Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения территориальной организации регионального развития 6
1.1. Территориальная организация регионального развития: сущность, основные понятия 6
1.2. Ключевые факторы, влияющие на состояние территориальной организации
социально-экономического развития региона 15
1.3. Географические подходы к изучению организации регионального
социально-экономического развития 26
Глава 2.Анализ административно - территориальных образований по уровню и динамике социально - экономического развития 30
2.1. Основные тенденции и особенности территориальной социально-экономической трансформации Республики Татарстан 30
2.2 Современные методы изучения уровня и динамики социально - экономического развития административно-территориальных образований Республики Татарстан за 2012-2016 гг 40
2.3. Анализ и оценка административно - территориальных образований
Республики Татарстан по уровню и динамике социально - экономического развития за 2012-2016 гг 59
Глава З. Проблемы и перспективы эффективной территориальной организации социально - экономического развития в республике Татарстан 71
3.1. Проблемы современного развития административно-территориальных
образований Республики Татарстан 71
3.2. Перспективы эффективной территориальной организации социально-экономического развития республики Татарстан 78
Заключение 88
ЛИТЕРАТУРА 93
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Последнее время проблемам территориальной организации социально - экономического развития уделяется большое значение, ведь правильно выстроенная территориальная организация позволяет, полностью избавиться от дифференциации территории, улучшить взаимодействие между административно - территориальными образованиями, что приводит к повышению конкурентоспособности всего региона, его развитию.
Актуальность темы исследования обусловлена процессами реформирования народного хозяйства Татарстана и его муниципальных образований, построения системы экономики на принципах взаимной эквивалентности и использовании возможностей рыночных механизмов в сочетании с методами государственного управления.
Научно - исследовательские разработки в области планирования территориального развития общества и экономики ведутся специалистами разных стран. В их основу положены работы таких зарубежных классиков региональной экономики как ученых А.Вебера, Э.Хекшера, В.Леонтьева. В России решением задач экономического районирования и размещения производственных сил занимались такие ученые как Н.Н.Колосовский - разработчик первого пятилетнего плана и концепции территориально - производственных комплексов; Н.Н.Некрасов - исследователь методологических проблем экономики районов страны, заложивший научные основы региональной экономики; Р.И.Шнипер, П.А.Минакир, которые занимались вопросами программно - целевого регулирования и планирования территориального развития; А.Г.Гранберг, обосновавший теорию многоуровневой оптимизации народного хозяйства; социально - экономическим проблемам регионального воспроизводства и развития посвящены работы А.И. Добрынина, А.С.Маршаловой, А.С.Новоселова. Решению вопросов социально - экономического развития региона посвящены работы Е.Ясина, В.В.Авиловой, В.Н. ексина, А.Н.Швецова.
Цель дипломной работы - определить перспективы, направления и методы эффективной территориальной организации социально-экономического развития Республики Татарстан на основе комплексного исследования территориальной дифференциации муниципальных образований региона до 2020 гг.
Поставленная цель, обусловлена решением следующих задач:
- изучение специфики территориальной организации регионального развития;
-выявление ключевых факторов, влияющих на состояние территориальной организации социально-экономического развития региона;
-изучение географических подходов к изучению организации регионального социально-экономического развития;
-выявление основных тенденций и особенностей территориальной социально-экономической трансформации республики Татарстан ;
-рассмотрение современных методов изучения уровня и динамики социально-экономического развития административно-территориальных образований региона;
-анализ и оценка административно-территориальных образований республики Татарстан по уровню и динамике социально-экономического развития за 2012-2016 гг;
-изучение проблем современного развития административно - территориальных образований Республики Татарстан ;
-определение перспектив эффективной территориальной организации социально-экономического развития в республике Татарстан;
Объектом исследования данной работы выступает территориальная социально-экономическая система Республики Татарстан как совокупности административно-территориальных образований.
Предмет исследования - современная территориальная дифференциация уровня социально-экономического развития муниципальных районов Республики Татарстан.
Для достижения цели дипломной работы и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
-теоретические методы;
-метод экспертных оценок (наиважнейший метод в данном исследовании);
-математический метод;
-метод группировки/классификации;
-кластер-анализ;
-картографический метод (результатом проделанной работы, служит составленная серия карт социально-экономического развития РТ за 2012, 2013, 2014, 2015 и 1 квартал 2016 года);
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 2 приложений.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы, имеющий как теоретический, так и прикладной характер.
В ходе изучения территориальной организации хозяйства региона, автору удалось выяснить, что это сложный многомерный процесс, состоящий из пересекающихся процессов формирования территориальный структур хозяйства, комплексообразования и районообразования, который включает в себя следующие элементы: территориальную структуру хозяйства,
районообразование, инфраструктуру и население.
Ключевыми факторами, влияющими на состояние территориальной организации социально-экономического развития региона являются: экономический каркас территории, инфраструктурная обустроенность территории и размещение предприятий на ней, так же важным аспектом является население и факторы его размещения, такие как близость природных и водных ресурсов. Существенное влияние оказывает и комплексообразование и районнообразование, формирование и развитие территориальных структур хозяйства.
Основными географическими подходами к изучению организации регионального социально-экономического развития, являются: рассмотрение территории, как природно-пространственный ресурс, как пространственно-географический континуум иерархической организации многоуровневой природохозяйственной системы и рассмотрение территории, как социальный локалитет.
Проводя анализ по основным социально-экономическим показателям, можно отметить, что все показатели социально-экономического развития республики очень нестабильны, наглядно это можно наблюдать на (рис.4), где отчетливо виден скачкообразных характер продукции сельского хозяйства. Так же к нестабильным показателям можно отнести индекс промышленного производства, индекс потребительских цен и индекс инвестиций в основной капитал, здесь начиная с 2013 идет рост.
Наиболее стабильными (плавными) показателями являются ввод в действие жилья, уровень зарплаты у этих показателей прослеживается плавный рост. Плавный спад у показателя оборот розничной торговли и в количестве безработных.
Выявляя о тенденциях социально-экономического развития республики можно отметить, что за последние несколько лет республика развивается усиленными темпами:
-Татарстан занимает лидирующие места по основным
макроэкономическим показателям;
-за последние несколько лет произошло увеличение инвестиций в основной капитал, создание Инвестиционного совета (в 2012 году);
-развитие инновационной структуры;
-создание ОЭЗ Алабуга, Технопарков, Химград, Агропромпарков;
Основой работы стала методика составления рейтинга муниципальных районов Министерства экономики Республики Татарстан, которая в дальнейшем была модифицирована и дополнена многоступенчатым методом экспертных оценок и составлением серии ГИС-карт. Автором предложена следующая поэтапная модифицирующая методика пространственного изучения уровня и динамики социально - экономического развития административно - территориальных образований региона:
Этап 1. Анализ фактических показателей рейтинга муниципальных районов на основе данных министерства экономики РТ
Этап 2. Проведение экспертного опроса (метод экспертных оценок) в два этапа
Этап 3. Отбор ключевых показателей социально-экономического развития муниципальных районов РТ и формирование статистической базы данных по ним за 2012, 2013, 2014, 2015, 1 квартал 2016 года.
Этап 4. Группировка показателей социально-экономического развития муниципальных районов РТ за 2012-I квартал 2016 гг.
Этап 5. Кластер-анализ
Этап 6. Создание серии ГИС-карт «Группировка муниципальных районов РТ по ключевым показателям социально-экономического развития» за 2012, 2013,2014,2015, I квартал 2016 гг.
Этап 7. Анализ динамики развития уровня социально - экономического развития муниципальных образований республики Татарстан за 2012, 2013, 2014, 2015 и 1 квартал 2016 года.
Модификация методики министерства экономики республики Татарстан, были составлены группировки районов и кластер - анализ; Результаты кластера-анализа за 2012 год, выявили, что Елабужский и Заинский районы тяготеют больше в группу с низким социально-экономическим развитием. А Сармановский, Бавлинский и Черемшенский районы склоняются в группу с развитием выше среднего.
2013 год показал, что Бугульминский район стремится в группу со средним развитием, а Тюлячинский в группу со средним развитием. В группу с социально - экономическим развитием выше среднего тяготеют сразу шесть районов: Азнакаевский, Бавлинский, Лениногорский, Нижнекамский,
Сармановский, Черемшанский.
По результатам 2014 года, в группу со средним развитием стремятся три района: Актанышский, Верхнеуслонский, Менделеевский. В группу с
социально-эконоимческим развитием выше среднего тяготеют пять районов: Азнакаевский, Елабужский, Нурлатский, Сармановский, Черемшанский и Ютазинский. По пути деградации пошел лишь один район, он стремится из группы свыше среднего развития в группу со средним развитием - это Бавлинский район.
2015 год, показал, что сразу пять районов стремятся в группу со средним развитием - это Алькеевский, Высокогорский, Зеленодольский и Пестречинский. Так же по позитивному пути следует Новошешминский район, он из группы с развитием выше среднего стремится в группу с высоким развитие. А следующие два района: Лениногорский и Мамадышский идут подеградационному пути и стремятся в группу со средним развитием.
Кластер - анализ за 2016 год, выявил, всего два района, один - Елабужский, стремится в группу с развитием выше среднего и второй Новошешминский стремится в группу с высоким развитием.
Подводя итоги проделанного исследования, результатом которых было составление карт, можно отметить, что несомненными лидерами по социально-экономическому развитию являются районы: Альметьевский и Тукаевский, именно они на протяжении пяти лет, входили в группу с высоким развитием. В 2012 году появляется Нижнекамский район, так как в этом году у него была высокая зарплата и объем сельско-хозяйственной продукции. В 2013 году помимо действующих лидеров Альметьевского и Тукаевского районов появляются еще Лаишевский и Новошешминский, Лаишевского района в этом году высокая зарплата и добавленная стоимость на душу населения, у Новошешминского района довольно высокая добавленная стоимость на душу населения.
Аутсаудерами является большинство районов республики: Агрызский, Аксубаевский, Актанышский, Алексеевский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободской, Сабинский, Спасский, Тетюшский, Тюлячинский, Чистопольский.
В работы выявлены основные проблемы, связанные с пространственной организацией республики, можно охарактеризовать следующим: возрастают региональные диспропорции в развитии районов, из неэффективных пространственных структур стали вымываться ресурсы, в первую очередь — человеческие, также ограниченность финансовых ресурсов годовым планированием, несбалансированность инвестиций в разрезе муниципальных районов, высокий уровень социально-экономической дифференциации между районами.
В целом, выявлены следующие перспективы развития уровня социально - экономического республики Татарстан, выявленные на основе проведенной группировки и мониторинга муниципальных образований Республики Татарстан: транспортная доступность всех типов поселений внутри республики и надежные связи с соседними регионами; удобная безопасная городская среда с общественными пространствами, способствующими коммуникации и доверию; сохранение сельской местности за счет несельскохозяйственных видов деятельности; создание вариантов политики в отношении населенных пунктов, теряющих экономическую базу; открытая экономика, глобализация как стимул конкурентоспособности; взаимовыгодное сотрудничество с федеральным центром; эффективное участие государства в инфраструктурных проектах; сбалансированное пространственно-территориальное развитие; развитие особых экономических зон и зон опережающего развития; поддержка территориальных экономических кластеров, создание систем управления агломерационными процессами; развитие транспортно-транзитной системы России, способствующей развитию хозяйственных взаимосвязей.
1. Адикаев P.A. Экономическое пространство: региональное измерение // Регионология, 2009. №3. -С.61-63.
2. Алексеев А.И.География сельской местности. М.: Знание, 1989,С.47
3. Анимица Е.Г., Шарыгин М.Д. Региональная социально-экономическая география: теория, методология, практика. Пермь, 1994,С. 180.
4. Антонюк В.С., Буликлеева А.Ж. Социальная инфраструктура в системе региональной инфраструктуры / Антонюк В.С., Буликлеева А.Ж.//Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета. 2013. №11,С.8
5. Бакланов П.Я.Территориальная организация хозяйства и региональное развитие/Бакланов П.Я.// Ростов - на Дону: Вестник ассоциации российских географов - обществоведов. 2012.№1.С.32-34.
6. Бакланов П.Я. Социально-экономическая география. Подходы, концепции, теории / П.Я.Бакланов// Ростов - на - Дону: Материалы международной научной конференции. 2010. С.12.
7. Буторина М.П. Понятие территориальной организации региона, Читинский Государственный Университет Жур.современные проблемы науки и образования № 3, 2009,С.61.
8. Быковская И.В. Роль социальной инфраструктуры в функционировании
регионально-экономических структур // Вестник Адыгейского
государственного университета. 2010. № 3. Серия 5: Экономика. С. 37-43.
9. Гаджиев Р.Н. Методика оценки уровня социально-экономического развития регионов как инструмент критериального определения депрессивных регионов.
- Ростов н/Д: Изд-во АСПН СКНЦ ВШ, 2004.С.89
10. Гранберг А. «Основы региональной экономики»: Учебник для вузов. 2-е изд.
- М.: ГУ ВШЭ, 2001. C.156.
11. Голиков, Н.Ф. Инфраструктурно-территориальный комплекс / Н.Ф.Голиков, Б.Я.Двоскин. Алма-Ата: Гылым, 1990.C.56.
12. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России / Н. В. Зубаревич // М.:журнал "ЭКО", 2014, №4, С. 7-27.
13. Индикаторы инновационной деятельности-2015: Стат. сб. Татарстанстат. - Казань, 2015. - 259 с.
14. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2008-2010 годы. Утвержден постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.12.2008 г. № 875.С.98.
15. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика, 2002.C.234.
16. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования М.: Государственное издательство политической литературы, 1958, С.56-59.
17. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. № 1853п-П8 от 24 апреля 2012 г. // Информационно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 14.05.2013 г.
18. Кочемасова Е.Ю. Обоснование роли ретроспективного анализа в программировании социально-экономического развития регионов России : Дис. канд. экон. Наук. Москва. 2005.С.143..
19. Лейзерович Е.Е Теория и практика экономического районирования: Курс лекций. В 2-х частях. М.: Российский открытый университет, 1994. ,С.5.
20. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Региональные программы в
новейшей реформационной ситуации. Статья 3. // Российский экономический журнал. 2000. - №8. - С.23-36.
21. Лопатина Е.Б., Назаревский O.P. Вопросы региональной комплексной
экономической оценки природных условий и ресурсов //Известия АН СССР. Сер. Географическая. 1966. -№
Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.). М., 2000,С.67.
22. Мазур Е. А. Методика оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ как средство совершенствования компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 172-175.
23. Методики расчёта критериев оценки развития секторов экономики субъектов федерации и интегральных индексов и оценок социально экономического развития субъектов Российской Федерации.
24. Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
25. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. - Изд. 2-
е.-М.: Экономика, 1978.C.56.
26. Николаева М.Г., Мордовченков Н.В. Региональная инфраструктура и качество жизни населения: межсистемное взаимодействие // Экономика региона. 2012. № 2. C. 197-203.
27. Перспективы развития экономики республики Татарстан на 2014-2015 годы, С.6.
28. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 г. и на период до 2030 г. Утверждена постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 22.10.2008 г. № 763
29. Радина О.И. Социальная инфраструктура как категория региональной экономики // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2003. № 9. Серия: Общественные науки. С.67-72.
30. Регент Т.М. Социальные аспекты в географическом изучении сельского населения. Автореф. дисс. канд. геогр. наук. М., 1981,С.45.
31. Российский статистический ежегодник-2015: Стат. сб. Росстат. - М., 2015. - С. 847.
32. Согачева О.В. Особенности формирования и функционирования социальной инфраструктуры региона // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 3 (71). Серия: Гуманитарные науки. С. 388-392.
33. Тархов С.А. Представления о территориальном развитии и методологии пространственного анализа // География и проблемы регионального развития. М., 1989. С.30.
34. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении / Ткаченко А.А.//Тверь, 1995.,С.89.
35. Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации.
36. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е. изд. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С.40.
37. Туишева М.Р. Социальная сфера как экономическая категория и ее структура // Вопросы инновационной экономики. 2012. № 1(11). С. 35-39.
38. Фащевский Н.И. Территориальная организация жизнедеятельности
населения. Автореф. Киев, 1992.С.24.
39. Хорее Б.С. Понятия территориальная организация общества и управление как основные понятия социально-экономической географии // Вопросы географии. Сб. 115. М., 1980. С. 75-86.
40. Хрущев А.Т. Соотношение понятий «территориальная организация» и «размещение» промышленности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. Геогр. 1966. №3,С.35.
41. Чернова Т.В. Экономическая статистика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999,С.37.
42. Шувалов В.Е. Районный подход к изучению социально-экономического
пространства России. - В кн.: География социально-экономического
развития.М. : Изд. Дом «Городец»,2004.С.481-495 .
43. Годовая статистическая отчетность Республики Татарстан по статистике
44. Инвестиционаая карта республики Татарстан (investkarta.tatar.ru)
45. Методика расчета рейтинга социально-экономического развития
муниципальных образований (http: //mert.tatarstan.ru/rus/T erritorialDevelopment/Ratings/Calculation_procedure. html)