Освещение проблематики социальных отношений на страницах молодежной прессы (на примере Российских и зарубежных СМИ)
|
Введение 3
Глава 1. Молодежная пресса: аудиторные особенности
контента 10
1.1. Молодежь как целевая аудитория СМИ: особенности, характерные
проблемы возрастной категории 10
1.2. Типы отношений, формируемые в молодежной среде 16
1.3. Проблематика социальных отношений на страницах молодежной
прессы 23
Глава 2. Анализ публикаций молодежных изданий по проблематике социальных отношений 39
2.1. Историко-типологическая характеристика современной молодежной
прессы 39
2.2. Анализ текста как образец применения алгоритма анализа 46
2.3. Анализ публикаций журналов «Oops!», «Идель» и «Vice» по
проблематике формирования социальных отношений 53
Заключение 77
Список использованной литературы 84
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Глава 1. Молодежная пресса: аудиторные особенности
контента 10
1.1. Молодежь как целевая аудитория СМИ: особенности, характерные
проблемы возрастной категории 10
1.2. Типы отношений, формируемые в молодежной среде 16
1.3. Проблематика социальных отношений на страницах молодежной
прессы 23
Глава 2. Анализ публикаций молодежных изданий по проблематике социальных отношений 39
2.1. Историко-типологическая характеристика современной молодежной
прессы 39
2.2. Анализ текста как образец применения алгоритма анализа 46
2.3. Анализ публикаций журналов «Oops!», «Идель» и «Vice» по
проблематике формирования социальных отношений 53
Заключение 77
Список использованной литературы 84
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность исследования. Молодежь является носителем новых идей. Будущее общества во многом определяют социальные ориентиры, выбранные ею. Она активна, восприимчива и подвержена влиянию и быстрым изменениям. Молодежная аудитория - это аудитория, особенно нуждающаяся в информации, которая могла бы быть полезной и интересной в тех или иных ситуациях. Молодежь хорошо приспосабливается к современным условиям, стремится своими силами создавать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора и собственные ценности, принципы, модели поведения, предпочтения. Молодые люди активно занимают социальные и профессиональные сферы, стремятся к развитию, но при этом возникают проблемы, в решении которых они нуждаются. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные научные исследования характеристик молодежной возрастной группы. Особенно остро проблемы возникают при выстраивании различных социальных отношений.
СМИ могут помочь в решении этих проблем, ведь они, безусловно, оказывают определенное влияние на молодежь. Но зачастую наблюдается разрыв между тем, что молодежи действительно нужно и необходимо, и тем, что ей предлагают СМИ. Каков именно этот разрыв, в чем он выражается? Об этом можно говорить, лишь проведя специальные исследования сегодняшней практики СМИ в освещении данной проблематики, изучив современные издания и материалы, их наполняющие. Такой целью мы и задались относительно освещения проблем формирования социальных отношений молодежью. Это и определило актуальность нашего исследования.
Степень изученности проблемы. Изучение вопросов освещения проблем социальных отношений в молодежной среде занимает важное место в научной проблематике современной журналистики. К этой теме неоднократно обращались исследователи молодежных СМИ: М.Е. Аникина, И.М. Дзялошинский, И.В. Жилавская, С.Б. Цимбаленко, М.В. Шкондин, М.И. Шостак и другие.
Проблемы социальных отношений молодежи представляют интерес для психологов, социологов, коммуникативистов, политологов. Им посвящены работы В.С. Дубровиной, В.С. Мухной, В.Т. Лисовского, В.А. Петерс, И.Г. Ясавеева и других.
О важности социальных отношений, различного рода взаимодействий и социально-психологических проблемах личности, возникающих при этом, особенно много говорит Г.М. Андреева - советский и российский социальный психолог и социолог, основательница советской социальной психологии, доктор философских наук.
Особенностям социализации, профессиональному и личностному самоопределению молодежи посвящены исследования О.И. Карпухина, Н.С. Пряжникова и И.О. Мартынюка.
В работах П.И. Бабочкина и В.А. Лукова рассматриваются такие темы как: становление молодежи в изменяющемся обществе, особенности молодежных субкультур и образ российской молодежи в современном мире
Информацию о средствах массовой информации России, а так же исторические справки, теоретические сведения и практические данные по молодежной печати можно найти в работах Я. Н. Засурского и В.Н. Ганичева.
Молодежь - это та аудитория, которая является активным потребителем информации. Сейчас на рынке присутствует свыше 300 периодических изданий для молодежи. Конечно, множество научных работ посвящено молодежи и прессе, ориентированной на нее.
Исследованием особенностей современной прессы, включая и вопросы молодежной проблематики, посвящены работы Казанских и Поволжских ученых: А.Н. Гильмановой, А. Мансуровой, Л.Р. Сабировой Г.И. Старковой, и других.
Объектом исследования является проблематика формирования социальных отношений в молодежной прессе.
Предметом исследования является специфика освещения проблем социальных отношений на страницах молодежных журналов на примере изданий «Oops!», «Идель» и «Vice».
Цель магистерской работы состоит в том, чтобы выявить специфику освещения проблематики социальных отношений на страницах молодежной прессы и определить ее соответствие актуальным молодежным проблемам, свойственным данной возрастной категории.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа дать характеристику понятия «социальные проблемы молодежи», обозначив его специфические особенности репрезентации в молодежной прессе.
2. Описать типологические характеристики молодежной прессы периода перестройки и современного периода.
3. Описать алгоритм исследования проблематики выстраивания социальных отношений молодежи на страницах молодежной прессы.
4. Проанализировать практику освещения проблематики выстраивания социальных отношений молодежи в молодежных журналах «Oops!», «Идель» и «Vice».
Эмпирическая основа исследования. Базой для исследования стали следующие журналы: молодежный журнал «Oops!», республиканский литературно-художественный и общественно-публицистический молодежный журнал «Идель» и международный молодежный web-сайт (журнал) «Vice».
Хронологические рамки исследования. В работе были проанализированы номера журналов за 2015-2016 гг. Всего -104 публикации.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали работы социального психолога и социолога Андреевой Г.М., доктора экономических наук, профессора, члена Совета института Социологии и управления персоналом, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Кибанова А.Я., доктора философских наук, профессора, специалиста в области социологии, социальной философии, социальной работы Павленка П.Д.; советского и российского психолога, педагога и философа Мухиной В.С., доктора психологических наук, профессора Овчаровой Р.В., доктора психологических наук, профессора Аверина В.А. А также работы исследователей теории журналистики Акопова А.И., Корконосенко С.Г., Кройчика Л.Е., Лазутиной Г.В., Прохорова Е.П. и Свитич Л.Г.
В работе нами были использованы следующие методы исследования. Системный подход к анализу явлений использован нами при изучении сущностных характеристик молодежной аудитории и определения перечня интересующей ее проблематики; для изучения молодежной прессы мы использовали метод типологического анализа; метод проблемно-тематического анализа использован нами при анализе публикаций.
Гипотеза научного исследования. Между потребностями молодежи и предложенной ей СМИ информацией наблюдается некий разрыв. Молодежная пресса лишь частично удовлетворяет запрос (интересы) своей аудитории и не всем жизненно важным проблемам молодежи уделяется должное внимание. Количество информации является недостаточным, а ее качество требует доработки.
В соответствии с этим на защиту выносятся следующие положения:
1. Молодежь является целевой аудиторией СМИ, позиционирующих себя как молодежные. К ее основным характеристикам относятся: период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания, формирование социального статуса личности. Отсюда вытекают характерные особенности развития сознания и поведения молодежи: неустойчивость психики и противоречивость молодежного сознания как результат его неполной сформированное™, преобладание обращенности к познавательным интересам и стремление к поиску своего пути в жизни и самовыражению.
2. В молодежной среде формируются следующие типы и виды отношений, которые чаще всего становятся предметом отражения в средствах массовой информации: межличностные, групповые и межгрупповые: бытовые, дружеские, деловые, любовные.
3. Современная молодежная пресса уделяет недостаточное внимание
рассматриваемой проблематике социальных отношений, что выражается в малом объеме информации, низком качестве материалов, некомпетентности журналистов в исследовании данных проблем.
4. Подходы к рассмотрению различных типов и видов отношений в молодежной среде в исследуемых журналах и на международном web-сайте отличаются. Если в журналах «Оорз!» и «Идель» основным приемом отражения социальных отношений молодежи является проблемный анализ, то на сайте «Vice» предпочтение отдается приемам сторителлинга. Со стороны качества подаваемой информации издания «Оорз!» и «Vice» находятся на низком уровне.
5. Молодежная пресса только частично удовлетворяет потребности своей аудитории и жизненно важным проблемам молодежи не уделяется должного внимания.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в процессе исследования характеризуется молодежь как целевая аудитория со своими психологическими особенностями, характерными проблемами возрастной категории. Составляется типологическая картина современной молодежной прессы. Определяется сущность понятий «межличностные» и «межгрупповые отношения», описываются их особенности в молодежной среде. На основании изученной литературы определяется круг возможной проблематики социально-психологических отношений молодежи в молодежной прессе. И уже затем предлагается алгоритм анализа текстов молодежных СМИ с точки зрения отражения в них некоторых аспектов процессов формирования отношений различного типа у молодежи.
Новизна исследования. До настоящего времени в России не проводилось исследований, в которых изучались бы публикации в молодежных СМИ, а именно в журналах «Oops!», «Идель» и «Vice», с точки зрения освещения проблематики социальных отношений. Данное исследование выявляет особенности и перспективы развития современных молодежных СМИ в конкретном направлении. Впервые дается сравнительная характеристика молодежных изданий массового и качественного типа: «Oops!», «Идель» и «Vice».
Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что информацию, в ней содержащуюся, можно использовать при разработке проектов молодежных СМИ и в авторской деятельности журналистов, занимающихся освещением исследуемой проблематики.
Апробация работы. Отдельные результаты работы были представлены на студенческой конференции «Весна науки - 2015» в виде доклада, который принят к публикации в сборнике материалов конференции. Помимо этого вышла статья в сборнике «Мультимедийная журналистика Евразии-2014» под названием: «Современные молодежные СМИ в контексте социального самочувствия молодежи».
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и источников и Приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, определена теоретико-методологическая и эмпирическая база, описаны методы исследования, определены структура работы и ее практическая значимость.
В первой главе мы рассматриваем особенности молодежи как целевой аудитории. Рассматриваем типы отношений, которые формируются в молодежной среде, и проблемы, возникающие при этом, и далее на этой основе определяем круг возможной проблематики для СМИ.
Во второй главе мы предлагаем алгоритм анализа публикаций СМИ на обозначенную тему и проводим соответствующий анализ.
В заключении формулируются основные выводы исследования.
К работе прилагается список использованной литературы и источников и Приложение.
СМИ могут помочь в решении этих проблем, ведь они, безусловно, оказывают определенное влияние на молодежь. Но зачастую наблюдается разрыв между тем, что молодежи действительно нужно и необходимо, и тем, что ей предлагают СМИ. Каков именно этот разрыв, в чем он выражается? Об этом можно говорить, лишь проведя специальные исследования сегодняшней практики СМИ в освещении данной проблематики, изучив современные издания и материалы, их наполняющие. Такой целью мы и задались относительно освещения проблем формирования социальных отношений молодежью. Это и определило актуальность нашего исследования.
Степень изученности проблемы. Изучение вопросов освещения проблем социальных отношений в молодежной среде занимает важное место в научной проблематике современной журналистики. К этой теме неоднократно обращались исследователи молодежных СМИ: М.Е. Аникина, И.М. Дзялошинский, И.В. Жилавская, С.Б. Цимбаленко, М.В. Шкондин, М.И. Шостак и другие.
Проблемы социальных отношений молодежи представляют интерес для психологов, социологов, коммуникативистов, политологов. Им посвящены работы В.С. Дубровиной, В.С. Мухной, В.Т. Лисовского, В.А. Петерс, И.Г. Ясавеева и других.
О важности социальных отношений, различного рода взаимодействий и социально-психологических проблемах личности, возникающих при этом, особенно много говорит Г.М. Андреева - советский и российский социальный психолог и социолог, основательница советской социальной психологии, доктор философских наук.
Особенностям социализации, профессиональному и личностному самоопределению молодежи посвящены исследования О.И. Карпухина, Н.С. Пряжникова и И.О. Мартынюка.
В работах П.И. Бабочкина и В.А. Лукова рассматриваются такие темы как: становление молодежи в изменяющемся обществе, особенности молодежных субкультур и образ российской молодежи в современном мире
Информацию о средствах массовой информации России, а так же исторические справки, теоретические сведения и практические данные по молодежной печати можно найти в работах Я. Н. Засурского и В.Н. Ганичева.
Молодежь - это та аудитория, которая является активным потребителем информации. Сейчас на рынке присутствует свыше 300 периодических изданий для молодежи. Конечно, множество научных работ посвящено молодежи и прессе, ориентированной на нее.
Исследованием особенностей современной прессы, включая и вопросы молодежной проблематики, посвящены работы Казанских и Поволжских ученых: А.Н. Гильмановой, А. Мансуровой, Л.Р. Сабировой Г.И. Старковой, и других.
Объектом исследования является проблематика формирования социальных отношений в молодежной прессе.
Предметом исследования является специфика освещения проблем социальных отношений на страницах молодежных журналов на примере изданий «Oops!», «Идель» и «Vice».
Цель магистерской работы состоит в том, чтобы выявить специфику освещения проблематики социальных отношений на страницах молодежной прессы и определить ее соответствие актуальным молодежным проблемам, свойственным данной возрастной категории.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа дать характеристику понятия «социальные проблемы молодежи», обозначив его специфические особенности репрезентации в молодежной прессе.
2. Описать типологические характеристики молодежной прессы периода перестройки и современного периода.
3. Описать алгоритм исследования проблематики выстраивания социальных отношений молодежи на страницах молодежной прессы.
4. Проанализировать практику освещения проблематики выстраивания социальных отношений молодежи в молодежных журналах «Oops!», «Идель» и «Vice».
Эмпирическая основа исследования. Базой для исследования стали следующие журналы: молодежный журнал «Oops!», республиканский литературно-художественный и общественно-публицистический молодежный журнал «Идель» и международный молодежный web-сайт (журнал) «Vice».
Хронологические рамки исследования. В работе были проанализированы номера журналов за 2015-2016 гг. Всего -104 публикации.
Теоретико-методологической основой нашего исследования стали работы социального психолога и социолога Андреевой Г.М., доктора экономических наук, профессора, члена Совета института Социологии и управления персоналом, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Кибанова А.Я., доктора философских наук, профессора, специалиста в области социологии, социальной философии, социальной работы Павленка П.Д.; советского и российского психолога, педагога и философа Мухиной В.С., доктора психологических наук, профессора Овчаровой Р.В., доктора психологических наук, профессора Аверина В.А. А также работы исследователей теории журналистики Акопова А.И., Корконосенко С.Г., Кройчика Л.Е., Лазутиной Г.В., Прохорова Е.П. и Свитич Л.Г.
В работе нами были использованы следующие методы исследования. Системный подход к анализу явлений использован нами при изучении сущностных характеристик молодежной аудитории и определения перечня интересующей ее проблематики; для изучения молодежной прессы мы использовали метод типологического анализа; метод проблемно-тематического анализа использован нами при анализе публикаций.
Гипотеза научного исследования. Между потребностями молодежи и предложенной ей СМИ информацией наблюдается некий разрыв. Молодежная пресса лишь частично удовлетворяет запрос (интересы) своей аудитории и не всем жизненно важным проблемам молодежи уделяется должное внимание. Количество информации является недостаточным, а ее качество требует доработки.
В соответствии с этим на защиту выносятся следующие положения:
1. Молодежь является целевой аудиторией СМИ, позиционирующих себя как молодежные. К ее основным характеристикам относятся: период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания, формирование социального статуса личности. Отсюда вытекают характерные особенности развития сознания и поведения молодежи: неустойчивость психики и противоречивость молодежного сознания как результат его неполной сформированное™, преобладание обращенности к познавательным интересам и стремление к поиску своего пути в жизни и самовыражению.
2. В молодежной среде формируются следующие типы и виды отношений, которые чаще всего становятся предметом отражения в средствах массовой информации: межличностные, групповые и межгрупповые: бытовые, дружеские, деловые, любовные.
3. Современная молодежная пресса уделяет недостаточное внимание
рассматриваемой проблематике социальных отношений, что выражается в малом объеме информации, низком качестве материалов, некомпетентности журналистов в исследовании данных проблем.
4. Подходы к рассмотрению различных типов и видов отношений в молодежной среде в исследуемых журналах и на международном web-сайте отличаются. Если в журналах «Оорз!» и «Идель» основным приемом отражения социальных отношений молодежи является проблемный анализ, то на сайте «Vice» предпочтение отдается приемам сторителлинга. Со стороны качества подаваемой информации издания «Оорз!» и «Vice» находятся на низком уровне.
5. Молодежная пресса только частично удовлетворяет потребности своей аудитории и жизненно важным проблемам молодежи не уделяется должного внимания.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в процессе исследования характеризуется молодежь как целевая аудитория со своими психологическими особенностями, характерными проблемами возрастной категории. Составляется типологическая картина современной молодежной прессы. Определяется сущность понятий «межличностные» и «межгрупповые отношения», описываются их особенности в молодежной среде. На основании изученной литературы определяется круг возможной проблематики социально-психологических отношений молодежи в молодежной прессе. И уже затем предлагается алгоритм анализа текстов молодежных СМИ с точки зрения отражения в них некоторых аспектов процессов формирования отношений различного типа у молодежи.
Новизна исследования. До настоящего времени в России не проводилось исследований, в которых изучались бы публикации в молодежных СМИ, а именно в журналах «Oops!», «Идель» и «Vice», с точки зрения освещения проблематики социальных отношений. Данное исследование выявляет особенности и перспективы развития современных молодежных СМИ в конкретном направлении. Впервые дается сравнительная характеристика молодежных изданий массового и качественного типа: «Oops!», «Идель» и «Vice».
Практическая значимость магистерской работы заключается в том, что информацию, в ней содержащуюся, можно использовать при разработке проектов молодежных СМИ и в авторской деятельности журналистов, занимающихся освещением исследуемой проблематики.
Апробация работы. Отдельные результаты работы были представлены на студенческой конференции «Весна науки - 2015» в виде доклада, который принят к публикации в сборнике материалов конференции. Помимо этого вышла статья в сборнике «Мультимедийная журналистика Евразии-2014» под названием: «Современные молодежные СМИ в контексте социального самочувствия молодежи».
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы и источников и Приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, определена теоретико-методологическая и эмпирическая база, описаны методы исследования, определены структура работы и ее практическая значимость.
В первой главе мы рассматриваем особенности молодежи как целевой аудитории. Рассматриваем типы отношений, которые формируются в молодежной среде, и проблемы, возникающие при этом, и далее на этой основе определяем круг возможной проблематики для СМИ.
Во второй главе мы предлагаем алгоритм анализа публикаций СМИ на обозначенную тему и проводим соответствующий анализ.
В заключении формулируются основные выводы исследования.
К работе прилагается список использованной литературы и источников и Приложение.
В нашей работе мы охарактеризовали молодежь как целевую аудиторию со своими психологическими особенностями, характерными проблемами возрастной категории. Составили типологическую картину современной молодежной прессы. Определили сущность понятий «межличностные» и «межгрупповые отношения», описали их особенности в молодежной среде. На основании изученной литературы определили круг возможной проблематики социально-психологических отношений молодежи в молодежной прессе. И уже затем предложили следующий алгоритм анализа текстов молодежных СМИ с точки зрения отражения в них некоторых аспектов процессов формирования отношений различного типа у молодежи.
1. Типы и виды формируемых отношений, описываемых в тексте:
- межличностные (виды: бытовые, дружеские, деловые, любовные)
- групповые и межгрупповые (виды групповых сообществ: официальные или неформальные, по численности, по степени стабильности, по полу, по возрасту, по социально-пространственному фактору, по функциям и целям).
2. Тип поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:
- сотрудничество
- противоборство
- контрастное взаимодействие.
3. Тема публикации (факт и проблема как ракурс анализа факта).
4. Идея (опорная и рабочая).
5. Структурные элементы текста, выражающие идею.
Используя приведенные критерии анализа, мы в качестве образца применения разработанной системы анализа проанализировали подробно один текст из журнала «Oops!», №12 декабрь 2013 «Круче не придумаешь», автор публикации - Даша Мазуркина. Мы выбрали текст из массового журнала, так как выяснили, что массовые журналы гораздо доступнее читателю, нежели качественные. Таким образом, мы продемонстрировали, как будут проанализированы нами остальные тексты различных изданий.
В соответствии с теми же критериями мы составили таблицу, в которую занесли результаты исследования молодежных журналов разного типа. Журналы «Идель» мы рассмотрели как качественное издание, журналы «Oops!» и «Vice» - как массовое издание, и затем произвели сравнительную характеристику этих изданий. На основании результатов исследования нами были сделаны выводы.
По типу отношений мы можем сделать следующие выводы. В проанализированных нами публикациях в журнале «Oops!» и «Идель» рассматривались различные типы отношений: межличностные, групповые и межгрупповые. В обоих изданиях межличностные отношения рассматривались во всех публикациях, групповым отношениям уделялось гораздо меньше внимания в журнале «Oops!» и наоборот, в журнале «Идель» они рассматривались в каждой публикации, и, наконец, межгрупповым отношениям в журнале «Oops!» уделялось очень мало внимания, а в журнале «Идель» - не уделялось вообще.
В журнале «Oops!»: межличностные - 24 раза, групповые - 5 раз, межгрупповые - 1 раз.
В журнале «Идель»: межличностные - 13 раз, групповые - 13 раз, межгрупповые - 0 раз / ни разу.
В обоих изданиях среди межличностных отношений много внимания уделяется дружеским отношениям, и мало - бытовым. И еще один интересный момент: в журнале «Oops!» чаще всего рассматриваются любовные отношения, а в журнале «Идель» они же рассматриваются реже остальных.
В журнале «Oops!»: бытовые - 6 раз, дружеские - 13 раз, деловые - 6 раз, любовные - 21 раз.
В журнале «Идель»: бытовые - 1 раз, дружеские - 12 раз, деловые - 5 раз, любовные - 1 раз.
В обоих изданиях рассматриваются групповые отношения и межгрупповые - только в журнале «Oops!». Описываются виды групповых сообществ: официальные или неформальные (в обоих журналах), по численности: маленькие группы (только в журнале «Oops!») и большие (в обоих журналах), по полу: представители разных полов (в обоих журналах), по степени стабильности: существующие неопределенное и довольно длительное время / постоянно (в обоих журналах), по возрасту: разного возраста (в обоих журналах), по социально-пространственному фактору: функционирующие как в рамках какого-либо учреждения, так и в границах улицы, парка, двора и в целом (в обоих журналах), по функциям и целям: функционально направленные (только в журнале «Идель») и полифункциональные (в обоих журналах).
По типам поведения в обоих изданиях превалировали публикации, описывающие сотрудничество, а описанию противоборства и контрастного взаимодействия уделялось меньше внимания.
В журнале «Oops!»: сотрудничество - 24 раза, противоборство - 14 раз, контрастное взаимодействие - 14 раз.
В журнале «Идель»: сотрудничество - 13 раз, противоборство - 2 раза, контрастное взаимодействие - 0 раз / ни разу.
Противоборство и контрастное взаимодействие - это более сложные типы поведения в отношениях молодежи в сравнении с сотрудничеством. Именно этим типам поведения следовало бы уделить больше внимания, но в обоих изданиях мы наблюдаем обратное. Но, мы можем предположить, что причиной этого в журнале «Идель» являются жанровые особенности проанализированных нами публикаций.
По темам можно сделать следующие выводы. В проанализированных нами публикациях рассматривались такие проблемно-тематические направления.
К I группе проблем, связанной с отношениями с учителями, преподавателями, администрацией образовательного учреждения и связанной с отношениями с одноклассниками или другими людьми, обучающимися в образовательном учреждении авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 2 раза.
Ко II группе проблем, связанной с выбором дополнительного круга взаимодействия, кроме школьного и связанной с гармоничным сочетанием школьной учебы и новых интересов и потребностей авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 2 раза.
К III группе проблем, связанной с проблемами процесса обособления и связанной с проблемами эгоцентризма, излишней сосредоточенности на себе и поглощения собой авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 1 раз.
К IV группе проблем, связанной с проблемой несоответствия идеальных жизненных планов, мечты с социальной реальностью и связанной с проблемой разочарования в собственном выборе авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 0 раз / ни разу.
К V группе проблем, связанной с проблемами приспособления (социализации), связанной с проблемами межличностных и внутригрупповых отношений в новых коллективах, связанной с потребностью в индивидуальной интимной дружбе, связанной с проблемами профессионального становления и связанной с кризисом смысла жизни авторы в журнале «Oops!» обращались 49 раз (то есть в каждой публикации и не к одной проблеме), в журнале «Идель» - 28 раз (то есть в каждой публикации и не к одной проблеме). Это оказалась самая популярная группа тем.
К VI группе проблем, связанной с взрослым периодом жизни молодого человека авторы в обоих журналов не обращались ни разу.
Мы можем говорить о том, что в журналах «Oops!» и «Идель» к определенным проблемам, связанным с разочарованием в собственном выборе, кризисом смысла жизни и взрослым периодом жизни молодого человека авторы не обращаются вообще, несмотря на то, что в обсуждении этих проблемных моментов ребята нуждаются, и молодежные СМИ могли бы оказывать им серьезную помощь.
По идеям можно сказать следующее. Рассматривая различные проблемы, возникающие в жизни парней и девушек, авторы дают различные советы. В рекомендациях в публикациях в журнале «Oops!» мы могли видеть, что автор противоречит сам себе; не рассматривает часто возникающие ситуации; не отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у читателей после прочтения публикаций, дает весьма поверхностные советы.
Рекомендации в публикациях в журнале «Идель» мы практически не встретили и предположили, что причиной этого является жанровое своеобразие проанализированных нами публикаций.
По структурным элементам текста, выражающим идею, можно сказать, что идеи в текстах выражают различные виды информации: дескриптивная (описательная), прескриптивная, валюативная (оценочная) и нормативная.
В журнале «Oops!»: дескриптивная - 22 раза, прескриптивная - 1 раз, валюативная - 1 раз, нормативная - 24 раз.
В журнале «Идель»: дескриптивная - 13 раз, прескриптивная - 0 раз / ни разу, валюативная - 13 раз, нормативная - 1 раз.
Можно сделать вывод о том, что в основном максимально полно и чаще всего авторы публикаций обоих изданий выражают идею с помощью дескриптивной информации. Стоит отметить, что, не смотря на качество, нормативная информация присутствует во всех материалах журнала «Oops!». В то же время, зачастую в публикациях не хватает дескриптивной информации. По этой причине читатели не всегда могут сформировать в голове четкие и полные образы предметов анализа авторов, что влияет на усвоение материала. Что же касается прескриптивной и валюативной информации, то ее нехватка в журнале «Oops!» также ощущается, а вот в журнале «Идель» валюативная информация встречается в каждой публикации. Образы и оценки предметов анализа авторов формируются без труда, и какая-либо дополнительная информация, в рамках используемых жанров, требуется редко.
Мы выяснили, что подходы к рассмотрению различных типов и видов отношений в журналах «Oops!» и «Идель» сильно отличаются.
Что же касается журнала «Vice», то в нем, к сожалению, трудно найти глубокий анализ проблем социальных отношений молодежи и грамотные советы (не смотря на то, что интересующая нас проблематика присутствует на страницах журнала). Развлекательный характер публикаций не предполагает разбора конкретных проблем и рекомендаций к действиям. Более того, мы предполагаем возможным негативное влияние материалов на молодежь.
В издании «Oops!» практически ко всем темам материалов относятся поверхностно. Углубленное изучение проблем, подробный анализ сложных ситуаций в этом издании не встречается. Нет и достаточного количества рекомендаций, которые могли бы быть полезными для жизни молодых людей. Советы неубедительны и редко аргументированы.
В издании «Идель», в рамках жанров, в которых написаны проанализированные нами публикации, выполняются почти все необходимые требования. Нехватки информации не ощущается, ее подача соответствует жанрам и материалы гармонично вписываются в структуру всего журнала.
В издании «Vice» зачастую рассматриваются те или иные проблемы социальных отношений молодежи, но их глубокое изучение и достойные внимания советы в публикациях встречаются редко. Темы материалов более чем откровенны, отношение ко многим проблемам несерьезное, журналом пропагандируется полная свобода действий.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в исследуемой тематике два разных типа издания вполне работают на уровне своего типа: качественные («Идель») - качественно, массовые («Oops!» и «Vice») - не качественно.
Итак, мы проанализировали практику освещения проблематики выстраивания социальных отношений молодежи в молодежных журналах «Oops!», «Идель» и «Vice». Следует сказать, что современная молодежная пресса данной проблематике внимание уделяет, но все же объем информации, как в массовых, так и в качественном изданиях, кажется нам недостаточным, а качество материалов первых оставляет желать лучшего.
На наш взгляд, молодежная пресса только частично удовлетворяет потребности своей аудитории и жизненно важным проблемам молодежи не уделяется должного внимания. В большей степени это касается массовых изданий, так как зачастую непонятен отбор для анализа различных ситуаций, причин их возникновения и способов решения. Предоставляемая читателям информация в большинстве случаев не является ценной, так как авторы публикаций поверхностно анализируют проблемы, а их рекомендации неубедительны. В качественном же издании таких сложностей нет, но количество информации о выстраивании социальных отношений молодежи все же мало. Таким образом, становится понятным, к чему должны стремиться массовые и качественные издания, ориентированные на молодежную аудиторию. Следует помнить о том, что издания «создают» аудиторию, а аудитория, в свою очередь, «создает» издания. Издания могут не только удовлетворять, но и формировать потребности аудитории. А аудитория может выстраивать с изданиями эффективные отношения, поддерживать с ними обратную связь и делать ее качественной. В таком случае, разрыв между тем, что молодежи действительно нужно и необходимо, и тем, что ей предлагают СМИ будет минимальным.
1. Типы и виды формируемых отношений, описываемых в тексте:
- межличностные (виды: бытовые, дружеские, деловые, любовные)
- групповые и межгрупповые (виды групповых сообществ: официальные или неформальные, по численности, по степени стабильности, по полу, по возрасту, по социально-пространственному фактору, по функциям и целям).
2. Тип поведения по отношению к партнерам по взаимодействию:
- сотрудничество
- противоборство
- контрастное взаимодействие.
3. Тема публикации (факт и проблема как ракурс анализа факта).
4. Идея (опорная и рабочая).
5. Структурные элементы текста, выражающие идею.
Используя приведенные критерии анализа, мы в качестве образца применения разработанной системы анализа проанализировали подробно один текст из журнала «Oops!», №12 декабрь 2013 «Круче не придумаешь», автор публикации - Даша Мазуркина. Мы выбрали текст из массового журнала, так как выяснили, что массовые журналы гораздо доступнее читателю, нежели качественные. Таким образом, мы продемонстрировали, как будут проанализированы нами остальные тексты различных изданий.
В соответствии с теми же критериями мы составили таблицу, в которую занесли результаты исследования молодежных журналов разного типа. Журналы «Идель» мы рассмотрели как качественное издание, журналы «Oops!» и «Vice» - как массовое издание, и затем произвели сравнительную характеристику этих изданий. На основании результатов исследования нами были сделаны выводы.
По типу отношений мы можем сделать следующие выводы. В проанализированных нами публикациях в журнале «Oops!» и «Идель» рассматривались различные типы отношений: межличностные, групповые и межгрупповые. В обоих изданиях межличностные отношения рассматривались во всех публикациях, групповым отношениям уделялось гораздо меньше внимания в журнале «Oops!» и наоборот, в журнале «Идель» они рассматривались в каждой публикации, и, наконец, межгрупповым отношениям в журнале «Oops!» уделялось очень мало внимания, а в журнале «Идель» - не уделялось вообще.
В журнале «Oops!»: межличностные - 24 раза, групповые - 5 раз, межгрупповые - 1 раз.
В журнале «Идель»: межличностные - 13 раз, групповые - 13 раз, межгрупповые - 0 раз / ни разу.
В обоих изданиях среди межличностных отношений много внимания уделяется дружеским отношениям, и мало - бытовым. И еще один интересный момент: в журнале «Oops!» чаще всего рассматриваются любовные отношения, а в журнале «Идель» они же рассматриваются реже остальных.
В журнале «Oops!»: бытовые - 6 раз, дружеские - 13 раз, деловые - 6 раз, любовные - 21 раз.
В журнале «Идель»: бытовые - 1 раз, дружеские - 12 раз, деловые - 5 раз, любовные - 1 раз.
В обоих изданиях рассматриваются групповые отношения и межгрупповые - только в журнале «Oops!». Описываются виды групповых сообществ: официальные или неформальные (в обоих журналах), по численности: маленькие группы (только в журнале «Oops!») и большие (в обоих журналах), по полу: представители разных полов (в обоих журналах), по степени стабильности: существующие неопределенное и довольно длительное время / постоянно (в обоих журналах), по возрасту: разного возраста (в обоих журналах), по социально-пространственному фактору: функционирующие как в рамках какого-либо учреждения, так и в границах улицы, парка, двора и в целом (в обоих журналах), по функциям и целям: функционально направленные (только в журнале «Идель») и полифункциональные (в обоих журналах).
По типам поведения в обоих изданиях превалировали публикации, описывающие сотрудничество, а описанию противоборства и контрастного взаимодействия уделялось меньше внимания.
В журнале «Oops!»: сотрудничество - 24 раза, противоборство - 14 раз, контрастное взаимодействие - 14 раз.
В журнале «Идель»: сотрудничество - 13 раз, противоборство - 2 раза, контрастное взаимодействие - 0 раз / ни разу.
Противоборство и контрастное взаимодействие - это более сложные типы поведения в отношениях молодежи в сравнении с сотрудничеством. Именно этим типам поведения следовало бы уделить больше внимания, но в обоих изданиях мы наблюдаем обратное. Но, мы можем предположить, что причиной этого в журнале «Идель» являются жанровые особенности проанализированных нами публикаций.
По темам можно сделать следующие выводы. В проанализированных нами публикациях рассматривались такие проблемно-тематические направления.
К I группе проблем, связанной с отношениями с учителями, преподавателями, администрацией образовательного учреждения и связанной с отношениями с одноклассниками или другими людьми, обучающимися в образовательном учреждении авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 2 раза.
Ко II группе проблем, связанной с выбором дополнительного круга взаимодействия, кроме школьного и связанной с гармоничным сочетанием школьной учебы и новых интересов и потребностей авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 2 раза.
К III группе проблем, связанной с проблемами процесса обособления и связанной с проблемами эгоцентризма, излишней сосредоточенности на себе и поглощения собой авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 1 раз.
К IV группе проблем, связанной с проблемой несоответствия идеальных жизненных планов, мечты с социальной реальностью и связанной с проблемой разочарования в собственном выборе авторы в журнале «Oops!» обращались 7 раз, в журнале «Идель» - 0 раз / ни разу.
К V группе проблем, связанной с проблемами приспособления (социализации), связанной с проблемами межличностных и внутригрупповых отношений в новых коллективах, связанной с потребностью в индивидуальной интимной дружбе, связанной с проблемами профессионального становления и связанной с кризисом смысла жизни авторы в журнале «Oops!» обращались 49 раз (то есть в каждой публикации и не к одной проблеме), в журнале «Идель» - 28 раз (то есть в каждой публикации и не к одной проблеме). Это оказалась самая популярная группа тем.
К VI группе проблем, связанной с взрослым периодом жизни молодого человека авторы в обоих журналов не обращались ни разу.
Мы можем говорить о том, что в журналах «Oops!» и «Идель» к определенным проблемам, связанным с разочарованием в собственном выборе, кризисом смысла жизни и взрослым периодом жизни молодого человека авторы не обращаются вообще, несмотря на то, что в обсуждении этих проблемных моментов ребята нуждаются, и молодежные СМИ могли бы оказывать им серьезную помощь.
По идеям можно сказать следующее. Рассматривая различные проблемы, возникающие в жизни парней и девушек, авторы дают различные советы. В рекомендациях в публикациях в журнале «Oops!» мы могли видеть, что автор противоречит сам себе; не рассматривает часто возникающие ситуации; не отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у читателей после прочтения публикаций, дает весьма поверхностные советы.
Рекомендации в публикациях в журнале «Идель» мы практически не встретили и предположили, что причиной этого является жанровое своеобразие проанализированных нами публикаций.
По структурным элементам текста, выражающим идею, можно сказать, что идеи в текстах выражают различные виды информации: дескриптивная (описательная), прескриптивная, валюативная (оценочная) и нормативная.
В журнале «Oops!»: дескриптивная - 22 раза, прескриптивная - 1 раз, валюативная - 1 раз, нормативная - 24 раз.
В журнале «Идель»: дескриптивная - 13 раз, прескриптивная - 0 раз / ни разу, валюативная - 13 раз, нормативная - 1 раз.
Можно сделать вывод о том, что в основном максимально полно и чаще всего авторы публикаций обоих изданий выражают идею с помощью дескриптивной информации. Стоит отметить, что, не смотря на качество, нормативная информация присутствует во всех материалах журнала «Oops!». В то же время, зачастую в публикациях не хватает дескриптивной информации. По этой причине читатели не всегда могут сформировать в голове четкие и полные образы предметов анализа авторов, что влияет на усвоение материала. Что же касается прескриптивной и валюативной информации, то ее нехватка в журнале «Oops!» также ощущается, а вот в журнале «Идель» валюативная информация встречается в каждой публикации. Образы и оценки предметов анализа авторов формируются без труда, и какая-либо дополнительная информация, в рамках используемых жанров, требуется редко.
Мы выяснили, что подходы к рассмотрению различных типов и видов отношений в журналах «Oops!» и «Идель» сильно отличаются.
Что же касается журнала «Vice», то в нем, к сожалению, трудно найти глубокий анализ проблем социальных отношений молодежи и грамотные советы (не смотря на то, что интересующая нас проблематика присутствует на страницах журнала). Развлекательный характер публикаций не предполагает разбора конкретных проблем и рекомендаций к действиям. Более того, мы предполагаем возможным негативное влияние материалов на молодежь.
В издании «Oops!» практически ко всем темам материалов относятся поверхностно. Углубленное изучение проблем, подробный анализ сложных ситуаций в этом издании не встречается. Нет и достаточного количества рекомендаций, которые могли бы быть полезными для жизни молодых людей. Советы неубедительны и редко аргументированы.
В издании «Идель», в рамках жанров, в которых написаны проанализированные нами публикации, выполняются почти все необходимые требования. Нехватки информации не ощущается, ее подача соответствует жанрам и материалы гармонично вписываются в структуру всего журнала.
В издании «Vice» зачастую рассматриваются те или иные проблемы социальных отношений молодежи, но их глубокое изучение и достойные внимания советы в публикациях встречаются редко. Темы материалов более чем откровенны, отношение ко многим проблемам несерьезное, журналом пропагандируется полная свобода действий.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в исследуемой тематике два разных типа издания вполне работают на уровне своего типа: качественные («Идель») - качественно, массовые («Oops!» и «Vice») - не качественно.
Итак, мы проанализировали практику освещения проблематики выстраивания социальных отношений молодежи в молодежных журналах «Oops!», «Идель» и «Vice». Следует сказать, что современная молодежная пресса данной проблематике внимание уделяет, но все же объем информации, как в массовых, так и в качественном изданиях, кажется нам недостаточным, а качество материалов первых оставляет желать лучшего.
На наш взгляд, молодежная пресса только частично удовлетворяет потребности своей аудитории и жизненно важным проблемам молодежи не уделяется должного внимания. В большей степени это касается массовых изданий, так как зачастую непонятен отбор для анализа различных ситуаций, причин их возникновения и способов решения. Предоставляемая читателям информация в большинстве случаев не является ценной, так как авторы публикаций поверхностно анализируют проблемы, а их рекомендации неубедительны. В качественном же издании таких сложностей нет, но количество информации о выстраивании социальных отношений молодежи все же мало. Таким образом, становится понятным, к чему должны стремиться массовые и качественные издания, ориентированные на молодежную аудиторию. Следует помнить о том, что издания «создают» аудиторию, а аудитория, в свою очередь, «создает» издания. Издания могут не только удовлетворять, но и формировать потребности аудитории. А аудитория может выстраивать с изданиями эффективные отношения, поддерживать с ними обратную связь и делать ее качественной. В таком случае, разрыв между тем, что молодежи действительно нужно и необходимо, и тем, что ей предлагают СМИ будет минимальным.
Подобные работы
- Особенности публикаций о современной культуре России в китайских СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Радиопублицистика России: структурно-функциональные и проблемно-тематические характеристики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Особенности «ирландского вопроса» во внутренней политике Великобритании во второй половине XX - начале XXI веков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Анализ общественно-политической жизни Синьцзяна: 2019-2020 гг. (по материалам газеты «Синьцзян жибао»)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Мультимедийный формат как способ представления правовой информации в сетевых изданиях
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020 - Мультимедийный формат как способ представления правовой информации
в сетевых изданиях
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - КАЗУС PUSSY RIOT КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: РЕЛИГИОЗНЫЙ, ГЕНДЕРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕТСКИЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гендерно-аксиологическая специфика гламурно-глянцевых текстов
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



