Введение 3
Раздел I
Теоретико-методологические основы исследования конфликта процесса
формирования политического режима 11
Раздел II
Проблема идентификации политического режима в современной
России 22
Раздел III
Выборы глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации как фактор минимизации конфликтов в процессе формирования политического
режима 43
Заключение 54
Список использованной литературы 58
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
В своей истории Россия претерпевает несколько циклов развития, сопровождающихся катастрофическими переходами из одного состояния в другое. Что же является причиной неустойчивости развития политического режима России? Почему острые политические конфликты в России заканчиваются, как правило, сменой парадигмы развития?
Политический конфликт определяется исследователями, в большинстве случаев, как вид социального конфликта, ядром которого является проблема политической власти. Ориентация на политическую власть не явно предполагает столкновение и разрешение конфликта посредством господства одной стороны конфликта над другой. Между тем, существует обособленная группа конфликтов, которую можно обозначить как «системные политические конфликты». Причиной возникновения большинства таких конфликтов, на первый взгляд, представляющих собой обычное противостояние отдельных должностных лиц или органов власти, групп влияния, общественных объединений и граждан друг другу, становится характер политической системы, проявляющийся в особенностях ее организации. Однако такие конфликты ставят вопрос не о завоевании власти, не о смене субъекта власти, а об изменении основ организации политической системы.
Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых содержит дефиниции о сущности государства. В своем многообразии сами государства очень непохожи друг на друга: от демократических до деспотических, - они различаются, в первую очередь, совокупностью используемых ими приемов и методов осуществления власти, обусловливающей множество других отличий.
Политический режим, состоящий из такой совокупности приемов и методов осуществления власти, отражает характер взаимоотношений государства и личности, олицетворяет собой порядок взаимодействия структуры управляющих и управляемых. Наиболее тонкая связь между государством и личностью, какую только можно проследить в данном масштабе, проявляется в политическом режиме государства и определяет круг отношений, вытекающих из заданной системы управления. Политический режим государства, по нашему мнению, является одной из первооснов, формирующих конструкцию государства. На этой основе возникают особенности общественных отношений, в том числе отношений власти и подчинения, а также отношений неполитического характера.
Происходящие в современном мире и в России экономические, социальные, политические процессы не могут не оказывать влияния на политическую сферу, что, в свою очередь, влечет эволюцию такой важной характеристики, государственности в целом как политический режим. Поэтому, вполне закономерно, что понятие "политический режим" все более утверждается в качестве одной из важнейших категорий теории государства и права, так как именно оно выражает определяющие, узловые стороны политической действительности.
Политический режим является своеобразным социально значимым "барометром", определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденций развития, взаимодействия с гражданским обществом, сочетания принуждения и убеждения как основных методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма.
Категория "политический режим" применяется при исследовании таких явлений, как исторический тип, сущность, содержание и форма государства, при определении соотношения государства и права, положения личности в обществе, роли партий в политической системе и т.д. Это перечисление главных сфер использования термина "политический режим" подчеркивает сложность и многоплановость данного понятия, его актуальность и практическую важность в политической жизни. Политический режим раскрывает общую тенденцию государственно-правового развития, позволяет увидеть за частными проявлениями политико-правовой жизни движущие силы общества и, что особенно важно, пути и средства осуществления политической гегемонии.
Актуальность темы исследования можно подтвердить следующими тезисами:
- Исторический аспект. Мировую историю можно представить как смену различных политических режимов, их эволюцию и динамику.
- Общемировой аспект. Современный мир является совокупностью различных политических режимов, что обуславливает необходимость систематизации этого многообразия.
- Отечественный аспект. Наше государство имеет уникальную историю - страна только в ХХ веке пережила режим самодержавия, режим военного коммунизма, сталинский тоталитарный режим, а сегодня в России происходит становление демократического режима.
Степень научной разработанности.
Категория политического режима стала предметом пристального изучения в западной государственно-правовой науке со второй половины 40-х годов ХХ века и нашла свое отражение в трудах таких исследователей, как М. Дюверже, К. Фридрих, Р. Арон, Х. Линц, Р. Даль, 3. Бжезинский, X. Арендт, М. Кертис, С. Липсет и др.
Так, французский учёный, государствовед, автор многочисленных книг по конституционному праву и политическим наукам, М. Дюверже, констатируя факт существования власти во всех человеческих обществах, предлагает, прежде всего, обращать внимание на то, посредством каких практических методов эта власть заставляет себя уважать и какими средствами она добивается повиновения. Он определяет политический режим как определенный государственный строй, определенный тип организации власти, определенное сочетание системы партий, способов голосования, одного или несколько типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления.
Известный французский социолог Р. Арон отмечает, что "мы стремимся разработать теорию режимов нашего времени" и дает свой вариант решения этой проблемы: "любой режим, который решает задачи устройства власти и отношения между гражданами, обязан иметь представление о собственном идеале (с которым должны соглашаться граждане)". Наиболее близкое к этому определению дает профессор парижского Института политических наук Ж.-Л. Кермонн: "Под политическим режимом, - отмечает он, - понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период". Основными компонентами политического режима, по его мнению, является принцип легитимности (законности), структура институтов, система партий форма и роль государства .
Еще одна формулировка определения "политический режим" принадлежит американским исследователям Г. О'Доннелу и Ф. Шмиттеру: режим есть "совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения".
Изучению политического режима вообще и в Российской Федерации, в частности, было посвящено немало исследований. Вклад в исследование теоретических проблем развития формы государства заложили представители политико-правовой мысли нового и новейшего времени: М. Вебер, Т. Гоббс, Г. Гроций, Р. Даль, Л. Даль, Л. Дюги, Г. Еллинек, Р. Иеринг, И.Кант, К. Каутский, Г. Кельзен, Дж. Локк, Ф. Люшер, К. Маркс, Ч.Миллз, Дж. Милль, Ш. Монтескье, М. Ориу, М. Падуанский, К. Поппер, Ж. Руссо, Сийес, А.де Токвиль, Э.Фромм, Ф. Хайек, Ф. Энгельс.
По политическим конфликтам написано немало зарубежных и отечественных трудов. Среди их авторов можно выделить: Е.С. Аблонина, который дает определение политическому конфликту; Г.П. Артемова, описывающего причины политических конфликтов в обществе; Г.С. Гаджиева, которые выделяет стадии протекания политического конфликта; В.С. Рахманина, «Демократия: конфликтность и толерантность», где анализируются и обобщаются конфликтогенные процессы, проблемы толерантной культуры поведения в них, пути, методы, исторический опыт урегулирования конфликтов.
Тем не менее, несмотря на то, что даны универсальные механизмы устранения конфликтов в политике, наблюдается недостаток технологий регулирования политических конфликтов именно в условиях российского общества.
Объект исследования - конфликты процесса формирования политического режима.
Предметом исследования является сущность, содержание, виды, формы проявления и развитие конфликтов в процессе формирования политического режима в современной России.
Цель исследования - определение специфики и механизмов разрешения и минимизации конфликтов процесса формирования политического режима в современной России.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические подходы в изучении конфликтов процесса формирования политического режима;
- проанализировать виды и формы проявления конфликтов процесса формирования политического режима в Российской Федерации;
- выявить проблемы идентификации политического режима в современной России;
- исследовать механизмы разрешения и минимизации конфликтов процесса формирования политического режима в современной России.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут служить базой для дальнейшего изучения теоретических и политико-практических проблем, связанных с функционированием политической системы современной России, определения конкретного содержания данного процесса, основных векторов его дальнейшего развития.
Научная новизна данного исследования.
Политический режим в данном исследовании рассматривается как существенная функциональная характеристика политической системы общества, как наиболее общий интегрированный показатель степени демократической организации политической власти в стране, и, одновременно, как наиболее динамичный фактор, влияющий на изменение политической системы общества.
Особое внимание в дипломной работе уделяется исследованию механизмов функционирования современного российского политического режима и перспективам его дальнейшего развития.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней будут разработаны рекомендации для бесконфликтного процесса формирования политического режима в современной России.
Методология исследования. В ходе написания выпускной квалификационной работы автор использовала системный, структурно-функциональный, институциональный, и процессуально-динамический подходы, а также применила эмпирический метод исследования.
Системный метод позволил рассмотреть объект исследования как систему взаимосвязанных элементов, в полной мере помог раскрыть проблематику социальной профилактики.
Структурно-функциональный метод позволил автору рассмотреть конфликт как совокупности взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определённую функцию.
В рамках процессуально-динамического подхода автор определила основные этапы развития конфликта, его специфику и динамику процесса.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из включающей в себя введения, трех разделов, , заключения, списка литературы и приложений.
Итак, проблема политического режима в настоящее время вызывает немало споров среди юристов, философов, политологов, социологов. Еще большее значение данная тема приобретает в условиях переходных состояний, политической нестабильности, смены политических ориентиров развития. Это относится и к современной России. Многие поворотные события последних лет в нашей стране наиболее тесным образом связаны именно с функционированием политического режима, с системой властных отношений, развитием демократии, методами и способами проведения внутренней и внешней политики.
Сравнительный анализ политических режимов в XX веке, по мнению большинства западных и российских политологов, показывает, что основными типами политических режимов являются - тоталитарный, авторитарный, демократический режимы и наличие смешанных, переходных, гибридных режимов в большинстве стран современного мира. Начало XXI века характеризуется постепенной эволюцией авторитарных и тоталитарных режимов в демократические.
В результате реформ в нашей стране образовался огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего "среднего класса" ведет к росту авторитарных настроений.
С другой стороны, в современной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от исполнительных органов власти; отсутствует ведущая идеология; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности; существуют независимые средства массовой информации и коммуникации.
В последние годы приняты законы, которые способствуют повышению значимости политических партий в политической жизни страны: выборы в Государственную Думу теперь проходят только по пропорциональной системе, а в законодательные органы субъектов федерации - по смешанной, причем не менее половины депутатов избираются по спискам политических партий; политическим партиям, победившим на выборах в региональный парламент, предоставляется право предлагать президенту кандидатуру для выдвижения на пост главы администрации субъекта федерации; с 2006 г. начала работать Общественная палата, одной из важнейших задач которой является проведение экспертизы наиболее значимых законопроектов в целях реализации интересов общества.
Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования.
Ввиду неэффективности российской власти растет число сторонников внесения в Конституцию таких изменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают за предоставление парламентскому большинству права формирования правительства и контроля за его деятельностью.
В отсутствие массового среднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от власти местного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархической системы во многом зависят от двух факторов - от наличия в самой правящей элите влиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействия такого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданское общество».
Вектором развития политической власти в современной России в последние годы стала политика центризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствует минимизации политических конфликтов, помогает использовать политический потенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарными слоями и гражданами.
Следует также отметить, что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, - это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: гипотезы подтвердились, большинство респондентов высоко оценивают роль главы региональной исполнительной власти в политической системе страны, а также считают, что возвращение института прямых выборов в отношении глав региональной исполнительной власти является доказательством развития в нашей стране основ демократии, а так же по мнению 17 опрошенных считают, что возвращение института прямых выборов глав региональной исполнительной власти позволит минимизировать конфликты в процессе формирования политического режима.
Внедрение выборов глав исполнительной власти в субъектах РФ ускорило процессы децентрализации власти и дало возможность главам региональной исполнительной власти использовать статус народных избранников для лоббирования законных интересов регионов во взаимоотношениях с федеральной властью.
Легитимность, которую получали главы субъектов на выборах, дала возможности реализации в субъекте федерации собственного политического курса, относительно самостоятельного от политической воли центральной власти, что делало прямые выборы главным институтом, отстаивавшим позиции глав субъектов РФ в отношениях «центр - регионы».
В связи с чем целесообразно более детально изучить институт прямых выборов глав региональной исполнительной власти в РФ.
Большинство респондентов высоко оценивают роль главы региональной исполнительной власти в политической системе страны, а также считают, что возвращение института прямых выборов в отношении глав региональной исполнительной власти является доказательством развития в нашей стране основ демократии.
1. . Аблонин Е. С. Политология. Конспект лекций / Е. С. Аблонин. - М.: А-Приор, 2010. - 139 с.
2. Артёмов Г.П. Политическая социология / Г. П. Артёмов. - М.: А- Приор, 2008. - 345 с.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М: ЮРАЙТ, 1999. С.27
4. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. №3. С.89.
5. Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое II Соц.- полит, журн. 1996. - № 1. - С. 149-158; . -Начало см. N 6 за 1995 г № 2. - С. 181-187.
6. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К. С. Гаджиев. - перераб. и доп. - М. Сорос, 2004. - 512 с.
7. Галкин А.А., Красин Ю.А. Авторитаризм или демократия: варианты развития. М., 1998. С. 38
8. Гельман В.Я. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М., 1999. С.114.
9. Джовитт К. Демократия на рубеже тысячелетий // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001. С.38-39.
10. Кермонн Ж.-Л. Западные политические режимы. // Полис. - 1991. - №
2.
11. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социол. ис-след. 2003. № 6. С. 85.
12. Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (теоретико¬
методологические и прикладные аспекты). М., 1999. С.27.
13. Малышев А. О характере политического режима в России /
Политический класс, №1, 2006. С.42.
14. Пантин И. Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросы философии. 1996. № 6. С.78.
15. Пантин В.И. Демократический проект в современном мире // Полис. 2002. № 1.С.103.
16. Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
17. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. - Гардарики, 1999. - 472с.
18. Пастухов В.Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника // Полис. 2006. №2. С.164.
19. Рахманина В.С. Демократия: конфликтность и толерантность / В. С. Рахманина. - М.: Воронеж, 2002.С.158.
20. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995.
21. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А.Кислицын. - Ростов/Д: «Феникс», 1998. - 608с.
22. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. №5. С.9.
23. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.
24. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001. С.238.
25. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. С.203-204.
26. Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические
резонансы в системе власти современной России // Полис. 2004. №6. С.105-108.
27. Урнов М., Касамара В. Современная Россия: вызовы и ответы: Сборник материалов. М., 2005. С.27.
28. ФельдПочта, , «Становление Демократии в РФ» 2004, #21(33). С. 8.
29. Холодковский К. К вопросу о политической системе современной России / Журнал «Полис», №2, 2009.С.34
30. Шевцова Л.Ф. Смена Режима или Системы? // Полис. 2004. №1. С.47¬50.
31. Шестопал Е.Б. Авторитарный запрос на демократию, или почему в России не растут апельсины // Полис. 2004. №1. С.26.
32. Яковлев А.Н. Реформация в России // Общественные науки и
современность. 2005. №2. С.11.
33. Duverger M. Institutions politiques et droit constitutionnel. Paris, 1960, p.17.
34. Transitions from authoritarian rule: tentative conclusions about uncertain democracies. Ed. by O'Donnell G., Schmitter Ph.C. Baltimore, 1986.
Электронные ресурсы
1. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml, свободный. - Проверено 16.05.16
2. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 25 апреля 2005 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:
http://www.kremlin.ru/appears/2005/04/25/1223 type63372type82634 87049.shtml,свободный. - Проверено 16.05.16
3. Международная Жизнь [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:https://interaffairs.ru/news/printable/332,свободный. - Проверено 18.05.16
4. Дюверже М. Политические партии [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:
http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Duverg/intro. php, свободный.
- Проверено 16.05.16
5. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye nauki/filosofiya/MONTESKESHARL LUI.html,свободный. - Проверено 16.05.16
6. «ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ”, НАЦИОНАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:
http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/L/1 997-5-2-Linz,Stepan_Gosudarstvennost_nacinalizm_demokratiya.pdf,
свободный. - Проверено 16.05.16
7. Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/klientela, свободный. - Проверено 16.05.16
8. Доклад Госдепа США о демократии: в России и Белоруссии происходит "эрозия демократических принципов" [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL:
http://www.newsru.com/world/05apr2006/gosdepusa.html, свободный. - Проверено 16.05.16
9. Алексис Де Токвиль «Демократия в Америке» [Электронный ресурс] - Режим доступа: // URL: http://filelibsnu.at.ua/navchalno-
metod/uchebniki/Tokvil.pdf, свободный. - Проверено 16.05.16