Введение 2
Глава 1. Теоретико - правовые основы изучения проблемы государственного контроля в СМИ России и США 8
1.1. Государственный контроль в СМИ и государственное регулирование:
общее и частное 8
1.2. Основные концепции СМИ в российской и американской науке 11
1.3. Правовые основы государственного регулирования СМИ в России и
США 24
1.4. Государственная информационная политика России и США как
основа реализации государственного контроля в медиа - системах 41
Глава 2. Формы и методы реализации вещательной политики телеканалов «Россия-24» и «CNN» в контексте государственного регулирования СМИ 48
2.1. Специфика организации производства новостей на телеканалах
«Россия-24» и «CNN» как фактор реализации вещательной политики 48
2.2. Сравнительная характеристика новостных программ телеканалов
«Россия-24» и «CNN» в условиях реализации государственной информационной политики России и США 65
Заключение 76
Список использованной литературы и источников 81
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Сегодня, в век информационного общества вопрос о взаимоотношении государства и средств массовой информации приобретает особое значение, так как они играют большую роль в формировании общественного мнения. Масс-медиа становятся одним из наиболее значимых властных ресурсов, и их взаимодействие с органами власти оказывает значительное влияние на осуществление государственных реформ. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная точка зрения на место и роль средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа - сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.
С возрастанием роли и места информации в обществе возникла необходимость в правовом регулировании средств массовой информации. Для регулирования деятельности СМИ необходима эффективная государственная политика и поддержка. На сегодняшний день в России и на Западе отсутствует целостная информационная политика. Это влияет не только на взаимоотношения со СМИ, но и на ход демократических преобразований, приводит к снижению уровня политической культуры общества.
В силу перечисленных оснований вопрос государственного контроля средств массовой информации представляет большой интерес для науки, что и послужило причиной для обращения к исследованию данной проблемы.
Степень научной изученности темы. Вопросам государственного контроля СМИ посвящено множество работ в различных сферах науки: философии, социологии, политологии, истории, психологии, которые наиболее полно охватывают правовые методы регулирования СМИ. В отечественной научной литературе различные аспекты регулирования СМИ рассматривались такими теоретиками и практиками журналистики, как: М. А. Федотов, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутина, Б.Н. Лозовский, А.Г. Рихтер, Б.Н. Лозовский, Я.Н. Засурский, С.Г. Кара - Мурза, Г.Г. Почепцов, Е.Л. Доценко, Е. С. Дорощук, Р.Р. Газизов, Е.С. Валеева.
В западной литературе рассмотрения данного вопроса занимались такие ученые как: Т. Питерсен, Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, С. Томпсон, Д.Брайант
Объект исследования - взаимодействие органов государственной власти и СМИ в процессе реализации государственной информационной политики.
Предмет исследования - механизмы и формы контроля органов государственной власти в СМИ как фактор реализации информационной политики
Цель исследования - выявление основных механизмов и форм контроля органов государственной власти в СМИ России и США. Для достижения поставленной цели диссертационного исследования были сформулированы задачи:
- раскрыть содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;
- проанализировать правовые основы функционирования масс-медиа в России и США;
- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в России и США;
- выявить степень участия государства в формировании повестки дня на примере новостных передач телеканалов «Россия 24» и «CNN»;
Эмпирическая база исследования состоит из новостных выпусков телеканалов Россия 24 и CNN в период с 1 по 31 мая 2016 года. Было проанализировано 124 выпуска новостей (дневных и вечерних), содержащих 496 материалов.
Для получения объективных, удовлетворяющих условиям поставленной цели и задач исследования результатов, новостные выпуски были отобраны по принципу: охвату аудитории (рейтинговые СМИ).
Гипотеза научного исследования:
1. Автор исходит из того, что сегодня наиболее востребованы
следующие подходы к анализу роли СМИ в политическом процессе. В американской науке это «четыре теории прессы» Ф.Сиберта, Т.Питерсона и У.Шрамма; концепция манипуляции сознанием Г.Шиллера; «пропагандистская модель» Э.Хермана и Н.Хомского. В России такими подходами являются: модели журналистики Я.Н.Засурского; манипулятивный подход С.Г.Кара-Мурзы; а также государственнический подход А.Грабельникова и К.Ветрова. Автор считает, что исследователи двух стран далеки от идеальных представлений о СМИ как о свободном и независимом институте, способном самостоятельно влиять на политический процесс и отстаивать общественные интересы.
2. Государственный контроль в американских и российских СМИ осуществляется посредством информационного воздействия, отбора и интерпретации распространяемых сведений, применения манипуляционных механизмов. И в Америке, и в России, используется широкий спектр схожих манипуляционных приемов.
3. Автор пришел к выводу, что государственный контроль в СМИ можно разделить на три направления: прямое управление, косвенное управление, управление информацией как таковой. Прямое управление подразумевает контроль над деятельностью СМИ при помощи законодательных актов (Закон РФ "О средствах массовой информации"). Косвенные способы управления включают управление при помощи политических, финансовых и других инструментов. Управление информацией как таковой осуществляется при помощи механизмов воздействия и манипуляции информацией.
Теоретико-методологические основы исследования. В качестве теоретико-методологических основ исследования использовались основные положения системного подхода. Для изучения вопроса были использованы общенаучные методы познания, такие как анализ, сравнение, синтез. Использовались такие подходы как: формальный, содержательный и исторический, которые использовались для решения исследовательских задач, а также использованы фундаментальные концепции и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых по вопросу государственного регулирования средств массовой информации.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и концептуализации эмпирического и аналитического материала, что позволяет формировать целостное представление о характере государственного контроля средств массовой информации в современном мире. Ряд положений и выводов магистерской диссертации вносят вклад в дальнейшее изучение особенностей реализации государственного контроля масс - медиа и могут быть использованы для проведения последующих исследований, направленных на осмысление новых форм взаимоотношений между государством и СМИ.
Практическая значимость исследования обусловлена его новизной и содержащимися в нем обобщениями и выводами, которые могут быть использованы в учебном процессе при разработке учебных курсов по международной журналистике.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором по-новому были раскрыты общетеоретические и научно-практические проблемы реализации государственного контроля средств массовой информации в России и США. Впервые в сравнительном плане были проанализированы российские и американские правовые нормы, регулирующие деятельность средств массовой информации, проанализирована специфика использования различных механизмов контроля российских и американских медиа.
Апробация работы. Положения и теоретические аспекты диссертации отразились в научных публикациях:
1) Манташашвили М.З. Роль процесса виртуализации коммуникации в современном информационном пространстве.
Сборник научных материалов VIII Международной научно - практической конференции. - Казань, 11-12 декабря 2014 года.
2) Манташашвили М.З. «Свобода слова в СМИ как направление государственной политики».
Сборник итоговой научно- образовательной конференции студентов КФУ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Средства массовой информации в политических системах России и США представляют сложный и противоречивый институт. Приходится признать, что основные принципы системы взаимоотношений американских масс-медиа и государства далеки от идеала, сформированного государственной информационной политической России и США. Отношения между государством и СМИ выстраивались на протяжении всей истории Соединенных Штатов и носило неоднозначный характер. С одной стороны, вся система государственного регулирования деятельности СМИ вытекает из Первой поправки, согласно которой Конгресс не имеет права ограничивать свободу слова и печати. С другой стороны, свобода СМИ, дарованная данной поправкой, может жестко контролироваться или ограничиваться государственной властью по ее усмотрению. Российские масс-медиа также далеки от того идеального образа свободных и независимых. Перекупка медиаактивов, а также давление со стороны государства на информационную политику СМИ - вот те немногие проблемы, с которыми на сегодняшний день столкнулись средства массовой информации в России.
Представленные в данной работе концептуальные подходы к пониманию роли и места средств массовой информации, выдвинутые американскими и российскими исследователями СМИ, позволяют сделать выводы о том, что среди российских и американских теоретиков средствах массовой информации отсутствуют существенные противоречия, расхождения во взглядах на природу и принципы работы масс-медиа. И те, и другие далеки от идеалистических представлений о СМИ как о свободном и независимом институте, способном самостоятельно влиять на политический процесс и мировоззрение населения. Однако они не отрицают возможностей СМИ по формированию общественного мнения. Все исследователи единодушны в суждении, что деятельность масс-медиа регулируется либо вмешательством со стороны государства, либо владельцами самих СМИ. Степень этого вмешательства и влияния зависит от конкретных целей и задач, стоящих перед представителями власти и собственниками масс-медиа.
Главный принцип функционирования американских СМИ содержится в Первой поправке к Конституции США, которая подразумевает запрет на любые контрольные действия или ограничения в отношении масс-медиа со стороны властей. Особенность правовой системы в США заключается в том, что она основана на нормах английского общего права, а все законодательные акты интерпретируются судьями исходя из каждого конкретного судебного случая. Суды, руководствуясь тем, что СМИ выполняют контрольную функцию в обществе, полагая, что масс-медиа должны быть избавлены от предварительной цензуры или регистрации. Если правительство или публичный деятель хочет ограничить или запретить какую-либо публикацию, они должны сами доказать необходимость таких действий.
Основой законодательного регулирования российских СМИ является Закон «О средствах массовой информации», а также подзаконные акты и законодательство о средствах массовой информации республик в составе РФ. Однако в Конституции России (в отличие от американской) гарантируется свобода информации, но не самих СМИ.
В Соединенных Штатах существует структурное регулирование СМИ, которое представляет собой ограничения, накладываемые Федеральной комиссией связи (ФКС) на владение собственностью в медиабизнесе во избежание монополизации отрасли. В российском законодательстве четко прописанных ограничений на владение средствами массовой информации не существует.
Контроль над содержанием информации, распространяемой масс- медиа, осуществляется в обеих странах. Ярким примером, контроля за содержанием служит освещение многих последних событий, к которым можно отнести новость об освобождении Савченко, вопросы, касающиеся военного конфликта в Сирии и допинговый скандал. Новостные выпуски «России 24» и «CNN» освещали данные вопросы с разных позиций, в которых четко прослеживается позиция государства по данным вопросам. Касательно телеканала «Россия 24» вполне объяснима такая ангажированность. Являясь государственным телеканалом, он обязан представлять позицию государства, особенно касательно политических вопросов. «CNN» не является государственным телеканалам, однако и в их новостных выпусках прослеживается некая осторожность в подаче материала. Американский телеканал всегда определял себя как объективный и беспристрастный канал, однако при освещении событий нередко также прослеживается ангажированность. Несмотря на это, в США масс - медиа - это больше бизнес, который должен приносить доход. Поэтому руководство СМИ стремится проводить такую медиа - политику, которая не отпугнет существующих и потенциальных рекламодателей. В России средства массовой информации - это, прежде всего, политический ресурс.
В ходе исследования были выявлены случаи использования манипулятивных технологий в новостных программах «Россия 24» и «CNN» При этом они, достаточно часто применяют данные технологии либо для увеличения аудитории, либо выполняя требования владельцев, которые преследуют свои собственные цели, используя СМИ как способ их достижения. От того, кто находится в руководстве СМИ, кто формирует его политику, зависит формирование мировоззрения населения, его приоритеты и интересы. Информационная повестка дня является важным инструментом манипулирования сознанием телезрителей. Используя такие механизмы как, интерпретация и расположение новостного сообщения средства массовой информации акцентирует внимание аудитории на определенные события или наоборот принижает их значимость.
Также стоит подчеркнуть, что средства массовой информации, как в России, так и в США не являются абсолютно свободными и независимыми как в финансовом плане, так и в идеологическом. На них оказывают влияние не только запросы и пожелания аудитории, но и государство, а также источники финансирования.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.04.2016) "О средствах
массовой информации" [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014) [Электронный ресурс]. URL: http: //http: //www. consultant. ru/document/cons do c LAW 61798/
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.
4. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 16 октября 2006 г.) // «Российская газета» от 14 января 1995 г.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.
6. Проект федерального закона N 386525-4 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (внесен Правительством РФ) // СПС «Г арант»
7. Свод законов США [Электронный ресурс] Титул 47, глава 5, раздел
315, пункт «а» URL:https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal-
fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-russia.pdf
8. Свод законов США [Электронный ресурс] Титул 2, глава 14, раздел 434, пункт «F3» URL:https://www.justice.gov/sites/default/files/criminal- fraud/legacy/2012/11/14/fcpa-russia.pdf
9. Федеральный Закон США о свободе информации (The Federal Freedom of Information Act, 20.06.66). Перевод: ЗиП, 1996, N 3. с. 2-5; К.М. Марвик, Ваше право на правительственную информацию, СПб, 1996, с.184-192.
10. Федеральный Закон США о защите частной жизни человека (The
Federal Privacy Act). Перевод: К.М. Марвик, Ваше право на
правительственную информацию, СПб, 1996, с.193-212.
11. Федеральный Закон США об открытости правительства (The Federal Sunshine Act. 13.09.76). Перевод: ЗиП, 1996. N 2. с. 5-8; К.М. Марвик, Ваше право на правительственную информацию, СПб, 1996, с. 213-220.
12. Constitution of the State of Colorado, Bill of Rights, Article II.
13. Constitution of the State of Connecticut, Declaration of Rights, Article First.
14. The Constitution of the State of Alaska, § 5. Freedom of Speech.
15. The Constitution of the State of New Hampshire, Bill of Rights, Article 22
16. The Constitution of the State of Montana, Article II, Declaration of Rights, Section 7.
17. Constitution of the State of Arkansas, Section 6.
18. California Constitution, Article 1, Declaration of Rights, Section 2 (b).
Научная литература:
1. Андрунас Б.Ч. Бизнес и пропаганда (система контроля крупного капитала США над средствами массовой информации). - М., 1986.
2. Андрунас Б.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. - М., 1991.
3. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., 2004.
4. Борецкий Р.А. Телевизионная программа. - М., 1967.
5. Вартанова E.JI. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003.
6. Вартанова Е.Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. - М., 2006.
7. Грабельников А.А. История российской журналистики XX века. - М., 1995.
8. Грабельников А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М., 2001.
9. Доценко E.JI. Психология манипуляции. - М., 1997.
10. Дьякова Е.Г. Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 1999.
11. Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. - М.: МГУ, 2001.
12. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М., 2000.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.
14. Кертли Дж. Правовые основы свободной прессы в Соединенных
Штатах. // Электронный журнал Государственного департамента США «Глобальные проблемы». - Том 8. - №1. Февраль 2003. URL: http
://infousa.ru/media/iigr0203 .pdf. (Дата обращения: 24.06.2016).
15. Коновченко С.В. Информационная политика в России. - М., 2004.
16. Корконосенко С.Г. Журналистика в мире политики. - СПб., 2004.
17. .Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.
22. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб., 2004.
23. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. - СПб., 2002.
24. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. - СПб., 1998.
25. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации в современном мире. - М., 2000.
26. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. - М., 2004.
27. Пугачев В.П. Информационная власть и демократия. // Общественные науки и современность. - 1999. - №4.
28. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе. // Вестник Московского университета. Серия 12. - 1995. - №5.
29. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. - М., 2002.
30. Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Г. Четыре теории прессы. - М., 1998.
31. Снетков В.Н. СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. - СПб., 2002.
32. Титова A.JI. Роль СМИ в формировании внешнеполитического образа США. - М., 2003.
33. Тузиков А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая. // Полис. - 2002. - №5.
34. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М., 2004.
35. Федотова JI.H. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М., 1996.
36. Феофанов О.А. США: реклама и общество. - М., 1974.
37. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. - М., 2012.
38. Цуладзе A.M. Большая манипулятивная игра. - М., 2000.
39. Цуладзе A.M. Политическое манипулирование. - М., 2000.
40. Шаффер Я. Роль средств массовой информации в развитии общественных связей. // Электронный журнал Государственного департамента США «Глобальные проблемы». Том 6. №1. Апрель 2001. URL: http://infousa.rii/media/iigr0401 .pdf. (Дата обращения: 25.06.2016).
41. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980.
42. Шик Ф. Роль независимых СМИ в строительстве демократии.- //
Электронный журнал Государственного департамента США «Глобальные проблемы». Том 8. №1. Февраль 2003. URL:
http://infousa.ru/rnedia/iigr0203.pdf.(Дата обращения: 25.06.2016).
.43. Шерёль П.-И. Строить демократию: свобода формирования и выражения мнений //Полис. - 1993. - №6.
44. Шкондин М.В. СМИ как коммуникативная система. // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. - 2002. - №1.
45. Эммерт Фредерик А. Американские средства массовой информации в 1990-е годы,http: //infousa.ru/media/mediatext.htm (Дата обращения: 25.06.2016).
46.Энсолабихер С. Роль средств массовой информации. http://www.infousajTi/media/elect 10r.pdf (Дата обращения: 25.06.2016).
47. З.Б.Энрикес, Дайэна Б. Новости в век денег. // Электронный журнал Государственного департамента США «Глобальные проблемы». Том 6. №1. Апрель 2001. (http://infousa.ru/media/ii gr0401 .pdf)
49. A Responsible Press Office: An Insiders Guide. September 2001. http: //www.america.gov/publications/books/resp jpress. html
50. An Unfettered Press. Burrell Hedley Editor.
http://nsa.usembassy.de/etexts/media/unfetter/index.htm
51. Brians Craig Leonard and Martin P. Wattenberg. Campaign Issue Knowledge and Salience: Comparing Reception from TV Commercials, TV News and Newspapers. // American Journal of Political Science (40) 1. 1996.
52. Cook Timothy E. Governing with the News: The News Media as a Political Institution. Chicago. 1998.
53. Crawley Vince. Freedom's Watchdog: The Press in the United States.
June 2008.(http:// www.ameri ca. gov/st/freepress-
english/2008/June/20080601091649eairas0.8963587.htmn
54. Danielian, Lucig H. and Benjamin I. Page. The Heavenly Chorus: Interest Group Voices on TV News. // American Journal of Political Science, 38 (4). 1994.
55. Do The Media Govern? Politicians, Voters and Reporters in America. Iyengar Shanto, Reeves Richard Editors. Sage Publications. 1997.
56. Fallows James. Breaking the News. How the Media Undermine American Democracy. New York. 1997.
57. Hachten William A. The World News Prism: Changing Media of International Communication. Iowa State University Press. 1996.
58. Handbook of Independent Journalism. July 2006.
http://www.america.gov/publications/books/handbook-of-independent- iournalism.html
59. Herman Edward S., Chomsky Noam. Manufacturing Consent: The Polit. Economy of The Mass Media. N.Y. 1988.
60. Katsh Ethan M. Law and the Media // Encyclopedia of the American Judicial system. Robert J. Janosik Editor. New York. 1987.
61. Kuklinski James H. and Lee Sigelman. When Objectivity is Not Objective: Network Television News Coverage of U.S. Senators and the "Paradox of Objectivity."// The Journal of Politics 54 (3). 1992.
62. Media, Communications and the Open Society. Ed. by Y.N. Zassoursky, E. Vartanova. IKAR. MSU. 1999.
63. Mondak Jeffery J. Newspapers and Political Awareness. // American Journal of Political Science (39) 2. 1995.
64. Mutz Diana and Joe Soss. Reading Public Opinion: The Influence of News Coverage on Perceptions of Public Sentiment. // Public Opinion Quarterly 61. 1997.
65. Neuman W. Russell, Marion R. Just, Ann N. Crigler. Common Knowledge: News and the Construction of Political Meaning. Chicago. Chaps 6 and 7. 1992.
66. The Challenge of Democracy. Government in America. Janda Kennet, Berry Jeffrey M., Goldman Jerry. Boston. 1989.
67. The Media and the War on Terrorism. Hess Stephen and Kalb Marvin Editors. Washington, D.C. 2003.
68. Webster David. Building Free and Independent Media. September 1998. http://wAv.4uth.gov.ua/usa/english/poHtics/freedom/ireedoml.htm
Источники:
Россия 24
Официальный сайт телеканала «Россия 24». Новостные выпуски с 1 мая по 31 мая 2016 г. (электронный ресурс). Режим доступа: URL: http://www.vesti.ru/onair/
CNN
Официальный сайт телеканала «CNN». Новостные выпуски с 1 мая по 31 мая 2016 г. (электронный ресурс). Режим доступа: URL: http://edition.cnn.com/