Введение 3
Глава 1. Понятие и виды терроризма 9
1.1. История терроризма и уголовного законодательства в России об
ответственности за террористические преступления 9
1.2 Понятие и виды терроризма (террористической деятельности)
15 Глава 2. Уголовно-правовая характеристика террористической деятельности и содействия такой деятельности по УК РФ 29
2.1. Террористическая деятельность в действующем уголовном
законодательстве РФ: общая характеристика 30
2.2. Террористический акт как самое яркое проявление терроризма и наиболее тяжкий вид (состав) террористической деятельности. 32
2.3 Уголовно-правовая характеристика содействия террористической
деятельности по УК РФ 41
Глава 3. Вопросы квалификации и наказания за террористические преступления 52
3.1 Вопросы Разграничения террористических преступлений между собой и
с другими смежными преступлениями 52
3.2 Наказания за совершение террористических преступлений
Заключение 76
Список использованной литературы и других источников 8
На сегодняшний день терроризм - действительно глобальная проблема для граждан во всем мире, это и международное, и «внутреннее» преступление. Сейчас спокойствие и безопасность всех государств и народов международного сообщества и человечества находятся под большой опасностью.
В российском обществе терроризм как определенные агрессивные действия, возрос в промежутке между XX и XXI веками. Массовые убийства, поджоги и различные взрывы увеличились в несколько раз. Вместе с ростом числа террористических актов изменились способы их совершения. Они стали более жестокими и дерзкими. Среди самых ужасных - террористические акты в Москве, Волгодонске, Будденовске, Беслане, Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и других регионах России. Эти нападения террористов вызывали всеобщий страх, сеяли паническое настроение среди мирных жителей, нарушали спокойствие людей и до сегодняшнего дня являются реальной угрозой для безопасности людей и национальной безопасности России от международного терроризма (ИГИЛ и родственные ему террористические организации).
Опасность нынешнего терроризма обусловлена реальной угрозой не только для внутренней, но и внешней безопасности государства. Как отмечает директор ФСБ России Н.П. Патрушев, в настоящее время практически все угрозы интересам и безопасности России, которые проявляются на ее государственной границе, имеют международный характер и связаны с терроризмом и трансграничной преступностью . Первостепенной задачей в связи с этими факторами на сегодня является поиск методов противодействия терроризму. Органы и власти, исходя из сложившихся условий, особое внимание уделяют совершенствованию УК РФ об ответственности за терроризм и правоприменительной практики. Целю этого является усиление уголовно-правового противодействия терроризму. Сам терроризм как преступное деяние представляет собой повышенную общественную опасность, а проблемы содержания ст.205 и других статей УК РФ, предусматривающих ответственность за террористическую деятельность и содействие ей зачастую вызывают серьезные споры в юридической литературе и СМИ. Эти проблемы решаются, даже после принятия Федеральных законов от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и от 27 июля 2006г. №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму». Однако, эти законодательные акты не устранили некоторые сложности, возникающие в определении уголовной ответственности за террористическую деятельность и содействие такой деятельности и при квалификации террористических преступлений.
Это связано во многом с расхождением в толковании уголовно-правовых норм об ответственности за террористический акт и преступления, содействующие террористической деятельности. Потому особую актуальность и представляет изучение методов борьбы с терроризмом, способов совершенствования норм о террористических преступлениях, научной основы квалификации террористического акта и преступлений, содействующих террористической деятельности (уточнение таких понятий, как «терроризм», «террористический акт», «преступления, содействующие террористической деятельности», «террористическая деятельность»).
Терроризм часто называют одной из самых серьезных проблем современного общества. В последние годы, а особенно с появлением запрещенной на территории Российской Федерации террористической организации «Исламское государство», обсуждение данной проблемы стало особенно актуальным в нашей стране. Терроризм стал фактором, на самом деле представляющим серьезную угрозу, как национальной безопасности нашего государства, так и международной безопасности. Если обратиться только к событиям, произошедшим 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, можно более четко осознать масштабы и трагичность последствий террористических актов. В то время в результате террористической деятельности было убито около 6500 человек.
Терроризм является незаконным актом насилия с целью наведения страха. Однако, именно террористические акты стали способом разрешения территориальных и межнациональных противоречий в некоторых регионах России. События в Чеченской Республике и Республике Дагестан во всех красках показали угрозу данных явлений для национальной безопасности России, стабильности общества и государства.
Все названные выше проблемы послужили основанием для выбора темы квалификационного исследования.
Актуальность исследования этих проблем состоит и из произошедших в 2006, 2008, 2009, 2010, 2011, 2013 и 2014 годах масштабных изменениях в законодательстве в сфере противодействия терроризму и наличием многосторонних и дискуссионных вопросов, связанных с рассмотрением уголовных дел данной категории.
Изучением терроризма как некоей насильственной деятельности занималось довольно много юристов, историков, политологов, философов и законодателей. Проводились разработки политических, правовых и организационных мер по противодействию терроризму. Множество компетентных представителей из социологии, юриспруденции и других областей науки пытались понять явление терроризма и найти выход из этой проблемной ситуации. Среди них можно назвать труды Ю.И. Авдеева, Г.Ф. Байрака, О.В. Будницкого, В.В. Витюка, К.В. Жаринова, Е.П. Кожушко, Н.Д.Литвинова, В.В. Луценко, Е.Г. Ляхова, Б.К. Мартыненко, Л.А. Моджорян, И.Д. Моторного, Д.В. Ольшанского, В.Е. Петрищева, Б.В. Сидорова, О.М. Хлобустова и др.
Несмотря на исследованность этой темы, остаются дискуссионными и открытыми вопросы, связанные с толкованием признаков терроризма и террористической деятельности, преступлений, содействующих такой деятельности, и их квалификацией.
Необходимость разработки обоснованной политики совершенствования уголовного законодательства о противодействии терроризму, базирующейся на теоретических и практических проблемах понятий «терроризм», «террористический акт», «террористическая деятельность» и вопросах отграничения террористического акта от преступлений, содействующих террористической деятельности,
предопределили содержание и цели нашего исследования.
Можно сказать, что степень научной разработанности проблемы терроризма значительна, учитывая ее актуальность для современного общества, но проблемы в данной теме исследования еще остаются. При этом нельзя не учитывать того, что терроризм и его формы и методы постоянно меняются и совершенствуются.
Объектом данного исследования выступает уголовно-правовая характеристика терроризма и практика применения уголовного законодательства в сфере противодействия терроризму. Предметом исследования служат уголовно-правовые нормы об ответственности за террористическую деятельность и преступления, содействующие террористической деятельности, а также материалы судебно-следственной практики по делам рассматриваемой категории.
Целью работы является изучение уголовно-правовой природы террористических преступлений и вопросы их квалификации, а также правоприменительная практика по этим вопросам. Названная цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть историю возникновения терроризма и уголовной ответственности за террористическую деятельность и соучастие в такой деятельности;
- дать определение терроризма;
- выделить и изучить основные виды терроризма и вопросы правового регулирования методов уголовно-правового противодействия террористическим преступлениям;
- дать уголовно-правовую характеристику террористического акта как основного и наиболее тяжкого вида террористической деятельности;
- изучить уголовно-правовую природу содействия террористической деятельности;
- исследовать проблему квалификации террористической деятельности и содействия такой деятельности, а также вопросы разграничения террористического акта от смежных составов преступлений.
В работе были использованы методы: диалектический, формально-логический, исторический, сравнительный, структурный, социологический и другие.
Новизна работы состоит из нового подхода к пониманию законодательства о террористическом акте, нынешней функциональности законов и пути их развития, практического разрешения споров, возникающих по актуальным вопросам исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его выводы могут быть использованы при написании дальнейших исследований по указанной теме, чтении основных дисциплин по юриспруденции и при разработке спецкурсов.
В соответствии с поставленной целью и спецификой темы построена так же структура квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы и других источников.
Исследование уголовного законодательства о терроризме в России, сравнительно-правовой анализ норм об ответственности за деяния террористической направленности показывает, что антитеррористическое законодательство России на протяжении всей своей истории эволюционно модернизировалось. Вместе с тем оно не было лишено также отрицательных черт в силу двух причин: 1) объективного воздействия политической власти (господствующего класса) на формирование уголовного законодательства и ее стремления признать террористическими «выгодные» ей преступные деяния (в российской истории терроризм являлся орудием (методом) политической борьбы, а следовательно, и частью политической стратегии); 2) существующие нормы уголовного права не могли охватить всего многообразия проявлений террористической деятельности.
Усиление ответственности за преступления террористического характера и избранный законодателем комплексный подход к решению этой задачи, когда уголовно-правовые меры (пополнение перечня таких преступлений и ужесточение уголовного наказания и др.) сочетаются с совершенствованием правовой системы правовых взысканий с виновных, диктуется объективными обстоятельствами и полностью отвечает историческому опыту борьбы с этими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, а также опыту законотворчества в этой сфере отношений. Реальное "имущественное разоружение" виновного в терроризме наряду с лишением его свободы, равно как и полное возмещение ущерба потерпевшим от преступления необходимо, закономерно и справедливо. Однако предпринятые в 2013-2014 гг. законодательные меры в целях более эффективного решения этой задачи сомнительны в своей теоретической обоснованности и недостаточно тщательно просчитаны в практическом отношении.
Они основаны на зыбкой правовой почве: взыскания, обращаемые только на имущество, имеющее преступное происхождение, по своей природе являются не уголовно-правовыми санкциями, а гражданско- правовыми правоотношениями, возникающими из факта неосновательно приобретенного имущества. Эта путаница не может не мстить на практике. Кроме того, эта путаница теперь еще и осложнена неверными представлениями о соотношении уголовного права, уголовного и гражданского судопроизводства, а также оперативно-розыскной деятельности в решении имущественных вопросов, порождаемых преступлением. Критического отношения заслуживает и конструирование системы особых правил об имущественных взысканиях по одной- единственной категории уголовных дел.
Современное законодательство России определяет террористическую деятельность как деятельность, которая включает в себя:
организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
подстрекательство к террористическому акту;
организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Акцентируя внимание на сфере общественной безопасности в долгосрочной перспективе, наше государство исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, а также конституционный строй Российской Федерации. При этом необходимо обратить внимание на последовательность расстановки приоритетов: выявление, предупреждение, пресечение и, как крайняя мера, - раскрытие тех или иных преступных посягательств и наказание за их совершение. Характер посягательств существенно изменился, и раскрытие террористических преступлений и справедливая ответсвенность террористов за эти преступления, в результате которых наступают тяжкие, зачастую невозместимые и невосполнимые последствия, уже не может свидетельствовать о создании государством безопасных условий реализации основных конституционных прав и свобод его граждан.
В российском законодательстве существует ряд недостатков в отношении регулировании вопроса о терроризме. Такие проблемы не только позволяют террористам и их пособникам избегать ответственности, но и подрывают работу по борьбе с преступностью в целом.
Анализ результатов проведенных исследований выявил целый ряд характерных проблем:
• отсутствие системного подхода к формированию единой государственной стратегии антитеррористической деятельности и долгосрочных программ ее реализации;
• слабое нормативно-правовое регулирование основополагающих принципов функционирования системы противодействия терроризму;
• недостаточно четкое распределение задач и функций в сфере борьбы с терроризмом;
• отсутствие слаженности в работе и единого управляющего центра;
• несовершенство системы контроля и надзора за выполнением установленных Конституцией Российской Федерации общеобязательных требований в сфере противодействия терроризму;
• недостаточное ресурсное и научно-техническое обеспечение органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Террористический акт - многообъектное деяние, которое имеет основной непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, и альтернативные дополнительные непосредственные объекты.
Обращает на себя внимание неточная конструкция объективной стороны состава террористического акта: взрыв и поджог создают не опасность, а влекут реальные человеческие жертвы, уничтожение или повреждение различных материальных ценностей. Конструкция объективной стороны юридически ставит знак равенства между реальным наступлением общественно опасных последствий и созданием лишь опасности их возникновения, что нельзя признать правильным. Ведь наступление указанных последствий и опасность их наступления в рамках единой уголовно-правовой нормы явно не равнозначны по фактической степени общественной опасности содеянного. Такая конструкция нарушает принцип дифференциации при назначении наказания. Необходимо разделить в ч. 1 и ч. 2 ст. 205 УК РФ ответственность за угрозу и реальное наступление общеопасных последствий.
На основании исследования террористический акт можно определить как умышленное, опасное для жизни или здоровья насилие против лица или уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенное путем взрыва, поджога или иным общеопасным способом, или угроза такими действиями, выдвинутая как условие прекращения насилия, если есть основания считать, что данная угроза может быть выполнена, с целью принуждения государства, его учреждений или международной организации совершить какое-то действие или воздержаться от него.
Преступления террористического характера совершаются в террористических целях. При этом необходимо четко закрепить понятие террористических целей и в случае доказательства совершения деяния в таких целях физическое лицо (или организацию), его совершившего, следует признать террористом (или террористической организацией), при этом закрепив данное обстоятельство в качестве отягчающего вину. Законодательно необходимо установить конкретные пределы ужесточения соответствующих мер пресечения.
1. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (одобрена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г.) // Сборник правовых актов. - 1998. - Выпуск 10. - С. 133.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Российская газета». - 1993. - № 237.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2016
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М., 2016
5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О
противодействии терроризму» // C3 РФ. - 2006. - №1146.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 3031.
7. Федеральный закон от 27 июля 2006г. №153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» // С3 РФ. - 2006. - №31. - Ст. 3452.
8. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. (утратил силу) // Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. - 1922. - № 80. - Ст. 153.
9. Уголовный кодекс РСФСР (с постатейно-систематизированным материалом законодательного и ведомственного характера) (утратил силу). - М.: Изд. Московского губернского суда, 1924. - С. 168.
10. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. (утратил силу) // СУ РСФСР. - 1926. - № 80. - Ст. 600.
11. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.
12. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. - 1994. - № 10. - Ст. 1109.
13. Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. №31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №3. - Ст. 178.
II. Специальная литература
14. Авдеев Ю.И. Терроризм как социально-политическое явление // Современный терроризм: состояние и перспективы / Под. ред. Е.И. Степанова. - М., 2000. - С. 41-42.
15. Артамонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. - М., 2002. - С.5-9.
16. Бавсун М.В., Николаев К.Д. Проблемы юридической оценки преступлений против общественной безопасности, сопряженных с убийством // Российская юстиция. - 2010. - № 1. - С.32.
17. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. Борьба с преступлениями террористического характера: уголовно-правовые аспекты // Российское правосудие. - 2006. - №3. - С.28.
18. Галачиева М.М. Уголовно-правовой анализ террористического акта: законодательные и теоретические аспекты: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 12, 22.
19. Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал российского права. - 2010. - № 2. - С.32.
20. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. - М., 2008. - С.99.
21. Готовцев А.В. Организационно - правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск в охране общественного порядка: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 13.
22. Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. - М., 1959. - С. 4.
23. Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. — 6-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2009 г.
24. Гушер А.И. «Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества». - 2002.
25. Даньшин И.Н. Уголовно - правовая охрана общественного порядка. - Харьков, 1971. - С. 68.
26. Дэникер Г. Стратегия антитеррора. Новые пути борьбы с терроризмом // Терроризм в современном капиталистическом обществе. Вып. 2. - М., 1982. - С. 76-80.
27. Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования (уголовно-правовое исследование). - СПб, 2002. - С. 17.
28. Емельянов В. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение и разграничение // Законность. - 2002. - № 7. - С. 48.
29. Емельянцев А.Г. Преступления террористического характера как метод деятельности организованной преступности // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2007. - № 1-3 (29). - С. 203-206.
30. Ивлиев С.М. Эволюция уголовно-правовой нормы о террористическом акте // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - №2. - С.260-266.
31. Казакова В.А., Михлин А.С. Уголовно-правовой анализ преступлений террористического характера // Терроризм: правовые аспекты противодействия. - М.: Эксмо, 2007. - С. 231.
32. Карницкий Д.А., Рогинский Г.К. Уголовный кодекс РСФСР. М.: Советское законодательство, 1935. С. 78 - 79.
33. Карпец И.И. Преступления международного характера. - М., 1979. - С. 40.
34. Комарова М. А. Терроризм в уголовном праве России. Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М., 2003. - С.13-14.
35. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический, постатейный) (2-е изд., перераб. и доп.) / под ред. д.ю.н., профессора С.В. Дьякова, д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. - М.: Юриспруденция, 2013.
36. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. // СПС «Гарант».
37. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. А.И. Рагора. - М.: Проспект. 2008. - С. 394.
38. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. А.В. Бриллиантова). - М.: "Проспект", 2010. // СПС «Гарант».
39. Курдюкова А.В. Особенности уголовного судопроизводства по делам о террористическом акте. - М.: Юрлитинформ, 2010. - С. 25-26.
40. Мальцев В. Ответственность за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем. - М.: Знание, 2000. - С. 45.
41. Маторина Ю.Н. К вопросу о понятии и системе преступлений террористического характера. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2010. - №2 (17). - С.69-71.
42. Мусаелян М.Ф. Историко-правовое развитие уголовного законодательства об ответственности за терроризм в России в XX в. // История государства и права. 2009. № 14. С.33.
43. Мусаелян М.Ф. Понятие «терроризм» и его соотношение с понятиями «террор» и «террористический акт» // Журнал российского права. - 2009. - № 1. С.33.
44. Мусаелян М.Ф. Цель как признак террористического акта // Законность. - М., 2010. - №6. - С. 38-40.
45. Никитенко О.Г. Законодательные уточнения признаков составов преступлений террористического характера в контексте систематического толкования // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2013. - № 6. - С.136-142.
46. Ожегов С.М. Словарь русского языка. - М., 1986. - С. 734.
47. Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом. // Государство и право. - 2001. - № 3.
48. Практика применения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (под общ. ред. В.М. Лебедева). - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: "Издательство Юрайт", 2013. - С. 316.
49. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом. В.П. Емельянов // Государство и право, 2003, №3
50. Ревина В.В. Ретроспективный анализ уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за преступления экстремистской направленности // Российский следователь. 2009. № 14. С.14.
51. Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М.: Бек, 1993. С. 76.
52. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М., 2004. - С. 108.
53. Сборник действующих постановлений Пленума и директивных писем Верховного Суда СССР. 1924 - 1944 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1946. С. 5.
54. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно - правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 4.
55. Сидоров Б.В., Киршин В.Г. Терроризм в уголовном праве: определение, законодательная регламентация и вопросы совершенствования законодательства // Вопросы экономики, права и социологи, 2010 №3.-с. 89-96.
56. Терроризм: психологические корни и правовые оценки: Круглый стол // Государство и право. 1995. № 4. С. 27-31.
57. Терроризм в приговоре // Российская газета. - 2008, 20 августа.
58. Трунов И.С. Правовые основы борьбы с терроризмом. // Уголовное право. - 2004. - №4. - С.12.
59. Уголовный кодекс РФ. Изменения, дополнения, комментарии (за период с 1 марта 1994 г. по 1 августа 1995 г.). Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 1995. С. 56.
60. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. - 2002. - №5. - С.9.
61. Фронин В. Граница. Как охраняются рубежи нашей Родины / Интервью с директором ФСБ России Николаем Патрушевым // Российская газета. - 2007, 28 мая.
III. Судебная практика
62. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - №4.
63. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленнсти» // Бюллетень Верховного Суда РФ 2011. - №7
64. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)» // Российская юстиция. - 1999. - №4.
65. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. №1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1997. - №3. - С.2.
66. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 5-О02-257 // СПС «Гарант».
67. Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2013 г. N 22-АПУ13-4 (текст определения официально опубликован не был) // СПС «Гарант».
68. Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан от 15 января 2013 г. № 2-7512 // СПС «Гарант».
69. Определение ВК Верховного Суда РФ от 11 февраля 2000 г. N 2-0122/99"Угроза расстрелом заложников и иные действия, совершенные в целях понуждения к выполнению каких-либо действий, охватываются составом преступления, предусмотренного ст.206 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст.205 УК РФ не требуют" (текст определения официально опубликован не был) // СПС «Гарант».
70. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 16 "О практике применение судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность" (утратил силу) // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР 1924-1977, часть 2. - М.: Известия, 1978.
71. Приговор Верховного суда Республики Татарстан от 14.02.2008 по делу №2-2/08 // СПС «Гарант».