Введение 3
Глава 1. Проблема изучения внутриличностных конфликтов в подростковой среде
§1.1. Концепции изучения внутриличностных конфликтов через внутренние противоречия, как источник формирования асоциального поведения 12
§1.2.Особенности внутриличностных конфликтов и девиации в подростковом возрасте 19
Глава 2. Эмпирический анализ девиантного поведения подростков в городе Казани
§2.1. Программа и организация социологического исследования девиантного поведения школьников в городе Казани 27
§2.2.Отчет по результатам социологического исследования девиантного поведения школьников в городе Казани 29
§2.3.Рекомендации по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения подростков 36
Глава 3. Деятельность школьных служб примирения, направленных на профилактику подростковых правонарушений
§3.1.Обзор моделей поддержки и теоретический ориентиров становления практик Школьных служб примирения 41
§3.2.Исследование деятельности школьных служб примирения в городе Казани ....52
Заключение 61
Список использованной литературы 69
Приложения
Как известно, наиболее ярким, но в то же время трудным периодом в жизни человека является подростковый, представляющий собой перестройку работы систем организма, которая заключается в возникновении потребности в самосовершенствовании, саморегуляции и личностной самоорганизации.
Актуальность темы обусловлена тем, что окружающая подростка действительность наполнена конфликтами, которые являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. В основе конфликтов лежат потребности, интересы и мотивы не только осознанные, но и скрытые в глубинах человеческого бессознательного. В конфликтную ситуацию вовлекается цельная личность, а не её составляющие, такие как самооценка и стремление личности к достижению целей.
Столкновение стремления подростка к самореализации и свободе с неизбежным участием общества в его жизни предопределяет появление различного рода внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия. Внутренний мир подростка носит противоречивый характер, вызванный новообразованиями и изменениями развития личности. Внутриличностные противостояния напрямую взаимодействуют с межличностными конфликтами, так как они имеют схожие влияния на поведение подростка и его устремление. Они являются необходимым элементом развития личности, но переходя в деструктивные конфликты, могут нести опасность не только для общественных и межличностных отношений, но и для самого индивида. Опасность, которая будет выражаться через переживания, стресс, а иногда и суицидальное поведение. Фрустрация, возникающая у подростка, может привести к появлению девиантного поведения.
Степень научной разработанности:
Изучая труды исследователей в контексте заявленной темы, следует отметить, что автором выпускной квалификационной работы было принято решение сгруппировать концепции и труды для наилучшего понимания научной разработанности рассматриваемой темы.
Все научные концепции, описывающие механизм конфликтов личности, можно вслед за Л. Хьеллом и Д. Зинглером разделить на несколько направлений 1:
Первые - это психодинамические концепции (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни). Основа концепции: биопсихическая основа индивида, т.е. биологические факторы, инстинкты и энергия. Суть учения: с одной стороны личность является системой мотивов, а с другой - соотношение отдельных свойств и защитных механизмов.
Вторыми являются ситуационные концепции (Д.Скинер, Н.Миллер, Дж.Доллард). Основа концепции: опирается на представление внутриличностных конфликтов, как реакции на внешние стечения обстоятельств. Суть учения: на основе учения бихевиористов проводится системный анализ конфликтной ситуации.
К третьим относятся когнитивисткие концепции (К.Роджерс, А.Маслоу, К.Левин, В.Франкл). Основа концепции: понимание конфликта личности, как познавательного феномена. Суть учения: при помощи познавательных процессов объясняется социальное поведение человека.
- М.А. Робер и Ф. Тильман считали конфликт в современном
понимании, как исключительно позитивное явление, утверждая, что в обществе конфронтации конфликты не только возможны, но и желательны, так как само по себе столкновение различных ценностей, мотивов, факторов и чувств личности может предшествовать ее развитию. Робер и Тильман раскрыли характеристики внутриличностных противоречий и их последствий, а также создали классификацию видов внутриличностных конфликтов, которые включают в себя конфликт потребностей, конфликт потребностей и социальных норм, а также конфликт социальных норм 1;
- В.Г. Каменская в своем труде раскрывает отдельные рекомендации по предотвращению внутриличностных противоречий, одна из первых рассматривает формы психологической защиты индивида, что представляет немалую теоретическую ценность и практический интерес.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, выделяют 6 типов внутричностностного конфликта: мотивационный, нравственный, ролевой, адаптационный, нереализованного желания и конфликт неадекватной самооценки . На основе данной типологии А.И. Шипиловым была разработана методика по определению уровня внутриличностной конфликтности, которая позволяет определить степень, сферы интропсихической конфликтности личности, а также выявить наиболее переживаемые внутренние столкновения.
- В. Каппони и Т. Новак в своем пособии уделяют внимание конкретным советам, тестам и занимательным играм, чтобы каждый человек смог понять себя и постигнуть тайны своего внутреннего мира. В работе «Сам себе психолог» авторами представлены ряды методик, отличающихся друг от друга, которые возможно комбинировать для каждого человека индивидуально. Упражнения направлены на достижение внутренней гармонии и жизни среди индивидов. Исследователи лишь направляют человека на нужный ему путь через разработанные методики1.
Исследователи, рассматривающие подростковый возраст в целом, кризисные периоды, а так же причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте.
- А. Бандура и Р. Уолтерс, уделяют огромное внимание подростковой агрессии и причинам возникновения девиантного поведения личности . Исследователи отмечают, что отцами девиантных и делинквентных (нарушающих закон) подростков из относительно благополучных семей, допускаются и даже подстрекаются, за пределами семейного очага, агрессия, позитивно подкрепляющая данное поведение. Это провоцирует ребенка на использование агрессии и отклоняющего от нормы поведения в повседневной жизни, так как он считает это нормальным, доказывающим его силу и величие.
- Э. Эриксон, один из первых стал изучать стадии кризиса подросткового возраста: 1. Конфликт доверия и недоверия (от 0-1 года). 2. Конфликт автономии и сомнения (от 1-2 лет). 3. Конфликт предприимчивости и неадекватности. (от 3-6 лет). 4. Конфликт творчества и комплекса неполноценности. 5. Конфликт идентификации личности и путаницы ролей. 6. Конфликт близости и одиночества. 7. Конфликт производительности и застоя. 8. Конфликт цельности и безнадежности.
- О.В. Хухлаева в своем труде раскрывает особенности подросткового периода и специфику консультирования подростков и их родителей . Видит конструктивное разрешение и предотвращение внутриличностных конфликтов подростка, а также отказ от девиантного поведения лишь при помощи психологической и родительской помощи. Зачастую, родитель не владеет знаниями о специфике возрастных кризисов личности, либо не видит изменений, происходящих с его ребенком и не в силах ему помочь. Для этого Хухлаева предлагает методы психологического консультирования родителей, имеющих сложности с поведением ребенка или переживанием определенных кризисов.
- Л.С. Выготский утверждает, что логическое мышление формируется лишь в возрасте от 14 лет. Причиной противоречий в подростковом возрасте является развитие самосознания, переход личности на более высокую ступень развития. Также следует отметить, что ученый, изучая проблему интересов в подростковом возрасте, утверждает о том, что у подростка начинается переформирование влечения в интерес. То есть идет процесс отмирания старых интересов и возникновение новых, что не может не затронуть мышление и психологию подростка. Это и приводит к личностным конфликтам .
- Ю.А. Клейберг рассматривает сущность девиантного поведения у подростков, предлагая систему профилактики и коррекции отклоняющегося поведения. В отличие от своих предшественников в изучении девиантного поведения, видит не только деструктивную сторону девиации. Выделяет
Большая работа в изучении функционирования и деятельности школьных служб примирения проведена А. Ю. Коноваловым. В своем практическом руководстве «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений » он раскрывает процесс создания школьных служб примирения, рассматривая при этом работу медиатора в восстановительных программах. Методическое руководство позволяет укрепить деятельность служб примирения в общеобразовательных учреждениях и приводит к возникновению и функционированию новых.
Оригинальная российская модель восстановительной медиации представлена в труде Р.Р. Максудова «Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани ». Автор раскрывает теоретические и практические аспекты восстановительной медиации с участием несовершеннолетних, выделяет основные вехи реализации медиативных практик по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних, обозначает перспективы развития восстановительного подхода при разрешении конфликтных ситуаций.
Хотелось бы отметить, что существует обширное научное поле, в котором рассматриваются проблемы теоретического и практического содержания.
Предметом изучения являются особенности внутриличностных конфликтов и девиантного поведения у подростков, а также анализ деятельности школьных служб примирения, направленных на предотвращение подростковых конфликтов.
Целью исследования является изучение характеристик внутриличностного конфликта у подростков, а так же влияние данных противоречий на отклоняющееся поведение личности.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:
- изучить понятие внутриличностного конфликта;
- проанализировать и сравнить научные концепции, связанные с
проблематикой внутриличностного конфликта;
- исследовать особенности личности и внутренних конфликтов у подростков;
- выявить в рамках эмпирического исследования появление девиантного поведения у подростков;
- указать рекомендации по предупреждению и смягчению девиантного поведения подростков;
- проанализировать деятельность школьных служб примирения по предотвращению и разрешению подростковых конфликтов.
Обоснование новизны темы. Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день исследователями были изучены отдельные сферы внутриличностных конфликтов у подростков, а также девиантное поведение, возникающее в подростковой среде. В данной выпускной квалификационной работе поднимается вопрос о взаимосвязи и влиянии внутриличностных
конфликтов на девиацию подростков, что в своем роде объединяет заявленную проблематику, которая рассматривалась учеными лишь фрагментарно. Анализ деятельности школьных служб примирения в городе Казань носит первичный характер в связи с тем, что далеко не все школы знакомы с данной организацией по предотвращению и разрешению конфликтов в подростковой среде.
Методология исследования. В данном исследовании используются как общенаучные методы, включающие в себя структурно-функциональный анализ, который позволяет изучить структуру личности и внутренних конфликтов подростков, выявляя определенные закономерности появления, которые в дальнейшем могут способствовать предупреждению и разрешению многих конфликтов. Также используется системный анализ, который дает наиболее полное представление темы внутриличностных конфликтов, позволяя рассмотреть особенности противоречий личности, способы преодоления и процесс разрешения конфликтов. В данной выпускной квалификационной работе представлены эмпирические методы - анкетирование учащихся общеобразовательных учреждений и интервью.
Практическая значимость данного исследования в научной деятельности заключается в появлении возможности дальнейшего изучения проблематики, заявленной в данной выпускной квалификационной работе, с учетом мнения автора. В учебном процессе данная работа может быть применена в рамках таких дисциплин, как «Психология», «Конфликтология», «Социология» и других. На практике, в свою очередь, данная проблематика может быть интересна в центрах психологической помощи несовершеннолетним, в центрах медиации и службах конфликтологической помощи, в комиссиях по делам несовершеннолетних и других. Данное исследование влияния внутриличностных конфликтов на девиацию в подростковой среде относится к первичному типу.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной при написании выпускной квалификационной работы литературы и приложений.
Современный человек постоянно подвержен стрессовым и конфликтным ситуациям. Предопределением различного рода внутриличностных противоречий является постоянный конфликт между стремлением человека к самоорганизации, самореализации и влияние общества и иных факторов на достижение результатов личности. Изучением внутриличностных конфликтов ученые начали заниматься в начале XIXB. Существование множества различных концепций, связанных с проблематикой внутриличностных конфликтов, доказывает заинтересованность ученых в изучении человеческого подсознания, внутренних противоречий. Все многообразие научных теорий принято подразделять на: психодинамические (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни), ситуационные (Б.Скиннер, Н.Шиллер, Дж. Доллард) и когнитивистские (К.Роджерс, А.Маслоу, К.Левин, В.Франкл, Л.Фестингер). Каждый из деятелей понимает внутриличностный конфликт, исходя из своей концепции, а на мой взгляд внутриличностный конфликт - это трудноразрешимое противоречие или разногласие внутреннего мира личности, т.е. факторов, чувств, мотивов, ценностей, которое свойственно внутренней структуре человека.
Причины внутреннего противодействия могут быть, как внешние, так и внутренние. Причинами же внутриличностного конфликта является то противоборство, из-за которого возникло противоречие. На мой взгляд, человеческое развитие напрямую связано с преодолением внутриличностностных противоречий. Последствия завершения конфликтной ситуации могут быть деструктивными, которые выражаются появлением психических расстройств, неврозов, депрессии, раздвоения личности, суицидального поведения и состояния фрустрации. Конструктивные последствия могут послужить стремлением к саморазвитию, выработке адекватной самооценки. Неразрешенный конфликт может послужить началом не только для развития психических расстройств, но и своей работе « Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» выделяют такие формы девиантного поведения: пьянство и алкоголизм; наркомания; преступность; самоубийство; проституция; гомосексуализм . Классификации видов отклонений показывают, что иногда личность и общество не квалифицируют человека, совершившего проступок, как девианта, но переходя черту стандартов поведения, личности мгновенно присваивается ярлык девиантного поведения. можно выделить причины асоциотного поведения подростков, которые наиболее часто встречаются у личности:
- психические и психофизиологические расстройства;
- возрастные кризисы;
- личностные особенности, формирующие те или иные элементы девиантного, либо деликвентного поведения.
С одной стороны, асоциальное поведение выступает формой проявления нехватки морали и нравственности личности подростка. Но с другой стороны, данное поведение может рассматриваться, как адекватная реакция на некомфортные подростков условия жизни, помимо прочего может предстать, как язык взаимоотношений с внешним миром, когда приемлемые способы взаимодействия перестали быть доступными. К сожалению, статистические данные указывают на то, что 50% нарушений совершается подростками.
Можно утверждать, что внутриличностные конфликты, возникающие в подростковом возрасте, являются одним из факторов девиантного поведения. Так же в ходе анкетирования результатами исследования были подтверждено, что причинами асоциального поведения чаще всего являются проблемы в семье, алкоголизм, смерть, девиация одного из родителей, неполные семьи; нехватка внимания родителей, нарушение доверительных отнощений в семье; психологическая поддержка сверстниками с асоциальным поведением; определенная мода на девиантное поведение среди школьников.
Нынешние школьники быстрее взрослеют, поскольку они живут в эпоху развития информационных технологий, всю интересующую их информацию теперь они могут спокойно почерпнуть в Интернете или СМИ. Сегодня девиантное поведение становится «модным» в подростковой среде: сцены насилия принято снимать на камеру и выкладывать в Интернет, что вызывают массу одобрительный откликов среди одноклассников или старшеклассников.
Подводя итоги исследования, можно отметить, что многие школьники с девиантным поведением не считают, что они совершают поступки, которые противоречат нормам морали и нравственности. Некоторые из них после совершения таких действий не считают себя виноватыми, а лишь боятся того, что родители узнают о содеянном и накажут их. Многие школьники с асоциальным поведением растут в неполных семьях, от того предоставлены сами себе. Некоторые растут в постоянной конфликтной среде между их родителями и иными близкими родственниками.
Многие респонденты чувствуют себя ненужными, непонятыми, помимо этого у них есть проблемы, с которыми они не могут поделиться с окружающими. Чувство агрессии по отношению к окружающим возникает, но не так часто. Из этого следует умозаключение, что внутриличностный конфликт, возникающий у подростка, не является основополагающей причиной асоциального поведения.
Проведенное мною исследование среди 50 учащихся школ №55,№64,№75 Московского района города Казани показало, что главной причиной девиантного поведения подростков являются конфликты в семье, алкоголизм одного из родителей и т.п. Подростки постоянно нуждаются в поддержке и понимании со стороны родителей, но не получая этого, они встают на путь преступности, дабы обратить на себя внимание. Можно утверждать, что внутриличностные конфликты, возникающие в подростковом возрасте, являются одним из факторов девиантного поведения. Так же в ходе анкетирования результатами исследования были подтверждено, что причинами асоциального поведения чаще всего являются проблемы в семье, алкоголизм одного из родителей, неполные семьи; нехватка внимания родителей; эффект «стадного чувства» подросткового возраста; определенная мода на девиантное поведение среди школьников.
Нынешние подростки наделены умением пользоваться интернетом, но, зачастую, подросток может наткнуться на информацию, содержащую насильственный, преступный или экстремистский характер. Кинематограф тоже пропитан сценами насилия, в связи с этим, в наше время становится модным иметь статус «плохого парня или девчонки». Зачастую, подросток не чувствует своей вины за содеянное, но он боится реакции родителей. Дети, растущие в неполных, малоимущих, многодетных семьях или в семьях с повышенной конфликтностью более других склонны к девиации, ведь нехватка внимания и любви родителя становится основополагающим толчком к отклоняющемуся поведению. Следует отметить, что внутренние переживания и проблемы могут привести к чувству агрессии по отношению к окружающим, но вероятность не настолько велика. Из этого следует умозаключение, что внутриличностный конфликт, возникающий у подростка, не является основополагающей причиной асоциального поведения и ребенок нуждается в одобрении со стороны родителей. Помимо влияния Интернета и СМИ существенно и влияние молодежной среды
Следует отметить, что среди подростков с отклоняющимся поведением чаще встречаются мальчики, нежели девочки (35 из 50 опрошенных - мальчики).
Еще одной особенностью являлось то, что в основном девиантное поведение присуще подросткам в возрасте 14-15 лет, начиная с 16 лет, этот показатель снижается. Это связано с тем, что после 9 класса многие из таких детей уходят в профессиональные училища, а оставшиеся начинают подготовку к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Необходимо особое внимание уделять таким подросткам. Их отклоняющееся поведение чаще всего является способом привлечения внимания со стороны взрослых.
Проведя исследование, были выявлены некоторые рекомендации по профилактике и смягчению девиации. Социальные институты современного общества играют значительную роль в предупреждении девиантного поведения подростков. Школа, в лице педагогов и психологов, должна изучать обстановку в семье всех учащихся, проводя тренинги, классные часы, игры на сплочение не только среди учеников, но и совместно с родителями. Психологи должны работать с асоциальными подростками в разных направлениях:
- Социальный контроль.
- Коррекция поведения.
- Профилактические беседы.
- Перевоспитание (воспитание).
- Помощь психолога/педагога/родителя.
- Сопровождение.
Распространение Школьных служб примирения среди общеобразовательных учреждений снизит уровень конфликтности и правонарушений в подростковой среде. Школьники с отклоняющимся поведением будут чувствовать себя услышанными и защищенными, что поможет в дальнейшем искоренить признаки асоциального поведения. Органы местной, региональной и федеральной власти могут финансировать постройку спортивных и детских площадок для здорового и правильного образа жизни подростков в свободное от школы время. Увеличение мониторинга со стороны государства и родителей, подозрительных интернет - источников, блокируя опасные сайты.
Каждый ребенок нуждается во внимании и поддержки близкого, поэтому все вышеперечисленные меры профилактики не будут возможны без гармонии и взаимопонимания в семье. Общеобразовательные учреждения являются потенциально конфликтной средой для подростков, ведь в школах собраны дети разных национальностей, религий, стилей воспитания, социальных слоев и др.
Школьный климат влияет не только на межличностные взаимоотношения учащихся, но и на их внутреннее состояние. У подростков, сталкивающихся с конфликтными ситуациями, наблюдается снижение успеваемости, замкнутость и повышенная агрессивность. Стандартные способы реагирования на столкновение не всегда разрешают конфликтную ситуацию.
Лучшим способом по разрешению и урегулированию подростковых конфликтов является восстановительная медиация, где конфликтующие не только смогут услышать друг друга, но и самостоятельно найти решение проблемы под контролем медиатора-учащегося. Для поддержки проведения медиаций в общеобразовательных учреждениях формируются службы примирения. Проект создания ШСП берет начало в 2000-2001 году центром «Судебно-правовая реформа». Состав школьных служб примирения традиционно включает в себя: куратора, медиаторов-учащихся, группу поддержки, а также лиц, заинтересованных в развитии восстановительных программ. С 2009 года начинает свою деятельность Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, помимо нее в каждом регионе существует собственная ассоциация медиаторов.
В Казани активная деятельность по созданию Школьных служб примирения началась в 2008 году при поддержке Комплексного центра социального обслуживания детей и молодежи «Доверие». Данная организация активно внедряет ШСП по РТ, проводит конференции, презентации и другие мероприятия для развития восстановительных программ в общеобразовательных учреждениях. На 2016 год подписано 35 договоров об организации СП, среди них в 3 районах РТ.
К 2013 году договоры заключены с 18 образовательными учреждениями города Казани. В 2012 г. было проведено 35 успешных медиаций. На 2016 год подписано 35 договоров об организации СП, среди них в 3 районах РТ.
Анализируя интервью с педагогом-психологом КЦСО «Доверие», а также с куратором и медиатором СП школы №68, можно сделать следующие выводы:
• Принятие принципов восстановительного подхода и искреннее желание работать в этом направлении являются важным звеном в хорошем и длительном функционировании школьных служб примирений;
• Развитие и функционирование ШСП на территории РТ проходит достаточно успешно;
• Эффективность деятельности ШСП заключается в том, что функционирование СП влияет на снижение конфликтности не только в образовательном учреждении, но и за его пределами, так как дети учатся конструктивно решать конфликтные ситуации и успешно применяют это на практике.
• Деятельность служб примирения в общеобразовательных учреждениях оказывает положительное влияние не только на учащихся, но и на самих медиаторов, позволяя им чувствовать себя значимыми и более ответственными.
Таким образом, применение медиативных практик в общеобразовательных учреждениях является актуальным на сегодняшний день. В целом можно говорить об успешности развития ШСП в городе Казани. Существование некоторых трудностей делает школьные СП только лучше сильнее и мобильнее благодаря наличию лидеров, взявших на себя ответственность довести дело до конца, преодолевая все неудачи. Опыт РТ говорит об эффективности и реальности функционирования СП в общеобразовательных учреждениях.
1. Российская Федерация. Указ Президента РФ. О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы ... [Электронный ресурс]: [Указ Президента РФ: подписан 1 июня 2012 г.; по состоянию на 1 июня 2012 г.] - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=130516,свободный. Проверено 8.05.2016
2. Российская Федерация. Письмо Минобрнауки России № ВК-
844/07 от 18.11.2013 г. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации. [Электронный ресурс]: [Письмо Минобрнауки России: подписано 18 ноября 2013 г.; по состоянию на 18 ноября 2013 г.] - Режим доступа: http://273-
фз.рф/aktv minobmauki rossп/pismo-minobmauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407,свободный. Проверено 08.05.2016
Литература
1. Адлер А. Наука о характере. Понять природу человека / А. Адлер - М.: Азбука классика, 2013. — 253 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер - М.: Азбука классика, 2002. - 224 с.
3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров и разрешения конфликтов / В.И. Андреев - Казань: СКАМ, 2003. — 142 с.
4. Анцупов Л. Я. Конфликтология / Л.Я Анцупов, А.И Шипилов - М.: ЮНИТИ, 2004. — 551 с.
5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений - М. , 2003. - 385с.
6. Балушок М.В. Внутриличностный конфликт: преграда или содействие / М.В. Балушок // Материалы Международной научно-практической конференции «Когнитивные и эмоционально-поведенческие факторы полноценного функционирование человека: культурно - исторический подход» - Харьков: ХНПУ, 2013. - 106 с.
7. Бердышев И. С. Лекарство против ненависти, 2005 [Электронный
ресурс] / И.С. Бердышев - Режим доступа:
http://ps.1september.ru/article.php?ID=200501822, свободный. -
Проверено 08.05.2016
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович - М.: Изд-во «Институт практической психологии», В.: НПО «МОДЭК», 2006. - 352 с.
9. Браун С. Путь к единению, или от переговоров к тесным взаимоотношениям / Р. Фишер, С. Браун - М.: Наука, 2008. - 192 с.
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с.
11. Волкова Е.Н., Гришина А.Н. Особенности распространенности
насилия в образовательной среде школы, 2013 [Электронный ресурс] / Е.Н. Волкова, А.Н. Гришина. - Режим доступа:
http://psyjoumals.ru/psyedu/2013/n6/66557.shtml
12. Выготский Л. С. Педология подростка - М., 2005. — 432 с.
13. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. - СПб, 2008.- С. 136.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2000. - 456 с.
15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.,
2004. - 216с.
16. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. - СПб.:, 2005. - 248 с.
17. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. - М.,
2006. - С. 265
18. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 143 с.
19. Каппони В. Сам себе психолог / В. Каппони, Т. Новак - СПб.: Питер, 2012. - 219 с.
20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.:, 2007. - 160 с.
21. Клименко А.В. Обществознание / А.В. Клименко, В.В. Румынина
- М.: Политиздат, 2009. - 385 с.
22. Коновалов А.Ю. Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования, 2014 [Электронный ресурс] / А.Ю. Коновалов - Режим доступа: https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/furmanovskiyrn school7/commondocs/2014-2015/Upravlaiuchii/Mediacia/Pravovie dokumenti.pdf,свободный. - Проверено 08.05.2016
23. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений, 2012 [Электронный ресурс] / А. Ю. Коновалов - Режим доступа:http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Konovalov.indd .pdf,свободный. - Проверено 09.05.2016
24. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин - СПб.: Питер, 2000. - 408 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев
- М.: Политиздат, 2004. - 303 с.
26. Лобан Н.А. Конфликтология. - Минск, 2008. - С. 216.
27. Максудов Р.Р. Базовые элементы концепции восстановительной
медиации, 2012 [Электронный ресурс] / Р.Р Максудов - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/88343179.pdf,свободный. -
Проверено 26.02.2016
28. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идея и технология, 2009 [Электронный ресурс] / Р.Р. Максудов- Режим доступа: http://pksuvu.ru/sites/default/files/documents/vosstanovitelnaya meditaciya.pdf,свободный. - Проверено 26.02.2016
29. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / А.Г. Малкина- М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
30. Мальцева О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева // Тюменский государственный университет. 2009. - № 7. - С. 51-54.
31. Мазурова А.И. Психологические особенности самодеятельных подростковых групп/ А. И. Мазурова , Розин М.В. - М.: Азбука классика. М., 2010. - 248с .
32. Мерлин В.С Проблемы экспериментальной психологии личности / В.С. Мерлин - П:, 2003. - 296 с.
33. Мерлин B.C. Психология индивидуальности Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова - М.-В.: Изд-во «Институт практической психологии», 2003. - 448 с.
34. Мертон Р. Социальная структура и аномия. - М., 2005 - С. 299¬313
35. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. / В.Н. Мясищев - Л.: ЛГУ,
2006. - 428 с.
36. Новгородцева А.П. Внутриличностные конфликты подросткового возраста. - М. , 2008. - 28с.
37. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.:, 2014. -148c.
38. Павленок П. Д. Социология. - М.,2010. - С. 398.
39. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 2009. - 328 с.
40. Робер М.А. Психология индивида и группы. / М.А. Робер, Ф. Тильман - М.: Прогресс, 2005. - 255 с.
41. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс - М.: Просвещение, 2007. - 480 с.
42. Синягина Н.Ю, Т.Ю. Райфшнайдер. Школа без насилия. Методическое пособие. / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. — М.:, 2015. — 150 с.
43. Скиннер Б. Жизнь и как в ней выжить / Б. Скиннер, Д. Клииз - М.: Просвещение, 2001. - 350 с.
44. Социальное самочувствие россиян [электронный
ресурс]/Интернет//ВЦИОМ: [информ. сервер]. - М., 11.12.2013. -
Режим доступа: http://www.levada.ru/11-12-2013/sotsialnoe-
samochuvstvie-rossiyan свободный. - Проверено (10.15.2015).
45. Староверова И.В. Факторы девиации сознания в поведении российской молодёжи / И.В. Староверова // Социологические исследования. 2009. - №11. - С. 107-117.
46. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 286 с.
47. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса / Л. Фестингер - СПб.: Питер, 2008. - 285 с.
48. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл - М.: Прогресс,
2005. - 368 с.
49. Фрейд З. Я и Оно / З.Фрейд - М.: Просвещение, 2013. - 825 с.
50. Фролов С.С. Общая социология. - М., 2004. - С. 184-188.
51. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм - М.: Просвещение, 2000. - 320 с.
52. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза / К. Хорни - М.: Просвещение, 2007. - 240 с.
53. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни - М.: Прогресс, 2003. - 208 с.
54. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Психоанализ и культура. М., 2007. - 333 с.
55. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001. - 93 с.
56. Хьелл Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер, 2009. — 608 с.
57. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг- М.: Прогресс- Универс, 2007. - 720 с.
58. Юнг К. Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг - М.: Канон,
2007. - 320 с.
59. Шипова Л.В. Этологический подход к пониманию сущности и причин агрессии человека, 2008 [Электронный ресурс] / Л.В. Шипова - Режим доступа:http: //psyj ournals.ru/s gu socialpsy/issue/30273 full. shtml,свободный. - Проверено 09.05.2016
60. Шпрангер Э. Эротика и сексуальность в юношеском возрасте/ Э. Шпрангер. М., 2003. - 218 с.
61. Штерн Э. «Серьезная игра» в юношеском возрасте. Психология подростка/ Э. Штерн - М.: Азбука классика, 2009. - 356 с.
62. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте/ Д. Б. Эльконин - М., 2010. - 293 с.
63. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2008. - С. 6-22