Введение 2
Глава I. Освещение выборов президента США и России в СМИ 11
1.1. Теоретический анализ современного состояния
проблемы отражения избирательных процессов в СМИ 11
1.2. Специфика работы
телевизионных и интернет - СМИ в предвыборный период 30
Глава II. Нормативно-правовое регулирование
деятельности СМИ в предвыборный период 47
11.1. Правовое положение
российских СМИ в избирательных процессах 47
11.2. Правовое регулирование гарантий прав гражданина
на получение и распространение информации о выборах в США 58
Глава III. Жанровые особенности текстов
интернет СМИ, отражающих предвыборную кампанию 71
111.1. Отражение предвыборной агитации на страницах
интернет - издания «Российская газета» по выборам Президента РФ... .71
111.2. Формы и методы предвыборной
информационной поддержки СМИ в период избирательных
кампаний по выборам президента в США «The New York Times» 78
Заключение 87
Список использованной литературы и источников 89
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Средства массовой информации играют одну из главных ролей в общественно - политической жизни государства, формируя коммуникационную среду между обществом и политическими институтами. Российская Федерация в современных условиях многопартийности, которая недавно вышла из состава СССР, адаптирующая международный опыт проведения и освещения выборных процессов, формирует собственную универсальную модель предвыборной агитации. Применимые технологии в условиях конвергентной журналистики актуализируют изучение роли СМИ в освещении избирательных кампаний, как основного инструмента управления общественным сознанием на основе положений, которых придерживаются международные соглашения. В данном процессе немаловажную роль играет накопленный опыт демократических принципов освещения избирательных кампаний стран с развитой системой функционирования СМИ, в частности США для обмена теоретического и практического опыта.
Цель научного исследования заключается в определении роли и возможностей международных печатных СМИ в формировании общественного мнения при освещении избирательных кампаний в России и США.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования были поставлены задачи:
- провести теоретический анализ современных проблем отражения избирательных процессов в СМИ;
- выявить специфику работы телевизионных и интернет - СМИ в предвыборный период;
- проанализировать правовые основы и законы РФ о деятельности СМИ в избирательных процессах;
- выявить механизм правового регулирования деятельности СМИ при освещении предвыборных кампаний в США;
- проанализировать содержание публикаций в электронной версии Российской газеты, посвященных предвыборной агитации, с выявлением жаровых особенностей;
- выявить жанровые особенности информационной поддержки СМИ в США во время избирательных кампаний в газете «The New York Times» и «Российской газете».
Объект и предмет исследования.
Объектом научного исследования является процесс освещения президентских избирательных кампаний в международных печатных СМИ.
Предмет научного исследования - жанровые особенности текстов публикаций интернет - СМИ, отражающих избирательные кампании.
Гипотеза научного исследования. Научная гипотеза исследования строится на предположении о том, что современная теория и практика освещения избирательных процессов предполагает использование массированного выпуска материалов посвящённых продвижению уже устоявшихся в общественном сознании ценностных ориентировок во время предвыборной агитации. Подобная технология позволяет СМИ выстраивать агитационную деятельность в рамках той действительности, которая сложилась вследствие политической и экономической реальности определенного времени, в котором проходят выборы.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании автор в теоретической части применяет такие методы, как: анализ теоретической литературы, изучение законодательной, нормативной базы, регулирующей деятельность средств массовой информации в период избирательных кампаний в России и США, анализ статистических документов, наблюдение за процессом отражения избирательных кампаний в международных средствах массовой информации.
В практической части используется метод количественного и качественного контент-анализа текстов в интернет версиях изданий «The New York Times» и «Российская газета», сравнительно-сопоставительный метод. Автор основывает свое исследование на системном подходе, комплексно изучая свой объект.
Теоретика - методологическая база исследования включает в свою основу труды в области теории журналистики и жанров Тертычного А.А., Лазутиной Г.В., Засурского И.И., Земляновой Л.М., Корконосенко С. Г., Михайлова С.А., Прохорова Е.П.
Среди работ казанских исследователей близкие к теме диссертационного исследования, посвященные проблемам функционирования системы СМИ, анализу жанрово-стилистических особенностей газетно-публицистического стиля: Гарифуллина В.З., Низамова И.М., Лебедева А.А., Баканова Р.П., Гильмановой А.Н., Симкачевой М.В., Тихонова Д.В., Ахметзянова И.Г.
Степень изученности темы.
Становление научного знания, посвященного изучению развития и роли журналистики в системе коммуникационной среды, проблемам освещения избирательных кампаний через средства массовой информации, стало актуализироваться с появлением научных работ зарубежных исследователей: Энсолабихер С., Downing D., Hallin D. C., Manchini P., а также отечественными исследователями: Грабельниковвым А. А., Гуревич С.М. Вартановой Е.
К группе исследователей, рассматривающих особенности и свойства языка, проблемы восприятия обществом освещаемой информации, методы и технологии в журналистских текстах можно отнести: Леонтьева А.А., Репьева А.П., Гриндера Дж.
Представители политологической школы, рассматривающие СМИ в качестве четвертой ветви власти, наделяющие ее управленческой функцией, причисляли СМИ к инструменту манипулирования общественным сознанием посредством властных полномочий: Липпмана У., Пугачев В.П., Соловьев А.И., Марков Е. А., Швидунова А., Гаджиев К.С., Богомолова Л.В.
Контент СМИ как товар и продукт рассматриваются в трудах о рекламе и маркетинге: Золотаревой Л.Г.,Ученовой В. В., Старуш М. И., Лисовского С.
Ф., Маркович А.М., Ильясова Ф. Н., Ривза Р.,Сэндидж Ч., Фрайбургера В., Ротцолл К., Patterson T.E.
Отдельную группу составили представители, изучавшие технологии манипулирования общественным сознанием, роль имиджа и проблемы построения идеальной избирательной кампании, формирование общественного мнения, риски и угрозы манипулятивной деятельности СМИ Карцева Е., Габриелова Е. В., Короченский А. П., Брайант Д., Лазарсфельд П.
Процесс взаимопроникновения и конвергенции журналистики, изменения и эволюции СМИ рассмотрены в работах: Бакаленко О., Гельмана В.Я., Раскина А.В., Тоффлера Э.
На рубеже конца XX - начала XXI вв. актуализировался вопрос применения интернет ресурса, которое способствовало синергии традиционных СМИ в новые. Проблемы, касающиеся становления и развития новых СМИ, которые широко используются в избирательных кампаниях, рассмотрены в работах исследователей: Неяскина Г.Н., Бронникова И.А., Дорожкина Ю., Нечай Е.Е., Эммерта А.
Проблемы правового регулирования освещения избирательных кампаний в Российской Федерации рассмотрены в работах: Иконниковой Г.И., Баглай М.В., Федотова А., Пьера С., Борисова И.Б., Мыльникова В.В.; в США: Добросклонской Т.Г., Лафитского В.И., Геевского И., Сетунского Н., Лобанова О., Быкова А.Ю., Копылова В.А., Ламбета Э.Б.
При изучении богатого разнообразия научных исследований в разных областях научного познания деятельности СМИ, в которых рассматриваются различные научные теории и предположения, не затрагивалась современная роль международных СМИ в избирательных кампаниях.
Хронологические рамки исследования.
В качестве анализа были выбраны два избирательных периода президентских избирательных кампаний РФ и США, а именно 2008 и 2012 года, которые являются показателями последних преобразований выборного процесса.
В «Российской газете» период исследования включает в себя публикации за 2008 год (1 января 2008 г. № 4558 - 29 февраля 2008 г. № 4601) и 2012 года (1 января 2012 г. № 5674 - 2 марта 2012 г. № 5719).
В газете «The New York Times» период исследования включает в себя публикации за 2008 год (1 сентября 2008 г. - 1 ноября 2008 г.) и 2012 года (1 сентября 2012 г. - 1 ноября 2012 г.).
Эмпирическую базу исследования составили газетные тексты, опубликованные в избирательный период, законодательные и статистические документы в области нормативной деятельности средств массовой информации, избирательное законодательство Российской Федерации и США.
Проведено исследование публикаций на предвыборную тему интернет версий газет «The New Times» и «Российская газета». Было проанализировано 400 публикаций.
Положения, выносимые на защиту. В рамках, разбираемых в диссертационном исследовании вопросов, были выдвинуты следующие положения для защиты:
1. Специфика работы телевизионных и интернет средств массовой информации в предвыборный период в Российской федерации строится на основе действующего законодательства о деятельности СМИ, с применением эффективного зарубежного опыта: освещение политических дебатов, митингов, общественно-значимых событий с участием кандидатов, которые в большинстве имеют официальный формат.
Специфика американских СМИ освещения избирательных кампаний строится на использовании жанра ток - шоу (политические, развлекательные) взаимодействия с электоратом, которые формируются с учетом действующих правовых положений прописанных в Первой поправке к конституции. По законодательству США лицо освещающее событие в сети приобретает статус журналиста.
2. Механизм правового регулирования деятельности СМИ при освещении предвыборных кампаний в России строится на нормах и правилах действующего законодательства, которые включаются в себя законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О средствах массовых коммуникации», «О рекламе».
Механизм правового регулирования в США основан на соблюдении положений Первой поправки к конституции и прецедентного права.
3. В «Российской газете» используются газетно-публицистические жанры: заметка, расширенная заметка, информационная корреспонденция, интервью. Большая часть журналистских текстов опубликована в жанре заметки.
4. В газете «The New York Times» используются газетно-публицистические жанры: заметка, комментарий, авторская колонка, обзор новостей, интервью, рейтинг. Большая часть журналистских текстов в газете опубликована в жанре авторской колонки.
Новизна научного исследования. Полученные результаты и новизна научной работы заключается в следующем:
- на основе теоретического анализа выявлены современные проблемы функционирования СМИ на практике;
- на основе сравнительного анализа выявлена специфика работы телевизионных и интернет - СМИ в предвыборный период в России и США, в освещении общественно-значимой информации;
- затронута и рассмотрена практическая возможность использования мультимедийной журналистики на международном уровне, выявлены жанровые особенности, сходства и различия публикаций в «Российской газете» и «New York Times» за период с 2008 по 2012 гг.;
Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что полученные результаты исследования позволяют углубить знание в области освещения президентских избирательных кампаний на международном уровне, определить и обосновать роль СМИ, выявить динамику развития жанрового присутствия и разнообразия в избирательном опыте СМИ в формировании общественного мнения.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты анализа жанрового присутствия в периодической прессе международного уровня в новых медиа могут быть использованы в образовательных и научных целях. Данные результаты могут быть полезной для журналистов, блогеров, руководителей СМИ, студентов обучающихся по специальности «Журналистика».
Апробация работы. Основные положения и теоретические аспекты диссертации обсуждались на Республиканской студенческой научно-практической конференции «Современная молодежь и духовные ценности народов России». По теме диссертации опубликована одна статья, еще одна статья сдана в печать в сборник Алтайского государственного университета, «Медиаисследования» 2016.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающие шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Современные условия развития процесса освещения президентских избирательных кампаний в России обусловлены тем, что законодательство запрещает использовать в журналистских материалах сведения о кандидатах, которые могут отрицательно сказаться на их имидже и рейтингах. Поэтому освещение избирательных кампаний создает ряд сложностей для использования жанрового разнообразия в журналистских текстах. Эта особенность Российского законодательства, способствует развитию пресс- релизации информационных поводов.
Специфика работы СМИ в Российской практике отражается в проявлении заимствования и адаптации эффективного зарубежного опыта. Однако, на основе действующего законодательства, которое включает в свою структуру законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О средствах массовых коммуникации», «О рекламе», сужают эффективность предвыборной агитации. Вследствие этого большинство публикаций имеют формальный характер. При этом инструмент убеждения в печатных СМИ строится на использовании освещения событий предвыборных кампаний, опросов общественного мнения и опубликования мнений, известных обществу личностей в жанре интервью.
При анализе публикаций газеты «The New York Times», посвященных предвыборной президентской кампании во время агитации, деятельность которых регулируется положениями Первой поправкой к конституции США и прецедентным правом, выявлена иная форма взаимодействия с публикой печатной прессы отличная от «Российской газеты». На основе числовых и качественных показателей, выявлена специфика газеты, которая обусловлена тем, что освещаемые публикации нацелены на развитие активной обратной связи со стороны читающей аудитории (электората) т.е. призыв к дискуссии и критическому мышлению. При этом наличие технических возможностей печатной прессы в электронной среде использовать мультимедийный текст, применяются столь же активно, как и печатные публикации, возможность которых заключается в информировании, диагностировании и призывам к действию (участвовать в митингах, голосовать).
По результатам анализа, посвященного выявлению жанровых особенностей журналистских текстов в «Российской газете» были выявлены публикаций в жанре: заметка, расширенная заметка, информационная корреспонденция, интервью. В газете «The New York Times» - заметка, комментарий, авторская колонка, обзор новостей, интервью, рейтинг. Большая часть проанализированных материалов опубликованные в период агитации освещены в жанре авторская колонка. Мультимедийные возможности газеты «The New York Times» характеризуются наличием видео роликов, представленных в жанре ток шоу (политические, развлекательные); слайд шоу фотографий.
В ходе работы подтвердилась гипотеза научного исследования о том, что для победы на выборах определенного кандидата большую роль играют СМИ, которые во время освещения избирательной кампании, в частности, в период агитации, увеличивают число публикаций. Тем самым повышается уровень заинтересованности общества в том или ином кандидате, которое отражается в активном электоральном участии. Полученный «кредит» доверия со стороны электората зачастую растет за счет отражения общественно - важных проблем и путей их решения, которые отражаются в программах кандидатов.
1. Свод законов США [Электронный ресурс] Титул 47, глава 5, раздел
315, пункт «а» URL:https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal-
fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-russia.pdf (Дата обращения 17.04.2016)
2. Свод законов США [Электронный ресурс] Титул 2, глава 14, раздел 434, пункт «F3» URL:https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal- fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-russia.pdf(Дата обращения 17.04.2016)
3. США всеобщие выборы. Отчет миссии по оценке потребностей ОБСЕ/БДИПЧ, 23-27 апреля 2012 [Электронный ресурс] URL: http: //www.cikrf.ru/international/docs/otchet_usa_vib_2012.doc(Дата обращения 18.04.2016)
4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 12.
5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
выборах Президента Российской Федерации" / URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/(Дата обращения 11.04.2016)
6. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) "О средствах
массовой информации" [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/(Дата обращения 4.05.2016)
7. Замечания ЦИК России к некоторым выводам, содержащимся в
Заявлении о предварительных результатах и выводах, сделанном совместно 5 марта 2012 года по итогам выборов Президента Российской Федерации миссиями иностранных (международных) наблюдателей БДИПЧ и ПА ОБСЕ, а также ПАСЕ. [Электронный ресурс] URL:
http: //cikrf.ru/news/relevant/2012/03/22/zamechanie. html (Дата обращения
24.04.2016)
8. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
выборах Президента Российской Федерации" / URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/Дата обращения 11.04.2016
9. Газета «The New York Times» [Электронный ресурс] URL:http://international.nytimes.com(Дата обращения 2.01.2016)
10. Газета «The New York Times». [Электронный ресурс] Архив октябрь 2008URL:http://query.nytimes.com/search/sitesearch/?action=click&contentCollec tion=Election%202016®ion=TopBar&WT.nav=searchWidget&module=Search Submit&pgtype=Multimedia#/*/from20081001to20081031/allresults/1/allauthors/ oldest/ (Дата обращения 25.04.2016)
11. Газета «The New York Times». [Электронный ресурс] Архив октябрь
2012 г.
URL:http://query.nytimes.com/search/sitesearch/?action=click&contentCollection =Election%202016®ion=TopBar&WT.nav=searchWidget&module=SearchSub mit&pgtype=Multimedia#/*/from20121001to20121031/allresults/1 /allauthors/olde st/ (Дата обращения 25.04.2016)
12. Газета «The New York Times». [Электронный ресурс] Архив сентябрь
2008 г.
URL:http://query.nytimes.com/search/sitesearch/?action=click&contentCollection =Election%202016®ion=TopBar&WT.nav=searchWidget&module=SearchSub mit&pgtype=Multimedia#/*/from20080901to20080930/allresults/1/allauthors/olde st/ (Дата обращения 25.04.2016)
13. Газета «The New York Times». [Электронный ресурс] Архив сентябрь
2012 г.
URL:http://query.nytimes.com/search/sitesearch/?action=click&contentCollection =Election%202016®ion=TopBar&WT.nav=searchWidget&module=SearchSub mit&pgtype=Multimedia#/*/from20120901to20120930/allresults/1/allauthors/olde st/ (Дата обращения 25.04.2016)
14. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс]. Архив февраль 2012 г. URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2012/02/01.html(Дата обращения 10.04.2016 - 21.04.2016)
15. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс]. Архив февраль 2008 г. URL:https://rg.ru/gazeta/rg/2008/02/01.html(Дата обращения 11.03.2016 - 20.03.2016)
16. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс]. Архив январь 2008
г. URL:https://rg.ru/gazeta/rg/2008/01/10.html(Дата обращения 1.03.2016 -
10.03.2016)
17. Газета «Российская газета» [Электронный ресурс]. Архив январь 2012
г. URL:https://rg.ru/gazeta/rg/2012/01/10.html(Дата обращения 1.04.2016 -
10.04.2016)
18. «О газете / About the newspaper» [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/about/(дата обращения 2.01.2016)
19. «Обеспечение нейтральности, беспристрастности и открытости в
подготовке и проведении выборов: роль избирательных органов»
[Электронный ресурс] URL: http://cikrf.ru/news/relevant/2015/05/21/02.html(Дата обращения 10.04.2016)
20. Аудитория газеты «The New York Times»
URL:http://www.vedomosti.ru/business/articles/2010/10/29/auditoriya_new_york_ times_v_twitter_prevysila_chislo (Дата обращения 10.02.2016)
Использованная литература:
1. Ахметзянов И.Г. Развитие периодической печати Татарстана в условиях демократизации общества (1990 - 1997): дис. ...канд. ист. наук / И.Г. Ахметзянов. - Казань, 1998 - 166 с.
2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.
3. Бакаленко О. Изменения в СМИ, конвергенция новостей, эволюция
технологии. [Электронный ресурс] 27 ноября, 1996 URL:
http://day.kyiv.ua/ru/article/media/izmeneniya-v-smi-konvergenciya-novostey- evolyuciya-tehnologii(дата обращения 9.04.2016)
4. Баканов Р.П.Телевидение сквозь призму газет 1990-х годов: на материалах изданий Москвы и Татарстана: дис.канд. филол. наук / Р.П. Баканов. - Казань, 2006 - 248 с.
5. Борисов И.Б. Некоторые вопросы законодательного регулирования
деятельности средств массовой информации в период избирательной кампании. [Электронный ресурс] URL:
http://www.democracy.ru/library/practice/media/media_in_regelect_2001/page16. html (Дата обращения 10.03.2016).
6. Брайант Д. [Bryant D.] Основы воздействия СМИ. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.- 432 с.
7. Бронников И.А. Внедрение онлайн-ресурсов в электоральный процесс (опыт США) [Электронный ресурс] // NB: Проблемы политики и общества.
— 2013. - № 9. - С.130-152. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_9058.html(Дата обращения 2.03.2016)
8. Быков А.Ю. Реализация принципов федерализма в правовом регулировании американских СМИ. Вестник санкт-петербургского университета сер.9 вып. 4 / Санкт-Петербург 2015г. - 180 с.
9. Вартанова Е.Л «К чему ведет конвергенция СМИ?». Информационное общество, 1999, вып. 5, - 80 c.
10. Выборы президента России - 2012. 6 марта 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/story/623539.shtml(Дата обращения 24.04.2016)
11. Габриелова Е.В. [Электронный ресурс] «Современные
коммуникативные технологии президентской предвыборной кампании 2012 г. в США» Издательство каспийский регион.
URL:http://asu.edu.ru/images/File/Izdatelstvo/Kaspiiskii%20region%202(35)%20 2013/301-310.pdf (Дата обращения 4.04.2016)
12. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - 488 с.
13. Гарифуллин В.З. Лингвостилистическая система татарского газетного текста: автореферат филол.наук / В.З.Гарифуллин. - Казань, 1998 - 50 с.
14. Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М.: 1991. - 417 с.
15. Гельман В. Я. Эволюция электоральной политики в России: на пути к недемократической консолидации? Под ред. В.Я. Гельмана. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007. - 294 с.
16. Гильманова, А.Н. Жанры политической рекламы в избирательном процессе в печатных СМИ Республики Татарстан /А.Н.Гильманова// Тонус: Социализация личности и проблемы развития общественных отношений: научное методическое издание факультета журналистики и социологии КГУ. Казань: Изд-во «Казан. гос. ун-т». 2006. - №13. - С. 126-132.
17. Грабельников, А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: Итоги и перспективы: Монография / А. А. Грабельников - М.: РИП-Холдинг, 2000 - 334 с.
18. Гриндер Дж. Шепот на ветру. Новый код в НЛП / СПб.: Прайм - Еврознак, 2007. - 225 с.
19. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. Часть III. [Электронный ресурс] URL: http://www.textfighter.Org/text10/05.php#_top(Дата обращения 10.05.2016)
20. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиа-текстов (опыт исследования современной английской медиа-речи). М., 2005. - 144 с.
21. Дорожкин Ю. Соленикова Н. Интернет в избирательных кампаниях: современные особенности и функции. Журнал: "Власть" №6/2007 г. - 94 с.
22. Закатнова А. Российская газета. [Электронный ресурс]- Столичный выпуск №5705 (32) URL:http://rg.ru/2012/02/15/kprf-ldpr.html(Дата обращения 23.03.2016)
23. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы / И.И. Засурский. - М., 2001 - 288 с.
24. Золотарева Л.Г. Реклама в коммуникационном процессе. Учебное пособие. - М: МГТУ ГА, 2009. - 134 с.
25. Иконникова Г. И., Ляшенко В. П. Философия права: учебник для магистров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 364 с.
26. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.
27. Карцева Е. Три лица имиджа, или кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. 1971. №9. - 288 с.
28. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - 2-е изд., 2002 - 512 с.
29. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. - СПб., 2006. - 272 с.
30. Короченский А.П. Источники кризиса доверия. Главные причины недоверия к СМИ // Журналистика и медиарынок. - 2006. - № 12. - 196 с.
31. Лазарсфельд П. [Lazarsfeld P.] Выбор Людей. Нью-Йорк: колумбийский Университет пресс, 1948. - 296 с.
32. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста
[Электронный ресурс] Г.В. Лазутина. - М., 2000
http://evartist.narod.ru/text6/39.htm(Дата обращения 2.02.2016).
33. Ламбет Э. Б. [Lambeth E. B.] Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. Пер. с англ. М., 1998. - 112 с.
34. Лафитский В.И. Правовое регулирование президентских выборов в США. - М.: РЦОИТ, 2004. - 144 с.
35. Лебедев А.А. Периодическая печать Татарстана в общественно-политической жизни республики: идеологический аспект: дис. ... канд. ист. наук / А.А. Лебедев. - Казань, 2000. - 242 с.
36. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. - 760 с.
37. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
38. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000. - 256 с.
39. Лобанов О. Принципы регулирования предвыборной агитации на телевидении Европы и США // Законодательство и практика масс-медиа. 2002. N 7.
40. Марков Е.А. российские СМИ и выборы Президента РФ в 1996 г.
Политология: Актуальные аспекты. Журнал Среднерусский вестник
общественных наук Выпуск № 1 / 2011
41. Маркович А.М. Реклама (рекламная деятельность) как вид предпринимательской деятельности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2010. - 30 с.
42. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ Изд: Издательство Михайлова В. А. 2006 - 256 с.
43. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002 г. - 446 с.
44. Мыльников В.В. Проблемы понятия "политическая реклама" и некоторые подходы к его законодательному определению // Реклама и право. 2008. N 2. - 80 с.
45. Нечай Е. Е. Использование технологий сети интернет в политическом пространстве современной России // Инновации в науке: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.- практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2012.
46. Неяскин, Г. Н. Интернет в политических кампаниях США и России. Сравнительный анализ / Г. Н. Неяскин // Бизнес. Общество. Власть. - М. : ВШЭ, 2010. - №5. - 230 с.
47. Низамов И.М. Язык современной периодической печати (на материале газетной лексики): автореф. дис. . канд. филол. наук / И.М. Низамов. Уфа, 1981.- 19 232 с.
48. Новиков К. / «Миссия оценщиков» / «Российская газета» - Столичный выпуск №5697 (24), 06.02.2012
49. Новости в интернете: СМИ и читатели. [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_news(Дата обращения 7.02.2016)
50. Общественное мнение - 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 161.
51. Правовые аспекты, регулирующие освещение предвыборных кампаний
в СМИ. Возможные пути устранения нарушений закона и несовершенства законодательства.1.02.2008 [Электронный ресурс] URL:
http://www.garant.rU/interview/10241/#ixzz48KOY4IFC (Дата обращения:
12.04.2016)
52. Предварительный отчет о мониторинге освещения в СМИ выборов Президента РФ. [Электронный ресурс]. Москва, 16 Марта 2004, 12:40 — REGNUM http://regnum.ru/news/polit/232221.html(дата обращения 17.03.2016)
53. Пресс-релиз МСЭ от 26 мая 2015 г. [Электронный ресурс] URL:
http://www.itu. int/net/pressoffice/press_releases/2015/pdf/17-ru.pdf (дата
обращения 20.04.2016)
54. Прохоров Е.П. "Журналистика" - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003 - 239 с.
55. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. Учебное пособие. Издательство: Аспект Пресс М., 2001 - 352 с.
56. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию, 3-е издание перераб. и доп. М.:АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. - C. 127
57. Пьер С. Богданов в теории. [Электронный ресурс] URL:http://rg.ru/2008/01/31/bogdanov.html(Дата обращения 12.03.2016)
58. Раскин А.В. Телевидение и выборы Президента России. Уч. Пособие. Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002.- С. 50
59. Репьев А.П. Миф о 25-м кадре. Российская глава. [Электронный ресурс] URL: http://www.repiev.ru/articles/25frame.htm(дата обращения 5.04.2016)
60. Ривз Р. [Rosser Reeves]. Реализм в рекламе/Пер. с англ. М., 1969. С. 115
61. Российская Федерация. Выборы Президента 4 марта 2012 г. Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ. [Электронный ресурс] URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/206668/(Дата обращения 12.03.2016)
62. Сейранян Т. Аудитория New York Times в Twitter превысила число
"бумажных" читателей. [Электронный ресурс] URL:
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2010/10/29/auditoriya_new_york_times _v_twitter_prevysila_chislo (Дата обращения 10.02.2016)
63. Симкачева М.В. Профессионализм журналиста: трансформация
понятия, модели практического воплощения: дис. канд. филол. наук / М.В. Симкачева. - Казань, 2006. - 180 с.
64. Союз журналистов России подверг критике организацию
президентских выборов. [Электронный ресурс]
http://www.newsru.com/russia/15mar2004/yakovenko.html/ 15 марта 2004 г.
18:43. (дата обращения 15.03.2016)
65. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. [Sandage H., Fryburger V., Rotzoll K.]. Реклама: теория и практика. Изд-во Прогресс М., 1989. - С. 54
66. Татьяна Ш. Увидеть все. [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2012/01/18/site.html(Дата обращения 10.03.2016)
67. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А.Тертычный. - М., 2000. - 310 с.
68. Тихонов Д.В. Роль региональной печати в избирательных кампаниях 1991-2001 гг. на примере Республики Татарстан: дис. ...канд. полит. наук / Д.В. Тихонов - Казань, 2007. - 184 с.
69. Тоффлер Э. [Toffler A.] Шок будущего: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 558 с.
70. Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио. [Электронный ресурс] URL: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st51.html(Дата обращения 11.04.2016)
71. Ученова В.В. Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества. М., 1997. - 376 с.
72. Федотов А. СМИ в избирательной кампании: нормы и практика.
[Электронный ресурс] URL:
http://www.indem.rU/idd2000/conf/cmi_v_izbir_comp.html#3(Дата обращения 12.04.2016)
73. Шадрина Т. Российская газета - Федеральный выпуск №5703 (30) 14.02.2012
74. Швидунова А. «СМИ как субъект политического процесса и
инструмент политических технологий» // Полития, № 2. 2005.
Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие / Елена Вартанова. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
75. Энсолабихер С. [Ansolabehere S.] Роль средств массовой коммуникации.[Электронный ресурс]. Выборы 2000 г. URL: http://sd.and.ru/doc/elect_10r.pdf(дата обращения 20.02.2016).
76. Downing D. Internationalizing Media Theory: Transition, Power, Culture. London, Sage, 1996 - 269 p.
77. Hallin D. C. Manchini P. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge, 2004. - 329 p.
78. McQuail D. McQuail's Mass Communication Theory//4th Edition. London, Sage, 2000. - 542 p.
79. Patterson T.E. The Unseeing Eye. The Myth of Television Power in
National Politics. N.Y.: G.P. Purnams’ Sons, 1976. URL:
http://www.democracy.ru/library/practice/media/media_in_regelect_2001/page 16. html (Дата обращения 10.03.2016)
80. Vartanova E. [Вартанова Е.] The Russian Media Model in the Context of Post-Soviet Dynamics // D. C. Hallin & P. Mancini (eds.) Comparing Media Systems Beyond the Western World. Cambridge University Press, 2012. P. 122