ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР посредством видео-экскурсий…………………………………………….6
1.1 Характеристика мотивационной готовности………………………...6
1.2 Особенности мотивационной готовности у старших дошкольноков с ОНР………………………………………………………………………10
1.3Формирование мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР постредством видео экскурсий. ………………11
Выводы по первой главе………………………………………………...15
ГЛАВА 2. Эмпирическое иследование мотивационной готовности у старших дошкольников с ОНР.................................................................16
2.1 Характеристика базы и методов исследования……………………16
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………..31
Выводы по второй главе…………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..39
Актуальность исследования.
Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на развитие интегративных качеств дошкольника за счёт повышения качественного уровня организации воспитательно-образовательного процесса, то есть пересмотра форм организации и методов взаимодействия с дошкольниками.
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста.
У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности, что ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности.
Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР обеспечивают успешность формирования речевой и познавательной активности на этапе подготовки к школе.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Проблема готовности детей к школе - одна из важнейших в педагогике и психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Формирование мотивационной готовности детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством видео-экскурсий.
Объектом исследования выступает мотивационная готовность
Предмет исследования: особенность развития мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Цель данного исследования: разработать и апробировать программу формирования мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, посредством видео экскурсий.
Гипотеза: формирование мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, посредством видео экскурсий будет осуществляться успешно, если:
1. в учреждении имеется постоянный штат
квалифицированных воспитателей;
2. осуществляется сплочение детского коллектива с учетом его разновозрастного состава;
3. организуется практическая деятельность детей, связанная с проявлением терпимости, толерантности, взаимовыручки и сотрудничества.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
-Раскрыть сущность понятия «мотивация»;
-Проанализировать психолого-педагогические особенности детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
-Охарактеризовать методы формирования мотивационной готовности в деятельности воспитателя;
-Провести диагностику по выявлению уровня формирования мотивационной готовности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством видео экскурсий.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования: теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); экспериментальный метод (констатирующий эксперимент), количественный и качественный анализ полученных результатов.
Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы и приложения.
В работе нами были выбраны базовые понятия, необходимые для раскрытия темы исследования. Мотивация - это система мотивов, побуждающих человека к совершению тех или иных действий и поступков. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную (мотивационную), волевую готовность.
Мотивационная готовность ребенка к школе - важный аспект в развитии ребенка, система мотивов, побуждающих его осваивать новый для него вид учебной деятельности.
Проанализировав теоретический материал по проблеме формирования мотивационной готовности мы пришли к следующим выводам: мотивация к обучению в школе формируется постепенно в игровой деятельности посредством эмоциональной отзывчивости на получение каких-либо новых знаний. Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, становятся своеобразным барьером при формировании положительной мотивации к школьному обучению.
Для выявления мотивации к школьному обучению у старших дошкольников с нарушением речи, мы использовали следующие методики; ДУМ, ассоциативный эксперимент и цветовой тест Люшера.
На основе результатов, полученных при выполнении детьми данных методик, мы выявили уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению. Проанализировав различия в выполнении диагностических методик детьми до и после проведения коррекционной работы, мы выделили некоторые тенденции к позитивному изменению мотивационной готовности к школьному обучению. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза исследования подтвердилась.