Реинжиниринг сбытовой деятельности ООО "ОГ Чулман"
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Состав бизнес-процессов, подпроцессов, их описание и классификация 6
1.2. Физическая схема расположения бизнес-процессов предприятия 12
1.3. Основные задачи бизнес-процессов предприятия 13
1.4. Классификация задач бизнес-процессов предприятия и определение их
исполнителей 30
1.5. Диаграмма исполнителей бизнес-процессов и оптимизация организационной
структуры предприятия 33
1.6. Организационно-логическая сущность решения задач бизнес-процессов
предприятия (IDEF3) 35
1.7. Таблица структурных связей задач бизнес-процессов предприятия 37
1.8. Схема взаимосвязей задач бизнес-процессов предприятия (IDEF0) 47
1.9. Показатели эффективности бизнес-процессов, решения бизнес-задач 49
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1. Ординарные методы совершенствования деятельности 52
2.1.1. Оптимизация затрат. Пути, резервы снижения затрат. Управление затратами: снижение себестоимости, минимизация издержек, повышение рентабельности 52
2.1.2. Совершенствование системы управления предприятием 65
2.1.3. Оптимизация организационной структуры предприятия 71
2.2. Совершенствование основных бизнес-процессов 76
2.2.1. Совершенствование бизнес-процесса “Производство” 76
2.2.2. Совершенствование бизнес-процесса «Маркетинг» 79
2.2.3. Совершенствование бизнес-процесса “Сбыт” 81
2.3. Совершенствование решения бизнес-задач 83
2.3.1. Совершенствование решения организационных бизнес-задач 83
2.3.2. Совершенствование решения технологических бизнес-задач 84
2.3.3. Совершенствование решения учетных бизнес-задач 84
3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 86
3.1. Назначение и цели ИС 86
3.2. Подсистемы и структура ИС предприятия 90
3.3. Состав задач подсистем ИС 95
3.4. Организационно-логическая сущность решения задач подсистем ИС предприятия (IDEF3) 107
3.5. Структурные связи задач ИС 109
3.5.1. Структурная таблица связей задач ИС 109
3.5.2. Схема взаимосвязей задач ИС (IDEF 0) 117
3.6. Действующие сегменты и задачи проектируемой ИС предприятия 119
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ» 120
4.1. Организационно-логическая сущность решения задач подсистемы (IDEF3) 120
4.2. Внутренние и внешние информационные связи подсистемы «Управление
сбытом» 120
4.2.1. Структурная таблица связей задач подсистемы (таблица потоков) 120
4.2.2. Схема связей задач подсистемы (IDEF0) 128
5. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧИ «УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ» 129
5.1. Организационно-логическая сущность задачи (функциональная модель) (IDEF3)129
5.2. Входные информационные массивы и их структура 129
5.3. Алгоритм решения задач 132
5.4. Выходные информационные массивы и их структура 133
5.5. Объектная модель задачи 133
5.6. Программная реализация задачи 135
5.6.1. Обоснование выбора программной среды разработки 135
5.6.2. Техническая документация программного обеспечения 136
5.6.3. Руководство пользователя 137
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 144
1. РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Состав бизнес-процессов, подпроцессов, их описание и классификация 6
1.2. Физическая схема расположения бизнес-процессов предприятия 12
1.3. Основные задачи бизнес-процессов предприятия 13
1.4. Классификация задач бизнес-процессов предприятия и определение их
исполнителей 30
1.5. Диаграмма исполнителей бизнес-процессов и оптимизация организационной
структуры предприятия 33
1.6. Организационно-логическая сущность решения задач бизнес-процессов
предприятия (IDEF3) 35
1.7. Таблица структурных связей задач бизнес-процессов предприятия 37
1.8. Схема взаимосвязей задач бизнес-процессов предприятия (IDEF0) 47
1.9. Показатели эффективности бизнес-процессов, решения бизнес-задач 49
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1. Ординарные методы совершенствования деятельности 52
2.1.1. Оптимизация затрат. Пути, резервы снижения затрат. Управление затратами: снижение себестоимости, минимизация издержек, повышение рентабельности 52
2.1.2. Совершенствование системы управления предприятием 65
2.1.3. Оптимизация организационной структуры предприятия 71
2.2. Совершенствование основных бизнес-процессов 76
2.2.1. Совершенствование бизнес-процесса “Производство” 76
2.2.2. Совершенствование бизнес-процесса «Маркетинг» 79
2.2.3. Совершенствование бизнес-процесса “Сбыт” 81
2.3. Совершенствование решения бизнес-задач 83
2.3.1. Совершенствование решения организационных бизнес-задач 83
2.3.2. Совершенствование решения технологических бизнес-задач 84
2.3.3. Совершенствование решения учетных бизнес-задач 84
3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 86
3.1. Назначение и цели ИС 86
3.2. Подсистемы и структура ИС предприятия 90
3.3. Состав задач подсистем ИС 95
3.4. Организационно-логическая сущность решения задач подсистем ИС предприятия (IDEF3) 107
3.5. Структурные связи задач ИС 109
3.5.1. Структурная таблица связей задач ИС 109
3.5.2. Схема взаимосвязей задач ИС (IDEF 0) 117
3.6. Действующие сегменты и задачи проектируемой ИС предприятия 119
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ «УПРАВЛЕНИЕ СБЫТОМ» 120
4.1. Организационно-логическая сущность решения задач подсистемы (IDEF3) 120
4.2. Внутренние и внешние информационные связи подсистемы «Управление
сбытом» 120
4.2.1. Структурная таблица связей задач подсистемы (таблица потоков) 120
4.2.2. Схема связей задач подсистемы (IDEF0) 128
5. РАЗРАБОТКА ЗАДАЧИ «УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ» 129
5.1. Организационно-логическая сущность задачи (функциональная модель) (IDEF3)129
5.2. Входные информационные массивы и их структура 129
5.3. Алгоритм решения задач 132
5.4. Выходные информационные массивы и их структура 133
5.5. Объектная модель задачи 133
5.6. Программная реализация задачи 135
5.6.1. Обоснование выбора программной среды разработки 135
5.6.2. Техническая документация программного обеспечения 136
5.6.3. Руководство пользователя 137
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 144
Целью дипломного проекта является анализ бизнес-процессов ООО «ОГ Чулман», показателей эффективности этих бизнес-процессов, проектирование подсистемы «Управление сбытом», а также разработка и программная реализация задачи «Учет реализации готовой продукции».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ бизнес-процессов предприятия, т.е. выделить состав бизнес-процессов, их задачи, исполнителей, составить классификационную таблицу задач по группам, а также построить таблицу информационных потоков бизнес-процессов и схему взаимодействия задач бизнес-процессов.
2. Выделить методы и направления по совершенствованию системы сбыта, определить состав задач, организационно-логическую сущность их решения.
3. Определить состав и структуру информационной системы ООО «ОГ Чулман», т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить таблицу связей задач ИС.
4. Провести проектирование подсистемы «Управление сбытом». Определить задачи подсистемы, организационно-логическую сущность их решения, выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими подсистемами ИС, составить схему взаимосвязей задач подсистемы.
5. Разработать задачу «Учет реализации готовой продукции», в том числе описать организационно-логическую сущность задачи, входные и выходные информационные массивы; составить алгоритм решения задачи, ИЛМ базы данных, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
Объектом исследования является ООО «ОГ Чулман».
Предметом исследования являются бизнес-процессы предприятия, а также подходы и методы по разработке и совершенствованию информационной системы.
Теоретической базой исследования являются научные публикации отечественных авторов, нормативная и законодательная база РФ.
Основные методы исследования. Для решения отдельных задач использовались методы системного анализа, теория проектирования информационных систем, проектирования и разработки базы данных средствами СУБД.
Информационной базой исследования послужила внутренняя и внешняя документация ООО «ОГ Чулман», штатное расписание и должностные инструкции работников учреждения.
Рассмотрение ООО «ОГ Чулман» как системы взаимодействующих бизнес-процессов осуществляется с целью определения основных бизнес- процессов учреждения, их задач и взаимодействия этих задач по входным и выходным информационным потокам. Задачи бизнес-процессов классифицируются по нескольким функциям менеджмента, выявляются качественные и количественные показатели эффективности решения этих задач.
При описании состава и структуры информационной системы учреждения сначала определяются назначение и цели, достижение которых будет достигнуто в результате внедрения ИС, выделяются подсистемы информационной системы и задачи, решаемые подсистемами. Определяются внутренние и внешние взаимосвязи всех задач подсистем информационной системы и подсистемы «Управление сбытом» в частности и строится схема взаимосвязи задач ИС и задач подсистемы «Управление сбытом».
Проектирование и разработка задачи «Учет реализации готовой продукции» подсистемы «Управление сбытом» предполагает описание ее организационно-логической сущности, структуры входных и выходных информационных массивов, разработку ИЛМ базы данных, алгоритмов и технологии решения задачи, а затем и ее программную реализацию.
В заключении (выводах) приведены результаты проведенных работ по дипломному проектированию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ бизнес-процессов предприятия, т.е. выделить состав бизнес-процессов, их задачи, исполнителей, составить классификационную таблицу задач по группам, а также построить таблицу информационных потоков бизнес-процессов и схему взаимодействия задач бизнес-процессов.
2. Выделить методы и направления по совершенствованию системы сбыта, определить состав задач, организационно-логическую сущность их решения.
3. Определить состав и структуру информационной системы ООО «ОГ Чулман», т.е. выделить основные подсистемы ИС предприятия, их задачи, составить таблицу связей задач ИС.
4. Провести проектирование подсистемы «Управление сбытом». Определить задачи подсистемы, организационно-логическую сущность их решения, выявить внутренние и внешние связи подсистемы с другими подсистемами ИС, составить схему взаимосвязей задач подсистемы.
5. Разработать задачу «Учет реализации готовой продукции», в том числе описать организационно-логическую сущность задачи, входные и выходные информационные массивы; составить алгоритм решения задачи, ИЛМ базы данных, разработать программный продукт и инструкцию пользователя для работы с ним.
Объектом исследования является ООО «ОГ Чулман».
Предметом исследования являются бизнес-процессы предприятия, а также подходы и методы по разработке и совершенствованию информационной системы.
Теоретической базой исследования являются научные публикации отечественных авторов, нормативная и законодательная база РФ.
Основные методы исследования. Для решения отдельных задач использовались методы системного анализа, теория проектирования информационных систем, проектирования и разработки базы данных средствами СУБД.
Информационной базой исследования послужила внутренняя и внешняя документация ООО «ОГ Чулман», штатное расписание и должностные инструкции работников учреждения.
Рассмотрение ООО «ОГ Чулман» как системы взаимодействующих бизнес-процессов осуществляется с целью определения основных бизнес- процессов учреждения, их задач и взаимодействия этих задач по входным и выходным информационным потокам. Задачи бизнес-процессов классифицируются по нескольким функциям менеджмента, выявляются качественные и количественные показатели эффективности решения этих задач.
При описании состава и структуры информационной системы учреждения сначала определяются назначение и цели, достижение которых будет достигнуто в результате внедрения ИС, выделяются подсистемы информационной системы и задачи, решаемые подсистемами. Определяются внутренние и внешние взаимосвязи всех задач подсистем информационной системы и подсистемы «Управление сбытом» в частности и строится схема взаимосвязи задач ИС и задач подсистемы «Управление сбытом».
Проектирование и разработка задачи «Учет реализации готовой продукции» подсистемы «Управление сбытом» предполагает описание ее организационно-логической сущности, структуры входных и выходных информационных массивов, разработку ИЛМ базы данных, алгоритмов и технологии решения задачи, а затем и ее программную реализацию.
В заключении (выводах) приведены результаты проведенных работ по дипломному проектированию.
1. В соответствии с концепциями процессно-задачной технологии управления, ООО «ОГ Чулман» представляет собой сложную систему взаимодействующих бизнес-процессов.
2. Организационная структура предприятия должна соответствовать структуре бизнес-процессов. Поэтому реинжиниринг бизнес-процессов предприятия может требовать модернизацию организационной структуры.
3. Каждый бизнес-процесс ООО «ОГ Чулман» имеет свой набор показателей эффективности. Управление всеми бизнес-процессами осуществляется, прежде всего, на основе этих показателей. В дипломном проекте представлены эти показатели.
4. Представленный проект информационной системы включает в себя подсистемы соответствующие бизнес-процессам и подпроцессам ООО «ОГ Чулман». В проекте раскрыты все выявленные связи между подсистемами и входящими в них задачами.
5. В дипломном проекте подробно рассмотрена подсистема «Управление сбытом», в которой представлена организационно-логическая сущность решения входящих в него задач, внутренние и внешние информационные связи.
6. Спроектированная, в соответствии с процессно-задачным подходом, информационная система позволяет разрабатывать и внедрять эту систему позадачно. Порядок разработки этих задач определяется в соответствии с представленными схемами организационно-логической сущности бизнес-процессов.
7. Совершенствование решения задачи «Учет реализации готовой продукции» может дать экономический эффект. Результаты решения данной задачи используются другими задачами бизнес-процессов (таких как «Бухгалтерский учет»), что приводит к появлению синергетических эффектов первого и второго уровней.
8. В дипломном проекте выработан ряд рекомендаций для ООО «ОГ Чулман»:
- Внедрить процессно-задачную технологию управления, позволяющую повысить результативность управления;
- Включить в состав бизнес-процессов ряд не решаемых задач, важных для результатов деловых процессов;
- Использовать показатели эффективности для оценки и управления бизнес-процессами предприятия;
- Разработать и внедрить процессно-задачную информационную систему;
- Внедрить разработанное программное обеспечение задачи «Учет реализации готовой продукции» в промышленную эксплуатацию.
2. Организационная структура предприятия должна соответствовать структуре бизнес-процессов. Поэтому реинжиниринг бизнес-процессов предприятия может требовать модернизацию организационной структуры.
3. Каждый бизнес-процесс ООО «ОГ Чулман» имеет свой набор показателей эффективности. Управление всеми бизнес-процессами осуществляется, прежде всего, на основе этих показателей. В дипломном проекте представлены эти показатели.
4. Представленный проект информационной системы включает в себя подсистемы соответствующие бизнес-процессам и подпроцессам ООО «ОГ Чулман». В проекте раскрыты все выявленные связи между подсистемами и входящими в них задачами.
5. В дипломном проекте подробно рассмотрена подсистема «Управление сбытом», в которой представлена организационно-логическая сущность решения входящих в него задач, внутренние и внешние информационные связи.
6. Спроектированная, в соответствии с процессно-задачным подходом, информационная система позволяет разрабатывать и внедрять эту систему позадачно. Порядок разработки этих задач определяется в соответствии с представленными схемами организационно-логической сущности бизнес-процессов.
7. Совершенствование решения задачи «Учет реализации готовой продукции» может дать экономический эффект. Результаты решения данной задачи используются другими задачами бизнес-процессов (таких как «Бухгалтерский учет»), что приводит к появлению синергетических эффектов первого и второго уровней.
8. В дипломном проекте выработан ряд рекомендаций для ООО «ОГ Чулман»:
- Внедрить процессно-задачную технологию управления, позволяющую повысить результативность управления;
- Включить в состав бизнес-процессов ряд не решаемых задач, важных для результатов деловых процессов;
- Использовать показатели эффективности для оценки и управления бизнес-процессами предприятия;
- Разработать и внедрить процессно-задачную информационную систему;
- Внедрить разработанное программное обеспечение задачи «Учет реализации готовой продукции» в промышленную эксплуатацию.



