Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)

Работа №86874

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск).
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 8
1.1 Понятие и особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО 8
1.2 Роль сказок в процессе развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Методические рекомендации по использованию сказок с целью развития речевого творчества детей дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления со сказкой 35
2.1 Выявление уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возрасте на констатирующем этапе 35
2.2 Система работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение 57


Проблема исследования: выявить, какое влияние оказывает сказка на процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Предметом исследования являются условия развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок в процессе развития речевого творчества детей.
Гипотеза исследования: процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой у дошкольников будет эффективнее, если:
- развивать речевое творчество в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью поддержки детского творчества;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речевого творчества
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
2. Определить особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой в экспериментальном исследовании.
3. Обосновать методы и приемы по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
4. Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить результативность исследования и сделать выводы.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: методы изучения, анализа, оценки и обобщения психолого-педагогической литературы по теме;
- эмпирические: диагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод математической обработки полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, предлагаемые этапы развивающей работы с указанием методов работы со сказкой по развитию речевого творчества дошкольников могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества средствами сказки.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск). Выборку составили дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой в широком понимании входит в проблему становления общих художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Огромную роль в становлении детского речевого творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о речевом творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Теоретические наработки по проблеме развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой были проверены экспериментально. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы старших дошкольников речевое творчество развито в основном на среднем и низком уровнях.
По результатам исследования были обоснованы педагогические условия, которые развитию речевого творчества старших дошкольников в процессе знакомства со сказками:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Артеменко, О. Н. Формирование навыков словообразвоания у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 8. – С. 43-44.
3. Белянин, В. П. Психолингвистика. – 4-е изд. В. П. Белянин. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2017. – 232 с.
4. Бизикова, О. А. Развитие речи у дошкольников : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2019. – 235 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей; Психологический институт РАО / Д. Б. Богоявленская. – Самара : Фёдоров, 2019. – 414 с.
6. Бородич, А. М. Методика развития детской речи / А. М. Бородич. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2017. – 569 с.
7. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
8. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. – Москва : Просвещение, 1977. – С. 162–189.
9. Ворошнина, Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Л. В. Ворошина. – Пермь : ПГПИ, 1991. – 165 с.
10. Выготский, Л. С. Речь и мышление / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – 874 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
12. Гавриш, Н. В. Формирование образности речи у дошкольников / Н. В. Гавриш / Вопросы речевого развития – Москва : ТЦ «Сфера», 2019. – 224 с.
13. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
14. Гураева, Р. О. Русская народная сказка в работе со старшими дошкольниками / Р. О. Гураева // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1. – С. 11-18
15. Елкина, Н. В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Елкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №1. – С. 142-147.
16. Дружинин, В. Н. Психология способностей: избранные тр.; / В. Н. Дружинин // отв. ред. : А.Л. Журавлев, М.А. Холоднов, В. Д. Шадриков. – Москва : РГБ, 2009. – 652 с.
17. Запорожец, А. В. Путь к развитию творчества / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 2016. – №11. – С. 32-38.
18. Игошина, Л. И. Особенности развития описательной речи в старшем дошкольном возрасте / Л. И. Игошина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 17-24.
19. Киреенко, В. И. Творчество в дошкольном возрасте / В. И. Киреенко. – Ульяновск : Учитель, 2012. – 122 с.
20. Киселева, О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству: Учеб. пособие / О. И. Киселева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. – 84 с.
21. Киселева, О.И. Организация образовательного процесса по развитию способности старших дошкольников к сочинению сказок в современном детском саду / О. И. Киселева, О. А. Кривоногова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2016. – №12 (177). – С. 13-18.
22. Климкина, Е. А. Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2015. – № 10. – С. 20-22.
23. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – 3-е изд. / В. А. Ковшиков, П. В. Глухов. – Москва : Астрель, 2017. – 320 с.
24. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста : Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы / Л. Д. Короткова. – Москва : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2017. – 125 с.
25. Крылов, Е. К. Школа творческой личности / Е. К. Крылов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 11-20.
26. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
27. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2018. – 248 с.
28. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников / И. М. Ладогова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2018. – 249 с.
29. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
30. Лиман, Н. А. Образность речи дошкольников как педагогическая проблема / Н. А. Лиман // Дошкольное воспитание. 2020. – №1. – С. 41-46
31. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на занятиях в ДОУ / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 125 с.
32. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О. Л. Перышкина // Педагогические исследования. – 2020. – №3. – С. 32-34.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с.
34. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
35. Симакова, Т. А. Учимся, играя / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
36. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников / Е. Н. Соколова // Концепт. – 2017. – №2. – С. 52-56.
37. Сухомлинский, В. А. Педагогика / В. А. Сухомлинский. – Москва : Просвещение, 1989. – 496 с.
38. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста : курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.
39. Терентьева, В. И. Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста / В. И. Терентьева // Педагогические исследования. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – Москва : Издательство Института психотерапии, 2001. – 256 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Сфера, 2016. – 50 с.
42. Федоренко, Л. П. Этапы формирования образного словаря дошкольника / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
43. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошк. возраста / Л. Б. Фесюкова. – Москва : АСТ, 2000. – 460 с.
44. Шахнарович, А. М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи / А. М. Шахнарович. – Москва : Инфра-М, 2015. –741 с.
45. Чуковский, К. И. От двух до пяти… / К. И. Чуковский. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ