ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Органы государственной власти в сфере финансовых рынков: история и этапы становления, их виды и место в системе контролирующих органов государственной власти 13
§ 1.1. История становления и образования органов государственной
власти в области финансовых рынков 13
§ 1.2. Виды и место органов государственной власти в сфере финансовых рынков в системе контролирующих органов Российской Федерации 23
ГЛАВА II. Полномочия органов власти, контролирующих участников финансовых рынков 38
§ 2.1. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу 38
§ 2.2. Полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам 46
§ 2.3. Полномочия Центрального банка Российской Федерации 51
ГЛАВА III. Реорганизация аппарата государственной власти в сфере
финансовых рынков. Дальнейшие пути оптимизации 59
§ 3.1. Предпосылки, этапы прошедшей реорганизации 59
§ 3.2. Дальнейшие пути оптимизации аппарата государственной власти в области финансовых рынков 68
§ 3.3. Опыт зарубежных стран 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из актуальнейших задач становления российской государственности на современном этапе является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение публично-правовых функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы экономического роста и общественного развития.
В этой связи особое внимание уделяется административной реформе, которая по своим масштабам и значимости занимает одно из ведущих мест в общем контексте модернизации Российского государства. Проведение данной трансформации охватывает решение сложной и многогранной задачи совершенствования организации и деятельности исполнительной власти путем отказа от избыточных государственных функций, ликвидации излишних управленческих звеньев, построения обновленной системы федеральных органов исполнительной власти; завершения процесса передачи части государственных функций на региональный и местный уровень; гармонизации публичных и частных интересов во взаимоотношениях государства и гражданского общества, а также повышения открытости и доступности власти для граждан.
Гражданское общество и правовое государство, являясь истинными ценностями, между тем, не могут существовать без необходимого финансового обеспечения, а, следовательно, нормального функционирования финансовых рынков.
Сформированный на настоящий момент разветвленный финансовый рынок с большим числом финансовых институтов в лице банков, небанковских кредитных организаций, пенсионных фондов, взаимных фондов, страховых компаний и других институциональных инвесторов обеспечивает необходимые государству и обществу экономические результаты, вместе с тем, значительно усложняют возможность эффективного правового регламентирования данных отношений со стороны государства и осуществления надзора лишь специально создаваемыми государственными органами.
Возникновение и развитие финансового рынка в современной России имеет свою особенность, в основе которой лежат приватизационные процессы, начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. Такое стихийное его становление напрямую отразилось и на состоянии его государственного регулирования. Сложность образования государственных органов связана и со сложной межотраслевой структурой возникающих отношений.
Российская система правового регулирования и управления финансовыми рынками создавалась параллельно с самим его формированием и во многих аспектах сыграла позитивную роль в его развитии, и, как и сам финансовый рынок, и сейчас продолжает трансформироваться.
Этот процесс регламентирован рядом программных документов. Среди них особое значение (и в контексте темы выбранной нами для исследования тоже) имеют, пожалуй, два из них - Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия 2020) и Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (далее - Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков») (подробнее их содержание будет отражено нами далее).
Одна из важнейших вех в курсе оглашенных реформ уже пройдена - согласно нововведениям Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 251 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (далее - ФЗ от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ) , Центральный банк РФ (далее - ЦБ РФ или Банк России), получил дополнительный комплекс полномочий в изучаемой сфере, и теперь по праву может именоваться «мегарегулятором».
Впрочем, создание мегарегулятора на рынке далеко не означает завершение преобразований в области регулирования и контроля в финансовой сфере. Построение наиболее эффективного регулирования финансовой системы возможно при развитии не только государственной формы воздействия. В связи с этим важным элементом процесса регулирования является саморегулирование со стороны участников этой сферы, которое обеспечивает самостоятельный уровень воздействия на базе специального механизма. Это одна из «модных» тенденций современной истории развития управления вообще, которая лишь в январе 2016 г. полностью проявила себя на финансовом рынке.
Таким образом, постоянно меняющиеся экономические реалии в последнее время все более рельефно выделяют серьезные изъяны, накопившиеся в правовом поле всей финансовой сферы. Потому и совершенствование законодательной базы в финансовом секторе остается непроходящей проблемой и одновременно направлением развития государственного управления и развития правотворчества. Немало изменений и дополнений еще необходимо внести в создание современной нормативно-правовой базы не только для решения уже проявившихся сложных вопросов, но и по ходу накопления вновь выявляемых проблем.
Реализация всех этих направлений производится публично-правовым образованием с помощью специализированных органов, архитектура и системное взаимодействие которых обусловлено теми целями и задачами, которые ставятся конкретным государством в конкретно обозначенный период времени. Не достижение поставленной цели демонстрирует наличие просчетов в организации модели управления государственным рынком.
Все сказанное характеризует исследование теоретических и практических вопросов об оптимизации аппарата государственной власти Российской Федерации в области финансовых рынков, ее правовых предпосылок и гипотез, как актуальное и необходимое.
Теоретическая база исследования. Различным аспектам регулирования финансовых рынков посвящено значительное количество специальных исследований, причем как экономического, так и правового толка. При написании данного квалификационного исследования нами были изучены некоторые из них, в частности, работы Абазовой М.В., Аминовой Э.М., Аппалоновой Н.А., Баглай М.В., Белова В.А., Блохиной Т.К., Борисовой Е.В., Бочаровой Н.Н., Братко А.Г., Бусояна С.С., Бычкова А.И., Вавулина Д.А., Викулина А.Ю., Гейвандова Я.А., Дьяченко Е.М., Ерофеева С.С., Ерпылевой Н.Ю., Ершовой И.В., Земцова А.С., Исеева Р.М., Казанцевой Н.А., Караниной Е.В., Касьянова Р.А., Киселева М.В., Кондрат Е.Н., Кудерцевой А.А., Лапиной М.А., Лаутса Е.Б., Левченко Е.И., Лукина М.М., Ляменкова А.К., Ляменковой Е.А., Макарчук Т.В., Малышевой Е.Н., Марьиной М.А., Михайленко М.М., Мищенко В.В., Молотникова А.Е., Пастухова Н.А., Пастушенко Е.Н., Пичининой А.А., Попковой Л.А., Семкина А.А., Смирнова Е.Е., Старшинина С.А., Счастной Т.В., Тосуняна Г.А., Турбанова А.В., Филиппова Д.И., Фомина В.Н., Цуцковой М.Г., Шоранова А.О., Экмаляна А.М. и других.
В настоящей работе мы придерживаемся нескольких методологических подходов к исследованию интересующего нас предмета.
В качестве основных используются методы анализа, сравнения, а также системный и структурный подходы. Метод анализа, в частности, применяется при изучении всех нормативных актов, используемых в ходе раскрытия темы исследования. Метод сравнения является основным при выявлении соотношений регулирования различных подсекторов (банковского, страхового, инвестиционного и т.д.) финансового рынка.
Специальными или частными методами исследования можно назвать следующие: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, исторический, логический, метод толкования правовых норм и метод прогнозирования.
По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы, выносимые на защиту:
1. Законодателем до сих пор не сформулировано само понимание данной категории. Анализ нормативного материала ярко свидетельствует о продолжающейся неразберихе с понимаем наполнения сегментарной сущности финансового рынка, его разносмысловой наполненности. Полагаем, применяемое в правовом материале понятие «финансовый рынок» нуждается в скорейшем приведении к общему знаменателю, в том числе и путем простой, но однозначной, легализации перечня секторов его составляющих.
2. Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны. В мировой практике можно выделить четыре модели построения систем управления на финансовых рынках: 1) секторальная; 2) функциональная; 3) интегрированная; 4) целевая. В данный период наше государство нацелено на сценарий третьего варианта - функционирования единого (интегрированного) органа регулирования и надзора на базе ЦБ РФ.
За время образования и становления финансового рынка в РФ, регулированием и контролем над данной сферой занимались многие органы, при этом каждый из них, осуществляя надзор только за какой-то определенной группой участников или одним сегментом финансового рынка, не в состоянии был оценить ситуацию на рынке в целом.
Этот факт и масштабные преобразования в качественных и количественных характеристиках финансового рынка обусловили острую необходимость в реализации реформ государственного управления, в первую очередь, в разрезе создания или определения специального субъекта, способного осуществлять эффективный, унифицированный контроль практически за всем финансовым сектором в России, включая страховщиков, негосударственные пенсионные фонды, биржи, микрофинансовые организации и т.д. Таковым был признан ЦБ РФ.
Приоритетная роль рыночных сил в развитии финансовой сферы привела к формированию двух взаимосвязанных тенденций этого развития. Одна тенденция состоит в движении финансовых институтов в направлении специализации и выработки специфических инструментов, предназначенных для конкретных операций. Эта линия развития ведет к сегментации финансового рынка.
С другой стороны - происходит унификация контроля и регулирования над различными сферами финансового рынка, каковая позволяет прогнозировать системные риски на финансовых рынках, избегать дублирующих полномочий различных лиц, обладающих властной компетенцией, а также обеспечивать единый курс на ускоренное экономического развития страны.
3. В период проводимых реформ необходимо не просто создание нового органа, наделенного контрольными полномочиями, а действующего механизма эффективной и качественной реализации существующих предписаний. Масштабная реформа не должна сводиться лишь к юридической технике. Механическая замена одного регулирующего органа другим - сама по себе не способна достигнуть установленных целей по упрочнению финансового рынка, повышению его конкурентоспособности, создание условий для его интенсивного развития, обеспечение нового качества регулирования финансовых рынков.
4. В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, что на практике является не самой эффективной моделью разрешения сложных вопросов государственного управления. Потому введение и упрочнение института саморегулирования - должно стать неотъемлемой частью управления.
Анализ положений вновь принятого закона о статусе СРО в сфере финансовых рынков, к сожалению, не позволяет сделать однозначных выводов о наличии действенных и эффективных механизмов контроля с их стороны. В подобных обстоятельствах роль саморегулирования может быть нивелирована как для участников СРО, так и потребителей услуг до единственной задачи СРО - выдачи разрешений на осуществление деятельности, что, к сожалению, можно наблюдать в российской практике отдельных сфер (строительной, например).
В данном вопросе ЦБ РФ необходимо:
А) принять стандарты деятельности самих СРО, в первую очередь, об установлении контроля за качеством предоставляемых членами СРО услуг и развитии их бизнеса, поддержки их деятельности, активном участии в профилактике и предупреждении сбоев в применении финансовых инструментов, в противном случае действительная эффективность их работы видится не возможной.
Б) прямо возложить на СРО функцию предупреждения совершения нарушений законодательства РФ за счет своевременного выявления на рынке зон с повышенным уровнем риска, в частности, в сфере манипулирования и возможности совершения инсайдерских сделок.
5. В рамках проведенных реформ остался абсолютно не затронут вопрос о правопреемстве. Пункт 6 ст. 49 ФЗ от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ предусматривает, что «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Банк России является процессуальным правопреемником Федеральной службы по финансовым рынкам в судах общей юрисдикции, мировых судах и арбитражных судах». Согласно п. 7 ст. 49 того же акта Банк России становится правопреемником ФСФР по гражданским правам и обязанностям.
Производство правопреемства в практической плоскости предусматривает и возможность возникновения имущественной ответственности по тем актам (решениям) ФСФР и действиям (бездействию) ее должностных лиц, которые послужили основаниями при предъявлении имущественных претензий и причиной судебных разбирательств. Однако у ФСФР и Банка России разный имущественный статус. За ФСФР имущество было закреплено на праве оперативного управления, и субсидиарную ответственность по ее обязательствам несла Российская Федерация.
6. Закон предусматривает необходимость согласования с Правительством Российской Федерации новых целей и функций Банка России в сфере финансовых рынков. Согласование позиций центральных банков в различных странах с исполнительной властью является нормальной практикой, однако это - право, а не обязанность современного центрального банка. Подобная ситуация ставит под сомнение конституционный принцип деятельности Банка России - его независимость от других государственных органов, что недопустимо ни с точки зрения Конституции РФ, ни общепризнанных международных правовых принципов.
7. Известно, какое огромное значение для финансового рынка имеет и
проблема защиты прав потребителя. С недавнего времени в структуре ЦБ РФ создана специальная служба и экспертный совет с такой целью. Но, правовая реформа оставила открытыми сразу два сложных аспекта: каким инструментарием сможет пользоваться ЦБ РФ в данных целях и каким образом будет разделяться компетенция между мегарегулятором и Роспотребнадзором. Полагаем, любое (хоть и теоретически возможное) дублирование полномочий может существенно отразиться на итогах проводимых административных преобразований.
8. Государство должно постоянно выполнять свои регулятивные функции в сфере финансов с целью предотвращения возможности возникновения кризисных ситуаций.
В-третьих, требуется унификация трансграничных финансовых операций юридических и физических лиц с финансовыми ресурсами и активами, обеспечивающая всем участникам равный недискриминационный доступ на рынок, впрочем, не исключающего всех ограничений за свободой трансграничного перемещения финансовых активов (вызванных, в частности, борьбой с отмыванием денег, противодействием терроризму и спецификой текущей национальной финансовой политики).
В любом случае, основной задачей в сфере регулирования является необходимость сглаживания противоречий между наднациональным характером инструментов и институтов финансового рынка и национальным характером деятельности регуляторов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере оптимизации аппарата государственной власти Российской Федерации в области финансовых рынков.
Предметом исследования данной дипломной работы являются правовые основы об оптимизации аппарата государственной власти Российской Федерации в области финансовых рынков, правовых предпосылках и гипотезах данного процесса, а также специальная и учебная литература, относящиеся к теме исследования.
Цель квалификационной работы заключается в исследовании существующей законодательной базы, теоретических и практических положений об оптимизации аппарата государственной власти Российской Федерации в области финансовых рынков, ее правовых предпосылках и гипотезах. Достижение данной цели осуществлено путем решения следующих научно-практических задач:
1. исследовать историю становления и образования органов государственной власти в области финансовых рынков;
2. рассмотреть виды и место органов государственной власти в сфере финансовых рынков в системе контролирующих органов Российской Федерации;
3. изучить полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу;
4. охарактеризовать правовой статус Федеральной службы по финансовым рынкам;
5. осветить полномочия Центрального банка Российской Федерации;
6. рассмотреть предпосылки, этапы прошедшей реорганизации;
7. составить общее представление о дальнейших путях оптимизации аппарата государственной власти в области финансовых рынков;
8. изучить опыт зарубежных стран.
Поставленные задачи обусловили структуру магистерской диссертации: введение, три главы, которые состоят из восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена изучению общих вопросов об истории становления и образования органов государственной власти в области финансовых рынков, а также о современных видах и месте органов государственной власти в сфере финансовых рынков в системе контролирующих органов Российской Федерации.
В главе второй освещены полномочия отдельных органов власти, контролирующих участников финансовых рынков. В качестве исторической предпосылки появления нового мегарегулятора на финансовых рынках - ЦБ РФ - рассматриваются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам; в других структурных частях работы исследованы положение самого мегарегулятора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Глава третья направлена на освещение процесса реорганизации аппарата государственной власти в сфере финансовых рынков и дальнейших путей его оптимизации. Кроме того, здесь же был изучен опыт зарубежных стран в этой сфере.
Одной из важнейших задач становления российской государственности является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы экономического роста и общественного развития.
В этой связи особое внимание уделяется административной реформе, которая по своим масштабам и значимости занимает одно из ведущих мест в общем контексте модернизации Российского государства. Проведение данной реформы охватывает решение сложной и многогранной задачи совершенствования организации и деятельности исполнительной власти путем отказа от избыточных государственных функций, ликвидации излишних управленческих звеньев, построения обновленной системы федеральных органов исполнительной власти; завершения процесса передачи части государственных функций на региональный и местный уровень; гармонизации публичных и частных интересов во взаимоотношениях государства и гражданского общества, а также повышения открытости и доступности власти для граждан.
Без финансовых рынков нормальное финансирование современной экономики вряд ли возможно. Да, для таких рынков характерны нестабильность, надувание «пузырей», что приводит к финансовым кризисам, оказывающим сильное негативное воздействие на реальный сектор экономики. Однако отказ от финансовых рынков, возврат к так называемой строго классической экономике вряд ли возможен, поскольку это привело бы к ситуации утраты фирмами и государством большинства внешних источников финансирования, необходимых им для поддержания нормального функционирования.
Устранение любых недостатков в сфере финансовых рынков вне создания и эффективного функционирования полноценной системы государственного управления не способно помочь достигнуть нашей стране цели обеспечения ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.
Необходимость в консолидированном регулировании, контроле и надзоре на финансовом рынке начала осознаваться в конце 90-х годов прошлого века. Для решения этой проблемы стали предприниматься шаги, направленные на сокращение числа регуляторов деятельности субъектов финансового рынка путем передачи их регулятивных функций Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
До марта 2004 года система регулирования финансового рынка была достаточно сложно структурирована по секторам, закрепленным за органами государственного управления. Причем основной акцент регулирования приходился, в первую очередь, на предъявлении требований к финансовым институтам, и в последнюю очередь, к финансовым инструментам, которыми они оперировали. Подобная структура приводила к пересечению и дублированию функций различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за финансовым рынком, что не способствовало повышению эффективности системы государственного регулирования и актуализировало вопрос о необходимости создания единого регулирующего органа - мегарегулятора финансового рынка.
Позднее Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 данная Комиссия была упразднена, а ее функции и полномочия переданы утвержденной этим же указом ФСФР, ставшей ее преемницей.
Постепенная тенденция к сосредоточению всей полноты управления в руках единого органа, привела к проведению в 2013 г. глобальной реформы - создании на базе ЦБ РФ мегарегулятора. Впрочем, по сути, речь шла не только и не столько о перераспределении полномочий между государственными органами, это был вопрос выбора модели финансового рынка.
Создание мегарегулятора финансового рынка в России позволило решить следующие задачи:
1. создан единый механизм регулирования на финансовом рынке;
2. появилась возможность более оперативно предотвращать риски на различных сегментах рынка;
3. создаются условия для концентрации потоков информации, а также будет обеспечена ее конфиденциальность;
4. единый регулятор способен быть удобным контактным лицом для соответствующих органов в других странах, что может стимулировать международное сотрудничество для координации финансового рынка.
Указанные положительные аспекты и правильность курса перехода к единому «управителю» на финансовом рынке, подтверждается и мировым опытом: мегарегулирование довольно распространенная модель организации надзора за финансовыми рынками, она действует в 55 развитых странах.
Серьезно расширенные, за счет введения в ареал деятельности ЦБ РФ на финансовых рынках, цели и функции Банка России, однако, устанавливают особое условие их осуществления: «во взаимодействии с Правительством Российской Федерации». Таким образом, закон предусматривает
необходимость согласования с Правительством Российской Федерации новых целей и функций Банка России в сфере финансовых рынков. Фактически на Банк России возложена ответственность за страховой, фондовый, микрофинансовый рынки, а за Правительством Российской Федерации закреплены своего рода контрольные функции за работой самого ЦБ РФ. Согласование позиций центральных банков в различных странах с исполнительной властью является нормальной практикой, однако это - право, а не обязанность современного центрального банка. Подобная ситуация ставит под сомнение конституционный принцип деятельности Банка России - его независимость от других государственных органов, что недопустимо ни с точки зрения Конституции РФ, ни общепризнанных международных правовых принципов.
На сегодняшний день государственное управление в сфере финансовых рынков не является исключительной прерогативой ЦБ РФ. Определенная множественность органов, осуществляющих контроль в сфере регулирования финансовых рынков, сохранена, и объясняется, в первую очередь, разнородностью объектов, подлежащих такому контролю, однако общие унифицированное регулирование и контроль осуществляется одним органом - ЦБ РФ, занимающим центральное место в архитектуре органов управления финансовыми рынками.
Следует заметить, что в противовес государственному регулированию многие ученые часто упоминают институт саморегулирования. По нашему мнению, саморегулирование - один из элементов государственного регулирования общественных отношений, поскольку его реализация производится на основе делегирования государством ряда полномочий по управлению рынком. О таком подходе со стороны государства свидетельствуют и вышеобозначенные программные документы. Именно потому одной из ключевых задач в процессе создания в 2013 году единого регулятора на базе Банка России выступило реформирование системы саморегулирования на финансовом рынке. Повышение роли саморегулирования рассматривается Банком России как неотъемлемая часть общей стратегии по развитию финансового рынка в области некредитных финансовых организаций.
В целом принято выделять две модели регулирования финансового рынка относительно возможностей его саморегулирования: первая предполагает превалирование государственных органов и только незначительная доля полномочий отдается для реализации объединениям профессиональных участников рынка - саморегулируемым организациям; вторая, наоборот, - передачу важнейших функций саморегулируемым организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.
В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, что на практике является не самой эффективной моделью разрешения сложных вопросов государственного управления. Потому введение и упрочнение института саморегулирования в сфере финансовых рынков - это, как представляется, должно стать неотъемлемой частью оптимизации указанного процесса.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. [в ред. 21.07.2014]// Собрании
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер.
закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [ред. от 30.11.2016]// Собрание
законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер.
закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [ред. от 31.01.2016 // Собрание
законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: федер. закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ [ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30 (Часть I). - Ст. 4084.
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6249.
6. О защите конкуренции: федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
7. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: федер. закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 52 (часть I). - Ст. 5029.
8. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер.
закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ [ред. от 15.07.2016]// Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
9. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [ред. от 15.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2001.
- № 33 (часть I) - Ст. 3418.
10. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
11. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 [ред. от 03.07.2016] // Российская газета. - 1993.
- № 6.
12. О прокуратуре Российской Федерации: закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 [ред. от 03.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
13. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808: указ Президента РФ от 8 марта 2016 г. № 103 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 11. - Ст. 1522.
14. Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 64 5 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 30 (часть II). - Ст. 4086.
15. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»): указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 [ред. от 08.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 25. - Ст. 3314.
16. О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации: указ Президента Российской
Федерации от 4 марта 2011 г. № 270 [ред. от 25.07.2013] // Собрание
законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1341.
17. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 [ред. от 23.11.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
18. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 [ред. от 22.03.2015] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 45. - Ст. 4251.
19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 320 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 18 (часть III). - Ст. 2166.
20. Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. № 364 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 18. - Ст. 2267.
21. О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам»): постановление Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717 [ред. от 26.08.2013] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 36. - Ст. 5148.
22. О Министерстве финансов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 [ред. от 12.11.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3258.
23. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 [ред. от 01.07.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 28. - Ст. 2899.
24. Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 2043-р // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 423.
25. Стратегия развития финансового рынка на 2006-2008 годы:
распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 24. - Ст. 2620.
26. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства: приказ Росфинмониторинга от 29 июля 2014 г. № 191 // Российская газета. - 2014. - № 275.
27. Положение о Комитете финансового надзора Банка России: утв. решением Совета директоров Банка России от 30 августа 2013 г. (ред. от 25.07.2014) // Вестник Банка России. - 2013. - № 49.
II. Специальная литература
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. - М.: Магистр-Пресс, 2004. - 410 с.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. / С.А. Авакьян. - М.: Норма; ИНФРА- М, 2013. - С. 399 - 400.
3. Аминова Э.М. Современные тенденции регулирования и надзора в сфере финансовых рынков / Э.М. Аминова // Банковское право. - 2015. - № 4. - С. 26 - 34.
4. Аппалонова Н.А. Система регулирования финансового рынка россии: на пути к мегарегулятору / Н.А. Аппалонова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 2 (54). - С. 336 - 341.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 2001. - 784 с.
6. Белов В.А. К проблеме юридической личности Банка России / В.А. Белов // Бизнес и банки. - 1993. - № 48 - 49. - С. 8 - 12.
7. Блохина Т.К. К единому экономическому пространству / Т.К. Блохина // Государственная служба. - 2014. - № 5. - С. 101 - 105.
8. Бондарев Е.М., Кайль А.Н., Коржов В.Ю., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (постатейный) / Е.М. Бондарев, А.Н. Кайль, В.Ю. Коржов, Н.А. Захарова // СПС «КонсультантПлюс».
9. Борисова Е.В. Взаимодействие регуляторов на финансовых рынках как механизм совершенствования консолидированного банковского надзора / Е.В. Борисова // Финансовое право. - 2012. - № 11. - С. 30 - 32.
10. Бочарова Н.Н. Новеллы административно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации в условиях административной реформы / Н.Н. Бочарова // Административное и муниципальное право. - 2013.-№ 11. - С. 1036 - 1038.
11. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. - М., 2001. - 335 с.
12. Бусоян С.С. Диссонанс предпосылок и последствий мегарегулирования на финансовых рынках / С.С. Бусоян // Научный альманах.
-2016. - № 3-1 (17). - С. 67 - 70.
13. Бычков А.И. К вопросу о правовом статусе Банка России / А.И. Бычков // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 8. - С. 33 - 37.
14. Вавулин Д.А. К вопросу о создании в россии мегарегулятора финансового рынка / Д.А. Вавулин // Финансы и кредит. - 2013. - № 17 (545). - С. 46 - 53.
15. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка / Д.А. Вавулин, С.В. Симонов // Дайджест-финансы. - 2014. - № 2. - С. 2 - 12.
16. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия / Я.А. Гейвандов. - М., 1997. - С. 17 - 26.
17. Гузнов А.Г. Мегарегуляторы финансовых рынков: сравнительно¬правовой анализ (на примере Федеративной Республики Германии и Российской Федерации) / А.Г. Гузнов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2014. - № 4. - С. 147 - 159.
18. Дауталиева Г.Н. Процессы финансовой интеграции и их воздействие на развитие финансовых рынков Европейского Союза / Г.Н. Дауталиева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2016. - № 14-2. - С. 147 - 149.
19. Дьяченко Е.М., Макарчук Т.В. Гражданско-правовое регулирование финансовых рынков / Е.М. Дьяченко, Т.В. Макарчук // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 75 - 83.
20. Ерофеев С.С. Место и роль Банка России в системе органов государственной власти Российской Федерации / С.С. Ерофеев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 5. - С. 44 - 46.
21. Ерпылева Н.Ю. Современный правовой статус Европейского центрального банка / Н.Ю. Ерпылева // Банковское право. - 2010. - № 5. - С. 35 - 43.
22. Ершова И.В. Проблема правового статуса государственных корпораций / И.В. Ершова // Государство и право. - 2001. - № 6. - С. 35 - 41.
23. Ефимова Е.В., Ильбалиева А.Г., Мельцер А.И., Тлепова А.К., Токарева М.А. Переход к мегарегулированию финансовых рынков: объективная необходимость и факторы риска / Е.В. Ефимова, А.Г. Ильбалиева, А.И. Мельцер, А.К. Тлепова, М.А. Токарева // Вестник Международного института экономики и права. - 2013. - № 3 (12). - С. 54 - 64.
24. Ефимова Л.Г. Особое правовое положение Центрального банка Российской Федерации / Л.Г. Ефимова // Правовое регулирование банковской деятельности. - М., 1997. - С. 20 - 47.
25. Захаров Д.Ю. Стратегия развития финансовых рынков: приоритеты и вызовы современного этапа / Д.Ю. Захаров // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 324 - 330.
26. Зенькович Е.В. Реорганизация системы регулирования финансового рынка: современные подходы / Е.В. Зенькович // Налоги. - 2013. - № 9. - С. 21 - 24.
27. Исеев Р.М. Государственный финансовый контроль на рынке ценных бумаг / Р.М. Исеев // Юридический мир. - 2006. - № 5. - С. 43 - 47.
28. Казанцева Н.А., Мищенко В.В., Мищенко И.К. О повышении роли территориальных учреждений Банка России как мегарегулятора финансового рынка / Н.А. Казанцева, В.В. Мищенко, И.К. Мищенко // Вестник алтайской науки. - 2015. - № 3-4 (25-26). - С. 245 - 248.
29. Каранина Е.В., Марьина М.А. Деятельность Центрального Банка Российской Федерации в качестве мегарегулятора финансовых рынков и обеспечения финансовой системы / Е.В. Каранина, М.А. Марьина // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 12. - С. 327 - 335.
30. Касьянов Р.А. Реформа правовых основ Европейского Союза в области регулирования рынков финансовых инструментов / Р.А. Касьянов // Право и управление. XXI век. - 2015. - № 3 (36). - С. 104 - 108.
31. Киселев М.В. Проблемы создания мегарегулятора на финансовом рынке России / М.В. Киселев // Наука и общество. - 2013. - № 6 (15). - С. 16 - 20.
32. Кондрат Е.Н. Государство и рынок в финансовой сфере / Е.Н. Кондрат // Юридическая наука: история и современность. - 2015. - № 1. - С. 132 - 142.
33. Кондрат Е.Н. Международные финансовые рынки: проблемы макрорегулирования / Е.Н. Кондрат // Правовое поле современной экономики. - 2015. - № 9. - С. 119 - 127.
34. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия / Е.Н. Кондрат. - М.: Юстицинформ, 2014. - 928 с.
35. Костюков А.Н. Центральный Банк Российской Федерации - регулятор финансовых рынков / А.Н. Костюков // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2013. - № 4 (37). - С. 38 - 43.
36. Кошель Д.Е. Финансовый рынок и новый взгляд на базисные финансово-правовые категории / Д.Е. Кошель // Финансовое право. - 2010. - № 6. - С. 7 - 13.
37. Кредитные организации в России: правовой аспект / под ред. Е.А. Павлодского. - М.: Wolters Kluwer, 2006. - 624 с.
38. Кудерцев А.А. Мегарегулирование финансовых рынков: модели / А.А. Кудерцев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-4. - С. 785 - 789.
39. Лапина М.А. Роль органов государственной власти в механизме административно-правового регулирования создания и деятельности международного финансового центра в Российской Федерации / М.А. Лапина // Налоги. - 2012. - № 6. - С. 9 - 12.
40. Лаутс Е.Б. Правовое положение Банка России как мегарегулятора финансового рынка / Е.Б. Лаутс // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 3. - С. 39 - 42.
41. Лаутс Е.Б. Правовые аспекты установления границ финансового рынка и рынка банковских услуг / Е.Б. Лаутс // Предпринимательское право. - 2014. - № 2. - С. 54 - 59.
42. Левченко Е.И. К вопросу о понятии «субъект института финансового мониторинга» / Е.И. Левченко // Финансовое право. - 2015. - № 6. - С. 44 - 48.
43. Лукин М.М. Соотношение понятий «орган государственной власти» и «государственный орган» в правовой системе России на примере Центрального банка Российской Федерации / М.М. Лукин // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 11. - С. 31 - 36.
44. Ляменков А.К., Ляменкова Е.А. Роль и устройство финансовых рынков в современной экономике / А.К. Ляменков, Е.А. Ляменкова // International scientific review. - 2015. - № 9 (10). - С. 20-22.
45. Маковецкий М.Ю. Современные тенденции развития мирового финансового рынка / М.Ю. Маковецкий // Омский научный вестник. - 2014. - № 4 (131). - С. 57 - 61.
46. Малышева Е.Н. Роль Банка России в развитии финансового рынка / Е.Н. Малышева // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. - 2014. - № 1. - С. 28 - 34.
47. Михайленко М.М. Финансовые рынки и институты / под ред. А.Н. Жилкиной. - М.: Юрайт, 2014. - 303 с.
48. Молотников А.Е. Современное состояние и перспективы правового регулирования финансового рынка в России / А.Е. Молотников // Предпринимательское право. - 2014. - № 2. - С. 60 - 66.
49. Неверова Н.В. О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации / Н.В. Неверова // Банковское право. - 2013. - № 6. - С. 47 - 52.
50. Ноздрев С.В. Основные характеристики международного финансового рынка / С.В. Ноздрев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 1. - С. 36 - 49.
51. Орлова О.Ю. Современный процесс финансовой глобализации и проблемы развития национальных финансовых рынков / О.Ю. Орлова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 16. - С. 142 - 147.
52. Пастухов Н.А. Центральный банк Российской Федерации как юридическое лицо / Н.А. Пастухов // Финансовое право. - 2015. - № 5. - С. 38 - 43.
53. Пастушенко Е.Н., Земцов А.С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики / Е.Н. Пастушенко, А.С. Земцов // Банковское право. - 2013. - № 6. - С. 35 - 41.
54. Петрова Г.В. Формирование международного права торговли финансовыми услугами и его влияние на национальное законодательство о финансовых рынках / Г.В. Петрова // Международное право и международные организации. - 2012. - № 4. - С. 55 - 66.
55. Пичинина А.А. Необходимость мегарегулятора для финансового рынка России / А.А. Пичинина // Инновационная наука. - 2016. - № 4-1. - С. 232 - 235.
56. Платонов С.Р., Губанов Р.С. Финансовые рынки Евразийского Экономического Союза: гармонизация национальных законодательств / С.Р. Платонов, Р.С. Губанов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2015. - № 4 (26). - С. 13 - 21.
57. Попкова Л.А. Защита прав участников финансового рынка как новая функция Банка России / Л.А. Попкова // Банковское право. - 2014. - № 2. - С. 61 - 67.
58. Почежерцева З.А., Новикова Н.А., Лежнева Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (постатейный) / З.А. Почежерцева, Н.А. Новикова, Н.С. Лежнева // СПС «КонсультантПлюс».
59. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
60. Правовой статус и функции Банка России
http://www.cbr.ru/today/?Prtid=babnkstatus(дата обращения: 24.08.2016).
61. Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма): учебник / М.М. Прошунин, М.А. Татчук. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014. - 417 с.
62. Рязанова Н.С. Финансовый рынок как экономическая категория: ее характерные черты, общественное назначение и функции в современном информационном обществе / Н.С. Рязанова // Проблемы экономики (Харьков). - 2015. - № 1. - С. 299-312.
63. Семкин А.А. Федеральная служба по финансовым рынкам, как орган государственного контроля и надзора в банковской системе россии / А.А. Семкин // Наука и современность. - 2010. - № 5-3. - С. 334-339.
64. Смирнов Е.Е. Центробанк стал единым регулятором финансового рынка страны / Е.Е. Смирнов // Аудитор. - 2013. - № 10 (224). - С. 3-11.
65. Совершенствование надзора на финансовом рынке России: европейский опыт и российские реалии // Дайджест-финансы. - 2007. - № 4. - С. 2-9.
66. Старшинин С.А. Мегарегулятор финансового рынка: процесс создания и перспективы. Формирование мегарегулятора финансового рынка как способ повышения эффективности регулирования российского рынка ценных бумаг / С.А. Старшинин // Российское предпринимательство. - 2010. - № 11-2. - С. 78-82.
67. Сторожилова Е.А. О создании мегарегулятора финансовых рынков и банковском надзоре / Е.А. Сторожилова // Аспирант. - 2014. - № 4. - С. 160¬163.
68. Счастная Т.В. К вопросу создания мегарегулятора финансового рынка в России / Т.В. Счастная // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2013. - № 1 (21). - С. 113 - 121.
69. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Городец, 2003. - 544 с.
70. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и административный процесс / Ю.А. Тихомиров. - М., 1998. - 798 с.
71. Тойчубеков Ю.Ж. государственное регулирование финансового рынка в Кыргызской Республике / Ю.Ж. Тойчубеков // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2005. - № 6. - С. 241 - 245.
72. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и современность / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. - М.: Дело, 2000. - 224 с.
73. Турбанов А.В. Обеспечение законности при функционировании компенсационных механизмов на финансовых рынках / А.В. Турбанов // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С. 29 - 33.
74. Турбанов А.В. Цели создания мегарегулятора на финансовом рынке России / А.В. Турбанов // Предпринимательское право. - 2013. - № 4. - С. 2 - 5.
75. Ушаков А.С. Финансовые рынки: современные подходы к
исследованию и основные функции / А.С. Ушаков // Вестник Северо¬Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2013. - № 4. - С. 498 - 502.
76. Филиппов Д.И. Особенности государственного регулирования финансового рынка в Евросоюзе / Д.И. Филиппов // Вестник Академии. - 2012. - № 1. - С. 13 - 14.
77. Фомин В.Н. Правовое регулирование финансовых рынков России в современных условиях / В.Н. Фомин // Банковское право. - 2014. - № 1. - С. 15 - 28.
78. Цуцкова М.Г. Правовой статус Федеральной службы по финансовым рынкам: характеристика отдельных полномочий / М.Г. Цуцкова // Современное право. - 2013. - № 7. - С. 59 - 61.
79. Шоранов А.О., Абазова М.В. Финансовые рынки. Правовое регулирование в Российской Федерации / А.О. Шоранов, М.В. Абазова // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 2-1 (63). - С. 165 - 167.
80. Экмалян А.М. Банк России как мегарегулятор финансового рынка: цели деятельности, функции и полномочия / А.М. Экмалян // Юрист. - 2015. - № 7. - С. 4 - 11.
III. Материалы юридической практики
1. По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. № 18-П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 50. - Ст. 5711.
2. Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2003 г. № 45-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 3.
3. По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 268-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2001. - № 2.
4. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 января 2013 г. по делу № А78-5190/201 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 декабря 2002 г. № А05-6645/02-364/14 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2001 г. № КА- А41/1374-01 // СПС «КонсультантПлюс».