Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА МЕДИАТЕКСТА В МЕДИАСИСТЕМАХ США И РОССИИ: ЖАНРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Работа №86852

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования медиатекста в условиях конвергенции 7
1.1. Медиатекст: объем и границы понятия 7
1.2. Влияние глобальных информационных процессов на жанровую
систему 15
1.3. Характеристика медиасистем России и США 23
Глава II. Типология медиатекстов в интернет - СМИ России и США 34
2.1. Жанровая интеграция текстов интернет - СМИ России и США 34
2.2. Адаптация контента под запросы аудитории 46
2.3. Информационные технологии в формировании интертекстуального
медиатекста 57
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 70
Приложение

Актуальность темы исследования. Социально - культурные процессы, происходящие последние десятилетия, повлияли на структуру СМИ. Помимо дизайнерских новшеств и развития технологий как таковых, изменения коснулись и журналистского медиатекста. Он перестал существовать только в форме газетной статьи, радиовыпуска или телепрограммы. Интенсивное развитие информационно - коммуникационных технологий, расширение развлекательной индустрии, глобальные процессы и изменения в структуре человеческих потребностей требуют динамичного обновления палитры жанров, трансформации привычных форм, адаптации старых жанров к новой коммуникативной среде. Сближение и соединение до сих пор различных СМИ, появление общих продуктов для всех каналов приводит к изменению традиционной жанровой системы. В связи с этим изучение специфики медиатекстов различных медиасистем представляется весьма важным и актуальным.
Степень изученности темы. Медиатекст можно определить как важную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется общение в сфере массовых коммуникаций. В настоящее время медиатекст приобрел статус базовой категории в медиалингвистике (О.И Таюпова, Н.В. Бычковская ), в медиакультуре (Н.А.Крюкова , Н.Б Кирилова ), в философии (Ю.А.Луговая ). В настоящее время издано достаточное количество научной литературы, посвященной тенденциям развития СМИ в России. Из представителей российской школы можно выделить таких авторов как А. А. Тертычный, Г.В. Лазутина, Я.Н. Засурский, Г.Я. Солганик, Н.А. Кузьмина, Т.Г. Добросклонская, Л. Е. Кройчик, виды классификации медиатекстов были предложены С.Г. Мельник, И.В. Рогозиной.
Цель работы - выявить специфику жанровой трансформации медиатекстов различных медиасистем США и России. Цель определяет следующие задачи:
• Выявить теоретические предпосылки исследования медиатекста в условиях конвергенции жанров журналистики.
• Рассмотреть типологию медиатекстов в интернет - СМИ.
• Провести анализ медиатекстов в интернет - изданиях "Газета.Ru" и "The Huffington Post"на предмет трансформации жанров.
• Определить факторы, влияющие на жанровую трансформацию медиатекстов в интернет - СМИ США и России.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является изучение специфики медиатекста в медиасистемах США и России.
Предметом данного исследования является анализ жанровой трансформации в интернет - изданиях "Газета.Ru" и "The Huffington Post".
Методы исследования. Для решения поставленных задач автор исследования в своей работе применяет следующие методы: анализ теоретической литературы, изучение законодательной базы, регулирующей деятельность средств массовой информации.
В практической части используется метод количественного и качественного контент - анализа текстов интернет - изданий, сравнительно-сопоставительный метод, а также метод комплексного анализа медиатекста, суть которого состоит в обнаружении и описании закономерностей взаимодействия вербального и медийного рядов, в изучении особенностей использования знаков медийного уровня, а также различных вариантов комбинаций элементов всех уровней медиатекста: слово - звук - изображение, слово - графическое оформление - образ. Автор основывает свое исследование на системном подходе, комплексно изучая свой объект.
Теоретико-методологической базой послужили труды в области теории журналистики и жанров публицистики Е.П.Прохорова, словесного творчества литературного текста М.М.Бахтина. Для расширения теоретической сферы в исследовании были использованы также работы Б.Я Мисожникова, А.А. Волковой, Г.Я.Солганик, Н.С. Валгиной, С.И. Сметаниной, Н.В. Чичериной, А.Г.Качкаевой, Н.А.Кузьминой.
Эмпирическая база состоит из анализа материалов сетевых изданий "Газета.Ru" и "The Huffington Post". Из генеральной совокупности интернет изданий России и США были выбраны лидеры интернет СМИ в России и США по количеству посещений в сутки. Единицами анализа послужили способ производства текста
(коллегиальный, авторский), форма медиатекста, а именно использование мультимедийных, гипертекстуальных и интерактивных возможностей глобальной сети в материалах Газета.Ru" и "Huffington Post", жанровый тип и тематическая доминанта. Для выделения единиц анализа была использована классификация медиатекста Н.А.Кузьминой18. За период с 1 февраля 2015 по 1 февраля 2016 года было проанализировано свыше 120 медиатекстов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что изучение и использование накопленного зарубежными СМИ опыта, является актуальным для журналистского сообщества. Данная работа может представлять интерес для руководителей СМИ, журналистов, студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». Результаты исследования также позволят углубить понимание современного понятия "медиатекст".
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В России детально разработана теория журналистских жанров, что другие страны зачастую рассматривают как нечто совершенно необязательное и анализируют лишь тематику публикаций. Жанр - это тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно - композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. В отечественной жанровой системе можно выделить три группы жанров - информационные, аналитические и художественно - публицистические. Вместе с тем американские журналисты значительно больше внимания уделяют не форме, а содержанию публикуемых материалов. Приведем упрощенную схему классификации американских газетных жанров. Она была предложена Гербертом Терри. Информационные жанры в США исчерпываются понятиями «жесткая новость» и «мягкая новость», но включают в себя интервью, отчет, репортаж. «News Brief» соответствует российской
хронике или короткой информационной заметке, «General News Account» это расширенная информация в соответствии с российской классификацией жанров. «News Feature» - здесь стоит задача больше развлекать, чем информировать. В некоторой степени соответствует расширенной информации или нашей информационной корреспонденции. А также есть комментарий, мнение, обзор новостей. Популярными являются авторские колонки, редакционные материалы и комментарии.
С точки зрения изучения медиатекста в условиях конвергенции, важным моментом становится изучение характера самого информационного продукта. Текстовые, графические, звуковые и видео - иллюстрации интегрируются в единый информационный продукт, создавай новую информационную среду, под названием мультимедиа.
По результатам контент - анализа мы сделали следующие выводы: В интернет - СМИ «The Huffington Post» 97 % материалов по способу производства являются авторскими. Из мультимедийных элементов в медиатексте преобладают внешние и внутренние гиперссылки (100% наличие). Диалогические формы активно переходят в социальные сети Facebook. Инфографика встречается в 15% публикаций. Лидирующая тематическая доминантка - криминал.
В «Газета.Ru» по способу производства медиатекста почти в равной степени присутствуют как авторские так и коллегиальные 51% и 49%. Явным отличием от «The Huffington post» является отсутствие гиперссылок, особенно внешних. "Газета.Ru" боится упустить свою аудиторию, не давая при этом ссылки на другие источники информации, которые могли бы подкрепить материал дополнительными фактами и аргументами. Комментарии открыты не под каждой публикацией, но по сравнению с The Huffington Post обсуждение публикаций носит более оживленный характер. Наличие репостов при этом так же весьма значительно. Основными тематическими доминантами в «Газета.Ru» являются политика, бизнес, общество.
Исследование показало, что и в американских и российских интернет СМИ наиболее часто используются информационные жанры. В «Газета.Ru» 75% материалов подготовлены в информационных жанрах и 25 % в аналитических. В « The Huffingtom Post» 86% выполнены в информационных жанрах и лишь 14% в аналитических. Наиболее часто употребляющимся является жанр заметки, в аналитических жанрах встречается статья, аналитический мониторинг, письмо/ обращение. Разнообразна палитра жанров в интернет - издании «Газета.Ru». На страницах этого издания материалы подготовлены в жанрах заметки, репортажа, анонса, интервью, корреспонденции.
К инновационными факторам жанровой трансформации относится новостная информационность, снижение аналитики, укрепление диалоговых форм и налаживания обратной связи с аудиторией, гипертекстовость и мультимедийность. На основании этих факторов в России и США происходят следующая жанровая трансформация:
Гипертекстуальные возможности интернет среды по - разному используются в российских и американских интернет - изданиях. The Haffington post в 95% использует внутренние и внешние ссылки. Преимущественно внешние, так как 80% материалов заимствовано, и редакция обязана дать ссылку на источник информации. «Газета.Ки» не использует внешние гиперссылки, таким образом, редакция борется за читателя, предотвращая уход посетителя с сайта газеты. Гипертекстуальная природа интернет - СМИ изменяет классические формы аналитических жанров в журналистике. Уменьшается объем и количество времени, затраченное на подготовку аналитического материала, нет необходимости описывать все исторические справки, достаточно дополнить текст гипертекстовыми ссылками на источники информации и выстроить причинно - следственные связи.
Интертекстуальность медиатекста, его открытость, некая незавершенность, позволяет читателю самому формировать своё видение и формулировать собственное понимание проблемы, теперь читатель является равноценным создателем медиатекста. Интерактивные возможности интернет СМИ позволяют существовать таким жанровым формам как: форум, комментарий, онлайн интервью, где вопросы формулирует сам читатель.
Американское издание «The Huffington post» активно использует интерактивные возможности интернет среды. 83% материалов имеют комментарии читателей. Активно развиваются диалоговые формы в социальных сетях Facebook. В «Газета.Ки», комментарии открыты к 72% материалов. Отказ от двусторонней модели коммуникации, на наш взгляд, отрицательно сказывается на увеличении посещаемости интернет - изданий.
Мультимедийные возможности интернет СМИ недостаточно используются СМИ Рунета. По итогам исследования «Газета.Ru» в 87% публикаций использует простейшее средство мультимедиа как фотография. В «The Huffington post» использование мультимедийных средств более разнообразно, помимо фото в материал чаще включается видео и инфографика. Во всех материалах (100%) используются мультимедийные средства, часто в одной публикации используется несколько средств.
Российская модель приближается к европейской, частью которой она и является. За последние десять лет резко вырос информационный контент зарубежных СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика. Многие тенденции в жанровой трансформации связаны с влиянием глобализации и развитием новых технологий. Также важная роль отводится аудитории, которая использует различные современные технологии для налаживания обратной связи, что позволяет активно формировать не только мультимедийное, но и интерактивное пространство.



1. "Газета.Ки". Интернет - СМИ. [Электронный ресурс] сайт.- URL: http://www.gazeta.ru/. (дата обращения: 1.02.-2015- 15.03.2016). За выбранный период было проанализировано 60 публикаций методом контент - анализа.
2. "The Huffington Post". Интернет - СМИ. [Электронный ресурс] сайт.-URL: http://www.huffingtonpost.com/. (дата обращения 1.02.2015¬15.03.2016). За выбранный период было проанализировано 60 публикаций методом контент - анализа.
II. Литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 2010. - 424 с.
2. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье. Опыт России и США. М.:Медиамир, 2012.-244 с.
3. Вартанова Е.Л. Конвергенция как неизбежность. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. М., 2011.- 240 с.
4. Вартанова Е.Л. Экономика онлайновых СМИ// Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2013.-275 с.
5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран/Е.Л.Вартанова. - М.:2011.-336с.
6. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2013.- 176 с.
7. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2011. - С. 124.
8. Волкова А.А. Филология и риторика массовой информации. Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. - М.: 2010.
- 185 с.
9. Гильманова А.Н Специфика журналистского текста в российских и американских интернет - изданиях // Мультимедийная журналистика
Евразии - 2014: интегративные медиапроекты, медийная
коммуникация и информационализм в условиях интеллектуализации общества Востока и Запада. - Казань: КФУ, 2015. - С. 59-65.
10. Гильманова А.Н. Жанровые формы в российских и зарубежных интернет - СМИ // Вестник Северного (Арктического) федерального университета 2015. №6. - Архангельск: САФУ, 2015 . - С. 59- 65.
11. Дорощук Е.С Формирование аудитории электронных СМИ: рефлексия и индивидуализация // Мультимедийная журналистика Евразии - 2011: традиции и инновации Востока и Запада. - Казань: КФУ, 2011. - С. 131-136.
12. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. - М., 2012. - 315 с.
13. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации: Уч. пособие. - М.: КДУ, 2009.- 278 с.
14. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). М. : Флинта : Наука, 2011. - 263 с.
15. Засурский Я.Н. Система СМИ России / Я.Н.Засурский, М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова. - М., 2011. - 259 с.
16. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков// От книги до Интернета. М., 2012. - 256 с.
17. Калмыков А.А., Коханова Л.А.Интернет - журналистика/Коханова Л.А.-М.,2013.- 259 с.
18. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как
традиционные СМИ превращаются в мультимедийные.-М.,2014. -
245 с.
19. Каминская Т.Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование: автореф. дис. д-р фил. наук - СПб, 2013. - 190 с.
20. Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. : [учеб. пособие] / Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун¬та, 2014. - 184 с.
21. Костомаров В.Г. Наш язык в действии. Очерки современной стилистики. М., 2010. - 167 с.
22. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. - СПб., 2012. - 287 с.
23. Коханова Л.А., Калмыков А.А.Основы теории журналистики: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 536 с.
24. Кузьмина Н.А.Современный медиатекст: учебное пособие. - Омск, 2011. - 75 с.
25. Кихтан.В.В. Информационные технологии в журналистике.- Ростов н/Д: Феникс. «Высшее образование».2010.- 240 с.
26. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2011.-234 с.
27. Лукина М.М. Технология интервью. Аспект-Пресс,2003.-185 с.
28. Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ: - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2010. - 205 с.
29. Мисонжников. Б.Я. Политико - идеологические предпосылки создания медиатекста // Вестник ТвГУ. Тверь: 2013. - 243 с.
30. Мельник С.Г. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник №1. - СПб: СпбГУ, 2012. - С. 27- 29.
31. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов
Америки/С.А.Михайлов. - СПб.:2014.- 448с.
32. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». - Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 34-52.
33. Николайчук А., Харина Е. Конвергенция СМИ: от печати к "цифре". М., 2009. - 256 с.
34. Оганов Г. С. TV по - американски. M., 2010. - 210 с.
35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П.Прохоров. - М., 2012. - 294 с.
36. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия / Е.П. Прохоров. - М., 2011. - 268 с.
37. Прохоров Е.П.Исследуя журналистику.-М.:РИП-Холдинг,2010. -
202с.
38. Рогозина И.В. Роль медиатекста в формировании картины мира
индивида.Интерпретация коммуникационного процесса:
межпредметный подход. Межвуз. сб. науч. статей. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. - 246 с.
39. Ренди Р. Журналистика в стиле он-лайн: Использование Internet и др. электронных ресурсов/ Р. Ренди. -М.,1999. - 234с.
40. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. - СПб., 2011. -156 с.
41. Солодов В.В. Структурная трансформация СМИ: технологические причины и социально-экономические последствия. - М.: 2010. - 187 с.
42. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник Московского университета. Серия 10. - М.: 2005. - 200 с.
43. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Аспект-Пресс.2012.- 146с.
44. Успенский И.В. Интернет - маркетинг.- Спб.:Изд-во СПГУЭиФ,2011.-287 с.
45. Чернявская В.Е.Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: Флинта. Наука, 2013. -205 с.
46. Чичерина Н.В. Медиатекст как средство формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2009. - 234 с.
III. Интернет - ресурсы:
1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика в системе современных исследований СМИ // Медиаскоп. - 2004. - Выпуск №1.[Электронный ресурс]. сайт.- URL: http://www.mediascope.ru/node/675. (дата обращения : 22.05.2016).
2. Крюкова Н.А. Медиакультура и ее роль в современном
информационном обществе // ОНВ. 2013. №5 (122). [Электронный
ресурс]. сайт. -URL:http://cyberleninka.ru/article/n/mediakultura-i-ee-rol-v-
sovremennom-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 23.06.2016).
3. Луговая Ю.А. Медиатекст в философском универсуме. [Электронный ресурс]. сайт. - URL: http://pandia.ru/text/78/610/10817.php( дата обращения: 04.05.2016).
4. Николайчук А., Харина Е.А. Конвергенция СМИ: от печати к «цифре.
[Электронный ресурс]. cайт.- URL: http://www.tutby.ru (дата
обращения : 05.04.2016).
5. Тертычный А.А. Состояние и перспективы развития системы жанров российских СМИ.//Медиаскоп.-2010.Выпуск №4. [Электронный ресурс]. сайт.- URL: http://www.mediascope.ru/node/675. (дата обращения : 11.05.2016).
6. Таюпова О. И., Бычковская Н. В. Медиалингвистика как современное
научное направление // Российский гуманитарный журнал. 2014. №1. [Электронный ресурс]. сайт.- URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/medialingvistika-kak-sovremennoe-nauchnoe- napravlenie(дата обращения: 10.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ