Введение 3
Раздел I. Теоретико-методологические подходы изучения феномена политической толерантности 10
Раздел II. Нормативно-правовой статус беженца на примере миграционной политики европейских стран 22
Раздел III. Адаптация беженцев из Сирии в принимающее сообщество
Германии 36
Раздел IV. Политическая толерантность принимающего сообщества европейских стран в отношении беженцев из Сирии, на основе анализа публикаций иностранных СМИ 50
Заключение 61
Список литературы 66
Приложения
Актуальность исследования проблемы выражения толерантности все более проявляется в современном мире. Это связано с такими факторами, как полиэтничность и поликультурность государств, их социальной стратификацией и нарастанием миграционных процессов. В последние годы наблюдается резкий рост количества проявлений этнических и конфессиональных фобий, что не может не вызывать повышения внимания к данной проблеме. Толерантность становится одним из нравственных принципов существования мирового сообщества, ключевым тезисом для понимания социальных, культурных и политических тенденций и процессов, происходящих в обществе. Толерантность является механизмом, с помощью которого достигается утверждение новой стратегии мирного сосуществования человечества в современном поликультурном мире.
Базисом международных отношений, что составляет поле деятельности ООН, были утверждены шесть ценностей, являющихся общими для всего человечества - свобода, солидарность, равенство людей и наций, устойчивое развитие, разделенная ответственность, толерантность.
В настоящее время толерантность определяется как условие и принцип направления людей к единогласному и сплоченному сотрудничеству.
Проблема проявления политической толерантности является предметом изучения специалистов в различных сферах научного познания. Вместе с тем, мнения исследователей, касающиеся определения понятия политической толерантности имеют различную направленность, что служит активным предметом для изучения и дискуссий.
Недостаточно толерантное отношение к представителям различных групп, может стать источником социальной напряжённости и конфликтов в обществе. Модернизация общества, в том числе и современной России, отмечено этнической напряженностью, и, следовательно, от степени
Изучение феномена толерантности затруднено определением данного явления, вызванное тем, что толерантность является сложным и многосторонним феноменом, затрагивающим различные сферы жизни человека, такие как социальная, политическая, межкультурная, религиозная, этническая и др. В разное время, в отличающихся социальных условиях любая из этих сфер может выйти на первый план и стать актуальной в разных странах. В государствах, основывающихся на принципах демократии в течении длительного времени, проблема проявления политической толерантности значительна, так как демократия определяется уровнем толерантности в обществе. Вышесказанное является показателем актуальности для определения проблемы политической толерантности, а также ее проявлением в странах Европы, в отношении беженцев из Сирии.
Следовательно, детальное изучение миграционной политики ряда европейских стран, на предмет прав - применительной практики пребывания граждан Сирии в принимающем сообществе, позволит предложить рекомендации для уменьшения конфликтогенности и снятия напряженной обстановки в Европе.
Степень научной разработанности темы. Труды В.А. Тишкова являются значимыми исследованиями в понимании проблемы толерантности, в связи с тем, что он рассмотрел политические функции этничности и политическое взаимодействие государства и этнических сообществ, обозначил, на основании каких политических принципов организованы многоэтничные общества. Вместе с тем автор установил, что мультикультурализм переживает кризис, ранее выступая теорией и политической практикой. Он исследовал то, как различные европейские страны действуют в ситуации сосуществования различных культур в обществе, какую национальную стратегию применяют, и изучал ее результаты.
В.В.Шалин и А.П.Альбов1 выявили закономерности развития феномена толерантности, проанализировали правовые и нравственные регуляторы личностного и межличностного взаимодействия в рамках РФ и в странах Западной Европы, и проанализировали основополагающие труды различных авторов в области политологии, социологии и юриспруденции, в рамках формирования феномена толерантности в общественном сознании, оказания воздействия данной мысли на развитие правосознания и правовой культуры общества.
М.Уолцер исследовал проблему мультикультурализма. Автор изучал такой феномен, как терпимость и причины ее возникновения и осуществления, рассматривая неконфликтное взаимодействие людей, имеющих различную историю, культуру и идентичность.
А. В. Зайцев рассмотрел толерантность в сфере политологии, как процесс диалога и коммуникации государства и гражданского общества.
М.Б.Хомяков проанализировал западные подходы к изучению феномена толерантности и выделил новые направления рассмотрения Л.М. Дробижева, в своих исследованиях, используя репрезентативные опросы в регионах и стране в целом, а также глубинные интервью с представителями власти и национальных активистов показала отображение понятия «межнационального согласия» в массовом сознании граждан, живущих в столице и регионах с разным уровнем полиэтничности1.
Г.Ф.Габдрахманова представила попытку теоретического осмысления феномена социокультурной адаптации вынужденных мигрантов и беженцев, а также на базе авторского этносоциологического исследования провела типологию адаптации переселенцев, выявила этапы и факторы приспособительного процесса, доказала внутриэтническую культурную дистанцию.
С.В.Творогова в своем исследовании рассмотрела развитие немецкой интегративной политики, дала общую характеристику мигрантским сообществам, проживающих в Германии, продемонстрировала меры по регулированию их притока, принятые с начала 2000-х годов, проанализировала конкретные направления и формы интеграционной политики на региональном и национальном уровнях. Также автор сделала вывод о возможностях оценивания эффективности рассмотренной политики
Новизна проводимого исследования заключается в анализе миграционной политики ряда европейских стран, через призму политической толерантности у принимающего сообщества, в отношении беженцев из Сирии, которые ищут убежище в странах с наиболее благоприятным политическим, социально - экономическим уровнем жизни и в анализе публикаций иностранных СМИ, в частности издания Германии и Венгрии, посвященные толерантному и интолерантному отношению европейского сообщества к беженцам из Сирии.
Объектом данной работы выступает миграционная политика, реализуемая в государствах-членах Европейского Союза.
Предметом исследования является проявление политической толерантности в странах Европы, в отношении граждан Сирии, вынужденных покинуть страну, вследствие военного конфликта.
Цель работы - определить степень политической толерантности в странах Европы в отношении к беженцам из Сирии. Основными задачами исследования является:
1. рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к изучению политической толерантности;
2. изучить нормативно - правовой статус беженцев из Сирии, через призму миграционного законодательства европейских стран;
3. выявить степень адаптации беженцев в принимающее сообщество отдельных европейских стран;
4. рассмотреть интеграционную политику, реализуемую в Германии, как в стране с наиболее благоприятными условиями для беженцев.
Методологическую основу исследования составляют базовые принципы системного подхода, такие как структуризация, позволяющая анализировать феномен политической толерантности, как элемент системы и ее проявление в государстве, системность - это свойство государства, как объекта, обладать всеми свойствами системы. Структурно - функциональный подход, напротив, позволяет выделить структуру из целостной системы. Институциональный подход, ориентирован на исследование роли и места политических институтов, таких как государство и иных систем политической деятельности в жизни общества, регулирующих миграционные процессы. Социологический подход предполагает выявление социологической обусловленности политической культуры и политической толерантности, позволяет определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Опираясь на метод сравнительного анализа, автор устанавливает различия в выражении политической толерантности отдельных стран Европы, в отношении беженцев из Сирии.
Метод анализа документов, представленных нормативно - правовой базой миграционного законодательства ЕС и отдельных стран Европы, позволил прийти к важным содержательным выводам, на предмет нормативно - правового статуса беженцев, а также выявил отношение в европейском обществе к беженцам из Сирии. Также метод анализа документов был использован для рассмотрения и анализа публикаций СМИ Германии и Венгрии, на примере изданий «Deutsche Welle» и «Magyar Hirlap», как качественный и количественный метод, с помощью которого определяется уровень политической толерантности в европейских странах к беженцам из Сирии.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что может быть применена при подготовке социальных проектов, направленных на формирование толерантных установок в различных социальных и политических группах, для корректировки миграционного законодательства в отношении политической толерантности, направленной на беженцев и вынужденных мигрантов, при разработке интеграционной политики, а также тренингов толерантности для различных социальных и политических групп и при разработке учебно-методических материалов и их чтения по политической конфликтологии, этноконфликтологии, межкультурной коммуникации и др. Особую значимость приобретают результаты исследования для выявления возможных конфликтных зон в отношениях между беженцами или вынужденными мигрантами и принимающим сообществом различных стран, с целью их последующего регулирования.
Проблема разработки концептуального содержания понятия толерантности в контексте современных общественно-духовных процессов является необходимым на современном этапе. Комплексный анализ проблемы толерантности не может обойти такую существенную особенность её современной постановки, как ее связь с необходимостью практической реализации, т. е. ее прикладные аспекты. Приоритетное значение этому придается в международных документах, посвященных толерантности, а также в практической политике различных государств, что приводит к созданию определенных трудностей в этом направлении.
Учитывая то обстоятельство, что ранее перед обществом ставилась проблема толерантности с точки зрения рассмотрения ее как общественно-духовного феномена, то, в условиях построения гражданского общества она выступает как определенный принцип государственной политики и общественно-государственного строительства, то есть приобретает важный государственный статус. Ранее толерантность рассматривалась, главным образом, как благое пожелание и намерение, в настоящее время она предстает как сущностная необходимость и условие цивилизационного развития.
Таким образом, толерантность все больше выступает, с одной стороны, как важный фактор гармонизации мировых, общецивилизационных, региональных и национальных общественно-духовных процессов, а с другой стороны как следствие этих явлений. Развитие толерантности происходит как в контексте обогащения и эволюции ее концептуально-сущностного содержания, так и с точки зрения повышения ее общественно-духовного статуса. Одной из важных особенностей построения гражданского общества, правового демократического государства выступает необходимость
На данный момент большое количество людей высказываются о существовании проблем, связанных с дискриминацией, ксенофобией и культурными различиями. Решение этого комплекса проблем, с нашей точки зрения, возможно путем объединения усилий институтов гражданского общества и органов государственной власти в сфере формирования толерантности как практики и условия для снижения и профилактики существующих противоречий.
Можно сказать, что в изучении проблемы политической толерантности в отношении беженцев, как в профилактике и предупреждении культурно-бытовых конфликтов существуют определенные пробелы, обусловленные, в первую очередь, отсутствием единства в дефиниции и понимании такого явления, как политическая толерантность.
Исходя из вышеуказанного, следует заключить, что комплексный подход к анализу феномена политической толерантности может способствовать более углубленному и всестороннему выявлению необходимости дальнейшего повышения ее уровня в современном, все более глобализирующемся мире и в общественно-духовном развитии каждой страны.
Говоря о проблеме беженцев, как одной из проблем, возникших вследствие гражданских войн, стоит отметить ее наибольшее распространение на европейской территории, где государства-члены Европейского Союза принимают конкретные меры по созданию и реализации подхода к статусу беженца, в рамках уже существующего нормативно-правового поля.
Рассмотрение правовой базы миграционного законодательства Европейского Союза, а также отдельных его государств-участников: Германии и Венгрии, отражает то, что в рамках ЕС, несмотря на единую международную нормативно-правовую базу относительно проблемы
Можно сказать, что существует необходимость закрепления на законодательном уровне ЕС универсального определения понятия беженцев, а также содержание статуса, предоставляемого им, в качестве временной защиты.
Стоит отметить, что созданные на базе Европейского Союза, такие его институты, как Европейский фонд по делам беженцев, Европейская миграционная сеть, агентство ЕС по безопасности внешних границ «Frontex», а также Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), созданное на базе ООН, предпринимают попытки решить одну из основных проблем государств-членов Европейского Союза, столкнувшихся с многочисленным количеством беженцев, с помощью распределения ответственности между странами и квотирования мест для беженцев. Существование вышеперечисленных институтов является необходимым для оказания оперативной помощи и защиты беженцев.
В Германии политическая толерантность выражается в предложенном либеральном порядке получения убежища для беженца, в сокращении данной процедуры, в отличие от стран Вышеградской группы, таких как Венгрия, Польша, Чехия и Словакия, исходящих из собственных национальных интересов и предлагающих закрытие и укрепление границ, различными способами, а также введение полицейских и военных патрулей на суше и в море, что способствует затруднению в принятии единого решения по поводу данной проблемы.
Таким образом, можно отметить достаточно высокий уровень толерантности принимающего сообщества Германии. Анализ реализуемой политики интеграции беженцев и ряд мероприятий в Германии обращает внимание на такие моменты, как деятельность регионального и местного уровня, которая предполагает значительные шансы на успех, возможность сочетать местные традиции, становление ближе к получателям помощи, а именно беженцам, позволяет разрабатывать конкретные направленные и действенные способы решения поставленных вопросов. Вовлечение субъектов гражданского общества, участие общественности помогает преодолеть статус маргинала. При участии в разрешении данной проблемы и беженцев и местного населения, создается ситуация, в состоянии которой становится возможным лучше узнать и принять друг друга, таким образом, решая основную задачу программы интеграции. Для беженцев станет понятен смысл изучения языка, будет мотивировано его использование в повседневной жизни - язык становится средством общения, а не пассивным и невостребованным знанием. Местное население обратит внимание на тот факт что мигранты и беженцы способны обучаться и работать, и им необходима помощь в создании условий для плодотворной деятельности. Совместная работа может быть инструментом формирования новых норм и примеров поведения.
Также, определенное рядом факторов содержание программ интеграции, направленность, специфика мероприятий и аудитории выступают предпосылками эффективности программы интеграции. О политике интеграции можно говорить лишь при соблюдении данных мер и только впоследствии достаточного временного периода имеет смысл говорить о реальных результатах программы интеграцию беженцев, ее полезности или напрасности. Вместе с тем, систематический комплексный анализ результатов данных мероприятий по интеграции беженцев, их оценка и корректировка хода реализации, при необходимости, является предпосылкой для обосновательных и результативных изменений.
Итак, непосредственное заимствование европейских подходов другими странами является недостаточно эффективным из-за различий в структуре отдельных сфер, таких как экономика, образование, схема занятости беженцев и мигрантов и др. Тем не менее, для развития интеграционной политики во всем мире представляется важным ознакомление с имеющимися действиями, развернутое представление о конкретных процессах и способах и обосновании их выбора.
Вместе с тем, проведенный анализ публикаций интернет-СМИ Германии и Венгрии, установил достаточно высокий уровень толерантности принимающего сообщества Германии и подтвердил интолерантные установки принимающего сообщества Венгрии, относительно беженцев из Сирии.
Очевидно, что прямое заимствование европейских подходов другими странами вряд ли возможно из-за различий в структуре образования, экономике, схемах занятости беженцев и мигрантов. Тем не менее знакомство с имеющимися решениями, развернутое представление о конкретных инструментах, обосновании их выбора важны для развития интеграционной политики во всем мире.
1. 2000/596 ЕС: Решение Совета от 28 сентября 2000 года о создании
Европейского фонда по делам беженцев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32000D0596:FR:HTML,свободный. - Проверено 8.05.2016.
2. 2008/381 / EC: Решение Совета от 14 мая 2008 о создании сети
европейской миграции [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/?uri=celex:32008D0381,свободный. - Проверено 8.05.2016.
3. Декрет 191/2015 от 21 июля 2015 года [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http: //www.kozlonyok.hu/nkonline/MKPDF/hiteles/MK 15106. pdf,
свободный. - Проверено 8.05.2016.
4. Договор «об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС)» от 25 марта 1957 года (Рим) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eulaw.ru/content/2001, свободный. - Проверено 8.05.2016
5. Единый Европейский акт от 17 февраля 1986 года [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http: //www.innovbusiness.ru/pravo/%20DocumShow DocumID 33717.html, свободный. - Проверено 8.05.2016.
6. Женевская Конвенция «о статусе беженцев» от 28 июля 1951 года
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ru-
fr.com/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1 %86%D0%B8%D 1 %8F%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %83%D1%81 %D0%B5%D0%B 1 %D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D 1 %86/, свободный. - Проверено 8.05.2016.
7. Закон «о предоставлении убежища» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gesetze-im-internet.de/asylvfg 1992/ 3.html,свободный. - Проверено 8.05.2016.
8. Законодательство ЕС // Восточное партнерство. Панель по миграции и
убежищу [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://eapmigrationpanel.org/ru/materials/evropeyskiy-fond-bezhencev-2008-2013-gg,свободный. - Проверено 18.04.2016.
9. Конвенция «о применении Шенгенского соглашения» от 14 июня 1985
года [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenagr.htm,свободный.
- Проверено 8.05.2016.
10. Конвенция «о применении Шенгенского соглашения» от 14 июня 1985
года [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenagr.htm,свободный.
- Проверено 8.05.2016.
11. Конвенция «об определении ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, поданного в одном из государств- членов ЕС» от 1990 года [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:41997A0819%2801 %29:FR:HTML,свободный. - Проверено 8.05.2016.
12. Протокол, касающийся статуса беженца от 31 января 1967 года (Нью-
Йорк) [Электронны ресурс - Режим доступа:
http://unhcr.ru/fileadmin/files/docs/Documents/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB %D0%BA%D0%B0%D 1 %81 %D0%B0%D 1 %8E%D 1 %89%D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D 1 %8F%D 1 %81 %D
1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %81 %D0%B0 %D0%B1 %D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D 1 %86%D0%B5%D0%B2 31%D 1 %8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D 1 %80%D 1 %8F 1967%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.pdf,свободный. - Проверено 8.05.2016.
13. Регламент (ЕС) № 2725/2000 от 11 декабря 2000 года, о создании
«Eurodac» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32000R2725:FR:HTML,свободный. - Проверено 8.05.2016.
14. Собрание комиссии Европейского Совета, Европейского Парламента,
Европейского экономического и социального комитета регионов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0390:FIN:fr:PDF,свободный. - Проверено 8.05.2016.
Литература
1. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.: 2000.
2. Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан. Монография. - Казань: Институт истории АН РТ, 2003. - 148 с.
3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1994.
4. Дробижева Л.М. Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред.Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003.
5. Дробижева Л.М. Толерантность и проблемы интеграции многокультурных сообществ // Вестник Института Кеннана в России. 2009. Выпуск 16.
6. Золотухин В.М. Терпимость и толерантность: сходство и различие// Вестник КузГТУ. 2003. №2.
7. Кант И. Трактаты и письма/ И. Кант. - М.: Наука, 1980.
8. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. М.: ИНИОН РАН, 2009
9. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1.
10. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. Учебное пособие. М.: Альфа-М, 2004.
11. Толерантность: сборник статей / Под ред. Ладыжец Н.С. - Ижевск: УдГУ, 2002.
12. Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
Электронные ресурсы
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/anders/index.php,свободный. - Проверено 8.05.2016.
2. Асмолов А. Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. М.: МГУ, 2001. N 1 - 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.tolerance.ru/VT-1-2-o-smyslah.php,свободный. - Проверено 8.05.2016.
3. Барберо И. Ориентализация мигрантов в Европейском Союзе //
Публичная политика. Сб. ст. / Под ред. М. Б. Горного и А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма. - 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://jsps.hse.ru/data/2014/07/01/1309560862/JISP 12 2%D0%91%D0%B0%D1 %80%D0%B1 %D0%B5%D1%80%D0%BE.pdf,свободный. - Проверено 20.05.2016.
4. Боярков Р.Л. Государство и гражданское общество pro толерантность //
Публичная политика. Сб. ст. / Под ред. М. Б. Горного и А. Ю. Сунгурова. - СПб.: Норма. - 2011. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.hse.ru/pubs/share/direct/dpcument/91684630, свободный. -
Проверено 8.05.2016.
5. Вольтер. Трактат о веротерпимости / Вольтер [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.antimilitary.narod.ru/antology/voltaire/voltaire calas.htm,свободный.
- Проверено 8.05.2016.
6. Гегель Г. Философия права/ Г. Гегель [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000360/,свободный. - Проверено 8.05.2016.
7. Геллнер Э. Нации и национализм. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Polit/gelln/index.php,
свободный. - Проверено 8.05.2016
8. Глобальная квота может быть единтвенным решением // Magyar Hirlap
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://magyarhirlap.hu/cikk/36787/A globalis kvota lehet az egyetlen megoldas
, свободный. - Проверено 20.05.2016.
9. Дайджест онлайн - дискуссии на КУ «Россия в Сирии: ждать ли новых беженцев на Северном Кавказе?» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/22880,свободный. - Проверено 15.05.2016.
10. Зайцев А.В. Политическая толерантность в публичном диалоге
государства и гражданского общества // Общество: политика, экономика, право .2012. №2. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://dom-
hors.ru/rus/files/arhiv zhurnala/pep/2012-2/zaitsev.pdf,свободный. - Проверено 8.05.2016.
11. Интеграционные курсы: фундамент для жизни беженцев в Германии // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/%D0%B8%D0%BD%D 1 %82%D0%B5%D0%B3%D 1 %80%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D 1 %8B%D0%B5%D0%BA%D 1 %83%D 1 %80%D 1 %81 %D 1 %8B%D 1 %84%D 1 %83 %D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B4%D0%BB%D1 %8F%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%B1 %D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/a18684420,свободный. - Проверено 23.05.2016.
12. Каждый человек должен уважать точку зрения в отношении венгров // Magyar Hirlap [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://magyarhirlap.hu/cikk/41949/A visegradi orszagok nem tamogathatjak Schengen korlatozasat,свободный. - Проверено 20.05.2016.
13. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Сочинения в 3 т. [Электронный
ресурс] - Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/187-poslanie-
onbspveroterpimosti,свободный. - Проверено 8.05.2016.
14. Мацковский М. Толерантность как объект социологического
исследования // Век толерантности. М.: МГУ, 2001, N 3 - 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-
kak.php?PrPage=VT,свободный. - Проверено 8.05.2016.
15. Меркель: вступление Турции в ЕС не стоит на повестке дня // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //www.dw.com/ru/меркель-вступление-турции-в-ес-не-стоит-на-повестке-дня/а-19120497, свободный. - Проверено 10.05.2016.
16. Министр обороны ФРГ: Беженцев нельзя приравнивать к террористам
// Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.dw.com/ru/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D 1 %80%D0%BE%D0%B1 %D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%BD%D 1 %8B%D 1 %84%D 1 %80%D0%B3%D0%B 1 %D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1 %86%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D 1 %8C%D0%B7%D1 %8F%D0%BF%D 1 %80%D0%B8%D 1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%BA%D 1 %82%D0%B5%D 1 %80%D 1 %80%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D0%BC/a-18852259,свободный. - Проверено 22.05.2016.
17. Немецкие СМИ: Новогоднее ЧП в Кельне и проблема беженцев // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/HeMeu,KHe-CMH-HOBorogHee-4n-B-KenbHe-H-npo6neMa-беженцев/a-18965954,свободный. - Проверено 10.05.2016.
18. Николсон П. Толерантность как моральный идеал// Толерантность.
Вестник УрМИОН. 2001. №1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/28803/1/vestnik mion 2001 1 07.pdf
свободный - Проверено 8.05.2016.
19. Перцев А.В. Ментальная толерантность // Толерантность. 2002. № 1
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/28800/1/vestnik mion 2001 1 04 .pdf,свободный. - Проверено 8.05.2016.
20. Политики партий правящей коалиции призывают Меркель сказать «стоп» беженцам // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dw.com/ru/noлитики-nаpтий-npавящeй-кoалиции-npизывают-меркель-сказать-стоп-беженцам/а-18759248, свободный. - Проверено: 10.05.2016.
21. Программы, фонды и специализированные учреждения // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.un.org/ru/sections/about-un/funds-programmes-specialized-agencies-and-others/index.html,свободный. - Проверено 18.04.2016.
22. Сторонники левых не поддерживают миграцию // Magyar Hirlap
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //magyarhirlap.hu/cikk/36240/A baloldal szimpatizansai sem tamo gatj ak amigraciot,свободный. - Проверено 20.05.2016.
23. Тишков В.А. О природе толерантности и нетерпимости / В. А. Тишков
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/n52 o priro.html,свободный. - Проверено 8.05.2016.
24. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся
обществах // Толерантность и культурная традиция [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/lekcii2/lekcii/tolerantno.html,свободный - Проверено 8.05.2016.
25. Уолцер М. О терпимости [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.infp/bibliptek Buks/Polit/Walzer/,свободный. - Проверено 8.05.2016.
26. Фейербах, Л. Основные положения философии будущего/ Л. Фейербах.
- Соч. - Т.1. [Электронный ресурс] - Режим доступа
http://libelli.ru/works/fut fil.htm,свободный. - Проверено 8.05.2016.
27. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы // Национальный психологический журнал. 2011. - № 2(6). [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://npsyj.ru/pdf/npi no06 2011/npj no06 2011 25-33.pdf,свободен.
- Проверено 8.05.2016.
28. Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии.
Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://npsyj.ru/pdf/npi no06 2011/npj no06 2011 25-33.pdf,
свободный. - Проверено 8.05.2016.
29. ЧП в Кёльне: полицейские опровергают версию руководства // Deutsche Welle [Электронный ресурс] - Режим доступа:ИПрТт^^Л^сот/Шчп-в-кельне-полицейские-опровергают-версию-руководства/а-18966497, свободный. - Проверено 10.05.2016.
30. Шалин В.В., Альбов А.П. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар. Краснодарская академия МВД России, 2005 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.magister.msk.ru/library/philos/shalalb 1.htm,свободный. - Проверено 8.05.2016.
31. Шалин В.В. Толерантность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/philos/shalalb1.htm,свободный. - Проверено 8.05.2016.