Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект как совладающий ресурс в переговорах

Работа №86901

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические основы исследования эмоционального
интеллекта как совладающего ресурса в переговорах 10
Раздел II. Переговоры- как альтернативный метод разрешения конфликтов 28
Раздел III. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта как
совладающего ресурса в переговорах 48
Заключение 71
Список литературы 76
Приложения

Актуальность темы исследования. В России изучение конфликтов является особенно актуальным. Российское общество на протяжении последних десятилетий переживало период трансформации социальной структуры, социальных норм и ценностных ориентаций, что способствовало росту количества и интенсивности межличностных, межгрупповых и межэтнических конфликтов.
В отечественной и зарубежной литературе конфликтам посвящено большое количество научных публикаций, в которых рассматривались ситуативные, личностные, культурные факторы выбора стратегий взаимодействия в конфликте.
В социальной психологии наибольшее внимание уделяется проблеме межличностных конфликтов, которые являются неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Современные исследования свидетельствуют, что конфликт может иметь как конструктивные, так и деструктивные последствия в зависимости от стратегий и способов его разрешения.
Отечественные и зарубежные исследователи считают, что интенсивные эмоции, переживаемые участниками конфликта, оказывают влияние как на восприятие конфликтной ситуации и партнеров по взаимодействию, так и на предпочтение стратегий и способов взаимодействия в конфликте. Роль эмоций и эмоциональной регуляции во взаимодействии в конфликте обуславливает актуальность эмпирического исследования эмоционального интеллекта как фактора взаимодействия в конфликте.
До настоящего времени эмпирические исследования проявления эмоционального интеллекта в конфликте очень немногочисленны. Эмоциональный интеллект рассматривается исследователями как один из важнейших факторов успешности личности в социальном взаимодействии.
Несмотря на то, что эмоциональный интеллект является относительно новым научным понятием, эмпирические исследования, направленные на изучение роли эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии, проводятся не только в США, Западной Европе и России, но и в странах Азии.
С переходом на рыночную экономику у отечественных бизнесменов появилась необходимость уделять большее внимание такому способу коммуникации, как переговоры. Их развитие является способом «цивилизованного» взаимодействия между деловыми партнерами. Значение исследования таких коммуникаций связано с потребностью в выявлении факторов, которые имеют значение для переговоров, в регулировании их особенностей и на этой основе выработке механизмов прогнозирования возможных итогов.
Стоит отметить, что в научной среде часто стала затрагиваться проблема эмоционального интеллекта. Его содержательной характеристикой являются такие внутренние качества человека, которые ясно могут воздействовать на переговорный процесс: способность воспринимать и возбуждать эмоции у другого человека; развитие уровня мыслительного процесса посредством эмоций; рефлексивная регуляция эмоций и т.п. По мнению некоторых авторов, показатель эмоционального интеллекта (EQ) обладает большей прогностической ценностью, чем коэффициент интеллекта (IQ), давая отсылку на результаты многочисленных исследований, согласно которым доля IQ в жизненном и деловом успехе человека составляет около 20%, а доля эмоционального интеллекта - около 80%.
Таким образом, становится востребованным вопрос о связи эмоционального интеллекта, прямой или опосредованной, с теми или иными аспектами взаимодействия между людьми в ходе переговорного процесса.
Для научного переосмысления является важнейшей задачей выяснить, каким образом следует понимать «эмоциональный интеллект», как рассматривать сочетание составных терминов этого понятия. Исследование данного явления привнесет теоретическое обогащение материала. С точки зрения общественных отношений понимание основ управления «эмоциональным интеллектом» в процессе переговоров значительно повысит их плодотворность. Соответственно повысится внимание к соответствующим практикам, появится спрос на научное знание. Знание особенностей эмоционального интеллекта в переговорах поможет эффективно устранять конфликтные ситуации.
Степень научной разработанности. Первоначально концептуальную разработку эмоционального интеллекта осуществили зарубежные исследователи Г. Гарднер и Г. Айзенк. Их теории, в основе которых лежало понимание интеллекта, как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкой информации и способствующих успешности взаимодействия между людьми, стали основой для дальнейших исследований.
На современном этапе исследования эмоционального интеллекта вполне могут претендовать на статус самостоятельного научного направления. Публикация в 1995 г. книги Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Эмоциональный интеллект с его точки зрения представляет способность толковать эмоции других людей и использовать их в своих интересах.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» в научный оборот психологии ввели Дж. Мэйер и П.Сэловей. Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей).
В отечественных и зарубежных исследованиях была показана роль эмоционального интеллекта в адаптации к новым социальным условиям, в совладании со стрессом (Е. В. Ерохина, Т. С. Киселева, Т. А. Панкова, R. Bar On, Lin Yi-Chun), в межличностном взаимодействии, межличностных отношениях (R. Bar On, J. D. Mayer, M. и др.), в управленческой деятельности (О. В. Белоконь, Т. С. Киселева, А. К. Кравцова, А. С. Петровская)1.
Среди отечественных работ стоит отметить И.Н. Андрееву, Л.Д. Камышникову, Н. В. Люсина, Е. А. Сергиенко, которые изучали эмоциональный интеллект с точки зрения его роли в межличностном взаимодействии.
Эмпирические исследования роли эмоционального интеллекта в конфликте очень немногочисленны (С. П. Деревянко), но свидетельствуют, что эмоциональный интеллект проявляется как в восприятии конфликтной ситуации, так и в предпочтении стратегий взаимодействия в конфликте. В то же время роль эмоционального интеллекта в предпочтении способов взаимодействия в конфликте у представителей различных культур до настоящего времени не становилась предметом эмпирического исследования .
Однако обзор литературы по данной проблематике приводит нас к выводу о низкой степени изученности роли эмоционального интеллекта в переговорном процессе. Это и предопределило цель нашего исследования - выявить и охарактеризовать связь эмоционального интеллекта индивидов с результативностью переговоров между ними.
Научная новизна работы состоит в выявлении роли и значимости эмоционального интеллекта в переговорном процессе в ходе урегулирования конфликта на примере организаций. Во-первых, в работе представлены авторские рекомендации по использованию ресурсов эмоционального интеллекта. Во-вторых, на основании проведенного собственного эмпирического исследования раскрыта роль эмоционального интеллекта как совладающего ресурса в переговорах.
Объект исследования - переговоры как способ преодоления конфликтов.
Предмет исследования - специфика эмоционального интеллекта как совладающего ресурса в переговорах.
Цель исследования - выявить специфику эмоционального интеллекта как совладающего ресурса в переговорах.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. выявить теоретико-методологические основы эмоционального интеллекта;
2. рассмотреть специфику влияния эмоционального интеллекта на разрешение конфликтов;
3. оценить преимущество использования эмоционального интеллекта, как способа разрешения конфликтов;
4. описать характеристики организации и определить наличие конфликтов в ней;
5. дать рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в переговорах при разрешении конфликта на примере судебных переговоров.
Методы исследования. В работе был использованы ситуативный подход, структурно-функциональный подход, системный подход, анализ, синтез.
Ситуативный подход позволил рассмотреть подробно каждый конкретный конфликт, возникающий в организации, выявить его характеристики.
Структурно-функциональный метод позволил исследовать каждую часть системы и зависимость между этими частями в рамках единого целого, так как отдельные социальные явления выполняют определенную функцию в поддержке и изменении социальной систем.
С помощью системного подхода, мы смогли объединить знания в единую систему и рассмотреть разные элементы как единую систему.
Анализ позволил рассмотреть каждую составляющую со всех сторон.
С помощью синтеза мы с могли объединить имеющиеся знания о конкретных явлениях воедино и рассмотреть как целую часть.
Также в работе автор применила методы сбора эмпирических данных: экспертный опрос, методы математико-статистической обработки данных.
При написании данной работы использовались традиционный анализ документов, были применены общелогические методы синтеза и анализа, обобщения и систематизации информации о деятельности организации.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть полезны для дальнейшего изучения эмоционального интеллекта в рамках специальных дисциплин направления «Конфликтология». Также рассмотрение данного исследования помогут в расширении знаний о значимости применения эмоционального интеллекта в различных профессиях, и последствия, вытекающие от неумения в обращении с эмоциональным интеллектом.
Структура работы. Работа состоит из введения трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении дается актуальность работы, установлены цель, задачи, объект, предмет. В первом разделе представлены определение конфликта, специфика, виды; рассматривается суть переговоров в конфликтных ситуациях; изучается место эмоционального интеллекта в переговорах. Во втором разделе рассматриваются характеристики организации, и наличие конфликтов в ней. Даются рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в переговорах при разрешении конфликта на примере отношений руководителя и подчиненного. В заключении приводятся выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоциональный интеллект — это сложившиеся у индивида устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде или способы творческого ее изменения. Анализ работ российских и зарубежных ученых и собственных эмпирических исследований позволяет сделать следующие выводы.
1. Основа эмоционального интеллекта - понимание эмоций и управление ими. Характерной особенностью эмоционального интеллекта является его направленность на анализ значимой для личности информации. На развитие эмоционального интеллекта оказывают влияние когнитивные и нейродинамические особенности, ценностные ориентации личности.
2. Эмоциональный и социальный интеллект имеют общие черты, отличающие их от других видов интеллекта: взаимосвязь с личностными особенностями, в частности с нравственным развитием личности, с ценностными ориентациями личности, с системой отношений личности с собой и другими людьми.
Перспективным направлением представляются подходы к исследованию эмоционального интеллекта, которые учитывают влияние социальных и культурных факторов на развитие и проявление эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект является значимым фактором предпочтения стратегии сотрудничества в конфликте. Эмоциональный интеллект влияет на восприятие конфликтной ситуации и является фактором ориентации на решение проблемы.
На протяжении тысячелетий конфликты остаются одной из наиболее важных проблем, которые затрагивают практически каждого человека. От разрешения межличностных конфликтов зависит успешность делового взаимодействия, развитие межличностных отношений, эмоциональное состояние и физическое здоровье, а иногда и жизненный путь личности. Одной из наиболее важных характеристик конфликтной ситуации являются интенсивные эмоции, переживаемые участниками конфликта и оказывающие влияние как на восприятие конфликтной ситуации, так и на выбор стратегий и способов взаимодействия в конфликте. Эмоциональный интеллект и его компоненты: «понимание эмоций» и «управление ими» оказывают влияние на предпочтение способов взаимодействия в конфликте.
В связи с этим изучение роли эмоционального интеллекта в конфликте представляется особенно значимым, а взаимодействие в конфликте может рассматриваться как одна из основных сфер проявления эмоционального интеллекта.
Поскольку конфликтная ситуация, нередко, развивается стремительно, не оставляя участникам времени на глубокое понимание своих чувств, а интенсивные негативные эмоции могут стать причиной эскалации конфликта и его деструктивных последствий, управление эмоциями является ведущим компонентом эмоционального интеллекта в конфликте.
Итак, эмоциональный интеллект проявляется в готовности к открытому выражению своих чувств и позиции в конфликте и в готовности к сотрудничеству с партнером в конфликте.
Перейдя к переговорам, можно сказать, что переговоры - это процесс, при котором стороны конфликта дискутируют, желая достигнуть наиболее оптимального решения для обеих сторон без вовлечения в этот процесс посредников (медиаторов) или судебных учреждений.
Но с учетом эмоционального подтекста спорной ситуации или конфликта, переговоры между сторонами чаще всего становятся неэффективными, либо затягиваются на неопределенный срок, что в принципе одно и то же.
Любые переговоры многофункциональны и предусматривает одновременное выполнение нескольких функций, главное в такой ситуации, чтобы позиции сторон были согласованы.
Согласно позиции современных исследователей, конфликт является важной составляющей общественных отношений, а значит, что каждый из членов общества так или иначе принимал участие в том или ином конфликте. Переговоры прямые или опосредованные можно отнести к самому оптимальному способу разрешения конфликта или спора. В связи с чем исследование многообразных аспектов переговоров является не только перспективным направлением научных исследований, но и значимым для каждого из членов общества. Не стоит забывать, что одно лишь знание о переговорном процессе не может быть достаточной основе для успеха. Важное значении при этом также имеют переговорные навыки, которые приобретаются в ходе практической деятельности. Благодаря переговорам можно достичь конечного результата только в том случае, если конфликтующие стороны действительно стремятся совестно решить проблему.
Обновленное гражданское законодательство и рыночные отношения открыли возможность для использования в нашей стране и других форм разрешения конфликтов, споров, которые существуют в международной практике. Таким образом, участники рыночных отношений для того, чтобы решить спор или конфликт могут первоначально прибегнуть к альтернативным способам урегулирования спора, а уже в последнюю очередь - в суд.
Переговоры - это процесс, при котором стороны конфликта дискутируют, желая достигнуть наиболее оптимального решения для обеих сторон без вовлечения в этот процесс посредников (медиаторов) или судебных учреждений. Переговоры, являясь альтернативным способом разрешения конфликтов, используются сторонами в случае их понимания последствий передачи конфликта на рассмотрение арбитражному суду, попытки поиска другого способа разрешения противоречий. Отличительной чертой переговоров является то, что ее стороны взаимозависимы. В связи с чем, прилагая определенные усилия, стороны стараются урегулировать появившиеся разногласия. Эти старания нацелены на совместный поиск решения проблемы. В противном случае такие переговоры являются неэффективными или же используются одной из сторон в качестве отвлечения внимания.
Согласно нашему исследованию, была выведена основная гипотеза: Эмоциональный интеллект играет важную роль в ходе судебных переговоров: чем активнее судья пользуется эмоциональными реакциями, тем эффективнее получаются результаты переговоров.
Гипотеза подтвердилась, судьи выступавшие в роли экспертов признали эффективность работы с эмоциями в ходе судебного процесса. Также все эксперты согласились, что эмоции, это неотъемлемая часть нашей жизни и что ими нужно уметь правильно пользоваться, так же нужно быть компетентным в нескольких областях знаний, нужно всегда представлять о чем речь ведут оппоненты, иначе можно вынести не верное решение. На счет тог нужно ли уметь пользоваться эмоциональным интеллектом судье, мнения немного разделились на тех кто говорит, что нужно и тех, кто говорит, что лишь отчасти, но все судьи согласились в том, что для управления эмоциональным интеллектом, нужно, в первую очередь, уметь разбираться со своими эмоциями, выстраивать их в связи с конкретной ситуацией. Так же важно обладать различными техниками активного слушания, и видеть полную картину поведения человека: мимика, жесты, голос и прочее. Вспомогательные гипотезы:
1. Эмоции всегда дают понять, что чувствует оппонент и насколько он честен.
2. Судьи пользуются эмоциональным интеллектом не только в зале заседаний, но и со своими коллегами и в повседневной жизни.
Так же мы смогли подтвердить вторую вспомогательную гипотезу, о том, что эмоции всегда дают понять, что чувствует оппонент и насколько он честен. Было отмечено экспертами, что именно эмоции позволяю узнать честность их переговорщиков, это все считывается в мимике, эмоциях, изменениях голоса.
На основе проведенного исследования, можно дать несколько рекомендаций:
1. Для того что бы изучить эмоциональный интеллект судей, нужно более детально рассмотреть все аспекты судебных процессов.
2. Для повышения использования эмоционального интеллекта, нужно больше повышать знаний о том, каким образом эмоции могут изменять ситуацию
3. Координируя процесс, судья должен уметь быстро оценивать свои эмоции, и перестраивать их в позитивное русло, что в дальнейшем поможет более сильно контролировать эмоции оппонентов.
4. Каждую эмоцию нужно связывать с безоценочностью, для более честного и правильного решения.
5. Повышение своего кругозора и навыков, является основой для высокого уровня эмоционального интеллекта.



1. Федеральный Закон «О третейских судах в Российской Федерации »»: [ Федер. закон: принят Гос. Думой 24. 07.2002г № 102 ФЗ].
2. Федеральный закон «ОО саморегулируемых организациях»:
[ Федер. закон: принят Гос. Думой 01.12.2007 № 315 ФЗ.].
3. Конституция Российской Федерации: [ Принята народным голосованием 12.12.1993: с учетом всех последних поправок]
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: [Принят Гос. Думой 21.10,1994г]
Печатные издания
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.; Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. - СПб.: БХВ- Петербург, 2012. - 288 с.
3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. / И.Н.Андреева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 288 с.
4. Bar On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) // Psicotethema. - 2006. - Vol. 18. - P. 13-25.
5. Белинская Е.П. Социальная психология личности. / Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 301 с.
6. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 12.05.2008. - М., 2008. - 168 с.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. / Э.Берн. - М.: Эксмо, 2015. - 576 с.
8. Бурланчук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. / Л.Ф. Бурланчук - СПб.: Питер, 2014. - 384 с.
9. Бхарвани Г. Важнее, чем IQ! EQ: эмоциональный интеллект. Тренинг секретного интеллекта, который дает эффективность в любом деле / Г. Бхарвани. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2014. - 218 с.
10. Gardner H. Multiple intelligence. - N.Y., 1993;
11. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. - №1. - С. 15-21
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. / Д.Гоулман. - М.:АСТ: Астрель, 2011. - 478 с.
13. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R. Models of emotional intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.) // Handbook of Intelligence. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. - Pp. 396-420
14. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии / Р.М. Грановская. - М.: Генезис, 2012. - 573 с.
15. Деревянко С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. - М.: Изд-во ИП РАН, 2009. - С. 90-113.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. / В.Н.Дружинин - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.
17. Ерохина Е.В. Стратегии преодолевающего поведения и социальной адаптации при различных профилях эмоционального интеллекта: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 25.05.2011. - Краснодар, 2011. - 226 с
18. Зайцев А.К. Социальный конфликт / А.К.Зайцев. - М.: Academia,
2014. - 464 c.
19. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 23.04.2012. - М. - 2012. - 122 с.
20. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 20.06.2014. - М., 2014 - 223 с.
21. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: АСТ, 2010. - 446 с.
22. Комарова А.И. Культурно-психологические особенности взаимосвязи цен-ностей и эмоционального интеллекта: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 13.11.2011. - Саратов, 2011 - С.25.
23. Конфликтология / под ред. В.П. Ратникова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 318 с.
24. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Л.В.Куликов. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
25. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2014. - 299 с.
26. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие / Н.И.Леонов. - СПб.: Питер, 2015 - 240 с.
27. Lin Yi-Chun, Shin-yih Chen A., Song Yi Chen Does your intelligence help to survive in a foreign jungle? The effect of cultural intelligence and emotional intelli-gence on cross-cultural adjustment // International Journal of intercultural relations. - 2012. - No36 - P.541-552
28. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. - М.: Просвещение, 2011 - 129 с.; Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. - М.: Дашков и К, 2009. - 386 с.
29. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1996. - С. 285.
30. Mayer, J. D, Models of emotional intelligence. In R. J. Sternberg (Ed.) // Handbook of Intelligence. - Cambridge, England: Cambridge University Press, 2000. - Pp. 396-420.
31. Mayer J.D., Caruso D. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings // Applied and Preventive Psychology. - 1995. - No 4.- P.197-208
32. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбрук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 300 с.
33. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. - М.,
2015. - 213 с.
34. Панкова Т.А. Эмоциональный интеллект как фактор социально-психологической адаптации молодых специалистов: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2011 - 131 с.
35. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. - М.: Изд-во МГУ, 1989 - 216 с.
36. Петровская А.С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 12.07.2007. - Ярославль, 2007. - 225с.
37. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. - СПб.: Речь, 2013 - 410 с.
38. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж, Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Журнал Высшей Школы Экономики. - 2014. - № 4. - С. 3.
39. Saarni C. Cognition, context and goals: significant components in social-emotional effectiveness // Social Development. - 2011. - V. 10. - No 1. - P. 125.
40. Тихомиров О.К. Эмоции и мышление / О.К. Тихомиров. - М.: МГУ, 2014. - 192 с.
41. Цейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П. Цейнов. - М.: Амалфея, 2016. - 230 с.
Электронные ресурсы
1. Сивакова Г. Конфликты при увольнении [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://magazine.hrm.ru/uvolnenie-nacionalnye-osobennosti,проверено.- свободный (22.05.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ