Введение 2
Глава 1. Общая характеристика гражданско-правового положения несовершеннолетних 5
1.1. Понятие несовершеннолетнего по законодательству РФ. Понятие
гражданско-правового положения несовершеннолетних. 5
1.2. Понятие и содержание правосособности несовершеннолетнего 12
1.3. Понятие и содержание дееспособности несовершеннолетнего 14
1.4. Защита прав несовершеннолетнего 20
Глава 2. Особенности гражданско-правового положения несовершеннолетних при участии в отдельных видах правоотношений 29
2.1. Право собственности несовершеннолетних 29
2.2. Особенности участия несовершеннолетних в обязательственных отношениях 35
2.3. Интеллектуальная собственность несовершеннолетних 39
2.4. Участие несовершеннолетних в жилищных правоотношениях 43
2.5. Участие несовершеннолетних в наследственных правоотношениях 51
Библиография
Актуальность написания выпускной квалификационной работы на тему «гражданско-правовое положение несовершеннолетних в РФ» обусловлена необходимостью тщательного и справедливого регулирования отношений, в которых участвуют несовершеннолетние. Это невозможно без четкого представления о месте несовершеннолетних в пространстве отечественного права. В силу своей неопытности и отсутствия полной дееспособности дети и их права нуждаются в более широкой охране, нежели взрослые граждане, особенно учитывая что сегодня несовершеннолетние могут принимать участие почти во всех сферах общественно-правовой жизни. Проблема законодательного регулирования и защиты прав детей заключается в отсутствии какого -либо централизованного органа, в чьем ведении находилась бы эта тема. Так же отсутствует и кодекс, посвященный участию несовершеннолетних в различных правоотношениях — это понятие как бы «размыто» по отечественным нормативным актам- законам, статьям кодексов и указам, в силу чего компетентные органы порой затрудняются принять решение, а обычные граждане вообще смутно представляют себе правовой статус несовершеннолетнего.
Целью работы является раскрытие гражданско- правового статуса несовершеннолетних, мы сделаем это поэтапно. Первая задача- дать характеристику гражданско- правового статуса детей. Затем раскроем понятие и содержание дееспособности и правоспособности. Третья задача — изучение защиты прав несовершеннолетних в России. Четвертая - уточнение гражданско- правового положения несовершеннолетних при участии в отдельных видах правоотношений. Поможет в этом анализ действующего законодательства Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, разработанные философской наукой и апробированные юридической практикой, как формально-логический анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция.
Особенности положения ребенка в обществе, характеристика отраслевых статусов несовершеннолетнего освещены в работах Ю.Ф. Беспалова, В. Гавердовской, И. Рязанова, О.Х. Галимова, Н.И. Гуковской, О.В. Демидовой, А.А. Закатова, К.Е. Игошева, О.Ю. Ильиной, Р.П. Мананковой, А.М. Нечаевой, Л.Ф. Обуховой, Н.В. Перепелкиной, Ю.Е. Пудовочкина, Ю.А. Черемухиной и др.
Общетеоретическому анализу правового статуса детей в целом или отдельных его аспектов в последнее десятилетие были посвящены монографические и диссертационные работы В.И. Абрамова, О.В. Бутько, Л.Ю. Голышевой, В.В. Кулапова, Е.А. Лактюнкиной, Т.В. Лобановой, Е.В. Марковичевой. Н.Е. Борисовой и Е.Н. Микитовой.
Структура дипломной работы: введение, две главы по 4 и 5 параграфов соответственно, список использованных источников, материалов судебной практики и специальной литературы. В первой главе дана общая характеристика правового статуса, прав и обязанностей несовершеннолетних. Во второй главе проанализированы особенности участия несовершеннолетних в различных общественных отношениях.