АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ
С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ 11
1.1 Понятие и особенности системы управления взаимоотношениями с
потребителями 11
1.2 Требования ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в области
реализации принципа «ориентация на потребителя» 14
1.3 Методы управления взаимоотношениями с потребителями 17
1.4 Исследование удовлетворенности потребителей 23
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КАЧЕСТВА» 31
2.1 Общая характеристика ООО «Национальный институт качества» 31
2.2 Организационная структура ООО «Национальный институт качества» ... 35
2.3 Анализ системы управления взаимоотношениями с потребителями ООО
«Национальный институт качества» 40
2.3.1 Анализ выполненных услуг ООО «Национальный институт качества» 43
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ООО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ КАЧЕСТВА» 48
3.1 Комплексный SWOT- анализ деятельности ООО «Национальный
институт качества» 48
3.2 Анализ сайта ООО «Национальный институт качества» 50
3.3 Анализ конкурентов ООО «Национальный институт качества» 54
3.3 Разработка проекта стандарта организации по оценке удовлетворенности потребителей 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Приложение А - Сравнительная характеристика сайтов 82
Приложение Б - Виды оказываемых услуг сравниваемых организаций 84
Уже несколько столетий во всем мире большое значение придается качеству продукции и услуг. Качество продукции и услуг относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия, которые в значительной мере определяют выживаемость организации в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции или выполняемых услуг. В настоящее время высокое качество стало главным условием успеха фирм в конкурентной борьбе на рынке.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (далее ГОСТ Р ИСО 9000-2015): «Качество-степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям». [1]
Кроме того, «качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны». В соответствии с этим организация должна фокусировать свою деятельность на удовлетворении требований потребителей. Качество оценивается только потребителем и потому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Следовательно, для того, чтобы достичь успеха в своей деятельности, организации следует акцентировать внимание на нуждах и желаниях потребителя, а также построить и управлять взаимоотношениями с ним. Управление взаимоотношениями с потребителями становится наиболее важным в условиях значительной конкуренции. В такой ситуации необходимо не только произвести качественный продукт или выполнить услугу, но и понимать текущие и будущие потребности клиентов, отвечать их требованиям и стремиться превзойти их ожидания. В этой связи, исследования, посвященные управлении отношениями с потребителями, приобретают особенную актуальность.
Предмет исследования - система управления взаимоотношениями с потребителями организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Национальный институт качества».
Целью данной выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления взаимоотношениями с потребителями на ООО «Национальный институт качества».
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотрение теоретических аспектов управления
взаимоотношениями с потребителями;
• проведение анализа деятельности организации, системы взаимоотношениями с потребителями ООО «Национальный институт качества»;
• разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления взаимоотношениями с потребителями ООО «Национальный институт качества».
Теоретической и информационной базой написания работы послужили труды и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам взаимоотношений с потребителями, а также данные объекта исследования.
Структура выпускной квалификационной работы содержит список обозначений и сокращений, иллюстраций, таблиц, приложений, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Основная часть выпускной квалификационной работы включает в себя три главы.
В первой главе изучены теоретические аспекты управления взаимоотношениями с потребителями в организации в целом и их сущность.
Рассмотрены требования стандартов к подходам по управлению взаимоотношениями с потребителями, а также определены методы по оценке и измерению удовлетворенности потребителей.
Во второй главе отражена общая характеристика деятельности ООО «Национальный институт качества», ее организационная структура, а также проведен анализ системы управления взаимоотношений с потребителями в данной организации.
В третьей главе предложены основные направления повышения эффективности управления взаимоотношениями с потребителями ООО «Национальный институт качества».
В заключении обобщены результаты исследования и сформированы выводы о необходимости и преимуществах разработки и внедрения в организацию мероприятий по совершенствованию системы управления взаимоотношениями с потребителями.
Как показало исследование, избранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной для российских предприятий в условиях конкурентной рыночной среды.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в совершенствовании системы управления взаимоотношениями с потребителями на ООО «Национальный институт качества».
Для достижения указанной цели были поставлены ряд задач:
- рассмотрение теоретических аспектов управления
взаимоотношениями с потребителями;
- проведение анализа деятельности организации, системы взаимоотношениями с потребителями ООО «Национальный институт качества»;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления взаимоотношениями с потребителями ООО «Национальный институт качества».
Для достижения поставленной цели и задач выпускной квалификационной работы мной были выполнены следующие мероприятия.
В первой главе данной выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты управления взаимоотношениями с потребителями. Здесь мы выяснили, что управление взаимоотношениями с потребителями - это совокупность действий, направленных на установление долгосрочных отношений с целевыми клиентами организации для достижения поставленных целей. Также была проведена сравнительная характеристика ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в области реализации принципа «ориентация на потребителя» с целью выявления основных требований к осуществлению деятельности по управлению взаимоотношениями с потребителями. В работе были подробно рассмотрены методы управления взаимоотношениями с потребителями и поэтапно описана процедура проведения исследования удовлетворенности потребителей.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была рассмотрена деятельность ООО «Национальный институт качества», а также проведен анализ системы управления данной организации с потребителями.
В результате анализы мы выяснили, что в деятельности ООО «Национальный институт качества» система управления взаимоотношениями реализована как с внешними, так и с внутренними потребителями. Однако, мероприятия, касающиеся исследований и оценки удовлетворенности потребителей качеством оказанных услуг, в организации не проводятся.
В связи с тем, что качество выполняемых услуг существенно влияет как на финансовые показатели, так и на впечатление потребителей, для проведения оценки удовлетворенности потребителей услугами ООО «Национальный институт качества» , мной был проведен анализ предоставленных организацией работ за 2014 -2015 г. В результате данного анализа было выявлено, что за 2015 г. количество отказов от потребителей понизилось на 28 %, что говорит о повышение качества оказанных услуг ООО «Национальный институт качества».
В третьей главе на основе проведенного мной SWOT-анализа деятельности организации, а также выявленных слабых и сильных сторон, были обозначены направления по улучшению деятельности организации, включающие в себя:
• проведение анализа конкурентов;
• усовершенствование имеющиеся виды предлагаемых услуг с помощью привлечения специалистов и приобретения соответствующего оборудования;
• расширение спектра услуг организации;
• проведение анализа удовлетворенности потребителей услугами организации посредством анкетирования, опросов и обработки входящих звонков.
В ходе проведенного сравнительного анализа сайта ООО «Национальный институт качества» и организаций, осуществляющих аналогичную деятельность, а также расчета интегральной характеристики выявлены 4 направления, по которым предприятие является отстающей: «Оформление», «Содержание», «Интернациональность», «Наличие отзывов о работе организации». На основе результатов анализа были предложены по каждому из направлений меры по их совершенствованию.
В связи с тем, что на современном рынке услуг сформировалась ситуация острой конкуренции и для того, чтобы не потерять и приобрести новых потребителей, необходимо осуществлять мониторинг рынка услуг. В связи с этим мной был проведен анализ конкурентов методом бенчмаркинг. В итоге проведенного анализа деятельности конкурентов ООО «Национальный институт качества» были выявлены преимущественные отличия каждой организации в виде перечня услуг, которые не предоставляются в ООО «Национальный институт качества». Данный список был предложен как рекомендация для усовершенствования деятельности организации.
Для реализации и внедрения в организацию мероприятий по оценке и измерению удовлетворенности потребителей был разработан стандарт организации, регламентирующий данную деятельность.
Реализация и внедрение стандарта организации позволит:
• ввести оценку удовлетворенности потребителей в один из основных процессов организации;
• выявить запросы внутренних и внешних потребителей к качеству оказываемых услуг;
• удержать существующих и привлечь новых потребителей;
• измерить уровень удовлетворенности/неудовлетворенности
качеством оказываемых услуг;
• на их основе разработать содержательные рекомендации по совершенствованию процесса оказания услуг организацией;
• оперативно реагировать на текущую ситуацию.
Также для оценки и измерения удовлетворенности потребителей предложены анкеты внутренних и внешних потребителей и формы для управления претензиями и жалобами, входящие в состав разработанного стандарта организации. В журнале учета жалоб для объекта и описания претензии было предложено ввести кодировку, которая позволит перевести стандартные слова в цифры, тем самым способствуя ускорению процесса восприятия информации. Анализ полученных данных в результате анкетирования предложено проводить с помощью инструмента визуализации диаграммы Парето.
Таким образом, можно предположить, что осуществление вышеперечисленных мероприятий позволит не только усовершенствовать имеющуюся систему управления взаимоотношений с потребителями в организации, но и поможет определить текущие и будущие требования и ожидания потребителей.
1) ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- Введ. 2015-28-09. - Москва: Стандартинформ,2015.-13 с.
2) Грановский, О. Д. Автоматизация взаимоотношений с клиентами [Текст] / О. Д. Грановский // Век качества. - 2003. - №6. - С. 48-50.
3) Щербакова, Е. М. Ориентация на внутреннего потребителя как метод мотивации персонала [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 118-121
4) Кузина, М. С. Управление взаимоотношениями с потребителями в системе менеджмента качества [Электронный ресурс] / М. С. Кузина// Электронное периодическое научное издание «Системное управление»/-2011.- Режим доступа : http://sisupr.mrsu.ru/2011 -4/PDF/7/Kuzina.pdf (дата обращения 12.02.2016)
5) Орлова, И. В. и др. Ориентация на потребителя - важнейший принцип менеджмента качества ИГМУ [Текст] //Культура. Наука. Образование. - 2011. - №. 4. - С. 101-104.
6) ГОСТ ISO 9001-2011.Системы менеджмента качества. Требования.- Введ. 2013-01-01.- Москва: Стандартинформ, 2012
7) Косых, Д.А. Анализ требований ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в области реализации принципа «ориентация на потребителя» [Электронный ресурс] / Косых Д.А., Третьяк Л.Н., Коновалов// Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»/-2016.- Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21782.pdf(дата обращения 20.02.2016)
8) Галямова, Э. Ф. Стратегия формирования устойчивых
взаимоотношений с потребителями промышленных предприятий [Текст] //Вестник Удмуртского университета. - 2011. - №. 2-1.
9) Фадеева, Н. В. Методология оценки качества услуг // Вестник ТГТУ.
2012. №2. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodologiya-otsenki-kachestva-uslug (дата
обращения: 25.03.2016)
10) Маркетинг в сфере сервиса [Текст]: учеб./ В.А. Бабурин [и др.].- Санкт-Петербург: Астерион, 2014. -439 с.
11) Гагарин, А.И. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие / А.И. Гагарин, В.А. Журавлев. - Новосибирск: СГГА. - 2012. - 213 с.
12) Проведение исследований, направленных на оценку
удовлетворенности внутренних потребителей качеством процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: ZZnarfu.ru/pomorsu.ruZwww.pomorsu.ruZ_docZlocalZqualityZexpertZmr_mark.pdf(дата обращения: 28.03.2016)
13) Анкетный опрос: виды, способы, преимущества, недостатки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:ZZsocupr.blogspot.ru/2009Z11Zblog- post_4433.html(дата обращения: 29.03.2016)
14) Капустина, Л. М. Методические подходы к оценке удовлетворенности потребителей продукции промышленного назначения [Текст] / Л. М. Капустина, А. В. Бабенкова - известия уральского государственного экономического университета. - 2010. - выпуск № 1. Т. 27. -с. 49-57.
15) ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.-Введ. 2011-06- 01.-Москва: Стандартинформ, 2011.-10 c.
16) Самсонова, М. В. Всеобщее управление качеством [Текст] : учебное пособие / М. В. Самсонова. - Ульяновск : УлГТУ, 2014. - 232 с.
17) Салимова, Т. А. Управление качеством [Текст] //Т.А. Салимова- 2011. - 2013.
18) ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования.-Введ. 2015-11-01 .-Москва: Стандартинформ, 2015.-25 c.
19) ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению.-Введ. 2012-06-01.-Москва : Стандартинформ, 2012 .-2 с.
20) Национальный институт качества [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://institut-kachestva.com/uslugi/(дата обращения 13.03.2016)
21) Общественная плата Республики Татарстан [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://oprt.tatarstan.ru/soyuz-potrebiteley-respubliki-tatarstan.htm(дата обращения 15.03.2016)
22) Линейно-функциональная организационная структура [Электронный
ресурс].- Режим доступа: http://www.dekanblog.ru/lineino-funkcionalnaya-
orgstruktura/ (дата обращения 22.03.2016)
23) Романова, Е. А. Управление взаимоотношениями с клиентами //
Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. №04. [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-vzaimootnosheniyami-s-klientami(дата обращения: 09.04.2016)
24) Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебное пособие //Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. - 2010.-122 c.
25) Роль информации в современном обществе [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://infdeyatchel.narod.ru/rol_inf.htm(дата обращения
28.03.2016)
26) Гагарина, Г. Ю. Конкурентоспособность России и ее регионов [Текст]: организационный аспект управления/ Гагарина Г. Ю., Чайникова Л. Н - Вестник Российского экономического университета имени ГВ Плеханова. - 2014. - №. 8. - С. 74.
27) Логинова, Е.Ю. и др. Бенчмаркинг-инструмент развития конкурентных преимуществ [Текст] - Litres, 2015.
28) ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. -Введ. 2010-07-01.-Москва: Стандартинформ, 2009.