Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 5 месяцев.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ 9
1.1 Общие представления об эмоциональной лексике и её онтогенетические аспекты развития у детей старшего дошкольного возраста в норме 9
1.2 Особенности формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3 Мелодекламация как метод формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ 30
2.1 Состояние эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2 Организация, цель, задачи и методы экспериментальной работы 44
2.3 Содержание работы по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мелодекламации 48
2.4 Анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 5 месяцев.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ 9
1.1 Общие представления об эмоциональной лексике и её онтогенетические аспекты развития у детей старшего дошкольного возраста в норме 9
1.2 Особенности формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3 Мелодекламация как метод формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ 30
2.1 Состояние эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2 Организация, цель, задачи и методы экспериментальной работы 44
2.3 Содержание работы по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мелодекламации 48
2.4 Анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Одним из эффективных приемов формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может стать мелодекламация. Это объясняется тем, что мелодекламация для дошкольников характеризуется доступным словарем, четкими фразами, выразительностью, наличием несложных форм прямой речи. Меложекламация помогает детям обучиться творческому рассказыванию, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, позволяет научиться выражать эмоции и давать оценку поступков тех или иных персонажей.
Проблема исследования: каковы эффективные приемы и методы формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования мелодекламации.
Объект исследования: развитие эмоциональной лексики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом.
Предмет исследования: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать систему упражнений, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
Гипотеза данного исследования складывается из следующих положений:
1) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности в формировании эмоциональной лексики;
2) использование мелодекламации на логопедических занятиях обеспечит эффективное развитие эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть суть понятия «эмоциональная лексика».
3. Определить закономерности овладения эмоциональной лексикой детьми в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
4. Охарактеризовать методические аспекты формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
5. Экспериментальным путем выявить особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Разработать и экспериментально апробировать систему упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
7. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
8. Оформить результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают следующие положения:
- системный подход в изучении лексики: рассмотрение лексики как системы взаимосвязанных элементов, идея о взаимосвязи эмоционального и оценочного компонентов в речи (А. М. Камчатнов, Б. С. Найденов, К. Е. Панасенко, Д. Э. Розенталь и др.);
- культурологический подход, предполагающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов культуры: отбор содержания работы по формированию эмоциональной лексики (также, как и в отношении содержания обучения и воспитания в целом) строится с учетом культурных особенностей нашей страны, ценностей, норм и правил поведения, принятых в нашем обществе (В. П. Глухов, Л. И. Игошина, И. В. Смирнова и др.);
- учет возрастных особенностей развития детей: изучение речи ребенка и отбор содержания работы в соответствии с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей на определенном возрастном этапе в дошкольном возрасте (О. В. Елецкая, Е. А. Климкина и др.);
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л. С. Выготский и др.);
- психолого-педагогические, лингвистические положения о закономерностях речевого развития дошкольников (С. И. Ветрова, Н. В. Гавриш и др.);
- исследования, посвященные изучению особенностей детей с ОНР (О. Е. Грибова, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Г. В. Чиркина и др.);
- работы, посвященные вопросам использования мелодекламации в целях коррекции речи – (С. Н. Каштанова, В. Н. Макарова и др.).
Проблема исследования: каковы эффективные приемы и методы формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования мелодекламации.
Объект исследования: развитие эмоциональной лексики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом.
Предмет исследования: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать систему упражнений, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
Гипотеза данного исследования складывается из следующих положений:
1) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности в формировании эмоциональной лексики;
2) использование мелодекламации на логопедических занятиях обеспечит эффективное развитие эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть суть понятия «эмоциональная лексика».
3. Определить закономерности овладения эмоциональной лексикой детьми в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
4. Охарактеризовать методические аспекты формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
5. Экспериментальным путем выявить особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Разработать и экспериментально апробировать систему упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
7. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
8. Оформить результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают следующие положения:
- системный подход в изучении лексики: рассмотрение лексики как системы взаимосвязанных элементов, идея о взаимосвязи эмоционального и оценочного компонентов в речи (А. М. Камчатнов, Б. С. Найденов, К. Е. Панасенко, Д. Э. Розенталь и др.);
- культурологический подход, предполагающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов культуры: отбор содержания работы по формированию эмоциональной лексики (также, как и в отношении содержания обучения и воспитания в целом) строится с учетом культурных особенностей нашей страны, ценностей, норм и правил поведения, принятых в нашем обществе (В. П. Глухов, Л. И. Игошина, И. В. Смирнова и др.);
- учет возрастных особенностей развития детей: изучение речи ребенка и отбор содержания работы в соответствии с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей на определенном возрастном этапе в дошкольном возрасте (О. В. Елецкая, Е. А. Климкина и др.);
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л. С. Выготский и др.);
- психолого-педагогические, лингвистические положения о закономерностях речевого развития дошкольников (С. И. Ветрова, Н. В. Гавриш и др.);
- исследования, посвященные изучению особенностей детей с ОНР (О. Е. Грибова, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Г. В. Чиркина и др.);
- работы, посвященные вопросам использования мелодекламации в целях коррекции речи – (С. Н. Каштанова, В. Н. Макарова и др.).
На формирующем этапе в работе со старшими дошкольниками экспериментальной группы был подобран и апробирован комплекс упражнений по использованию мелодекламации по формированию эмоциональной лексики. Всего за период формирующего этапа со старшими дошкольниками с ОНР было приведено 17 занятий.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показывают, что мелодекламация является эффективным средством формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Комплекс упражнений с использованием мелодекламации способствовал лучшему пониманию и усвоению старшими дошкольниками с ОНР существительных и прилагательных с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительности, ласковости, субъективной оценки и пр.). Однако, часть дошкольников с ОНР по-прежнему недостаточно использует в своем активном словаре эмоциональную лексику. Поэтому, несмотря на положительную динамику, работу по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР средствами мелодекламации необходимо продолжать. В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста также произошла положительная динамика, однако она незначительна: состояние эмоциональной лексики улучшилось у одного ребенка (10%).
В ходе проведенной экспериментальной работы был сформулирован вывод о том, что, несмотря на то, что на логопедических занятиях не предусмотрена работа над эмоциональной лексикой, принцип целостности и системности, онтогенетический принцип, заложенные в основе программы, а также требование преемственности работы учителя-логопеда и воспитателя предполагают включение формирования эмоциональной лексики в логопедическую работу, что будет способствовать формированию речи как системы, частью которой без сомнения является и эмоциональная лексика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показывают, что мелодекламация является эффективным средством формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Комплекс упражнений с использованием мелодекламации способствовал лучшему пониманию и усвоению старшими дошкольниками с ОНР существительных и прилагательных с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительности, ласковости, субъективной оценки и пр.). Однако, часть дошкольников с ОНР по-прежнему недостаточно использует в своем активном словаре эмоциональную лексику. Поэтому, несмотря на положительную динамику, работу по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР средствами мелодекламации необходимо продолжать. В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста также произошла положительная динамика, однако она незначительна: состояние эмоциональной лексики улучшилось у одного ребенка (10%).
В ходе проведенной экспериментальной работы был сформулирован вывод о том, что, несмотря на то, что на логопедических занятиях не предусмотрена работа над эмоциональной лексикой, принцип целостности и системности, онтогенетический принцип, заложенные в основе программы, а также требование преемственности работы учителя-логопеда и воспитателя предполагают включение формирования эмоциональной лексики в логопедическую работу, что будет способствовать формированию речи как системы, частью которой без сомнения является и эмоциональная лексика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



