СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) МИГРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
|
Введение 3
Глава I Теоретические аспекты конфликтов в сфере учебной миграции 10
1.1 Учебная миграция и ее роль на федеральном и региональном уровнях .... 10
1.2 Специфика конфликта в сфере учебной миграции 16
1.3 Предупреждение и урегулирование конфликта в сфере учебной
миграции 24
Глава II Конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан 34
2.1 Принимающее сообщество Республики Татарстан: конфликтогенные
характеристики и толерантные установки 34
2.2 Конфликтогенность учебной миграции: на примере эмпирического
исследования иностранных студентов Казанского федерального университета 46
2.3 Рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции
в Республике Татарстан 54
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения
Глава I Теоретические аспекты конфликтов в сфере учебной миграции 10
1.1 Учебная миграция и ее роль на федеральном и региональном уровнях .... 10
1.2 Специфика конфликта в сфере учебной миграции 16
1.3 Предупреждение и урегулирование конфликта в сфере учебной
миграции 24
Глава II Конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан 34
2.1 Принимающее сообщество Республики Татарстан: конфликтогенные
характеристики и толерантные установки 34
2.2 Конфликтогенность учебной миграции: на примере эмпирического
исследования иностранных студентов Казанского федерального университета 46
2.3 Рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции
в Республике Татарстан 54
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения
Актуальность. На сегодняшний день миграцию можно отнести к числу наиболее важных процессов, протекающих в мире. Одним из наиболее значимых ее видов является учебная миграция, вызывающая интерес у представителей различных научных дисциплин, таких как, экономика, демография, социология, культурология, политология и т.д. Это обусловлено тем, что данный вид миграции является многоаспектным явлением, влияющим на многие сферы, объяснить которое в рамках какой-либо отдельной науки не представляется возможным.
Учебная миграция, как наиболее выгодный вид миграции, является способом получения прибыли для государственного бюджета, повышения авторитета страны, а также рекрутирования новых молодых, адаптированных и образованных граждан, вследствие чего возникает потребность в развитии данного направления в сфере миграционных процессов. Вместе с тем, следует отметить, что миграция в образовательной сфере, как и другие виды миграции, имеет конфликтогенный характер. В данном случае конфликты могут возникать между студентами-мигрантами и принимающим населением, причины которых могут быть различными, например, связанные с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов и т.д. Следует также отметить, что существует множество факторов, которые могут привести к конфликтной ситуации в сфере учебной миграции, такие как экономическое положение страны, демографическая ситуация, конфессиональный состав принимающего населения и т.д.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной В.В. Путиным 13 июня 2012 года отмечено, что образовательная (учебная) миграция может выступать в качестве источника квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан, тем не менее, в настоящий момент миграционный потенциал российской системы образования используется слабо. Одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации, устанавливаемых настоящей Концепцией является содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация осознает значимость учебной миграции, как наиболее благоприятного, выгодного вида миграции и стремится к ее развитию.
Необходимо отметить, что учебная миграция имеет большое значение не только для государства в целом, но и для отдельно взятого вуза. Это обусловлено тем, что учебная миграция способствует повышению рейтинга и престижа вуза, как в своей стране, так и за рубежом, также позволяет развивать международное сотрудничество ведущих учебных заведений. В увеличении масштабов учебной миграции заинтересованы многие крупнейшие вузы России, в число которых входит и Казанский Федеральный Университет.
Также необходимо учитывать, что ситуация в сфере учебной миграции может меняться и иметь свои отличительные черты в зависимости от округа, региона, вследствие чего данные процессы следует рассматривать не только в общем по Российской Федерации, но и отдельно по регионам.
Таким образом, исследование конфликтов в сфере учебной миграции является актуальным и требует тщательного изучения, вследствие того, что существует потребность в развитии данного направления в сфере миграции, так как учебная миграция - один из наиболее благоприятных видов миграции, а конфликты могут привести к значительному затруднению данного процесса.
Степень изученности проблемы. Конфликты в сфере учебной миграции еще недостаточно изучены. Большое количество работ посвящено непосредственно учебной миграции.
Отечественными учеными феномен образовательной миграции был выделен в отдельную область для изучения в 90-е годы XX века. В эти годы следует отметить работы Л. И. Леденевой, Л.Л. Рыбаковского1, посвященные причинам, факторам учебной миграции.
С началом XXI века интерес к образовательной миграции значительно возрастает. Научные труды отличаются большим разнообразием, в них рассматриваются различные аспекты учебной миграции, ее роль, последствия и целый ряд других проблем.
В частности, теоретические подходы к изучению учебной миграции рассмотрены в работах А.Н. Николенко. Изучением форм, тенденций, последствий образовательной миграции в России занимается С.В. Рязанцев . Роль учебной миграции в образовательном процессе, в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования, а также подходы к ее организации отражены в работах Е. Н. Шпет. Региональные особенности учебной миграции в России нашли отражение в трудах Е.Ю. Кошелевой, Л.Л. Рыбаковского. Потенциал учебной миграции рассмотрен в работах Т.З. Зурабишвили, Д.В. Полетаева. Изучением социальных и правовых барьеров для развития учебной миграции в страну в контексте реформы образования занимается С. В. Дементьева . Проблемам социально-психологической адаптации студентов-мигрантов посвящены работы Т.П. Донских, Ильиной А.С., Калугиной Т.Г.. Вопросы взаимодействия студентов-мигрантов и принимающего общества раскрывают в своих трудах Л.А. Апанасюк, Дж. Б. Даниэль. Проблемы и перспективы развития учебной миграции в России отражены в работах Е.Н. Алексеевой, К.А.Гавриловой, Е.Б.Яценко, Е.А. Громовой, Г.Н. Бояркина.
В сфере изучения конфликтов в сфере учебной миграции следует отметить С. Н. Толстикову, которая исследует возникновение межэтнической напряженности в студенческой среде и возможных способах ее снижения1. Также рассмотрением конфликтов в данной сфере и методов их профилактики занимается В.Н. Чернышова.
В дополнительном изучении нуждаются вопросы об особенностях конфликта в сфере учебной миграции, его предупреждения и урегулирования, а также региональной специфике данных конфликтов в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются конфликты в сфере учебной миграции.
Предметом исследования выступают особенности конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Цель данной исследовательской работы заключается в выявлении специфики конфликтов с участием иностранных студентов в Республике Татарстан.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- изучить теоретические основы конфликтов в сфере учебной миграции;
- рассмотреть меры по предупреждению конфликтов в сфере учебной миграции, а также возможные способы их урегулирования;
- выявить основные характеристики конфликтов в сфере учебной миграции Республики Татарстан;
- рассмотреть конфликтогенные характеристики и толерантные установки принимающего сообщества Республики Татарстана;
- провести эмпирическое исследование конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан;
- разработать рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Данная исследовательская работа принадлежит к первичному типу исследований.
Методы исследования. При сборе и анализе данных в данной исследовательской работе использовался метод анкетного опроса учащихся- иностранцев в Республике Татарстан. С помощью метода анкетирования были выявлены некоторые особенности такой конфликтогенной характеристики принимающего сообщества Республики Татарстан как подверженность этническим стереотипам. Метод анкетирования также позволил охарактеризовать конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, выявить отношение учащихся мигрантов к данной проблеме. На основании мнений опрошенных иностранных студентов были сформулированы выводы об их особенностях, что явилось наиболее ценной информацией при изучении конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
При теоретическом анализе мы придерживались традиции диалектического подхода, который предполагает изучение конфликтов с учетом их постоянного изменения и развития. С позиции диалектического подхода конфликт в сфере учебной миграции рассматривается как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. Такой анализ в процессе изучения данных конфликтов позволил выявить основные тенденции их эволюции, возможные варианты его развития и результата.
Одним из теоретических методов, использованных в данной работе, является структурно-функциональный метод, который позволяет выявить основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. С помощью данного метода удалось выделить основные составляющие данного типа конфликтов (участники, причины конфликта). Выявление структурных элементов явилось важнейшей предпосылкой разработки снижения напряженности между субъектами конфликта, следовательно, и урегулирования конфликта.
Любой конфликт представляет собой процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства, вследствие чего его следует рассматривать как динамическую систему, это достигается с помощью использования процессуально-динамического метода, который позволяет определить основные этапы, стадии развития конфликта.
Новизна исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование подверженности этническим стереотипам студенческой молодежи Казанского федерального университета как конфликтогенной характеристики принимающего сообщества, а также конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, позволившие выявить основные их характеристики, а также специфику данных конфликтов. Полученные в ходе исследований данные не только дополняют теоретические представления о конфликтах в сфере учебной миграции, но и имеют практическую значимость.
Практическая значимость исследования. На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, которые могут быть применены для снижения конфликтогенности в данной области, а также способствовать развитию учебной миграции.
Учебная миграция, как наиболее выгодный вид миграции, является способом получения прибыли для государственного бюджета, повышения авторитета страны, а также рекрутирования новых молодых, адаптированных и образованных граждан, вследствие чего возникает потребность в развитии данного направления в сфере миграционных процессов. Вместе с тем, следует отметить, что миграция в образовательной сфере, как и другие виды миграции, имеет конфликтогенный характер. В данном случае конфликты могут возникать между студентами-мигрантами и принимающим населением, причины которых могут быть различными, например, связанные с социокультурной адаптацией студентов-мигрантов и т.д. Следует также отметить, что существует множество факторов, которые могут привести к конфликтной ситуации в сфере учебной миграции, такие как экономическое положение страны, демографическая ситуация, конфессиональный состав принимающего населения и т.д.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной В.В. Путиным 13 июня 2012 года отмечено, что образовательная (учебная) миграция может выступать в качестве источника квалифицированных и интегрированных в стране иностранных граждан, тем не менее, в настоящий момент миграционный потенциал российской системы образования используется слабо. Одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации, устанавливаемых настоящей Концепцией является содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация осознает значимость учебной миграции, как наиболее благоприятного, выгодного вида миграции и стремится к ее развитию.
Необходимо отметить, что учебная миграция имеет большое значение не только для государства в целом, но и для отдельно взятого вуза. Это обусловлено тем, что учебная миграция способствует повышению рейтинга и престижа вуза, как в своей стране, так и за рубежом, также позволяет развивать международное сотрудничество ведущих учебных заведений. В увеличении масштабов учебной миграции заинтересованы многие крупнейшие вузы России, в число которых входит и Казанский Федеральный Университет.
Также необходимо учитывать, что ситуация в сфере учебной миграции может меняться и иметь свои отличительные черты в зависимости от округа, региона, вследствие чего данные процессы следует рассматривать не только в общем по Российской Федерации, но и отдельно по регионам.
Таким образом, исследование конфликтов в сфере учебной миграции является актуальным и требует тщательного изучения, вследствие того, что существует потребность в развитии данного направления в сфере миграции, так как учебная миграция - один из наиболее благоприятных видов миграции, а конфликты могут привести к значительному затруднению данного процесса.
Степень изученности проблемы. Конфликты в сфере учебной миграции еще недостаточно изучены. Большое количество работ посвящено непосредственно учебной миграции.
Отечественными учеными феномен образовательной миграции был выделен в отдельную область для изучения в 90-е годы XX века. В эти годы следует отметить работы Л. И. Леденевой, Л.Л. Рыбаковского1, посвященные причинам, факторам учебной миграции.
С началом XXI века интерес к образовательной миграции значительно возрастает. Научные труды отличаются большим разнообразием, в них рассматриваются различные аспекты учебной миграции, ее роль, последствия и целый ряд других проблем.
В частности, теоретические подходы к изучению учебной миграции рассмотрены в работах А.Н. Николенко. Изучением форм, тенденций, последствий образовательной миграции в России занимается С.В. Рязанцев . Роль учебной миграции в образовательном процессе, в развитии научно-технического прогресса, экономики, глобализации, интеграции России в мировую систему образования, а также подходы к ее организации отражены в работах Е. Н. Шпет. Региональные особенности учебной миграции в России нашли отражение в трудах Е.Ю. Кошелевой, Л.Л. Рыбаковского. Потенциал учебной миграции рассмотрен в работах Т.З. Зурабишвили, Д.В. Полетаева. Изучением социальных и правовых барьеров для развития учебной миграции в страну в контексте реформы образования занимается С. В. Дементьева . Проблемам социально-психологической адаптации студентов-мигрантов посвящены работы Т.П. Донских, Ильиной А.С., Калугиной Т.Г.. Вопросы взаимодействия студентов-мигрантов и принимающего общества раскрывают в своих трудах Л.А. Апанасюк, Дж. Б. Даниэль. Проблемы и перспективы развития учебной миграции в России отражены в работах Е.Н. Алексеевой, К.А.Гавриловой, Е.Б.Яценко, Е.А. Громовой, Г.Н. Бояркина.
В сфере изучения конфликтов в сфере учебной миграции следует отметить С. Н. Толстикову, которая исследует возникновение межэтнической напряженности в студенческой среде и возможных способах ее снижения1. Также рассмотрением конфликтов в данной сфере и методов их профилактики занимается В.Н. Чернышова.
В дополнительном изучении нуждаются вопросы об особенностях конфликта в сфере учебной миграции, его предупреждения и урегулирования, а также региональной специфике данных конфликтов в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются конфликты в сфере учебной миграции.
Предметом исследования выступают особенности конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Цель данной исследовательской работы заключается в выявлении специфики конфликтов с участием иностранных студентов в Республике Татарстан.
Достижение данной цели требует решения следующих задач:
- изучить теоретические основы конфликтов в сфере учебной миграции;
- рассмотреть меры по предупреждению конфликтов в сфере учебной миграции, а также возможные способы их урегулирования;
- выявить основные характеристики конфликтов в сфере учебной миграции Республики Татарстан;
- рассмотреть конфликтогенные характеристики и толерантные установки принимающего сообщества Республики Татарстана;
- провести эмпирическое исследование конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан;
- разработать рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
Данная исследовательская работа принадлежит к первичному типу исследований.
Методы исследования. При сборе и анализе данных в данной исследовательской работе использовался метод анкетного опроса учащихся- иностранцев в Республике Татарстан. С помощью метода анкетирования были выявлены некоторые особенности такой конфликтогенной характеристики принимающего сообщества Республики Татарстан как подверженность этническим стереотипам. Метод анкетирования также позволил охарактеризовать конфликты в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, выявить отношение учащихся мигрантов к данной проблеме. На основании мнений опрошенных иностранных студентов были сформулированы выводы об их особенностях, что явилось наиболее ценной информацией при изучении конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан.
При теоретическом анализе мы придерживались традиции диалектического подхода, который предполагает изучение конфликтов с учетом их постоянного изменения и развития. С позиции диалектического подхода конфликт в сфере учебной миграции рассматривается как непрерывно развивающееся социально-психологическое явление. Такой анализ в процессе изучения данных конфликтов позволил выявить основные тенденции их эволюции, возможные варианты его развития и результата.
Одним из теоретических методов, использованных в данной работе, является структурно-функциональный метод, который позволяет выявить основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. С помощью данного метода удалось выделить основные составляющие данного типа конфликтов (участники, причины конфликта). Выявление структурных элементов явилось важнейшей предпосылкой разработки снижения напряженности между субъектами конфликта, следовательно, и урегулирования конфликта.
Любой конфликт представляет собой процесс, переход от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей степенью напряженности между участниками противоборства, вследствие чего его следует рассматривать как динамическую систему, это достигается с помощью использования процессуально-динамического метода, который позволяет определить основные этапы, стадии развития конфликта.
Новизна исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы было проведено эмпирическое исследование подверженности этническим стереотипам студенческой молодежи Казанского федерального университета как конфликтогенной характеристики принимающего сообщества, а также конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, позволившие выявить основные их характеристики, а также специфику данных конфликтов. Полученные в ходе исследований данные не только дополняют теоретические представления о конфликтах в сфере учебной миграции, но и имеют практическую значимость.
Практическая значимость исследования. На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан, которые могут быть применены для снижения конфликтогенности в данной области, а также способствовать развитию учебной миграции.
В настоящее время миграцию можно отнести к наиболее значимым явлениям, происходящим в мире. Особое внимание следует уделить учебной миграции, ввиду того, что такой вид миграции оказывает положительное влияние на принимающие страны.
Учебная миграция представляет собой совокупность внутренних и внешних перемещений людей с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Учебная миграция может быть вызвана рядом причин, к примеру, желанием учиться в определенном вузе, престижем вуза, необходимостью переезда в связи с отсутствием условий для продолжения обучения и т.д. На принятие решения о получении образования в другой стране, регионе, городе оказывает влияние множество факторов: миграционная политика, перспективы профессиональной самореализации, издержки обучения, географическую и культурную близость стран происхождения и назначения, немалую роль играет и их субъективная оценка. Следует также отметить, что данный вид миграции является наиболее благоприятным для принимающей стороны, оказывая положительные эффекты в социальной, политической, демографической и экономической сферах, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Вместе с тем, учебная миграция представляет собой весьма противоречивый процесс и обладает большим конфликтогенным потенциалом. Конфликт в сфере учебной миграции можно охарактеризовать как столкновение противоположных интересов и взглядов студента(-ов) мигранта(-ов) и студентов принимающего общества, вызванных различиями во внешних признаках, поведении, культуре, образе жизни, в социальных позициях, социально-политических ориентациях представителей данных групп. Участниками данного конфликта выступают студенты-мигранты (внутренние и внешние), резиденты (студенты принимающего общества, руководство, администрация вуза, профессорско-преподавательский состав), формальные и неформальные объединения, в которые входят как студенты- мигранты, так и студенты принимающего общества, а также СМИ. Конфликты в сфере учебной миграции могут быть вызваны различными причинами, на их возникновение и развитие оказывают влияние факторы, которые могут быть как объективными, так и субъективными. Среди основных объективных факторов можно выделить процесс реформирования системы высшего образования в России, недостаточная разработанность правовых норм, регулирующих отношения в сфере учебной миграции, а также механизмов неконфликтного решения проблем, возникающих в данной сфере, слабая развитость студенческого самоуправления в форме интернациональных структур, расширение сети неформальных объединений (как студентов-мигрантов, так и студентов принимающего сообщества), а также непрофессиональная деятельность российских СМИ. В качестве субъективных факторов можно выделить психологическую напряженность, состояние депривации у студента-мигранта, подверженность резидентов этническим, религиозным и иным стереотипам, трудности, с которыми студент-мигрант сталкивается в процессе адаптации к новым условиям, а также восприятие студентов-мигрантов резидентами.
Основными направлениями по предупреждению конфликтов между студентами-мигрантами и студентами из принимающего сообщества в образовательной среде вуза являются проведение грамотной политики в сфере образовательной миграции, разработка и реализация программ предполагающих дальнейшее трудоустройство студентов-мигрантов в принимающей стране, своевременная диагностика межнациональных отношений в студенческой среде, институционализация неформальных, стихийных сообществ студентов-мигрантов земляческого характера, реализация программ по адаптации студентов-мигрантов к условиям обучения и проживания в нашей стране, осуществление комплексной программы мер, направленной на формирование толерантности у студентов, чувства уважения к представителям иной национальности, наличие органов студенческого самоуправления, интернациональных структур, поддерживаемых администрацией вуза. На пути реализации мер по предупреждению и урегулированию таких конфликтов могут возникать определенные трудности, связанные с низким уровнем этнокультурной осведомленности студентов, отсутствием системной работы в воспитании толерантности в студенческой среде, слабой развитостью студенческого самоуправления, низким уровнем общественной активности студенческой молодёжи, расширением сети неформальных закрытых сообществ земляческого характера и другие. Преодоление данных препятствий требует объединения усилий всех участников образовательного процесса: администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, студентов, представителей формальных и неформальных студенческих объединений, в которые входят как учащиеся мигранты, так и студенты принимающего общества.
Характеристики принимающего сообщества могут оказывать значительное влияние на возникновение и развитие конфликтов в сфере учебной миграции. В данном случае в качестве принимающего сообщества рассматривается студенческая молодежь, которая обладает рядом специфических черт: психологических, социальных и т.д.
В качестве одной из конфликтогенных характеристик моно выделить подверженность резидентов стереотипам и предубеждениям. Эмпирическое исследование этнических стереотипов и толерантности в полиэтнической молодежной среде Казанского федерального университета показало, что уровень толерантности в студенческой среде КФУ находится на достаточно высоком уровне, тем не менее, не смотря на уровень образования, а также наличие контактов с иностранными студентами, подверженность этническим стереотипам все же существует. Подверженность этническим стереотипам может способствовать росту напряженности в обществе, а также возникновению конфликтов, в связи с чем, представляется необходимым принять меры, направленные на ликвидацию, избавление от устойчивых, упрощенных предубеждений и развитие и поддержания конструктивного межнационального диалога между студентами, что соответствует интересам ВУЗа, региона, страны. В число таких мер могут входить знакомство с представителями других национальностей, приобретение опыта личного общения с ними, ознакомление с культурой других национальностей, посредством проведения общеуниверситетских праздников, фестивалей, конкурсов и т.д.
На основе проведенных исследований нами был разработан проект по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан путем содействия успешной адаптации иностранных студентов, повышения уровня толерантности в студенческой среде, а также налаживания межнационального диалога.
Учебная миграция, представляя собой, приоритетное направление государственной миграционной политики, нуждается в дальнейшем изучении. Особого внимания требует исследование заключающегося в ней конфликтогенного потенциала.
Учебная миграция представляет собой совокупность внутренних и внешних перемещений людей с целью получения образования различного уровня и на различные сроки. Учебная миграция может быть вызвана рядом причин, к примеру, желанием учиться в определенном вузе, престижем вуза, необходимостью переезда в связи с отсутствием условий для продолжения обучения и т.д. На принятие решения о получении образования в другой стране, регионе, городе оказывает влияние множество факторов: миграционная политика, перспективы профессиональной самореализации, издержки обучения, географическую и культурную близость стран происхождения и назначения, немалую роль играет и их субъективная оценка. Следует также отметить, что данный вид миграции является наиболее благоприятным для принимающей стороны, оказывая положительные эффекты в социальной, политической, демографической и экономической сферах, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Вместе с тем, учебная миграция представляет собой весьма противоречивый процесс и обладает большим конфликтогенным потенциалом. Конфликт в сфере учебной миграции можно охарактеризовать как столкновение противоположных интересов и взглядов студента(-ов) мигранта(-ов) и студентов принимающего общества, вызванных различиями во внешних признаках, поведении, культуре, образе жизни, в социальных позициях, социально-политических ориентациях представителей данных групп. Участниками данного конфликта выступают студенты-мигранты (внутренние и внешние), резиденты (студенты принимающего общества, руководство, администрация вуза, профессорско-преподавательский состав), формальные и неформальные объединения, в которые входят как студенты- мигранты, так и студенты принимающего общества, а также СМИ. Конфликты в сфере учебной миграции могут быть вызваны различными причинами, на их возникновение и развитие оказывают влияние факторы, которые могут быть как объективными, так и субъективными. Среди основных объективных факторов можно выделить процесс реформирования системы высшего образования в России, недостаточная разработанность правовых норм, регулирующих отношения в сфере учебной миграции, а также механизмов неконфликтного решения проблем, возникающих в данной сфере, слабая развитость студенческого самоуправления в форме интернациональных структур, расширение сети неформальных объединений (как студентов-мигрантов, так и студентов принимающего сообщества), а также непрофессиональная деятельность российских СМИ. В качестве субъективных факторов можно выделить психологическую напряженность, состояние депривации у студента-мигранта, подверженность резидентов этническим, религиозным и иным стереотипам, трудности, с которыми студент-мигрант сталкивается в процессе адаптации к новым условиям, а также восприятие студентов-мигрантов резидентами.
Основными направлениями по предупреждению конфликтов между студентами-мигрантами и студентами из принимающего сообщества в образовательной среде вуза являются проведение грамотной политики в сфере образовательной миграции, разработка и реализация программ предполагающих дальнейшее трудоустройство студентов-мигрантов в принимающей стране, своевременная диагностика межнациональных отношений в студенческой среде, институционализация неформальных, стихийных сообществ студентов-мигрантов земляческого характера, реализация программ по адаптации студентов-мигрантов к условиям обучения и проживания в нашей стране, осуществление комплексной программы мер, направленной на формирование толерантности у студентов, чувства уважения к представителям иной национальности, наличие органов студенческого самоуправления, интернациональных структур, поддерживаемых администрацией вуза. На пути реализации мер по предупреждению и урегулированию таких конфликтов могут возникать определенные трудности, связанные с низким уровнем этнокультурной осведомленности студентов, отсутствием системной работы в воспитании толерантности в студенческой среде, слабой развитостью студенческого самоуправления, низким уровнем общественной активности студенческой молодёжи, расширением сети неформальных закрытых сообществ земляческого характера и другие. Преодоление данных препятствий требует объединения усилий всех участников образовательного процесса: администрации вуза, профессорско-преподавательского состава, студентов, представителей формальных и неформальных студенческих объединений, в которые входят как учащиеся мигранты, так и студенты принимающего общества.
Характеристики принимающего сообщества могут оказывать значительное влияние на возникновение и развитие конфликтов в сфере учебной миграции. В данном случае в качестве принимающего сообщества рассматривается студенческая молодежь, которая обладает рядом специфических черт: психологических, социальных и т.д.
В качестве одной из конфликтогенных характеристик моно выделить подверженность резидентов стереотипам и предубеждениям. Эмпирическое исследование этнических стереотипов и толерантности в полиэтнической молодежной среде Казанского федерального университета показало, что уровень толерантности в студенческой среде КФУ находится на достаточно высоком уровне, тем не менее, не смотря на уровень образования, а также наличие контактов с иностранными студентами, подверженность этническим стереотипам все же существует. Подверженность этническим стереотипам может способствовать росту напряженности в обществе, а также возникновению конфликтов, в связи с чем, представляется необходимым принять меры, направленные на ликвидацию, избавление от устойчивых, упрощенных предубеждений и развитие и поддержания конструктивного межнационального диалога между студентами, что соответствует интересам ВУЗа, региона, страны. В число таких мер могут входить знакомство с представителями других национальностей, приобретение опыта личного общения с ними, ознакомление с культурой других национальностей, посредством проведения общеуниверситетских праздников, фестивалей, конкурсов и т.д.
На основе проведенных исследований нами был разработан проект по профилактике конфликтов в сфере учебной миграции в Республике Татарстан путем содействия успешной адаптации иностранных студентов, повышения уровня толерантности в студенческой среде, а также налаживания межнационального диалога.
Учебная миграция, представляя собой, приоритетное направление государственной миграционной политики, нуждается в дальнейшем изучении. Особого внимания требует исследование заключающегося в ней конфликтогенного потенциала.
Подобные работы
- СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ И ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ ЯЗЫКА, КУЛЬТУРЫ, ИДЕНТИЧНОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ НЕМЦЕВ В Г. ЕЛАБУГЕ РТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



