Введение 3
Глава 1: Нормативно- правовые основы прокурорского надзора за соблюдением экономических прав человека и гражданина 7
§1.1 Понятие и история экономических прав человека и гражданина 7
§1.2 Виды экономических прав человека и гражданина 15
§1.3 Правовые средства прокурорского надзора за соблюдением экономических прав человека и гражданина 21
Глава 2: Механизм реализации экономических прав человека и гражданина в России 28
§2.1 Гарантии экономических прав человека и гражданина 28
§2.2 Условия реализации экономических прав человека и гражданина 34
§2.3 Защита экономических прав человека и гражданина 42
Глава 3: Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав человека и гражданина 50
§3.1 Деятельность прокурора по выявлению нарушений экономических прав
человека и гражданина 51
§3.2. Участие прокурора в рассмотрении дел, связанных с нарушением
экономических прав человека и гражданина 60
Заключение 73
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации 1993 года заложила новейшую систему отношений между государством и человеком. Продолжение сферы конституционного регулирования содействовало очень абсолютному
и поочередному закреплению в Конституции РФ цельного комплекса прав и свобод человека и гражданина, соответственных имеющимся международным стандартам в данной сфере. Обязательство страны признавать, блюсти и охранять права и свободы человека и гражданина, закрепленная в Конституции Русской Федерации, в совершенной мере распространяется еще на экономические права, какие отображают границы свободы личности в экономической сфере.
Конституция Российской Федерации 1993 г. обязывает государство гарантировать свободу экономической деятельности и помогать конкуренции (ч1. ст. 8), воспрещая монополизацию данной деятельности и бесчестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), провозглашает сходство всех форм собственности и одинаковую их охрану (ч. 2 ст. 8), защищает преимущество личной
собственности (ст. 35, ст. 36) и преимущество вольно распоряжаться,
своими возможностями к труду(ст. 37). Невзирая на то, что конституционные нормы об экономических правах отыскали конкретизацию в текущем законодательстве, практическое их осуществление нуждается в предстоящем совершенствовании.
Несоответствующие установленным Конституцией РФ целям (ст. 55) запреты и ограничения в сфере воплощения экономической деятельности, чрезмерное административное регулирование и коррупция, мешают вольному развитию экономических отношений. Одним из обстоятельств этого является неимение верно обмысленной законной концепции экономических прав как конституционно-правовой категории. Совместно с тем, от действенной реализации конституционных норм об экономических правах напрямую зависят экономический рост и поднятие благополучия людей
Российской Федерации, вероятность проведения высококачественной социально-экономической политики.
Государственное регулирование экономических отношений,
направленное на достижение поступательного развития общества на складе экономических и социальных программ, продиктовано, в первую очередность, необходимостью снабжения благосостоятельной жизни и вольного развития человека и соединено с исполнением государством социальной функции. Очень принципиальная роль, которую играют конституционно-правовые нормы в механизме реализации экономических прав в рамках социальности страны, объясняет актуальность темы представленного изучения.
Теоретическую базу научного изучения составили труды российских правоведов сообразно общей теории права: C. С. Алексеева, М. И. Байтина; А. В. Васильева, А. Б. Венгерова, Е. А. Лукашевой, Г. В. Мальцева, Н. И. Матузова, B. C. Нерсесянца, С. И. Носова, Ю. А. Тихомирова и др. , а еще профессионалов в области конституционного права: С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, A. А. Белкина, Р. Ф. Васильева, Р. В. Енгибаряна, Д. А. Керимова, Е. И. Козловой, Н. В. Колотовой, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Ю. И. Лейбо, Т. Д. Матвеевой, М. В. Мархгейм, В. К. Самигуллина, B. А. Туманова, И. А. Умновой, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева, И. С. Яценко и др.
Объектом изучения являются общественные отношения, появляющиеся и развивающиеся в процессе реализации главных экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации как в социальном государстве.
Предметом изучения выступают нормы права, регулирующие экономические права человека и гражданина в системе российского конституционного права, а еще сущностно взаимосвязанные с ними нормы права, закрепляющие социальный нрав Российского государства.
законодательства, регулирующего экономические права человека и гражданина.
Решение установленной цели потребовало решения последующих задач, отображающих логическую последовательность предпринятого изучения:
• изучить понятие и историю экономических прав человека и гражданина;
• найти виды экономических прав человека и гражданина;
• рассмотреть правовые средства прокурорского надзора за соблюдением
экономических прав человека и гражданина;
• выявить гарантии экономических прав человека и гражданина;
• раскрыть условия реализации экономических прав человека и гражданина;
• исследовать охрану экономических прав человека и гражданина;
• изучить деятельность прокурора сообразно выявлению нарушений
экономических прав человека и гражданина;
• определить роль прокурора в рассмотрении дел, связанных с нарушением экономических прав человека и гражданина.
Методологическую базу изучения составляют общенаучные методы анализа научных и нормативных источников, материалов судебной практики, в согласовании с которыми докладчик рассматривает правовую природу и содержание экономических прав.
В ходе изучения применены, не считая такого, такие способы научного познания, как конкретно-исторический, формально-юридический,
сравнительно-правовой, структурно-функциональный, теоретико¬
прогностический и др.
Нормативную правовое основание изучения составили международные договоры, участником которых является Российская Федерация
(Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. , Международный пакт о соц., экономических и культурных правах 1966 г. , Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к
ней); конституционные акты (Конституция Русской Федерации 1993 г. , Конституции (Уставы) субъектов Русской Федерации); федеральные конституционные законы (в том числе Федеральный конституционный закон №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Русской Федерации» 1994 г. , Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О
Правительстве Русской Федерации» 1997 г. ); федеральные законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Фе дерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»); законодательство
субъектов Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства Российской Федерации.
Научная новизна изучения состоит в разборе проблем реализации экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации как социальном государстве.
В нормах Конституции Российской Федерации правовое, социальное государство предопределено как стратегическая мишень развития русского общества, обеспечивание прав человека и гражданина— как программные задачи для государственной власти. При этом, построение правовой страны может быть лишь через предложение примата права, непременного для всех субъектов публичных отношений, а социальное государство предполагает функциональную активность страны, по созданию условий для обычного существования категорий нуждающихся граждан.
В настоящее время для российского сообщества более актуальна неувязка реализации положений Конституции РФ, принятия действующих мер по её неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Законный нигилизм все еще правит бал в русской реальности. В особенности беспокоит состояние дел с соблюдением конституционных прав и свобод россиянина, какие согласно ст. 18 Конституции РФ являются конкретно действующими. Почти все из данных прав пока, не подкреплены гарантиями настоящей государственной и в первую очередь судебной защиты, ответственностью за их нарушения. А так как конкретно с Конституцией, провозгласившей высшей ценностью человека, его права и свободы, сравнивает человек содержание и действие на его жизнь конкретных законов, в частности одинаковым образом оберегающих различные формы собственности, обеспечивающих свободу экономической деятельности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, устанавливающих минимальные размеры пенсий и заработной платы и всех остальных законов .
Предпосылки аналогичного расположения дел многоплановы, но, решающее смысл имеет неимение верно продуманной законной концепции экономических прав как конституционно-правовой категории. В результате это вытекает в неимение научно-обоснованной, подкрепленной социальными ориентирами и обеспеченной политико-правовыми средствами общей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Вопросы конституционно-правовых основ экономических прав, изученные в данной работе, очевидно, не исчерпывают всей проблематики предоставленного направления. Решение таковой задачи нереально в рамках одного изучения. Совместно с тем, видится, что ряд нижеперечисленных выводов и положений способен найти главные подходы к решению проблем повышения эффективности функционирования конституционно-правового института экономических прав.
Анализ сущности экономических прав в разрезе категорий труда и принадлежности позволил произвести вывод о естественно-правовом характере этого института. Считаем, что признание естественного характера экономических прав человека и гражданина (в первую очередность, права на труд и права собственности) обязано служить принципиальным ориентиром для законодателя, задачей которого является закрепление в позитивном праве естественных и неотчуждаемых прав и свобод .
Исходя из постулата о преимуществе «естественного права» над государственным правом, выделяющего ограниченность возможностей государственной власти сообразно сопоставлению с «естественными правами» личности в социально-экономической области, мы тем самым приобретаем вероятность доказать конституционно-правовую природу экономических прав, содержание и самый дух которых описывает качественно другой тип взаимоотношений личности и государства. Признание права на труд и права личной принадлежности в качестве естественных прав выведет российскую правовую систему на качественно новейший уровень конституционного статуса личности во всех его срезах.
Экономические права личности в Российском государстве появляются в юридическом значении в предоставлении любому определенной меры экономической свободы, выражающейся в закрепленной Конституцией РФ способности использовать свои возможности и свою собственность для любой не запрещенной законодательством экономически целесообразной и общественно полезной деятельности.
Настоящее воплощение экономических прав человека и гражданина обусловлено совокупностью самых разных причин, социально-политических и юридических явлений, обеспечивающих их реализацию, защиту и охрану. Есть ряд общих и юридических гарантий главных экономических прав, в возможности огромной численности как российских, так и интернациональных органов выступают задачи обеспечений настоящей способности реализации экономических прав, их защиты и охраны. Однако гарантированность и абсолютное претворение в жизнь экономических прав людей вероятна только на базе стабилизации социально-экономической и политической обстановки в стране, демократизации всех сторон публичной и государственной жизни, абсолютного соблюдения имеющихся стандартов в области прав человека всеми органами и должностными лицами, повышении правовой культуры народа России. Действительность конституционных экономических прав личности обязана складываться действием комплексного механизма, включающего систему причин(экономических, социально-политических, идеологических, правовых, организационных и др. ), обеспечивающих правовое состояние личности в сообществе .
Процесс реализации прав людей содержит довольно непростой характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их использование и действие составляют особенный механизм перевода общих предписаний в личное поведение субъектов права.
Данный механизм позволяет исполнять надлежащие права как методом их конкретизации и нормативно-правового проявления всеобщего в особенном и единичном, так и методом прямого(конкретного)деяния не только государственно-правовых(конституционных)норм, но и самих субъективных прав-притязаний уже на стадии конституционного статуса, чем гарантируется возможность пользования надлежащими экономическими(и в целом социальными)благами в сфере прямых отношений гражданина с государством.
Воплощение экономических прав напрямую зависит от того, как конкретизированы в отраслевом законодательстве рубежы конкретного конституционного права(в пределах которых субъекты обязаны поступать в целях недопущения злоупотребления правом)- с одной стороны; с иной - в какой степени оправданы закрепленные законодательством имеющиеся ограничения, не приводят ли они к умалению прав человека и гражданина. Ключевой задачей законодателя в сфере нормативного регулирования экономических отношений является определение пределов правового регулирования таковым образом, чтоб содержание норм права не ограничивало ни государство, ни его людей, предоставляя обоим свободное перемещение в экономическо-правовом пространстве, не появлялись препятствия реализации интересов индивидов в разных областях жизни со стороны страны .
В настоящее время явна необходимость политики «государственного содействия», «государственного стимулирования» предпринимательской деятельности, отхода от принципов малого вмешательства государства в рыночную экономику. В данной сфере мало лишь провозглашения, конкретизации и охраны данных прав, установления механизмов их охраны, принципиальна многосторонняя, осмысленная политика страны, неизменные действия, обеспечивающие действительность воплощения экономических прав.
Проявившиеся в крайние годы положительные тенденции в экономическом развитии страны, некое усовершенствование общественного положения отдельных категорий населения(пожилых людей, бюджетных тружеников общественной сферы)вселяют сдержанный оптимизм сравнительно перспектив решения стратегических задач модернизации экономики и на этой основе — поочередного продвижения по пути формирования социального правового государства. При этом модернизацию экономики и поднятие жизненного уровня народа нереально выполнить без уяснения такого очевидного обстоятельства, что социально-экономическая сфера как никакая иная очень живо реагирует на неисполнение баланса интересов: коммерции и власти, труда и денежных средств, малого и крупного предпринимательства, наемных работников и работодателей, нуждающихся в общественной поддержке и трудоспособного населения и т. д .
Социальная ориентация рыночной экономики обязана существовать с целенаправленным вмешательством снаружи, а конкретно - методом мероприятий государственной экономической политики, при этом таковых, какие бы не нарушали конститутивной функции рыночных механизмов, а регулировали и корректировали её, внося нужные структурные конфигурации в тех вариантах, когда налицо недочеты системы.
На современном шаге развития российской государственности, когда уже заложены базы рыночного хозяйствования, нужно смещать центр тяжести в политике страны на общественно-политические ценности, в первую очередность, на этак именуемые «социальные инвестиции».
1. Всеобщая декларация прав человека/Международные акты о правах человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. — 1998. — 10 декабря.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976. -№ 17.-Ст. 291.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета 1993. - 25 декабря.
4. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. - № 52. - Ст. 1865.
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. — 1994.-№ 13.-Ст. 1447.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. -№ 1. — Ст.1; 2001. -№51. -Ст.4825.
7. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// СЗ РФ. 1997. - № 9.-Ст.1011.
8. Гражданский кодекс Российский Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ [ред. от 28.03.2017] // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
9. Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [ред. от 03.04.2017]// Российская газета", N 113, 18.06.1996.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // "Российская газета", N 249, 22.12.2001.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001.
12. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2017)// "Российская газета", N 1, 12.01.2005
13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2002. - № 46. - Ст. 4532.
14. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. 2002. - № 30. - Ст. 3012.
15. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ //СЗ РФ. 1998.- № 31. - Ст. 3824.
16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 07.03.2017) // СЗ РФ. 1995. - №47. - Ст. 4472.
17. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 03.04.2017) // СЗ РФ. 2003 г. - № 40 - ст. 3822.
18. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите
конкуренции» (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2006 г. - № 31 (ч. I) - ст. 3434.
II. Учебная и научная литература
1. Алексеев С.С. Философия права. М.: Изд-во «Норма», 2015. -336с.
2. Антипова Г.А. Система личных прав человека: конституционно правовой аспект: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.: Юристь, 2014. -123 с.
3. Бессарабов В.Г. Европейский Суд по правам человека. М.:
Просвещение, 2013. -247с.
4. Баренбойм П.Д. О соотношении конституционного права и конституционной экономики // Право и экономика. М.: Инфра-Норма, 2015. — № 1. - 108 с.
5. Болдырев С.Н. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. — Ростов н/Дону, 2014. — 210с.
6. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. — М.: Законность, 2016. - 447 с.
7. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского законодательства в решениях Конституционного Суда РФ). М.: Юристъ, 2014. -284 с.
8. Гражданское право России. // Обществоведение. М.: Право и закон, 2016. - 779 с.
9. Дружинин Д.Н. Экономические права и свободы граждан РФ. Конституционно правовой аспект. Дисс. . канд. юрид. наук. Ростов на Дону.
2013. - 171 с.
10. Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Защита гражданских прав по законодательству России // Арбитражный и гражданский процесс. — 2015. -№ 1. - 146 с.
12. Защита прав и гражданских свобод в России: философские, политические и мировоззренческие проблемы: Курс лекций. М.: Просвещение, 2013. -120 с.
13. Ионова Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. М.: Юристь, 2016. - № 5. - 284 с.
14. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации // Государство и право. — 2014. — № 11. - 197 с.
15. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие. М.: Норма, 2015. - 288 с.
16. Калентьева Т.А. Правовые формы реализации экономической функции российского государства в условиях перехода к рыночным отношениям: Дисс. . канд. юрид. наук. Самара, 2014. -235 с.
17. Категов А.С. Механизм применения права и правовая система России (историко-методологический анализ): Дис. . докт. юрид. наук. СПб., 2013. - 445 с.
18. Корсаков Е.А. Государственно-правовое регулирование экономических отношений: проблемы, методы: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2016. -171 с.
19. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Просвещение, 2015. -381 с.
20. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/Сост. проф. В.В. Маклаков. М.: Право и закон, 2014. - 542с.
21. Конституционное право России. Краткий учебник для вузов. М.: Просвещение, 2016. -338с.
22. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: Юристь. 2013. - 379с.
23. Курбатов А. Обеспечение баланса частных и публичных интересов — основная задача права на современном этапе// Хоз-во и право. -2013.-№ 6. - 352 с.
24. Курноскин Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2015. - 123 с.
25. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина.// Законодательство и экономика. — 2015. — №1. - 284 с.
26. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». М.: Законность, 2014. - 445 с.
27. Магазинер Я.М. Избранные труды по общей теории права. — СПб, 2016. - 352 с.
28. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. — М.: Изд-во «Прометей», 2014. - 419с.
29. Матвеева Т.Д. Международное право: Курс лекций-МЗЗ. М.: Изд-во РАГС, 2014. - 257с.
30. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Юристь, 2013. - 911 с.
31. Петражицкий Л.И. Теория права и государства, в связи с теорией нравственности. СПб., 2016. - 608 с.
32. Петрова А.В. Функции Конституции России // Закон и право. -2013. - № 6. - 146 с.
33. Приходько И.М. Правовые ограничения в российском законодательстве: пути оптимизации // Правовая политика и правовая жизнь.-
2014. -№3. - 311 с.
34. Предпринимательское право: учебник /Под ред. С.Э.Жилинский. М.: Просвещение, 2014. - 943 с.
35. Права человека. Учебник для вузов. — М.: Инфра-Норма, 2014. -573 с.
36. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Право и закон, 2015. -314с.
37. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М.: Законность, 2013. -353 с.
38. Рассказов Л.П., Упоров В.В. Естественные права человека. Учебное пособие. СПб., 2014. - 174с.
39. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник /Росстат РФ. М.: Юристь, 2013. -494 с.
40. Ручкина Г.Ф. Конституционные основы предпринимательства в России // Конституционное и муниципальное право. -2016. -№4. - 329 с.
41. Савицкий В.М. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина // Права человека: Учебник для вузов. М.: Законность, 2015. - 436с.
42. Селиванова О.Ю. Субъективное право: сущность, структура, ценность: Дис. . канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2014. - 174 с.
43. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. — М.: Инфра-Норма, 2016. -433с.
44. Сошникова Т.А. Деятельность общественных объединений по защите трудовых прав граждан // Законодательство и экономика. — 2014. -№ 7. - 284 с.
45. Социальное рыночное хозяйство в Германии: Истоки, концепция, практика / Общ. ред. А.Ю. Чепуренко. -М.: Юристь, 2015. - 405с.
46. Терехин В.А. Судебная власть в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2016. — 217 с.
47. Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — 739с.
48. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Просвещение, 2014. - 469 с.
49. Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы: Монография. СПб.: Изд-во РПТУ им. А.И. Герцена, 2013.- 126 с.
50. Ферпосон А. Опыт истории гражданского общества. М.: Юристь,2015. -391 с.
51. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М.: Инфра-Норма, 2016. — 383с.
52. Эбзеев Б.С. Глобализация и государственное единство России. М.: Просвещение, 2016. - 306 с.
III. Материалы юридической практики
1. Решение Можайского городского суда № 3/3-14/2014., [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/courtmamontovskij-rajonnyj- sud-altajskij-kraj-s/act-103128735/17.
2. Решение Кемеровского районного суда Кемеровской области 1-224/2015., [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rospravosudie.com/court-poxvistnevskij-rajonnyj-sud-samarskaya-oblast- s/act- 493072226/.
3. Приговор Адлеровского районного суда г. Сочи, 1-224/2016., [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court- poxvistnevskij-rajonnyj-sud-samarskaya-oblast-s/act- 493102226/.
IV. Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт МВД РФ http://www.mvd.ru/
3. Официальный сайт МВД РТ:http://mvd.tatarstan.ru/
4. Официальный сайт прокуратуры РТ: http://prokrt.ru/
5. Официальный сайт Верховного суда РТ: http://vs.tat.sudrf.ru/.
6. Консультант плюс: http://www.consultant.ru