Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика конфликтов в неполных семьях между родителями и детьми

Работа №86859

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Специфика конфликтов в неполных семьях 8
1.1. Понятие «неполная семья» 8
1.2 Особенности и причины конфликтов между родителями и детьми в неполных семьях 17
1.3 Предупреждение и разрешение конфликтов между родителем и
детьми в неполных семьях 23
Глава 2. Особенности конфликтов между родителями и детьми в неполных семьях: на примере эмпирического исследования сельских и городских семей 28
2.1. Причины образования и основные трудности неполных семей:
конфликтогенный потенциал 29
2.2. Причины и специфика конфликтов между родителем и детьми в неполных городских и сельских семьях 36
2.3. Рекомендации по профилактике и разрешению конфликтов в неполной городской и сельской семье 46
Заключение 55
Список литературы 60
Приложения

Актуальность темы исследования. В семье, как и в любом другом институте человеческого взаимодействия, возникают споры и конфликты.
Социальные конфликты как сторона социальных противоречий являются естественным явлением. Их ликвидация рано или поздно приводит к застою и деградации обществ. Среда, в которой проживает семья, оказывает влияние на моральное состояние и здоровье всех людей. Поэтому социальные конфликты, в том числе и семейные, нужно изучать, прогнозировать и использовать для благополучного развития стран .
Семейные конфликты могут носить конструктивный характер, заключающийся в том, что он может стать источником развития личности, способствовать сплоченности членов семьи, позволить устранить источник разногласий. И деструктивный характер, характеризующийся нарастанием разногласий, способным привести к неврозам, отсутствию взаимопонимания, потере доверия членов семьи друг другу. В результате деструктивных семейных конфликтов участники, приобретают ряд отрицательных свойств личности, отношения между людьми перестают быть дружескими, нежными, накапливаются отрицательные эмоции, которые имеют вероятность, перерасти в физическое насилие. Кроме того, не исключено, что последствия семейного конфликта оказывают влияние на общество. Обозначенные характеристики касаются не только отношений между супругами, но и отношений между родителями и детьми.
Из множества существующих типологий семей, в данной работе автором будет рассмотрен такой тип, как неполные семьи, характеризующиеся наличием одного родителя, воспитывающего несовершеннолетних детей. Неполные семьи сталкиваются со всевозможными социальными трудностями, такими как малообеспеченность, проблема трудоустройства, жилищный вопрос. Кроме того, высок риск социально-психологических проблем, таких как: чувство собственной неполноценности у детей, чувство вины перед ребенком у родителей, повышение конфликтности между родителем и детьми в связи с вымещением обиды на ребенке за неудачную личную жизнь. Следует отметить и то, что затрудняется полоролевая ориентация детей, которая в дальнейшем приводит к конфликтам в обществе и их будущей семье.
В неполной семье усложняется социализация ребенка и изменяется влияние внешней среды, которое характеризуется тем, что чаще всего ребенок из неполной семьи оказывается объектом нравственно психологического давления со стороны детей из полных семей. Все это в свою очередь ведет к формированию у ребенка чувства неуверенности, отчужденности, а нередко и к агрессивности, что несет за собой повышение конфликтности в отношениях ребенка не только с родителем, но и с окружающими.
В настоящее время проблема конфликтов между родителями и детьми недостаточно освещена непосредственно в рамках конфликтологии. Специалисты утверждают, что дети, выросшие в неполных семьях, более склонны к агрессивному поведению, поведению, выходящему за рамки морали и закона, что неизбежно приведет к конфликтам в обществе. Поэтому для того чтобы минимизировать деструктивные конфликты в обществе, необходимо изучать внутрисемейные конфликты, в том числе, в неполных семьях.
Данное исследование посвящено изучению специфики конфликтов между родителями и детьми в неполных семьях, причинам их возникновения, путям и способам предупреждения и разрешения.
Степень разработанности проблемы: вопросам семейных конфликтов посвящены труды таких специалистов как А.М. Шаповалова, В.О. Вагина, Р.Г. Кочетов, В.Н. Дружинин, Э.И. Сахапова, А.М. Митяева, М.В. Соболева, С.И. Голод, Н.В. Кузнецова и А.К. Ширяева и др. В работах данных авторов нашли отражение отдельные вопросы конфликтов в семье, в частности развод, причины конфликтов, формы конфликтного взаимодействия.
Вопросы выявления причин семейных конфликтов и нахождения путей их разрешения исследовались в работах Э.И. Сахапова, С.Ю. Ключников, Е.А. Апрелов.
Специфику конфликтов и пути их разрешения в неполных семьях изучали такие авторы как Н.Ф. Басов, И. Дементьева, Е.А. Панина, Н.А. Филина, О.А. Забрамная, Т.О. Смолева, В.А. Иванчнко, А.И. Черепанова, В. В. Паршина, М. В. Френкель и др.
Новизна исследования: в настоящее время существует большое количество исследований по проблеме конфликтов в неполных семьях, рассмотренных в рамках психологии и социологии. Что касается конфликтологии, то в данной науке вопросы посвященные специфике конфликтов в неполных семьях, способам их предотвращения и разрешения являются малоизученными.
Объект исследования: конфликт в неполной семье.
Предмет исследования: сущность, причины возникновения, динамика конфликтов в неполной семье между родителями и детьми.
Цель исследования: изучить специфику конфликтов в неполной семье между родителями и детьми, с последующей разработкой рекомендаций для их предупреждения и разрешения в рамках конфликтологии.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «неполная семья»;
2. Изучить динамику конфликта в неполной семье;
3. Рассмотреть причины конфликта в неполной семье и их последствия;
4. Изучить методы предупреждения и разрешения конфликтов в неполной семье;
5. Провести исследование отношений одиноких родителей и их детей для выявления специфики конфликтов в неполных семьях и путей их предупреждения и разрешения.
Методы исследования: данное исследование проводилось по первичному типу, используя опрос, как метод сбора данных. Автор производил опосредованное общение с опрашиваемым, используя анкету, то есть регистрацию ответов респондента на вопросы, вытекающих из цели и задач исследования. При теоретическом анализе исследователь придерживался традиций диалектического подхода, заключающийся в использовании научно разработанных и практически проверенных принципов исследования - взаимоотношениях общего и частного, качества и количества, системности. В работе использовались общенаучные методы, такие как: структурно-функциональный метод - позволяет увидеть состав, причины, границы конфликтов; процессуально - динамический метод - определяет основные этапы, стадии развития конфликтов.
Практическая значимость: разработанные в ходе исследования рекомендации и предложения для предупреждения и разрешения конфликтов между родителем и детьми в неполных семьях помогут свести обозначенные конфликты к минимуму.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в семейной сфере, как и в любой другой, существуют конфликты. В связи с трансформацией института семьи появилось множество различных нестандартных типов семей, к числу которых относится и такой тип семьи, как «неполная». Неполная семья характеризуется наличием одного родителя, воспитывающего несовершеннолетних детей, либо детьми, которые воспитываются родственниками.
Распространение неполных семей начало наблюдаться в конце ХХ века, что объясняется рядом причин: ослабление давления идеологии, ориентир на западную культуру; экономическая причина; влияние индустриализации, урбанизации и реформы в сфере образования.
Наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод родителей, внебрачное рождение ребенка, смерть одного из супругов и раздельное проживание родителей.
В связи с социально-экономическими и социально-психологическими трудностями, с которыми зачастую сталкиваются неполные семьи, существует вероятность роста напряженности в детско-родительских отношениях.
Причины конфликтов между родителем и ребенком в неполной семье зависят от форм их взаимоотношения. Так, чрезмерная опека, диктатура и позиция невмешательства родителя приводят к деструктивным конфликтам в детско-родительских отношениях. Кроме того, на причины конфликтов в неполных семьях влияет тип воспитания ребенка; трудности, с которыми сталкиваются родители-одиночки, а также причины образования неполной семьи.
Семейные конфликты несут за собой последствия не только за устойчивость взаимоотношений между членами семьи, но и влияют на уровень бесконфликтного общения в социуме. Поэтому существует необходимость предупреждения и разрешения деструктивных семейных конфликтов.
Предупреждению конфликтов в неполной семье будет способствовать избегание ошибок родителями-одиночками. Отмеченные ошибки заключаются, во-первых, в чрезмерной опеке ребенка, которая приводит к безынициативности, пассивности ребенка, проявлению агрессии. Во-вторых, это ошибки связанные с постановкой родителя приоритетов удовлетворения материальных потребностей детей, нежели духовных. В-третьих, ошибки неоднозначного отношения к ребенку, которые проявляются в резком перепаде настроения родителя. Общение родителя и ребенка построенное на доверии, уважение желаний детей и ориентир на духовные потребности ребенка позволят избежать указанных ошибок, следовательно, предупредить возможные конфликты между родителем и ребенком. Кроме того, предупредить и разрешить конфликты в неполной семье помогут консультации родителей-одиночек со специалистами-конфликтологами, которые позволят им выявить причины конфликтов и помочь найти пути их решения.
Так как одной из причин конфликтов в неполной семье являются социально-экономические трудности, то преодоление или уменьшение данных трудностей позволит снизить количество конфликтов между родителем и детьми. Ряд мероприятий социальной политики государства, а также законодательно закрепленные права в финансовой помощи от государства неполным семьям способствуют решению социально-экономических проблем родителя и ребенка.
Проведенное анкетирование с родителями-одиночками и детьми из неполных семей позволило сделать выводы о взаимоотношениях между родителем и детьми, наличии конфликтов и их причинах в семье. Опрос проводился в Авиастроительном районе города Казань республики Татарстан, а также в селе Большая Пудга Удмуртской республики, для сравнения специфики конфликтов в детско-родительских отношениях неполной семьи города и села.
Результаты опроса показали, что типичным представителем родителя- одиночки, как в городе, так и в селе, является мать-одиночка в возрасте от 26 до 35 лет, воспитывающая детей одна по причине развода. Однако в отличие от городских родителей-одиночек, большинство родителей-одиночек села имеют лишь среднеспециальное образование.
В связи с тем, что для большинства сельских семей характерно наличие большого домашнего хозяйства, отнимающего много сил и времени, родители-одиночки на первое место ставят бытовые трудности. Однако для сельских детей проблема недостатка денежных средств является наиважнейшей. Это можно объяснить тем, что запросы ребенка чаще выше, чем родителя, которые не всегда получается удовлетворить. Что касается городских родителей-одиночек и городских детей, то для них первостепенной трудностью является недостаток денежных средств, что объясняется высокой конкурентностью при трудоустройстве, а также более высокими затратами на питание, жилье, транспорт по сравнению с сельскими жителями.
Характер отношений между родителем и детьми в городской и сельской неполной семье в большинстве случаев является чаще дружескими, чем напряженными. Однако и напряженные отношения в данных семьях не исключены, что наиболее характерно для неполных семей с детьми подросткового возраста от 16 до 17 лет.
Анализ ответов респондентов показал, что продолжительность конфликтов родителя и ребенка в неполной семье часто зависит от частоты их возникновения. Чем реже конфликты, тем они более продолжительные. Данную закономерность можно объяснить тем, что семьи, которые конфликтуют чаще, разрешают свой конфликт быстрее в связи с имеющимся на то опытом.
Причину конфликтов с детьми большинство сельских и городских родителей-одиночек видят в недостатке совместного времяпрепровождения с ребенком, в то время как для городских и сельских детей причиной конфликтов с родителем является их успеваемость в школе. Таким образом, можно предположить, что и родители и дети, отмечая причины конфликтов в семье, определенным образом берут вину на себя.
Ответы респондентов на вопрос о результатах конфликтов в семье позволили прийти к выводу, что большинство конфликтов между родителем и ребенком носят конструктивный характер, а именно, помогают разрешить спор и высказать то, на что раньше не хватало смелости. Однако не исключается и наличие деструктивных конфликтов в детско-родительских отношениях в неполных семьях, которые необходимо предупреждать и разрешать.
При разрешении конфликтов родители-одиночки чаще всего обращаются за помощью к своим родителям, в то время как дети чаще самостоятельно разрешают конфликты с родителем. Но некоторые родители отмечают необходимость помощи специалистов, которые будут способствовать разрешению их конфликтов с детьми.
На основании проведенного опроса для рекомендаций по профилактике и разрешению конфликтов в неполной городской и сельской семье автором был разработан проект «Подари свое время детям». В связи с тем, что по мнению родителей-одиночек села и города свести к минимуму конфликты с детьми помогут: увеличение количества совместно проведенного времени, а также помощь специалистов. По мнению детей из неполных семей, уменьшить количество ссор с родителем им поможет хорошая успеваемость в школе и совместное времяпрепровождение с родителем. Поэтому в проекте «Подари свое время детям» предложены мероприятия, направленные на способствование увеличения времени для совместного времяпрепровождения родителя и ребенка, улучшения успеваемости ребенка в школе, что поможет уменьшить количество конфликтов между родителем и детьми в неполных городских и сельских семьях.



1. Апрелов Е.А. Особенности урегулирования семейных конфликтов с участием третьей стороны // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке. 2014. - 214 с.;
2. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения / Н.Ф. Басов - М.: КНОРУС, 2012. - 663 с.;
3. Галимова Ф.А. Взаимоотношения в семье и профилактика социально негативных явлений / Ф.А. Галимова - Казань, 2007;
4. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод - СПб.: Петрополис, 2008. - 272 с.;
5. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социология семьи. 2001. - 113 с.;
6. Дружинин В.Н.. Психология семьи / В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.;
7. Забрамная О.А. Теоретические подходы к изучению особенностей детско-родительских отношений в неполной семье / Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития // Т.О. Смолева, О.А. Забрамная - Чебоксары: ООО "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2015 - С. 104-106;
8. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина, - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 224 с.;
9. Иванченко В.А. Жизненный цикл неполной семьи / Психолого-педагогические особенности семьи 21 века: монография. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 56-67;
10. Карцева Л.В. Семьеведение в образовательном пространстве Татарстана / Л.В. Карцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. - №1(37). - С. 121-125.;
11. Ключников С.Ю. Семейные конфликты: практика решения / С.Ю. Ключников - СПб.: Питер., 2002. - 160 с.;
12. Кравченко А.И. Основы социологии / А.И. Кравченко - М.: Академический проект., 2004. - 224 с.;
13. Кузина К.Ю., Совершенствование социальной работы с неполными семьями / Серебрякова Н.Н., К.Ю. Кузина, - Рязань: ПервопечатникЪ, 2013.- С. 75-81;
14. Кузнецова Н.В. Семейные конфликты и методы их профилактики / А.К. Ширяева, Н.В. Кузнецова, - М.: Перо, 2015. - С. 46-53;
15. Миронова Т. Н. Социоюридическая природа понимания категории «семья» // История государства и права - М.: Юрист, 2007 - С. 10-12;
16. Митяева А.М.. Влияние семейных конфликтов на устойчивость брака // А.М. Митяева // Конфликтология. 2008. №7. - С. 44 -58;
17. Муляр Е.Н. Трансформация понятий «брак» и «семья» в процессе развития семейного права РФ // Е.Н. Муляр // Apriori. Серия: гуманитарные науки. 2016. №6. - С. 35;
18. Николаева Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям / Я.Г. Николаева - М.: ВЛАДОС, 2006. - 159 с.;
19. Нуржанова Т.Т. Семейные конфликты и их влияние на ребенка / Т.Т. Нуржанова // Е.Н. Ким, Т.Т. Нуржанова - Ярославль: Талдыкорган, 2015 С. 38-41;
20. Панина Е.А. Особенности возникновения и протекания конфликтов
«родитель-подросток» в неполной семье // Труды молодых ученых. - Орехово-Зуево: Московский государственный областной гуманитарный
институт, 2012 - С. 115-120;
21. Паршина В.В. Профилактика разводов в молодых семьях / В.В. Паршина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016.
- №2-4. - С. 175-177;
22. Пащенко А.С. Проблемы определения понятия семьи / А.С. Пащенко // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2010. - № 6. - С. 6-9;
23. Сахапова Э.И. Семейные конфликты, причины и выход из них /
Э.И. Сахапова // Н.А. Говорунова, Э.И. Сахапова. - Казань, 2007 - С. 289¬290;
24. Френкель М.В. Особенности развития личности подростка в условиях полной и неполной семьи // М.В. Френкель // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. - № 3(4). - С. 265-267;
25. Черепанова А.И. Влияние развода родителей на личность ребенка // Научный поиск. - М., 2015. - С. 102-125;
26. Чурилова Е.В. Внебрачные рождения и добрачные зачатия в
России: осознанное решение родителей / Е.В. Чурилова // Вопросы
статистики. 2014. - №7. - С. 46-52;
27. Шаповалова А.М. Семейные конфликты / В.О. Вагина, Р.Г. Кочетов, А.М. Шаповалова // Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2016. - № 24. - С. 90-93;
28. Эндрюшко А.А.. Решение семейных конфликтов как фактор развития общества / А.А. Эндрюшко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. - №1(6). - С. 34-37;
Электронные ресурсы
1. Информационно-правовое обеспечение Гарант. [Электронный ресурс] / Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России"// Режим доступа: http://base.garant.ru/190869/#ixzz3uCVGmTJj, свободный. - Проверено 13. 12. 2015;
2. Консультант Плюс - надежная правовая поддержка. [Электронный
ресурс] / "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2015) Раздел V. Алиментные обязательства членов семьи // Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. - Проверено 13. 12.
2015;
3. О разводе. ру помощь в решении семейных проблем. [Электронный
ресурс] / Причины разводов: статистика// Режим доступа:
http://www.orazvode.ru/statistika.html, свободный. - Проверено 02. 12. 2015;
4. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 28. 12. 2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» // Режим доступа: http://pravo.gov.ru/search/index, свободный. - Проверено 12. 12. 2015;
5. Смирнова Е.О.. Специфика эмоционально-личностной сферы детей,
живущих в неполной семье. [Электронный ресурс] / Е. О. Смирнова// Вопросы психологии 2009. - Режим доступа:
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996018.htm, свободный. - Проверено 08. 12. 2015;
6. Щербакова Е.. Демографические итоги I полугодия 2014 года.
[Электронный ресурс] / Е. Щербакова// - 2014. - Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0609/barom04.php, свободный. -
Проверено 02. 12. 2015.
7. Kazanfirst.ruНовости как есть. [Электронный ресурс] / В ЗАГСах Казани попытаются спасти семьи от разводов с помощью медиаторов // Режим доступа: https://kazanfirst.ru/feed/61842, свободный. - Проверено 4.05.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ