Фольклорные традиции в повести Н.В. Гоголя «Вий»
|
Введение 3
1. Фольклорная традиция и ее роль в художественном произведении 5
1.1. Фольклор и фольклорные мотивы 5
1.2. Фольклорная традиция в произведениях Н.В. Гоголя 10
2. Особенности проявления фольклорной традиции в повести Н.В. Гоголя «Вий» 16
2.1 Сюжет и образная система повести Н.В. Гоголя «Вий» с точки зрения фольклорной традиции 16
2.2. Методические аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя в средней школе 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
1. Фольклорная традиция и ее роль в художественном произведении 5
1.1. Фольклор и фольклорные мотивы 5
1.2. Фольклорная традиция в произведениях Н.В. Гоголя 10
2. Особенности проявления фольклорной традиции в повести Н.В. Гоголя «Вий» 16
2.1 Сюжет и образная система повести Н.В. Гоголя «Вий» с точки зрения фольклорной традиции 16
2.2. Методические аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя в средней школе 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Искусство устного слова было органически присуще жизни народа. Различное назначение произведений фольклора породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем.
Позже они активно осваивались художественной литературой для ее
собственного обогащения. Так в литературу входит фольклорный мотив, который играет особую роль в художественном произведении.
Фольклорный мотив всегда неразрывно связан с проявлением народной мудрости, применением народного знания, общераспространенностью, со следованием образцам и стереотипам, коллективным действом, функциональностью.
Фольклорная традиция веками впитывается литературой. Фольклор является связующим звеном в культурном пространстве веков между мифологией и литературой. Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы – отличные в разные эпохи. В целом фольклорная модель, воспринятая как часть культуры народа, становится органической составляющей художественного мира писателя, который может сознательно или интуитивно воплощать ее в своем произведении.
Особенно активно в круг интересов писателей 30-ых годов XIX в.
входит жанр повести. В это время тенденции сентиментализма утратили свою популярность. Так, в рамках романтизма начинается поиск национального элемента в литературе. Обращение к фольклору явило собой дальнейшее развитие народной литературы.
Актуальность работы заключается в том, что внимание современных исследователей возвращается к творчеству писателей XIX века и определению фольклорной повести в их творческой индивидуальности.
Новизна: в работе исследуются особенности образной системы повести Н. В. Гоголя «Вий»; прослеживаются приемы создания образов и их связь с фольклорной традицией.
Цель: выявить особенности фольклорной традиции в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Задачи:
1. Провести аналитический обзор и систематизировать сведения о связи литературы и фольклора.
2. Рассмотреть современные трактовки фольклорного мотива и его роли в художественном произведении.
3. Охарактеризовать способы сюжетного и образного воплощения фольклора в в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
4. Проанализировать методические особенности работы над повестью Николая Васильевича Гоголя «Вий» при изучении произведения в школьном курсе русской литературы.
Объект исследования: повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Предмет исследования: фольклорные мотивы в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Методология исследования основана на сочетании историкогенетического, сравнительно-типологического, герменевтического методов. Историко-генетический метод позволяет проследить преемственные художественные связи между повестью Н. В. Гоголя «Вий» и фольклором.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в подготовке к проведению уроков русской литературы по творчеству Н. В. Гоголя в средней школе, факультативных занятий.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, объединяющей две главы, заключения и списка использованной литературы.
Позже они активно осваивались художественной литературой для ее
собственного обогащения. Так в литературу входит фольклорный мотив, который играет особую роль в художественном произведении.
Фольклорный мотив всегда неразрывно связан с проявлением народной мудрости, применением народного знания, общераспространенностью, со следованием образцам и стереотипам, коллективным действом, функциональностью.
Фольклорная традиция веками впитывается литературой. Фольклор является связующим звеном в культурном пространстве веков между мифологией и литературой. Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы – отличные в разные эпохи. В целом фольклорная модель, воспринятая как часть культуры народа, становится органической составляющей художественного мира писателя, который может сознательно или интуитивно воплощать ее в своем произведении.
Особенно активно в круг интересов писателей 30-ых годов XIX в.
входит жанр повести. В это время тенденции сентиментализма утратили свою популярность. Так, в рамках романтизма начинается поиск национального элемента в литературе. Обращение к фольклору явило собой дальнейшее развитие народной литературы.
Актуальность работы заключается в том, что внимание современных исследователей возвращается к творчеству писателей XIX века и определению фольклорной повести в их творческой индивидуальности.
Новизна: в работе исследуются особенности образной системы повести Н. В. Гоголя «Вий»; прослеживаются приемы создания образов и их связь с фольклорной традицией.
Цель: выявить особенности фольклорной традиции в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Задачи:
1. Провести аналитический обзор и систематизировать сведения о связи литературы и фольклора.
2. Рассмотреть современные трактовки фольклорного мотива и его роли в художественном произведении.
3. Охарактеризовать способы сюжетного и образного воплощения фольклора в в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
4. Проанализировать методические особенности работы над повестью Николая Васильевича Гоголя «Вий» при изучении произведения в школьном курсе русской литературы.
Объект исследования: повесть Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Предмет исследования: фольклорные мотивы в повести Николая Васильевича Гоголя «Вий».
Методология исследования основана на сочетании историкогенетического, сравнительно-типологического, герменевтического методов. Историко-генетический метод позволяет проследить преемственные художественные связи между повестью Н. В. Гоголя «Вий» и фольклором.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов в подготовке к проведению уроков русской литературы по творчеству Н. В. Гоголя в средней школе, факультативных занятий.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, объединяющей две главы, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование отражения фольклорной традиции в повести Н.В. Гоголя «Вий» позволяет сделать ряд выводов.
Фольклор обычно противопоставляется литературе как творчество дописьменной эпохи и без указания автора. при этом фольклор и литература связаны через общие черты поэтики. Структурное заимствование из фольклора имеет место, когда писатель (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора. Выделяют мотивное заимствование, образное заимствование, заимствование художественных приемов и средств устного народного творчества.
В сферу интересов Н. В. Гоголя, как и других писателей 30-ых годов XIX в. фольклор входит как отражение сознания народа и как попытка его выразить через устное народное творчество. В повестях Н.В. Гоголя фольклор и романтизм неразрывно связаны между собой, автор воплощает фольклорные и романтические традиции в своем литературном творчестве, художественно их осваивая.
В повести Н. В. Гоголя «Вий» связь с фольклорной традицией проявляется на нескольких уровнях. Сюжет прост, как в народных сказках и быличках. Мотивная структура - встреча со злыми мистическими персонажами, троекратное испытание, мистический противник, связанный с нечистой силой - также характерна для такого фольклорного жанра как волшебная сказка. С ним же связаны такие важные мотивы как мотив сна, мотив борьбы (поединка), появление помощника (в данном случае панночке-ведьме помогает Вий).
Система образов в повести традиционна для фольклора. Главный герой - человек - противопоставлен мистическим злым фольклорным существам - ведьме и Вию, которого автор представляет как старшего из гномов. Сами герои и второстепенные персонажи, подобно персонажам волшебной сказки, не сомневаются в реальности мистических событий. В повести есть черты двоемирия - мира реального и мира потустороннего, идея о котором присутствует во многих фольклорных произведениях.
Творчество Н.В. Гоголя изучается во всех школьных программах по литературе, однако разные авторы предусматривают изучение различных произведений. По программе В.Я. Коровиной изучение творчества
Н. В. Гоголя предусмотрено в 5,7,8 и 9 классах. При изучении произведений внимание учащихся обращается на характеры героев, историческую основу сюжетов, нравственные идеи и т.д. В программе В.Г. Маранцмана изучение творчества Н. В. Гоголя распределено неравномерно. В 6-м классе не изучается ни одного произведения, в то время как в 8 классе предусмотрено прочтение сразу четырех: двух обязательных и двух для внеклассного чтения. В программе Г. С. Меркина изучение творчества
Н. В. Гоголя запланировано в каждом классе с 5 по 9. На материале текстов различных произведений автора учащиеся знакомятся с рядом важных теоретических тем. В программах В.Я. Коровиной и В.Г. Маранцмана для 6 класса изучение творчества Н. В. Гоголя не предусмотрено, в том числе и для внеклассного чтения.
По нашему мнению, включение в программу 6 класса по литературе изучения повести Н. В. Гоголя «Вий» позволит сохранить преемственность курсов 5 и 7 классов, углубит знание учащихся о связях литературы и фольклора.
Фольклор обычно противопоставляется литературе как творчество дописьменной эпохи и без указания автора. при этом фольклор и литература связаны через общие черты поэтики. Структурное заимствование из фольклора имеет место, когда писатель (осознанно или неосознанно) применяет в своем произведении ту или иную структурную модель фольклора. Выделяют мотивное заимствование, образное заимствование, заимствование художественных приемов и средств устного народного творчества.
В сферу интересов Н. В. Гоголя, как и других писателей 30-ых годов XIX в. фольклор входит как отражение сознания народа и как попытка его выразить через устное народное творчество. В повестях Н.В. Гоголя фольклор и романтизм неразрывно связаны между собой, автор воплощает фольклорные и романтические традиции в своем литературном творчестве, художественно их осваивая.
В повести Н. В. Гоголя «Вий» связь с фольклорной традицией проявляется на нескольких уровнях. Сюжет прост, как в народных сказках и быличках. Мотивная структура - встреча со злыми мистическими персонажами, троекратное испытание, мистический противник, связанный с нечистой силой - также характерна для такого фольклорного жанра как волшебная сказка. С ним же связаны такие важные мотивы как мотив сна, мотив борьбы (поединка), появление помощника (в данном случае панночке-ведьме помогает Вий).
Система образов в повести традиционна для фольклора. Главный герой - человек - противопоставлен мистическим злым фольклорным существам - ведьме и Вию, которого автор представляет как старшего из гномов. Сами герои и второстепенные персонажи, подобно персонажам волшебной сказки, не сомневаются в реальности мистических событий. В повести есть черты двоемирия - мира реального и мира потустороннего, идея о котором присутствует во многих фольклорных произведениях.
Творчество Н.В. Гоголя изучается во всех школьных программах по литературе, однако разные авторы предусматривают изучение различных произведений. По программе В.Я. Коровиной изучение творчества
Н. В. Гоголя предусмотрено в 5,7,8 и 9 классах. При изучении произведений внимание учащихся обращается на характеры героев, историческую основу сюжетов, нравственные идеи и т.д. В программе В.Г. Маранцмана изучение творчества Н. В. Гоголя распределено неравномерно. В 6-м классе не изучается ни одного произведения, в то время как в 8 классе предусмотрено прочтение сразу четырех: двух обязательных и двух для внеклассного чтения. В программе Г. С. Меркина изучение творчества
Н. В. Гоголя запланировано в каждом классе с 5 по 9. На материале текстов различных произведений автора учащиеся знакомятся с рядом важных теоретических тем. В программах В.Я. Коровиной и В.Г. Маранцмана для 6 класса изучение творчества Н. В. Гоголя не предусмотрено, в том числе и для внеклассного чтения.
По нашему мнению, включение в программу 6 класса по литературе изучения повести Н. В. Гоголя «Вий» позволит сохранить преемственность курсов 5 и 7 классов, углубит знание учащихся о связях литературы и фольклора.



