ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРИЗМОВ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В. ГОГОЛЯ 7
1.1. История появления термина фольклоризм. Типы и функции фольклоризмов в художественных произведениях. 7
1.2. Специфика сказочной основы картины мира повестей Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вечер накануне Ивана Купала». 20
1.3. Фольклорно-мифологический образ русалки и ее модификация в повести «Майская ночь, или утопленница». 43
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРИЗМОВ В РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.В. ГОГОЛЯ 51
2.1. Место произведений Н.В. Гоголя и фольклоризмов в школьном курсе. 51
2.1.1. УМК под редакцией В.Я. Коровиной 52
2.1.2. УМК под редакцией Г.С. Меркина 56
2.1.3. УМК под редакцией М.Б. Ладыгина
2.2. Методические разработки учителей-словесников на образовательных платформах 61
2.2.1. Опыт работы с повестью «Майская ночь, или утопленница» (по материалам интернет-портала “Открытый урок. Перове сентября”) 61
2.2.2. Опыт работы с повестью «Ночь перед Рождеством» (по материалам интернет-портала “Инфоурок”) 64
2.2.4. Опыт работы с повестью «Вечер накануне Ивана Купала» (по материалам интернет-портала “Инфоурок”) 68
2.3. Актуальные проблемы и пути их решения, связанные с изучением художественных произведений 71
2.3.1. Современные методы в изучении повестей «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница» Н.В. Гоголя (на основе метода Тони Бьюзена “Интеллект-карта”) 75
2.4. Опытно-экспериментальная работа по теме «Фольклоризмы в повестях “Майская ночь, или утопленница”, “Вечер накануне Ивана Купала”, “Ночь перед Рождеством”» 77
2.4.1. Констатирующий эксперимент 78
2.4.2. Формирующий эксперимент 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
ПРИЛОЖЕНИЕ А – АНКЕТА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ТАБЛИЦАХ И ГРАФИКАХ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ В – ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 133
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 138
Ранние повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница» и «Вечер накануне Ивана купала» возрождают культурное наследие, которое в век компьютеризации и телевидения уходит на второй план — это является проблемой для глубокого постижения авторской идеи. При более детальном изучении текстов, в которых основной составляющей является обращение к фольклорным элементам, понимание станет гораздо выше, чем уровень школьной программы, ведь «слово, перенесенное из фольклора в литературу с любой, даже абсолютной точностью, воспринимается как переосмысленное, чужое слово, имеющее свое происхождение, свою историю, свой круг бытования» .
Актуальность работы заключается в том, что в школьном курсе литературы учителя-словесники не дают определение термину «фольклоризм». На уроках производится работа с повестями, в основе которых заложен фольклорных материал, но это не так эффективно, если бы производилось исследование фольклоризмов, так как работа с ними предполагает повышение эрудиции учащихся. Без учета определения функций фольклоризмов и их типов изучение гоголевского текста остаётся на поверхностном уровне, так как необходимо понимание того, для чего автор использует тот или иной измененный фольклорный элемент в художественных произведениях, который образует фольклоризм.
Обращение на уроках литературы к тому, что литература и фольклор объединены в одно целое, дает учителю возможность повысить уровень литературного образования школьников, а также расширить читательский кругозор за счет используемых автором обращений к реминисценциям. При прочтении, у учащихся, могут возникнуть затруднения в понимании некоторых фрагментов без учета определения функции фольклоризмов, поэтому, выделив данные функции, а также определив тип фольклоризма, можно приблизить учащихся к пониманию авторской идеи.
Предметом исследования становятся: 1) фольклоризмы в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством»; 2) методика изучения фольклоризмов в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством» в школьном курсе литературы.
Объектом исследования является цикл повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь, или утопленница».
Цель данного исследования: выявить проблемные зоны методики, касающиеся изучения функций фольклоризмов в повестях «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Майская, ночь или утопленница».
Для осуществления обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать научный и методический материал по теме исследования;
2) Охарактеризовать специфику фольклоризмов в повестях «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством»;
3) Провести констатирующий эксперимент по теме «Фольклоризмы в повестях Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», выявить методические проблемы, а также определить у учащихся уровень понимания явления фольклоризма в художественной системе Н.В. Гоголя;
4) Разработать методический проект для решения данных проблем;
5) Провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили работы фольклористов: Азадовского М. К, Медриш Д.Н. Горелова А.А., Савельевой Т.В., Зеленина Д.К., Кравцова Н.И., Мелетинского Е; и гоголеведов: Манна Ю.В., Савчук И.П. Поляковой А.А., Гольденберга А., Фиалковой Л. Л, Самышкиной А. В, Вайскопф М.Я., Минюхиной, Е.А. Васюткиной Н.С., Латкиной О.А. Софроновой Л. А., Гуковского Г. А., Акуловой Л.В.
Фольклорные элементы, перенесенные в литературное произведение, а именно в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», сохраняют свои жанровые особенности, однако они же, на почве новой художественной системы переосмысляются в соответствии с волей автора и его замыслом.
В художественной системе повестей «Майская ночь, или утопленница», «Вечера накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», фольклоризмы дают возможность интерпретировать тексты с различных сторон. Мы считаем, что фольклоризм в тексте передает неразрывную связь мифа, фольклора и литературы. Автор через исходные элементы фольклора, вносит свой смысл, перерабатывая их.
Несмотря на то, что во всех проанализированных учебно-методических комплексах и разработках учителей -словесников на образовательных платформах предлагаются разные методы в изучении повестей интересующего нас автора, работа с фольклоризмами остается на низком уровне, так как составители конспектов уроков производят работу с фольклорными элементами, но не объясняют в чем заключается писательский фольклоризм.
Также мы пришли к понимаю, что на сегодняшний день актуальные проблемы в изучении классических текстах следующие:
1) современные учащиеся не заинтересованы в изучении классических текстов, так как используемые методики на уроках литературы начинают терять свою актуальность;
2) развитие интернет- ресурса привело обучающихся к фрагментарному обучению;
3) для того, чтобы замотивировать учеников читать и анализировать классические тексты, необходимо применять новые методы, которые помогут им лучше упорядочить большой объем информации, а также развить образно-ассоциативное восприятие.
Проведенный констатирующий эксперимент показал низкий уровень в понимании явления писательского фольклоризма. На базе констатирующего эксперимента был проведён формирующий эксперимент, который был направлен на развитие эрудиции учащихся, а также на их понимание углубленного изучения повестей Н.В Гоголя.
В рамках формирующего эксперимента нами была создана серия уроков, которая направлена на развитие (изучение и нахождение фольклоризмов) эрудиции учащихся, а также на их понимание углубленного изучения повестей Н.В Гоголя.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам, что функции фольклоризмов в повестях выполняют следующую роль: происходит русификация заимствованных фольклорных образов, а также их дерусификация. Фольклоризмы выполняют сюжетообразующую функцию (персонажи в повестях становятся двигателеми сюжета), стилеобразующую (автор использует в тексте разговорную речь, фразы высокого стиля, устаревшие слов).
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута: выявить проблемные зоны методики, касающиеся изучения функций фольклоризмов в повестях «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Майская, ночь или утопленница». Задачи выполнены: проанализирован научный (исследования фольлористов, гоголеведов) и методический материал (УМК Ладыгина, Сухих, Меркина, Коровиной; разработки учителей-словесников на образовательных платформах “1 сентября”, “Инфоурок” М.А. Качелиной, Г.М. Смольянинова), охарактеризована специфика фольлоризмов, проведены три этапа эксперимента.
1. Азадовский, М. Фольклоризм Лермонтова / М. Азадовский // Литературное наследство. – 1941. – Т. 43. – С. 227-262.
2. Азадовский М. К. История русской фольклористики. – М.: Учпедгиз, 1958.
3. Азадовский М. К. Литература и фольклор: Очерки и этюды – Л. : Художественная литература, 1938.
4. Алентьева М. А. Интерес к национальной народной старине - свидетельство подъема национального самосознания // Научно-методическое обеспечение преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах в свете теории и практики межкультурной коммуникации: Межвузовский сборник, 2018. – С. 99-102.
5. Медриш Д.Н. Литература и народная традиция: Вопросы поэтики. – Саратов, 1980. – С.286.
6. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб., 2003.
7. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб.: СПГИТМиК, 1993г. – 114 с.
8. Оссовецкий И.А. Язык современной русской поэзии и традиционный фольклор. В кн. Языковые процессы современной русской художественной литературы. Поэзия. М.: Наука, 1977.– С. 128-185.
9. Горелов А.А. К истолкованию понятия «фольклоризм литературы» // Русский фольклор. – Л., 1979. – Т.12.С 203
10. Савельева Т.В. Фольклоризм как стилевая черта творчества А. К. Толстого : Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Челябинск, 2006. – 179с.
11. Справочные материалы к курсу «Устное народное творчество» / Сост. – Н. В. Константинова. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – 96 с.
12. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М.: Индрик, 1995. – С. 167
12. Виноградова Л.Н. Мифологический аспект славянской фольклорной традиции. - М.: Индрик, 2016. – С. 165
13. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе: учеб. пос.– М.: Изд-во: РГГУ, 2001. – С. 32
14. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. М., 1969. С. 134-166.
15. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. – М., 1981
16. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994-1996
17. Манн Ю.В. «Странные вещи» (к характеристике гоголевского стиля) //Литература. 2005. № 12. С. 31–33.
18. Манн Ю.В. Постигая Гоголя : учеб. пособие для старшеклассников и студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. - 204 с.
19. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М.: «Coda», 1996. - 474 с.
20. Манн Ю.В. Смелость изобретения: черты художественного мира Гоголя. М.: Детская лит-ра, 1985. - 144с.
21. Манн Ю.В. Фантастическое и реальное у Гоголя // Вопросы литературы. 1969. №9. С.106–125.
22. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.
23. Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010. - 286 с.
24. Ведерникова Н.М. Мотив и сюжет волшебной сказки //Филологические науки. М., 1970. Вып. 2. 65 с.
25. Савельева Т.В. Фольклоризм как стилевая черта творчества А. К. Толстого : Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Челябинск, 2006. 179с.
26. Савчук И.П. Особенности легенд, создавших основу в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки// Вестник Югорского государственного университета. – 2017. – Вып. 1. – С. 29-33
27. Демиург О. Нейрографика: рисование со смыслом. Как это работает? / О. Демиург — «Издательские решения», 2018. – 160 с.
28. Майкова А.Н. Архетипы Карла Юнга и интерпретация художественной литературы. – М.: МГПУ, 2008.
29. Андреев Н.П. Фольклор и литература // Литературная учеба. – 1936. – №2.
30. Лазарев А.И. Проблема изучения фольклоризма русской литературы. 1870-1890. – Северодвинск, 1985.
31. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. – Л.: Наука, 1986.
32. Иезуитова Р. В. Жуковский // История русской литературы : в 4 т. Т. 2. М., 1981. С. 104–134.
33. Виноградова Л.Н. Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. №2.
34. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л: Издательство Ленинградского университета, 1986.
35. Полякова А.А. Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»:Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Москва, 2008. 160 с.
36. Гура А.В. Невеега//Славянские древности. -Т.З.
37. Козлов М. Н. К вопросу о детских языческих жертвоприношениях в домонгольской Руси / М. Н. Козлов // Причерноморье. История, политика, культура. – 2015. – № 16. – С. 116-122.
38. Осанкина В.А. О христианских корнях в эстетике русского романтизма // Вестник ЧелГУ. 1999. №2.
40. Дубровина С. Ю. Константы мировоззренческого поведения в народной языковой культуре // Неофилология. 2019. №20. С. 436 – 446.
41. Гольденберг, А. X. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — С. 17.
42. Кравцов Н.И. Славянский фольклор: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2009. -352 с.
43. Самышкина А. В. К проблеме гоголевского фольклоризма (два типа сказа и литературная полемика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки») // Русская литература. 1979. -№ 3. - С. 63-70.
44. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. – М.: РГГУ, 2002. – 686 с.
45. Минюхина, Е.А. Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: Автореф. Дисс.-д-ра фил. наук. Вологда. – 2006. 178 с.
46. Софронова Л. А. Мифопоэтика раннего Гоголя. СПб.: Алетейя, 2010. 286 с.
47. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959. — 532 с.
Художественная литература
48. Тарас Бульба: сборник / Н.В. Гоголь. – Москва: Издательство АСТ,2017. – 305 с.
49. Гоголь Н.В. Избранное. В 3-х томах. Том 1. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород.- Москва: «Издатцентр», 1996. - С. 33
Учебно-методическая литература
50. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2016. 252 с.
51. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. 5-е изд., перераб. М.: ВАКО, 2013. 400 с. 65. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: Методическое пособие. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. 344с.
52. Чертов В.Ф. Уроки литературы. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014. 159 с.
53. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прилож. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. 78 Коровин. М.: Просвещение, 2013.
54. Литература. 5 класс. В 2 Ч. учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. 13-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2011.
55. Литература. 5 класс: учебник для общеообразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.
56. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с прилож. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2012.
57. Литература. 6 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-состав. Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2013.
58. Литература. 6 класс: учебник для общеообразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012
59. Литература. 5 класс. Уч.– хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы. Ч.1/ под ред. М. Б. Ладыгина»: Дрофа; Москва; 2012
60. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008 – С. 15.
61. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании - М.: Академия, 2008. – 27 с.
62. Литература. учебник для 6 класса: основное общее образование: в 2 ч. Ч.2. /под ред. И.Н. Сухих. - М.: издательский центр «Академия», 2013
Электронные ресурсы
63. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=42995 (дата обращение 29.07.2020)
64. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky4.htm (дата обращения: 15.05.2019)
65. Потебня А.А. и Лосев, А.Ф. О внутренней форме слова [Электронный ресурс].URL:https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/003_lekcii_01200filologia_1/756.htm (дата обращения: 15.05.2019)
66. Сухоруков Е.А. Соотношение понятий «фольклорная – литературная – авторская сказка» [Электронный ресурс]. URL:sootnoshenie-ponyatiy-folklornaya-literaturnaya-avtorskaya-skazka-na-primere-sovremennyh-ekologicheskih-avtorskih-skazok (1).pdf (дата обращения: 22.04.2018).
67. Словарь литературоведческих терминов [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/lit/term/2145289.html (дата обращения: 29.08.2018)
68. Мироненко Е. А. К вопросу о фольклоризме [Электронный ресурс]. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 15.03.2022).
69. Мифологический словарь // Гл. ред Е.М. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1999 [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/mif/ (дата обращения: 22.04.22).
70. Корш М. Краткий словарь мифологии и древностей. – СПб.: издание А. С. Суворина, 1894 [Электронный ресурс]. URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1080/%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8B (дата обращения: 22.04.22).
71. Степанова Т. М., Бессонова Л. П. Типология фольклоризма литературных текстов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 2007. – №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-folklorizma-literaturnyh-tekstov (дата обращения: 10.04.2022).
72. Лазарев А.И. Некоторые вопросы типологии фольклоризма литературы советского времени // Вестник ЧелГУ, 1998. №1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-tipologii-folklorizma-literatury-sovetskogo-vremeni (дата обращения: 10.04.2022).
73. Виноградова Л.Н. Толковательные модели фольклорных образов и мотивов как прогностических знаков (на материале подблюдных песен) // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. №4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolkovatelnye-modeli-folklornyh-obrazov-i-motivov-kak-prognosticheskih-znakov-na-materiale-podblyudnyh-pesen (дата обращения: 12.04.2022).
74. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М.: Наука, 1976 [Электронный ресурс]. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-folklor-i-dejstvitelnost/specifika-folklora.htm (дата обращения 11.04.22)
75. Шлык Е.В. Украинские народные сказки // Челябинский гуманитарий. 2014. №4 (29) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ukrainskie-narodnye-skazki (дата обращения: 14.04.2022)
76. Козлова, Н. К. Народные параллели литературных баллад на сюжет «Жених-мертвец» // Вестник ОмГУ. 2012. №2 (64) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-paralleli-literaturnyh-ballad-na-syuzhet-zhenih-mertvets (дата обращения: 12.04.2022)
77. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. – Спб: Азбука, 2021 [Электронный источник]. URL: https://litportal.ru/avtory/e-m-meletinskiy/kniga-poetika-mifa-713304.html (дата обращения 21.03.22).
78. Поляк, А.И. Тексты и контексты фольклоризма [Электронный ресурс]. URL: 778 (yandex.ru) (дата обращения 28.07.2020)
79. Павлова, А.В. Фольклорные основы романтизма [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/p/pawlowa_n_w/romantizm.shtml (дата обращения 23.04.22).
80. Библия [Электронный источник]. URL: https://online-knigi.com.ua/page/283 (дата обращения: 23.03. 2022)
81. Конспект урока на тему «Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-nvgogol-noch-pered-rozhdestvom-noch-chudes-i-spravedlivosti-272987.html (дата обращения: 09.05.2022)
82. Уроки по повести «Майская ночь, или утопленница». [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/210578 (дата обращения: 09.05.22)
83. Гоголь Н.В. В русской критике. [Электронный ресурс]. URL: https://litlife.club/books/109833/read?page=53 (дата обращения: 09.05.22)
84. Урок внеклассного чтения по повести «Вечер накануне Ивана Купала». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-v-m-klasse-znaete-li-vi-ukrainskuyu-noch-nv-gogol-noch-pered-rozhdestvom-i-vecher-nakanune-ivana-kupa-1141548.html (дата обращения: 09.05.22)
85. Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1652104799&tld=ru&lang=ru&name=Byuzen_Intellekt-karty.pdf&text=интеллект%20карта (дата обращения: 09.05.2022)
86. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) [Электронный ресурс]. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года (10 11 кл.) URL:https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/ (дата обращения: 16.05.2022)
87. Васюткина Н.С. Сюжет испытания в повести Н.В. Гоголя. [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc286112517_63898913 (дата обращения: 18.05.2022)
88. Латкина О.А. Образ ведьмы в произведениях Н.В. Гоголя. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/krist/Desktop/%D0%93%D0%9E%D0 (дата обращения: 18.05.2022)
89. Акулова, Л.В. Пространственно-временная структура художественной прозы. Н.В. Гоголя [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennaya-struktura-hudozhestvennoy-prozy-n-v-gogolya/viewer ( дата обращения: 24.05.2022)
90. Савчук, И.П. Особенности легенд, составивших основу в повестях «Вечера на хуторе близ Диканьки». [Электронный ресурс]. URL: https://journals.eco-vector.com/byusu/article/view/7465/ru_RU