Понятие и виды административного процесса (Система государственного и муниципального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Административный процесс в системе юридических процессов…….5
1.1.Правовая природа и сущность административной юрисдикции……….…5
1.2.Основные подходы к определению понятия административного процесса………………………………………………………………………….9
1.3.Принципы административного процесса…………………………………13
Глава 2.Прикладное значение административного процесса………………...17
2.1.Виды административного процесса……………………………………….17
2.2.Структура и стадии административного процесса……………………….19
2.3.Субъекты административного процесса………………………..…….……23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..29
Данная исследовательская работа направлена на поэтапное теоретическое исследование административного процесса. и его видов, как сложного комплексного института.
Актуальность исследования. Административное судопроизводство является сравнительно новой разновидностью процессуальной деятельности. Сформировалось с появлением в конце XIX – начале XX вв. административного права. Постепенно процессуальные нормы оформились в новую, самостоятельную сферу правового регулирования. Толчком к развитию отношений, регулируемых указанными нормами, стало принятие в 1987 г. Закона. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан».
В настоящее время одной из актуальных задач государственных органов является процесс реализации мер административного принуждения, что обусловлено тем, что непосредственно данные меры направлены на обеспечение законности, охраны правопорядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. При достаточно широком арсенале всех мер административного принуждения среди них наиболее значимое место занимают меры направленные на. обеспечение производства. по делам об административных правонарушениях, что обусловлено, прежде всего, тем, что они оперативно воздействуют на общественные отношения, возникающие в связи с совершением административных правонарушений.
Меры процессуального обеспечения в первую очередь применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, а также для составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении для исполнения принятого по делу постановления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации административного процесса.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы организации административного процесса.
Целью исследования является рассмотрение понятия, признаков, особенностей, отличительных черт и структуры административного процесса.
Для реализации данной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить административный процесс в системе юридических процессов.
2. Изучить правовую природу и сущность административной юрисдикции.
3. Провести анализ основных подходов к определению понятия административного процесса.
4. Рассмотреть виды административного процесса
5. Охарактеризовать структуру и стадии административного процесса
6.Определить субъекты административного процесса.
Методы исследования. При написании данной работы были использованы такие методы исследования как исторический, метод сравнительно-правового исследования и системного анализа
Структура исследования определяется в соответствии с его внутренней логикой, поставленной задачей и целью и включает в свое содержание введение, две разделенные на параграфы главы, заключение и библиографический список.
В данной курсовой работе для достижения целей были решены следующие задачи :
1.Определение административного процесса в системе юридических процессов
2. Изучена правовая природа и сущность административной юрисдикции.
3. Проведен анализ основных подходов к определению понятия административного процесса.
4. Рассмотрены виды административного процесса.
5. Охарактеризованы тенденции и перспективы развития, структуры и стадии административного процесса.
6.Определены субъекты административного процесса.
Административный процесс России является сложным и многогранным правовым явлением в отечественной юриспруденции.
Административный процесс наряду с судопроизводством является одним из видов правоприменительной деятельности государства и уполномоченных им субъектов по разрешению индивидуальных юридических дел.
Под административным процессом понимается правоприменительная деятельность административно-публичных органов (их должностных лиц) по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел. При этом административный процесс обладает рядом существенных признаков, которые раскрывают его сущность и лежат в основе.
Виды административных споров определяются как наукой административного и административно-процессуального права, так и КАС РФ. Помимо предмета, сторон, существа спора, могут различаться прочие условия, которые, однако, определяют не конкретную разновидность спора, а только порядок разрешения данной разновидности.
В судебном процессе также недопустимо распространение субъективного понимания сущности, целей и задач доказывания.
Существуют различные основания классификации административных споров. В зависимости от предмета спора административные споры подразделяются на споры об объективном либо о субъективном административном праве.
Административные споры имеют свои разновидности и категории, которые весьма различаются по различным своим особенностям, сложности и социальному значению
Система законодательного обеспечения прав граждан в административном процессе может быть усовершенствована, в том числе с целью обеспечения большей его социализации, а также более полной и эффективной защиты прав стороны, находящей в состоянии правового конфликта с государством в лице его органов всех уровней.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014, 14.03.2020) // Российская газета. - 25.12.1993.
2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред.от 01.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. - Ст.1.
3.Федеральный Конституционный Закон Российской Федерации от 06.11.2020 №4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №45. - Ст.7061.
4.Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред.от 20.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №11. - Ст.945.
5.Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2004 №649 (ред.от 12.04.2019) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №21. - Ст.2023.
6.Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 №116 (ред.от 25.11.2019) «О мерах по противодействию терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - №8. - Ст.897.
7.Указ Президента Российской Федерации от 24.09.2007 №1274 (ред.от 05.12.2014) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №40. - Ст.4717.
8.Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 №274 (ред.от 20.11.2020) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №20. - Ст.2290.
Научная и учебная литература, публикации в периодических изданиях
9.Аржанов В. В. Классификация субъектов административного права, обладающих полномочиями по обеспечению законности в деятельности органов местного самоуправления // Вестник СГЮА. 2016. №2 (109).
10.Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд.. – М., 2019.
11.Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2018.
12.Гречкина О.В. Административный процесс в Российской Федерации: учебное пособие /О.В. Гречкина, В.И. Майоров. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2018.
13.Галузо В.Н. Институт власти прокурора в России / В.Н.Галузо // Государство и право. - 2015. - №2.
15.Конджакулян К.М. Понятие и сущность исполнительной власти и ее место в системе разделения властей / К.М. Конджакулян // Российская юстиция. - 2018. - №3.
16.Лапина М.А. Административное право. Учебное пособие / М.А. Лапина. - М.: Статут, 2019.
17.Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория / А.Ф. Малый // Государство и право. - 2017. - №3.
18.Полянский И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / И.А. Полянский. - Хабаровск: 2015.
19.Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Государственное управление и исполнительная власть: совершенствование и соотношение / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - М.: Инфра-М, 2015.
20.Сафонов А.Л., Попков С.Ю. Вопросы эффективности функционирования системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / А.Л.Сафонов, С.Ю.Попков // Социально-политические науки. - 2016. - №5.
21.Сахаров А.С. Исполнительная власть: проблемы дефиниции / А.С. Сахаров // Государственное и муниципальное управление. - 2014. - №3
22.Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. – М.: Норма, 2017.
23.Топоркова М.К. Административное судопроизводство: новое о старом // Вестник МГПУ. 2017. № 1
24.Ускова А.С. Административный процесс: учебное пособие. – М.: Акад. упр. МВД России, 2019.
25.Фомин П.П. Административный надзор полиции как вид правоохранительной деятельности / П.П. Фомин //Актуальные проблемы права: теория и практика. 2018. № 35.
26.Харина К.В. Особенности назначения административных наказаний // Право. Общество. Государство : сб. науч. ст. – Санкт-Петербург, 2017. – Т. 1.
27.Чернышов Д.В. Особенности функций, целей и задач административного надзора в российском административном праве / Д.В. Чернышев // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 2.
28.Шиян В.И. Основные вопросы осуществления административного надзора / В.И. Шиян // Наука. Мысль. 2019. № 5-1.