Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития личности застенчивых детей дошкольного возраста

Работа №86973

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
214
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: май 2022 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 30 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 4 месяцев. Из них 15 мальчиков и 15 девочек.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Есть приложения (результаты исследования и методические материалы)

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния застенчивости на развитие детей дошкольного возраста 6
1.1 Застенчивость как предмет изучения в отечественной и зарубежной науке 6
1.2 Развитие личности застенчивого ребенка в условиях традиционного семейного воспитания 16
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей 21
Глава 2. Эмпирическое исследование по влиянию застенчивости на развитие личности детей дошкольного возраста 30
2.1 Выявление особенностей развития личности застенчивых детей 30
2.2 Результаты экспериментального исследования по влиянию застенчивости на развитие личности детей 34
2.3 Рекомендации по преодолению застенчивости 45
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 64


Цель исследования: теоретическое изучение и эмпирическое выявление особенностей развития личности застенчивых детей дошкольного возраста.
Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение преодоления нарушений развития личности застенчивых дошкольников будет более успешным, если будут созданы следующие условия:
- учтены индивидуальные и личностные особенности детей дошкольного возраста;
- разработана предметно-развивающая среда с использованием элементов арт-терапии (песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия, изотерапия и т.д.).
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему застенчивости как предмет изучения в отечественной и зарубежной науке.
2. Определить особенности развития личности застенчивого ребенка в условиях традиционного семейного воспитания.
3. Раскрыть методические аспекты психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.
4. Экспериментально исследовать развитие личности застенчивых детей дошкольного возраста.
5. Составить рекомендации по развитию личности застенчивых детей дошкольного возраста в семье и в дошкольной образовательной организации.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент; тестирование по методикам: методика Галигузовой Л.М. «Три пробы на застенчивость»; методика «Кто Я?»; методика Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа: Г.Р. Хузеева), К.Г. Чепухиной; методика Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
3. Метод математической обработки данных:
Методологическая основа исследования представлена:
- подходами к особенностям развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – Л.С. Выготского, Ф. Зимбардо, А.Н. Лук;
- концепцией развития личности застенчивых детей дошкольного возраста – Р.М. Бреслав, Л.Н. Галигузовой, Е.И. Изотовой и др.;
- подходами к организации психолого-педагогического сопровождения преодоления застенчивости детей дошкольного возраста – М.А. Конюх, Ю.М. Миланич и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научной литературы показал, что, рассматривая понятие «застенчивость» психологи разных направлений убеждены, что застенчивость есть индивидуальная особенность личности. Поскольку застенчивость представляет собой очень распространенное явление жизни и по мнению многих авторов, возникает в детстве, необходимо посмотреть на нее проявления у дошкольников.
Застенчивость у детей дошкольного возраста – это такая внутренняя позиция ребенка, когда он слишком обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится чрезмерно чувствительным к осуждению окружающими людьми. Отсюда – желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок пытается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.
Смущение может расцениваться как добровольное лишение себя свободы. Обычно застенчивость у детей идет рядом с низкой самооценкой. Даже не считая того, что застенчивым детям по силам оценить ряд некоторых своих качеств или способностей, в основном они чрезвычайно самокритичны.
В экспериментальном исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста. По методике Л.М. Галигузовой «Три пробы на застенчивость» из 30 старших дошкольников в группу «застенчивых» было включено 11 старших дошкольников, что составляет 36% от общего количества детей. В группу «незастенчивых» было отнесено 19 старших дошкольников, что составляет 64% от общего количества старших дошкольников. Группа застенчивых дошкольников испытывает проблемы в сформированности о себе, своих внешних и личностных качествах, имеет заниженную самооценку. Данная группа детей также не активна в ситуации межличностного общения, выполняя подчиняющую роль. Их общение зависит от желания свертсников с ними взаимодействовать. Только 27% старших дошкольников из группы застенчивых детей имеет адекватную самооценку. В группе незастенчивых старших дошкольников 47% детей имеют высокую самооценку, 38% детей – завышенную. У группы незастенчивых детей более сформированы представления о себе, о своем Я, о своих внених и личностных характеристиках.
В ходе корреляционного анализа в группе застенчивых дошкольников было установлено, что на застенчивость дошкольников группы застенчивых детей оказывает влияние понимание на элементарном уровне своих потребностей – r=0,502**, формальное определение себя – r=0,511**, отсутствие активности в общении со сверстниками – r=0,561**, выполнение подчиняющей роли в ситуации общения – r=0,578**. Также было выявлено, что на застенчивость дошкольников оказывает влияние заниженная самооценка – r=0,569**, в группе застенчивых детей в понимании слова «друг» есть отклонения – r=0,561**. В ходе корреляционного анализа было установлено, что отсутствие застенчивости оказывает влияние на развитие представления детей о своих личностных качествах (умный, интересный, ответственный и т.д. – r=0,564**), представленность межличностных ролей – r=0,541**; завышенная самооценка – r=0,554**, общение со взрослыми – r=0,554** – все это говорит о том, что отсутствие застенчивости позволяет ребенку чувствовать себя более свободным в общении со сверстниками r=0,571** и взрослыми – r=0,547**, проявлять лидерские качества, фантазировать о себе и своей личности – r=0,551** и т.д.
Для психологической коррекции застенчивого поведения старших дошкольников была разработана программа, состоящая из 10 занятий. Программа предусматривала в психологической коррекции застенчивого поведения детей старшего дошкольного возраста использовать сказкотерапию. Сказки помогают детям преодолеть страхи, неуверенность; дают возможность фантазировать, принимать нестандартные решения и понимать, что всего можно достичь, если есть желание. В ходе сказкотерапии, как правило, у детей меняется эмоциональное отношение к сверстникам, они учатся довариваться, контролируя свои эмоции.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – Москва: Институт Психотерапии, 2012. – 214 с.
2. Архипова, В. С. Психологический анализ феномена детской застенчивости / В. С. Архипова // Студенческий форум. – 2020. – № 2-1 (95). – С. 22-24.
3. Бабаева, А. А. Значимость коммуникативных навыков в игровой деятельности для детей старшего дошкольного возраста / А. А. Бабаева // В сборнике: Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 18-22.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие. – 2-е изд. / В. Н. Белкина. – Ярославль: ЯГПУ, 2015. – 249 с.
5. Беспалова, Г. М. Роль музыки в преодолении застенчивости в дошкольном возрасте / Г. М. Беспалова // В сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития. Материалы V региональной научно-практической конференции. Под ред. О.О. Гониной. – 2018. – С. 45-46.
6. Боровцова, Л. А. Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей по оказанию поддержки застенчивым детям: автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01 / Лариса Боровцова. – Москва: Просвещение, 2004. – 41 с.
7. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2018. – №2. – С. 63-69.
8. Бретт, Д. Застенчивость. Жила-была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт; перев. с англ. Г.А. Павлова. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2019. – 140 с.
9. Варенца, Е. С. Особенности проявления самооценки и застенчивости в дошкольном возрасте / Е. С. Варенца, А. Мартыненко // В сборнике: Педагогика и психология XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 94-96.
10. Ватолина, Д. А. Способы преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста / Д. А. Ватолина, В. А. Баландин // В сборнике: Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 46-47.
11. Воронкова, Н. В. Роль сказкотерапии в формировании эмоциональной сферы дошкольников / Н. В. Воронкова // Вопросы дошкольной педагогики. –2020. – № 9 (36). – С. 33-35.
12. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский // Собрание сочинений т.4. – Москва: Изд-во МГУ, 2010. – 587 с.
13. Галигузова, Л. Н. Как проявляется застенчивость / Л. Галигузова // Практическая психология и логопедия. – 2008. – № 4. – С. 28-35.
14. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2019. – №2. – С. 137-149.
15. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого русского языка/ В. И. Даль. – Москва: Изд. Книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 2007. – 864 с.
16. Декман, И. Е. Преодоление застенчивости дошкольников посредством арт-терапии / И. Е. Декман // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 10 (51). – С. 95-104.
17. Зайченко, Ю. В. Особенности воспитания застенчивых детей в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. В. Зайченко // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 5 ч.. – 2018. – С. 141-145.
18. Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо; перевод. С. Степанов. – Москва: Альпина Диджитал, 2017. – 30 с.
19. Зуенко, С. С. Особенности проявления застенчивости на разных возрастных этапах / С. С. Зуенко // В сборнике: Междисциплинарный подход в изучении и образовании лиц с особыми потребностями. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию института специального образования. – 2019. – С. 291-297.
20. Ибрагимова, Ш. И. Проявление застенчивости у детей дошкольного возраста / Ш. И. Ибрагимова // В сборнике: Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Детство в современном мире – 2018». Ответственные за выпуск Л.В. Коломийченко, О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская. – 2018. – С. 75-79.
21. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва: ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
22. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений у дошкольников средства арт-терапии / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 112-116.
23. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
24. Колесникова, Г. Ю. Эффективность использования игры в коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста / Г. Ю. Колесникова // М. А. Конох // В сборнике: Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. сборник научных трудов. – Хабаровск, 2020. –С. 252-257.
25. Конюх, М. А. Коррекция застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры / М. А. Конюх, К. В. Новикова // В сборнике: Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. В двух томах. Ответственные за выпуск: И. Н. Пугачев, А. В. Казарбин. – 2018. – С. 287-292.
26. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва: Когито-Центр, 2018. – 197 c.
27. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва: Издат. центр «Академия», 2017. – 176 с.
28. Красило, А. И. Психологическое консультирование посттравматических состояний / А. И. Красило. – Н.Новгород ООО «Цветной бульвар», 2020. – 471 с.
29. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2021. – № 2. – С. 174–178.
30. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. – Москва: АСТ, 2019. – 455 с.
31. Малыгина, А. К. Игротерапия застенчивости у детей дошкольного возраста / А. К. Малыгина // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2018. – С. 140-142.
32. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста / Ю. М. Миланич. – Москва: АСТ, 2017. – 274 с.
33. Мишина, Е. Застенчивый ребенок. Как преодолеть страх общения / Е. Мишина. – Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2018. – 128 с.
34. Нарицын, Н. Психоанализ: Застенчивость, робость и скромность / Н. Нарицын. – Москва: Издательство «Вестник Просвещения», 2017. – № 4. – С. 24-27.
35. Неткачева, Н. А. Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности / Н. А. Неткачева // Мировая наука. – 2020. – № 3 (36). – С. 376-379.
36. Никитин, В. Н. Арт-терапия: Учебное пособие. / В. Н. Никитин. – Москва: Когито-Центр, 2014. – 328 c.
37. Николаева, В. С. Игра как средство коррекции поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста / В. С. Николаева // В сборнике: Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 154-156.
38. Петрова, Е. В. Коррекция поведения застенчивых детей старшего дошкольного возраста средствами игры в ДОО / Е.Петрова // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 24-25.
39. Пимонова, А. А. Методические рекомендации по работе с замкнутыми, неуверенными детьми в дополнительном образовании / А. А. Пимонова // В сборнике: Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2021. – С. 203-206.
40. Пинигин, В. Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности / В. Г. Пинигин // Мир психологии. – 2017. – №1. – С. 17-23.
41. Пискун, Н. Д. Теория и практика арт-терапия: методологические основания междисциплинарного подхода / Н. Д. Пискун // Искусство и культура. – 2017. – № 2 (10). – С. 127-135.
42. Пичкалова, Т. Н. Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми / Т. Н. Пичкалова // В сборнике: Образование как социокультурный потенциал развития общества. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 256-261.
43. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2018. – № 4. – С. 91–105.
44. Словарь Ноя Уэбстера [Электронный ресурс]: «Американский словарь английского языка». – Электрон. Дан. – Webster's Third New International Dictionary. – Режим доступа: https:// www.delfi.lv/ tech/ tehnologii/ polnyj-webster-onlajn.d?id=2869195. – Загл. с экрана
45. Смаглий, Т. И. Экспериментальное исследование по применению сказкотерапии в коррекции застенчивости у детей дошкольного возраста / Т. И. Смаглий, Б. Ш. Баймухамбетова // В сборнике: Membership in the WTO: Prospects of Scientific Researches and International Technology Market. Materials of the international scientific-practical conference. In two volumes. – 2016. – С. 180-184.
46. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
47. Степанова, О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа / О. П. Степанова. – Москва: Флинта, 2015. – 180 с.
48. Тарасова, Е. А. Инновационные подходы к решению проблемы застенчивости у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Тарасова // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 14. – С. 181-186.
49. Усенко, Т. Н. Игра как средство коррекции застенчивого поведения дошкольников / Т. Н. Усенко, М. В. Чермошенцева // В сборнике: Научная педагогическая дискуссия: интеграция теории и практики. материалы международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. Е.А. Кудрявцева; Кафедра педагогики и современных образовательных технологий. – 2017. – С. 65-68.
50. Хлюстова, В. Д. Взаимосвязь застенчивости и понимания психических состояний у детей дошкольного возраста / В. Д. Хлюстова, А. Ю. Уланова // В сборнике: Психология – наука будущего. Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Под редакцией А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – 2017. – С. 894-897.
51. ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО). – Москва: Просвещение, 2016. – 50 с.
52. Фромм, Э. Психология развития / Э. Фромм. – Москва: Академия, 2017. – 485 с.
53. Эглит, А. Н. Особенности проявления инициативы у старших дошкольников с застенчивым поведением / А. Н. Эглит // В сборнике: Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. сборник статей по материалам XXIX студенческой международной научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 80-85.
54. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Вступ. статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. – Москва: Институт практической психологии, 2013. – 416 с.
55. Юдина, Р. Н. Психологическая коррекция проявления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-творческой и игровой деятельности / Р. Н. Юдина, К. Б. Пермякова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2016. – № 1. – С. 52-68.
56. Юнг, К. Г. Теория психоанализа / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург.: Питер. 2013. – 402 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ