Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ И ЭМПАТИИ
АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ
1.1. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Теоретические подходы к понятию «рефлексия» 13
1.3. Теоретические подходы к понятию «субъектная регуляция » 16
Вывод по первой главе 23
II. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методики исследования 26
2.1.Описание организации исследования 26
Вывод по второй главе 29
III. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТИПА РЕФЛЕКСИИ, ЭМПАТИИ И ПОЛА АВТОНОМНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТУДЕНТОВ НА ОЦЕНКУ ИХ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ УСТАНОВОК
3.1 Результаты дисперсионного анализа влияния типа субъектной регуляции
на оценку социально-нравственных установок юношей и девушек 30
3.2 Результаты многофакторного дисперсионного анализа влияния типа
рефлексии, эмпатии на оценку социально нравственных установок у автономных и зависимых девушек 35
3.3 Результаты многофакторного дисперсионного анализа влияния типа рефлексии, эмпатии на оценку социально нравственных установок у
автономных и зависимых юношей 48
Вывод по третей главе 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
В процессе становления личности наибольшее значение имеет формирование нравственности, ценностей, установок. Закономерно, что на органичное нравственное становление личности, влияет целый комплекс факторов. Будучи членами социального общества и обладая множество межличностных связей, мы в той или иной степени, обязаны согласовать свою деятельность с окружающими нас людьми, в той же мере в которой и они согласуют с нами, подчиняясь при этом нормам и правилам не только общественным, но и личностным.
Вступление в период юности привносит в жизнь человека изменение социальной роли и взаимоотношений с людьми, накопление опыта. В результате, все это позволяет наиболее зрело оценивать и реализовать себя в социальном и профессиональном плане.
Для понимания функции деятельности в становлении личности как зрелого субъекта социально-нравственных отношений для нас важна категория личностного смысла А.Н. Леоньтева, которую в дальнейшем развили его последователи. Высокий уровень личностной зрелости, предполагает, по его мнению, развитую систему смысловой регуляции и нравственной рефлексии. [38]
В процессе личностного становления, наряду с рефлексией развиваются и социальные, нравственные установки. Умение понимать нужды другого, ставить себя на его место, играет не маловажную роль в определении тех личностных ценностей, которые характеризуют индивида. В процессе эмпатии, человек имеет возможность прочувствовать себя, в зачастую, сложной ситуации. Здесь имеет место и «вчуствование», в переживания другого.
Оба этих процесса, участвуют в формировании психических новообразований, пересмотре личностных ценностей и установок, оценке себя как части социума.
При всем этом актуальной проблемой становится развитие уровня самостоятельности личности, поэтому важно изучение влияния субъектной регуляции на личность.
Система субъектной регуляции является одним из универсальных механизмов согласования активности личности с требованиями деятельности. Причем его универсальность состоит в том, что во всех сферах и уровнях проявления личности (как субъекта деятельности) система субъектной регуляции по своему компонентному составу остается относительно стабильной, являясь в то же время, в силу ее личностно- типологических особенностей, динамичной по содержанию компонентов, уровню их развития и характеру связей между ними. [47, c.4]
Актуальность: Данная тема актуальна, как для широкого круга
общественности, так и для специалистов в области педагогики и самих студентов. Исследования в данной области позволяют вносить необходимые корректировки в программы обучения и психологического развития современной молодежи для лучшей адаптации к сложным реалиям современной жизни.
Теоретической и методологической основой для работы послужили исследования отечественных и зарубежных авторов, таких как: Горбатова Е.А, Бондаренко А.Ф, Т.П. Гаврилова, О. А. Копопкина, Выговская Л.П, Семенов И. Н., Степанов С. Ю., Т. Липпс, Э. Титченер, Юнг К.Г., Роджерс К. и др. Изучение и открытие термина «субъектная регуляция» нашло отражение в работах Г.С. Прыгина
Цель исследования: выявить влияние рефлексии, эмпатии и типа субъектной регуляции юношей и девушек на их социально нравственные установки;
Объект исследования: студенты в возрасте 18-25 лет;
Гипотеза: рефлексия, эмпатия и тип субъектной регуляции оказывают влияние на социально-нравственные установки, мужчин и женщин, в частности:
- влияние типа субъектной регуляции будет проявляться в том, что у зависимых юношей результаты будут выше по шкалам общих ценностных установок, в то время, как у зависимых девушек результаты будут ниже по шкале моральных установок;
-влияние системной рефлексии, у юношей и девушек, будет проявляться у юношей и девушек на шкалы духовных, социальных ценностей.
- влияние эмпатии у юношей будет проявляться на шкалы духовных и личностных ценностей, в то время как у девушек на духовные ценности и шкалу забота
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблемам рефлексии, эмпатии и социально-нравственных установок в юношеском возрасте;
2. Определить показатели рефлексии и эмпатии у автономных и зависимых студентов;
3. Выявить степень влияния типа рефлексии и уровня эмпатии автономных и зависимых студентов на оценку их социально нравственных установок;
Для проверки и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; психодиагностические методики; статистическая обработка полученных результатов
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в городе Набережные Челны в институте КФУ. В исследовании принимали
участие студенты третьих и четвертых курсов.
Методы и методики исследования: анализ психологической
литературы по проблеме исследования; методики:
1) Опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиан и М. Эпштейн (Эпстайн), адаптирован на русском языке Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым;
2) Опросник «Дифференциальный тип рефлексии». Разработан Д.А, Леонтьевым, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осиным и А.Ж. Салиховой:
3) Тестовый опросник автономности и зависимости (Г.С. Прыгин);
4) Методика диагностики нравственных ориентаций И.С. Славинская, А.д. Наследов, М.Я. Дворецкая;
5) Опросника Духовных ценностей (Г.С. Прыгин)
6) Шкала Социально-нравственных установок ( Г.С. Прыгин)
Практическая значимость: Способствование разработке программы социально-нравственного развития студентов, а так же ценность полученных данных для психологов, преподавателей и самих студентов.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Microsoft Excel, IBMSPSS-20. Использовались следующие методы: вычисление среднего, дисперсии; многофакторный дисперсионный анализ;
Надежность и достоверность результатов обеспечивалась теоретической обоснованностью методологических положений; выбором психодиагностических методик, отвечающих предмету и задачам исследования; адекватным и корректным применением методов математической статистики; количественным и качественным анализом эмпирического материала.
По мере взросления, начиная с 2-3 лет, у каждого человека начинается формирование личности, закладывается темперамент, самосознание, чувство самооценки, эмоциональная саморегуляция и т.д. Закономерно, что формирование всех личностных качеств происходит в процессе какой-либо деятельности, в разного вида и сложности ситуациях. К юношескому возрасту, сформировано уже большинство личностных качеств и происходит лишь отточка основных. То, в какие ситуацию попадает человек, то, как реагирует, оценивает ее, несомненно, влияет и на то, какие социальные, нравственные и духовные аспекты вынесет он для себя. Можно говорить о формировании социально-нравственных установок под воздействием уже сформированных основных личностных качеств.
В данной работе рассматривались такие феномены как эмпатия, рефлексия и субъектная регуляция. Источником эмпатии является противоречие в эмоциональном мире человека между своим собственным и воспринимаемыми переживаниями другого. На мой взгляд, наиболее точное определение эмпатии из множества выявленных в процессе теоретического анализа литературы это «вчувствование». Однако эмпатия, без адекватного оценивания ситуации, не может привести к решению проблемы эмпатируемого. Взгляд на себя со стороны, самооценка и самоанализ себя, ситуации и возможных решений есть не что иное, как рефлексия.
Но даже с учетом эмпатии и рефлексии остается загадкой, как поведет себя человек в той или иной ситуации. Все решит сам, или же решит воспользоваться неким «алгоритмом» действий, составленным другим человеком. Это тип субъектной регуляции.
В работе был проведён сравнительный психологический анализ особенностей взаимовлияния на социально-нравственные установки, студентов разного пола, разных типами субъектной регуляции, эмпатии и рефлексии. Было выявлено влияние типа субъектной регуляции на тип рефлексии. Здесь и у юношей и у девушек показатели идентичны: у автономных влияние выше на системную рефлексию, у зависимых на интроспекцию.
Так же можно говорит о, том, что у зависимых мужчин, тип субъектной регуляции оказывает влияние на социальные ценности, общие ценностные установки и совесть. Влияние автономности на эти же ценности ниже, так как автономные мужчины могут ими просто пренебречь, чего нельзя сказать о девушках. Для них характерно высокое влияние автономности на моральные, социальные, обще ценностные установки.
Так же было выявлено, что у мужчин на социально-нравственные установки большее влияние оказывает тип субъектной регуляции и эмпатия. У девушек субъектная регуляция и рефлексия. Конечно, нельзя говорит, что у мужчин отсутствует рефлексия, а у девушек эмпатия. Они присутствуют но, например, у мужчин, рефлексия сочетается с эмпатией и влияние только рефлексии (системной) выявлено лишь на духовные ценности. У девушек наоборот эмпатия сочетается с субъектной регуляцией и интроспекцией и оказывает влияние на духовные ценности, а так же заботу и моральные установки.
Набольшее влияние рефлексии на оценку социально-нравственных установок у девушек обусловленное интроспекцией и квазирефлексией. На мой взгляд, данное влияние логично в силу женской сущности, любви к самокопанию и фантазированию. Для мужчин же влияние эмпатии на оценку социальных и нравственных ценностей пригодно для дальнейшего рассмотрения, однако стоит заметить, что мужчины в силу стереотипного мышления склонны скрывать свои чувства и сопереживать, не высказываясь об этом, да и никак не показывая. На мой взгляд, факт эмпатии у мужчин заключается в их дальнейшей помочь, быстром решении проблемы и в целом ориентации на действие, хотя и ориентация на состояние, как видно, им не чужда. Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась: рефлексия, эмпатия и тип субъектной регуляции оказывают влияние на социально-нравственные установки, мужчин и женщин;
- влияние типа субъектной регуляции будет проявляться в том, что у зависимых юношей результаты будут выше по шкалам общих ценностных установок, в то время, как у зависимых девушек результаты будут ниже по шкале моральных установок;
-влияние рефлексии, у юношей и девушек, будет проявляться на шкалы духовных, социальных ценностей. Однако исследование показало, что у юношей системная рефлексия оказывает влияние только на шкалу духовных ценностей, в то время как у девушек на социальные ценности важные в жизни каждой испытуемой индивидуально. Влияние квазирефлексии и интроспексии на остальные социально-нравственные установки выявлено в комплексе с эмпатией и типом субъектной регуляции.
- влияние эмпатии у юношей будет проявляться на шкалы духовных и личностных ценностей, в то время как у девушек на духовные ценности и шкалу «забота». Влияние эмпатии на остальные социально-нравственные установки выявлено в комплексе с рефлексией и типом субъектной регуляции.
В результате исследования выяснилось, что влияние эмпатии рефлексия и тип субъектной регуляции на духовные ценности в большей мере проявляется у мужчин. У девушек же напротив больше влияние на социальные ценности и установки.
Кроме того исследования влияния типов эмпатии, рефлексии и пола автономных и зависимых студентов на социально - нравственные может быть продолжено с привлечением испытуемых находящихся на других ступенях возрастного развития.
1. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 2006. - 174с.
2. Басова А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8 (43) стр. 254
3. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998 - 672 с.
4. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение оте чественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 2003. -стр. 86
5. Бражникова А.Н., Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала // Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2012, №4 стр .13
6. Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопр. психол. 1984. № 5. С. 17—29.
7. Выговская Л.П. Эмпатичные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 4. Стр. 20-27
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т 4. -М.,1984.- 433 с.
9. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы. // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147-156.
10. Головин С. Ю., Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. . 1 998
11. Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014. № 1. С. 23-29.
12. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. С. 100—108.
13. Давыдов В. В. О двух основных путях развития мышления
школьников. — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда
Общества психологов СССР, Тбилиси, 1971, с. 686-687
14. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как
психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152— 162.
15. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. — М., 1983. — 336
16. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: автореф. дис. к.пс.н. - М., 2013. 35 с. стр. 175
17. Коджаспирова Г.М, Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. -М.: Академия.. 2005
18. Конопкин О.А Структурно функциональный и содержательно психологический аспекты осознанной саморегуляции / Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2005, Т. 2, № 1, с. 27-42
19. Конопкин О.А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека. // Вопросы психологии. М.: 1980. Стр 5-12.
20. Кропоткин П. А., "Этика", СПб.-М" 1922, т. 1, стр. 499
21. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике. / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
22. Леонтьев, Д. А. (1999). Психология смысла. М.: Смысл. 1999,с. 144-145
23. Леонтьев, Д. А. (2009). Рефлексия как предпосылка самодетерминации. В кн. А. Л. Журавлев (Ред.), Психология человека в современном мире: М.: Изд-во «Институт психологии РАН», т. 2, с. 40-49.
24. Лешин, В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов/ В.В. Лешин. // Вопросы психологии. № 8. 2006. С. 100-111.
25. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3—18.
26. Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества. — Психол. журн. 1984. Т. 5. № 1. С. 9—17.
27. Мехрабиан А.,Эпштейн М. (Эпстайном), Опросник эмоциональной эмпатии (адаптирован на русском языке Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым) // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии // В.Ю. Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
28. Мораль [ Электронный ресурс] ййрз://ш.’№1к1реШа.огд/’№1к1/мораль
29. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. - М.: Наука,1998. - 192 с
30. Муканов М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры. — В сб.: Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. С. 54—74.
31. Немов Р.С., Психология. - Москва: Педагогика, 1990г стр. 684
32. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. — Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 71—72.
33. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. - 348 с
34. Прыгин Г.С. Личностно-типологические особенности субъектной регуляции деятельности: автореф. дис. д.пс.н. - М., 2006. 49 с.
35. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
36. Прыгин Г.С. Саморегуляция деятельности как механизм формирования социальных и личностных черт // Социальная психология - Ярославль, 1999.-Т. 2. - С. 213-215
37. Прыгин, Г.С., Олейник, Н.С. Проявление феномена «автономности- зависимости» в социальных группах.- Набережные Челны, 2000.- 252-255 с
38. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2005. 432 с
39. Рзаева, Ж. В. Определение понятия «эмпатия» в отечественной и
зарубежной психологии / Ж. В. Рзаева // Научные труды
Республиканского высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. в 2 ч. / под. ред. В. Ф. Беркова. — Минск. — Минск : РИВШ, 2013. — Ч. 2. — Вып. 13 — С. 205—212.
40. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002
41. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. — В кн.: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 154—182
42. Семенов И.Н. Исследование рефлексивности духовного
самоопределения личности студентов- будущих профессионалов. C. 11
43. Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я., Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // СИСП. 2015. №1 (45) С.3-26.
44. Социальные установки [Электронный ресурс] http://studme.org/14051003 15753/psihologiya/sotsialnye_ustanovki
45. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
46. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984. — 272 с.
47. Хамитова Н.Р. Особенности принятия решений студентами с автономным и зависимым типом субъектной регуляции. автореф. дип.- Набережные Челны, 2016. стр. 75
48. Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. Изд. 2-е. — М.: Время знаний, 2010. — 240 с
49. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. София Лорие, под ред. В. Зеленского. Спб.: Азбука 2001 стр. 106
50. Thomas W., Znanecki F. The polish peasant in Europe and America. - New York: Alfred A. Knopf, 1927. P.27