Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Психолого-педагогические основы и специфика организации элективных курсов для старшеклассников
1.1. Формирование технологической компетентности обучающихся основной школы в процессе предпрофильной подготовки……
1.2. Профильное обучение: проблемы формирование содержания курсов по выбору и организации учебной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях…………………….
1.3. Элективные курсы в системе профильного технологического образования…………………………………………………………
Выводы по первой главе……………………………………………….
Глава 2. Организация и методика проведения элективного курса для старшеклассников «Русские народные традиции в кулинарии»
2.1. Материально-техническое оснащение занятий элективных курсов «Русские народные традиции в кулинарии»……………
2.2. Разработка программы элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии»……………………………………………
2.3. Разработка планов-конспектов занятий элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии» для старшеклассников………………………………………………….
2.4. Разработка дидактического материала к занятиям элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии»……………..
Выводы по второй главе……………………………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Современная концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования дает обучающимся возможность самостоятельного выбора направления подготовки, тем самым ставя перед теорией и практикой обучения проблему разработки системы курсов по выбору (элективных курсов), которые позволят выстроить индивидуальные образовательные направления, облегчающие переход от общего к профессиональному образованию.
Неотъемлемой частью этой концепции являются элективные курсы, различные по содержанию и целям, но призванные соответствовать интересам учащихся, их выбирающих. Благодаря этой особенности они могут способствовать формированию у учащихся как субъектов образовательной деятельности, а также оказать существенную помощь в выборе будущего профиля обучения. Изучение вопросов русских народных традиций в кулинарии является неотъемлемой частью для поварского профиля обучения, т.е. для профессии «Повар».
В связи с этим разработка вопросов организации и методики проведения элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии» для старшеклассников по профессии «Повар» представляется весьма актуальной на сегодняшний день.
Исходя из всего выше сказанного, нами была выбрана тема бакалаврской работы – «Организация и методика проведения элективного курса для старшеклассников «Русские народные традиции в кулинарии»».
Цель бакалаврской работы - разработать вопросы организации и методики проведения элективного курса профильного обучения для старшеклассников «Русские народные традиции в кулинарии»».
Объект бакалаврской работы - процесс обучения старшеклассников русским народным традициям в кулинарии на занятиях элективного курса в общеобразовательной школе.
Предмет бакалаврской работы – организация и методика проведения элективного курса профильного обучения для старшеклассников «Русские народные традиции в кулинарии».
Задачи бакалаврской работы:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме работы.
2. Рассмотреть общие вопросы материально-технического оснащения занятий элективных курсов «Русские народные традиции в кулинарии».
3. Разработать программу и тематический план элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии» для старшеклассников.
4. Разработать комбинированные планы-конспекты занятий элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии».
5. Разработать технологическую документацию и дидактический материал к занятиям элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии».
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в разработке занятий элективного курса для старшеклассников технологического профиля с учетом выбранных организационных форм обучения. Разработанный материал может быть использован не только на основных занятиях по технологии, предусмотренных программой, но и на элективных курсах, факультативных занятиях и различных спецкурсах по углублению знаний учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Бакалаврская работа состоит из двух взаимосвязанных глав. По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В первой главе «Психолого-педагогические основы и специфика организации элективных курсов для старшеклассников» нами были рассмотрены такие вопросы как: формирование технологической компетентности обучающихся основной школы в процессе предпрофильной подготовки; профильное обучение: проблемы формирование содержания курсов по выбору и организации учебной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях; элективные курсы в системе профильного технологического образования.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутри профильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательной частью содержания профильного обучения.
Элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования на старшей ступени школы.
Вторая глава посвящена вопросам организации и методике проведения элективного курса для старшеклассников «Русские народные традиции в кулинарии». В этой главе нами было рассмотрено материально-техническое оснащение занятий элективных курсов «Русские народные традиции в кулинарии»; разработана программа элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии»; представлены разработки планов-конспектов занятий элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии» для старшеклассников и разработки технологической документации и дидактического материала к занятиям элективного курса «Русские народные традиции в кулинарии».
Бакалаврская работа имеет практическую значимость, которая заключается в разработке элективного курса для старшеклассников профильного обучения с учетом выбранных организационных форм обучения.
Разработанный учебно-методический материал, тематическое планирование, планы-конспекты занятий могут быть использованы преподавателями по технологии не только на основных занятиях, предусмотренных программой в общеобразовательной школе, но и на факультативных занятиях и различных спецкурсах по углублению знаний учащихся старших классов общеобразовательной школы, а также руководителями кружковой работы в различных центрах дополнительного образования.
Основные выводы, которые сделали в процессе выполнения работы следующие - элективные занятия должны учитывать интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по выбранной профессии, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить старшеклассников с национальной кухней через русскую культуру и полученные знания в будущем пригодятся старшеклассникам в их практической деятельности, если они выберут профессию «Повар» или «Повар-кондитер».
1. Анфимова, Н.А. Кулинария. Учеб. для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. Образования [Текст] / Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 328 с.
2. Бендюков, М.А., Соломин, И.Л. Диалоги о выборе профессии [Текст] / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин. – СПб.: Издательский дом «РОСТ», 2001. – 336 с.
3. Васнецова, Н.Ю. Иллюстрированная энциклопедия кондитерских изделий [Текст]: Учебное пособие / Н.Ю. Васнецова. - М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001. – 352 с.
4. Виды посуды и ее назначение. [Электронный ресурс] / А. Маллаалиева. - http://fb.ru/article/282306/vidyi-posudyi-i-ee-naznachenie#image1532311.
5. Гайваронский, К.Я., Щеглов, Н.Г. Технологическое оборудование предприятий общественного питания и торговли [Текст]: учебник / К.Я. Гайваронский, Н.Г. Щеглов. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 480с.
6. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]: 2 - е изд., стер. / Э.М. Галямова. - M.: Академия, 2014. - 176 с.
7. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Изд-во «Просвещение», 2015. - 23с.
8. Должностная инструкция учителя технологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.profi.ua/job-descriptions/view/1087/
9. Дубровская, Н.И. Кулинария. Лабораторный практикум [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. Образования/Н.И. Дубровская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. -240 с.
10. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы [Текст]/ Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107.
11. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения [Текст] / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.
12. Казакевич, В.М. Технология. Программа 5-8 (8+) 9 классы [Текст]: Программа / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова. - М.: Вентана-граф, 2015. - 36c.
13. Канке, В.А. Теория обучения и воспитания [Текст]: учебник и практикум / В.А. Канке. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 110 с.
14. Капранова, Н. Н. Кондитерские изделия, как вид искусства [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Капранова. – М.: Издательство Московского университета, 2008. – 284 с.
15. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе [Текст] / А.Г. Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.
16. Клевенская, Т. М. Кухонные принадлежности [Текст]: Газеты и статьи / Т.М. Клевенская. - М.: Агропромиздат, 2002. – 84 с.
17. Коева, В.А. Охрана труда в предприятиях общественного питания [Текст]: Учебное пособие / В.А. Коева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 130 с.
18. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование [Текст]: учебное пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
19. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: [Текст] учебное пособие для вузов / Г.И. Кругликов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 478 с.
20. Кузнецов, А.А. Базовые профильные курсы: цели, функции, содержание [Текст] / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 30-16.
21. Кузнецова, Е.К. Лучшие рецепты мировой кухни [Текст]/ Е.К. Кузнецова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 191с.: ил.
22. Кузнецова, М. Кондитерские изделия [Текст]: Газеты и журналы / Кузнецова. - М.: Издательство Артлайн – Стиль, 2008. - № 7. – 63 с.
23. Ляховская Л.П. Русская кухня. Традиции. Праздники. Обычаи. Обряды [Текст] / Л.П. Ляховская. – М.: Изд-во Эксмо, 2012. – 304 с.
24. Максимова, Л. Национальные блюда. Сладости [Текст]: Газеты и журналы / Л. Максимова. - М.: Издательский дом «Фантазия», 2002. – № 3. – 42 с.
25. Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии [Текст]: учебник для нач. проф. образования. – 3-е изд., испр. и допол./З.П. Матюхина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 256 с.
26. Меджитова, Э. Русская кухня [Текст] / Э. Меджитова. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 2002. – 100 с.
27. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. "Соц. педагогика" / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
28. Муравьев, Е.М. Основы теории технологической подготовки: проблемы содержания и методики технологического обучения школьников [Текст]: учебное пособие для магистрантов / Е.М. Муравьев. - Шуя: Изд-во ШГПУ, 2011. – 124 с.
29. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178 – 02 [Электронный ресурс] / Требования к оснащению мастерских. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44/ http://priboosh.ucoz.ru/load/osnovnaja_shkola/tekhnologija/sanpin_dlja_kabineta_tekhnologii/8-1-0-4.
30. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] / постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. №1493/ http://docs.cntd.ru/document/420327349.
31. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897- http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17122010-n-1897.
32. Овечкин, В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования [Текст]: монография / В.П. Овечкин. - M.: Ижевск: НИЦ «РИХД», 2005. – 220 с.
33. Очинин, О.П., Матяш, H.B., Симоненко, В.Д. Технология (базовый уровень) [Текст]: учебник для 10-11 кл. / под ред. В.Д. Симоненко. - M.: Вентана-Граф, 2010. - 164 с.
34. Руфанова, Е. Русские традиции [Текст] / Е. Руфанова. – Н. Новгород: Изд-во Слог, 2014. – 200 с.
35. Серебренников, Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата [Текст] / Л.Н. Серебренников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 308 с.
36. Серебренников, Л.Н. Теоретические основы обучения технологии [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 306 с.
37. Серебренников, Л.Н. Технологическая подготовка школьников [Текст] / Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004. - 318 с.
38. Симоненко В.Д. Методика преподавания технологии [Текст] / под ред. В.Д. Симоненко. - M.: Вентана Граф, 2005. – 316 с.
39. Ситаров, В.А. Теория обучения. Теория и практика [Текст]: учебник для бакалавров / В.А. Ситаров. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 280 с.
40. Сюткина, О., Сюткин П. Непридуманная история русской кухни [Текст] / О. Сюткина, П. Сюткин. – М.: Астрель: CORPUS, 2011. - 512 с.
41. Твоя профессиональная карьера [Текст]: учебник для 8-11 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
42. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:/минобрнауки.рф / документы / 543.
43. Хейтц, Х. Салфетки и способы их закрутки [Текст]: Учебное пособие / Х. Хейтц. - Вильнюс: ЗАО «Гамта», 2001. - 238 с.
44. Хессайон, Д.Г. Все об кондитерских изделиях [Текст]: Газеты и журналы / Д.Г. Хессайон, - М.: Издательство Кладель – Букс, 2005. – 184 с.
45. Цыбуля, Н. Правила этикета и сервировки стола [Текст]: Уют с пользой: Газеты и журналы / Н. Цыбуля. - Наука и жизнь. - 2009. - №1.- С. 60 - 63.
46. Элективные курсы в профильном обучении [Текст] / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144 с.