Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ № 1212 города Москвы
Выборка: по 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) из 4-х классов (12-13 лет).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие скоростно-силовых способностей и их особенности 7
1.2. Методика развития скоростно-силовых особенностей 11
1.3. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 15
1.4. Применение специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей 20
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-Х КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ методики развития координационных и силовых способностей у младших школьников 33
3.2. Анализ результатов исследования 38
3.3. Рекомендации по повышению скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов 40
3.4. Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики воспитания скоростных способностей у учащихся 4-х классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание процесса воспитания скоростно – силовых способностей̆ школьников на уроках физической̆ культуры.
2. Рассмотреть средства, способствующие воспитанию скоростно- силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
3. Представить опыт реализации средств воспитания скоростно-силовых способностей школьника на уроках физической культуры.
4. Выполнить анализ результатов опытно- экспериментальной работы по воспитанию скоростно – силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс воспитания скоростных особенностей у учащихся 4 классов на занятиях физической культурой будет эффективным в том случае, если:
– разработать специальный комплекс физических упражнений и подвижных игр, направленных на воспитание скоростных способностей и включить его в структуру урока;
– повысить интерес учащихся к занятиям с помощью подвижных игр и эстафет с элементами легкоатлетических упражнений.
Методы исследования: теоретический̆ анализ методической̆ и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, тестирование; опытно - экспериментальная работа; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Проблема физического воспитания детей̆ школьного возраста играет важную роль в современной̆ системе образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие основных двигательных качеств школьников и их скоростно-силовых навыков является залогом их здорового организма в будущем.
С первых уроков в школе особое внимание должно уделяться быстроте, скорости, то есть преодолению за счет мышечных усилий внешнего сопротивления. В случае, если самые благоприятные периоды для развития таких качеств упущены, организм едва ли будет иметь возможность восполнить утраченные возможности.
Таким образом, для развития скоростно-силовых качеств школьников в учебную программу необходимо включать беговые, прыжковые и специальные физические упражнения. При этом крайне важно учитывать возрастные и половые показатели и особенности обучающихся, за счет которых возможно подобрать соответствующие эффективные программы обучения, в свою очередь являющиеся залогом здоровья и правильного роста организма человека.
Экспериментальная работа велась в двух классах. В одном классе (4А), учащиеся которого составляли контрольную группу уроки проводились в соответствии с существующей программой по физическому воспитанию, основанная на одном виде спорта (баскетбол). Учащиеся 4Б класса составили экспериментальную группу, которая занималась по стандартной программе (как 4А класс), но в структуру урока был включен комплекс физических упражнений и подвижных игр из разработанных нами методик, направленной на воспитание скоростных способностей.
Содержание экспериментального материала состояло из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо обязательно для каждого ученика, базовый компонент, иначе называемый ядром, составлял основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуре и не зависел от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры была обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ, специализации учителя физкультуры. В зависимости от условий работы учитель мог сам подбирать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами, развивать физические способности учащихся.
Эффективность развития скоростных способностей учащихся опытной группы изучалась при выполнении основных требований к методике построения урока, с использованием разработанного комплекса физических упражнений и подвижных игр.
В разработанную нами методику входили физические упражнения и подвижные игры, направленные на различные формы проявления быстроты:
– воспитание быстроты двигательной реакции;
– воспитание быстроты выполнения одиночного движения;
– упражнения для развития частоты движений;
– упражнения на развитие комплексного проявления быстроты. Основы организации и проведения сравнительного эксперимента отвечали всем необходимым научно-методическим и теоретическим требованиям. Данные обработки результатов трех тестов («Бег 30 м», «Бег с высоким подниманием бедра на месте за 15 сек.», «Передача мяча в парах за 15 сек.») показали различия между результатами экспериментальной и контрольной групп на 28,1 %.
Таким образом, результаты исследования различных авторов, а также собственные данные позволяют утверждать, что применение средств и методов физического воспитания, направленных на развитие скоростных способностей, должна опираться на возрастно-половые особенности данного качества. Поэтому в 4-х классах для развития скоростных качеств подбор средств должен быть направлен главным образом на повышение собственно скоростных способностей, предпочтение отдается играм, упражнениям, выполняемым с большой частотой движения.
Проблема развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте весьма актуальна и для ее решения существует множество способов.
Автор пришел к такому выводу проанализировав научно- методическую литературу, но, к сожалению, в учебном процессе не уделяется достаточное внимание целенаправленному развитию скоростных способностей.
На основе вышесказанного была разработана методика решения данной проблемы, предполагавшую использование трех методов развития быстроты: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. При разработке методики учитывались анатомо-физиологические особенности развития данного возрастного периода, а также ФГОС и прочие нормативно-правовые акты в сфере образования.
Анализ внутригрупповых различий результатов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО контрольной группы на втором этапе исследования выявил достоверные изменения в результатах челночного бега и поднимании туловища из положения лежа на спине, которые обучающиеся выполнили лучше на 4,52% и 10,61% (р<0,05) соответственно.
Обучающихся основной группы выполнили нормативы ГТО по сравнению с первым этапом исследования лучше на 14,26% – бег на 1000 м , на 6,25% – челночный бег, на 14,42% – прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине – на 24,6% (р<0,05).
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что используемая внеурочная программа курса «Готов к труду и обороне» в исследуемой гимназии оказывает положительное воздействие на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей младших школьников и может быть рекомендована как эффективное средство укрепления здоровья и развития двигательных способностей обучающихся среднеобразовательных школ
1. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е. А. Багнетова. – М. : Феникс, 2016. – 256 с.
2. Варфоломеева, З.С. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Е.В. Максимихина, С.Е.Шивринская. – М.: Флинта, 2012.
3. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание школьников. М.: Логос, 2002. 276 с.
4. Виноградов, П. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – путь к здоровью и физическому совершенству / П. А. Виноградов, А. В. Царик, Ю. В. Окуньков. — Москва : Спорт-Человек, 2016. — 234 с.
5. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогу- нов, Б. И. Мартьянов. – М. : Академия, 2016. – 224 с.
6. Демьянов, О. Н. Механизмы эффективного внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в образовательную практику общеобразовательных учреждений на основе развития мотивации / О. Н. Демьянов, Д. А. Фетисов // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. - 2014. – С.48-49.
7. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2018. No 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 28.01.2022).
8. Евтин А.Б., Соколов В.В., Реутова О.В. Формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников в процессе дополнительных занятий спортивной направленности //
9. Захаров, Е.Н. Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368с.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. – М. : Просвещение, 2016. – 224 с.
11. Каинов А.Н., Курьерова Г.И. Рабочие программы. физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания школьников. Учитель, 2019 169 с.
12. Кенеман А. В. Физическая подготовка детей младшего школьного воз- раста. М.: Просвещение, 2002. 144 с.
13. Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М.: Эксмо, 2006. 512 с.
14. Кожевников В.С. Дифференцированное планирование основных средств тренировки футболистов 15-16 лет в подготовительном периоде на основе учета их биоэнергетических типов: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны, 2011. 168 с.
15. Королева И. В. Подвижные игры: учеб. пособие. Вологда: ВоГУ, 2014. 104 с.
16. Любимова, З. В. Возрастная физиология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М. : Владос, 2003. – 304 с.
17. Лях, В. И. Физическая культура. 10-11 классы : учеб. для общеобразовательных учреждений [Текст]. / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с. : ил. – ISBN 978-5-09-028994-8. – Текст : непосредственный.
18. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 1997. – 125с.
19. Назаренко, Л. Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л.Д. Назаренко Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, No. 1 (34), 2015, с. 117-124.
20. Папандопуло И. Р., Томилин К. Г. Развитие скорост- ных качеств у легкоатлетов 10–12 лет с использованием игрового метода // Образование России и актуальные вопро- сы современной науки : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. Пенза : РИО ПГАУ, 2020. С. 41–44.
21. Попереков В. С. Развитие координационных способностей баскетболистов 10-11 лет с учетом типологических свойств их нервной системы: дис. ... канд. пед. наук. Санкт- Петербург, 2015. 200 с.
22. Ращупкин Г. В. Физическая культура школьнико. СПб.: Нева, 2004. 303 с.
23. Садыкова С.В., Кузьмин А.А. Роль и значение ГТО в формировании мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников // Современные проблемы науки и образования. 2017. No 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science- education.ru/ru/article/view?id=27308 (дата обращения: 28.01.2022).
24. Семенова, Т. Актуальные проблемы физического воспитания детей младшего школьного возраста: монография / Т. Семенова. – М. : LAP Lambert Academia Publishing, 2017. – 120 с.
25. Симонов С.Н., Колесниченко Н.А., Демец И.М. Закономерности возрастной динамики двигательных способностей школьников // Меди- цина и физическая культура: наука и практика. 2020. Т. 2. No 1 (5). С. 62– 75.
26. Симонов С.Н., Частихин А.А., Гулин А.В., Апокин В.В. Многомерный непараметрический анализ морфологических факторов возрастной динамики двигательных способностей школьников // Теория и практика физической культуры. 2016. No 9. С. 83-85.
27. Синергетическое моделирование сенситивных периодов развития двигательных способностей школьников / С.Н. Симонов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. No 1. С. 83–86.
28. Современные проблемы науки и образования. 2018. No 4. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27824 (дата обращения: 28.01.2022).
29. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — 8-е изд. — Москва : Спорт-Человек, 2018. — 620 с.
30. Средства воспитания скоростных способностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://studopedia.ru/3_72517_sredstva- vospitaniya-skorostnih-sposobnostey.html
31. Строшкова, Н. Т. Развитие скоростных качеств школьников 10-12 лет, занимающихся легкой атлетикой / Н. Т. Строшкова, Ю. Г. Караманов, В. П. Строшков // Место и роль физической культуры в современном обществе : материалы V Всероссийской научно-практической конференции,, Севастополь, 26–29 мая 2021 года / Министерство науки и образования РФ, Севастопольский государственный университет. – Севастополь: Интерактивные технологии, 2021. – С. 233-240.
32. Тарабрина, Н. Ю. Анализ физической подготовленности школьников Крымского региона к выполнению нормативов ВФСК ГТО / Н. Ю. Тарабрина, Е. Ю. Грабовская, В. А. Иванов // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта. – 2018. – No 1. – С. 143-145.
33. Тимушкин А. В. Мониторинг состояния здоровья детей в общеоб- разовательной организации // Актуальные проблемы безопасности жизнедея- тельности детей и пути их решения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 404—409.
34. Тимушкин А. В. Основы научно-методической деятельности: учеб. по- собие. Балашов: Николаев, 2004. 64 с.
35. Тимушкин А. В., Чесноков Н. Н., Чернов С. С. Физическая культура и здоровье: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2004. 139 с.
36. Федоренко, Л. П. Методика развития детей школьного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Просвещение, 2018. – 239 с.
37. Фокин Г. Ю. Физическое воспитание учащихся 1—4 классов: пособие для учителей, студентов педвузов. М.: Школьная Пресса, 2003. 160 с.
38. Хамитов, М. И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО [Текст] / М.И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т.12. – No2. – С. 107-116.
39. Чернецов М.М. Индивидуализация процесса физической подготовки юных футболистов 8-12 лет на основе дифференциации соматических типов: дис. ... канд. пед. Наук. Смоленск, 2010. 156 с.
40. Шафеев, В. Р. Возможности воспитания скоростных и скоростно-силовых способностей школьников с помощью подвижных игр / В. Р. Шафеев // Актуальные проблемы экопрофилактики в образовательной среде : Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию научно-практической концепции "Экопрофилактика", Саратов, 10–11 сентября 2021 года / Под редакцией А.В. Викулова, Д.В. Воробьева. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021. – С. 279-285.