Введение 4-5
Глава 1. Принцип невмешательства во внутренние дела государств и суверенитет государств.
§ 1. Определение принципа невмешательства во внутренние дела государства и его связь с другими международными принципами 6-13
§ 2. Суверенитет государства в международном праве 14-20
§ 3. Вопросы прав человека и принцип невмешательства во внутренние дела государства 21 -28
Глава 2. Механизм международного контроля и принцип невмешательства во внутренние дела государства.
§ 1. Механизм международного контроля и границы невмешательства во внутренние дела государства 29-31
§ 2. Применение принципа невмешательства во внутренние дела государства в практике международных судебных инстанций 32-38
Глава 3. Правомерное вмешательство во внутренние дела государства.
§ 1. Западная доктрина международного права о правомерности
вмешательства во внутренние дела государства 39-45
§ 2. Миротворческие операции ООН и гуманитарная интервенция как
правомерное вмешательство 46-61
Заключение 62-63
Список использованной литературы 64-68
Существование принципов суверенного равенства государств, неприменения силы в международных отношениях, уважения прав человека, невмешательства во внутренние дела государства являются условиями нормального сосуществования суверенных и равных субъектов международного права, гарантией стабильности международного мира и безопасности, а также служат сохранению независимости и автономности государств.
Благодаря действию принципа невмешательства во внутренние дела государства, с одной стороны, имеют право свободного выбора своих политической, экономической, социальной и культурной систем в отсутствие оказываемого внешнего давления со стороны других субъектов международного права, а также, с другой стороны, имеют право требовать уважения их независимости, суверенности и автономности со стороны других государств.
Актуальность темы данного исследования состоит в том, что, несмотря на существование принципа равенства государств, в действительности желаемого равенства никогда не наблюдалось. Исторически более могущественные государства, а также их коалиции в конечном итоге осуществляли влияние на более слабые государства, осуществляя вмешательство в их внутреннюю компетенцию, не позволяя развиваться в соответствии со своими задачами и интересами. Такое вмешательство, как правило, было связано с наличием у данных государств собственных геополитических интересов, связанных с упрочнением позиций на международной арене и получения доступа к различного рода ресурсам. К сожалению, несмотря на существование анализируемого принципа, такая картина характерна и для современных международных отношений.
Объектом исследования являются влияние принципа невмешательства во внутренние дела государства на международные правовые отношения, возникающие между субъектами международного права.
4
Предметом исследования является действие принципа невмешательства во внутренние дела государств, как общепризнанного принципа международного права в международных отношениях.
Целью указанной работы является определение принципа невмешательства во внутренние дела государства, исследование источников формирования указанного принципа, механизма его практического применения, установление оснований исключения из данного принципа, определение критериев и условий правомерности вмешательства во внутренние дела государства, а также выявления существующих проблем, связанных с применением данного принципа и поиск их возможного разрешения.
При написании данной научной работы для раскрытия темы нами были применены исторический метод исследования, сравнительно-правовой метод исследования.
В данной магистерской диссертации были исследованы такие источники правовой регламентации принципа невмешательства во внутренние дела государства, как Устав Организации Объединенных Наций; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций; Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. В исследовании дана правовая оценка ряду решений, принятых Международным Судом ООН, в которых применялся анализируемый международно-правовой принцип.
Анализированы некоторые программные документы Организации Объединенных Наций, касающиеся действия принципа невмешательства во внутренние дела государства, а также выступления первых лиц указанной международной организации, в которых отражено понимание исследуемого принципа.
Подводя итоги исследования принципа невмешательства во внутренние дела государства, хотелось бы отметить особенное практическое значение его действия. Принцип невмешательства во внутренние дела государства не является лишь формальным и декларативным правилом, получившим закрепление в международно-правовых актах, а служит общепризнанным правилом поведения субъектов международного права, имеющим характер международно-правовой нормы и международного правового обычая, условием сохранения стабильности международных отношений, безопасности мира, своеобразной гарантией суверенитета государств.
Между тем, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что принцип невмешательства во внутренние дела государств не имеет абсолютного характера, поскольку его действие может быть ограничено при наличии на то соответствующих оснований, к примеру, наличия угрозы международному миру и безопасности и прочее.
Существование оснований для ограничения его действия, с одной стороны, способствует сохранению международного мира и безопасности, что является наиболее существенными проблемами в условиях глобализации, позволяет нейтрализовать внутригосударственные конфликты, когда правительства отдельных государств не способны противостоять им, при объективном существовании угрозы международному миру и безопасности, и при наличии оснований, полагающих считать, что отдельным государством допускаются массовые нарушения прав и свобод гражданина. С другой же стороны такие ограничения суверенитета государств создают условия для возможности внедрения отдельных государств, имеющих собственные геополитические интересы, в сферу внутренней компетенции данных государств. Таким образом, создается ситуация, что такие международные инструменты борьбы за международный мир и безопасность, а также за соблюдением государствами прав и основных свобод человека, как гуманитарная интервенция и миротворческие операции, формально сохраняя легальный характер, превращаются в средства достижения геополитических или экономических целей отдельных государств. Опасность данных механизмов, при всем их могущественном потенциале, состоит в том, что они, при наличии формальных оснований, «развязывают руки» заинтересованным в этом субъектам международного права, представляют фактически форму вмешательства во внутренние дела государств.
К сожалению, основания и условия правомерности вмешательства во внутренние дела государства на сегодняшний день являются крайне расплывчатыми. Внедрение на международном уровне ряда нормативных актов, посвященных регламентации анализируемого принципа, безусловно, имело позитивное значение. Однако отсутствие должного уровня контроля за соблюдением данного принципа со стороны международного сообщества, пассивность Совета Безопасности ООН, приводит к тому, что каждое государство получило возможность формулировать собственную трактовку понимания указанного принципа, исходя из которого избирать свою международную политику.
Защита ценностей, провозглашенных международным сообществом и закрепленных в принципах и целях организации ООН, в том числе прав человека, буквально выстраданных человечеством на протяжении длительного времени, не должна становиться условием для осуществления вмешательства со стороны других государств, преследующих в действительности совершенно отличные цели. Для того, чтобы избежать указанной ситуации, по нашему мнению, необходимо добиться ясности оснований и условий правомерности вмешательства во внутренние дела государства.
1. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств // [Электронный ресурс] URL: http://www.un.Org/ru/documents/decl_conv/declarations/internal_affairs_decl.s html (дата обращения: 28.03.2017).
2. Декларация о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // UN Doc. A/RES/2625(XXV) [Электронный ресурс] URL:
http://www.refworld.org.ru/topic,51dc06874,51dc105172,528c99df4,0,UNGA, ,.html (дата обращения: 28.03.2017).
3. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе // [Электронный ресурс] URL:
http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения:
28.03.2017).
4. Устав Организации Объединенных Наций: принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М.: Вып. XII, 1956/
Специальная литература:
1. Annan K. UN Peacekeeping and Cooperation with NATO. [Электронный ресурс] URL: http://www.nato.int/docu/review/1993/9305-1.htm (дата
обращения: 12.02.2017) .
2. Bellamy A.J. The Responsibility to Protect — Five Years On // Ethics &
International Affairs. [Электронный ресурс] URL:
http://responsibilitytoprotect.org/Bellamy.pdf.
3. Cable L. Getting Found in the Fog: The Nature of Intervenionary Peace Operations. // Small Wars and Insurgencies (special issue), Vol.7, No.1, Spring 1996, p.97.
4. George H. W. Bush, Address Before a Joint Session of the Congress on the Cessation of the Persian Gulf Conflict, 6 March 1991 [Электронный ресурс] URL: http: //bushlibrary.tamu.edu/research/public_papers .php?id=2767&year=1 991&month=3.
5. Gulding M. Changing UN Role in Conflict Resolution and Peace-keeping. - Singapore: 1991. - p.9.
6. Krasner S. Sovereignty. Organized Hypocrisy. Princeton, 1999. - P. 11-12.
7. Hoffmann S. The politics and ethics of military intervention. Survival. 1995-96 [Электронный ресурс] URL: http://undpress.nd.edu/books/P00117 (дата обращения: 24.02.2017)
8. Donnelly J. State Sovereignty and Human Rights. Human Rights and Human Welfare. — Oxford: Oxford University Press, 2004.
9. Nardin Terry, Williams Mellissa. Humanitarian Intervention: NOMOS XLVII:
NYU Press, 2006. [Электронный ресурс] URL:
https://nyupress.org/books/9780814758311 (дата обращения: 12.02.2017).
10. Nikoghosyan H. State Sovereignty and Human Rights in Armed Conflicts. //
21st Century Journal, Vol. 17, No. 1, 2011 [Электронный ресурс] URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers2.cfm?abstract_id=1793233 (дата
обращения: 24.02.2017).
11. United Nations General Assembly (1958) Summary study of the experience
derived from the establishment and the operation of the force: report of the Secretary-General, Document A/3943, 9 October 1958. [Электронный
ресурс] URL: http://www.un.org/depts/dhl/dag/docs/a3943e.pdf дата
обращения: 12.02.2017).
12. Wider Peacekeeping. Army Field Manual. UK Army Doctrine Publications. Various editions 1992-1996.
13. Анн Риникер. Позиция МККК по вопросу «Гуманитарной интервенции»
// Международный журнал Красного Креста, №841-844, 2001.
[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pozitsiya-mkkk- po-voprosu-gumanitarnoy-interventsii (дата обращения:24.02.2017).
14. Атто Рональд. От миротворчества к миростроительству: эволюция роли
Организации Объединенных Наций в операциях в пользу мира. // Международный журнал Красного Креста, №891-892, 2015.
[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-
mirotvorchestva-k-mirostroitelstvu-evolyutsiya-roli-organizatsii-obedinennyh- natsiy-v-operatsiyah-v-polzu-mira (дата обращения: 12.02.2017).
15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: 1998. - С.160
16. Беззубцев В.С. Соотношение государственного суверенитета и принципа
уважения прав человека в контексте применения международно-правовых мер принуждения // Право. Журнал Высшей школы экономики, №2, 2015. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-gosudarstvennogo-suvereniteta-i- printsipa-uvazheniya-prav-cheloveka-v-kontekste-primeneniya- mezhdunarodno-pravovyh-mer (дата обращения: 24.02.2017).
17. Ботвин А.И. О принципе невмешательства в современном международном праве //Правоведение, №3, 1968. - С. 116 - 122.
18. Бредихин А.Л. Юридический суверенитет государства: понятие и
содержание // Вестник БелЮИ МВД России, №1, 2010. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskiy-suverenitet-
gosudarstva-ponyatie-i-soderzhanie (дата обращения: 06.03.2017).
66
19. Гегель Г.В.Ф. Соч. - М.; Л., 1934. - Т. 8. - С.98 - 99.
20. Гоббс Т. Левиафан. Собр. соч. в 2 т. М., 1961. Т. 1. - с. 54
21. «Голубые каски». Обзор операций ООН по поддержанию мира. - Нью Йорк: Издание Департамента общественной информации ООН, 1990. - С.4.
22. Гроций Гуго. О праве войны и мира. - М., 1956. - 538 с.
23. Дополнение к Повестке дня для мира: позиционный документ
Генерального секретаря по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций // UN Doc. A/50/60S/1995/1, 25 января 1995.-С.10 [Электронный ресурс] URL:
http: //www. un. org/ru/documents/ods. asp?m=A/50/60.
24. Ежегодное послание Президента США Джеймса Монро Конгрессу США
(02 декабря 1823 года) [Электронный ресурс] URL:
http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php (дата обращения: 09.05.2017 года).
25. Егоров С.А. Международное право: Учебник. - Статут, 2015.
[Электронный ресурс] URL: http://www.twirpx.com/file/1532182/ (дата обращения: 28.03.2017).
26. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, принят резолюцией
60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года [Электронный ресурс] URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005.shtml (дата обращения: 12.02.2017)
27. Кукушкина Светлана Михайловна Государственный суверенитет в
современном мире: Актуальные проблемы // Пробелы в российском законодательстве, №3, 2010 [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-suverenitet-v-sovremennom- mire-aktualnye-problemy (дата обращения: 07.03.2017).
28. Мошкин С.В. Гуманитарные интервенции. // Научный ежегодник
Института философии и права УрО РАН, выпуск №7, 2007.
[Электронный ресурс] URL:
http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegodnik/2007/19.pdf (дата обращения: 24.02.2017).
29. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и
поддержание мира. // Документы ООН (A/50/60), 17 июня 1992 г.
[Электронный ресурс] URL: http://
http: //www. un. org/ru/siteindex/agenda_forpeace. pdf.
30. Послание Президента США Теодора Рузвельта Конгрессу США (1904
год) [Электронный ресурс] URL: http://www.grinchevskiy.ru/1900-
1945/popravka-ruzvelta.php(дата обращения: 09.05.2017 года).
31. Послание Президента США Дуайта Эйзенхауэра Конгрессу США (15
января 1957 года) [Электронный ресурс] URL:
http: //www.grinchevskiy.ru/1945-1990/doktrina-eyzenhauera. php (дата
обращения: 09.05.2017 года).
32. Обращение Президента США Гарри Трумэна к совместной сессии обеих
палат Конгресса США (12 марта 1947 года) [Электронный ресурс] URL: http: //www.grinchevskiy .ru/1945-1990/doktrina-trumena.php (дата
обращения: 09.05.2017 года).
33. Никитин Александр Иванович Конфликты и миротворческая
деятельность:типологизация, методологические аспекты // Вестник МГИМО, №4, 2010. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-i-mirotvorcheskaya-deyatelnost- tipologizatsiya-metodologicheskie-aspekty (дата обращения: 12.02.2017).
34. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М., Изд. ИМО, 1963. - С.136—146.
35. Шабтай Розен. Краткое изложение решений, консультативных
заключений и постановлений Международного Суда // [Электронный ресурс] URL: http://www.icj-cij.org/omepage/ru/summary.php (дата
обращения: 26.04.2017).
25 Атто Рональд. От миротворчества к миростроительству: эволюция роли Организации
31