Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

Работа №87036

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА .. 6
1.1. Сущность и роль малых предприятий в развитии экономики региона 6
1.2. Правовые основы малого и среднего бизнеса в Российской Федерации . ... 11
1.3. Организационно - экономические особенности малого бизнеса 14
1.4. Основные факторы территориальной организации малого
предпринимательства 17
1.5. Методические основы изучения предпринимательской деятельности 29
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 33
2.1. История малого бизнеса в России 33
2.2. Анализ территориальной структуры малого бизнеса в Российской
Федерации 37
2.3. Отраслевая структура малого бизнеса и его особенности в Республике
Марий Эл 44
2.4. Анализ территориальной структуры малого бизнеса в Марий Эл 51
ГЛАВА 3. МНОГОПРИЗНАКОВЫЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В МАЛОМБИЗНЕСЕ РМЭ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 69
3.1. Многопризнаковый анализ взаимосвязей в малом предпринимательстве в
Марий Эл 69
3.2. Перспективы развития малого бизнеса в Республике Марий Эл 75
Заключение 80
Литература
Приложение

Малый бизнес (малое предпринимательство) играет важную роль в экономической системе России. Его значение состоит как в формировании структуры экономики страны, так и в ее развитии. Также малое предпринимательство выполняет некоторые важные социально-экономические задачи. Это и создание рабочих мест, и повышение конкуренции в стране, и участие в формировании бюджетов всех уровней, и др.
В последнее время малому и среднему предпринимательству в нашей стране уделяют все большее внимание, что является своеобразным подспорьем в решении сложнейших социально-экономических задач развития, вызванных событиями недавнего прошлого. Это и отказ от продукции мирового рынка в расчете на всестороннее использование внутренних резервов (трудовых, материальных, финансовых). Для этого Правительством страны принята развернутая Программа развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации сроком до 2030 года.
Новизна работы заключается в том, что ранее не проводились исследования малого бизнеса Республики Марий Эл в разрезе муниципальных образований, для которого использован набор статистико-географических методов.
Объектом исследования является малый бизнес.
Предмет исследования - территориальные особенности малого бизнеса в Республике Марий Эл.
Цель работы состоит в изучении малого бизнеса на территории Республики Марий Эл, как средства повышения эффективности его хозяйственно-социальной жизнедеятельности.
Для достижения данной цели в исследовательской работе выполняются следующие задачи:
1) выявление особой роли малого предпринимательства в
региональном развитии; 
3) определение факторологических основ территориальной организации малого бизнеса;
4) проведение анализа структуры и динамики малого бизнеса в Российской Федерации;
5) исследование отраслевой и территориальной структуры малого бизнеса в Республике Марий Эл;
6) выявление особенностей малого бизнеса в Марий Эл;
7) использование информационно-статистических методов оценки взаимосвязей в структурной организации малого бизнеса;
8) определение перспективы развития малого бизнеса в Республике Марий Эл.
Содержательная часть работы состоит из трех частей, первая из которых посвящена теоретическим основам изучения структурно-функциональной организации малого бизнеса (малого предпринимательства) в условиях новых общественных отношений.
Вторая часть работы, в значительной степени, ориентирована на анализ отраслевых и территориальных характеристик состояния малого бизнеса в Российской Федерации, в целом, и в Республике Марий Эл, в частности.
Третья часть работы посвящена факторологическому анализу статистических взаимосвязей в рамках территориальной структуры малого бизнеса в национальном и региональном планах. Кроме того, значительное место в этой части работы отведено на определение перспектив отраслевого и территориального развития малого бизнеса в республике, рассматриваемого в качестве стабилизирующей силы социально-экономического развития республики в целом.
Методической основой работы являются основы законодательно-правовой организации малого и среднего бизнеса, методы сравнительно-описательного анализа, позволившего оценить место региональной подсистемы в системе национальной экономики, информационно-картографического моделирования, информационно-статистического моделирования на основе методов многомерной статистики.
Работа написана на основании трудов известных зарубежных специалистов в области экономики и географии, среди которых Вебер А., Босс Х., Лёш А., а также на основании трудов отечественных специалистов в сфере математики и предпринимательства.
Информационной основой работы послужили материалы, полученные в результате участия в летних учебных и производственных практиках, а также статистические материалы, заимствованные из открытых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы следует сделать следующие выводы:
1. Малое предпринимательство представляет собой особую сферу деятельности, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных критериях (показателях), установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.
2. Предприятия малого бизнеса могут быть различной формы: государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.
3. В Российской Федерации наиболее применяемыми являются три критерия, по которым предприятия относятся к малому предпринимательству:
1) доля учредителей в уставном капитале (доля организаций, которые не относятся к малому и среднему бизнесу, — не больше 49 %, доля государства, общественных и религиозных организаций и фондов — не больше 25 %);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий должна составлять до 100 человек включительно (микропредприятий - до 15 человек);
3) предельная выручка от реализации товаров и услуг за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для субъектов малого предпринимательства должна составлять до 800 миллионов рублей, а микропредприятий - до 120 миллионов рублей.
4. На организационные особенности малого бизнеса оказывают влияние местные территориально аффилированные условия такие, как природно-географический, человеческий (трудовых ресурсов), потребительский, транспортный и др.
5. Развитие малого бизнеса в России, в частности и в Марий Эл, можно представить в виде «синусоидальной» схемы развития. Это связано с достаточно ощутимыми «взлётами и падениями» его количественных и качественных показателей (количество предприятий, численность занятых в малом бизнесе, оборот предприятий, среднемесячная заработная плата, инвестиции и др.), вызванных сочетанием внутренних и внешних факторов.
6. Анализ территориальной структуры малого бизнеса в России проводился по наиболее распространенным показателям. Среди них численность предприятий, среднесписочная численность работников предприятий малого бизнеса, объёмов инвестиций и, наконец, суммарный оборот от различных форм деятельности малых и микропредприятий. Отметим некоторые результаты данного анализа. Практически по всем показателям Марий Эл находится на одном из последних мест в Приволжском федеральном округе, опережая явно лишь соответствующее подразделение Республики Мордовия.
7. Изучив некоторые особенности отраслевой структуры малого предпринимательства в республике, можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательной для предпринимателей является сфера торговли, которая занимает весомое место по основным признакам. На долю предприятий данной подотрасли в суммарном обороте предприятий приходится чуть менее 2/3 оборота подсистемы малого бизнеса, почти четверть численности работников. Значительна и доля малого бизнеса в традиционных отраслях - металлообработке и лесопереработке. Доля же таких сфер деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг очень мала. Таким образом, сфера нематериальных услуг значительно уступает сфере материальных услуг в количестве структурных подразделений. Развитие малых предприятий в нематериальной сфере является, на наш взгляд, одной из приоритетных задач развития малого бизнеса в республике.
Мы определили основные особенности малого бизнеса в Марий Эл:
- малые предприятия республики имеют привязку к аграрному сектору экономики;
- имеет место производство строительных материалов из натурального сырья, а именно деревообработка;
-развивающийся в последнее время малый бизнес в сфере эко- и этнотуризма;
- развитие народных художественных промыслов.
8. При анализе территориальной структуры малого бизнеса в Марий Эл были сделаны следующие выводы:
- предприятия малого бизнеса в объёме, превышающем более % общего количества предприятий малого бизнеса, размещаются в городских поселениях, тогда как на все сельские населённые пункты приходится чуть более 1/5 численности подобных предприятий. Среди последних, почти половина приходится на два сельских муниципальных района - Медведевский и Звениговский, т.е. тех районов, в которых значительное развитие получили производства переработки животноводческой продукции, имеющее сбыт в пределах республики, а также за её пределами;
- в территориальной структуре обеспечении занятости превалирует сфера занятости города Йошкар-Олы (практически 58% занятых в малом бизнесе республики). Среди муниципальных районов выделяются Медведевский, Звениговский и Советский районы (доля занятых в малом бизнесе соответственно 6,4 %, 4,2 %, 3,9 %);
- при относительно низких среднереспубликанских показателях роста объёмов конечной продукции в сельских районах наметился значительный (почти полуторный) рост производства. Это достигнуто за счёт резкого увеличения объёмов реализации в Мари-Турекском (увеличение в 2,5 раза), Медведевском (почти в два раза) и Советским (почти в 1,7 раза) сельских муниципальных районах.
- для территориальной структуры распределения инвестиционных средств в Республике Марий Эл характерен сверх высокий уровень концентрации в распределении инвестиционных средств, который, по всей видимости, связан, в первую очередь, с корпоративной мощностью сферы малого бизнеса в городских поселениях.
9. На основе проведённого информационно-статистического анализа технико-экономических показателей деятельности малых предприятий, можно
сделать вывод о том, что позитивно расширяющими признаками в малом бизнесе на национальном и субъектном уровне (на примере Республики Марий Эл) являются признаки численности занятого населения и численности предприятий. Инвестиционный фактор же выполняет функцию «компенсационного» плана, под воздействием инерционно-исторических факторов развития малого бизнеса в нашей стране.
10. При определении перспектив развития малого бизнеса в Марий Эл мы выявили, что состояние подсистемы малого и среднего бизнеса в Республике Марий Эл следует признать, на наш взгляд, удовлетворительным. Но оно требует серьезного внимания со стороны руководства республики на процесс последующего совершенствования структурно-функциональной организации этой подсистемы. Это необходимо для повышения общей эффективности экономического развития республики в плане увеличения рабочих мест, создание объективных предпосылок для всемерного развития кооперационных процессов. Немаловажным представляется и использование внутриреспубликанских резервов развития малого и среднего бизнеса, в том числе и распределяемых по государственным программам его развития, для более устойчивого и разностороннего развития.



1. Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. № N 209- ФЗ // Российская газета. 31 июля 2007 г. - № 4427.
2. О кооперации в СССР. Закон СССР// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1988. - № 22. - ст.355.
3. Постановление Правительства РФ "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" от 4 апреля 2016 № 265 // Российская газета. 08.04.2016. г. - Федеральный выпуск №6944 (76).
4. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28 июня 2014 г № N 172-ФЗ // Российская газета. 3 июля 2014 г.- Федеральный выпуск №6418 (146).
Основная литература
5. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский
экономический журнал - 1993. - № 2.
6. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Основы бизнеса: Учеб. пособие. - Минск: Мисанта, 2003. - 253 с.
7. Барышников, М. Н. История делового мира России: пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 1994. - с. 224.
8. Бородина В.В. «Малые предприятия» - М: Книжный мир, 2001г.
9. Бос Х. Размещение хозяйства : пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. - 157 с.
10. Вебер А. Теория размещения промышленности : пер. с нем. — Л. — М.: Книга, 1926. — 119 с.
11. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - 2010 - №7. - Стр.22
12. Газгиреева Ф.Р. «Эволюция российского малого бизнеса» // Финансовый бизнес, 2003г. - №5.
13. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» - М: Финансы и статистика, 1998 г.
14. Грязнова А.Г., Юрданова А. Ю. «Микроэкономика» - М: ИТД «КноРус», 2001 г.
15. Е.М. Бухвальд. А.В. Виленский « О роли малого предпринимательства в развитии экономики России»// Вестник РГНФ, 2003г. - №1.
16. Епифанов Н.А. Активизация инвестиционной деятельности региона на современном этапе развития России/ Н.А. Епифанов// Экономика строительства. - 2000. - №1. - 38-45 с.
17. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Место институционализма в экономической науке// Экономист. - 2005. - № 10.
18. Качура Е. Большие проблемы малого бизнеса// Провиант. - Октябрь- 1999 - с.18-21
19. Кобитович К. Я. Развитие малого бизнеса в Республике Марий Эл [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 148-150.
20. Колосовский Н.Н. Теория экономического районировании. — М.: Мысль, 1969. — 335 с.
21. Кремер Н.Ш. Математика для экономистов: от Арифметики до Эконометрики: учеб.-справ. пособие для бакалавров / под ред. Н.Ш.Кремера.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 685 с. (с.389¬393).
22. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
23. Лебедева Л.В. Малый бизнес и его роль в создании новых рабочих мест ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия.2009. - № 8. - с. 17-20.
24. Лёш А. Пространственная организация хозяйства: пер. с нем. — М.: Наука, 2007. — 663 с.
25. Лукин А.С. Креативная составляющая современного
предпринимательства// Региональная экономика: теория и практика, 2008. - № 18. - С. 37-39.
26. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.
27. Малое и среднее предпринимательство в Республике Марий Эл. Стат. сб./ Маристат - Йошкар-Ола, 2014. - 108 с.
28. Малые предприятия: экономика, учет, налоги. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2012.
29. Малый бизнес как фактор устойчивого регионального развития//
Харзинов А.Б, Махошева С.А., Галачиева С.В. - Вопросы экономики и права. - 2010. - № 12.
30. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб,: Бизнес-пресса, 1999. - 608 с.
31. Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы монография/ С.В. Теребова, О.В. Подолякин, В.С. Усков, С.Ю. Егорихина. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. - 160 с.
32. Прохоров В. Развитие малого бизнеса [Текст] /В. Прохоров. - М.: Экономика и жизнь, 2008. - №34. - 36 - [1-3] с.
33. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М,1999 - 479 с.
34. Республика Марий Эл в цифрах. 2013: краткий статистический сборник/ Маристат — Йошкар-Ола, 2013. — 146 с.
35. Республика Марий Эл в цифрах: Краткий статистический сборник/ Маристат - Йошкар-Ола, 2015 - 374 с.
36. Родоман Б.Б. Территориальные ареалы и сети. Смоленск: Ойкумена. - 1999. - 256 с.
37. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства: особенности формирования взаимосвязей // Российское предпринимательство - 2010. - № 7 (162). Вып.1.
38. Рубе В.А. Малый бизнес. История. Теория. Практика. - М.: Теис, 2000.
39. Сизов, В. С. Кто он - предприниматель?: эволюция предпринимательской деятельности и ее содержание в условиях новой экономики// Российское предпринимательство - 2008. - № 9, вып. 2. - с. 4-8.
40. Статистика /Под ред. В.Г. Игонина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М,1997.
41. Типугин И. Системное решение в практике малого и среднего бизнеса (бизнес-кейс)// Консультант директора - 2003 г. - №14.
42. Тихомирова А. Инвестиционный климат в России: региональный рейтинг и риски. - М.: ФФПМП, 1997г. - 215 с.
43. Тумунбаярова Ж.Б. Об определении понятия малое предпринимательство // Российское предпринимательство. — 2013. — № 5 (227). — с. 18-24.
44. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 190 с.
45. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3/4 (19/20).
46. Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник./ И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. - М.: 2009.
47. Шарыгин М.Д. Территориальная организация региональной социоэкономики/ Воронин В.В., Жичкин Ю.В., Шарыгин М.Д. - Самара,
2013. - 609 с.
48. Шарыгин М.Д., Гагарский М.Д. Теоретические основы размещения производительных сил и экономика районов: учеб. пособие. - Пермь, 2005.
49. Шестоперов О.В. Современные тенденции развития малого бизнеса в России / О.В. Шестоперов. - М.: Вопросы экономики, 2001. - №4. - 120 с.
50. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. - 1997. - № 5-6.
51. Экономическая история зарубежных стран: учеб. пособие/ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; под. ред. В.И. Голубовича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 592 с.
52. Юрген Б. Малые и средние предприятия: политика и управление/ Б. Юрген. - М.: Проблемы теории и практики управления, 2002. - №2. - 33 с.
Электронные ресурсы
53. UK Companies Act, 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/46/pdfs/ukpga_20060046_en.pdf(дата обращения: 02.03.2016).
54. Аликаева М.В., Ксанаева М.Б. Малое предпринимательство в устойчивом
развитии экономики России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf698.pdf.(дата обращения:
14.04.2016).
55. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article100892.html(дата обращения: 29.04.2016).
56. Инфляция в России// Fin-Plus.ruдепозитный калькулятор/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fin-plus.ru/ru/info/inflation_index/Russia(дата обращения: 23.04.16).
57. Мировой банк (The World Bank). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.worldbank.org/en/topic/governance(дата обращения: 12.03.16).
58. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2013». Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/library/show/8754(дата обращения: 17.03.2016).
59. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (Маристат) [Электронный ресурс].-
Режим доступа: http: //maristat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/maristat/ru
(дата обращения: 28.05.2016).
60. Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства/Федеральные программы поддержки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/(дата обращения: 14.05.2016).
61. Федорова А.Р. Малое предприятие как ключевая составляющая
современной экономической системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Fedorova.pdf. (дата
обращения: 02.04.2016).
62. Шарыгин М.И., Кротов И.И. Основные факторы территориальной
организации малого предпринимательства // Вестник БФУ им. И. Канта. -
2014. - №9 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-territorialnoy-organizatsii- malogo-predprinimatelstva(дата обращения: 22.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ