Методика развития скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов на занятиях физической культуры
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ № 1212 города Москвы
Выборка: по 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) из 4-х классов (12-13 лет).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие скоростно-силовых способностей и их особенности 7
1.2. Методика развития скоростно-силовых особенностей 11
1.3. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 15
1.4. Применение специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей 20
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-Х КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ методики развития координационных и силовых способностей у младших школьников 33
3.2. Анализ результатов исследования 38
3.3. Рекомендации по повышению скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов 40
3.4. Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
База исследования: МБОУ № 1212 города Москвы
Выборка: по 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) из 4-х классов (12-13 лет).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Понятие скоростно-силовых способностей и их особенности 7
1.2. Методика развития скоростно-силовых особенностей 11
1.3. Особенности физического развития детей младшего школьного возраста 15
1.4. Применение специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей 20
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-Х КЛАССОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 33
3.1. Анализ методики развития координационных и силовых способностей у младших школьников 33
3.2. Анализ результатов исследования 38
3.3. Рекомендации по повышению скоростно-силовых качеств у детей 4-х классов 40
3.4. Выводы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики воспитания скоростных способностей у учащихся 4-х классов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание процесса воспитания скоростно – силовых способностей̆ школьников на уроках физической̆ культуры.
2. Рассмотреть средства, способствующие воспитанию скоростно- силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
3. Представить опыт реализации средств воспитания скоростно-силовых способностей школьника на уроках физической культуры.
4. Выполнить анализ результатов опытно- экспериментальной работы по воспитанию скоростно – силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс воспитания скоростных особенностей у учащихся 4 классов на занятиях физической культурой будет эффективным в том случае, если:
– разработать специальный комплекс физических упражнений и подвижных игр, направленных на воспитание скоростных способностей и включить его в структуру урока;
– повысить интерес учащихся к занятиям с помощью подвижных игр и эстафет с элементами легкоатлетических упражнений.
Методы исследования: теоретический̆ анализ методической̆ и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, тестирование; опытно - экспериментальная работа; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание процесса воспитания скоростно – силовых способностей̆ школьников на уроках физической̆ культуры.
2. Рассмотреть средства, способствующие воспитанию скоростно- силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
3. Представить опыт реализации средств воспитания скоростно-силовых способностей школьника на уроках физической культуры.
4. Выполнить анализ результатов опытно- экспериментальной работы по воспитанию скоростно – силовых способностей школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования скоростных способностей у учащихся 12-13 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс воспитания скоростных особенностей у учащихся 4 классов на занятиях физической культурой будет эффективным в том случае, если:
– разработать специальный комплекс физических упражнений и подвижных игр, направленных на воспитание скоростных способностей и включить его в структуру урока;
– повысить интерес учащихся к занятиям с помощью подвижных игр и эстафет с элементами легкоатлетических упражнений.
Методы исследования: теоретический̆ анализ методической̆ и психолого-педагогической литературы по проблеме; обобщение педагогического опыта; наблюдение, беседа, тестирование; опытно - экспериментальная работа; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Проблема физического воспитания детей̆ школьного возраста играет важную роль в современной̆ системе образования и воспитания подрастающего поколения. Развитие основных двигательных качеств школьников и их скоростно-силовых навыков является залогом их здорового организма в будущем.
С первых уроков в школе особое внимание должно уделяться быстроте, скорости, то есть преодолению за счет мышечных усилий внешнего сопротивления. В случае, если самые благоприятные периоды для развития таких качеств упущены, организм едва ли будет иметь возможность восполнить утраченные возможности.
Таким образом, для развития скоростно-силовых качеств школьников в учебную программу необходимо включать беговые, прыжковые и специальные физические упражнения. При этом крайне важно учитывать возрастные и половые показатели и особенности обучающихся, за счет которых возможно подобрать соответствующие эффективные программы обучения, в свою очередь являющиеся залогом здоровья и правильного роста организма человека.
Экспериментальная работа велась в двух классах. В одном классе (4А), учащиеся которого составляли контрольную группу уроки проводились в соответствии с существующей программой по физическому воспитанию, основанная на одном виде спорта (баскетбол). Учащиеся 4Б класса составили экспериментальную группу, которая занималась по стандартной программе (как 4А класс), но в структуру урока был включен комплекс физических упражнений и подвижных игр из разработанных нами методик, направленной на воспитание скоростных способностей.
Содержание экспериментального материала состояло из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо обязательно для каждого ученика, базовый компонент, иначе называемый ядром, составлял основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуре и не зависел от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры была обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ, специализации учителя физкультуры. В зависимости от условий работы учитель мог сам подбирать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами, развивать физические способности учащихся.
Эффективность развития скоростных способностей учащихся опытной группы изучалась при выполнении основных требований к методике построения урока, с использованием разработанного комплекса физических упражнений и подвижных игр.
В разработанную нами методику входили физические упражнения и подвижные игры, направленные на различные формы проявления быстроты:
– воспитание быстроты двигательной реакции;
– воспитание быстроты выполнения одиночного движения;
– упражнения для развития частоты движений;
– упражнения на развитие комплексного проявления быстроты. Основы организации и проведения сравнительного эксперимента отвечали всем необходимым научно-методическим и теоретическим требованиям. Данные обработки результатов трех тестов («Бег 30 м», «Бег с высоким подниманием бедра на месте за 15 сек.», «Передача мяча в парах за 15 сек.») показали различия между результатами экспериментальной и контрольной групп на 28,1 %.
Таким образом, результаты исследования различных авторов, а также собственные данные позволяют утверждать, что применение средств и методов физического воспитания, направленных на развитие скоростных способностей, должна опираться на возрастно-половые особенности данного качества. Поэтому в 4-х классах для развития скоростных качеств подбор средств должен быть направлен главным образом на повышение собственно скоростных способностей, предпочтение отдается играм, упражнениям, выполняемым с большой частотой движения.
Проблема развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте весьма актуальна и для ее решения существует множество способов.
Автор пришел к такому выводу проанализировав научно- методическую литературу, но, к сожалению, в учебном процессе не уделяется достаточное внимание целенаправленному развитию скоростных способностей.
На основе вышесказанного была разработана методика решения данной проблемы, предполагавшую использование трех методов развития быстроты: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. При разработке методики учитывались анатомо-физиологические особенности развития данного возрастного периода, а также ФГОС и прочие нормативно-правовые акты в сфере образования.
Анализ внутригрупповых различий результатов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО контрольной группы на втором этапе исследования выявил достоверные изменения в результатах челночного бега и поднимании туловища из положения лежа на спине, которые обучающиеся выполнили лучше на 4,52% и 10,61% (р<0,05) соответственно.
Обучающихся основной группы выполнили нормативы ГТО по сравнению с первым этапом исследования лучше на 14,26% – бег на 1000 м , на 6,25% – челночный бег, на 14,42% – прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине – на 24,6% (р<0,05).
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что используемая внеурочная программа курса «Готов к труду и обороне» в исследуемой гимназии оказывает положительное воздействие на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей младших школьников и может быть рекомендована как эффективное средство укрепления здоровья и развития двигательных способностей обучающихся среднеобразовательных школ
С первых уроков в школе особое внимание должно уделяться быстроте, скорости, то есть преодолению за счет мышечных усилий внешнего сопротивления. В случае, если самые благоприятные периоды для развития таких качеств упущены, организм едва ли будет иметь возможность восполнить утраченные возможности.
Таким образом, для развития скоростно-силовых качеств школьников в учебную программу необходимо включать беговые, прыжковые и специальные физические упражнения. При этом крайне важно учитывать возрастные и половые показатели и особенности обучающихся, за счет которых возможно подобрать соответствующие эффективные программы обучения, в свою очередь являющиеся залогом здоровья и правильного роста организма человека.
Экспериментальная работа велась в двух классах. В одном классе (4А), учащиеся которого составляли контрольную группу уроки проводились в соответствии с существующей программой по физическому воспитанию, основанная на одном виде спорта (баскетбол). Учащиеся 4Б класса составили экспериментальную группу, которая занималась по стандартной программе (как 4А класс), но в структуру урока был включен комплекс физических упражнений и подвижных игр из разработанных нами методик, направленной на воспитание скоростных способностей.
Содержание экспериментального материала состояло из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо обязательно для каждого ученика, базовый компонент, иначе называемый ядром, составлял основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуре и не зависел от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная часть физической культуры была обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ, специализации учителя физкультуры. В зависимости от условий работы учитель мог сам подбирать многие упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приемами, развивать физические способности учащихся.
Эффективность развития скоростных способностей учащихся опытной группы изучалась при выполнении основных требований к методике построения урока, с использованием разработанного комплекса физических упражнений и подвижных игр.
В разработанную нами методику входили физические упражнения и подвижные игры, направленные на различные формы проявления быстроты:
– воспитание быстроты двигательной реакции;
– воспитание быстроты выполнения одиночного движения;
– упражнения для развития частоты движений;
– упражнения на развитие комплексного проявления быстроты. Основы организации и проведения сравнительного эксперимента отвечали всем необходимым научно-методическим и теоретическим требованиям. Данные обработки результатов трех тестов («Бег 30 м», «Бег с высоким подниманием бедра на месте за 15 сек.», «Передача мяча в парах за 15 сек.») показали различия между результатами экспериментальной и контрольной групп на 28,1 %.
Таким образом, результаты исследования различных авторов, а также собственные данные позволяют утверждать, что применение средств и методов физического воспитания, направленных на развитие скоростных способностей, должна опираться на возрастно-половые особенности данного качества. Поэтому в 4-х классах для развития скоростных качеств подбор средств должен быть направлен главным образом на повышение собственно скоростных способностей, предпочтение отдается играм, упражнениям, выполняемым с большой частотой движения.
Проблема развития скоростных способностей в младшем школьном возрасте весьма актуальна и для ее решения существует множество способов.
Автор пришел к такому выводу проанализировав научно- методическую литературу, но, к сожалению, в учебном процессе не уделяется достаточное внимание целенаправленному развитию скоростных способностей.
На основе вышесказанного была разработана методика решения данной проблемы, предполагавшую использование трех методов развития быстроты: метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы. При разработке методики учитывались анатомо-физиологические особенности развития данного возрастного периода, а также ФГОС и прочие нормативно-правовые акты в сфере образования.
Анализ внутригрупповых различий результатов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО контрольной группы на втором этапе исследования выявил достоверные изменения в результатах челночного бега и поднимании туловища из положения лежа на спине, которые обучающиеся выполнили лучше на 4,52% и 10,61% (р<0,05) соответственно.
Обучающихся основной группы выполнили нормативы ГТО по сравнению с первым этапом исследования лучше на 14,26% – бег на 1000 м , на 6,25% – челночный бег, на 14,42% – прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения лежа на спине – на 24,6% (р<0,05).
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о том, что используемая внеурочная программа курса «Готов к труду и обороне» в исследуемой гимназии оказывает положительное воздействие на развитие скоростных и скоростно-силовых способностей младших школьников и может быть рекомендована как эффективное средство укрепления здоровья и развития двигательных способностей обучающихся среднеобразовательных школ
Подобные работы
- Развитие скоростно-силовых качеств у юношей среднего школьного возраста
на уроках физической культуры средствами вольной борьбы
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых качеств у юношей среднего возраста на уроках физической культуры методом круговой тренировки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств у детей старшего школьного возраста на внеурочных занятиях боксом (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростных и скоростно-силовых качеств обучающихся 5-7 классов на уроках физической культуры
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие скоростно-силовых способностей у школьников 17-18 лет,
занимающихся футболом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Саморегуляция психических состояний при развитии скоростно-
силовых качеств у обучающихся 6-х классов на уроках физической
культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020



