Период изготовления: март 2022 года.
Предмет: Таможенных доходов и тарифного регулирования.
Учебное заведение: .Российская Таможенная Академия
Введение 3
Глава 1. Теоретические и организационно-правовые основы приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации 6
1.1. Понятие, виды, характеристика и назначение акцизных марок 6
1.2. Правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров и использования специальных акцизных марок при их ввозе на территорию Российской Федерации 12
Глава 2. Анализ и оценка практики приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации 15
2.1. Анализ методики и практики маркировки подакцизных товаров 15
2.2. Таможенный контроль идентификации подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками: формы, методы и ответственность 18
2.3. Анализ товарооборота подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками в зоне действия сибирского таможенного управления. 23
Глава 3. Совершенствование порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров и использования специальных акцизных марок при их ввозе на территорию Российской Федерации 26
3.1. Проблемы таможенных операций и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками 26
3.2. Предложения по совершенствованию порядка приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации 29
Заключение 31
Список использованных источников 33
Акцизная марка представляет собой вид фискальной марки для оплаты акциза на определенный товар. С помощью данного инструмента государство пытается контролировать производство, потребление, оборот данной продукции. Применение акцизных марок позволяет государственным органам, ответственным за контроль данного блока, своевременно обнаружить продукцию, по которым не было оплаты акциза, а покупателям гарантирует качественную продукцию. Так, акцизная марка выступает в качестве гаранта подлинности изделия, легальности его продажи.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях развития товарооборот подлежащих маркировке акцизными марками товаров занимает весомый сегмент потребительского рынка России. В связи с участившимися попытками провоза подакцизной продукции в качестве контрабанды, а также контрафакта данных товаров увеличивается значимость контроля в части проверки идентификационных знаков, которые наносятся на товары, а именно акцизных марок, которые подтверждают безопасность продукции, законность оборота. Ввод обязательной маркировки отдельных категорий товаров акцизными марками обусловлено ужесточением контроля сто стороны государства и уполномоченных органов к показателям безопасности ввозимых товаров.
Целью данной курсовой работы является анализ и оценка практики приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести исследование теоретических и организационно-правовых основ приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
2. Проанализировать и оценить практику приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
3. Выделить основные проблемы и предложить способы совершенствования порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров и использования специальных акцизных марок при их ввозе на территорию Российской Федерации
При решении данных задач используются следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Объектом исследования выступает подакцизные товары при ввозе на территорию Российской Федерации. Предметом исследования выступают акцизные марки.
При исследовании экономических и правовых аспектов таможенного регулирования и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора, основой послужили труды отечественных авторов, таких как Ю.Ф. Азарова, О.Ю. Бакаевой, Г.В.Баландиной, А.Г. Ворожейкиной, Е.Ю. Грачевой, А.Н. Гуева, М.В. Завершинской, А.А. Иванов, Д.Е. Токарева и других, а также статьи российских и зарубежных экономистов.
В современных условиях развития товарооборот подлежащих маркировке акцизными марками товаров занимает весомый сегмент потребительского рынка России. В связи с участившимися попытками провоза подакцизной продукции в качестве контрабанды, а также контрафакта данных товаров увеличивается значимость контроля в части проверки идентификационных знаков, которые наносятся на товары, а именно акцизных марок, которые подтверждают безопасность продукции, законность оборота. Ввод обязательной маркировки отдельных категорий товаров акцизными марками обусловлено ужесточением контроля сто стороны государства и уполномоченных органов к показателям безопасности ввозимых товаров.
В рамках данной курсовой работы были поставлены и решены три укрупненные задачи.
В рамках первой задачи было провести исследование теоретических и организационно-правовых основ приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации. Было определенно, что акцизной маркировке подвергаются социально опасные продукты: алкогольная и табачная продукция. При ввозе алкогольной и табачной продукции на территорию Российской Федерации возникает обязательное условие в виде обязательной маркировке. Основные требования для маркировки алкогольной и табачной продукции различаются. Отличия есть и к самим маркам акцизного сбора для каждого вида продукции. Тем не менее, при маркировке и алкогольной и табачной продукции самым главным требованием является наличие возможности для считывания сведений о промаркированном товаре с применением технических средств таможенного контроля и невозможностью подделок и повторного использования марок акцизного сбора. Нормативная правовая база в государствах-членах ЕАЭС в части регулирования вопросов акцизных марок – довольно обширна.
В рамках второй задачи был проведен анализ и оценка практики приобретения и использования акцизных марок при ввозе товаров на территорию Российской Федерации.
Сегодня, в силу наличия активного роста импорта алкогольной продукции и табачных изделий важно проведение эффективного таможенного контроля этих товаров. Исходя из этого, вытекает еще одна особенность при перемещении маркируемых подакцизных товаров – это обязательный таможенный досмотр алкогольной и табачной продукции.
В рамках третьей задачи были выделены основные проблемы и предложены способы совершенствования порядка перемещения через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров и использования специальных акцизных марок при их ввозе на территорию Российской Федерации.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
3. Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 №27 (ред. от 17.08.2020) "О специальных марках для маркировки табачной продукции [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 №2348 (ред. от 16.08.2021) «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru
5. Приказ ФТС России от 09.03.2006 №183 (ред. от 27.11.2012) «Об утверждении Инструкции о взаимодействии таможенных органов и действиях должностных лиц таможенных органов по обеспечению организаций акцизными марками для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля за использованием акцизных марок» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru
6. Приказ Федеральной таможенной службы от 7 октября 2010 г. №1849 «Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием»[Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru
7. Приказ ФТС России от 07.10.2010 №1849 «Об утверждении правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием» [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru
8. Приказ ФТС России от 09.10.2012 № 2017 «Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции» [Электронный ресурс] URL: https://www.alta.ru
9. Белянина А.С., Шаповалова М.А. Специфика таможенного декларирования и таможенного контроля подакцизных товаров, подлежащих маркировке//Вестник науки. - 2018
10. Воротынцева Т.М. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности// Учебное наглядное пособие. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2016
11. Гамидуллаева С.Н. Вузовская наука: от теории к практике: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. В 3 частях. Часть 2 / Под общей ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. 358 с
12. Граве А.В. Таможенное право Учебный курс учебно-методический комплекс Московский институт экономики, менеджмента и права., [Электронный ресурс]. URL:http://www.e-college.ru
13. Глушко Т. Ю. Рынки подакцизной продукции: становление и развитие налогообложения подакцизных товаров // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2016. № 2. С. 290–293
14. Кабанова, В. Ю. Акцизы на алкогольную продукцию / В. Ю. Кабанова, Е. А. Копыльцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 258-260. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/122/33818/
15. Козлова А.В. Воротынцева Т.М. Особенности таможенного контроля подакцизной продукции//Экономические стратегии ЕАЭС.-2018
16. Лыкова О. Е. Эволюция налоговой политики в современной России // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф.– Казань: Бук, 2016
17. Официальный сайт АО «Госзнак» [Электронный ресурс] URL: https://goznak.ru/services/
18. Памашкин А.И. Маркировка акцизными марками алкогольной продукции // Современный предприниматель. 2020. [Электронный ресурс] URL: https://spmag.ru/articles/markirovka-akciznymi-markami-alkogolnoy-produkcii
19. Поляк Г. Б, Смирнова Е. Е. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 385 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
20. Семешкина Е.А. Маркировка алкоголя в 2021 году: новые правила. // Экономические вопросы. №4. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.buhgalteria.ru/article/markirka-alkogolya-v-2021-godu-novye-pravila
21. Соловьёв А.В. Преимущества и недостатки акцизного налогообложения//Финансовая и банковская деятельность.- 2018
22. Импорт алкогольной продукции// [Электронный ресурс] Опубликовано на сайте ФТС. URL: http://customs.ru/statisticа
23. Акцизная марка / Академик. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/613993