Введение 3
Глава I Общие положения об аудиторской деятельности 8
§1 Понятие и цели аудиторской деятельности. Правовой аудит
§2 Развитие законодательства об аудиторской деятельности в России 15
§3 Аудиторская деятельность и аудит как экономико-правовые категории 19
Глава II Частноправовое регулирование аудиторской деятельности 23
§ 1 Гражданско-правовое положение субъектов аудиторской деятельности 23
§ 2 Договорный режим осуществления аудиторской деятельности 29
§ 3 Гражданско-правовые санкции за нарушение условий договора об оказании аудиторских услуг 46
Глава III Система требований к качеству услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями 55
§ 1 Требования к качеству услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями на национальном уровне 55
§ 2 Требования к качеству услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями на международном уровне 61
§ 3 Правовые основы саморегулирования аудиторской деятельности 65
Заключение 69
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Аудиторская деятельность как деятельность не только экономическая, но и правовая, относится к одним из важных элементов развития рыночной экономики. В связи с глобализацией экономических отношений и интеграции России в международное экономическое сообщество, повышается необходимость в финансовой прозрачности деятельности российских организаций. Важная роль в этом процессе отводится аудиту, как независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Для того, чтобы детально регламентировать деятельность аудиторских организаций и аудиторов в частности требуется хорошо сформированная нормативно-правовая база. В Российской Федерации нормативно-правовая база начала формироваться в конце 1993 года 22 декабря, когда был издан Указ Президента «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». С этого момента начался долгий и плодотворный процесс законотворчества в сфере аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность является актуальной деятельностью не только в Российской Федерации, но и по всему миру. В связи с этим создаются международные стандарты аудита, к которым Россия в 2000-ых годах имела неоднозначное отношение. С одной стороны, потребность России в иностранных инвестициях была высокой, поэтому требовалась прозрачность финансовых от-чётностей российских организаций. И для того, чтобы иностранные организации могли «комфортно» себя ощущать во время анализа финансовых отчётностей российских организаций, нашим аудиторам всё-таки необходимо было работать в соответствии с международными стандартами аудита. Но, с другой стороны, применение норм международных стандартов аудита в аудиторской деятельности было непривычно для российских аудиторов. У так называемых «противников» международных стандартов аудита была довольно аргументированная позиция: они считали, что большинство российских организаций в гораздо большей мере заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в использовании международных норм на практике.
Как итог борьбы «классической» аудиторской деятельности и аудиторской деятельности с соблюдением норм международных стандартов аудита, выиграли международные стандарты аудита...
Переход России к международным стандартам давался с трудом. В связи с переходом к международным стандартам аудита сама цена на аудиторские услуги стала существенно расти, следовательно, появилась нездоровая конкуренция с теми аудиторами, цена на услуги которых была прежней, да и разницы использования или не использования международных стандартов аудита на практике пока не ощущалось. Для того, чтобы российские аудиторы повсеместно стали использовать в своей деятельности международные стандарты аудита, одних внедренческих мер без государственного принуждения их исполнения было недостаточно. Следовательно, встал вопрос о правовой регламентации и закрепления данных норм в форме обязательных, и создании аппарата «слежения» за исполнением международных стандартов аудита. Непонятно, было кто лучше будет следить за исполнением международных стандартов: государственные органы или общественные организации аудиторов? У обеих сторон были свои плюсы и свои минусы. Но самым разумным решением в данном случае было комплексное сочетание государственных мер принуждения и общественных.
Важным выводом на основании вышесказанного будет то, что законодательное закрепление правовых норм во многом способствует правильной и детальной регламентации абсолютно любой предпринимательской деятельности, в том числе и аудиторской. Когда каждый «шаг» аудитора и аудиторской организации подробно регламентирован, данная деятельность становится систематизированной и структурной, и не вызывает противоречия в порядке применения таких норм на практике.
Нельзя не заметить, что не только международные стандарты отличаются высоким качеством их содержания, но и Российское законодательство также находится на высоком уровне юридической техники.
Российское законодательство в сфере аудиторской деятельности активно развивалось на протяжении многих лет. В 2001 году 7 августа с принятием Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» законодатель объединил понятие «аудиторской деятельности» и «аудита» в одно целое, в единую статью №1 «Понятие аудиторской деятельности». Под аудиторской деятельностью и аудитом закон в 2001 году определял следующее: «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)».
В 2008 году ситуация координально поменялась. 30 декабря 2008 года принимается новый Федеральный Закон « Об аудиторской деятельности» (далее по тексту - ФЗ «Об аудиторской деятельности), который разделяет понятии «аудиторская деятельность» и «аудит». А с 1 января 2010 года аудиторская деятельность вышла из списка лицензируемых видов предпринимательской деятельности. Появились новые требования к аудиторам и аудиторским организациям. «В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона "О саморегулируемых организациях» : «саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации». Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности со-держания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены особенности содержания, разработки и установления следующих стандартов и правил саморегулируемой организации аудиторов: стандартов аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов; правил независимости аудиторов и аудиторских организаций; кодекса профессиональной этики аудиторов.
В наши дни действует Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года №308-ФЗ. Помимо данного Федерального Закона, для рассмотрения вопроса о правовых основах аудиторской деятельности необходимо пользоваться комплексом нормативно-правовых актов, а именно: Гражданский Кодекс Российской Федерации, ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другие.
Многие учёные занимались исследованием правовой и экономической природы такого понятия как аудиторская деятельность. Теоретическую основу данной квалификационной работы составили труды следующих авторов: Р.В. Лысенко, Н.А. Ремизов, П.И. Камышанов, Е.Д. Шешенин и другие.
Цель исследования заключается в выработке комплексного представления о правовых основах аудиторской деятельности, особенностях ее правового регулирования, формировании представления о системе требований к аудиторам и аудиторской деятельности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и цели аудиторской деятельности и аудита, раскрыть их правовую и экономическую природу
- проследить исторические изменения законодательства об аудиторской деятельности в России
- детально рассмотреть договорный режим осуществления аудиторской деятельности
- проанализировать законодательство в сфере аудиторской деятельности
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления аудиторской деятельности.
Предметом исследования выступает совокупность норм российского законодательства в сфере аудиторской деятельности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования. При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: метод синтеза, системного исследования, историко-правовой, формально-юридический, метод анализа, сравнительно-правовой, социально-правовой, системно-структурный и другие.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными задачами исследования. Она состоит из введения, трёх глав, в совокупности включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.
В результате проведенного исследования, на основе анализа законодательства об аудиторской деятельности, так же на основе рассмотрения и изучения различных точек зрения представителей юридической науки, можно сделать следующие выводы.
В условиях современной развивающейся рыночной экономики аудит занял прочные прочную позицию. В настоящее время при принятии новых нормативно-правовых актов заметна тенденция к сближению норм российского права и мировой практики, сложившейся в аудиторской деятельности. В условиях такого развития законодательства просто необходимо внедрение международных стандартов аудита, и приведение национального законодательства в соответствие с международными нормами.
Законодательство об аудиторской деятельности устанавливает положение о субъектах аудиторской деятельности. Нельзя не заметить законотворческую роль Министерства Финансов Российской Федерации, которое всегда оперативно реагирует на любые изменения в аудиторской деятельности.
На основании ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит можно классифицировать на два вида : инициативный (добровольный) и обязательный. Инициативный аудит - проводится по решению руководства организации или его учредителей. Основной целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учёта, налогообложении, составлении отчётности. Обязательный аудит - проводится по обязательствам, вытекающим из прямого указания в ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудит можно разделить на множество видов (инициативный и обязательный далеко не единственная классификация), поэтому вторым видом аудита, по моему мнению, становится «Правовой аудит». На основании анализа мнений учёных можно сделать вывод о том, что правовой аудит - это проведение комплексных действий не только по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности, но и проверке учредительной документации вплоть до договоров с контрагентами. Пределы аудиторской проверки указываются в договоре оказания аудиторских услуг, который также не теряет своей актуальности.
В наши дни заметна тенденция к повышенному вниманию за качеством предоставляемых услуг. Что обуславливает переход аудиторской деятельности от лицензирования к саморегулированию. Саморегулирование объединяет аудиторские организации и индивидуальных аудиторов для осуществления контроля за их деятельностью, повышает качество предоставляемых услуг путём внедрения собственных внутриорганизационных обязательных норм, информирует о любых изменениях в законодательстве, мировой практике, проводит собрания с участниками СРО.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федеральный закон: от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ. -1994.- №32. - Ст.3301.
3. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ [Текст]: [федеральный закон от 24.07. 2002 г. № 95-ФЗ c изм. и доп.// Собрание законодательства РФ. -2002. -№30. -Ст.3012.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федеральный закон: от 26 января 1996г. № 14-ФЗ с изм. и доп.]// Собрание законодательства РФ, 1996.-№5. - Ст. 410.
5. Российская Федерация. Законы. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 31июля 1998 г. №146-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2000. -№32. -Ст.3340.
6. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: [Федеральный закон РФ: от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2009. -№1. -Ст.15.
7. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Текст]: [Федеральный закон РФ: от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2001. -№33 (1-2ч.). - Ст. 3422. Утратил силу.
8. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте [Текст]: [Федеральный закон РФ: от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2011. -№50. - Ст.7344.
9. Российская Федерация. Законы. О саморегулируемых организациях [Текст]: [Федеральный закон РФ: от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2007. -49. -Ст. 6076.
10. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации [Текст]: [Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263]// Собрание законодательства РФ. -1993. -№52. -Ст.5069.
11. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности [Текст] : [Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №283]// Собрание законодательства РФ. -1998. -№11. -Ст.1290.
12. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [Текст]: [Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696]// Собрание законодательства РФ. -2002. -№32. -Ст.3301.
13. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации [Текст]: [Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576] // Собрание законодательства РФ. -2015. - №25. -Ст.3659.
14. Российская Федерация. Законы. Правительство РФ. О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов РФ [Текст] : [Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 года №1026] // Собрание законодательства РФ. -2015. -№40. - Ст.5564.
15. Российская Федерация. Законы. Министерство финансов Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории РФ [Текст]: [Приказ Минфина России от 5 августа 2015 года №122н]. - Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс.
16. Российская Федерация. Законы. Министерство Финансов Российской Федерации. О Внесении изменений в Положение о совете по аудиторской деятельности, утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 29 декабря 2009 года №146н «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» [Текст]: [Приказ Минфина России от 5 августа 2015 года №123н]. -Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
17. Российская Федерация. Законы. Министерство финансов Российской Федерации. Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации [Текст] : [Приказ Минфина России от 19 марта 2013 г. №32Н] // Собрание законодательства РФ. -2013. -№48. -Ст.1.
18. Российская Федерация. Законы. Министерство Финансов Российской Федерации. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99 [Текст]: [Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. №43Н]// Собрание законодательства РФ. -1998. - №11. -Ст.1290.
19. Российская Федерация. Законы. Министерство Финансов Российской Федерации. Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации [Текст]: [Приказ Минфина России от 19 марта 2013 г. №32Н]// Собрание законодательства РФ. -2013. -№48. -Ст.1.
20. Российская Федерация. Законы. Министерство Финансов РФ. Кодекс профессиональной этики аудиторов [Текст]: [принят Минфином РФ 28 августа 2003 г. №16 ]//Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс. Утратил силу.
21. Российская Федерация. Законы. Министерство Финансов РФ. Кодекс профессиональной этики аудиторов [Текст]: [принят Минфином РФ 28 августа 2003 г. №16 ]//Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс. Утратил силу.
22. СССР. Законы. О кооперации в СССР [Текст]: [Закон СССР от 26 мая 1988 г. №8998-Х1]//Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс. Утратил силу.
23. РСФСР. Законы. О предприятиях и предпринимательской деятельности [Текст]: [Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. №445-1]// Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1990. -№30. -Ст.418. Утратил силу.
II. Материалы судебной практики
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 №4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" [Текст]// Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. -1996. -№20.
26. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2001 г. №Ф09-723/01 ГК [Текст]//Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
27. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 №1478/08 [Текст]//Документ опубликован не был / СПС Консультант Плюс.
28. Постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009г. № 09АП-2565/2009-ГК по делу № А40-51282/08-29-535 [Текст] // Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс.
29. Решение Арбитражного суда Свердловской Области по делу № А60- 18940/2016 от 17 июня 2016 года [Текст]// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/4e7916ce-edc3-4988-956d- 579a9f7f4b02/%D0%9060-18940-2016__20160617.pdfсвободный.
30. Решение арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32- 47697/2015 от 17 июня 2016 года [Текст]// [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/c2ea8eba-050c-4f10-a913- 72c843d5bf9c/%D0%9032-47697-2015__20160617.pdfсвободный.
31. Определение Верховного Суда Российской Федерации №309-ЭС15- 11538 от 25.09.2015 [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.vsrf.ru/stor_pdf_ec. php?id=1372892 свободный.
32. Определение Верховного Суда РФ от 4 августа 2015 года №305-КГ15- 10238[Текст]// Документ опубликован не был/ СПС Консультант Плюс.
III. Специальная литература
33. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России: учебник для вузов [Текст]/ В.К. Андреев.- М.: Инфра-М. -2010 г. - 413с.
34. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения [Текст] / М: Статут. -1998. - 323-334с.
35. Виниченко С.И. Цена как условие гражданско-правового (предпринимательского) договора [Текст] / С.И. Виниченко . -М: Екатеринбург. -1999. -95с
36. Винницкий Д.В. Налоговое право. Учебник для академического бакалавриата [Текст]/ Д.В. Винницкий. -М: Юрайт. -2016. -54с.
37. Воронина Л.И. Основы современного бухгалтерского учета и аудита: Учебное пособие. Часть 2. Основы аудита [Текст]/Л.И. Воронина. - М.: 2009 г. -526с.
38. Гетьман В.Г. Бухгалтерский учёт: учебник [Текст] /В.Г. Гетьман. -М: Инфра-М . -2016. - 23с.
39. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту [Текст] / П.И. Камышанов. - М: ИНФРА-М. -1996. - 522с.
40. Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции [Текст] / О.А. Красавчиков. - М: Свердловск. -1980. -8с.
41. Краткая информация о СРО АПР [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sroapr.ru/apr/about/info.phpсвободный.
42. Нитецкий В.В. Правовые основы независимой аудиторской деятельности [Текст] / В.В. Нитецкий. - М: Аудиторские ведомости. -1997. -№З. - 3с.
43. Нормативные документы по организации и осуществлению внешнего контроля качества работы [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.auditor-sro. org/activity/quality_control/ свободный.
44. Правовой аудит или процедура DUE DILIGIENCE [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.auditfin.eom/fin/2007/3/R.V.Lisenko/R.V.Lisenko%20.pdfсвободный.
45. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов [Текст]/ В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ. -2010. - 637с.
46. Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Комментарий [Текст] / Н.А.Ремизов. - М: Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2001. -№ 9. -14с.
47. Саморегулируемая организация аудиторов, некоммерческое партнёрство «Аудиторская ассоциация Содружество» [Текст] // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.auditor-sro.org/свободный.
48. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита [Текст]/ А.А. Ситнов. - М: Юнити-дана. -2014. -239с.
49. Скобара В.В. Аудит: методология и организация [Текст] / В.В. Скобара. -М.: Дело и Сервис. -1998. - 19с.
50. Сотникова Л.К. К вопросу об ответственности аудитора [Текст]/ Л.К. Сотникова. -М: Аудитор. -1996. -9с.
51. Толлегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебник для бакалавров [Текст]/ Н.А. Толлегина. -М: Юрайт. -2015. -46с.
52. Шешенин Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг: Сборник ученых трудов. Вып. 3. [Текст] / Е.Д. Шешенин . -М: Свердловск. -1964. - 151-152с.