Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №86818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы88
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
МБДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида г. Барнаул.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста – от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 5 месяцев.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она подойдет для любого вуза.
Есть приложения (методические материалы и результаты эксперимента в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ РЕЧЕВЫМ ОНТОГЕНЕЗОМ 9
1.1 Общие представления об эмоциональной лексике и её онтогенетические аспекты развития у детей старшего дошкольного возраста в норме 9
1.2 Особенности формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3 Мелодекламация как метод формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МЕЛОДЕКЛАМАЦИИ 30
2.1 Состояние эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 30
2.2 Организация, цель, задачи и методы экспериментальной работы 44
2.3 Содержание работы по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством мелодекламации 48
2.4 Анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Одним из эффективных приемов формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР может стать мелодекламация. Это объясняется тем, что мелодекламация для дошкольников характеризуется доступным словарем, четкими фразами, выразительностью, наличием несложных форм прямой речи. Меложекламация помогает детям обучиться творческому рассказыванию, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, позволяет научиться выражать эмоции и давать оценку поступков тех или иных персонажей.
Проблема исследования: каковы эффективные приемы и методы формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования мелодекламации.
Объект исследования: развитие эмоциональной лексики у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым онтогенезом.
Предмет исследования: формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации.
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать систему упражнений, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
Гипотеза данного исследования складывается из следующих положений:
1) у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности в формировании эмоциональной лексики;
2) использование мелодекламации на логопедических занятиях обеспечит эффективное развитие эмоциональной лексики в экспериментальной группе детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Раскрыть суть понятия «эмоциональная лексика».
3. Определить закономерности овладения эмоциональной лексикой детьми в онтогенезе и при общем недоразвитии речи.
4. Охарактеризовать методические аспекты формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
5. Экспериментальным путем выявить особенности эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
6. Разработать и экспериментально апробировать систему упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе использования мелодекламации.
7. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
8. Оформить результаты исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают следующие положения:
- системный подход в изучении лексики: рассмотрение лексики как системы взаимосвязанных элементов, идея о взаимосвязи эмоционального и оценочного компонентов в речи (А. М. Камчатнов, Б. С. Найденов, К. Е. Панасенко, Д. Э. Розенталь и др.);
- культурологический подход, предполагающий единство аксиологического, деятельностного и личностно-творческого аспектов культуры: отбор содержания работы по формированию эмоциональной лексики (также, как и в отношении содержания обучения и воспитания в целом) строится с учетом культурных особенностей нашей страны, ценностей, норм и правил поведения, принятых в нашем обществе (В. П. Глухов, Л. И. Игошина, И. В. Смирнова и др.);
- учет возрастных особенностей развития детей: изучение речи ребенка и отбор содержания работы в соответствии с особенностями развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей на определенном возрастном этапе в дошкольном возрасте (О. В. Елецкая, Е. А. Климкина и др.);
- положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л. С. Выготский и др.);
- психолого-педагогические, лингвистические положения о закономерностях речевого развития дошкольников (С. И. Ветрова, Н. В. Гавриш и др.);
- исследования, посвященные изучению особенностей детей с ОНР (О. Е. Грибова, Т. Б. Филичева, В. К. Воробьева, Г. В. Чиркина и др.);
- работы, посвященные вопросам использования мелодекламации в целях коррекции речи – (С. Н. Каштанова, В. Н. Макарова и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На формирующем этапе в работе со старшими дошкольниками экспериментальной группы был подобран и апробирован комплекс упражнений по использованию мелодекламации по формированию эмоциональной лексики. Всего за период формирующего этапа со старшими дошкольниками с ОНР было приведено 17 занятий.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показывают, что мелодекламация является эффективным средством формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Комплекс упражнений с использованием мелодекламации способствовал лучшему пониманию и усвоению старшими дошкольниками с ОНР существительных и прилагательных с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительности, ласковости, субъективной оценки и пр.). Однако, часть дошкольников с ОНР по-прежнему недостаточно использует в своем активном словаре эмоциональную лексику. Поэтому, несмотря на положительную динамику, работу по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР средствами мелодекламации необходимо продолжать. В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста также произошла положительная динамика, однако она незначительна: состояние эмоциональной лексики улучшилось у одного ребенка (10%).
В ходе проведенной экспериментальной работы был сформулирован вывод о том, что, несмотря на то, что на логопедических занятиях не предусмотрена работа над эмоциональной лексикой, принцип целостности и системности, онтогенетический принцип, заложенные в основе программы, а также требование преемственности работы учителя-логопеда и воспитателя предполагают включение формирования эмоциональной лексики в логопедическую работу, что будет способствовать формированию речи как системы, частью которой без сомнения является и эмоциональная лексика.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – 4-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с.
2. Акиньшина, Н. И. Особенности развития эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР посредством художественной литературы [Текст] / Н. И. Акиньшина // В сборнике : Лучшая студенческая статья 2017. сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. – 2017. – С. 20-22.
3. Батюта, М. Б. Возрастная психология : учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. – Москва : Логос, 2013. – 306 с.
4. Бацевич, Ф. С. Очерки по функциональной лексикологии [Текст] / Ф. С. Бацевич, Т. А. Космеда. – Львов : Свет, 1997. – 392 с.
5. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] / В. П. Белянин. – 4-е изд. – Москва : Флинта, 2017. – 232 с.
6. Бизикова, О. А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / О. А. Бизикова. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. – 235 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития детской речи [Текст] / А. М. Бородич. – Нижиний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2019. – 569 с.
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 544 с.
9. Ветрова, С. И. Средства развития речевой успешности дошкольников [Текст] / С. И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2020. – №4. – С. 87-88.
10. Володина, В. С. Альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина. – Москва : Айрис-пресс, 2018. – 125 с.
11. Выготский, Л. С. Речь и мышление [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2011. – 874 с.
12. Гавриш, Н.В. Формирование образности речи у дошкольников [Текст] / Н. В. Гавриш, О. В. Осика / Вопросы речевого развития – Москва : ТЦ «Сфера», 2019. – 224 с.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. – Москва : Инфра-М, 2017. – 125 с.
14. Глухов, В. П. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2006. – 88 с.
15. Голуб, И. Б. Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов [Текст] / И. Б. Голуб // Стилистика русского языка : учеб. пособие. – Москва : Айрис-пресс, 2017. – 448 с.
16. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2018. – №3. – С. 85-88.
17. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией [Текст] / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2019. – № 6. – С. 12-19.
18. Гриншпун, В. М. Развитие коммуникативных умений и навыков дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью [Текст] / В. М. Гриншпун // Дефектология. – 2020. – № 3. – С. 81-84.
19. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного [Текст] / П. А. Евсюткина // Молодой учёный. – 2021. – № 19 (78). – С. 531-533.
20. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.
21. Елецкая, О. В. Состояние эмоционально-оценочной лексики при выражении эмоций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / О. В. Елецкая // В сборнике: Особый ребенок : Обучение, воспитание, развитие. сборник научных статей международной научно-практической конференции. – Ярославль, 2021. – С. 273-280.
22. Игошина, Л. И. Особенности формирования эмоциональной лексики в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. И. Игошина // Дефектология. – 2019. – №3. – С. 17-24.
23. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции : игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 349 с.
24. Камчатнов, А. М. А. А. Потебня и А. Ф. Лосев о внутренней форме слова [Текст] / А. М. Камчатнов // Русский филологический вестник. – 2008. – № 1/2. – С. 87-91.
25. Каштанова, С. Н. Использование логопедической мелодекламации в формировании эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Каштанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 155-158.
26. Климкина, Е. А. Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. А. Климкина // Культура. Наука. Интеграция. – 2019. – № 10. – С. 20-22.
27. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – 3-е изд. [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – Москва : Астрель, 2017. – 320 с.
28. Кондратенко, И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Кондратенко // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 55-69.
29. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Академия развития, 2017. – 192 с.
30. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
31. Лущихина, И. М. Речь, язык, языковое сознание [Текст] / И. М. Лущихина // Психология. / Под редакцией А. А. Крылова. – Москва : Владос, 2011. – 584 с.
32. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 3. – С. 105-112.
33. Макарова, В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие 1 [Текст] / В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина. – Москва : Центр педагогического образования, 2019. – 96 с
34. Мельникова, Л. И. Детский фольклор в дошкольных образовательных учреждениях : учеб, пособие [Текст] / Л. И. Мельникова, А. Н. Зимина. – Москва : Гном-Пресс, 2021. – 256 с.
35. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г. В. Чиркиной.-2-е изд.,доп. – Москва : Педагогика, 2018. – 39 с.
36. Мильруд, Р. П. Приемы и технологии формирования эмотивной лексики у дошкольников с речевыми патологиями [Текст] / Р. П. Мильруд // Язык и культура. – 2020. – №1. (29). – С. 85-92.
37. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 125 с.
38. Монина, А. Д. Приемы работы для формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. Д. Монина // В сборнике : Ярославская психологическая школа: актуальные проблемы практической психологии. Материалы Всероссийского научно-практического форума. Под редакцией А.В. Карпова. – 2020. – С. 171-174.
39. Найдёнов, Б. С. Выразительность речи и чтения [Текст] / Б. С. Найденов. – Мосвка : АСТ, 2017. – 341 с.
40. Нужнова, М. А. Формирование образной речи у старших дошкольников с ОНР на занятиях в ДОУ [Текст] / М. А. Нужнова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 211 с.
41. Омельченко, Л. В. Использование приёмов мнемотехники в формировании эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР [Текст] / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2017. – №4. – С. 24-29.
42. Панасенко, К. Е. Особенности вербальной самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития [Текст] / К. Е. Панасенко // Психологическая наука и образование. − 2016. −№4. − С. 36-43.
43. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку : словарь лингвистических терминов [Текст] / Д. Э. Розенталь. – Москва : Оникс, 2008. – 623 с.
44. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учеб.-практич. пособие для бакалавров [Текст] / под ред. В. Д. Черняк. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 463 с.
45. Симакова, Т. А. Учимся, играя : логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
46. Синицын, В. А. Мастерская выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем. Методическое пособие [Текст] / В. А. Синицын. – Москва : Рост. 2019 – 96 с.
47. Смирнова, И. В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И. В. Смирнова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
48. Сорокина, Е. О. Исследование состояния эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Е. О. Сорокина // В сборнике : Голос и коммуникации в современном мире. материалы научно-образовательной конференции, посвященной Международному дню голоса. – 2018. – С. 94-98.
49. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов [Текст] / Н. А. Стародубова. – Москва : Академия, 2016. – 256 с.
50. Стернин, И. А. Основы речевого воздействия. – 3-е изд. [Текст] / И. А. Стернин. – Москва : Директ-медиа, 2018. – 289 с.
51. Тюрина, А. А. Развитие эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст] / А. А. Тюрина // В сборнике : Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. материалы XIX международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 61-63.
52. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
53. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи старших дошкольников с ОНР [Текст] / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник // Молодой ученый. – 2020. – №12. – С. 826-829.
54. Шихотарова, О. Б. Значение драматизации в формировании эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. Б. Шихотарова // В сборнике : Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. – 2018. – С. 209-216.
55. Цейтлин, С. Н. Усвоение языка [Текст] / С. Н. Цейтлин // Современная американская лингвистика. Фундаментальные направления. – Москва : АСТ, 2015. – 526 с.
56. Цурикова, Я. С. Особенности эмоционально окрашенной лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Я. С. Цурикова // Научный Лидер. – 2021. – № 14 (16). – С. 87-88.
57. Sperber D. Moral Reputation : An Evolutionary and Cognitive Perspective / D. Sperber, N. Baumard // Mind and Language. – 2011. – Vol. 27. – № 5. – Pp. 495—518.
58. Walton D. Emotive language in argumentation / D. Walton, F. Macagno. – Cambridge : Cambridge University Press, 2013. – 301 p.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ