Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры 7
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей 4-5 лет в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 13
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 18
Глава 2 Практическое применение сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет 27
2.1. Описание базы практики 27
2.2. Анализ рабочей программы воспитателя группы в разделе «Социально-коммуникативное развитие», организация игровой деятельности 31
Актуальность проблемы развития коммуникативных умений дошкольников определена необходимостью социального развития личности ребенка. Являясь одним из необходимых компонентов социокультурного взаимодействия, достаточный уровень коммуникативных умений предоставляет ему возможность успешного социального взаимодействия.
Этот вопрос стал предметом особого внимания педагогов и психологов. Исследования по формированию коммуникативных навыков и умений предприняты в работах таких авторов, как М.С. Соловейчик, А.В. Мудрик, Т.А. Репкин, А.А. Бодалев. С учетом специфики установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте социализации (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.).
Одна из важных исследовательских задач – разработка методов развития коммуникативных умений, что связано с разработкой и внедрением эффективных методик, с помощью которых дети могут познавать мир через действия, которые им близки, доступны и способствует их развитию. Кроме того, большое внимание следует уделять занятиям, в которых дети могут полностью раскрыть свои способности и наиболее эффективно усваивать социальный и культурный опыт. Имеющийся опыт использования игровых технологий в исследованиях российских и зарубежных авторов доказывает, что коммуникативные умения рекомендуется формировать в процессе сюжетно-ролевых игр и использовать их как наиболее точную и доступную модель общения для детей.
Игры – это чрезвычайно эмоционально насыщенное занятие, что делает их привлекательными для детей. По сути, как вид синкретической активности, игра полностью охватывает личность ребенка и удовлетворяет специфические потребности развития его психологических процессов. Все это показывает ее широкий развивающий потенциал, позволяющий успешно использовать игровые действия в процессе обучения и воспитания детей.
В то же время игры являются социальными по своему происхождению и содержанию и, несомненно, оказывают огромное влияние на развитие навыков взаимодействия и общения. Без частого и всестороннего общения с окружающими и без различных впечатлений, которые дети получают от окружающего мира, она не сможет развиваться.
Необходимость изучения проблемы развития коммуникативных умений детей 4-5 лет в сюжетно-ролевой игре обусловлена тем, что, с одной стороны, образовательная программа предоставляет детям игровой компонент, который направлен на развитие у детей навыков совместной деятельности. С другой стороны, это не всегда актуально для быстро меняющихся интересов дошкольников и не всегда считается задачей развития личностного общения.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы стало выявление возможностей развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевой игры.
Объектом исследования является развитие коммуникативных умений у детей 4-5 лет.
Предметом исследования является сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие коммуникативных умений дошкольников будет более эффективно при условии применения средств сюжетно-ролевой игры.
Актуальность исследования, обозначенные цель, объект и предмет позволили сформировать ряд задач:
1. изучить и проанализировать особенности развития коммуникативных умений детей 4-5 лет в психолого-педагогических исследованиях;
2. определить особенности развития коммуникативных умений детей 4-5 лет;
3. раскрыть значение сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных умений у детей 4-5 лет.
4 Проанализировать календарно-тематический план работы воспитателя по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые игры) с целью определения методов и приемов работы с детьми 4-5 лет.
5. Составить подборку сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных умений у детей 4-5 лет.
6. Разработать планы-конспекты сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет.
7. Описать полученные результаты
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования.
Методы исследования.
Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу развитие коммуникативных умений у детей 4-5 лет; формулирование выводов по теме исследования, составление списка литературы.
Эмпирические: обобщение педагогического опыта.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала по теме исследования.
Практическая значимость: заключается в возможности использования конспектов сюжетно-ролевых игр, рекомендаций воспитателями ДОО в практике работы с детьми 4-5 лет по развитию коммуникативных умений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результаты написания выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы.
Коммуникативные умения – это важное условие, определяющее коммуникативные способности человека.
Коммуникативные умения – это система знаний, навыков и качеств человека, которые позволяют ему использовать язык и другие методы для общения с другими людьми в рамках социальных норм, используемых в обществе и группах, для эффективного взаимодействия с другими людьми.
Коммуникативные умения детей 4-5 лет, как и само общение, имеют определенные возрастные характеристики. В этом возрасте дошкольнику требуется ситуативно-деловое сотрудничество со сверстниками, которое предполагает распределение ролей и функций, необходимость учитывать действия и влияние партнеров. Основным содержанием общения становится совместная (в основном игровая) деятельность, в ходе которой необходимо уважать и признавать сверстников.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Во второй главе работы был проведен анализ перспективного тематического плана работы воспитателя по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», проходил в средней группе МБДОУ «Табатский д/с «Ветерок».
Было выявлено, что в данной возрастной группе с детьми воспитатель проводила сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «К нам гости пришли», «Поликлиника». Также проводились тренинги, игровые ситуации, беседы, совместное чтение.
В процессе проведенного анализа мы установили, что сюжетно-ролевые игры используются воспитателем в совместной деятельности, но они однообразные.
Нами были подобраны разнообразные сюжетно-ролевые игры с детьми 4-5 лет.
Также было приведено описание сюжетно-ролевых игр, проведенных с детьми: «Цветочный магазин», «Театр», «Путешествие в страну добрых дел», «Чайная», и «Лесная больница».
Дети с удовольствием принимали участие в играх, делились впечатлениями.
В ходе игр у детей развивались коммуникативные умения и интерес к сюжетно-ролевой игре.
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.,2004. - 313 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: 2007. – 198 с.
3. Бабудоржиева Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17800548 (Дата обращения 01.02.2021)
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. – СПб. : Питер, 2008. – 398 с.
5. Бондаренко А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
6. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 2004. - 190 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - N 6.- C.33-36.
9. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). - М., 2006. - 311 с.
10. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
11. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №10. – С. 89-92.
12. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 2004. - 260 с.
13. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 2006. - 516 с.
14. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 2005. – 169 с.
15. Карпенко Л.А. Вклад А. В. Петровского и его научной школы в развитие социальной психологии, психологии личности, теории и истории психологии. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-a-v-petrovskogo-i-ego-nauchnoy-shkoly-v-razvitie-sotsialnoy-psihologii-psihologii-lichnosti-teorii-i-istorii-psihologii (Дата обращения 01.02.2021)
16. Кумова И.А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: Дис. канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 142 c.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2004. - 323 с.
18. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 7. - C.45-46.
19. Лисина М.И., Шерьязданова Л.Г. Специфика восприятия и общения дошкольников. – Алма-Ата, 1989. – 80 с.
20. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. - М.: РГБ, 2008. - 289 с.
21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
22. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. -2007. - N 4.-C. 45-48.
23. Мухина В.С. Детская психология. - М., 2005. - 420 с.
24. Новоселова, С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – C. 55-57.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 1376 с.
26. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребёнка. – М., 1988. – 181 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Избранные психологические труды. – М., 2005. - 342 с.
28. Смирнова Е.О. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. – 2004. – №3. – С. 69-71.
29. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
30. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. – 2003. – №9. – С. 68-75.
31. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – М.: ООО Апрель пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО ПРЕСС, 2000. – 304 с.
32. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.
33. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 239 с.
34. Эльконин Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.