Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой (Томский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск).
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 8
1.1 Понятие и особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО 8
1.2 Роль сказок в процессе развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Методические рекомендации по использованию сказок с целью развития речевого творчества детей дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления со сказкой 35
2.1 Выявление уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возрасте на констатирующем этапе 35
2.2 Система работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение 57
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск).
Выборка: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек.
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 8
1.1 Понятие и особенности развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО 8
1.2 Роль сказок в процессе развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Методические рекомендации по использованию сказок с целью развития речевого творчества детей дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления со сказкой 35
2.1 Выявление уровня развития речевого творчества детей старшего дошкольного возрасте на констатирующем этапе 35
2.2 Система работы по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ознакомления со сказкой 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение 57
Проблема исследования: выявить, какое влияние оказывает сказка на процесс развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Предметом исследования являются условия развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок в процессе развития речевого творчества детей.
Гипотеза исследования: процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой у дошкольников будет эффективнее, если:
- развивать речевое творчество в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью поддержки детского творчества;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речевого творчества
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
2. Определить особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой в экспериментальном исследовании.
3. Обосновать методы и приемы по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
4. Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить результативность исследования и сделать выводы.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: методы изучения, анализа, оценки и обобщения психолого-педагогической литературы по теме;
- эмпирические: диагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод математической обработки полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, предлагаемые этапы развивающей работы с указанием методов работы со сказкой по развитию речевого творчества дошкольников могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества средствами сказки.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск). Выборку составили дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Объектом исследования является процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Предметом исследования являются условия развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования сказок в процессе развития речевого творчества детей.
Гипотеза исследования: процесс развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой у дошкольников будет эффективнее, если:
- развивать речевое творчество в разных формах организации детей (в условиях ООД, в совместной с педагогом и свободной деятельности детей);
- осуществлять взаимодействие с родителями с целью поддержки детского творчества;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речевого творчества
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
2. Определить особенности развития речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой в экспериментальном исследовании.
3. Обосновать методы и приемы по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой.
4. Разработать и провести опытно-экспериментальную работу по диагностике и формированию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
5. Оценить результативность исследования и сделать выводы.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: методы изучения, анализа, оценки и обобщения психолого-педагогической литературы по теме;
- эмпирические: диагностические методы (наблюдение, беседа, тестирование), педагогический эксперимент, метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных, метод математической обработки полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранный комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, предлагаемые этапы развивающей работы с указанием методов работы со сказкой по развитию речевого творчества дошкольников могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речевого творчества средствами сказки.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ № 54 (г. Томск). Выборку составили дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 20 человек
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложение.
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой в широком понимании входит в проблему становления общих художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. Огромную роль в становлении детского речевого творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о речевом творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Теоретические наработки по проблеме развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой были проверены экспериментально. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы старших дошкольников речевое творчество развито в основном на среднем и низком уровнях.
По результатам исследования были обоснованы педагогические условия, которые развитию речевого творчества старших дошкольников в процессе знакомства со сказками:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием речевого творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Теоретические наработки по проблеме развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства со сказкой были проверены экспериментально. Анализ результатов диагностики позволил заключить, что у достаточно большой группы старших дошкольников речевое творчество развито в основном на среднем и низком уровнях.
По результатам исследования были обоснованы педагогические условия, которые развитию речевого творчества старших дошкольников в процессе знакомства со сказками:
- овладение детьми лексическими средствами речевой выразительности;
- создание детьми своих собственных сочинений на основе контаминации знакомых сказок;
- использование в процессе сочинения сказок мультимедийных презентаций.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Технология нравственного воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки (Удмуртский государственный университет (Филиал в г. Воткинске))
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



