Введение 5
1. Теоретические и методические основы стратегического менеджмента 8
1.1 Содержание основных понятий стратегического менеджмента 8
1.2 Методы стратегического позиционирования в управления 16
1.3 Методы оценки эффективности стратегического позиционирования в
управлении 27
2. Анализ действующей практики организации стратегического управления в
ПАО «Сбербанк» 32
2.1 Анализ развития деятельности в банковской сфере и общая
характеристика организации 32
2.2 Анализ системы управления и организации стратегического управления в
ПАО «Сбербанк» 40
2.3 Исследование проблем организации стратегического управления в ПАО
«Сбербанк» 49
3. Повышение эффективности применения методов стратегического
позиционирования в управлении ПАО «Сбербанк» 53
3.1 Разработка стратегического позиционирования банка 53
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности на основе результатов позиционирования 56
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 65
Заключение 70
Список литературы
Усиливающаяся конкуренция (в особенности неценовая) на розничном рынке банковских услуг диктует операторам необходимость совершенствования деятельности. В частности, под давлением конкуренции, банки вынуждены уделять огромное внимание вопросам маркетинга, в особенности вопросам изучения финансовых потребностей населения, рыночного позиционирования, использования элементов индивидуализации и дифференциации рыночного предложения. В таких условиях важнейшим фактором формирования и удержания высокой конкурентоспособности становится рыночное позиционирование банка.
Проблема позиционирования является одной из наименее проработанных с теоретической точки зрения вопросов маркетинга. Несмотря на то, что этим вопросом занимались ученые, маркетологи Э. Райе, Д. Траут, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, Т. Амблер, Г. Хулей, М. Портер, О. Уолкер-мл. и другие, до сих пор отсутствует общепринятая терминология, системный подход к проблеме позиционирования. Методы разработки стратегии позиционирования представлены бессистемно, недостаточно глубоко рассмотрен процесс формирования стратегии позиционирования, как в части планирования стратегических решений, так и в части последующей оценки стратегии позиционирования.
Итак, актуальность темы работы с одной стороны обусловлена высокой важностью для российской экономики рынка розничных банковских услуг, а с другой стороны недостаточной проработкой маркетинговой теории в области позиционирования и высокой важностью этой области деятельности для экономических субъектов, оперирующих в этой отрасли.
Целью данной работы является изучение способов и путей повышения эффективности применения методов стратегического позиционирования в управлении.
Задачи работы:
- обоснование понятия и сущности стратегического позиционирования в управления;
- раскрыть понятие и сущность методов стратегического позиционирования;
- изучить способы повышения эффективности стратегического позиционирования в управлении;
- провести анализ деятельности банка ПАО «Сбербанк»;
- обосновать особенности стратегического управления в ПАО «Сбербанк»;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса стратегического управления ПАО «Сбербанк»;
- провести расчет экономической эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической и методологической .основой данного исследования являются разработки российских и зарубежных авторов в области менеджмен та организации (О.С. Виханский, Г. Кунц, А.Дж. Стрикленд, А.А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов); управления маркетингом (Г.Л. Багиев, А.А. Завгородняя, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, A.M. Немчин, В.П. Попков, Д.О. Ямпольская); маркетингового анализа (С.Г. Божук, Е.П. Голубков, Н. Малхотра, Д.В. Соловьева, Г. Черчилль); стратегического управления и планирования (И. Ансофф, В.Р. Веснин, Б. Карлоф, Ж.-Ж. Ламбен, Г. Минцберг, Э. Райе, Д. Сондерс, Дж., Траут, Дж. О'Шонесси, М. Портер, О. Уолкер мл., Г. Хулей); маркетинга услуг (А.А. Разумовская, К. Лавлок, Н.А. Восколович, Д.И. Хлебович), управления деятельностью банков (Г. Н. Белоглазова, О.В. Гончарук, Г.Г. Коробова, О.И. Лаврушин, И.В. Ли); прикладные исследования в данных областях.
В данном исследовании использовались следующие методы: методы маркетинговых исследований, системный анализ, структурный и функциональный анализ, методы сравнений и аналогий, методы группировок, методы индукции, дедукции.
Информационную базу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Сбербанка России, данные статистических органов, материалы периодических печатных изданий и интернет-ресурсов.
Итак, в городе Казань можно выделить следующих основных конкурентов Сбербанка России:
1) Кредитование физических лиц: «ВТБ 24»; «Банк Русский Стандарт»; «Альфа-Банк»; «Хоум Кредит Банк».
2) Кредитование «на развитие бизнеса» юридическим лицам: «ВТБ 24»; «Ак барс банк».
3) Оформлением кредитных карт: «Тинькофф кредитные системы»; «Альфа-Банк».
4) Кредитование в рамках корпоративных проектов: «ВТБ 24»; «Альфа - Банк».
В 2014 году банк усовершенствовал модель работы со всеми сегментами корпоративных клиентов. Одним из результатов стало увеличение количества продуктов на клиента во всех массовых сегментах корпоративного бизнеса:
Сбербанк уделяет большое внимание продвижению перекрестных продаж в розничном сегменте. В 2014 году количество продуктов на одного активного розничного клиента выросло до 2,0.
В Сбербанке создана одна из крупнейших и доступных банковских программ лояльности в России. По итогам 2014 года количество клиентов, подключенных к программе, достигло 14,2 млн человек. Партнерская сеть насчитывает более 1000 ведущих компаний.
В 2014 году Сбербанк занял 3 место среди лучших работодателей в России для студентов и выпускников в рейтинге Universum Global.
Уровень текучести персонала в Сбербанке в 2014 году снизился на четверть, а индекс вовлеченности повысился с 61% до 69%.
В 2014 году начал работу Корпоративный университет Сбербанка. Данное учебное заведение не имеет аналогов в России среди корпоративных университетов. В 2014 году по программам и проектам Корпоративного университета прошли обучение 26 100 человек.
В рамках коммуникации стратегии, миссии и ценностей на всех уровнях организации состоялись стратегические конференции во всех территориальных и дочерних банках. Каждый руководитель на своем уровне принял участие в продвижении обновленных миссии и ценностей Группы.
Это обеспечивает единообразное понимание путей развития Сбербанка и слаженную работу всей команды.
В Стратегии развития 2014-2018 были определены два ключевых вектора развития технологий: завершение начатой в 2008 году модернизации и создание условий для реализации самых инновационных решений. В 2014 году Группа Сбербанка добилась существенного прогресса по всем направлениям:
DenizBank признан самым инновационным банком мира по версии Bank Administration Institute (BAI) за качество и инновационность внутренних процессов.
Сбербанк Онлайн был признан лучшим «Мобильным банком» и интернет-банком России и Центральной и Восточной Европы (по версии Global Finance и Synnovate).
Число активных пользователей SMS-сервиса «Мобильный банк» выросло на 40%, Сбербанк Онлайн на 109%.
1,65 млн. клиентов использует услугу Сбербанк Бизнес Онлайн. Ежедневно обрабатывается более 1 млн. документов.
На 95% завершен процесс объединения Автоматизированных Банковских Систем (АБС) территориальных банков Сбербанка и перехода на единую ИТ платформу.
Началась работа по развитию концепции оптимального продуктового предложения для клиента в рамках проектов по развитию технологий Big Data.
Сбербанк добился высоких результатов и продолжает работу над повышением операционной эффективности — рост доходов существенно превысил рост расходов, в результате отношение расходов к операционным доходам снизилось до 43,4% (-2,7 п.п. к результату 2013 года).
Для того, чтобы совершенствовать процесс стратегического позиционирования и укрепить конкурентоспособность ПАО «Сбербанк» в банковской сфере необходимо провести, по - нашему мнению, некоторые изменения. В частности, усовершенствовать систему мотивации и стимулирования персонала, в основном кассиров - операционистов. А также сократить текучесть кадров в данном учреждении. И в дальнейшем - заняться привлечением большего количества клиентов. Также внедрение новых рекламных кампаний даст положительный экономический эффект для развития и функционирования «Сбербанка».
1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: учебно практическое пособие отв. ред. Г.А. Александров. М.: Издательство БЕК, 2014. - 544 с.
2. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2013. - 344 с.
3. Баранова И.В. Теория управления. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2011. - 136 с.
4. Бахрамов Ю.М., Глухов В.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие. СПб.: Издательства «Лань», 2012. -736 с.
5. Бланк И.А. Управление финансовой стабильностью предприятия. К.: Ника-Центр, Эльга, 2014. - 496 с.
6. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. СПб.: Питер, 2011. -
432 с.
7. Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. — М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2014. - 256 с.
8. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2015. - 296 с.
9. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. М.: ТК Велби, Проспект, 2011. - 360 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2013. - 492 с.
11. Гурков И. Стратегическое планирование и управление / Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Лииса. -М.: ИНФРА-М, 2011. - 586 с.
12. Дж. О'Шонесси . Конкурентный маркетинг: стратегический подход / пер. с англ. под. ред. Д.О. Ямпольской. СПб: Питер, 2012. - 864 с.
13. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Издательство «Питер», 2015. - 560 с.
14. Дэй Д. Стратегический маркетинг. М.: Эксмо-пресс, 2012. -640 с.
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2015.- 528 с.
16. Ионова А.Ф. Селезнева Н.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М.: Проспект, 2014. - 592 с.
17. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2015. - 768 с.
18. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Поспект, 2011. - 480 с.
19. Количественные методы анализа в маркетинге / Под ред. Т.П. Данько, И.И. Скоробогатых. СПб.: Питер, 2015. - 384 с.
20. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб: Наука, 2014. - 589 с.
21. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
22. Мингцебг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. Спб: Питер, 2011. - 688 с.
23. Менеджмент: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. М.: КНОРУС, 2012. - 512 с.
24. Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. - Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. - 572 с.
25. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К, 2011. - 477 с.
26. Менеджмент: пособие / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. - Минск: БГЭУ, 2014. - 305 с.
27. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим
специальностям / [А. В. Игнатьева и др.]; под редакцией М. М.
Максимцова, М. А. Комарова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 320 с.
28. Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. - Москва: КноРус, 2013. - 407 с.
29. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2011. - 254 с.
30. Никольская Э.В., Дмитриева О.В. Стратегия и ее значение для современного предприятия // Российская Газета, 2014. №10. с. 12-14.
31. Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое изд. - Дашков и К0. Москва 2011.- 432 с.
32. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности "Менеджмент организации" / [Э. М. Коротков и др.]. - Москва: Дашков и К. - Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2012. - 254 с.
33. http://www.re-j.ru/ - сайт Российского экономического журнала
34. http://www.vopreco.ru/ - сайт журнала Вопросы экономики.