ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР посредством видео-экскурсий…………………………………………….6
1.1 Характеристика мотивационной готовности………………………...6
1.2 Особенности мотивационной готовности у старших дошкольноков с ОНР………………………………………………………………………10
1.3Формирование мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР постредством видео экскурсий. ………………11
Выводы по первой главе………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Эмпирическое иследование мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР.................................................................16
2.1 Характеристика базы и методов исследования……………………16
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..31
Выводы по второй главе…………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..39
Актуальность исследования.
Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольниками.
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.
Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают успешность формирования речевой и познавательной активности на этапе подготовки к школе.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование мотивационной готовности детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством видео-экскурсий.
Объектом исследования выступает мотивационная готовность
Предмет исследования: особенность развития мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: разработать и апробировать программу формирования мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, посредством видео экскурсий.
Гипотеза: формирование мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, посредством видео экскурсий будет осуществляться успешно, если:
1. в учреждении имеется постоянный штат
квалифицированных воспитателей;
2. осуществляется сплочение детского коллектива с учетом его разновозрастного состава;
3. организуется практическая деятельность детей, связанная с проявлением терпимости, толерантности, взаимовыручки и сотрудничества.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
-Раскрыть сущность понятия «мотивация»;
-Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
-Охарактеризовать методы формирования мотивационной готовности в деятельности воспитателя;
-Провести диагностику по выявлению уровня формирования мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством видео экскурсий.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.
Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложения.
В работе нами были выбраны базовые понятия, необходимые для раскрытия темы исследования. Мотивация - это система мотивов, побуждающих человека к совершению тех или иных действий и поступков. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную (мотивационную), волевую готовность.
Мотивационная готовность ребенка к школе - важный аспект в развитии ребенка, система мотивов, побуждающих его осваивать новый для него вид учебной деятельности.
Проанализировав теоретический материал по проблеме формирования мотивационной готовности мы пришли к следующим выводам: мотивация к обучению в школе формируется постепенно в игровой деятельности посредством эмоциональной отзывчивости на получение каких-либо новых знаний. Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, становятся своеобразным барьером при формировании положительной мотивации к школьному обучению.
Для выявления мотивации к школьному обучению у старших дошкольников с нарушением речи, мы использовали следующие методики; ДУМ, ассоциативный эксперимент и цветовой тест Люшера.
На основе результатов, полученных при выполнении детьми данных методик, мы выявили уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению. Проанализировав различия в выполнении диагностических методик детьми до и после проведения коррекционной работы, мы выделили некоторые тенденции к позитивному изменению мотивационной готовности к школьному обучению. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384 Текст: непосредственный.
2. Бабушкина, Р.Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина. - СПб.: Каро, 2005. - 176 с. - (Коррекционная педагогика).
3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего и дошкольного возраста / З.М. Богуславская,Е.О. Смирнова. – М.: 2001.
4. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи: учебное пособие для СПО / И.Т. Власенко. – Москва: Педагогика, 2010. – 83 с. – (Серия: ОПН. Образование. Пед. науки. Дефектология). – ISBN 5-7155-0247-0. – Текст: непосредственный.
5. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г.А. Волкова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
6. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: учебное пособие для студентов педагогических уч. Заведений / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – Москва: Педагогическое общество России, 2004. – 103с. – ISBN 5-93134-126-9. – Текст: непосредственный.
7. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии: Методическое руководство к практическим занятиям по учебному курсу. (Авт.-сост. В.П. Глухов) / В.П. Глухов. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – 286 с.
8. Девятова, О.Е. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях: пособие для учителя / О.Е. Девятова, Л.Н. Прохорова. – 3-е изд., стер. – Москва: Национальный книжный центр, 2011. – 84-86 с. – (Серия: Управление образованием). – ISBN 978-5-904827-82-3. – Текст: непосредственный.
9. Дьяченко, М.М. Профилактика нарушения чтения и письма на логопедических занятиях по подготовке к школе / М.М. Дьяченко. // Ж. Школьный логопед, №5 (14), 2006.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: альбом для логопеда / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова [и др.]; под редакцией В.П. Балабанова. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. – 83 с. – ISBN 975-5-0244-3. – Текст: непосредственный.
11. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с. + CD-диск. (Логопедия в школе).
12. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: пособие для психолого-педагогических комиссий / С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. – Москва: Владос, 2003 – 32 с. – ISBN 978-5-88923-085-4. – Текст: непосредственный.
13. Младший школьник: развития познавательных способностей: пособие для учителя/ И. В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Е.М. Кравцова [и др.]; под редакцией И.В. Дубровиной – Москва, 2004. – 136с. – (Серия: Бакалавриат). – ISBN 935-1-02-44-2006-5. – Текст: непосредственный.
14. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - СПб, 2004.
15. Немов, Р.С. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. – 4-е изд. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 356с. – ISBN 5-691-00552-9. – Текст: непосредственный.
16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
17. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция: учебное пособие / Т.Н. Овчинникова. – Москва: Академический Проект, 2014. – 227 с. – ISBN 5-8291-0430-10. – Текст: непосредственный.
18. Степанова, Н.А. Диагностика мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.А. Степанова, М.В. Землянская // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5- 2. - С. 249-250
19. Смирнова, О.Е. Детская психология: учебник для вузов / О.Е. Смирнова. – 3-е изд. перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 304 с. – (Серия: Учебник для вузов). – ISBN 978-5-388-00494-9. – Текст: непосредственный.
20. Стручалина, Н.В. Особенности мотивационной готовности детей 5-7 лет и их родителей к обучению в школе / Н.В. Стручалина // В сборнике: Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. - 2014. - С. 32- 34.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с. – Текст: непосредственный.
22. Филичёва, Т.Б. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина. – 5-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2008. – 136 с. – (Библиотека логопеда-практика). – ISBN 978-5-8112-3390-8. – Текст: непосредственный.
23. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М., 1991.Хамидулина, Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе / Р.М. Хамидулина – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г. ISBN 978-5-8112-3390-9. – Текст: непосредственный.
24. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушения и восстановление / Л.С. Цветкова. – М., 2000. – 304 с. ISBN 938-5-388-00394-9. – Текст: непосредственный.
25. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М.: Генезис.- 2003.-128с. ISBN 956-7643-3380-7
26. Электронная библиотека: книги по педагогики и психологии: сайт / Детский сад.ру. – Москва: Просвещение, 2011. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya51.html (дата обращения: 21.12.2020). – Режим доступа: для зарегистрир. читателей. – Текст: электронный.
27. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 142-179.ISBN 946-6574-2247-6