Конституционно-правовые основы государственной гражданской службы
|
Введение 3
Глава 1. Государственная гражданская служба - основа административной власти 9
§ 1. Отечественный опыт становления государственной гражданской службы 9
§2. Система государственной гражданской службы в Российской
Федерации 22
§3. Сущность и особенности государственной гражданской службы в
Российской Федерации 26
Глава 2. Организационные и правовые основы государственной гражданской службы 31
§1. Нормативные основы государственной гражданской службы 31
§2. Принципы государственной гражданской службы 38
§3. Государственная гражданская служба как социальный институт 49
Глава 3. Актуальные проблемы развития государственной гражданской службы 54
§ 1. Проблемы бюрократии и бюрократизма на государственной гражданской службе 54
§2. Проблема коррупции в системе государственной гражданской службы 58
§3. Гражданское общество в России и государственная гражданская
служба 65
Заключение 71
Список использованной литературы
Глава 1. Государственная гражданская служба - основа административной власти 9
§ 1. Отечественный опыт становления государственной гражданской службы 9
§2. Система государственной гражданской службы в Российской
Федерации 22
§3. Сущность и особенности государственной гражданской службы в
Российской Федерации 26
Глава 2. Организационные и правовые основы государственной гражданской службы 31
§1. Нормативные основы государственной гражданской службы 31
§2. Принципы государственной гражданской службы 38
§3. Государственная гражданская служба как социальный институт 49
Глава 3. Актуальные проблемы развития государственной гражданской службы 54
§ 1. Проблемы бюрократии и бюрократизма на государственной гражданской службе 54
§2. Проблема коррупции в системе государственной гражданской службы 58
§3. Гражданское общество в России и государственная гражданская
служба 65
Заключение 71
Список использованной литературы
Государственная служба - важнейший конституционно-правовой институт, непосредственно связанный с эффективной реализацией компетенции органов государственной власти. Институт государственной службы можно считать основным инструментом проведения государственной политики в ключевых сферах общественных отношений: экономике, социальной сфере, международных отношениях, культуре, образовании. Эффективность реализации политических целей и установок государственной политики зависит, по крайней мере, от двух факторов: адекватности политики государства складывающимся общественным отношениям и надлежащего, не только "исправного", но и современного качественного состояния механизма реализации этой политики - института государственной службы.
Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в следующем. Революционные изменения в государственном устройстве России, произошедшие за последние 15-20 лет не могли не затронуть корневые основы устройства государственного аппарата. Распад Советского Союза, кризисные явления в экономике, социальной и духовной сферах, как в капле воды, отразились на состоянии государственного аппарата. Практически все без исключения политики, ученые, практики, да и сами государственные служащие констатировали и продолжают констатировать неудовлетворительное состояние государственной службы в Российской Федерации, угрожающее стабильности государства падение престижа государственного служащего.
Одной из главных причин такого положения, наряду с другими, является высокая степень коррупционных проявлений в системе государственной службы. Не случайно первыми мерами Д.А. Медведева на посту Президента Российской Федерации стали утверждение национального плана противодействия коррупции, внесение Президентом Российской Федерации, а затем принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации в 2008 года пакета «антикоррупционных» законопроектов. Позднее была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Анализ стратегии и плана, утвержденных Президентом Российской Федерации, показывает, что в них содержится комплекс мер непосредственно связанных с дальнейшим реформированием государственной гражданской службы.
Практически во всех предыдущих Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации констатируется неудовлетворительное состояние, а иногда и кризисное состояние государственной службы.
Прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью". Сообразно этим целям и задачам должна быть сформирована и структура исполнительной власти, а "госаппарат -должен стать работающим инструментом реализации экономической политики". Реформу государственной службы предполагалось проводить "в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти". Впервые в Послании Президента России была сформулирована одна из "новых" задач государства - предоставление качественных публичных услуг населению. Необходимо отметить, что в должной мере эта задача до сих пор надлежащим образом не трансформировалась в конкретные действия в работе государственного аппарата. Президентом Российской Федерации перед исполнительной властью была также поставлена следующая задача - обеспечить открытость информации о принципах и технологии проведения административной реформы и реформы государственного аппарата.
Говоря о степени научной разработанности проблемы необходимо сказать, что исследованию института государственной службы посвящен достаточно объемный пласт работ ученых и практиков. Обширный круг публикаций от монографий и диссертационных исследований до отдельных статей и тезисов в различных сборниках затрагивают как анализ основ института государственной службы, характеристики ее видов, проблем реформирования, обсуждение и систематизацию категориального аппарата, теоретические проблемы соотношения государственного, административного и трудового права в системе регулирования отношений государственной службы, так и отдельные аспекты и проблемы организации и деятельности государственных служащих.
Дискуссионной является проблема соотношения сфер полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам нормативного правового регулирования института государственной гражданской службы и, в этой связи, комплекс проблем практической реализации принципа федерализма и обеспечения системности и согласованности законодательства о государственной службе субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством.
Одним из фундаментальных теоретических вопросов является проблема систематизации принципов государственной службы в целом и отдельно принципов государственной гражданской службы. Данная проблема порождена непрерывными изменениями в законодательстве как формулировок, так и перечня принципов государственной службы. "Нестабильность" принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, не может свидетельствовать о стабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. В научных публикациях содержатся разноречивые мнения и позиции авторов относительно состава и формулировок принципов государственной службы.
Учитывая актуальность темы исследования, в настоящей работе поставлена следующая цель - проведение теоретико-правового анализа концепций, моделей и принципов формирования, функционирования и реформирования государственной службы в Российской Федерации с целью разработки непротиворечивой модели государственной службы, отвечающей современным условиям и учитывающей исторические особенности работы государственного аппарата, а также современный зарубежный опыт.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач в диссертационном исследовании:
- провести анализ литературных источников с целью разработки методологических подходов для выявления и исследования проблем становления и реформирования государственной гражданской службы; сравнить основные положения современных моделей государственной гражданской службы, действующих, в том числе в зарубежных странах, с целью выявления достоинств и недостатков рассматриваемых моделей;
- установить связь моделей государственной гражданской службы со способами их нормативной правовой реализацией в законодательстве; провести систематизацию и классификацию принципов государственной гражданской службы с целью использования их в качестве критериев для оценки полноты и непротиворечивости федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации; провести периодизацию этапов становления и развития нормативной правовой базы государственной гражданской службы в Российской Федерации, начиная с 1990 года.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, функционирования и реформирования государственной службы в Российской Федерации в целом и государственной гражданской службы в частности.
Предметом исследования являются теоретико-правовые,
конституционно-правовые, административно-правовые аспекты формирования, функционирования и реформирования государственной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации. Методологическая и теоретическая база исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, относящиеся к теории государства и права, истории государства и права, конституционному, административному и трудовому праву.
Исследования в конкретно правовой области основывались на положениях и выводах работ отечественных ученых государствоведов и административистов Н.М. Антошиной, Д.Н. Бахраха, Ю.М. Буравлева, А.А.
Демина, Т.В. Касаевой, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, A.B. Оболонского, Т.В. Щукиной. Нормативно-правовую и источниковедческую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
следующих выводах и предложениях:
- в периодизации становления и развития государственной и государственной гражданской службы в Российской Федерации и её нормативного правового обеспечения;
- в авторской классификации принципов государственной гражданской службы;
- в основных положениях авторской модели совершенствования существующей концепции государственной гражданской службы, основанные на принципе разграничения статуса государственных политических должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы; о существенном расширении перечня государственных политических должностей по сравнению с действующим реестром государственных должностей и включении этого перечня в специальный федеральный закон о статусе государственных политических должностей Российской Федерации; обоснование теоретически возможных вариантов развития правового регулирования института государственной гражданской службы.
На защиту выносятся:
- систематизация принципов государственной и государственной гражданской службы в Российской Федерации; авторская концепция системы принципов государственной гражданской службы;
- необходимость принятия специального федерального закона, регулирующего основы статуса лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, как одного из правовых механизмов разграничения политической и профессиональной ответственности в системе государственного управления и государственной гражданской службы;
- недопустимость смешения частноправовых и публично-правовых принципов регулирования отношений в законодательстве о государственной гражданской службе (конфликт интересов и др.);
- обоснование необходимости закрепления принципа федерализма при организации и деятельности государственной службы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, положения, выводы и предложения, содержащиеся в работе, являются концептуальной основой для подготовки возможных вариантов и направлений совершенствования законодательства о государственной службе и государственной гражданской службе в Российской Федерации. В работе приведены конкретные варианты предложений основные положения авторской концепции совершенствования федерального законодательства. Некоторые предложения, разработанные в диссертационной работе, могут быть использованы при совершенствовании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о муниципальной службе
Материалы и выводы, полученные на основе проведенного исследования, могут быть использованы при преподавании конституционного, парламентского права Российской Федерации, при чтении специальных курсов и др.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов и заключения.
Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в следующем. Революционные изменения в государственном устройстве России, произошедшие за последние 15-20 лет не могли не затронуть корневые основы устройства государственного аппарата. Распад Советского Союза, кризисные явления в экономике, социальной и духовной сферах, как в капле воды, отразились на состоянии государственного аппарата. Практически все без исключения политики, ученые, практики, да и сами государственные служащие констатировали и продолжают констатировать неудовлетворительное состояние государственной службы в Российской Федерации, угрожающее стабильности государства падение престижа государственного служащего.
Одной из главных причин такого положения, наряду с другими, является высокая степень коррупционных проявлений в системе государственной службы. Не случайно первыми мерами Д.А. Медведева на посту Президента Российской Федерации стали утверждение национального плана противодействия коррупции, внесение Президентом Российской Федерации, а затем принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации в 2008 года пакета «антикоррупционных» законопроектов. Позднее была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Анализ стратегии и плана, утвержденных Президентом Российской Федерации, показывает, что в них содержится комплекс мер непосредственно связанных с дальнейшим реформированием государственной гражданской службы.
Практически во всех предыдущих Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации констатируется неудовлетворительное состояние, а иногда и кризисное состояние государственной службы.
Прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью". Сообразно этим целям и задачам должна быть сформирована и структура исполнительной власти, а "госаппарат -должен стать работающим инструментом реализации экономической политики". Реформу государственной службы предполагалось проводить "в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти". Впервые в Послании Президента России была сформулирована одна из "новых" задач государства - предоставление качественных публичных услуг населению. Необходимо отметить, что в должной мере эта задача до сих пор надлежащим образом не трансформировалась в конкретные действия в работе государственного аппарата. Президентом Российской Федерации перед исполнительной властью была также поставлена следующая задача - обеспечить открытость информации о принципах и технологии проведения административной реформы и реформы государственного аппарата.
Говоря о степени научной разработанности проблемы необходимо сказать, что исследованию института государственной службы посвящен достаточно объемный пласт работ ученых и практиков. Обширный круг публикаций от монографий и диссертационных исследований до отдельных статей и тезисов в различных сборниках затрагивают как анализ основ института государственной службы, характеристики ее видов, проблем реформирования, обсуждение и систематизацию категориального аппарата, теоретические проблемы соотношения государственного, административного и трудового права в системе регулирования отношений государственной службы, так и отдельные аспекты и проблемы организации и деятельности государственных служащих.
Дискуссионной является проблема соотношения сфер полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам нормативного правового регулирования института государственной гражданской службы и, в этой связи, комплекс проблем практической реализации принципа федерализма и обеспечения системности и согласованности законодательства о государственной службе субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством.
Одним из фундаментальных теоретических вопросов является проблема систематизации принципов государственной службы в целом и отдельно принципов государственной гражданской службы. Данная проблема порождена непрерывными изменениями в законодательстве как формулировок, так и перечня принципов государственной службы. "Нестабильность" принципов государственной службы, включаемых в федеральные законы, не может свидетельствовать о стабильности всей системы законодательства о государственной службе в Российской Федерации. В научных публикациях содержатся разноречивые мнения и позиции авторов относительно состава и формулировок принципов государственной службы.
Учитывая актуальность темы исследования, в настоящей работе поставлена следующая цель - проведение теоретико-правового анализа концепций, моделей и принципов формирования, функционирования и реформирования государственной службы в Российской Федерации с целью разработки непротиворечивой модели государственной службы, отвечающей современным условиям и учитывающей исторические особенности работы государственного аппарата, а также современный зарубежный опыт.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач в диссертационном исследовании:
- провести анализ литературных источников с целью разработки методологических подходов для выявления и исследования проблем становления и реформирования государственной гражданской службы; сравнить основные положения современных моделей государственной гражданской службы, действующих, в том числе в зарубежных странах, с целью выявления достоинств и недостатков рассматриваемых моделей;
- установить связь моделей государственной гражданской службы со способами их нормативной правовой реализацией в законодательстве; провести систематизацию и классификацию принципов государственной гражданской службы с целью использования их в качестве критериев для оценки полноты и непротиворечивости федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации; провести периодизацию этапов становления и развития нормативной правовой базы государственной гражданской службы в Российской Федерации, начиная с 1990 года.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, функционирования и реформирования государственной службы в Российской Федерации в целом и государственной гражданской службы в частности.
Предметом исследования являются теоретико-правовые,
конституционно-правовые, административно-правовые аспекты формирования, функционирования и реформирования государственной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации. Методологическая и теоретическая база исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, относящиеся к теории государства и права, истории государства и права, конституционному, административному и трудовому праву.
Исследования в конкретно правовой области основывались на положениях и выводах работ отечественных ученых государствоведов и административистов Н.М. Антошиной, Д.Н. Бахраха, Ю.М. Буравлева, А.А.
Демина, Т.В. Касаевой, Б.М. Лазарева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, A.B. Оболонского, Т.В. Щукиной. Нормативно-правовую и источниковедческую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
следующих выводах и предложениях:
- в периодизации становления и развития государственной и государственной гражданской службы в Российской Федерации и её нормативного правового обеспечения;
- в авторской классификации принципов государственной гражданской службы;
- в основных положениях авторской модели совершенствования существующей концепции государственной гражданской службы, основанные на принципе разграничения статуса государственных политических должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы; о существенном расширении перечня государственных политических должностей по сравнению с действующим реестром государственных должностей и включении этого перечня в специальный федеральный закон о статусе государственных политических должностей Российской Федерации; обоснование теоретически возможных вариантов развития правового регулирования института государственной гражданской службы.
На защиту выносятся:
- систематизация принципов государственной и государственной гражданской службы в Российской Федерации; авторская концепция системы принципов государственной гражданской службы;
- необходимость принятия специального федерального закона, регулирующего основы статуса лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации, как одного из правовых механизмов разграничения политической и профессиональной ответственности в системе государственного управления и государственной гражданской службы;
- недопустимость смешения частноправовых и публично-правовых принципов регулирования отношений в законодательстве о государственной гражданской службе (конфликт интересов и др.);
- обоснование необходимости закрепления принципа федерализма при организации и деятельности государственной службы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования, положения, выводы и предложения, содержащиеся в работе, являются концептуальной основой для подготовки возможных вариантов и направлений совершенствования законодательства о государственной службе и государственной гражданской службе в Российской Федерации. В работе приведены конкретные варианты предложений основные положения авторской концепции совершенствования федерального законодательства. Некоторые предложения, разработанные в диссертационной работе, могут быть использованы при совершенствовании федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о муниципальной службе
Материалы и выводы, полученные на основе проведенного исследования, могут быть использованы при преподавании конституционного, парламентского права Российской Федерации, при чтении специальных курсов и др.
Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов и заключения.
Анализ становления и развития государственной гражданской службы, проведенный на основе периодизации её на четыре этапа, предложенный в настоящем исследовании, выявил наличие теоретических и практических проблем.
Наличие многих из выявленных проблем обусловлено следующими факторами: неразработанностью теории, организационными недостатками, снижением престижа государственной службы, недостатками в обеспечении системности и непротиворечивости законодательства и др.
Рассмотрение концепций государственной службы и их реализации в законодательстве показали, что одной из основных проблем современного состояния государственной гражданской службы является отсутствие концептуальных основ нормативного правового механизма реализации принципа разграничения статуса государственных должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы в законодательстве Российской Федерации. В результате анализа практической реализации положений Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации 15 августа 2001 года, Федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", Федеральных законов от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также принятых в их исполнение подзаконных нормативных правовых актов, в диссертационном исследовании были выявлены следующие проблемы:
1. Результаты анализа сопоставления полноты правового регулирования статуса государственных должностей в Российской Федерации и статуса государственных гражданских служащих, законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих
и лиц, принимающих властные политические решения, либо участвующих в принятии властных решений, и лиц, занимающих государственные политические должности в Российской Федерации, приводят к выводу о "размытости", нечеткости разграничения их статуса, неполноты правового регулирования статуса государственных политических должностей в Российской Федерации.
2. Декларирование приоритета норм законодательства о государственной гражданской службе по отношению к нормам трудового права без соответствующей детальной проработки этого положения на уровне норм в законодательстве о государственной гражданской службе, что привело не только к пробельности в законодательстве, но и явилось причиной противоречий между нормами трудового права.
3. На основе анализа содержания Федерального закона от 27 июля 2004
года от № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации", Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выявлены основные проблемы соотношений федерального, регионального законодательства и подзаконного регулирования. К ним относятся: нечеткость установления в Федеральных законах системы и иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной гражданской службы; законодательное закрепление практики подзаконного регулирования отношений государственной гражданской службы, являющихся предметом законодательного, а не подзаконного регулирования; противоречие положений подзаконных нормативных правовых актов нормам, установленным Федеральными законами, что приводит к существенным деформациям позиций законодателя и целей, установленных в концепциях реформирования государственной службы.
4. Анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия и полноты детализации принципов единства системы государственной гражданской службы и единства правовых и организационных основ государственной гражданской службы, установленных Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и сравнение их с результатами анализа тенденций обеспечения нормативного правового регулирования принципов единства системы государственной власти и единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", позволяют сделать вывод о недостаточности детализации указанных принципов в нормах федерального и регионального законодательства.
В диссертационном исследовании, основываясь на результатах анализа теоретических концепций, предложенных отечественными исследователями и специалистами, зарубежного опыта, опыта законодательного регулирования отношений государственной гражданской службы на основе Федеральных законов от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предложена классификация и состав принципов государственной гражданской службы, которые отражают разработанную автором модель государственной гражданской службы. Основными характеристиками этой модели являются:
1. Разграничение статуса государственных политических должностей в Российской Федерации (лиц непосредственно осуществляющих государственную политическую власть) и статуса государственных гражданских служащих на основе разработанных концепций государственной службы в законодательстве Российской Федерации.
2. Закрепление в законодательстве положений известной концепции "бокового входа" также должно быть основано на принципе разграничения статуса государственных политических должностей и должностей государственной службы, что предполагает формирование особой категории государственных гражданских служащих со специальным статусом для этой категории специалистов. Для должностей, начиная с должности советника государственной гражданской службы, должна быть исключена возможность нормативного закрепления положений концепции "бокового входа". Для указанных должностей должны быть реализованы положения концепции карьерного роста, либо процедуры конкурсного, в том числе, и альтернативного назначения на должность.
3. Приоритет детального развития в законодательстве принципа открытости государственной гражданской службы, её доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих и принципа равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Принцип открытости государственной гражданской службы является развитием конституционных принципов права граждан на получение информации и участия в управлении государством и обществом. В системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти должны быть разработаны специальные юридические механизмы обеспечения открытости государственной гражданской службы, учитывающие особенности обеспечения деятельности указанных органов власти. Применительно к системе органов исполнительной власти идеи формирования "электронного правительства" требуют существенной корректировки в направлении упрощения предоставляемой информации.
4. С целью практической реализации в законодательстве принципа открытости государственной гражданской службы, её доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих должна быть существенно сокращена сфера подзаконного нормативного правого регулирования наиболее значимых вопросов: статуса государственных должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы (прав, обязанностей, ответственности, запретов, ограничений и гарантий) в зависимости от категории должностей. Реализация указанного принципа в отношении государственных должностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должна исходить из необходимости существенного ужесточения ограничений, запретов и ответственности за исполнение, установленных обязанностей, ограничений и запретов, по сравнению с государственными гражданскими служащими.
В рамках предлагаемой модели государственной гражданской службы на основе «широкого» и «узкого» определения государственной гражданской службы возможно развитие законодательства по одному из вариантов, предложенных в диссертационном исследовании. Реализация конкретного варианта в законодательной практике будет предопределяться экономическими и политическими факторами. В современных условиях наиболее предпочтительным вариантом развития законодательства о государственной гражданской службе является вариант формирования отдельной отрасли государственного (публичного) служебного права с субсидиарным действием норм трудового права в сфере внутренней организации государственной гражданской службы. Введение в законодательство отраслевого принципа государственной службы - принципа взаимосвязи видов государственной службы, государственной гражданской службы и муниципальной службы потребует включения регулирования муниципальной службы в систему служебного права.
Реализация предложенной модели государственной гражданской службы предполагает постепенное совершенствование формирующейся модели государственной гражданской службы на основе Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации 15 августа 2001 года. В то же время, реализация предлагаемой модели государственной гражданской службы потребует постепенных изменений в базисные Федеральные законы от
27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а при наиболее радикальном варианте формирования нового законодательства о статусе лиц, занимающих государственные (политические) должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие федерального закона, регулирующего основы статуса лиц, занимающих государственные
политические должности в Российской Федерации, позволит также создать законодательную основу системы мер и условий, противодействующих коррупционным проявлениям. Сложности проведения реформы
государственной гражданской службы могут быть во многом устранены за счет создания специального органа государственной власти, ответственного за проведение реформы и действующего на основе специального федерального закона.
Комплексный анализ современных концепций и моделей государственной гражданской службы, законодательства о государственной гражданской службе, систематизация результатов, полученных другими исследователями, результаты, полученные в настоящей работе, позволяют также предложить систему мер долгосрочного и краткосрочного характера, направленных на совершенствование Федеральной программы
реформирования государственной службы Российской Федерации и федерального законодательства.
Одним из важнейших направлений теоретических исследований, по нашему мнению, должны являться нормативная детализация общеправовых принципов, применительно к законодательству о государственной гражданской службе; согласование состава, формулировок и нормативная детализация отраслевых, межотраслевых принципов государственной гражданской службы и принципов видов государственной службы, формирование принципов институтов государственной гражданской службы.
Наличие многих из выявленных проблем обусловлено следующими факторами: неразработанностью теории, организационными недостатками, снижением престижа государственной службы, недостатками в обеспечении системности и непротиворечивости законодательства и др.
Рассмотрение концепций государственной службы и их реализации в законодательстве показали, что одной из основных проблем современного состояния государственной гражданской службы является отсутствие концептуальных основ нормативного правового механизма реализации принципа разграничения статуса государственных должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы в законодательстве Российской Федерации. В результате анализа практической реализации положений Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации 15 августа 2001 года, Федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", Федеральных законов от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также принятых в их исполнение подзаконных нормативных правовых актов, в диссертационном исследовании были выявлены следующие проблемы:
1. Результаты анализа сопоставления полноты правового регулирования статуса государственных должностей в Российской Федерации и статуса государственных гражданских служащих, законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих
и лиц, принимающих властные политические решения, либо участвующих в принятии властных решений, и лиц, занимающих государственные политические должности в Российской Федерации, приводят к выводу о "размытости", нечеткости разграничения их статуса, неполноты правового регулирования статуса государственных политических должностей в Российской Федерации.
2. Декларирование приоритета норм законодательства о государственной гражданской службе по отношению к нормам трудового права без соответствующей детальной проработки этого положения на уровне норм в законодательстве о государственной гражданской службе, что привело не только к пробельности в законодательстве, но и явилось причиной противоречий между нормами трудового права.
3. На основе анализа содержания Федерального закона от 27 июля 2004
года от № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской
Федерации", Указов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации выявлены основные проблемы соотношений федерального, регионального законодательства и подзаконного регулирования. К ним относятся: нечеткость установления в Федеральных законах системы и иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения государственной гражданской службы; законодательное закрепление практики подзаконного регулирования отношений государственной гражданской службы, являющихся предметом законодательного, а не подзаконного регулирования; противоречие положений подзаконных нормативных правовых актов нормам, установленным Федеральными законами, что приводит к существенным деформациям позиций законодателя и целей, установленных в концепциях реформирования государственной службы.
4. Анализ положений федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия и полноты детализации принципов единства системы государственной гражданской службы и единства правовых и организационных основ государственной гражданской службы, установленных Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и сравнение их с результатами анализа тенденций обеспечения нормативного правового регулирования принципов единства системы государственной власти и единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, установленных Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", позволяют сделать вывод о недостаточности детализации указанных принципов в нормах федерального и регионального законодательства.
В диссертационном исследовании, основываясь на результатах анализа теоретических концепций, предложенных отечественными исследователями и специалистами, зарубежного опыта, опыта законодательного регулирования отношений государственной гражданской службы на основе Федеральных законов от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе
государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предложена классификация и состав принципов государственной гражданской службы, которые отражают разработанную автором модель государственной гражданской службы. Основными характеристиками этой модели являются:
1. Разграничение статуса государственных политических должностей в Российской Федерации (лиц непосредственно осуществляющих государственную политическую власть) и статуса государственных гражданских служащих на основе разработанных концепций государственной службы в законодательстве Российской Федерации.
2. Закрепление в законодательстве положений известной концепции "бокового входа" также должно быть основано на принципе разграничения статуса государственных политических должностей и должностей государственной службы, что предполагает формирование особой категории государственных гражданских служащих со специальным статусом для этой категории специалистов. Для должностей, начиная с должности советника государственной гражданской службы, должна быть исключена возможность нормативного закрепления положений концепции "бокового входа". Для указанных должностей должны быть реализованы положения концепции карьерного роста, либо процедуры конкурсного, в том числе, и альтернативного назначения на должность.
3. Приоритет детального развития в законодательстве принципа открытости государственной гражданской службы, её доступности общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих и принципа равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
Принцип открытости государственной гражданской службы является развитием конституционных принципов права граждан на получение информации и участия в управлении государством и обществом. В системе органов законодательной, исполнительной и судебной власти должны быть разработаны специальные юридические механизмы обеспечения открытости государственной гражданской службы, учитывающие особенности обеспечения деятельности указанных органов власти. Применительно к системе органов исполнительной власти идеи формирования "электронного правительства" требуют существенной корректировки в направлении упрощения предоставляемой информации.
4. С целью практической реализации в законодательстве принципа открытости государственной гражданской службы, её доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих должна быть существенно сокращена сфера подзаконного нормативного правого регулирования наиболее значимых вопросов: статуса государственных должностей Российской Федерации и статуса должностей государственной гражданской службы (прав, обязанностей, ответственности, запретов, ограничений и гарантий) в зависимости от категории должностей. Реализация указанного принципа в отношении государственных должностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должна исходить из необходимости существенного ужесточения ограничений, запретов и ответственности за исполнение, установленных обязанностей, ограничений и запретов, по сравнению с государственными гражданскими служащими.
В рамках предлагаемой модели государственной гражданской службы на основе «широкого» и «узкого» определения государственной гражданской службы возможно развитие законодательства по одному из вариантов, предложенных в диссертационном исследовании. Реализация конкретного варианта в законодательной практике будет предопределяться экономическими и политическими факторами. В современных условиях наиболее предпочтительным вариантом развития законодательства о государственной гражданской службе является вариант формирования отдельной отрасли государственного (публичного) служебного права с субсидиарным действием норм трудового права в сфере внутренней организации государственной гражданской службы. Введение в законодательство отраслевого принципа государственной службы - принципа взаимосвязи видов государственной службы, государственной гражданской службы и муниципальной службы потребует включения регулирования муниципальной службы в систему служебного права.
Реализация предложенной модели государственной гражданской службы предполагает постепенное совершенствование формирующейся модели государственной гражданской службы на основе Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации 15 августа 2001 года. В то же время, реализация предлагаемой модели государственной гражданской службы потребует постепенных изменений в базисные Федеральные законы от
27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а при наиболее радикальном варианте формирования нового законодательства о статусе лиц, занимающих государственные (политические) должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принятие федерального закона, регулирующего основы статуса лиц, занимающих государственные
политические должности в Российской Федерации, позволит также создать законодательную основу системы мер и условий, противодействующих коррупционным проявлениям. Сложности проведения реформы
государственной гражданской службы могут быть во многом устранены за счет создания специального органа государственной власти, ответственного за проведение реформы и действующего на основе специального федерального закона.
Комплексный анализ современных концепций и моделей государственной гражданской службы, законодательства о государственной гражданской службе, систематизация результатов, полученных другими исследователями, результаты, полученные в настоящей работе, позволяют также предложить систему мер долгосрочного и краткосрочного характера, направленных на совершенствование Федеральной программы
реформирования государственной службы Российской Федерации и федерального законодательства.
Одним из важнейших направлений теоретических исследований, по нашему мнению, должны являться нормативная детализация общеправовых принципов, применительно к законодательству о государственной гражданской службе; согласование состава, формулировок и нормативная детализация отраслевых, межотраслевых принципов государственной гражданской службы и принципов видов государственной службы, формирование принципов институтов государственной гражданской службы.
Подобные работы
- Анализ и совершенствование организационно-правового регулирования государственной гражданской служба
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности административно-правового статуса государственных
гражданских служащих
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
СЛУЖАЩЕГО
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прохождение государственной гражданской службы. Административное право
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 1370 р. Год сдачи: 2014 - Совершенствование системы денежного содержания государственных гражданских служащих в РФ (Экономика ГМУ, Вятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование аттестации и конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



