Введение 3
Глава I. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ 7
1.1. Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ и его правовое регулирование 7
1.2. Понятие, функции и принципы института Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации 13
Глава II. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан 30
2.1. Назначение на должность, освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации и его аппарат 30
2.2. Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 34
2.3. Деятельность Уполномоченного по правам человека по рассмотрению жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятию мер по их восстановлению 38
2.4. Компетенция Уполномоченного по правам человека Республики
Татарстан 47
Глава III. Правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации 53
3.1. Проблемы и перспективы развития взаимоотношений и совершенствования деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и ее субъектов 53
3.2. Перспективы развития деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 73
Заключение 84
Список использованной литературы
Актуальность исследования. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан она не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Главное значение данного института является в двойственности его правовой природы. Устанавливаемый общественными институтами, как правило, представительного свойства, он при этом не владеет властными полномочиями, но самостоятелен. Уполномоченного по правам человека можно сравнить со своеобразным «мостом» между государством и обществом. Двуединство его статуса выражается в том, что будучи государственным органом с достаточной степенью самостоятельности, он действует как представитель гражданского общества, призванный надлежащим образом проявляя свое отношение на нарушения прав и свобод человека, допущенные служащими государственного аппарата и использование имеющихся инструментов реагирования на противодействие правонарушении.
Одним из основных проявлении демократического правового государства является создание института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Данный правозащитный институт призван защищать граждан от произвола административных органов, вырабатывать рекомендации по совершенствованию деятельности органов государственной власти в области прав человека и административных процедур, с ними связанных.
Учитывая специфическую российскую историю государственного управления и демократии, формирования новых национальных и региональных правозащитных институтов, актуальность развития досудебного и внесудебного механизмов защиты прав человека и в связи с включением Российской Федерации в международное и европейское правовое пространство, деятельность внесудебных правозащитных институтов представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Степень научной разработанности темы. Общетеоретические подходы к пониманию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и гарантий их реализации в России разработали отечественные ученые-правоведы М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, А.Г. Бережнов, И.А. Боброва, А.Д. Бойков, И.И. Вере¬меенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, М.С. Гринберг, АД. Дени¬сов, М.И. Ковалев, Б.И. Кожохин, В.М. Курицын, О.Е. Кутафин, В.А. Кучинс¬кий, В.В. Лазарев, Л.Н. Линник, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, О.Е. Малеин, М.Н. Малеина, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Р.А. Мюллерсон, В.М. Николайчик, В.А. Патютин, А.А. Пионтковский, Ф.М. Рудницкий и др.
В российской правовой науке вопросами правового статуса и деятельности Уполномоченного по правам человека занимались следующие правоведы: Амира Р.Р., Вагизов Р.Г., Зражевская Т.Д., Козлов Е.И., Корабельникова Ю.Л., Кутафин О.Е., Лукашева Н.Ф., Лукин В.П., Синцов Г.В., Сунгуров А.Ю., Хаманева Н.Ю., Чуксина В.В. и другие.
Основная часть проведенного исследования основываются на вышеназванные работы, составляя её теоретико-правовую и конституционно-отраслевую основы. Включены и предметно проанализированы одновременно в круг источников конституционные акты (Конституция Российской Федерации, федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека», конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, конституции зарубежных государств), законы (федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации), соответствующие публичные договоры (международные договоры, внутригосударственные соглашения). Доклады о деятельности федерального Уполномоченного по правам человека, Уполномоченного по правам человека субъектов РФ, архивные документы, периодические издания так же явились основными источниками работы.
Цель исследования заключается в рассмотрении института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Задачами, решение которых способствуют достижению указанной цели в диссертации являются:
1. проанализировать становление и основные положения института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
2. раскрыть конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан;
3. обозначить правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Предмет исследования. Взаимосвязь отношений, рассматриваемых в данной работе включает в себя рассмотрение становления и основных положений института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, правовых проблем развития института омбудсмена Российской Федерации, конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан.
Методологической основой исследования послужили методы современного научного познания общественных явлений, такие как: структурно-функциональный, исторический, метод системного анализа. Всесторонне и глубоко проанализировать проблему становления и функционирования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поспособствовали использование вышеперечисленных методов познания.
Эмпирическая база исследования включает изучение архивных источников о становлении и создании института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, обобщение историографических источников, нормативно-правовых актов и научных публикаций о становлении института уполномоченного по правам человека в период 1840г по настоящее время.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации в последующем могут быть использованы при проведении исследований, посвященных проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Материалы диссертации в дальнейшем могут быть использованы учеными при проведении исследований, посвященных проблемам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и улучшению деятельности уполномоченных по правам человека, а также в учебном процессе при подготовке студентов в области юриспруденции, государственного и муниципального управления.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов исследования. Основные положения дипломной работы были изложены на III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Молодой ученый: вызовы и перспективы» (Москва, январь 2016 г.), а также на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «VII Камские чтения» (2016; Набережные Челны), общий объем которых составляет 8 авторских листов.
В заключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации представляет собой совокупность существующих на федеральном, региональном и муниципальном уровне уполномоченных по правам человека, специализированных уполномоченных (уполномоченных по правам ребенка и т. п.) - органов со специфическими целями, функциями и принципами
деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
2. Существуют две цели деятельности уполномоченных по правам человека: содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (основная) и повышение эффективности государственного и муниципального управления (косвенная). В достижении первой цели уполномоченные выполняют следующие функции: восстанавливающую нарушенные права и свободы, посредническую (медиаторскую), правотворческую (способствующую выявлению пробелов и противоречий в законодательстве о правах и свободах), информационно- воспитательную. В реализации второй цели уполномоченные осуществляют иные функции: контрольную, консультационную, координационную.
3. Систему принципов эффективного функционирования уполномоченных по правам человека составляют: независимость (институциональная, функциональная и персональная); доступность (информационная - высокой уровень информированности населения о деятельности Уполномоченного и организационная - способ организации работы Уполномоченного по правам человека и его аппарата с учетом физической возможности и удобства обращения с жалобой для всех жителей страны); оперативность (восстановление нарушенных действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих прав и свобод индивидов за минимальный срок с момента начала производства по жалобе); законность; справедливость; гласность; взаимодействие с другими государственными органами, обеспечивающими права и свободы человека и гражданина; соответствие поставленных перед Уполномоченным по правам человека задач и предоставленных полномочий.
4. Конституционное введение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. За период своего существования институт Уполномоченного по правам человека обрел свое законодательное закрепления, законодателями были определены процедуры назначения и освобождения от должности, сформулирована компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а самими уполномоченными была проделана существенная работа по восстановлению нарушенных прав и свобод.
5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь решением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.
6. Основным содержанием деятельности уполномоченного является рассмотрение жалоб граждан и реагирование на них. Кроме того Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации реагирует на случаи грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает с ежегодным докладом Совету Федерации и Государственной Думе, а по вопросам грубых или массовых нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина - со специальными докладами. По ходу своей деятельности Уполномоченный по правам человека взаимодействует с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации. Серьезным упущением законодателя по вопросу компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является отсутствие у него права законодательно инициативы. К примеру, в Республике Татарстан уполномоченный по правам человека участвует в законотворческом процессе по вопросам своей компетенции. Следует отметить, что далеко не в каждом регионе уполномоченный по правам человека наделен правом законодательной инициативы. В частности, наделение регионального омбудсмена законодательной инициативой в Государственном совете РТ по вопросам, касающимся обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует о прогрессивном подходе законодателей Татарстана к этой сфере и определенном уровне демократизма в Республике .
7. В целях конструктивного взаимодействия уполномоченных по правам человека по обеспечению прав и свобод человека и гражданина необходимо формирование и законодательное закрепление системы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, основанной на принципах координации, сотрудничества и взаимопомощи, посредством внесения изменений в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
8. Для повышения гарантий независимости уполномоченных по правам человека следует установить уголовную ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с целью повлиять на его решения, а равно за воспрепятствование его деятельности; закрепить в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии неприкосновенности региональных уполномоченных по правам человека и возможность оказания финансовой помощи из бюджета РФ бюджетам субъектов РФ в форме субвенций или субсидий на финансирование их деятельности; детально регламентировать процедуру досрочного прекращения полномочий уполномоченных по правам человека.
На наш взгляд, с целью реализации принципов организационной доступности и оперативности деятельности Уполномоченного требуется наделить региональных уполномоченных по правам человека компетенцией рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Татарстан в качестве приоритетных направлений следует выделить:
1) Дальнейшее обеспечение граждан юридической помощью, ее доступностью. Активизировать адресную юридическую помощь в муниципальных образованиях, задействовать при этом возможности отделения «Ассоциации юристов России», общественных помощников Уполномоченного по правам человека в республике, юридических клиник, адвокатского сообщества.
2) Обратить внимание руководителей учреждений, ведомств, предприятий, организаций на необходимость проведения соответствующей разъяснительной работы при принятии административно-управленческих решений по вопросам, затрагивающим права и свободы граждан.
3) Активизация участия органов власти и управления, правоохранительных органов при осуществлении процедуры банкротства предприятий.
4) Приведение мест принудительного содержания органов внутренних дел и военного гарнизона в соответствии с законодательством.
5) Совершенствование координации деятельности органов власти и управления, судов, правоохранительных органов, общественных объединений, используя при этом Дискуссионную площадку судов, правоохранительных органов, иных учреждений и органов, общественных объединений, находящихся на территории Республики Татарстан, при Уполномоченном по правам человека; научно-практические конференции, семинары, круглые столы.
Таким образом, необходимо направить усилия общества и государства на совершенствование указанного государственного правозащитного института в свете указанных перспектив его развития как в России в целом, так и на региональном уровне.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 9. - Ст. 1011.
3. О государственной тайне: федеральный закон от 21 июля 1993 г. №5485-1 [ред. от 8 марта 2015] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1997. - №41. - Ст. 4673.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ [ред. от 22.11.2016] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ [ред. от 22.11.2016] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. (часть I) - Ст. 1.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ [ред. от 03.07.2016] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2002 г. - № 46 - Ст. 4532.
8. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [ред. от 03.11.2015] // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2060.
9. Постановление Государственной думы Федерального собрания от 22.01.1998 №2134-II ГД [ред. от 14.11.2012] «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Ведомости ФС РФ. - 1994. - №3.
- Ст. 160.
10. Закон РТ от 03.03.2000 N 95 [ред. от 27.06.2015] "Об Уполномоченном по
правам человека в Республике Татарстан" [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=96908;div=LAW;dst=0,0;rnd=184768.229592424351722
11. Абрамкина М.Ю., Абрамова М.Г., Алпатов А.А. и др. Право и бизнес : сборник статей I Международной научно -практической конференции, приуроченной к 80 -летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / под ред. И.В. Ершовой. - М.: Юрист, 2012. - С. 340-346.
12. Аврелин А.Л. Формирование новой идеологии и культуры защиты прав человека. - М.: Академия, 2014. - С.87.
13. Амирова Р.Р. Организационно-правовые вопросы деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации :на примере Республики Татарстан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Казань, 2006.
14. Амирова Р.Р. Предпосылки возникновения института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Ученые записи Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - №4 / том 151 / 2009. - С. 41 - 46.
15. Ананьин А. Как связаться с Уполномоченным по правам человека // Российская юстиция. - 2014. - № 5. - С.21.
16. Бардиер Г.Л. Практический опыт и технологии деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ: учебное пособие / под ред. Г.Л. Бардиер, А.Ю. Сунгуров. - СПб.: Норма, 2010. - С. 120 - 124.
17. Батова О.С. Пути устранения противоречий гражданского процессуального и семейного законодательства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей // Журнал российского права, 2008. - № 6. - С.12.
18. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в РФ // Журнал российского права. - 2007. - №7. - С. 14¬
19. Бойцова Л.В. Проблемы российского омбудсмена // Юридический мир. - 2014. - №1. - С.41.
20. Вагизов Р.Г. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине // Российская юстиция. - 2008. - N 11. - С. 43¬45.
21. Денисов С. Встраивание института Уполномоченного по правам человека в механизм власти различных управленческих групп // Комиссии и уполномоченные по правам человека: опыт российских регионов / под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб.: Норма, 2012. - С. 115-128.
22. Жерар Д. Уполномоченный по правам человека во Франции // Общая тетрадь. - 2012. - №3(18). - С. 70-74.
23. Зубарев С.М. Новое в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве: некоторые аспекты гуманизации карательной политики // Журнал российского права. - 2009. - № 4. - С.41.
24. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное). - Юристъ, 2009. - С. 167.
25. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в РФ // Государство и право. - 2015. - №9. - С. 21-25.
26. Лентовска Е. Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам. - М., 2007. - С.71.
27. Ливеровский А.А., Романков Л.П., Худяков А.А., Худяков А.И. О правовом статусе Уполномоченного по правам человека // Ученые записки, выпуск 2. СПб: Норма, 2011. - С.165.
28. Логунов А.П. Образовательная программа повышения квалификации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: РГГУ, 2011. - С. 265.
29. Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмена в деле защиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. - 2009. - № 22. - С. 2 - 5.
30. Маркелова Е. Г. Институт уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации : Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Саратов, 2003. - С.13.
31. Наванетхем П. Национальные системы защиты прав человека: на переднем крае правозащитной деятельности // Формирование гражданского общества и прав человека в Кабардино-Балканской Республике / сост. Б.М. Зумакулов. Нальчик: «Тетраграф», 2011. - С. 9-14.
32. Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека // Юрист. - 2009. - № 6. - С.14.
33. Плотникова А.Э. Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. - № 34-1 - С. 247-249.
34. Скупова И.А. Сущность деятельности Уполномоченных по правам человека и стереотипы их восприятия // Формирование гражданского общества и прав человека в Кабардино-Балканской Республике / сост. Б.М. Зумакулов. Нальчик: «Тетраграф», 2011. - С. 27-32.
35. Сморгунова Л. В. Государственная политика и управление ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления: учебник: в 2 ч. / под ред. Л. В Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 265.
36. Сунгуров А.Ю. Региональный уполномоченный по правам человека - первые шаги в России // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 1999. - С. 198.
37. Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института Омбудсмана. Материалы конференции «Петербургский Омбудсман» от 21-22 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С. 42-43.
38. Сунгуров А.Ю. Административная реформа и институт Уполномоченного по правам человека // Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах. Практика межсекторного взаимодействия: Практическое пособие / под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития РФ. - М., 2010. - С. 185.
39. Сунгуров А.Ю. Общественные и государственные правозащитные организации: возможные критерии эффективности. Материалы международной научной конференции «Изменение России: политические повестки и стратегии», Москва, 25-26 ноября 2010 г. - М.: РАПН, 2010. - С. 194-195.
40. Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института омбудсмена // Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. Т. 2. Региональный омбудсмен / под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "Северная Пальмира". - СПб., 2011. - С. 78.
41. Тхабисимова Л.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в систем гарантий прав и свобод человека // Правозащитная деятельность в Кабардино-Балканской Республике / сост. Б.М. Зумакулов. Нальчик, 2009. - С. 28-36.
42. Филимонов А. Аналитическая статья. Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: новые статус и полномочия // СПС «ГАРАНТ»
43. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. М., 1997. - С. 148-150
44. Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. - 2009. - № 6. - С.91.
45. Хаманева Н.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2012. - С.71
46. Хаманева Н.Ю. Комментарий к ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ.- М., 2014. - С. 36-69.
47. Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. - 2015. - №6. - С. 23-27.
48. Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - № 4. - С.65.
49. Шахрай С.М. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 141 - 142.
50. Шишкова А. Институт омбудсмена // Адвокат. - 2011. - № 12. - С. 17-20.
51. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 г. // Российская газета. - 2016. - № 61.
52. Резолюция ООН 48/134 от 20 декабря 1993 г. «Национальные институты по содействию и защите прав человека» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL: http://base.garant.ru/2565436/(дата обращения: 03.08.16). - СПС «Гарант»
53. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:// URL:
http://ombudsma№rf.org(дата обращения: 03.06.16). - Загл. с экрана.
54. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://upch.tatarstan.ru(дата обращения: 03.08.16). - Загл. с экрана.