Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов» (на примере Ирака)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ 11
1.1. Вооруженные конфликты международного характера и нормы
международного гуманитарного права по защите прав человека 11
1.2. Вооруженные е конфликты немеждународного м характера и проблемы
защиты прав человека в нормах международного гуманитарного права 19
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ б НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО , ПРАВА, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА иПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 32
2.1. Взаимодействие международного права, прав человека и международного
гуманитарного права как отраслей системы международного права 32
2.2. Взаимодействие . специальных принципов н международного права | прав
человека и международного гуманитарного права в ситуации международных конфликтов 41
2.3. Разрешение .коллизии применения .норм международного тправа прав
человека и норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженных конфликтов 54
ГЛАВА 3. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ,НА ТЕРРИТОРИИ ИРАКА ,И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 62
3.1. Проблемы | соблюдения норм ж международного права, прав человека и международного гуманитарного а права в вооруженных е конфликтах на территории Ирака 62
3.2. Роль е ООН и других и международных организаций в по контролю за соблюдением норм МГП и международного права, прав р человека по защите
прав человека в вооруженных конфликтах на территории Ирака 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ 11
1.1. Вооруженные конфликты международного характера и нормы
международного гуманитарного права по защите прав человека 11
1.2. Вооруженные е конфликты немеждународного м характера и проблемы
защиты прав человека в нормах международного гуманитарного права 19
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ б НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО , ПРАВА, ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА иПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 32
2.1. Взаимодействие международного права, прав человека и международного
гуманитарного права как отраслей системы международного права 32
2.2. Взаимодействие . специальных принципов н международного права | прав
человека и международного гуманитарного права в ситуации международных конфликтов 41
2.3. Разрешение .коллизии применения .норм международного тправа прав
человека и норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженных конфликтов 54
ГЛАВА 3. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ ,НА ТЕРРИТОРИИ ИРАКА ,И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 62
3.1. Проблемы | соблюдения норм ж международного права, прав человека и международного гуманитарного а права в вооруженных е конфликтах на территории Ирака 62
3.2. Роль е ООН и других и международных организаций в по контролю за соблюдением норм МГП и международного права, прав р человека по защите
прав человека в вооруженных конфликтах на территории Ирака 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 89
После падения Берлинской стены в 1989 г. международные конфликты не прекратились: был запущен процесс изменения их сущности, и удобным поводом для этого послужили трагические события 11 сентября 2001 г. Их стали использовать как символ борьбы с «международным терроризмом», что вполне соответствует логике неолиберализма, которая характеризует третью волну экономической глобализации, начавшейся в 1989 г. - после событий, предопределивших окончание «холодной войны».
В начале XXI в. перед мировым сообществом возникли новые и достаточно сложные проблемы: ограниченность природных ресурсов,
существенное изменение климата, рост числа вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера, экономическая нестабильность и ряд других проблем, которые затрагивают все либо большинство стран мира.
Вооруженные конфликты в различных регионах земного шара уже стали привычной частью современного политического ландшафта. Несмотря на усилия юристов-международников, связанные с попытками регламентации применения силы в международных отношениях, военная сила продолжает регулярно применяться, что вполне ожидаемо приводит к многочисленным жертвам среди гражданского населения.
Качество разрешения обозначенных выше проблем, а также состояние политической карты мира во многом зависят от уровня развития международно-правового регулирования соответствующих правоотношений. И что особенно важно, состояние эффективности правового регулирования международных отношений всецело зависит от позиции основных акторов данных правоотношений - субъектов современного международного права. В том числе данное обстоятельство затрагивает вопросы признания новых субъектов международного права уже существующими субъектами.
Основными целями международного гуманитарного права остаются, с одной стороны, защита определенных групп лиц, именуемых жертвами войны,
7
или покровительствуемыми лицами, и объектов, а с другой - регулирование
ведения боевых действий для недопущения излишних страданий и разрушений.
В особенности именно на основании норм и принципов международного права констатируется правомерность либо неправомерность становления, развития, а в ряде случаев и прекращения существования как основных субъектов международного права - государств, так и иных (вторичных), которые созданы в результате взаимодействия государств .
Взаимосогласованность действий государств невозможна без международного права. Будучи само результатом согласования воль государств, оно становится предпосылкой их взаимодействия на международной арене .
Взаимодействие государств, в свою очередь, не представляется возможным без существования международных организаций, ими же созданных для достижения определенных целей. Более того, ряд международных межправительственных организаций создается с особой целью - создание интеграционного объединения государств на региональном (субрегиональном) уровне.
Межгосударственный характер современных международных
организаций диктуется объективными закономерностями развития нашей эпохи. И с точки зрения интересов укрепления международного мира и безопасности международные организации межгосударственного типа представляют собой наилучшую форму международной организации наших дней .
С 1991 г., когда началась война в Персидском заливе, в которой США и их союзники фактически по своей инициативе предприняли военное вторжение в Ирак, лишь формально санкционированное Советом Безопасности ООН.
Военная операция в Ираке вызывает самое серьезное беспокойство с точки зрения международного права. Действия США и Великобритании в Ираке нельзя квалифицировать как самооборону. Война с Ираком обнажила ряд истин: в современных условиях только обладание ядерным оружием дает гарантии неприкосновенности; у множества людей большинства стран мира формируется представление о том, что США следует бояться; США открыто игнорирует суверенитет государства и гражданство как высшую ценность международных отношений.
Режим С. Хусейна нельзя было назвать отвечающими демократическим стандартам, но после его насильственного свержения ситуация в области обеспечения прав человека стала намного драматичнее. Эта страна распалась на отдельные территории, контролируемые различными религиозными
группировками, между которыми продолжаются вооруженные конфликты. Пришедшие к власти с внешней помощью правительства не в состоянии контролировать ситуацию. Положение в сфере прав человека, особенно прав религиозных меньшинств, остается оценивать как катастрофическое.
В изучении вышеуказанной проблемы и заключается актуальность настоящей магистерской диссертации, что позволит определить, каким образом нарушаются права человека в Ираке, а также какие действия для защиты прав человека предпринимаются международными организациями, в основном Организацией объединенных наций.
Объектом исследования являются международные отношения, возникающие в связи с защитой прав человека во время военных действий в Ираке.
В качестве предмета исследования выступают теоретические конструкции, международное законодательство, законодательство Российской Федерации, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Цель исследования заключается в исследовании института международно-правовых норм в области защиты прав человека при вооруженных конфликтах в Ираке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- провести анализ вооруженных конфликтов международного характера и нормы международного гуманитарного права по защите прав человека;
- исследовать вооруженные конфликты немеждународного характера и проблемы защиты прав человека в нормах международного гуманитарного права;
- выявить взаимодействие международного права, прав человека и международного гуманитарного права как отраслей системы международного права;
- определить специфику взаимодействия специальных принципов международного права, прав человека и международного гуманитарного права в ситуации международных конфликтов;
- раскрыть порядок разрешения коллизии применения норм международного права по защите права, прав человека и ситуации вооруженных конфликтов;
- изучить проблемы соблюдения норм международного права, прав человека и международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах на территории Ирака;
- обозначить роль ООН и других международных организаций по контролю за соблюдением норм МГП и международного права человека по защите прав человека в вооруженных конфликтах на территории Ирака.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на закрепление в современном международном праве, международном гуманитарном праве порядка защиты прав человека, проблема защиты прав человека в Ираке до настоящего времени остаются малоизученными.
Наиболее значимый вклад в развитие представлений о данной проблеме внесли такие ученые как Мелков Г.М., Талалаев А.Н., Алешин Б.В., Русинова В.Н.
Нормативную базу исследования составляют Женевские конвенции от
12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним, Венская Конвенция о праве международных договоров, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций, Резолюция Г енеральной Ассамблеи ООН.
Структура магистерской диссертации обусловлена указанными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, подразделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Практическая ценность магистерской диссертации проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций, внедрение которых позволит привести в соответствии с доктриной международного права защита прав человека.
Содержащийся в работе теоретический материал, аналитические разработки представляют интерес для дальнейших научных исследований проблем защиты прав человека в странах, в которых ведутся военные действия или происходят другие вооруженные конфликты.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных материалов и преподавании курсов «Международного права» и «Международного гуманитарного права».
В начале XXI в. перед мировым сообществом возникли новые и достаточно сложные проблемы: ограниченность природных ресурсов,
существенное изменение климата, рост числа вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера, экономическая нестабильность и ряд других проблем, которые затрагивают все либо большинство стран мира.
Вооруженные конфликты в различных регионах земного шара уже стали привычной частью современного политического ландшафта. Несмотря на усилия юристов-международников, связанные с попытками регламентации применения силы в международных отношениях, военная сила продолжает регулярно применяться, что вполне ожидаемо приводит к многочисленным жертвам среди гражданского населения.
Качество разрешения обозначенных выше проблем, а также состояние политической карты мира во многом зависят от уровня развития международно-правового регулирования соответствующих правоотношений. И что особенно важно, состояние эффективности правового регулирования международных отношений всецело зависит от позиции основных акторов данных правоотношений - субъектов современного международного права. В том числе данное обстоятельство затрагивает вопросы признания новых субъектов международного права уже существующими субъектами.
Основными целями международного гуманитарного права остаются, с одной стороны, защита определенных групп лиц, именуемых жертвами войны,
7
или покровительствуемыми лицами, и объектов, а с другой - регулирование
ведения боевых действий для недопущения излишних страданий и разрушений.
В особенности именно на основании норм и принципов международного права констатируется правомерность либо неправомерность становления, развития, а в ряде случаев и прекращения существования как основных субъектов международного права - государств, так и иных (вторичных), которые созданы в результате взаимодействия государств .
Взаимосогласованность действий государств невозможна без международного права. Будучи само результатом согласования воль государств, оно становится предпосылкой их взаимодействия на международной арене .
Взаимодействие государств, в свою очередь, не представляется возможным без существования международных организаций, ими же созданных для достижения определенных целей. Более того, ряд международных межправительственных организаций создается с особой целью - создание интеграционного объединения государств на региональном (субрегиональном) уровне.
Межгосударственный характер современных международных
организаций диктуется объективными закономерностями развития нашей эпохи. И с точки зрения интересов укрепления международного мира и безопасности международные организации межгосударственного типа представляют собой наилучшую форму международной организации наших дней .
С 1991 г., когда началась война в Персидском заливе, в которой США и их союзники фактически по своей инициативе предприняли военное вторжение в Ирак, лишь формально санкционированное Советом Безопасности ООН.
Военная операция в Ираке вызывает самое серьезное беспокойство с точки зрения международного права. Действия США и Великобритании в Ираке нельзя квалифицировать как самооборону. Война с Ираком обнажила ряд истин: в современных условиях только обладание ядерным оружием дает гарантии неприкосновенности; у множества людей большинства стран мира формируется представление о том, что США следует бояться; США открыто игнорирует суверенитет государства и гражданство как высшую ценность международных отношений.
Режим С. Хусейна нельзя было назвать отвечающими демократическим стандартам, но после его насильственного свержения ситуация в области обеспечения прав человека стала намного драматичнее. Эта страна распалась на отдельные территории, контролируемые различными религиозными
группировками, между которыми продолжаются вооруженные конфликты. Пришедшие к власти с внешней помощью правительства не в состоянии контролировать ситуацию. Положение в сфере прав человека, особенно прав религиозных меньшинств, остается оценивать как катастрофическое.
В изучении вышеуказанной проблемы и заключается актуальность настоящей магистерской диссертации, что позволит определить, каким образом нарушаются права человека в Ираке, а также какие действия для защиты прав человека предпринимаются международными организациями, в основном Организацией объединенных наций.
Объектом исследования являются международные отношения, возникающие в связи с защитой прав человека во время военных действий в Ираке.
В качестве предмета исследования выступают теоретические конструкции, международное законодательство, законодательство Российской Федерации, доктрина, судебная практика в исследуемой области.
Цель исследования заключается в исследовании института международно-правовых норм в области защиты прав человека при вооруженных конфликтах в Ираке.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
- провести анализ вооруженных конфликтов международного характера и нормы международного гуманитарного права по защите прав человека;
- исследовать вооруженные конфликты немеждународного характера и проблемы защиты прав человека в нормах международного гуманитарного права;
- выявить взаимодействие международного права, прав человека и международного гуманитарного права как отраслей системы международного права;
- определить специфику взаимодействия специальных принципов международного права, прав человека и международного гуманитарного права в ситуации международных конфликтов;
- раскрыть порядок разрешения коллизии применения норм международного права по защите права, прав человека и ситуации вооруженных конфликтов;
- изучить проблемы соблюдения норм международного права, прав человека и международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах на территории Ирака;
- обозначить роль ООН и других международных организаций по контролю за соблюдением норм МГП и международного права человека по защите прав человека в вооруженных конфликтах на территории Ирака.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на закрепление в современном международном праве, международном гуманитарном праве порядка защиты прав человека, проблема защиты прав человека в Ираке до настоящего времени остаются малоизученными.
Наиболее значимый вклад в развитие представлений о данной проблеме внесли такие ученые как Мелков Г.М., Талалаев А.Н., Алешин Б.В., Русинова В.Н.
Нормативную базу исследования составляют Женевские конвенции от
12 августа 1949 года и дополнительные протоколы к ним, Венская Конвенция о праве международных договоров, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом Организации Объединенных Наций, Резолюция Г енеральной Ассамблеи ООН.
Структура магистерской диссертации обусловлена указанными выше целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, подразделенных на семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Практическая ценность магистерской диссертации проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций, внедрение которых позволит привести в соответствии с доктриной международного права защита прав человека.
Содержащийся в работе теоретический материал, аналитические разработки представляют интерес для дальнейших научных исследований проблем защиты прав человека в странах, в которых ведутся военные действия или происходят другие вооруженные конфликты.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебных материалов и преподавании курсов «Международного права» и «Международного гуманитарного права».
История войн и современных вооруженных конфликтов показывает объективную необходимость постоянного совершенствования правовой регламентации всех процессов, связанных с причинами возникновения войн и вооруженных конфликтов и установлением соответствующих ограничений и запретов, как в международных отношениях, так и на национальном уровне.
Все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характер
Вооруженный конфликт немеждународного характера имеет место только на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами.
Международное гуманитарное право признает тождественность действия норм по защите жертв как международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера. Однако протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., касаясь многих вопросов, не затрагивают главного - гуманного отношения к мирному населению и неприменения запрещенных средств и методов ведения военных действий.
В соответствии с теорией международного права принципы и нормы общего международного гуманитарного права применимы в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. В ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. закреплены такие общие принципы вооруженного конфликта немеждународного характера, как отсутствие дискриминации, гуманное обращение, судебные гарантии, обязательство подбирать раненых и больных и ухаживать за ними.
Важным вопросом для установления ответственности за нарушение принципов и норм МГП является определение субъектов, для которых соблюдение права немеждународных вооруженных конфликтов обязательно.
МГП обязательно не только для членов вооруженных сил противоборствующих сторон, но и для лиц, уполномоченных поддерживать военные усилия одной из сторон в конфликте, а также для всех, кто действуют от имени этой стороны (включая должностных лиц, если речь идет о правительственной стороне).
Несмотря на безусловное применение в вооруженном конфликте немеждународного характера международного гуманитарного права, данное право не интернационализирует конфликт и не наделяет стороны конфликта никаким статусом, кроме международной правосубъектности, необходимой для исполнения норм МГП. Даже когда стороны соглашаются применять все законы международных вооруженных конфликтов, конфликт не становится международным.
Защита человека в вооруженном конфликте немеждународного
85 характера заключается как в применении мер на государство-участника данного конфликта со стороны ООН, так и путем определения критерием использования средств в вооруженном конфликте немеждународного характера, а также определения особого статуса участников конфликта.
Современное международное право в своих ключевых чертах сложилось после окончания Второй мировой войны, получив нормативное выражение в закрепленных в Уставе ООН основных принципах международного права, воплотивших основные идеи международного правосознания народов.
Однако, как и любой другой феномен социальной действительности, международное право, сохраняя свои сущностные характеристики, находится под воздействием важнейших тенденций современных международных отношений.
Рассматривая соотношение норм обеих отраслей сквозь призму структуры субъективных прав человека, можно прийти к выводу, что нормы международного гуманитарного права могут выступать в качестве планки, дальше которой ограничивать права человека в вооруженных конфликтах нельзя. Тем самым запрещающие нормы международного гуманитарного права вписываются в общую структуру прав человека, зафиксированных в источниках международного права прав человека в качестве «пределов ограничений».
Международная межгосударственная система (международная система в узком смысле слова), как и любая иная сложная социальная система, характеризуется целым рядом признаков, позволяющих воспринимать ее как целостный социальный организм. Среди них можно выделить такие параметры, как участники системы (или взаимодействующие компоненты), отношения и связи между участниками, порождающие интегративные свойства системы (межгосударственные или межвластные отношения) и правовые и иные социальные нормы, которые, воздействуя на отношения и связи между участниками системы, усиливают ее интегративные свойства, придавая им определенность, упорядоченность и предсказуемость.
Как свидетельствует история последних тридцати-сорока лет наибольший девальвационный потенциал заложен в нерешенности проблемы коллизий между нормами международного права. Речь идет о противоречии между принципами уважения прав человека и невмешательством во внутренние дела государства, правом на самоопределение народов и территориальной целостностью государства. Эти принципы являются универсальными и общеобязательными и в качестве таковых относятся к императивному праву (yus cogens).
К началу ХХ! в. из-за вмешательства США во многих арабских государствах вспыхнули конфликты, которые привели к массовой гибели мирного населения, оттоку беженцев в государства Европы и насильственному свержению государственного строя.
В таком положении в настоящее время находится арабский народ, проживающий в Ираке. Военная операция против Ирака не была санкционирована Советом Безопасности ООН и с этой позиции она не является законной, как и суд над бывшим иракским лидером.
За разворачиванием новых военных конфликтов стоят различные политические, геополитические и экономические интересы, такие как лобби контроля за нефтедобывающими регионами, прежде всего Ираком (те же интересы стали причиной военного вторжения в Ирак в 2003 г.); гражданская война в Сирии между алавитскими шиитами и суннитами (стратегическими партнерами западных государств); новый политический союз Ирана и Ирака; борьба за независимость Курдистана, включая освобождение основателя и лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана, находящегося в турецкой тюрьме строгого режима с 1999 г.
Международные организации являются вторичными (производными) субъектами международного права, так как их правосубъектность проистекает из правосубъектности суверенных государств, наделивших международные организации соответствующими правами, полномочиями и обязанностями.
Эффективность деятельности международных организаций зависит от степени согласованности, которой им удается достичь. Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием, годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными организациями задач, которые возлагались на них как самими государствами, так и обществом. Переломными в этом смысле стали 1989-1990-е гг. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их влияния, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.
Важнейшим этапом в истории международных организаций явилось создание Организации Объединенных Наций. В июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был подписан Устав ООН - первой политической универсальной организации по поддержанию международного мира и безопасности, основанной на принципе коллективной безопасности.
В рамках ООН были созданы главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд, Секретариат.
Ни одна из трех резолюций Совета Безопасности ООН, на которые ссылается американское правительство в целях правового обоснования Второй войны в Персидском заливе, по сути, не санкционирует вооруженный конфликт открыто. В соответствии с резолюцией 1441, принятой в ноябре 2002 г., в Ирак были направлены инспекторы ООН, уполномоченные проверить, действительно ли в стране имеется оружие массового поражения, и представить отчет Совету Безопасности, который, однако, не давал им права использовать силу.
Ирак вступил в длительный период нестабильности, сопровождаемой фактическим распадом государственности в регионе Ближний Восток. Все это определяет актуальность выработки международного механизма мер, которые могут быть приняты как на универсальном (Совет Безопасности ООН), так и на региональном уровне с целью деэскалации конфликтов, защиты прав человека от массовых нарушений.
Правомерными являются меры, принимаемые государствами коллективно - либо непосредственно через органы ООН, либо с использованием механизмов региональных организаций при наличии мандата Совета Безопасности.
ООН следует создать независимую комиссию экспертов-юристов для анализа иракской системы юстиции и приведения иракского законодательства в соответствие с международными нормами в области прав человека.
Необходимо также задействовать наблюдателей для инспекций всех мест лишения свободы и предать гласности их рекомендации соответствующим органам власти.
Временное правительство Ирака должно четко заявить, что не потерпит нарушения прав человека, независимо от того, кто обвиняется в этих нарушениях.
Необходимо создать независимую и беспристрастную комиссию для проверки всех членов военизированных формирований, желающих вступить в вооруженные силы или полицию; следует организовать соответствующее обучение в области прав человека для военных и сотрудников правоохранительных органов.
Права женщин должны быть гарантированы посредством эффективных мер по борьбе с пытками, изнасилованиями, домашним насилием и убийствами, а также на основе полного пересмотра дискриминационных законов и сложившейся практики.
Многонациональные силы под командованием США должны немедленно прекратить удерживать «заключенных-призраков», а также в срочном порядке предоставить полную и соответствующую реальному положению вещей информацию обо всех лицах, находящихся в настоящий момент под стражей, и прояснить их правовой статус.
По всем сообщениям о нарушении прав задержанных должно проводиться незамедлительное и беспристрастное расследование, виновные должны привлекаться к ответственности, а пострадавшим должно предоставляться возмещение.
Временное правительство Ирака и многонациональные силы должны обеспечить беспрепятственный доступ ко всем задержанным со стороны представителей международных органов, адвокатов, родственников и правозащитных организаций.
Все вооружённые формирования в Ираке должны соблюдать минимальные стандарты международного гуманитарного права, в частности прекратить захват заложников, пытки и убийство мирных жителей.
Все вооруженные конфликты можно разделить на две группы: вооруженные конфликты международного характера и вооруженные конфликты немеждународного характер
Вооруженный конфликт немеждународного характера имеет место только на территории одного из государств-участников, когда идет длительный вооруженный конфликт между правительственными властями и организованными вооруженными группами или между самими такими группами.
Международное гуманитарное право признает тождественность действия норм по защите жертв как международных вооруженных конфликтов, так и вооруженных конфликтов немеждународного характера. Однако протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., касаясь многих вопросов, не затрагивают главного - гуманного отношения к мирному населению и неприменения запрещенных средств и методов ведения военных действий.
В соответствии с теорией международного права принципы и нормы общего международного гуманитарного права применимы в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера. В ст. 3 Женевских конвенций 1949 г. закреплены такие общие принципы вооруженного конфликта немеждународного характера, как отсутствие дискриминации, гуманное обращение, судебные гарантии, обязательство подбирать раненых и больных и ухаживать за ними.
Важным вопросом для установления ответственности за нарушение принципов и норм МГП является определение субъектов, для которых соблюдение права немеждународных вооруженных конфликтов обязательно.
МГП обязательно не только для членов вооруженных сил противоборствующих сторон, но и для лиц, уполномоченных поддерживать военные усилия одной из сторон в конфликте, а также для всех, кто действуют от имени этой стороны (включая должностных лиц, если речь идет о правительственной стороне).
Несмотря на безусловное применение в вооруженном конфликте немеждународного характера международного гуманитарного права, данное право не интернационализирует конфликт и не наделяет стороны конфликта никаким статусом, кроме международной правосубъектности, необходимой для исполнения норм МГП. Даже когда стороны соглашаются применять все законы международных вооруженных конфликтов, конфликт не становится международным.
Защита человека в вооруженном конфликте немеждународного
85 характера заключается как в применении мер на государство-участника данного конфликта со стороны ООН, так и путем определения критерием использования средств в вооруженном конфликте немеждународного характера, а также определения особого статуса участников конфликта.
Современное международное право в своих ключевых чертах сложилось после окончания Второй мировой войны, получив нормативное выражение в закрепленных в Уставе ООН основных принципах международного права, воплотивших основные идеи международного правосознания народов.
Однако, как и любой другой феномен социальной действительности, международное право, сохраняя свои сущностные характеристики, находится под воздействием важнейших тенденций современных международных отношений.
Рассматривая соотношение норм обеих отраслей сквозь призму структуры субъективных прав человека, можно прийти к выводу, что нормы международного гуманитарного права могут выступать в качестве планки, дальше которой ограничивать права человека в вооруженных конфликтах нельзя. Тем самым запрещающие нормы международного гуманитарного права вписываются в общую структуру прав человека, зафиксированных в источниках международного права прав человека в качестве «пределов ограничений».
Международная межгосударственная система (международная система в узком смысле слова), как и любая иная сложная социальная система, характеризуется целым рядом признаков, позволяющих воспринимать ее как целостный социальный организм. Среди них можно выделить такие параметры, как участники системы (или взаимодействующие компоненты), отношения и связи между участниками, порождающие интегративные свойства системы (межгосударственные или межвластные отношения) и правовые и иные социальные нормы, которые, воздействуя на отношения и связи между участниками системы, усиливают ее интегративные свойства, придавая им определенность, упорядоченность и предсказуемость.
Как свидетельствует история последних тридцати-сорока лет наибольший девальвационный потенциал заложен в нерешенности проблемы коллизий между нормами международного права. Речь идет о противоречии между принципами уважения прав человека и невмешательством во внутренние дела государства, правом на самоопределение народов и территориальной целостностью государства. Эти принципы являются универсальными и общеобязательными и в качестве таковых относятся к императивному праву (yus cogens).
К началу ХХ! в. из-за вмешательства США во многих арабских государствах вспыхнули конфликты, которые привели к массовой гибели мирного населения, оттоку беженцев в государства Европы и насильственному свержению государственного строя.
В таком положении в настоящее время находится арабский народ, проживающий в Ираке. Военная операция против Ирака не была санкционирована Советом Безопасности ООН и с этой позиции она не является законной, как и суд над бывшим иракским лидером.
За разворачиванием новых военных конфликтов стоят различные политические, геополитические и экономические интересы, такие как лобби контроля за нефтедобывающими регионами, прежде всего Ираком (те же интересы стали причиной военного вторжения в Ирак в 2003 г.); гражданская война в Сирии между алавитскими шиитами и суннитами (стратегическими партнерами западных государств); новый политический союз Ирана и Ирака; борьба за независимость Курдистана, включая освобождение основателя и лидера Рабочей партии Курдистана Абдуллы Оджалана, находящегося в турецкой тюрьме строгого режима с 1999 г.
Международные организации являются вторичными (производными) субъектами международного права, так как их правосубъектность проистекает из правосубъектности суверенных государств, наделивших международные организации соответствующими правами, полномочиями и обязанностями.
Эффективность деятельности международных организаций зависит от степени согласованности, которой им удается достичь. Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием, годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными организациями задач, которые возлагались на них как самими государствами, так и обществом. Переломными в этом смысле стали 1989-1990-е гг. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их влияния, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.
Важнейшим этапом в истории международных организаций явилось создание Организации Объединенных Наций. В июне 1945 г. на конференции в Сан-Франциско был подписан Устав ООН - первой политической универсальной организации по поддержанию международного мира и безопасности, основанной на принципе коллективной безопасности.
В рамках ООН были созданы главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный Суд, Секретариат.
Ни одна из трех резолюций Совета Безопасности ООН, на которые ссылается американское правительство в целях правового обоснования Второй войны в Персидском заливе, по сути, не санкционирует вооруженный конфликт открыто. В соответствии с резолюцией 1441, принятой в ноябре 2002 г., в Ирак были направлены инспекторы ООН, уполномоченные проверить, действительно ли в стране имеется оружие массового поражения, и представить отчет Совету Безопасности, который, однако, не давал им права использовать силу.
Ирак вступил в длительный период нестабильности, сопровождаемой фактическим распадом государственности в регионе Ближний Восток. Все это определяет актуальность выработки международного механизма мер, которые могут быть приняты как на универсальном (Совет Безопасности ООН), так и на региональном уровне с целью деэскалации конфликтов, защиты прав человека от массовых нарушений.
Правомерными являются меры, принимаемые государствами коллективно - либо непосредственно через органы ООН, либо с использованием механизмов региональных организаций при наличии мандата Совета Безопасности.
ООН следует создать независимую комиссию экспертов-юристов для анализа иракской системы юстиции и приведения иракского законодательства в соответствие с международными нормами в области прав человека.
Необходимо также задействовать наблюдателей для инспекций всех мест лишения свободы и предать гласности их рекомендации соответствующим органам власти.
Временное правительство Ирака должно четко заявить, что не потерпит нарушения прав человека, независимо от того, кто обвиняется в этих нарушениях.
Необходимо создать независимую и беспристрастную комиссию для проверки всех членов военизированных формирований, желающих вступить в вооруженные силы или полицию; следует организовать соответствующее обучение в области прав человека для военных и сотрудников правоохранительных органов.
Права женщин должны быть гарантированы посредством эффективных мер по борьбе с пытками, изнасилованиями, домашним насилием и убийствами, а также на основе полного пересмотра дискриминационных законов и сложившейся практики.
Многонациональные силы под командованием США должны немедленно прекратить удерживать «заключенных-призраков», а также в срочном порядке предоставить полную и соответствующую реальному положению вещей информацию обо всех лицах, находящихся в настоящий момент под стражей, и прояснить их правовой статус.
По всем сообщениям о нарушении прав задержанных должно проводиться незамедлительное и беспристрастное расследование, виновные должны привлекаться к ответственности, а пострадавшим должно предоставляться возмещение.
Временное правительство Ирака и многонациональные силы должны обеспечить беспрепятственный доступ ко всем задержанным со стороны представителей международных органов, адвокатов, родственников и правозащитных организаций.
Все вооружённые формирования в Ираке должны соблюдать минимальные стандарты международного гуманитарного права, в частности прекратить захват заложников, пытки и убийство мирных жителей.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СИТУАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В ПЕРИОД 2000 - 2015 ГГ.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Специфика подачи материалов телевизионных журналистов о
вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала
«Россия — 24» и «РЕН ТВ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Вооруженные конфликты как международное явление и процесс
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Специальный военный корреспондент в зоне вооруженного конфликта
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ЗАЩИТА ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЯХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Разработка практических рекомендаций по техническому обеспечению группировки мобильных сил и средств внутренних войск МВД России в операции во внутреннем вооруженном конфликте
Курсовые работы, военное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Проблемы урегулирования послевоенной ситуации в Районе Великих озер
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018



