Введение 3
1. Теоретико-методические основы изучения адаптации персонала в
организации 5
1.1 Сущность и содержание понятия адаптации персонала 5
1.2 Основные виды и стадии адаптации персонала в организации 10
1.3 Методы адаптации персонала 14
2. Анализ управления системой адаптации в ОАО «Содружество» 22
2.1 Анализ ситуации в отрасли 22
2.2 Анализ хозяйственной деятельности организации 24
2.3 Анализ организационной структуры управления предприятия 31
2.4 Анализ системы адаптации в ОАО «Содружество» 35
3. Совершенствование системы адаптации персонала в ОАО «Содружество» 42
3.1 Совершенствование профессиональной адаптации персонала организации 42
3.2 Рекомендации по совершенствованию социально-психологической
адаптации персонала 48
3.3 Меры по улучшению организационной адаптации персонала организации 51
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложения
Адаптация персонала является одним из ключевых моментов в условиях трудовой деятельности. Приходя в новый коллектив, преследуя определенные цели и задачи, сотрудник сталкивается с некоторыми трудностями, например, такими как отсутствие информации о ценностях и нормах компании, правилах поведения коллектива. Он вынужден пересмотреть свои привычки и взгляды, выбрать наиболее подходящую для себя роль.
В этот момент руководителю необходимо обратить внимание на новичка, познакомить его с жизнью компании и начать вводить в производственный процесс. Ведь именно на руководителе лежит ответственность в привлечении в организацию высококвалифицированного работника, который будет способствовать стабильной и эффективной работе предприятия и увеличению прибыли. Благодаря этому, легко можно будет оценить уровень сплоченности и интеграции коллектива.
Таким образом, адаптация - взаимное приспособление сотрудника и организации, с последующим изменением поведения в соответствии с требованиями среды.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости обращения особого внимания, как новым сотрудникам, так и постоянным работникам организации, от производительности которых будет зависеть эффективность работы, репутация и дальнейшая жизнь компании. Подвергаясь воздействию большого количества факторов деловой среды, любая организация остается вынужденной проводить мероприятия по адаптации персонала и всей организации в целом, к происходящим изменениям, чтобы оставаться конкурентоспособной.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления системой адаптации персонала в ОАО «Содружество» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели, нами будет произведен анализ ситуации в отрасли, рассмотрена характеристика ОАО «Содружество» и ее хозяйственная деятельность, проанализирована организационная структура предприятия, а так же будет произведен опрос работников компании путем анкетирования, что поможет внести ясность об уровне адаптации персонала в организации. Нами будет предложены меры по совершенствованию системы адаптации персонала в ОАО «Содружество».
Будут рассмотрены следующие задачи:
- изучение теоретико-методических основ адаптации персонала в организации;
- проанализировать современное состояние системы адаптации персонала в ОАО «Содружество»;
- разработать методы совершенствования системы адаптации персонала в ОАО «Содружество»;
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является система адаптации персонала в ОАО «Содружество».
Предметом исследования является процесс управления системой адаптации в ОАО «Содружество».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе работы рассматриваются теоретико-методические основы изучения адаптации персонала в организации, ее сущность и содержание, основные виды и стадии, а также методы адаптации персонала.
Во второй главе производится анализ управления системой адаптации в ОАО «Содружество» путем анкетирования.
В третьей главе произведены рекомендации по совершенствованию профессиональной, социально-психологической и организационной адаптации персонала организации.
При выполнении работы были использованы графический и табличный методы.
В ходе данной работы нам удалось выяснить, для каких целей должна внедряться и проводиться система адаптации персонала организации, рассмотрели ее виды и обозначили факторы, влияющие на принятие решения об адаптации, ознакомились с рядом функций, обеспечивающих качественную и эффективную работу на начальном этапе работы, выявили факторы, влияющие на адаптацию сотрудника.
Далее мы ознакомились с методами адаптации персонала, которые направлены на ознакомление с с принципами корпоративной культуры, корпоративной политикой в области управления персоналом. Целью данных методов является - сориентировать нового сотрудника в большом объеме информации, которую ему необходимо узнать в ближайшие дни.
Подводя итог проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что вопрос процесса адаптации в ОАО «Содружество» руководителями ставится далеко не на первый план. Попадая в новую среду и новый коллектив, сотруднику самому приходится «выживать» в компании, осваиваться и получать новые знания. Проанализировав данные анкетирования, стало очевидно, что основным помощником новичка становится коллектив. В организации нет четко выработанной стратегии по улучшению качества адаптации персонала, нет конкретных положений по ее осуществлению, соответственно данный период так же никем не контролируется.
В наше время имеется большое количество организаций на рынке, которые зациклены в большей мере на получении максимально возможной прибыли, не обращая внимания на процессы, которые происходят внутри компании, в том числе на коллектив и его адаптацию. Чаще всего, движения в направлении поиска адаптивных решений наступает только тогда, когда организация начинает ощущать в этом острую необходимость, сопровождающуюся реальными проблемами или даже угрозами. Важно не забывать, что не стоит прибегать к методу адаптации персонала только в те моменты, когда происходит спад в рабочем процессе, нужно налаживать и всегда поддерживать его, чтобы сотрудники чувствовали себя защищенными в рабочей среде.
На основе полученных данных о системе адаптации персонала в ОАО «Содружество», нами был предложен ряд предложений, направленных на совершенствование профессиональной, социально-психологической и
организационной адаптации.
Для проведения профессиональной адаптации, мы предложили два метода: обучение на рабочем месте и обучение вне рабочего места, где рассчитали затраты организации и благодаря произведенному анализу выяснили, что затраты на наставника наиболее экономичны и выгодны для организации, ведь это поможет сэкономить бюджет компании и производительность повысить труда специалистов.
Для совершенствования социально-психологической адаптации сотрудников в организации, мы обратились к рекомендации специалистов принявших участие в анкетировании, где ими было предложено обустройство комнаты психологической разгрузки, был так же произведен расчет эффективности затрат ОАО «Содружество», направленных на благоустройство сенсорной комнаты. При обустройстве данной комнаты сотруднику будет более комфортно работать, он начнет ощущать себя социально - психологически адаптированным, соответственно больше будет привязан к организации, и у него не будет появляться желания уволиться.
Для улучшения организационной адаптации персонала организации мы предложили рассмотреть вопрос о разработке буклетов с правилами внутреннего трудового распорядка. Это поможет вновь прибывшему сотруднику самостоятельно ознакомиться с правилами организации, ее структурой.
Таким образом, задачи, которые были поставлены перед началом выпускной квалификационной работы, выполнены. Тем самым, достигнута цель, поставленная перед выполнением данной работы, в соответствии с обозначенным объектом и предметом работы.
1. Федеральный закон от 11 января 2002 г. N 15-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
2. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (действующая редакция).
3. Приказ Министерства транспорта России от 17.11.2012 N 474 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" (действующая редакция).
4. Федеральный закон от 11 января 2002 г. N 15-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
5. Закон «Об Акционерных обществах» (действующая редакция).
6. Закон о защите прав потребителей (действующая редакция).
7. Айзенберт Ш. Т. Оценка и управление эффективностью использования материальных и нематериальных факторов развития экономики региона на основе совершенствования системы сбалансированных показателей: автореферат канд. дисс.- Кисловодск: КИЭП, 2011.-200 с.
8. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учебное пособие. Изд 2-е. - П.: ПетрГУ, 2012. -321 с.
9. Беседина Л. А., Наставничество - лучшее из прошлого, которое работает на будущее. Учебное пособие - М.: Искра, 2014. - 176 с.
10. Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 673 с.
11. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2002. - 528 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. Гардарики, 2012. - 296с.
13. Володина Н.В. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы. М.: Эксмо, 2012. 240 с.
14. Ганов К.В. Экспресс - адаптация работников на предприятии. - М.: Изд. Юнити, 2011 - 54 с.
15. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия: учебное пособие. / В.А Горемыкин, Н.В. Нестерова. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 594 с.
16. Горшкова Е.Г., Бухаркова О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса . Практическое руководство. - М.: Изд. Речь, 2013 - 165 с.
17. Грязнова А.Г., Джинджолия А.Ф. Основы менеджмента. - М.: Экономика, 2009 - 428 с.
18. Губин В.Е., Губина О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник: - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2014. - 336 с.
19. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: Пер. с англ.: Учеб. пособие/ Д. Джоббер. — 2-е издание. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. — 687 с.
20. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие / А.Н. Занковский. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 648 с.
21. Занько Д.И. Адаптация, мотивация и развитие персонала отдела продаж. Учебник. - 2-е изд., М.: Вершина, 2016. - 238 с.
22. Иванова С.И., Глотова А.Н. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. Учебник. - 3-е издание. - М.:М Паблишер, 2014. - 279 с.
23. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. «Человеческие ресурсы управления» - М.: Финансы и статистика, 2013; - 248 с.
24. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебник / Н.И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2013. - 336 с.
25. Казакова Н.А., Ефремова Е.И. Концепция внутреннего контроля эффективности организации. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с.
26. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Организация профориентации и адаптации - М.: Проспект, 2013. - 315 с.
27. Кобелева И.В., Ивашина Н.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
28. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры.- М.: Финансы и Статистика, 2013 г. - 387 с.
29. Комаров Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений. Учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров, Н. Н. Стрельникова, И. В. Малофеев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 304 с.
30. Латуха М.О. Адаптация персонала. Справочник кадровика. - М.: Инфра, 2013 - 116 с.
31. Маусов Н.К., Ламскова О.М. Адаптация персонала в организации - 2004 - №13 - стр.53-56.
32. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.:
Академический Проект; Трикста, 2005. - 464 с.
33. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 364 с.
34. Мескон М.Х., Хедоури Ф. «Основы менеджмента». Учебник. - М.: Дело,
2012. -504 с.
35. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление. Социальная психология и философия. - Л.: Наука, 2014. - Вып. 2.
36. Мосесова Н.Т., Дятлова Е.В. Наставничество на рабочем месте. Учебник - М.: Гавань, 2015. - 258 с.
37. Никулин Д.В. Чтобы уменьшить текучесть кадров, уделите внимание адаптации / Журнал "Кадровое дело" 2015. N 9.
38. Орлов С.Н. Внутренний аудит в современной системе корпоративного управления компанией. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -284 с.
39. Поздеева Н.Р., Хакимова Д.В. Повышение эффективности работы предприятия на основе совершенствования управления трудовым потенциалом Журнал "Науковедение", Вып.21,2015, -294 с.
40. Птуха К. Все о коучинге в продажах. Учебник. Издательство: Беловодье, 2011 - 267 с.
41. Рогожин, М.Ю. Управление персоналом: практ. пособие / М.Ю. Рогожин. - М.: Изд-во Проспект, 2011. - 320 с.
42. Ронжина Л.Г., Аверин А.В. Наставничество как одна из форм воспитания и обучения молодого специалиста на рабочем месте. Учебное пособие. Изд. Конверс, 2011. - 159 с.
43. Русакова Е.И., Синякова М.Г. Адаптация и дезадаптация персонала. Пособие для студентов. Изд. Питер, 2012. - 121 с.
44. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 504 с.
45. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности - СПб.: Питер
2013. - 234 с.
46. Турчинов А.И. Управление персоналом: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Издательство РАГС, 2013. - 488 с.
47. Херцберг, Ф. Мотивация к работе / Ф. Херцберг. - М. - СПб.: Вершина, 2013. - 245 с.
48. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. Учебник. Изд. 4-е. Издательство Питер, Классика МВА, 2012. - 349 с.
49. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. Изд. 2-е, изм. и доп.
- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М).
50. Шлендер, П. Э. Управление персоналом. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П. Э. Шлендер и др.; под ред. проф. П. Э. Шлендера. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 320 с.
51. Шмидт Г., Марра Р. «Управление персоналом в условиях социальной и рыночной экономики». Учебник. - М.: Экономика, 2012. - 363 с.
52. Устав ОАО «Содружество»
53. Годовые отчеты бухгалтера за 2013-2015 гг.
54. Должностная инструкция персонала ОАО «Содружество»
55. https: //www.consultant.ru/
56. https://sodruzhestvoppk.ru/
57. http: //www.mintrans .ru/