Введение
Глава 1. Теоретические и исторические аспекты взаимодействия общества и государства 6
1.1. Сущность и содержание взаимодействия общества и государства 6
1.2. Исторические и социально-политические аспекты взаимодействия
общества и государства 12
Глава 2. Формирование механизма и формы взаимодействия общества и государства в современных условиях 22
2.1. Понятие механизма взаимодействия общества и государства в современных
условиях 22
2.2. Формы взаимодействия общества и государства в современных условиях 28
Глава 3. Результаты и перспективы взаимодействия общества и государства в
современных условиях 40
3.1. Итоги взаимодействия общества и государства 40
3.2. Перспективы взаимодействия общества и государства в современных
условиях 51
Заключение 57
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. Происходящие сегодня в России преобразования ставят своей основной задачей построение сильного правового государства и создание дееспособного общества. Однако продвижение в направлении общества, основанного на праве и приверженного праву, одновременно актуализируют, как двуединую проблему усиления российского государства и демократии, ее возможности в решении широкого круга политических и правовых проблем взаимоотношения личности и государства. Вместе с тем в современных условиях российской действительности весьма острыми остаются проблемы преодоления отчуждения государства от общества, повышения меры доверия между обществом и властью, установления партнерских отношений между властью и институтами общества, усиления их взаимной поддержки и согласованной деятельности. Укрепление такого доверия возможно только в контексте формирования в российском обществе эффективной системы социального взаимодействия с органами государственной власти. При этом перспективы демократических преобразований и достижения стабильного социально-экономического и политико-правового развития страны во многом зависят как от развития общественной инициативы и самодеятельности, так и от утверждения прочного правопорядка во всех сферах жизни общества и государства.
Последовательное осуществление в России преобразований, направленных на дальнейшую демократизацию государства и повышение роли диалога в принятии государственных решений, способно существенно повысить эффективность всего общественного сектора и создать благоприятные условия для успешного развития страны. Качество и направленность решений, принимаемых государством во взаимодействии со структурами общества, во многом будут определяться тем, какие именно структуры и на каком этапе подключатся к данному процессу. Вместе с тем
Анализ отношений, складывающихся в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о наличии значительных проблем в построении эффективной системы взаимодействия общества и государства, при наличии законодательной базы, закрепляющей базовые ценности общества и правового государства. Характер взаимосвязи развивающегося общества и государства, обретающего параметры правового, определяется не только единством их стратегических целей и задач, но и наличием определенных противоречий, конфликтных ситуаций, что требует постоянного поиска точек соприкосновения и форм необходимого компромисса и взаимодействия между указанными общественными феноменами. Отмеченная специфика обусловливает актуальность исследования особенностей взаимодействия общества и государства в России на современном этапе, как с позиций конструирования законодательных норм, так и их реализации в условиях специфики развития российского общества и государства.
Предметом исследования являются модели взаимодействия общества и государства в современных условиях.
Объектом исследования выступило общество как специфический социально-политический феномен, а также совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе его взаимодействия с государством в современных условиях.
Целью исследования является выявление особенностей взаимодействия общества и государства в современных условиях.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание взаимодействия общества и государства;
- рассмотреть исторические и социально-политические аспекты
взаимодействия общества и государства;
- изучить понятие механизма взаимодействия общества и государства в современных условиях;
- определить формы взаимодействия общества и государства в современных условиях;
- проанализировать итоги взаимодействия общества и государства;
- выявить перспективы взаимодействия общества и государства в современных условиях.
Источниковую базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права, политологии, социологии. При исследовании природы, структуры, закономерностей формирования общества, вопросов его взаимодействия с государством использовались работы современных отечественных ученых- юристов: С.С. Алексеева, Т.А. Алексеевой, С.А. Авакьяна, В.К. Бабаева, М.И.Байтина, В.М. Баранова, JI.C. Мамута, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, B.C. Нерсесянца, В.Н. Руденко, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина и других. В работе также использовались труды дореволюционных отечественных и зарубежных ученых различных этапов развития истории политических и правовых учений: Г.Ф. Гегеля, Г.Еллинека, И.Н. Ильина, Г.Ф. Шершеневича и других.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам исследования сформулированы новые научные положения о дальнейшем развитии взаимодействия общества и государства.
Отдельные выводы и положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов при подготовке учебных пособий, чтении лекций по дисциплинам: «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Политология», «История политических и правовых ученых».
Взаимодействие общества и государства - кардинальная для науки теории государства и права проблема, которая, несмотря на ее несомненную важность и актуальность, изучена слабо. Долгое время научная мысль вообще не делала различий между обществом и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали (хотя сначала только терминологически) разделять политическое государство и общество, общество и правовое государство, рассматривать некоторые аспекты их взаимодействия.
Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Следовательно, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества. Процесс возникновения государства был, по-видимому, полусознательным, полустихийным.
Весь опыт мировой истории доказывает, что обществу со сложной структурой, раздираемому противоречиями, имманентна (внутренне присуща) государственная организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как государственно-организованное.
Государство - социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит жизнеспособность. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы, с возникновением классовых антагонизмов экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.
С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным,, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу. Не является исключением и современный этап развития общества и государства.
Таким образом, именно в диалектическом единстве определяющего влияния общества на государство и относительной самостоятельности последнего заключена суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной. Необходимая и разумная мера ее предопределяется в конечном счете объективными потребностями каждого исторически конкретного общества.
В целом, завершая необходимо отметить, что применительно к Российской Федерации в настоящее время механизм взаимодействия общества и государства находится на начальной стадии своего формирования. Он включает в себя нормативно-правовую базу становления государства и общества, а также наличие определенных организационных форм их взаимодействия.
Кроме того, следует сделать вывод о том, что взаимодействие общества и государства в стране является неэффективным, так как правящая элита избрала неоптимальный вариант трансформации российского общества - «навязанный» вариант («реформы сверху»). В стране установился политический режим делегативной (частичной) демократии. Были созданы основные демократические институты. Однако отсутствует оптимальное разделение функций ветвей государственной власти. Существует перекос полномочий в пользу института исполнительной (президентской) власти. Институт законодательной власти (Государственная Дума РФ) имеет лишь одну функцию - законодательную. Отсутствуют контрольная функция и функция формирования правительства на партийной основе.
В связи с этим, автор выпускной квалификационной работы считает необходимым разработать стратегический демократический проект в Российской Федерации, контурами которого могут стать:
- проведение конституционной реформы в РФ, направленной на реализацию принципа реализации государственной власти и на формирование Правительства РФ на партийной основе с учетом результатов выборов в Государственную Думу РФ;
- проведение комплексной судебно-правовой реформы, включая реформирование всех правоохранительных органов, с целью создания независимой судебной системы;
- разработка комплекса законов, направленных на развитие равноправных отношений между властью и бизнесом, на стимулирование развития предпринимательства в нашей стране
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 12.12.1993. №237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от
30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от
29.12.2015) "О саморегулируемых организациях" // "Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
4. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "Об автономных учреждениях" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
6. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
7. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О политических партиях" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 2950.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства РФ. 1996. N
3. Ст. 145.
11. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об общественных объединениях" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
12. Концепция реформирования системы государственной службы России// Российская газета, 2001. 16 августа.
13. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (заключено 29.12.2010, протокол N 11 заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
14. Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому
комплексу Российской Федерации на 2011 - 2013 годы (утв. Горно¬
металлургическим профсоюзом и отраслевым объединением работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России" 22.12.2010) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
2. Специальная литература:
1. Аг А. Общество. Системный анализ современного общества // Политология вчера и сегодня. 2013. № 3. С. 36-39.
2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. 210 с.
3. Артоболевский И.И. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1975. 375 с.
4. Василенко Л.А. Механизмы социального взаимодействия
государственной службы и гражданского общества// Государственная служба в современной России. М.: ИНИОН, 2003. 212 с.
5. Витюк В.В. Состав и структура общества как особой сферы социума // Общество: теория, история, современность / отв. ред. З.Т. Голенкова. М., 1999. С.38-45.
6. Возможен ли пакт общественно-политических сил России? («круглый стол») // Политические исследования. 1995. №5. С.96-98.
7. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. 187 с.
8. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Знание, 1995. 315 с.
9. Гегель Г.В. Сочинения: В 14 т. М.: Наука, 1956. Т.7. 598 с.
10. Грызлов Б.В. Политические партии и российские трансформации: теория и политическая практика. Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. СПб., 2001. 189 с.
11. Данченко-Морозова Л.В. Социальные механизмы взаимодействия гражданского общества и правового государства в условиях трансформации российского общества: Дисс. ... канд. социол. наук. Самара, 2007. 176 с.
12. Дарендорф P. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. М.: Знание, 1998. 290 с.
13. Долгов Ю.А., Изергина Н.А. Взаимодействие общества и государства // Educatio.2015. №4. С.123-128.
14. Доленко Д. В. Политика и общество // Перспективы развития гражданского общества в Республике Мордовия: Материалы Респ. науч. - практ. конф. Саранск, 3 июля 2001 г. Саранск: Изд-во НИИ регионологии, 2001. С.45-48.
15. Заславская Т.И. О социальных факторах расхождения формально¬правовых норм и реальных практик// Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.:МВШСЭН, 2002. 198 с.
16. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Курс лекций. Ростов-на-Дону: Издат.центр «Март», 2000. 565 с.
17. Зиновьев В.А. Теория машин и механизмов. М.: МАШГИЗ, 1959. 298 с.
18. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. М.: Юристъ, 2002.720 с.
19. Кант И. Сочинения в 6 томах Т.4, М.: Наука, 1962. 989 с.
20. Кола Д. Общество // 50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Наука,
1989. С.448-449.
21. Комсомольская газета. 2003. 17 сентября.
22. Кравченко И.И. Концепция общества в философском развитии // Полис. 1991. № 5. С. 129-131.
23. Кучерена А.Г Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. М.: Юркомпани, 2009. 155 с.
24. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. 216 с.
25. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2015. 698 с.
26. Мельвиль А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2005. 815 с.
27. Мерсиянова И. В. Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 255 с.
28. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015. 698 с.
29. Новиков Д.О. Проблемы взаимодействия общества с
правоохранительными органами в современной России // Общество в России и за рубежом. 2013. N 4. С. 12 - 14.
30. Новикова О.В. Эффективная модель взаимодействия государства и
общества в современной России: формирование структурно¬
институционального консенсуса // Вестник ПАГС. 2009. N 3. С. 51-52.
31. Основы социального управления: Учебное пособие/ Под. ред.
В.Н.Иванова. М.: Высшая школа, 2001. 567 с.
32. Павликов С.Г. Власть в правовом государстве: Монография. М.: Альфа¬М, 2014. 167 с.
33. Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003. 398 с.
34. Плетников В.С. Аппарат управления экономикой в механизме Российского государства: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.01. Екатеринбург, 2004. 188с.
35. Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2011. 298 с.
36. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. 2005. 26 апреля.
37. Рамазанов Т.Б. Эффективное взаимодействие полиции и населения - необходимая составляющая общества и правового государства // Общество и правовое государство. 2011. С. 105 - 108.
38. Российская газета. 2004. 19 ноября.
39. Саранчук Ю.М. Негосударственные структуры безопасности вгражданском обществе // Общество в России и за рубежом. 2014. N 3. С. 37 - 40.
40. Стризое А. Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград, 1999. 212 с.
41. Струсь К.К. Государство и общество: проблемы правового
взаимодействия в России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. 185 с.
42. Теория государства и права: Курс лекций/ Науч. ред. М.Н.Марченко. М.: Зерцало, 2016. 725 с.
43. Труд. 2015. 20 ноября.
44. Франция глазами французских социологов. М: Иностранная литература,
1990. 675 с.
45. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции: Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. 289 с.
46. Чернобель Г.Т. Общество и государство: принципы взаимодействия (теоретический аспект) // Аграрное и земельное право. 2013. N 1(97). С. 119-121.
47. Шабанова М. А. Институциональные изменения и неправовые практики // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса/ Под общ. ред. Т.И.Заславской. М.: МВШСЭН, 2001. С.319-320.
48. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация", 2009. 890 с.
49. Ми11ег W.O Political Parties in Parlamentary Democracies: Making Delegations and Accountability Work // European Journal of Political Research, 2000. V.37. Р.309-311.
50. Walzer M.The Civil Cociety Argument //Dimensions of Radical Democracy: Pluralism, Citizenship, Community. L., 1992. P.102-105.
51. The report on a condition of civil society in the Russian Federation for 2014. M.: OP RF, 2014. 210 р.
3. Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Российской Академии наук (РАН). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ras.ru/ (Дата обращения 25.03.2016)
2. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ombudsmanrf.org/(Дата обращения 27.03.2016)
3. Kostin K. Return of the Crimea to structure of the Russian Federation - the main event of 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://civilfund .ru/opinion/177 (Дата обращения 26.03.2016)
4. Государство и гражданское общество [Электронный ресурс]. Режим
доступа: URL: http://the41stvote.org/politologija/49-gosudarstvo-
igrazhdanskoe-obschestvo.html. (Дата обращения 21.03.2016)
5. Гражданское общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
ййр://ги.’№1к1реШа.огд/’№1к1/Гражданское_общество. (Дата обращения
21.03.2016)
6. Общество и государство [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.nado5.ru/e-book/grazhdanskoeobshchestvo-i-gosudarstvo- obshchestvennyeobedinenija-grazhdan. (Дата обращения 20.03.2016)
7. Gontmakher E. The less we know, the stronger we sleep // Moskovskii Komsomolets. 01.02.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.mk.ru/economics/2015/02/01/menshe-znaem-krepche-spim.html. (Дата обращения 27.03.2016.
8. Makarenko B. Post-Crimean political regime // Pro et Contra. V.18. No. 3/4.
May/August 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://carnegieendowment.org/files/ProEtContra_63_87-103.pdf (Дата
обращения 22.03.2016)
9. Okunev I. Different realities //Russia in a global policy. 2014. No. 2.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http: //globalaffairs. ru/number/Raznye-realnosti-16583. (Дата обращения
23.03.2016)
10. Putin V. V. Presentation at the forum "State and Civil Society". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www .kremlin.ru/news/47480#se(Дата обращения 27.03.2016)
11. Levada Center. 15.05.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www .levada.ru/15-05-2014/vladimiraputina-priznali-nezamenimym.
(Дата обращения 26.03.2016)