Введение 3
Глава 1. Основы взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами по обеспечению законности 5
§ 1. Теоретические основы взаимодействия органов прокуратуры с
государственными органами по обеспечению законности 5
§ 2. Правовые основы взаимодействия органов прокуратуры с
государственными органами по обеспечению законности 13
Глава 2. Организационная деятельность прокуратуры по взаимодействию с государственными органами по обеспечению законности 26
§ 1. Сущность организации работы прокуратуры по взаимодействию с государственными органами по обеспечению законности 26
§ 2. Деятельность органов прокуратуры при взаимодействии с
государственными органами по обеспечению законности в современный период 39
§ 3. Формы взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами по обеспечению законности 42
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами по обеспечению законности 50
§ 1. Проблемы во взаимодействии органов прокуратуры с
государственными органами по обеспечению законности 50
§ 2. Основные направления совершенствования института
взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами по обеспечению законности 56
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в повышении эффективности работы прокуроров по реализации задач, направленных на обеспечение законности, обусловленным не в последнюю очередь совершенствованием взаимодействия органов прокуратуры с
государственными органами.
Востребованность научных исследований по рассматриваемой проблематике предопределена наличием существующих пробелов в теории прокурорской деятельности в современных условиях, поскольку вопросы взаимодействия прокуратуры с государственными органами в последние годы комплексно учеными не изучались, в связи с чем образовался разрыв между потребностями практики, которая стимулируется, в том числе наличием действующих соглашений между названными органами публичной власти, и возможностями прокурорской науки обеспечить системность осуществления взаимодействия.
Следует также учитывать, что между прокуратурой и государственными органами осуществляется колоссальный по объему документооборот, а, следовательно, для совершенствования взаимодействия необходимо оптимизировать эти информационные потоки.
Важным обстоятельством, предопределившим актуальность темы диссертационного исследования, является отсутствие комплексного организационно-распорядительного документа Генерального прокурора Российской Федерации, регулирующего вопросы взаимодействия прокуратуры с государственными органами. Однако стоит отметить, что руководство надзорного ведомства не оставляет этот вопрос без внимания и понимает всю значимость такой деятельности для укрепления законности в стране .
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами в сфере обеспечения законности.
Предметом исследования выступают: содержание деятельности органов прокуратуры по взаимодействию с государственными органами, ее организационные и правовые основы; современное состояние и практика осуществления взаимодействия в сфере обеспечения законности; проблемы и негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность такой деятельности; позиции ученых по рассматриваемой проблематике.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование взаимодействия прокуратуры с государственными органами в сфере обеспечения законности.
Научная новизна заключается в том, что работа представляет собой логически завершенное самостоятельное исследование, в котором с учетом современных тенденций развития прокуратуры Российской Федерации сформулированы научные положения об организации и осуществлении взаимодействия с государственными органами в сфере обеспечения законности, рассмотрены вопросы, касающиеся его сущности, содержания и правовых основ. Новизна проведенного исследования также обусловлена: наличием авторских подходов в определении принципов и условий взаимодействия субъектов; анализом современного состояния взаимодействия; определением проблем, возникающих в процессе взаимодействия, а также предложением путей и средств их решения; разработкой комплекса мер, направленных на совершенствование данной деятельности.
Методологическую основу исследования образовали общенаучные, специальные и частно-научные методы получения научных знаний: логический, функциональный, конкретно-социологический, статистический, формально¬юридический.
Итак, взаимодействие прокуратуры с государственными органами в сфере обеспечения законности - это взаимосвязанная, согласованная по месту и времени их совместная деятельность, которая осуществляется в рамках закона в пределах компетенции указанных органов, присущими из них способами и методами, а также направленная на решение общих задач и достижение единой цели обеспечение законности.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых, правовую основу взаимодействия прокуратуры с государственными органами в сфере обеспечения законности составляет достаточно широкий круг нормативных правовых актов во главе с Конституцией РФ. Кроме того, все большее распространение на практике получают соглашения о сотрудничестве (взаимодействии). Данные факты говорят о важности рассматриваемого участка прокурорской деятельности, который становится приоритетным и нуждается в законодательном закреплении, по крайней мере, на уровне федерального закона.
Во-вторых, предметом взаимодействия в сфере обеспечения законности выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления субъектами данной деятельности взаимосогласованных мероприятий (совершение действий, принятие решений и т. д.), направленных на обеспечение законности.
В-третьих, организация работы прокуратуры по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности представляет собой создание необходимых условий для реализации их совместной деятельности путем информационно-аналитической работы, прогнозирования, планирования, распределения служебных обязанностей, материально-технического обеспечения.
В-четвертых. прослеживаются положительные тенденции, связанные с повышением эффективности взаимодействия, прежде всего, по таким направлениям, как правотворческая деятельность и противодействие корруп-ции. К такому выводу приходим, исходя из результатов оценки количественных показателей, что, разумеется, не может в полной мере охарактеризовать исследуемый процесс.
В-пятых, взаимодействие прокуратуры с органами государственной власти и ОМСУ осуществляется в разнообразных формах, которые применяются в зависимости от его правовой регламентации. По результатам проведенного исследования можно выделить те из них, которые получили наибольшее распространение на практике. Прежде всего, это обмен документами и материалами, предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов в целях проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.
В-шестых, проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, в большинстве своем носят организационный характер и возникают на основе ведомственных и межличностных противоречий. Несмотря на предпринятые в последнее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации меры по оптимизации рассматриваемой деятельности, данные проблемы, на мой взгляд, в полной мере не решены.
Результаты совместной деятельности органов прокуратуры и государственных органов напрямую зависят от их методического и научного обеспечения, которое на сегодняшний день не в полной мере отвечает потребностям практики. Фактически можно говорить о единичных пособиях и разработках, касающихся тех или иных аспектов взаимодействия. В связи с этим ученым, которые занимаются вопросами совершенствования прокурорской деятельности, а также практическим работникам, ответственным за подготовку методической литературы, необходимо обратить внимание на данную проблему.
Совершенствование материально-технического обеспечения, включая внедрение инновационных технологий (электронный документооборот и электронно-цифровая подпись) в работу органов прокуратуры и иных органов публичной власти позволит организовать взаимодействие на качественно новом уровне.
Прежде всего, речь идет о надлежащих технических средствах, в том числе интерактивных, дающих возможность реализовывать различные формы совместной деятельности (прием, передачу и обработку информации, проведение учебных и иных мероприятий, общение в режиме онлайн).
По моему мнению, использование электронного документооборота и электронно-цифровой подписи позволит решить многие проблемы, связанные с обменом служебными сведениями и материалами, повысить объективность и обеспечить разумную прозрачность при принятии управленческих решений, а также межведомственное электронное взаимодействие.
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Федерации : принята м голосованием
12 я 1993 г. [ред. от 21.07.2014] // Собрание ва
Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ[ред. от 28.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. О ве Российской Федерации: й
конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ [ред. от 28.12.2016] // Собрание ва Российской Федерации. - 1997. - N 51. - Ст.
5712
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. Ст. 898.
5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ [ред. от 1.05.2017] // Российская газета. - 1999. - N 206.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ [ред. от 3.04.2017] // Российская газета. - 2003. - N 202.
9. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [ред. от 3.04.2017] // Российская газета. - 2008. - N 266.
10. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ [ред. от 21.10.2013] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 29.
- Ст. 3609.
11. Об общих принципах организации и деятельности контрольно¬счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ [ред. от 3.04.2017] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - N 7. - Ст. 903.
12. Об электронной подписи: федеральный закон РФ от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ [ред. от 23.06.2016] // Российская газета. - 2011. - N 75.
13. Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью : утверждено указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 [ред. от 7.12.2016] // Российская газета. - 1996. - N 83.
14. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы): постановление правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 [ред. от 9.06.2010] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 5.
- Ст. 531.
15. Об утверждении Положения о системе межведомственного документооборота: постановление правительства РФ от 22 сентября 2009 г. № 754 [ред. от 26.12.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 39. - Ст. 4614.
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Информационное общество (2011-2020 годы): постановление правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 [ред. от 31.03.2017] // Собрание
законодательства. - 2014. - № 18. - Ст. 2159.
17. Положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. № 144 [ред. от 6.02.2013] // СПС «КонсультантПлюс».
18. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 октября 2007 г. [ ред. от 23.12.2009] // СПС «КонсультантПлюс».
19. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина ; приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 [ред. от 21.06.2016] // СПС «КонсультантПлюс».
20. Об участии прокуроров в работе приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах и административных центрах субъектов Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 08 декабря 2010г. № 435 [ред. от 10.06.2011] // СПС «КонсультантПлюс».
21. О введении в действие Инструкции о порядке делопроизводства в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации : приказ Генеральной прокуратуры от 29 декабря 2011 г. № 450 [ред. от 9.03.2017] // СПС «КонсультантПлюс».
22. О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. № 45 [ред. от 11.04.2017] // Законность. - 2013. - N 4.
23. О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 21 июня 2013 г. № 252 // СПС «КонсультантПлюс».
24. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при назначении и проведении проверок (ревизий) : приказ Генеральной прокуратуры № 162 и приказ Росфиннадзора № 117 от 15 апреля 2014 г. // СПС «КонсультантПлюс».
25. Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции от 14.02.2014 № ММВ-23-11/2, № СД-1-14 // СПС «Гарант».
II. Специальная литература
1. Алексеев А. И. Деятельность органов прокуратуры по предупреждению преступлений: методическое пособие/ А.И. Алексеев. - М.: Инфра, 2004. - 180 с.
2. Бойкова В. Э. Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих и эффективность их работы: учебное пособие / под общ. ред. В.Э. Бойкова и Ю.М. Забродина. М. : Инфра, 2000, - 286 с.
3. Винокуров А. Ю. Краткий словарь основных терминов / Практическое пособие «Настольная книга прокурора. - М.: Юрайт, 2014. - 2123 с.
4. Винокуров А. Ю. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Инфра, 2014. - 247 с.
5. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Теоретические основы эффективности прокурорского надзора за исполнением законов / монография. М. : КноРус, 2008. - 93 с.
6. Герасимов И. Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений / И. Ф. Герасимов. - М. : Свердловск, 1975. - 412 с.
7. Казарина А. Х., Кашепов В. П. Законность в Российской Федерации. - М. : Аст, 2008. - 287 с.
8. Капинус О. С. Прокурорский надзор: учебник для вузов / под общ. ред. О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. - М. : Инфра, 2013. - 190 с.
9. Кехлеров С. Г., Капинус О. С. Настольная книга прокурора / науч. ред. А.Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М. : КноРус, 2014. - 1832 с.
10. Клочков В.В. Актуальные проблемы теории законности и прокурорского надзора: монография / сост.: А.В. Клочкова, О.В. Пристанская. - М. : АГП РФ, 2012. - 312 с.
11. Кудашкин А. В. Организация органами прокуратуры проверок нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на коррупциогенность / методические рекомендации. - М. : АГП РФ, 2010. - 352 с.
12. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние / В. Н. Кудрявцев. - М. : Проспект, 1998. - 74 с.
13. Манакова С.Г. Правотворческая деятельность органов прокуратуры / С. Г. Манакова. - М. : Бюджет, 2011, - 86 с.
14. Максимов В.А. Методика планирования в органах прокуратуры // учебное пособие «Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации» / В. А. Максимов. - М. : Юрайт, 2005. - 183 с.
15. Максимов В.А. Организация планирования работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации : Методические материалы к семинару/ В. А. Максимов. - М. : Юрайт, 2009. - 58 с.
16. Матузов Н. И., Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России / Правовая политика и правовая жизнь / Н. И. Матузов, А. В. Малько, К. В. Шундиков. - М. : Феникс, 2004. - 219 с.
17. Пономарев Д. А. Теоретические проблемы развития понятия законности в отечественной юридической науке. - М. : Проспект, 2002. - 191 с.
18. Смирнов А. Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. М., 2005. - 231 с.
19. Субанова Н. В. Проверка прокурором исполнения законов: учебное пособие / под общ. ред. Н.В. Субановой. М., 2015. - 97 с.
20. Таранцова Д. В. Взаимодействие российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав человека и гражданина / Д. В. Таранцова. - М., 2013. - 132 с.
21. Хатов Э. Б. Организация информационно-аналитической работы в прокуратуре субъекта Российской Федерации: лекция / Э. Б. Хатов. - М. : Феникс, 2011. - 43 с.