Введение 3
Глава 1. Общие положения о гражданско-правовой защите участников торгов при заключении контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 8
§ 1. Понятия, виды и классификация контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 8
§ 2. Порядок заключения контрактов по поставке товара для государственных и муниципальных нужд 27
§ 3. Понятие и содержание гражданско-правовой защиты участников торгов при заключении контрактов по поставке товара для государственных и муниципальных нужд 41
Глава 2. Характеристика отдельных гражданско-правовых способов защиты участников торгов при заключении контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд 58
§ 1. Гражданско-правовые способы обеспечения исполнения государственных контрактов 58
§ 2. Гражданско-правовые способы восстановления нарушенных прав 66
§ 3. Возмещение убытков в случае признания государственных контрактов незаключенными 75
Заключение 86
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах в значительной мере зависит от состояния системы их закупок. В ракурсе становления рыночной экономики попытки формирования контрактной системы России предпринимались уже в начале 90-х гг. XX в., в частности, Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы». Тем не менее только с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) были заложены правовые основы ее становления, адекватные критериям государственных и муниципальных закупок развитых стран и международной практике Типового закона ЮНСИТРАЛ от 01.07.2011 о публичных закупках. Следует, однако, отметить, что среди ученых не сложилось единого мнения относительно ее сущности. Так, по утверждению К.В. Косарева, «не совсем правильным сводить контрактную систему исключительно к ее участникам. Представляется, что термин «контрактная система» заимствован из законодательства США». При этом, как отмечает автор, «...федеральная контрактная система в США не сводится исключительно к указанию участников, а рассматривается гораздо шире - как закупочная деятельность в целом, поэтому представляется правильным воспроизведение подхода, господствующего в США».
С подобными суждениями нельзя согласиться, так как отечественный законодатель говорит не только об участниках контрактной системы, но и их действиях, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой «совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд».
С учетом этого юристы говорят о сложной структуре контрактной системы. При этом одни из них в ее состав вычленяют два элемента, другие - три. Так, С.С. Матевосян считает, что «понятие «контрактная система» включает в себя два элемента: участников контрактной системы и осуществляемые ими действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд». Напротив, А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова полагают, что данная категория содержит три элемента: «1) перечень участников контрактной системы в сфере закупок; 2) указание на осуществляемые перечисленными органами и лицами в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд; 3) указание на ЕИС как на основу информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок» .
Актуальность темы исследования обусловлена еще и данными статистики. Так, В Российской Федерации в 2012 году было заключено 2 897 537 государственных конткрактов на сумму 6 107 181,1 млн. руб., в 2013 году - 3 763 719 конткрактов на сумму 5 898 709 млн. руб., в 2014 году - 2 789 125 контрактов на сумму 5 508 081,4 млн.руб., в 2015 году - 3 316 205 контрактов на сумму 5 453 248,4 млн. руб., за полгода 2016 года - 1 480 173 контракта за сумму 1 799 798,1 млн.руб. При этом наблюдается и рост зарегистрированных заказчиков. Так, в 2012 году было зарегистрировано 234 913 организаций, в 2013 году - 241 097 организаций, в 2014 году 249 812 организаций, в 2015 году - 256 616 организаций, при этом на 2 июня 2016 года зарегистрирована в качестве заказчика уже 258 171 организация. При этом в Республике Татарстан также заключаются контракты. Так, Главными заказчиками в Республике Татарстан в 2016 году выступают ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан» (заключенных контракты на сумму 5 685,1 млн. руб.), ГКУ «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (сумма заключенных контрактов - 5 566 млн. руб.), ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства» (сумма заключенных контрактов - 3 015,3 млн. руб.) .
Цель работы заключается в формировании целостной концепции гражданско-правовой защиты участников торгов при заключении контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. определить понятие, виды и классификацию контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд,
2. рассмотреть порядок заключения контрактов по поставке товара для государственных и муниципальных нужд,
3. охарактеризовать понятие и содержание гражданско-правовой защиты участников торгов при заключении контрактов по поставке товара для государственных и муниципальных нужд,
4. исследовать гражданско-правовые способы обеспечения исполнения государственных контрактов,
5. изучить гражданско-правовые способы восстановления нарушенных прав,
6. проанализировать вопросы возмещения убытков в случае признания государственных контрактов незаключенными.
Объект исследования составляют правовые отношения, складывающиеся по вопросам контрактной системы.
Предмет работы состоит из правовых норм, регламентирующих гражданско-правовую защиту участников торгов при заключении контрактов по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд.
Для написания работы использовались метод анализа при характеристике понятия и видов государственных контрактов, их признаков. Метода сравнения нашел свое применение при рассмотрении особенностей заключения государственных контрактов в России и США, а также при сравнении с ранее действовавшим законодательством.
Для написания работы использовались труды таких ученых, как Г.Е. Авилов, В.В. Акинфиева, Л.В. Андреева, В.В. Безбах, О.А. Беляева, А.Н. Борисов, М.И. Брагинский, Е.Ю. Ковалькова, Д.Н. Латыпов, Т.Н. Трефилова, Ю.Е. Туктаров и другие.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе определены некоторые понятия, дана классификация контрактов, определены способы защиты по договорам поставки для государственных и муниципальных нужд.
Практическая значимость работы предполагает использование полученных выводов и сформулированных мер по совершенствованию законодательства в правоприменительной деятельности и при преподавании.
Эмпирическую основу исследования составляют материалы судебной и арбитражной практики.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» действует в нашей стране уже три года. К основным целям внедрения контрактной системы в России относятся необходимость существенного повышения качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, обеспечение прозрачности всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд. Для реализации указанных целей Закон о контрактной системе предусматривает:
- размещение на официальном сайте ЕИС для неограниченного круга лиц как информации о проведении закупочных процедур, так и планов закупок, результатов проверки исполнения контрактов;
- закрепление общественного контроля за осуществлением государственных (муниципальных) закупок;
- введение института контрактной службы и контрактного управляющего и закрепление персональной ответственности должностных лиц за соблюдение требований Закона о контрактной системе;
- закрепление условий заключения контракта с единственным поставщиком в случаях, если конкурентные процедуры признаны не состоявшимися;
- введение антидемпинговых мер (установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование);
- введение требований по процедуре и основаниям изменения и расторжения контракта;
- установление основных направлений аудита результатов исполнения контрактов, а именно анализ и оценка информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки.
Закрепление перечисленных требований, равно как и обязательность создания заказчиком контрактной службы или введения должности контрактного управляющего, соответствует основным направлениям реформирования системы государственного заказа, предлагаемым ФАС России.
Российская контрактная система должна уже сегодня стремиться к гармонизации с европейскими стандартами в части прозрачности, качества и оценки эффективности закупок для государственных (муниципальных) нужд. Несмотря на постоянное совершенствование закона о закупках, в числе которых изменения вступившие в силу с 1 января 2016 года , необходимо проведение следующих улучшений:
1. Систематическое использование оценки риска коррупции в сфере государственных закупок. Внедрение стандартов высокой прозрачности для всего цикла закупок, в том числе в рамках исполнения контракта.
2. Повышение внутренних и внешних механизмов контроля на всех этапах осуществления закупок.
3. Обеспечение последовательного обзора и повышения осведомленности о необходимости предупреждения и выявления коррупции на всех этапах осуществления государственных закупок.
4. Усиление санкций за нарушение правил закупок.
Одним из основных механизмов повышения эффективности государственных (муниципальных) закупок в России в настоящее время является формирование ответственных участников контрактной системы, закрепление исчерпывающего перечня полномочий и установлений гарантий их деятельности. Законодательством Российской Федерации не предусмотрены различия в правовом статусе контрактной службы и контрактного управляющего. Определение сферы компетенции данных лиц относится к сфере ведения заказчика, который в зависимости от объема осуществляемых организацией закупок вправе установить конкретный перечень прав и обязанностей должностных лиц, ответственных за осуществление закупок, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Такой перечень полномочий, с одной стороны, должен учитывать персональную ответственность за решения (действия), принятые с нарушением установленных требований, и с другой - принимать во внимание только формируемую в настоящее время правоприменительную практику и позволять учитывать наиболее эффективные решения в сфере организации их деятельности.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со «Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)» (по состоянию на 04.05.2015)) [Текст] // Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (Принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ) [Текст] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер.закон РФ: от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
5. Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: [федер. закон: от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.
6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: от 25 ноября 2009 г. № 273-ФЗ с измен. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 48. - Ст. 5723.
7. Российская Федерация. Законы. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Текст]: [федер. закон: от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ с измен. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №159. - Ст.4571.
8. Российская Федерация. Законы. О государственном оборонном заказе [Текст]: [федер. закон: от 26 декабря 2012 г. №275-ФЗ с измен. и доп.] // Собрание законодательства РФ. -2012. - №53 (ч.1). - Ст.7600.
9. Российская Федерация. Законы. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Текст]: [федер. закон: от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ с измен. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.
10. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в
Российской [Текст]: [федер. закон: от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.
11. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный
закон «О контракной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Текст]: [федер. закон: от 30 декабря 2015 №469-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №1
(часть I). - Ст.89.
12. Российская Федерация. Указ Президента РФ. О мерах по формированию Федеральной контрактной системы [Текст]: [указ президента от 07 августа 1992 г. № 826 с измен. и доп.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 6. - Ст. 321.
13. Российская Федерация. Письмо Минэкономразвития России [Текст]: [письмо от 01 июня 2015 г. N Д28и-1449 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок [Текст]: [пост. прав. от 23 декабря 2015 г. №1414 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №2. - Ст.324.
15. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Текст]: [пост. прав. от 30 декабря 2015 г. №1509 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №2 (часть I). - Ст. 383.
Нормативно-правовые акты, утратившие силу
1. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (утрат. силу) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3105.
Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 739-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление-881» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 5 статьи 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 948-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «4 канал Телекомпания НТН» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 12, 166, 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 4, 65 и 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 N 161-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Уральский фармацевтический холдинг» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2015. - N 8.
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 3.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 (ред. от 23.06.2015) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. - № 9. - 1996.
7. Определение ВАС РФ от 29.11.2013 № ВАС-11535/13 по делу № А40- 148581/12, А40-160147/12 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение ВАС РФ от 29.11.2013 № ВАС-11535/13 по делу № А40- 148581/12, А40-160147/12 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Определение ВАС РФ от 12.12.2012 № ВАС-16311/12 по делу № А40- 22106/12-121-206 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 № 2929/11 по делу № А56-44387/2006 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 3.
11. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 5910/11 по делу № А65-15665/2010-СА2-34 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 2.
12. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.10.2011 № 9382/11 по делу № А56-43217/2010 // Вестник ВАС РФ. 2012. № 2.
13. Определение ВАС РФ от 25.02.2011 № ВАС-16814/10 по делу № А50- 1304/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.07.2015 № Ф03-3009/2015 по делу № А59-5926/2014 // СПС «КонсультанПлюс».
15. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
28.01.2015 № Ф08-10528/2014 по делу № А53-17749/2014 // СПС
«КонсультантПлюс».
16. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
15.07.2015 № 17АП-6509/2015-АК по делу № А50-25247/2014 // СПС
«КонсультантПлюс».
17. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.07.2015 № Ф03-3009/2015 по делу № А59-5926/2014 // СПС «КонсультанПлюс».
18. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от
28.01.2015 № Ф08-10528/2014 по делу № А53-17749/2014// СПС
«КонсультантПлюс».
19. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от
15.07.2015 № 17АП-6509/2015-АК по делу № А50-25247/2014// СПС
«КонсультантПлюс».
20. Постановление ФАС Московского округа от 15.03.2011 № КА-А40/1372- 11 по делу № А40-68268/10-147-201 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2011 № КА-А40/1970- 11 по делу № А40-79764/10-119-441 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2011 по делу № А32-25285/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.09.2011 № Ф03- 4060/2011 по делу № А59-5260/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Постановление ФАС Уральского округа от 16.12.2011 № Ф09-8171/11 по делу № А07-7568/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
25. Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2012 по делу № А40- 62627/11-62-554 // СПС «КонсультантПлюс».
26. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2012 по делу № А56-6288/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
27. Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2012 по делу № А40- 104904/11-25-686 // СПС «КонсультантПлюс».
28. Постановление ФАС Московского округа от 22.10.2012 по делу № А40- 29120/12-84-285 // СПС «КонсультантПлюс».
29. Постановление ФАС Центрального округа от 21.06.2013 по делу № А23- 3638/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
30. Постановление ФАС Московского округа от 09.08.2014 по делу № А40- 126564/13-93-1138 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Постановление ФАС Московского округа от 10.09.2014 по делу № А40- 5524/14-149-52 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2014 № Ф09-8516/14 по делу № А60-14479/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2011 по делу № А32-25285/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.12.2014 № Ф05-14293/2014 по делу № А40-49198/14 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.01.2015 № Ф05-13526/2014 по делу № А40-9852/14 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2010 № 17АП-12542/2009-ГК по делу № А50-16784/2009// СПС
«КонсультантПлюс».
37. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по
Сахалинской области от 29.09.2010 по делу № 213/10 РНП // СПС
«КонсультантПлюс».
38. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по
Астраханской области от 07.10.2010 по делу № 14-РНП-04-10 // СПС
«КонсультантПлюс».
Специальная литература
1. Авилов Г.Е., Безбах В.В., Брагинский М.И. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. 3-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2015. С. 96.
2. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд правовое регулирование. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2011. - С. 211.
3. Барсуков Ю. Госконтрактам придали систему // КоммерсантЪ. № 42 (5073). 13.03.2016.
4. Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средство самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд // Современное право. - 2014. - № 10.
5. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд правовое регулирование. М.: Норма; Инфра-М, 2011.
6. Беляева О.А. Контрактная система: основные проблемы правоприменения и пути их преодоления [Текст] // Журнал российского права. - 2015. - № 7.
7. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. - С. 152.
8. Беляева О.А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012.
9. Богданов Д.Е. Справедливость как основное начало гражданско-правовой ответственности в российском и зарубежном праве: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 401.
10. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013. С. 12.
11. В Новосибирской области заместитель главы городской администрации подозревается в приготовлении к получению взятки // Следственный комитет РФ. Официальный сайт. http://sledcom.ru/ news/168550.html. Дата обращения: 08.04.2016.
12. Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2010. № 11.
13. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. / под ред. А.П. Сергеева. М.: ТК Велби, 2009.
14. Егорова М.А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании // Законы России: опыт, анализ, практика. - М.: Изд. дом «Буквовед», 2011. - № 5.
15. Ерин В.В. Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов: дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. А.Г. Первушин. М., 2011.
16. Кикавец В.В. Административно-правовое регулирование
государственного заказа в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
17. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография. М.: Юстицинформ, 2012.
18. Ковалькова Е.Ю. Особенности правового регулирования
организационных отношений в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государсвтенных и муниципальных нужд // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4(81) 2014.
19. Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / Н.А. Агешкина, Ю.Н. Вахрушева, А.П. Великанов и др.; под ред. Р.Ю. Закирова // СПС КонсультантПлюс. 2015.
20. Корякин В.М. Проблемы правового регулирования поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд обороны и военной безопасности // Военное право. 2013. № 2.
21. Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. № 7.
22. Кудилинский М.Н. Государственный контракт: проблемы
правоприменения // Договор в публичном праве: сборник науч. статей / под ред. Е.В. Гриценко, Е.Г. Бабелюк. М.: Волтерс Клувер, 2009.
23. Кузнецова О.А. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право, как цели и способы защиты гражданских прав // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3 (25).
24. Латыпов Д.Н., Акинфиева В.В. Соотношение способов и целей защиты прав // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 4 (22).
25. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. 2013. № 8.
26. Международный опыт функционирования контрактных систем // URL: http://yandex.ru/clck/jsredir(дата обращения: 08.04.2016).
27. Немченко Э.В. Проблемы правового регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012.
28. Официальный сайт Единой информационной системы закупок
http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения
06.06.2016).
29. Поваляев А.А. Морская перевозка грузов для государственных нужд: дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. А.С. Шевченко. Владивосток, 2009.
30. Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. II: Обязательственное право. М.: Статут, 2011.
31. Соловьев М.С. О порядке разрешения споров в рамках федеральной контрактной системы // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 4.
32. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2016.
33. Тасалов Ф.А. Отношения по размещению и исполнению государственного заказа: особенности гражданского правового регулирования (на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
34. Тендеры завалили фальшивыми банковскими гарантиями. 22 авг. 2011 г. Федеральная антимонопольная служба России. http://www.fas.gov.ru/fas-in- pressZfas-in-press_33010.html.
35. Томсинов А.В. Понятие договорных убытков в праве Англии, США и России. М.: Зерцало-М, 2010.
36. Тутынина В.В. Восстановление нарушенного права: принцип
гражданского права, цель или способ защиты гражданских прав // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 1.
37. Тюрина С.А. Договор как регулятор организационных отношений в российском гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2012.
38. Хохлов В.А. Общие положения об обязательствах: учебное пособие. М.: Статут, 2015.
39. Шихова С.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: дис. ... канд. юрид. наук / науч. рук. А.В. Милохова. М., 2011.
40. Шихова С.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юр. наук / науч. рук. А.В. Милохова. М., 2011.
41. Щербаков В.А. Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2009.