражданских прав.
Основные задачи работы:
1) раскрыть понятие и изучить виды лекарственных средств;
2) изучить законодательство о лекарственных средствах и их оборотоспособности;
3) охарактеризовать процесс разработки и клинических исследований лекарственных средств;
4) рассмотреть особенности рекламы лекарственных средств;
5) проанализировать правовое регулирование реализации лекарственных средств;
6) выявить взаимосвязь правовых институтов регулирования обращения лекарственных средств и защиты интеллектуальной собственности;
7) проанализировать специфику защиты интеллектуальной собственности в сфере обращения лекарственных средств.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой, и апробированные юридической практикой, как формально-логический, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.
Структура дипломной работы определена ее целью и задачами: введение, три главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе дана общая характеристика лекарственных средств как объектов гражданских прав. Во второй главе осуществлен анализ отдельных аспектов правового регулирования порядка обращения лекарственных средств в Российской Федерации. В рамках второй главы обобщены проблемы охраны интеллектуальной собственности в отношении лекарственных средств как объектов гражданских прав.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Лекарственные средства представляют собой объекты исключительно-го права и охраняются с помощью норм законодательства об изобретениях, секретах производства (ноу-хау), товарных знаках, объектах авторского права. Лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий.
Лекарственные средства относятся к категории движимых, потребляемых и делимых вещей, обладающих родовыми свойствами (признаками), по общему правилу ограниченно оборотоспособных. Определенная часть лекарственных средств может быть отнесена к источникам повышенной опасности (например: сильнодействующие и ядовитые лекарства; наркотические и психотропные вещества, используемые в медицине; лекарства, проходящие клинические испытания). Кроме того, лекарственные средства можно делить: на патентованные и непатентованные (в зависимости от защищенности патентным законодательством), рецептурные и безрецептурные (в зависимости от порядка отпуска гражданину). Как и любой товар, лекарственные средства имеют свои наименования (словесное обозначение), которые могут охранять¬ся как средство индивидуализации товаров. Этот вопрос регулируется ГК РФ, ФЗ «О лекарственных средствах» и другими нормативными актами.
Обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.
Все отношения, возникающие в сфере обращения лекарственных средств, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется путем:
1) государственной регистрации лекарственных средств;
2) лицензирования деятельности в сфере обращения лекарственных средств;
3) аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств;
4) государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности лекарственных средств.
Лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом контроля качества лекарственных средств (прошли государственную регистрацию). Государственной регистрации подлежат новые лекарственные средства; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных средств; лекарственные средства, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ; воспроизведенные лекарственные средства. Государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей. Допускается применение незарегистрированных лекарственных средств при клинических исследованиях лекарственных средств.
Вновь разрабатываемые лекарственные средства нуждаются в доклинических и клинических испытаниях. Доклинические исследования лекарственных средств проводятся организациями-разработчиками лекарственных средств по утвержденному плану с ведением протокола и составлением отчета, в которые заносятся результаты доклинических исследований лекарственных средств. По результатам доклинических исследований организация-разработчик лекарственных средств выдает заключение о возможности проведения в дальнейшем клинических исследований лекарственных средств. В соответствии с международными правилами допускается проведение доклинических исследований лекарственных средств на животных. Клинические испытания проводятся только в государственных лечебных или научно-исследовательских учреждениях. Правовую основу проведения клинических исследований лекарственного средства составляют следующие документы: 1) решение федерального органа контроля качества лекарственных средств о проведении клинических исследований лекарственного средства; 2) договор о проведении клинических исследований лекарственного средства между учреждением здравоохранения и организацией-разработчиком лекарственного средства.
В качестве предложений по совершенствованию действующего законодательства сформулируем следующие.
1. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что регистрация товарного знака для обозначения лекарственного средства и регистрация лекарственного средства с торговым наименованием для целей использования, имеющая значение для определения того обозначения, под которым будет использоваться лекарственное средство, не имеют прямой взаимосвязи в законодательстве. Законодатель не соотносит право на использование в качестве наименования лекарственного средства, зарегистрированного в качестве товарного знака, и право разработчика использовать торговое наименование лекарственного средства, зарегистрированного для целей использования, и не устанавливает преимущества одного права над другим при регистрации.
Необходимо предусмотреть создание единой информационной базы данных федеральных органов исполнительной власти о зарегистрированных наименованиях лекарственных средств и автоматической регистрации в качестве товарного знака для лекарственных средств, наименование которых зарегистрировано Минздравсоцразвития России, с предварительной экспертизой товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Кроме того, представляется необходимым закрепить в Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» преимущество того наименования, которое зарегистрировано в качестве товарного знака, и запрет на регистрацию для целей использования такого наименования без согласия обладателя исключительного права.
2. Проблема возможности регистрации в Российской Федерации в качестве товарного знака международного непатентованного наименования, что противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, мо¬жет быть решена путем изложения п. 2 ст. 1483 ГК РФ в новой редакции: «2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не до¬пускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: 1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; 2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; 3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; 4) международное непатентованное наименование для лекарственных средств; 5) обозначения, сходные до степени смешения с эле¬ментами, указанными в подпунктах 1-4 настоящего пункта. Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа».
3. Норма, введенная в ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» Федеральным законом от 11.10.2010 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об об-ращении лекарственных средств», не соответствует ст. 39.3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а имен-но охрана лекарственных средств при регистрации не связана с использованием в их составе новых химических веществ. Вместо введения запрета на разглашение информации о результатах доклинических и клинических исследований лекарственных средств ввести запрет на регистрацию воспроизведенных лекарственных средств без согласия разработчика, в отношении которого зарегистрировано оригинальное лекарственное средство.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосова-нием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 8 марта 2015 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 дек.; 2015. - 11 марта. - №6620.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федераль-ный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2015. - №14. - Ст. 2022
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федераль-ный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. 29 декабря 2015 г.) // Собрание за¬конодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст.3824.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени-ях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2015 г.) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. №2868.
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. от 29 декабря 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №2. - Ст.219.
8. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. от 28 ноября 2015 г.) // Собрание законодатель¬ства Российской Федерации. - 2002. - № 52 (часть I). - Ст. 5140.
9. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.
10. Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» (с изм. от 05 октября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3434.
11. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении ле-карственных средств» (с изм. от 29 декабря 2015 г.) // Собрание зако-нодательства Российской Федерации. - 2010. - № 16. - Ст. 1815.
12. Федеральный закон от 11 октября 2010 г. № 271-ФЗ «О внесении изме¬нений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» (с изм. от 8 марта 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Фе¬дерации. - 2010. - № 42. - Ст. 5293.
13. Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 27 октября 2015 г.) // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. от 26 апре¬ля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
15. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 429-ФЗ «О внесении изме¬нений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 52 (часть I). - Ст. 7540.
16. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1404.
17. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изм. от 4 сентября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 11. - Ст. 997.
18. Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» (с изм. от 9 ноября 2001 г.) // Собрание законодательства Российской Фе¬дерации. - 1999. - № 14. - Ст. 1724.
19. Приказ Минздрава РФ от 30 апреля 1998 г. № 147 «Об организации научно-практического центра по контролю побочных действий ле-карств Минздрава России» // Приказы: Минздрав России. Сборник. 1998 год - Часть I. - М.:Интерсэн, 1999.
20. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изм. от 12 октября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 27. - Ст. 3198.
21. Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 489 «Об утвер-ждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельно-сти»; Приказ Минздрава РФ от 26 апреля 2002 г. № 138 «О государ-ственном реестре лекарственных средств» [электронный ресурс]. - До-ступ: http://www.consultant.ru.
22. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ от 26 января 2005 г. № 114-Пр/05 [электрон¬ный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
23. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарствен-ных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контра-фактных лекарственных средств» (с изм. от 16 января 2016 г.) // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 37. - Ст. 4689.
24. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изде-лий» (с изм. от 17 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 2013. - №1. - Ст.14.
25. Постановление Росстата от 08.11.2006 №64 «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения №1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)» [элек-тронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
26. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий меди¬цинского назначения и специализированных продуктов лечебного пи¬тания» (с изм. от 26.02.2013 г.) // Российская газета от 15.05.2007 г. №100.
27. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Об утверждении Стра¬тегии развития фармацевтической промышленности Российской Феде¬рации на период до 2020 года» / Документ опубликован не был [элек¬тронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
28. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 748н «Об утвер¬ждении порядка выдачи разрешения на проведение клинического ис¬следования лекарственного препарата для медицинского применения» (с изм. от 13.03.2015) // Российская газета. - 2010. - № 206.
29. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 756н «Об утверждении порядка разработки общих фармакопейных статей и фармакопейных статей и включения их в гос¬ударственную фармакопею, а также размещения на официальном сайте в сети «Интернет» данных о государственной фармакопеи» (с изм. от 20 июля 2015 г.) // Российская газета от 6 сентября 2010 г. № 199
30. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 03.02.2012 № 25-1/10/2-855 «О новых требованиях по лицензированию фармацевтической деятельно-сти и деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих расте-ний» // Здравоохранение. - 2012. - № 4.
31. Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по интеллек-туальной собственности, патентам и товарным знакам о сотрудниче-стве по вопросам правовой охраны и защиты результатов интеллекту-альной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализа-ции, относящихся к области обращения лекарственных средств (Москва, 3 марта 2011 г.) [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
II. Специальная литература:
1. Андре А.А. Лекарственные средства как объекты исключительных прав. : Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 45 с.
2. Бевеликова Н.М. Правовое обеспечение реформ здравоохранения: опыт Китая, России, США // Законодательство и экономика. - 2015. - №12. - С.36-41.
3. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармаколо-гия и фармакотерапия: Руководство для врачей. - М.: Эксмо, 2012. - 386 с.
4. Беляев М.А., Белянинова Ю.В., Колоколов Г.Р., Егоров Ю.В., Хлистун Ю.В., Савина Л.В. Комментарий к Федеральному закону «Об обраще¬нии лекарственных средств». - М.: Контракт, 2015. - 212 с.
5. Болдинов В.М. Ответственность за причинение вреда источником по-вышенной опасности. - СПб.: Питер, 2014. - 293 с.
6. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2015. - 235 с.
7. Гвичия Г. М. Договор поставки лекарственных средств: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - СПб., 2005. - 42 с.
8. Гражданское право: В 4 т.: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2014. Т. I. - 831 с.
9. Гражданское право: В 2 т. Т. 1: Учебник. / Отв. ред. Е.А.Суханов. - М.: Контракт, 2014. - 795 с.
10. Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств». - М.: Эксмо, 2014. - 196 с.
11. Дашян М.С. Охрана интеллектуальной собственности в фармацевтиче-ской сфере // Современное право.- 2014. - № 10. - С.51-57.
12. Заварзин А.В. Правовое регулирование договора поставки лекарствен¬ных средств :автореферат дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. - 46 с.
13. Замирович К.В. Правовая защита интеллектуальной собственности в медицине. Hi+Med. // Высокие технологии в медицине. - 2015. - №4. -
С.26-30.
14. Зарубинский Г. Некоторые вопросы правовой охраны лекарственных средств в РФ (часть I). // Ремедиум. - 2014. - №2. - С.16-21.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М.: Проспект, 2015. - 695 с.
16. Крючкова П.В., Завидова С.С., Хабриев Р.У. Реформа технического ре¬гулирования // Право и экономика. - 2013. - № 7. - С.38-43.
17. Литовкина М.И. Режим эксклюзивности исследовательских данных: международный опыт и российское законодательство // Медицинское право. - 2014. - № 4. - С. 28-34.
18. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. - М.: Инфра- М, 2012. - 410 с.
19. Маслов В.В. Лекарственные средства как объекты гражданских право-отношений: Автореф. дисс. ... к.ю.н. - Волгоград, 2007. - 44 с.
20. Мохов А.А. Преимущественное использование в российской практике лекарственных препаратов под международными непатентованными наименованиями: плюсы и минусы // Медицинское право. - 2015. - №1.
- С.33-38.
21. Орлова Т.С. Регулирование отношений, возникающих в связи с обра-щением лекарственных средств // Бухучет в здравоохранении. - 2016. - № 1. - С.22-28.
22. Отчет Минздравсоцразвития России за 2014 год [электронный ресурс].
- Доступ: http://www.minzdravsoc.ru. Дата обращения: 10.03.2016.
23. Петрова Л.И., Манакова С.Г. Совершенствование законодательства в сфере обращения лекарственных средств // Законность. - 2015. - № 9. - С.24-29.
24. Пигарева Е. Особенности патентования лекарственных средств в РФ. // Московские аптеки. - 2015. - №3. - С.28-33.
25. Попов Д. Плоды патентной глобализации. // Ремедиум. - 2014. - №6. - С.31-36.
26. Севрюк С.А. Гражданско-правовое регулирование фармацевтической деятельности в РФ: Автореф. дис... к.ю.н. Волгоград, 2006. - 45 с.
27. Сергеев Ю. Д., Мохов А. А., Милушин М. И. Правовые основы фарма¬цевтической деятельности в Российской Федерации. - М.: Изд-во МИА, 2014. - 420 с.
28. Сергеев Ю.Д., Фарбер Е.В. Лекарственные средства как объекты граж¬данских прав. // Медицинское право. - 2014. - №2. - С.19-24.
29. Старченко А.А., Зинланд Д.А. Правила лекарственного обращения в системе обязательного медицинского страхования // Медицинское пра-во. - 2014. - № 5. - С.44-48.
30. Тихомиров А.В. Медицинское право. Практическое пособие. - М.: Юр- литинформ, 2013. - 438 с.
31. Шилов Г.Н., Хоменко А.И., Евстигнеев В.В. Основы разработки новых лекарственных средств // Медицинские новости. - 2015. - №2. - С.36-41.
III. Материалы юридической практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возник¬ших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского ко¬декса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Россий¬ской Федерации. - 2009. - № 6.
2. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая
2015 г. № 05АП-3758/15 [электронный ресурс]. - Доступ:
http: //www. consultant.ru.
3. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 декабря 2015 г. № Ф06-3751/15 по делу № А12-16533/2015 [электронный ре¬сурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 ноября 2015 г. № Ф05-16674/15 по делу № А40-44148/2015 [электронный ре-сурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2015 г. № Ф06-1525/15 по делу № А72-2239/2015 [электронный ре-сурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.